Беседы с батюшкой. Священник Павел Зуев. 19 сентября 2023

19 сентября 2023 г.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

Сегодня у нас в гостях священник Павел Зуев, секретарь подворья Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате.

– Сегодня Церковь вспоминает чудо, совершенное Архистратигом Михаилом в Хонех. На самом деле что это за Хони и где находится – точно неизвестно. И в календаре достаточно мало воспоминаний какого-либо чуда, совершенного святым или даже архангелом. И в церковном году всего два дня памяти посвящены Архангелу Михаилу: как раз чудо в Хонех и Собор Архангела и прочих Небесных Сил бесплотных в ноябре. И еще интересно, что в честь этого праздника в Кремле находился знаменитый Чудов монастырь, построенный святителем Алексием, митрополитом Московским, в XIV веке и уничтоженный большевиками в XX веке. Что же это за праздник такой? Что за чудо совершил Архангел Михаил в Хонех?

– Это чудо произошло во Фригии около Иераполя. Там находился источник. Один человек, у которого была немая дочь, очень переживал и страдал по этому поводу. Хотя он был некрещеный, но молился, и во сне ему явился Архангел Михаил и сказал, что дочь должна испить из этого чудесного источника и тогда исцелится от своей немоты. Когда он проснулся, сделал то, что сказал ему Архангел, и его дочь обрела дар речи. В благодарность Богу он построил храм в честь Архангела Михаила около этого источника.

На протяжении 60 лет там алтарничал некий человек Архипп. Сегодня в том числе день алтарника (или пономаря). Он всю свою жизнь провел в храме, где-то там и жил, то есть совсем не отлучался из него. Это раздражало язычников, которых было достаточно много в той местности. Они хотели навредить православию и верующим людям и уничтожить храм, но не могли этого сделать своими руками, потому что храм никогда не был пуст, там всегда был Архипп.

Однажды они искусственным образом соединили устье двух рек, и эта огромная вода направилась в ущелье и должна была смыть храм. Но Архангел явился его защитником. Он чудесным образом явился, в руках у него был жезл. Он ударил им в гору, в ней образовалась расщелина, которая как раз и смогла вместить те воды, которые направлялись на храм. «Хони» – это не область и не город, где это произошло. В переводе это слово означает «расселина, щель». Та, в которую попала вода. С тех пор это чудо особо празднуется православными людьми, которые еще и еще раз утверждаются в вере, что Господь жив и по молитвам людей творит великие чудеса, в том числе через Своих служителей. Конечно, язычники испугались, разбежались и больше не пытались как-то навредить христианам, потому что воочию увидели силу Бога.

– Мы вспомнили Архиппа, который был алтарником в том храме. Это замечательный повод поговорить о служении алтарников и пономарей. На службах мы всегда видим в алтаре этих людей, которые не являются священниками или дьяконами. В некоторых храмах их бывает много, иногда один или два человека, но тем не менее они заметны, ходят в облачении, помогают на службе. Главные вопросы, которые возникают по этой теме: во-первых, как стать алтарником, во-вторых, в чем заключается его деятельность в храме?

– Алтарник – это особый вид служения. В некоторых храмах даже есть школа для пономарей. Это человек мужского пола, который по благословению настоятеля облачается в стихарь (богослужебная одежда).

Стихарь также надевает дьякон во время службы. Но у дьякона еще есть орарь, который обозначает особую благодать. Через рукоположение дьякон может участвовать в таинствах и помогать священнику в совершении Божественной литургии. Он имеет право притрагиваться к престолу, священным сосудам, выносить Чашу со Святыми Дарами; и еще у него достаточно много особых богослужебных действий, которые не может делать никто.

Пономарь по благословению настоятеля надевает на себя стихарь как некое посвящение. Алтарник не имеет права притрагиваться к престолу, священным предметам, тем более не может священнодействовать. Его служение заключается в том, чтобы создать все условия для того, чтобы богослужение не прерывалось и шло как единая нить. Он разжигает уголь в кадилах, убирается в алтаре, приходит раньше всех, чтобы зажечь свечи на семисвечнике и приготовить все, что будет потребно для совершения священнодействий.

Это особый вид служения, ведь богослужение от момента начального возгласа и до отпуста не должно прерываться. Священник, как человек от народа, предстоит в алтаре и в нужное время говорит возгласы и обращается к Богу с молитвами. Все это регламентировано и есть в Служебнике (это такая книга, о которой знает в том числе и хор).

Пономарь должен вовремя зажигать свечу для входа. Если он немножко замешкается или забудет, то это выбьет из строя весь ход литургии и священник отвлечется от главного дела, которое должен делать, – от молитвы и живого общения с Богом.

Алтарник – это ответственное служение, которое заключается в том, чтобы ход службы не прерывался. Конечно, люди, которые не осведомлены об этом, могут относиться к этому с пренебрежением: ведь есть священник, который имеет возможность священнодействовать, а алтарник вроде как особой функции не несет. Но, наоборот, это такое служение, которое не всегда заметно внешнему человеку, но очень ценится священнослужителем в алтаре и, конечно же, Самим Христом, Которому мы и служим.

Если в храме много алтарников, то они исполняют разные функции. Иногда это один человек. Когда у священника нет дьякона, но есть пономарь, это особо ценно и намного облегчает работу и служение во время священнодейства.

– В продолжение этой темы вопрос, который беспокоит многих лиц мужского пола: как стать алтарником? Кто может им стать?

– Алтарник – это крещеный человек мужского пола. В целом некрещеный или человек иной веры не может войти в алтарь для чего бы то ни было, в том числе и для каких-то работ вне богослужения. Например, электрик обязательно должен быть крещеным.

Алтарник – это, можно сказать, очень хороший христианин, человек, который верит во Христа, старается исполнять Его заповеди. В его жизни богослужение занимает главную роль. Он регулярно находится на службе.

Таким образом они и избираются. Когда алтарника по каким-то причинам не оказалось или он уехал на долгое время, священник выбирает из числа прихожан ответственного, чистоплотного человека. Конечно, крещеного. Если тот женат, то хорошего семьянина, о котором в храме отзываются положительно. Его знает вся община.

Для начала смотрят, насколько регулярно он ходит в храм и каким образом общается с прихожанами, потому что непосредственно во время богослужения у священника нет возможности выйти и решить тот или иной насущный вопрос, который может возникнуть, и эту функцию исполняет как раз пономарь. Он должен иметь добрые отношения с прихожанами в храме.

Когда священник находит такого человека, то прежде всего спрашивает, готов ли он исполнять это церковное служение. Конечно, все мы люди, и он может оказаться занятым, на работе или заболеть. Но это не исключает его желаний. Практически все очень ревностно к этому относятся. И когда настоятель спрашивает, готов ли человек исполнять церковное послушание в качестве алтарника, тот даже не то чтобы не задумывается, а это естественно для него. Великая честь оказаться в алтаре и непосредственно участвовать в ходе Божественной литургии и других служб.

Потом человек вводится в алтарь, ему объясняются правила, где разрешается ходить, где нет, что нельзя притрагиваться к престолу и жертвеннику, и еще ряд разных предписаний и устоев, которые есть в Церкви. Он это все выслушивает и начинает более подробно изучать ход богослужения и особенности того храма, где он несет свое церковное послушание, налаживается близкая связь со священником, что способствует спокойному ходу службы. Все идет своим чередом, и ничто не отвлекает людей от молитвы. Человек заходит в храм и два часа (в зависимости от того, сколько длятся богослужения) находится в общении с Богом, его ничто не отвлекает. Это самая главная функция алтарника.

Иногда кто-то заходит в храм, чтобы отвлечься от своих проблем, которые всех нас окружают. Человек хочет спокойно встать и пообщаться с Богом. Возможно, простоять так всю службу, не участвуя в ходе богослужения. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь человек обращается к Богу. И вся община общается с Господом. Мы все вместе, как на корабле, стремимся ко Христу.  И если проводить аналогию, то этот человек в данный момент не работает своим веслом, но все равно находится на этом корабле. Мы все стремимся в Царство Небесное на этой земной и одновременно небесной Божественной литургии.

– Как Вы думаете, алтарник на службе должен молиться? Или он должен следить за тем, чтобы богослужение было хорошо обеспечено всем необходимым?

– Я думаю, что алтарнику даже запрещено молиться. Потому что молиться должен тот человек, который предстоит у престола. Именно это главная функция и задача его служения. А алтарник, дьякон и хор должны способствовать тому, чтобы его ничто не отвлекало от молитвы. Священник, избранный из народа, находится в алтаре, и служение идет за весь народ, который стоит за его спиной.

Божественная литургия – это главное богослужение православных христиан. И есть лишь одна молитва, которую священник произносит лично за себя. За эти два часа всего одна молитва. Она достаточно длинная, не все знают ее наизусть. Священник обращается ко Христу, говорит о том, что никто из людей не может служить Ему в этом великом таинстве, потому что все мы во грехах и страстях. Очень глубокие слова. И в какой-то момент люди, которые находятся в храме, могут увидеть, что священник преклоняет свою главу и говорит такие слова: несмотря на то, что я такой же человек, как и все, Ты меня избрал, я несу это служение и в этом получаю наслаждение. Исключительность его в том, что именно этот человек от этой общины предстоит у престола. Мы не забываем о том, что мы такие же люди, как и все. Мы преклоняем свою голову в знак своего недостоинства и того, что предстоим от народа.

А затем, когда молитва заканчивается, священник, воздевая руки вверх, во всеуслышание произносит слова: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне отложим попечение». Во время того, как он втайне читает молитву, хор распевает эту Херувимскую песнь. Если перевести на русский язык, то в этот момент мы должны забыть о том, что происходит у нас в земной жизни, и все свое устремление обратить ко Христу и вместе с херувимами и ангельскими силами воспевать Ему: «Аллилуйя!» В переводе с еврейского языка это значит: «Слава Ему!»

Это высшее искусство пономаря: если в алтаре все идет очень четко и он еще находит моменты в богослужении, когда его участие не нужно, то имеет возможность обратиться к Богу со своими просьбами около престола. Если он это умеет, то можно. Потому что вдруг он как-то расчувствуется и начнет молиться, а наступит время совершать следующее священнодействие – и тогда все отвлекутся, всё уже получится немножко скомканно.

Нет ничего плохого в том, что он не молится за Божественной литургией, потому что мы знаем пример многих поваров в монастырях, которые абсолютно все богослужения находились в трапезной, чтобы все духовенство и монахи после многочисленных часов богослужения могли подкрепить свои телесные силы. Повара несколько раз в год участвовали в Божественной литургии, причащались, а основное их служение проходило на кухне. Многие из них Православной Церковью причислены к лику святых. Это особый вид служения. Наверное, удобно и легко, если есть у простого человека выбор: работаешь или находишься на службе. Конечно, иногда он скажет, что хотел бы как-то участвовать в обычной жизни этого монастыря, но если все время работать, то, думаю, подавляющее большинство от этого откажется и скажет, что все-таки хотели бы быть на службе (особенно если богослужение возглавляет архиерей), чтобы насладиться этим благолепием и красотой. Поэтому у пономарей такое ответственное и важное служение: они должны свое личное оставлять на второй план и сделать все, чтобы священнослужители не отвлекались во время службы.

– Мне тоже кажется, что их молитва просто выражена деятельностью на богослужении, в алтаре, чтобы другие могли молиться. Но Господь ведь не оставит без внимания их деятельность, тоже отреагирует, как и на молитву всех тех, кто стоит в храме, а также и священника.

– Конечно, служение – это широкое понятие, которое мы относим и к военнослужащим, и к тем, кто работает в больнице, к врачам, учителям. Но мы можем это еще и расширить – это электрики, сантехники и все те, кто обеспечивает нормальную жизнь для всех нас. Это особенно заметно, когда зимой прорвало трубу, нет горячей воды в доме и все замерзают. Не так важно, когда это произойдет (в два, три часа ночи) – они все равно несут свое служение и таким образом проявляют свою любовь. И конечно, Господь не оставит без внимания самопожертвование всех тех, кто жертвует своим временем во благо других людей, чтобы им жилось комфортно. Это относится и к пономарям – это особый вид служения, который они несут в Церкви.

В конце богослужения они поддерживают чистоту в алтаре, кроме чистки тех предметов, к которым им прикасаться нельзя. Есть разные функции служения пономарей в Русской Православной Церкви. Есть храмы, где алтарник после службы организовывает трапезы, общение с прихожанами, или организовывает их, чтобы уже священник мог выйти и проповедовать, общаться с прихожанами. Это такая, можно сказать, «черновая» работа, но она очень необходима. Если, например, взять храм, где нет алтарников (такие храмы, к сожалению, есть) и священник там один исполняет все функции, становится намного сложнее служение. Например, если во время Божественной литургии уголь потух, а еще неоднократно будет нужен, он идет и сам разжигает этот уголь, что намного усложняет процесс богослужения. А если бы такой человек был, доверенное лицо, то это облегчало бы труд и служение священника.

– В связи с этим такой вопрос: в храмах, где нет мужчин, которые могут убраться в алтаре, например, можно ли женщине заходить в алтарь убираться?

– Я знаю, что в других некоторых Поместных Церквях практикуют такое, даже есть женщины и девушки, которые пономарят, иподиаконствуют у владык, но в Русской Православной Церкви сложилась своя традиция, в которой женщина до определенного возраста не имеет права входить в алтарь. Но по особым случаям или, например, в женских монастырях, где мужчин не так много, по особому благословению архиерея женщины убираются в алтаре, но когда они вступили уже в тот возраст, в котором не могут рожать детей. Например, в монастыре в Дивеево, хотя там есть и мужчины, но знаю, что инокини (им 70 лет), которые являются там насельницами, ответственны за пономарское служение. В исключительных случаях это возможно.

В то же время игумения не входит в алтарь, у нее особо отведенное место, на котором она стоит и молится. Это особый вид служения. Так и мужчинам для того, чтобы нести это служение, нужно взять особое благословение у священника. У мужчины один вид служения, а у женщины – иной. Женщина по своему естеству предназначена к чадорождению, но если это по каким-то медицинским показаниям невозможно, то все равно она несет особое служение в доме; или если работу сделает мужчина, это выглядит намного хуже. А у мужчины исключительных дней в году нет, он имеет возможность всегда находиться в алтаре и помогать священнику.

– У нас есть еще одна тема для разговора. Я предлагаю обратиться к евангельским словам, где Господь отмечает разницу между Своими Божественными заповедями и теми преданиями (или баснями, или сказками), которыми эти заповеди могут впоследствии обрастать. В Евангелии мы читаем, что Моисей сказал: Почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15, 14). Это отсылка к десяти заповедям, которые Моисей получил на горе Синай. Далее Христос продолжает: А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то́, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей (Мк. 7, 11–12). Этим самым Христос рассказывает о некоем предании, существовавшем среди иудеев в иудейской среде, которое шло дополнением к Божией заповеди; с помощью его можно было тогда не особо почитать отца и мать; таким образом, дискредитировать пятую заповедь. Что вообще значит это иудейское предание, в чем смысл этого примера Спасителя, который Он приводит фарисеям и всей иудейской аудитории?

– Цитата, что Вы привели, является итогом той жизни, которой жили иудеи. Это Евангелие от Марка. Если взять раньше не несколько стихов от того момента, что Вы прочитали, и углубиться в толкование, то мы увидим, что действительно у иудеев за основу взято десять Моисеевых заповедей и Пятикнижие, к ним они и обращаются. Эти заповеди они старались исполнять, но Пятикнижие – это достаточно большие книги, в них есть установленные нормы и каноны жизни, которым должны следовать иудеи.

Что касается нравственной стороны, то в этих книгах есть указание на исполнение нравственных законов, но иудеи должны были это толковать сами и исполнять, не выходя за рамки закона Божия. Все, казалось бы, плюс-минус конкретно, но это очень много давало свободы для толкования этих нравственных законов. За четыре века до Рождества Христова стали образовываться группы людей, которые назывались книжниками (это, конечно, иудеи), они возмущались и старались очень сильно регламентировать эти законы. Они расширили список этих норм и разбили их на самые мельчайшие детали, которых образовалось около нескольких тысяч. Это регламентировало всю жизнь иудея: если какая-то проблема, знаешь, что нужно делать. Но это все невозможно осознать и исполнить. Казалось бы, идея неплохая, что нужно все как-то регламентировать рамками, чтобы мы не нарушили закон Бога: во главе же все-таки общение с Богом, и Он – Глава всего.

К моменту пришествия в мир Христа Он на протяжении всей истории, всего Евангелия обращается к иудеям, к элите, говорит, что они лицемеры. Это очень хлесткое и жесткое слово. Как это может быть, если они хранители этого закона, исполняют его и внешне на всех их одеяниях есть цитаты из Ветхого Завета? Господь им приводит в пример цитату из Книги пророка Исаии, который является ветхозаветным евангелистом: И сказал Господь: …этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих (Ис. 29, 13). Это, конечно, их возмущает.

До сего дня сохраняется в ортодоксальной иудейской среде то, как в этом отрывке Евангелия говорится, что фарисеи упрекают учеников Христа, что они не омывают рук, когда садятся кушать. Казалось бы, все логично. И у нас, когда увидим (особенно сейчас, когда столько образовалось вирусов), что человек не омывает руки, к нему тоже настороженное отношение: сходи помой или на крайний случай воспользуйся антисептиком. Если мы, современные, читаем Евангелие, также можем недоумевать: вы же ученики Самого Мессии! Должны это делать.

Дело в том, что иудеи поставили эти законы выше любви к человеку. И за этим омовением (это не обычное привычное мытье рук) у них был чин и обряд, они очень жестко к этому относились. Когда человек приходил домой с базара или откуда-либо, где он мог видеть язычника, они веровали, что на их руках в этой грязи есть нечистые духи, они приходили домой и должны были омывать руки. Но они омывали их особым образом до еды и после каждого блюда. Все было регламентировано: объем воды должен быть не меньше, чем полторы скорлупы яйца, они пальцы направляли вверх, обливали их сверху вниз, чтобы как минимум вода доходила до запястья. Вода чистая, потому что она хранилась в особых глиняных сосудах (Христос много в Евангелии об этом говорит, что они так относятся к своим сосудам, а о своей душе вообще забыли). Эта вода чистая, но так как она соприкоснулась с нечистой рукой и с грязью, то и вода становится уже нечистой, а вытирать полотенцем было нельзя, вторая рука складывалась в кулак и вытиралась сначала изнутри, а затем снаружи. Такое происходило сложное омовение. Я рассказал, упустив, возможно, какие-то моменты, но, думаю, этого примера вполне достаточно. И Господь им говорит, что внешне все исполняется жестко, и обращает внимание, что это предание было не от Бога, а от их старцев, и это те люди, которые не учители закона, а вообще любой человек, который хоть как-то завоевал авторитет в обществе; и вообще уже никто не мог даже вспомнить о том, кто этот человек, кто предписал такой закон им исполнять.

Господь, обличая их в лицемерии, говорит, что они дошли до абсурда. Слово «корван» – это слово, которое используется и до нынешнего момента в иудейской среде. Это слово означало «обычный», через время немножко усугубилось его значение, и ко времени пришествия Христа это слово уже означало что-то иное. Это то, что посвящено Творцу. Например, Вы у меня занимаете какую-то сумму большую, а я Вам ее не отдаю, и тогда Вы думаете: а как на меня влиять? И ничего не можете сделать, чтобы я Вам отдал эту сумму. Тогда Вы мне говорите: «Те деньги, которые Вы мне одолжили, предназначаются в дар Богу». Это слово они употребляли. И тогда я, как правоверный иудей, не мог Вам их не отдать, но Вы непростой человек, Вы маленькую часть отдавали в Церковь, а остальное оставляли у себя, как бы исполнив этот закон. Это великое слово они обратили в свою выгоду. Дошло до того, что даже в общении человека в сердцах захлестывали какие-то чувства, он говорил: «В дар Богу все то, что я могу тебе дать». Таким образом он говорит, что не даст тебе ничего никогда. И такое они обращали еще и к своим отцу и матери, и это вообще усугубляло дело, потому что (бывало такое), когда они раскаивались, что сказали такое в сердцах, законники говорили: «Слово не воробей, сказал – теперь ты не можешь больше этого делать. Не можешь нарушить свое слово, потому что ты это посвятил Богу». И Господь за это их обличает. Но все Евангелие пронизано любовью Христа, даже, казалось бы, в те моменты, когда Он говорит жесткие слова («лицемеры» и так далее). Есть такое выражение, что Он не сентиментален. Но он действительно является добром. Сентиментальность и добро – это разные вещи. Поэтому и Христос ставит человека выше всякого закона и исцеляет специально людей в субботу. Это приводило фарисеев в раздражение: как это может быть, для чего Ты это делаешь в субботу? К нему даже обращались, как будто бы сказав: «Исцели в другое время, почему Ты это делаешь в субботу?» А Он как раз говорит, что суббота для человека, а не человек для субботы, потому что главное – любовь, которую мы должны проявлять прежде всего к тем людям, что нас окружают. Но в современном обществе нужно слово «любовь» взять в его идеальном значении, потому что если словом «любовь» оправдывать все, что думает сотворить человек, то мы можем вернуться в Содом и Гоморру. Нужно все-таки смотреть на Христа и быть с Ним лично знакомым через Евхаристию, через Причастие, в котором мы имеем возможность на каждой Божественной литургии участвовать, тогда уже свою жизнь ориентировать на Христа, чтобы Он являлся действительно Источником и Проводником в нашей жизни. Тогда слово «любовь» в нашей жизни обретет истинный, настоящий смысл, от которого верующие и неверующие выиграют и будут чувствовать себя людьми.

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать