Беседы с батюшкой. Священник Иоанн Авдюшин. 13 декабря 2023

13 декабря 2023 г.

В гостях у нас клирик Иоанно-Предтеченского кафедрального собора города Екатеринбурга священник Иоанн Авдюшин.

– Всем известно, что сейчас идет Рождественский пост, который готовит нас к празднику Рождества Христова. Почему так важно Церкви, чтобы Рождество Христово предварялось таким строгим постом?

– Я бы не сказал, что Рождественский пост такой уж строгий. Конечно, мы воздерживаемся от чего-то, но все-таки это не Великий пост. Рождественский пост необходим для того, чтобы мы смогли остановить свой жизненный бег и задуматься о том, что за праздник мы отмечаем, и смогли подготовиться к нему. Если кто-то редко подходит к Причастию, можно каким-то образом наладить, улучшить свою духовную жизнь. Это подготовительный период, призывающий нас вспомнить за полетом жизни, что есть церковный праздник, который положил начало нашему спасению, положил начало жизни Иисуса Христа на земле. Наверное, об этом Рождественский пост.

– Некоторые люди рассуждают так: «Ведь праздник же. А предваряет пост. Как это так?» Наверное, люди, которые так рассуждают, неправильно понимают смысл поста.

– Я бы вообще назвал этот пост праздничным, если сравнивать с Великим постом или Успенским. Кстати, Успенский пост и Великий пост гораздо чаще сравнивают и отождествляют. Рождественский пост длинный, но если говорить о строгости, то Успенский пост гораздо строже. И настроение у Рождественского поста праздничное (по крайней мере, для меня). Антураж, зима, страна готовится к праздникам: елки, украшения, в магазинах звучат новогодние песни. И не задумываешься о каком-то покаянном настрое, как в Великий пост, например. Для меня этот пост праздничный, как ни парадоксально это звучит.

– Наверное, не все наши зрители посещают богослужения Великого поста. Если сказать тезисно, чем принципиально различаются Великий пост и Рождественский?

– Если сильно углубиться, то Великим постом в будни не совершается литургия. В Великий пост гастрономические ограничения более серьезные. В Рождественский пост большую часть времени разрешается рыба, а в Великий пост – только на Благовещение, в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. В Великий пост – поклоны земные, литургия не совершается, особые покаянные молитвы, песнопения.

В Рождественский пост с 4 декабря, с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, уже поется: «Христос рождается – славите; Христос с небес – срящите». В Великий пост мы не услышим, чтобы пели «Христос воскресе из мертвых» даже в Торжество православия. Конечно, в Прощеное воскресенье поются стихиры Пасхи, когда совершается чин прощения, но они звучат совершенно не по-праздничному. Пасхальные стихиры, как маяк, дают нам направление, к чему мы должны стремиться в течение всех семи недель Великого поста, и настроение там не праздничное, не пасхальное.

Рождественский пост начинается 28 ноября, и 4 декабря первый раз уже звучат рождественские стихиры. То есть проходит меньше недели поста, и уже начинается активное празднование. Лично у меня состояние радостное, торжественное, и никакая скорбь, никакое покаяние (по крайней мере, в этот период), на мой взгляд, места не имеют. Мы радуемся, встречаем Христа. Мы готовим себя, готовим храм, готовим дом именно к встрече с родившимся Христом.

Рождение любого ребенка сопровождается радостью. Рождение любого ребенка приносит что-то новое в этот мир, и это новое никак не связано со смертью, с осмыслением жизненным, с какой-то внутренней работой над собой; это просто ожидание чего-то нового, прекрасного и радостного. Мне кажется, Рождественский пост в первую очередь об этом.

– Отец Иоанн, Вы когда-то были преподавателем в школе и имеете понимание, как дети относятся к Церкви, ее традициям, устоям. Были ли в Вашей жизни такие примеры, когда дети сами выбирали подвиг поста? То есть им объясняли, что такое пост, и они сами выражали желание поститься.

– В светской школе у меня не было такого, чтобы я разговаривал с детьми о посте. Я преподавал физику, а на уроках физики не было места таким пространным разговорам о вере. В каких-то кулуарных ситуациях меня спрашивали, и я говорил о своей религиозной убежденности, о принадлежности к православию, но дальше этого разговоры не заходили.

Что касается детей воскресной школы, где я преподаю, то они постятся. Подростки уже осознанно постятся. Но у меня нет такого примера, чтобы после моей жаркой и пышной проповеди ребенок сказал: «Я хочу поститься». Такими примерами пока не богат.

– Рождество Христово предваряет Новый год. Тут и пост, и новолетие. Как сохранить баланс в эти дни и не потерять подвиг поста? Съесть мандарин под куранты и лечь в кровать?

– Неделю назад у нас в городе проходил муниципальный этап Рождественских чтений, и я выступал в качестве спикера на одной из секций, говорил о дореволюционных православных традициях. Мы как раз затронули тему Нового года, и я педагогам сказал такую мысль. Наши предки были умные люди, они Новый год праздновали в святки. После 1918 года наша страна стала жить по новому стилю. До 1918 года и Церковь, и страна жили по старому стилю, Новый год выпадал на святки, и проблем не возникало: пост прошел, Рождество встретили, святки начались, и люди замечательным образом встречали Новый год. Собственно, у многих христиан, которые живут по новоюлианскому стилю, этой проблемы нет.

У нас каждый год одни и те же вопросы: «Батюшка, что делать? Пост, а у меня корпоратив». Или: «Теща хочет праздничный стол…» И так далее. Что в таких случаях говоришь людям? Цитируешь Евангелие: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35). Так говорит Христос.

Если человек весь Рождественский пост постился, а 31 декабря сорвался на тещу, что она сделала салат оливье с колбасой, то я не вижу смысла в этом посте. Если человек во время корпоратива говорит: «Ах вы, нехристи, пьете шампанское, когда празднование Спиридона Тримифунтского», – не знаю, насколько такой пост правильный.

Господь говорит: «Когда постишься, помажь свою голову маслом и облачись в праздничные одежды». Ну чем не Новый год?.. Можно съесть мандарин и облачиться в новогодний костюм. А если серьезно, то самое главное – мир. Если выбирать между миром в семье и соблюдением церковного правила, пусть каждый сам решает, идет к священнику, советуется, но лично для меня вопроса нет, что выбрать. Но все мы разные, и со мной кто-то может не согласиться. Мы должны быть едины в главном: встречать родившегося Христа.

Кто-то считает, что оступается, празднуя корпоратив. Кто-то считает, что домашний праздничный стол или стол с родственниками вредит подвигу поста. Я не могу с этим человеком спорить; вполне возможно, для его внутреннего устроения это действительно вред, действительно неправильно. И такому человеку я ни в коем случае не скажу нарушать пост. Если у него такой внутренний уклад, значит, это так. Тогда ему надо найти такие слова, чтобы ближний или начальник не расстроился, не посчитал его ханжой или каким-то фанатиком, а уважил его религиозную позицию. Для этого тоже нужен аскетизм, нужно разумение. Кому-то это действительно нужно. Честь и хвала таким людям.

– Предлагаю немножко переключиться на рождественский кинематограф. Совсем недавно прочитал статью в журнале «Фома» про знаменитый и всем известный рождественский фильм «Один дома». Многие этот фильм любят, знают и даже имеют традицию смотреть его всей семьей в новогодние и рождественские праздники. Так вот, в журнале обзор на фильм с православной точки зрения, и автор предлагает заметить, что мальчик Кевин оказался одинок не в те дни, когда его родители уехали из дома, а был одинок именно в кругу своей огромной семьи. Я много лет из года в год смотрю этот фильм, но об этом никогда не задумывался. Как так бывает, что ребенок остается внутренне один, когда вокруг так много родных и близких?

– Я тоже читал эту статью, и мне она тоже очень понравилась. И я тоже не задумывался об этом аспекте. Я немножко знаком с творчеством Криса Коламбуса, у него в фильмах всегда очень интересные подтексты.

Как это случается? По-моему, я говорил об этом в каких-то предыдущих передачах. Так бывает, когда взрослый считает ребенка маленьким и не считает, что переживания ребенка несут какую-то ценность. Часто взрослые говорят: «Ты маленький, подрастешь – поймешь». Или: «Тебя это не касается». Или что-то подобное. В семье Кевина было таким же образом. Родителям было удобно не замечать проблемы Кевина, им было удобно принимать сторону его старших братьев и сестер. Почему? Потому, что с ними уже можно было о чем-то говорить.

Что далеко ходить? Я такой же. Мне очень сложно взаимодействовать с маленькими детьми. С подростками – классно, с ними можно о чем-то поговорить, что-то новое для себя открыть. Маленький ребенок – это неизведанный мир для взрослого человека. Правда, редко какой взрослый признается себе в этом. Гораздо проще (я сейчас буду Льюиса цитировать) закрыть глаза, сделать вид, что этого нет, чем это принять и начать с этим осознанием жить, смиряться. Если бы родители увидели Кевина таким, какой он есть, а не таким, каким они хотят его видеть, то Кевин, может быть, и не оказался в таком положении. Весь фильм об этом.

– Как обратить внимание на то, что ребенок один со своими мыслями, его никто не слышит? Самое главное, как ему помочь? Какой рецепт?

– Мне кажется, нет единого рецепта. Просто стараться слышать ребенка. Когда ребенок маленький, он какие-то свои мысли проговаривает вслух. По мере взросления ребенок перестает говорить свои мысли вслух, и тогда родителям уже тяжело. Мне кажется, доверительные отношения являются если не залогом успеха, то, по крайней мере, какой-то тропочкой, по которой можно хоть иногда заходить в неизведанный мир ребенка и что-то узнавать о его внутренних переживаниях.

Не помню, где я прочитал о правиле пяти минут. Это актуально для маленьких деток примерно 7–10 лет. Когда родитель приходит с работы, ребенок в первые пять минут готов рассказать обо всем, что было за день. И если родители не начинают сразу заниматься своими делами (готовить, пол мыть или ботинки ставить по местам, что тоже важно), а смогут посвятить эти пять минут ребенку, ребенок расскажет обо всем, что с ним случилось, либо то, что для него важно. Соответственно, какую-то картину родитель будет представлять. Если родитель не будет уделять ребенку это время, ребенок перестанет говорить, и тогда вообще будет сложно: не поймешь, чем ребенок живет и что у него в голове.

Я стараюсь этого правила придерживаться, когда прихожу домой. Я откладываю еду, какие-то дела по дому, и пока ребенок всего не выдаст, стараюсь слушать. Иногда перед сном спрашиваю, как прошел день.

Кстати, еще можно во время вечерней молитвы что-то понять. Маленький ребенок большие молитвы, естественно, не выдержит, поэтому можно спросить: «За что мы Бога поблагодарим? Что у нас было сегодня хорошего?» И начинаешь сначала вместе с ним проговаривать: «Мы сегодня хорошо поиграли в паровозики. Слава Богу!» Он говорит: «Слава Богу!» – «А что еще делали?» Например, погуляли; или мама вкусные пирожки сделала. И он начинает дальше сам перечислять: вот за это слава Богу, за то слава Богу. Вы Господа благодарите, и ты видишь, что произошло, какие события были. Вот такие приемы.

– В общем, целое искусство. Продолжим говорить о статье. Еще одна цитата меня очень зацепила. Она хоть и длинная, но я ее прочитаю:

«Наученный собственным горьким опытом отвержения в семье, Кевин хорошо понимает других людей, отвергнутых близкими. Старик-дворник, которого сын много лет назад за что-то вычеркнул из своей жизни, бездомная женщина-голубятница, с сердцем, разбитым несчастной любовью и предательством, – эти сломленные, давно уже потухшие взрослые люди вдруг чудесным образом начинают оживать, когда в их жизнь входит Кевин с его немудреными, но искренними словами поддержки... Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. В фильме «Один дома» показана парадоксальная ситуация, когда главный герой готов оказывать милость своим родным, но они с каким-то иррациональным упорством не желают ее принимать. И тогда он отправляется на поиски тех, кто готовы стать ему ближними, то есть – принять его любовь и заботу».

Батюшка, Вы согласны с мнением автора? И задумывались ли Вы вообще об этом, когда смотрели фильм?

– Об этом не задумывался, а с мнением автора согласен. Мне хочется дополнить. Дворник, женщина-голубятница, еще мистер Дункан, хозяин магазина детских игрушек (из второй части фильма) – наверное, эти трое отнеслись к Кевину как к равному... Кевин в диалогах с этими взрослыми людьми предстал собой, и эти взрослые приняли его. Обычно взрослые разговаривают с ребенком свысока: мол, что нового ты мне можешь сказать? Я умнее, старше, у меня жизненного опыта больше...

Вспомните диалог старика-дворника с Кевином. Кевин спрашивает его: «Что же Вы решили со своим сыном?» Увидев, что старик-дворник принял его как равного, Кевин немножко даже сыграл на этом.

Так или иначе – эти люди отнеслись к Кевину как к равному. Может быть, это они оказались в роли доброго самарянина, оказав милость Кевину. Кевину ведь важно было, чтобы к нему отнеслись по-взрослому.

В каком-то смысле к нему и грабители отнеслись как ко взрослому. Попробуй отнестись иначе, когда со всех сторон такие препоны ставят. Хотя вначале они думали: «Да он малыш, что с него взять?»

Все эти люди отнеслись к Кевину как ко взрослому и открыли для себя, во-первых, мир ребенка; во-вторых, открыли для себя что-то новое. Буквально сегодня так получилось, что мне пришлось беседовать с подростком. Мне сказали, что это нужно сделать. Я вообще не знал, о чем пойдет речь. Сказали, что ему 16 лет. Разговариваю, а сам думаю, что самое главное – не превратиться в ханжу, а постараться понять человека, пусть он в два раза младше и у него присутствует юношеский максимализм. «Ты сам таким же был, – говорил я себе. – Придержи свое эго, послушай человека. Он делится с тобой важным для себя. Отнесись к нему как к равному».

Несколько раз эта мысль приходила ко мне во время разговора. И я скажу, что этот разговор был хорошим. Причем я не скажу, что этот разговор был полезен для этого человека, он был полезен для нас обоих. Потому что я прикоснулся к миру другого человека. Я услышал, как он думает, и мне это было важно. Через этот диалог я, если хотите, познал Божие величие. «Господи, насколько Ты велик, мудр, что создал такого человека, который вот так думает». И пусть из этого разговора ничего нового ни я, ни этот человек не вынесли. Но все равно это был настолько важный разговор, что я потратил три минуты этой передачи для того, чтобы о нем сказать.

И если мы, взрослые, научимся к детям относиться так, как отнесся дворник к Кевину, то наша жизнь станет гораздо богаче и интереснее, чем у родителей этого мальчика.

– На самом деле это очень интересный вопрос. Что ты хочешь увидеть, собственно, то и увидишь в кино, в книге, которую прочитал, в театральной постановке, правильно?

– Про театр – спорный вопрос. Потому что иногда, даже если ты хочешь увидеть что-то хорошее, это не получается. У меня было несколько таких моментов, когда прямо уходить приходилось из театра. Но в большинстве своем как человек дышит, так и слышит, что человек хочет найти в произведении, то и найдет.

Например, самый знаменитый труд Клайва Льюиса «Хроники Нарнии». Есть люди, которым не нравится это произведение, потому что там какие-то фавны бегают, дриады, духи божества воды. В общем, вся эта нарнийская мифология, которая описана в «Хрониках». И люди, цепляясь за эту якобы нехристианскую оболочку, начинают говорить, что это плохая книга, она не может научить чему-то хорошему. Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46)

Опять же если человек хочет во всем найти христианский смысл, он может даже в пустом боевике найти что-то, о чем можно поговорить. Как разговаривать с подростками? Кстати, несколько передач назад мы говорили про аниме. Даже в этом абсолютно нехристианском, на мой взгляд, сериале можно найти, о чем поговорить с ребенком и через что вывести разговор на Христа.

Например, ты знаешь, что человеку нравится определенный фильм, и тебе нужно что-то доброе и хорошее ему сказать. Ты посмотришь этот фильм. Пусть даже с первого раза ничего хорошего в нем не найдешь, но если задашься целью найти что-то хорошее в этом фильме, то найдешь там хоть пять секунд чего-то положительного, от которого попробуешь оттолкнуться.

Но если ты негативно настроен, ты можешь даже в каком-нибудь христианском фильме или безобидном мультике про Серафима Саровского найти что-то такое, после чего скажешь, что этот фильм (или мультфильм) плохой, не научит ничему хорошему, он слишком яркий или тусклый, пресный и тому подобное. Многое зависит от изначального посыла, от того, какая у человека цель.

– А у Вас в жизни такое бывало, что смотрите какой-то фильм и думаете: вот же они – христианские смыслы?

– Да постоянно. У меня был опыт, когда я смотрел фильм с кем-то, и совершенно разные смыслы мы нашли в этом фильме. Мои товарищи, с кем я его смотрел, увидели в нем совсем не христианские смыслы. Часто, когда с детьми разговариваешь про тот или иной фильм, оказывается, что они видят совершенно другое – не то, что видишь ты. И это, при должном смирении, взрослого обогащает. Если хватит у нас мудрости услышать, что говорит ребенок, можно какой-то новый смысл в этом фильме найти или отправную точку обозначить, с которой можно дальше о чем-то интересном и важном поговорить.

– Как детям рассказать про Рождество? Может быть, тоже можно ориентироваться на какие-то фильмы, мультфильмы? Скажем, смотрит ребенок Гарри Поттера, а ты ему говоришь: видишь, тут елку наряжают, поют рождественские песни, святочный бал устраивают. То есть каким-то образом подвести его к Рождеству, сразу ведь не начнешь читать ему библейские тексты.

– Смотря какой возраст у ребенка, где он был воспитан и как вообще начать с ним об этом разговоры. Да, с Гарри Поттера можно начать, но привязать этот фильм не столько к Рождеству, сколько к подготовке к нему. Кто зарегистрирован в «ВКонтакте», видел какие-то картиночки, которые появляются там перед Новым годом и Рождеством с цитатами или кадрами из фильмов, в том числе и из «Гарри Поттера».

И начать разговор можно так: «Смотри, видишь, люди готовятся к празднику. И даже почитатели Гарри Поттера готовятся к Рождеству. Почему? По какой причине ты сегодня вспомнил Гарри Поттера? Потому, что скоро Рождество». Можно попытаться так начать разговор и немного сместить акценты: «Ты готовишься к Новому году и Рождеству. У тебя в ленте появляются рождественские фильмы: «Рождественская история» Чарльза Диккенса, «Гарри Поттер», «Хроники Нарнии». Из литературы это могут быть «Дары волхвов», «Девочка со спичками», «Мальчик у Христа на елке», «Святая ночь» Сельмы Лагерлеф (это для детей от 7 до 10 лет).

А если мы говорим о еще более маленьких, есть рождественское стихотворение у Саши Черного. Сюжет такой: Христос родился, лежал в яслях, бычок пожевывал его одеялко, кошечка рядом грелась, а ослику места не нашлось. И он всех толкал:

«Посмотреть бы на Ребёнка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине...

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: "Смотри скорей!"

Есть много произведений, которые ребенка могут подвести к теме Рождества. К этой теме может подвести и Рождественский гимн «Ночь тиха» или песня «Jingle Bells», которую мы стопроцентно услышим в торговом центре. И если правильно поймать момент, можно поговорить о том, как люди разных народов, культур и цивилизаций готовятся к этому празднику. Пусть они празднуют в разные числа (кто-то 25 декабря, а кто-то 7 января), но все украшают дома, наряжают елки, предвкушают праздник, кто-то постится. Они создают атмосферу, антураж, тратят огромное количество денег на покупки подарков и оформление всего остального к рождественскому и новогоднему столу. И единственная причина всего этого – Христос.

– Сейчас подумал: фильм «Гринч – похититель Рождества» – сколько там смыслов... Мы очень много говорили про подготовку к Рождеству, поэтому, завершая нашу передачу, я бы хотел Вас попросить обратиться к нашим телезрителям. Осталось немного времени до конца Рождественского поста. Как провести его достойно, чтобы встретить праздник Рождества с большой, глубокой радостью?

– Когда был Великий пост, был подобный вопрос: как провести достойно оставшиеся дни поста? А почему только эти дни? Когда Рождественский пост только начался, я прочитал в «ВКонтакте» один пост. Смысл был примерно такой. Люди спрашивают, как правильно себя вести в Рождественский пост. Правильный ответ: делать добрые дела, меньше ссориться и так далее. И завершение: ничего, православные, пост кончится – уж там оторветесь. То есть можно будет не делать добрые дела, ничего хорошего ближнему не говорить и о Боге не думать. Понятно, это ирония.

Живите так, как живете. Почему только пост нужно проводить достойным образом? Как будто святки нужно каким-то другим образом проводить. Как будто нам нужно устроить гадания на святки.

Я бы пригласил всех на ночное богослужение. Во многих храмах (и у нас, в Иоанно-Предтеченском храме) в новогоднюю ночь, с 31 декабря на 1 января, будет ночная служба, во всех храмах такая служба будет в рождественскую ночь. А еще я бы пригласил всех на службу сочельника. Лично для меня эта служба гораздо праздничней, чем сама Рождественская служба. Всем, кто меня спрашивает, я об этом говорю: приходите на службу в сочельник – не пожалеете. Особенно если сделать это с небольшой подготовкой, в том смысле, чтобы почитать об этом богослужении.

В Рождественский сочельник будут совершаться царские часы с ветхозаветным чтением пророчеств о Рождестве, читаться апостольские послания, евангельские чтения о Рождестве, служиться литургия. И если человек должным образом подготовится к этой службе, не только прочитав соответствующее правило к Причастию, а изучив немного, что будет на этом богослужении, в итоге он получит, во-первых, Рождество раньше на сутки, а во-вторых, он будет в эти сутки перед рождественской службой самым счастливым человеком среди тех людей, которые на этой службе не были. Поэтому на эту службу я всех обязательно зову. Приходите, не пожалеете.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать