Беседы с батюшкой. Разумность и религиозность. Священник Алексий Дудин. 2 февраля 2024

2 февраля 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: разумность и религиозность. Вы сейчас приехали с Рождественских чтений из Москвы, где читали доклад. Было бы очень любопытно узнать, что там происходило. Тем более что это, наверное, пересекается с нашей темой. Потому что любые чтения – это некое разумение. Разумность, наверное, была бы бессмысленна, если бы не была направлена на наше духовное воспитание, духовное состояние, на нашу веру. Так ли это?

– Действительно, прежде всего религиозное сознание человека определяет образ его поведения, если мы говорим о религиозном человеке. Как я верю, так и начинаю жить. В данном случае моя духовная система ценностей, мое представление в этом мире о Боге и человеке, в частности, если говорить о той секции, в которой я был участником, представление о семье, полноценной, православной, многодетной, напрямую влияют на мою жизнь. Сколько у меня будет детей в семье? Как они будут воспитаны? Как они будут жить в дальнейшем? Что я им передам? Это все зависит от того, какая в человеке есть «начинка». Поэтому давайте сейчас поговорим о религиозности, раз мы подняли такую тему, потому что религиозность бывает разной.

Наверное, проявления здоровой и нездоровой религиозности известны. Поэтому прежде всего определимся, какие есть в жизни примеры такой религиозности. Рассматривая здоровую религиозность, наверное, правильно взять пример тех святых и праведных людей, которые преуспели в своей жизни и в деле своего спасения. Недаром есть такая добрая традиция: читать жития святых. Мне в этом плане, например, очень дороги не только «Жития святых» Димитрия Ростовского. Мы все знаем этот замечательный труд. Он зачастую являлся как раз основой религиозного восприятия и воспитания многих поколений наших предков. Но я имею в виду те жития святых, которые написаны современным языком. Многие книги переведены с греческого языка. Можно взять и примеры наших святых: тех святых, которые послужили в последние времена, наших новомучеников, исповедников Русской Церкви, тех святых, которые просияли в нашей Церкви своим подвигом и, может, ждут своего прославления. Именно эти примеры являются полезным и поучительным примером здоровой религиозности.

Если мы хотим быть здоровыми христианами, мы должны равняться на этих людей. Есть такая поговорка, которую все знают: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Безусловно, скажи мне, кто для тебя является святым, кто для тебя является примером, если говорить простым современным языком, кто для тебя является героем, на которого ты хочешь равняться, и я могу о тебе многое сказать, правильным или неправильным путем ты идешь.

Можно взять другую крайность, то есть пример нездоровой религиозности. Таких примеров, к сожалению, мы все видели великое множество; например, когда люди вместо того, чтобы поклоняться непосредственно святым, испрашивают у них какие-то конкретные блага для себя и своих ближних. Вокруг этой процедуры (по-другому я это назвать не могу) выстраивается целая вереница обрядов: сколько раз надо по солнцу обойти вокруг одной могилы, сколько раз надо приложиться ко кресту, куда надо обязательно записочку подсунуть, чтобы ее точно прочитали в небесной канцелярии и твое желание исполнилось бы.

Вокруг истинного почитания святых выстраивается целая ложная религиозная система магизма, непосредственно не связанная с живой верой в Бога и правильным пониманием святых, а связанная с неким правильным исполнением определенного количества обрядов, которые должны повлиять на духовный мир таким образом, чтобы ты точно получил то, что тебе надо, получил просимое. В этом отношении в рамках нашей религиозной духовной безопасности нам требуется разобраться, почему мы обращаемся к святым. Ведь за это нас, православных христиан, зачастую критикуют, например, протестанты, которые говорят: «Почему вы обращаетесь к святым? Молиться надо только Богу».

Здесь нужно четко понимать, что вся благодать, вся милость, все доброе, что есть на этой земле, дается Богом. Когда Господь в Евангелии говорит: без Мене не можете творити ничесоже, – это действительно так. Все святые не могли бы ничего сотворить, не могли бы нам ничего дать, если бы через них не дал это Господь. Мы почитаем Господа, и к этому нет никаких вопросов ни у кого из христиан. Мы почитаем Божию Матерь, и здесь уже возникают вопросы, почему мы Ее почитаем, у тех же самых протестантов, которые говорят: «Вы неправильно относитесь к духовному миру. Вы делаете какой-то культ вокруг того, кто не является Богом». Хотя мы из Евангелия знаем, что первое чудо, которое произошло в Кане Галилейской, произошло именно по ходатайству Царицы Небесной. Если бы Она этого не попросила, то Господь бы этого чуда и не сотворил. Когда Господь говорит, что еще не пришло Его время, Он же не красуется, Он же ничего не придумывает. Он говорит правду. Но ради просьбы Царицы Небесной, ради просьбы Своей земной матери Он совершает это первое чудо, как совершает впоследствии великое множество чудес по просьбе тех людей, которые исполнили Его волю.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Мешает ли разум вере?»

– Что такое разум? Разум – это один из даров, которые Бог дал человеку. Потому что на этом свете, на этой земле, сотворенной по любви Божией, разумным по-настоящему является только человек. Все остальные творения Божии здесь, на земле, как таковым разумом не обладают, потому что они не могут себя осмысливать, осознавать, поступать против своих инстинктов и против того, к чему их влечет природа. Это может делать только человек. Итак, дар разумной души – это дар Божий, дар, который нас с Богом роднит. Когда говорится, что Бог нас создал по образу и подобию Своему, прежде всего имеется в виду то, что у человека есть разумная душа. Сказать, что разум мешает вере, категорически неправильно.

Может ли мешать вере разум поврежденный? Безусловно! Поскольку любой грех нас отводит от Бога, и все, что поражено грехом как некой проказой, некой болезнью, становится вредным в деле спасения человека, и разум может повредить вере человека в том смысле, что может быть надменным, гордым. А мы знаем, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Разум как способность логически мыслить и действовать в этом мире не является ни приближающим к Богу, ни удаляющим от Него. Мы прекрасно знаем, что среди верующих людей есть и простецы, и мудрецы. Разум не приближает человека и не отдаляет его от Бога. Разум – это просто один из тех даров, которым человек награжден и который человеку дает возможность действовать в этом мире. Человек – это орудие Божие, но орудие разумное и в силу этого ответственное.

Таким образом, разум налагает на нас ответственность за наши действия и дает возможность анализировать, что мы делаем хорошо, а что плохо. Разум человека – это инструмент. Инструмент может быть чистым, а может быть и поврежденным, как мы уже говорили, грехом и надменностью. Поэтому разум сам по себе не мешает человеку верить, но и не дает человеку каких-либо преимуществ. Человек, который является более разумным, более интеллектуально развитым, от Бога не ближе и не дальше, чем человек с более простым интеллектом. Он просто может использовать этот разум для того, чтобы Бога познавать и Богу служить, а может этот разум использовать для того, чтобы с Богом бороться.

Недаром все теории научного атеизма выстроены на некоторой псевдоразумной основе. Они претендуют на разумность, на четкость, на научность. Но наука сама по себе не может изучать Бога. Ведь наука изучает в этом мире то, что можно увидеть, ощутить, посчитать, все, к чему можно прикоснуться, что можно использовать тем или иным образом. А Бог не входит в сферу изучения науки. В данном случае опять же разум, который необходим для науки, не приближает человека к Богу и не удаляет от Него. Как и наука! Поскольку она Бога не изучает, она не может ответить на вопрос, есть Бог или нет. Вопрос бытия Божия, веры находится вне научных тезисов.

Разум человека имеет определенные границы. Мы разумом можем что-то познать, но знаем, что у нашего разума есть пределы. Кто считает, что для его разума пределов нет, пусть хотя бы попробует изучить все языки, которые есть на планете Земля. Я не говорю о том, чтобы вместить в себя все знания, которые за это время обрело человечество. Мы прекрасно понимаем, что разум отдельного человека не может вместить даже малой толики тех знаний, которыми обладает человечество.

Есть вещи, которые лежат вне нашего разума. Вопросы, связанные с познанием Бога, лежат в области веры. Поэтому разум и вера не конфликтуют между собой.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Ученики просили Иисуса Христа умножить в них веру, и Он ответил, что если бы имели веру с зерно горчичное, то горы переставляли бы. Но еще Он говорит: без Меня не можете делать ничего. Как это совместить? Вера – это же дар Божий. Как этот дар заслужить? Он говорит: «Если бы имели веру…» Как ее иметь? Хотя бы с горчичное зернышко. Не внешнюю веру, что мы ходим в храм и все делаем, а именно настоящую...»

– Я очень надеюсь, что Вы не будете требовать от Бога такой веры, чтобы передвигать горные хребты. Вы же понимаете, что это некое аллегорическое сравнение. Наиболее близким и понятным для нас является выражение: готов и горы свернуть. Это не значит, что человек пойдет крушить горы. Это значит, что великие дела может совершать только человек, который полностью в своей вере отдается Господу.

Чудеса, которые совершили апостолы после воскресения Христа, когда они приняли полноту благодати Святого Духа (а это были не только чудеса исцеления, но и воскрешение мертвых), – это больше, чем какое-то передвижение гор.

Сейчас, благодаря различным технологиям, наверное, можно и обрушить гору, и сделать в ней какой-то туннель, что-то передвинуть, но при всех современных технологиях никто не может (и не сможет) воскресить мертвого. Потому что это воля Божия – вернуть душу в человеческое тело. И в этом отношении апостолы получили больше, чем возможность физически передвигать горы.

Когда Господь им говорил: «Если бы вы имели веру…», Он показывал, что их вера не достигла того совершенства, какого Господь от них хочет. И мы можем это видеть, например, на истории апостола Петра. Петр был готов идти за Господом, искренне говорил, что и на смерть готов пойти, тем не менее вера его в тот момент была недостаточной, и он, по малодушию человеческому, отрекся от Христа, в чем потом раскаивался, плакал.

Господь, проводя человека через жизненные испытания, укрепляет его веру. Вы правильно вспомнили слова Господа: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Человек старается, действует, поступает по вере, стремится к тому, чтобы наполнить свою жизнь верой и доверием Господу, но успех в этой вере и благодать Святого Духа, которая эту веру укрепляет, дает только Сам Бог. И нам нужно жаждать этой веры, просить ее. Как апостолы просили: «Господи, умножь в нас веру», так и каждый верующий во Христа человек должен просить.

Но человек должен понимать, что не вдруг получит эту веру: вечером помолился, попросил этого – и утром проснулся настолько верующим, что готов идти за Господом в огонь и воду. Нет; вера человеческая, которая в нас есть по милости Божией (как дар Божий), в нас или растет, или умаляется. Чем чаще и лучше мы исполняем заповеди Христовы, тем сильнее становится наша вера и тем больше приносит плодов. Когда мы предаем Господа малодушием, сластолюбием или какими-то другими грехами, поступаем не по вере, вера в нас начинает ослабевать и может даже полностью исчезнуть.

Если в человеке есть вера, это не значит, что она не будет меняться; она будет меняться каждый день: или будет укрепляться о Господе, если человек живет в Боге, или будет ослабевать и может исчезнуть до конца, если человек поступает против заповедей Господних.

– О разумности очень много говорили Оптинские старцы. Варсонофий Оптинский говорил о том, что разумность заменяет массу достоинств человеческих. Хочется, чтобы Вы раскрыли эту тему. Может ли разумность помочь нам в духовном становлении?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что такое разумность. Антоний Великий сказал, что разумным может называться только тот человек, который активно подвизается в деле своего спасения. Тот человек, который не заботится о своем спасении, разумным назван быть не может.

С точки же зрения современного мира разумным является тот, кто действует в своих интересах, ради корысти, достигая каких-то своих определенных целей. В этом отношении, если мы имеем в виду корысть духовную, цели духовного возрастания, разум нам может помогать. Разумный человек в духовном отношении стремится ко Христу и использует то, что дал ему Бог. Кто такой человек рассудительный? Тот, кто может правильно отличить злое от доброго; кто может правильно рассудить, как верно поступать; кто может дать совет своему ближнему, как поступить в той или иной ситуации.

Поэтому нужно у Бога просить разума, но разума, просвещенного благодатью Божией. Один из святых молился такой молитвой: «Господи, просвети мою тьму». Имеется в виду, что разум сам по себе, без Бога, – каверзник, он человека может привести в ад. Недаром есть поговорка, что добрыми намерениями устлана дорога в ад. Люди разумно подметили, что если человек пытается действовать только по своему разумению, чаще всего приходит не туда. Когда же человек учится разуму Христову, жизнь его преображается, и плоды его дел бывают настолько добрыми, что ни один самый хитрый аналитик или самый мудрый игрок в шахматы не смог бы так все спрогнозировать, проанализировать и выстроить, как этот человек. Доверяя Богу, вводя Его в свою жизнь, человек выстроит и дело своего спасения, и ближнему своему поможет спастись.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Степень разумности у людей разная, соответственно, и уровень духовности разный. Не получается ли так, что Церковь своими общими правилами пытается причесать всех под одну гребенку?»

– Действительно, у каждого человека своя степень разумности и своя степень благочестия. В Церкви, если мы говорим именно о деле спасения человека, всегда существовало два подхода. Первый подход: снисхождение. Человеку нужно помогать. Этот подход называется икономией (переводится с греческого языка как «домостроительство») и означает, что каким бы строгим ни было церковное правило, Церковь (священник) всегда имеет право ради милосердия, ради снисхождения к человеку этим правилом пренебречь, ту или иную меру ослабить, сделав ее для человека удобоприемлемой.

Есть строгие духовные законы, есть каноническое право. Если человек, допустим, читал гороскопы, то, по сути, он участвовал в тех или иных эзотерических практиках...

– В колдовстве.

– Говоря простым языком, в колдовстве. Существует правило, что человека, который занимался колдовством, нельзя причащать 10 лет. Понятно, что современный человек совершенно не знает этих правил; он просто прочитал в газете про знаки Зодиака, про биоритмы или воспользовался какими-то эзотерическими практиками, которые сейчас популярны и транслируются многими изданиями. Если мы начнем наказывать наших прихожан по этому правилу, то, наверное, не поспособствуем делу их спасения.

Конечно, мы должны говорить человеку, что это грех, должны останавливать его и направлять, если он не признает себя в этом отношении виновным и не хочет исправляться. К человеку, который, допустим, живет по гороскопу и не собирается это оставлять, батюшка вполне может эту меру использовать в рамках строгого исполнения закона Церкви. И такой подход называется «акривия», что означает четкое исполнение всех правил, которые есть в Церкви.

Но мы прекрасно знаем, что Господь прежде всего милостив, а потом справедлив. Если бы Господь ко всем был справедлив, не спаслась бы никакая плоть. Мы все спасаемся милостью Божией. Поэтому мы просим Господа: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Из Евангелия мы знаем, что Господь помиловал блудницу, простил ее грехи и не осудил ее. И мы должны поступать так же. Прежде всего милость, а потом уже строгость. Но если человек упорствует, безусловно, священник обязан применять к нему существующие в Церкви канонические правила.

– Вопрос телезрителя из Воронежа: «В Псалтири сказано: скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой. На литургии мы постоянно просим христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной. Разъясните, пожалуйста, эти слова».

Наверное, имеется в виду, что если бы мы жили по вере, то об этом могли бы не просить...

– В ответ на это приведу пример из Евангелия, где Господь говорит: Просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам. Можно вспомнить притчи, в которых Господь описывает, как нужно просить то, что нам нужно. Он говорит, что если друг не даст вам по дружбе, то по неотступности даст сколько просите (см. Лк. 11, 5–8).

Просить у Господа – дело благое. Объясню. Дело в том, что человек ценит только то, что получил своим трудом, что досталось нелегко. Если человеку что-то легко досталось, он это легко может и потерять. Это важный момент. Поэтому просить у Бога нужно, ибо потом мы будем ценить то, что получили.

Часто так бывает в духовной жизни, что Господь дает просимое не сразу, а через некоторое время, через испытания, через проверку человека, чтобы человек понял, что ему действительно нужно просимое и что он потом не потеряет тот дар, который Господь даст.

Поэтому хорошо и полезно у Господа просить какие-то блага. Потом мы Бога благодарим за то, что получили, учимся это ценить, и через благодарность Богу у нас появляется любовь к Нему. Человек может полюбить Бога не иначе, как научившись Его благодарить за то, что Он дает.

Конечно, Господь знает, о чем мы попросим, знает о нашей нужде прежде нашего прошения. Но нам самим нужно это проговаривать, осознавать, стремиться к этому. Если, например, мы просим доброй христианской кончины живота нашего, тогда, наверное, мы будем к этой христианской кончине и готовиться, будем стараться душу свою подготовить таким образом, чтобы эта кончина (когда она наступит) застала нас в доброй совести, чтобы мы к Господу пришли, подготовившись должным образом.

Знаете, вся антиномия, весь парадокс в том, что Господь знает, что нам нужно, и зачастую дает даже прежде прошения нашего, но нам нужно это не потерять, оценить и научиться благодарить Господа. И не потому, что Ему нужна наша благодарность; эта благодарность нужна нам, чтобы научиться отдавать Богу дань любви и постепенно в этой добродетели преуспевать.

– Часто слышишь такое: «Я не осуждаю, я рассуждаю». Рассудительность и осуждение: возможно ли здесь какое-то слияние? Или здесь антагонизм?

– Надеюсь, многие православные христиане прекрасно помнят формулу, что можно осуждать грех, но нельзя осуждать грешника. Пока мы осуждаем грех, мы находимся в состоянии рассуждения и понимаем, что тот или иной поступок, который совершил человек, недостойный, недобрый, но самого человека мы не должны отвергать, ставить на нем клеймо.

Если сказать: «Человек пьет, это плохо», – это не будет осуждением. А если мы скажем, что человек пьяница и достоин геенны огненной, то возьмем на себя суд, и наше рассуждение превратится в осуждение. Эта грань довольно тонкая, и если мы не имеем определенного духовного навыка, то лучше и безопаснее не пускаться в такие рассуждения. Потому что есть поговорка: «Где рассуждение, там и осуждение». Не потому, что эти вещи пересекаются, а потому, что человеку трудно не перейти эту грань.

Если, например, вы должны объяснить поступок своим детям или вы начальник и должны разъяснить поступок своего подчиненного остальным членам коллектива, то вы обязаны пуститься в такие рассуждения, с Божьей помощью отделив грех от грешника и объяснив, что человек поступил плохо, но мы надеемся, что он исправится, избавится от своего греха. Путем такого мудрого рассуждения и отделения греха от грешника мы можем принести добрый духовный плод. Но еще раз повторю, пускаться в такие рассуждения лучше в том случае, если мы обязаны это делать в плане воспитания, когда поставлены над кем-то и обязаны эту ситуацию рассудить.

– У Вас много подопечных, которым требуется помощь в преодолении страстей. Вам, наверное, как раз и приходится сталкиваться с этой проблемой, потому что у Вас много подчиненных, которые работают с вашими подопечными – людьми, находящимися в страстях. Наверняка это очень сложно.

– Когда к нам приходят больные, истерзанные люди, мы им говорим: «Дорогой (или дорогая), мы тебя любим, готовы тебя принять, готовы помочь, но не готовы принять твой грех, твою страсть». Здесь рассуждение и осуждение четко видны, и мудрость, милость, милосердие проявляются наиболее ярким образом.

– Благословите наших телезрителей.

– Господи, дай нам разум отделять доброе от злого, никогда никого не осуждать, но при этом никогда не малодушествовать. Помоги нам, Господи, добрые наши намерения исполнить, а все злое откинуть.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X