Беседы с батюшкой. Протоиерей Владимир Мокренко. 19 марта 2024

19 марта 2024 г.

Сегодня в гостях клирик Костромской епархии, протоиерей Владимир Мокренко.

– Мы вошли в особое время, которое святые отцы называли духовной весной. На первой седмице Великого поста проходит множество разных богослужений. Поговорим об их содержании и начнем с Великого канона Андрея Критского. Что значит слово «канон»? Почему он называется великим?

– Прежде всего нужно поговорить об этом удивительном времени, которое святые отцы называли весной души. Великопостное время особое. Это как бы десятая часть жизни каждого человека. И эту десятину каждый православный отдает Богу как благодарность, как возможность очиститься от грехов, перейти к совершенствованию, стяжанию добродетелей.

И Церковь помогает каждому именно в этом. Поэтому меняется характер богослужений. Канон Андрея Критского – особый. Почему «великий»? Потому, что он содержит 250 тропарей, в отличие от обычного канона, в котором 30. Само слово «канон» означает некое мерило, линейку. Это линейка, которой человек мерит сам себя. Это та мера совершенства, о которой Господь сказал в Евангелии: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. То есть это бесконечное совершенство, но начаться оно должно с какого-то определенного момента жизни. И это начало должно быть осознанным. Через подготовительные недели, которые предшествуют Великому посту, наше религиозное сознание постепенно приходит к осознанию важных истин и состояний, в которые человек должен прийти в течение поста.

Прежде всего это отказ от гордости. Неделя мытаря и фарисея указывает нам эти полюса добра и зла в человеке. Древо познания хорошего и лукавого – это познание Бога. В данном случае образ мытаря – это образ покаянного настроения, на которое Господь дает Свою благодать. Сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. То есть это главное приобретение в преддверии Великого поста. И мы знаем о том, что человеку необходимо возвратиться к Богу, к Своему Отцу. Это Неделя о блудном сыне. Неделя о Страшном суде дает нам истинную картину бытия, о том, что произошло после грехопадения, когда началась история человечества.

Мы уже вступили в эти святые дни, дни подвига нашей воли, мыслей, чувств и желаний. И канон указывает нам путь этого совершенствования. Причем образы, которыми пользуется преподобный Андрей Критский, – это образы Священного Писания. И чтобы понять этот канон глубже, как бы проникнуть в его содержание, необходимо читать Писание.

В течение поста вместо Евангелия и Апостола на литургиях читается Книга Бытия, Книга пророка Исаии и Книга Премудрости Соломона. Чтобы мы как бы заново очистили образ Божий, взглянув на то, что произошло в раю, многое поняли из того, что говорит нам пророк Божий Исайя о Мессии, и научились той мудрости, о которой говорит нам Соломон. Канон дает нам, особенно в первые 4 дня, как бы поэтапное полное осмысление тех образов, которые совершаются в нем и даются в такой поэтической форме.

– А почему он делится на четыре части, а не читается целиком? В чем особенность данного текста? Почему именно его мы должны читать в этот период?

– Именно потому, что наше сознание в течение всего года было как бы приковано к миру сему и жило всегда образами, ощущениями и состояниями, которые он рождает. Это состояние пагубно сказывается на нашем духовном совершенстве, на нашем покаянии и восхождении ума к Богу. Поэтому особенно эти первые 4 дня дают нам возможность через воздержание в пище, через богослужения настроиться на весь пост.

Канон преподобного Андрея Критского как бы камертон, который дает нам правильный духовный настрой, потому что каждый православный человек должен стремиться к тому, чтобы приобрести библейское мировоззрение. Вот оно-то и дается человеку именно в этом каноне как в начальном этапе Великого поста. Человек всеми своими чувствами настраивается на эти образы, которые возвышают, дают возможность оторваться от греховных настроений, переживаний мира сего, от этой суеты, которая, как ржавчина, съедает его в этом мире.

Очень важно, что эта духовная линейка, этот большой канон как бы постепенно входит в жизнь человека. И сама ткань богослужения как бы некое переживание «здесь и сейчас», когда человек, находясь в храме Божьем, слышит звуки и эти надмирные образы, обоняет ладан, и постепенно эта атмосфера храма вовлекает его в иную сферу жизни. Это очень важно. Церковь дает нам с первых шагов дискретно каждый день по чуть-чуть ощутить атмосферу Божьего присутствия в человеке. Поэтому канон и читается ежедневно первые дни, хотя мы знаем, что на пятой седмице он прочитывается целиком, в Мариино стояние. Тогда человек уже настроен, уже прожил какое-то время в том настроении, которое задает Церковь с самого начала. Он уже как бы пробегает душой по этим образам и опять подстраивает ее для того, чтобы дальше продолжить пост уже до Светлого Христова Воскресения.

– Почему богослужения первой недели поста такие длинные? И как слушать, молиться, если не понимаешь многое из того, что читается?

– Сейчас многое можно понять из книг, из того материала, который есть в том числе в Интернете. Можно посмотреть все тексты, даже переведенные на русский язык. Те же самые стихиры. Можно следить за богослужением по книге Триодь Постная, например.

Длительность богослужения обусловлена тем, что люди должны постепенно проникать в смысл читаемого, в смысл того, что они слышат. Если будет краткое богослужение, то сознание не сможет удержать эти образы, не сможет настроиться или перенастроиться в течение богослужения.

Богослужения имеют разную длительность. В монастырях они по нескольку часов. Мне вспоминается интересное высказывание митрополита Питирима (Нечаева), которого я знал в свое время. Он рассказывал, как однажды его на встрече с протестантами спросили: «Почему ваши богослужения такие длинные?» Он ответил, что когда человек стоит первые два часа, как будто ничего не чувствует, вторые два часа чувствует, что устал, а третьи два часа чувствует, как вырастают крылья.

Тот подвиг, который совершает человек, отказываясь от определенной пищи, от своего привычного бытия, часто греховного, страстного, дает возможность вселения благодати, и действительно вырастают крылья. Не нужно бояться длинных богослужений. Наоборот, особенно днем или утром, когда совершается великопостная служба, надо прийти в храм и где-то тихонечко встать или сесть и вслушаться в эту особую мелодию, в великопостную музыку. В это время в основном все богослужения читаются чтецом, мало что поется. Длительность богослужения оказывает благотворное влияние на человека.

– А что делать, если не можешь выстоять такую длинную службу? Как себя собрать? Как найти силы?

– Человек может сесть, необязательно стоять столько часов, чтобы вырастали крылья. Кто-то может себе это позволить, имея такое здоровье и телесную крепость. А тот, кто слаб и духом, и телом, в принципе, может слушать записи богослужений; или, сидя в сумраке храма, впитывать всей душой то, что чувствует. Самое главное в этом состоянии – настроить себя, уловить ту Божественную энергию, которая исходит от богослужения; ту благодать, которая дается через наш подвиг. Она укрепляет человека, действительно дает ему крылья, с помощью которых он поднимается над суетой этого мира. И, сохраняя эту благодать в себе, продолжает жить дальше и что-то делать в этом мире: созидать, творить. Таким образом, человеческая душа укрепляется и радуется благодати Божией. Поначалу кажется, что это тяжело, но проходит какое-то время, и человек начинает ощущать радость от того, что пересилил себя, вышел как бы за границы. Это и есть созидание личности в себе.

– Почему в первую неделю поста нет литургии?

– Литургия – это праздник. Каждый день, когда мы совершаем Божественную литургию, – это день праздника, потому что Господь с нами и мы можем причащаться Тела и Крови Христа. Господь говорил: придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься. Среда, пятница – это, во-первых, постные дни. Во-вторых, дни, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров.

В обычной жизни бывают будни и праздники, которые чередуются. Праздники воспринимаются именно потому таковыми, что есть будни. На фоне наших обычных дней праздник – это особое веселье, особая радость души, которую мы хотим иметь в этой жизни. Так же происходит и в литургической жизни Церкви. Именно основываясь на том, что праздник – это Божественная литургия, Евхаристия, благодарение, Церковь указывает на то, что есть будни, то есть дни, когда мы должны трудиться над собой, созидать самих себя, предложить какой-то подвиг в нашем духовном делании. И Церковь вознаграждает нас тем, что потом уже на полной Божественной литургии, которая совершается в субботу и воскресенье, мы приобщаемся Святых Даров Господних. А для тех, кто по своей слабости и немощи не может ждать, Церковь определила богослужение, которое называется литургией Преждеосвященных Даров.

– Что это такое?

– В самом названии заключается ответ: Дары были освещены прежде. Дары готовятся в воскресный день, когда по церковным правилам служится литургия Василия Великого. Литургия Преждеосвященных Даров тоже начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Эта особая литургия совершается в разное время: иногда с утра, иногда вечером. Она дает возможность в течение недели, по средам и пятницам, тем, кто немощен, причаститься Христовых Таин. Церковь, несмотря на то что эти дни седмиц как бы рабочие, духовные, не праздничные, указывает на то, что человек не лишается возможности причащения Тела и Крови Господних.

– Все ли могут причаститься на данной литургии?

– Младенцев обычно не причащают, так как там дается твердая частица, пропитанная Кровью Господней. Обычно батюшка после службы идет с запасными Дарами в больницу или тюрьму, еще куда-то. Так же происходит и здесь: причащение запасными Святыми Дарами.  

– Почему литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу?

– Потому, что в среду Господь был предан, а в пятницу распят. Именно эти дни в обычное время постные. А в пост в эти дни совершается Божественная литургия как воспоминание о Господе.

– А как провести первую неделю поста, если нет возможности ходить в храм?

Самая главная идея всех великопостных богослужений, особенно первой седмицы – это идея настройки человека на такую жизнь, в которой он бы почувствовал приближение Бога, вошел с Ним в контакт. То есть со стороны человека всегда требуется некое усилие. Сказано: Царствие Божие нудится. И со времен Иоанна Крестителя тот, кто прикладывает усилия, восхищает Царство Небесное. Поэтому это особое время не нужно пропускать и тем людям, которые по какой-то причине не могут пребывать в храме Божьем.  

Мы говорим о том, что пища телесная оскудевает немного в течение Великого поста. Зато есть духовная пища в виде чтения Священного Писания, в виде молитв, которые человек может отдать Богу. Это практически может каждый человек независимо от своего состояния. Если он в более-менее нормальном состоянии, конечно.

Такая возможность дается каждому человеку. Поэтому в эти дни нужна перестройка на духовную пищу. Это действительно пища. Ею можно питаться. Господь говорил, что Он Сам питается Духом Святым. Во время разговора с самарянкой Господь отвечал, что именно Дух Святой дает Ему силы, благодатную энергию жизни. Также эта энергия жизни Духом Святым дается каждому человеку.

И главное для человека, независимо от того, может или не может он посещать храм по какой-то объективной причине, – это возможность духовной пищи, возможность обретения контакта с Богом. Чувствование Господа в своем сердце – именно это важно.

– Какие особые молитвы можно прочитать дома, если нет возможности посетить храм?

– Прежде всего это известная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Эту молитву человек должен произносить дома на вечерних молитвах. Делать поклоны, которые положено делать. И, самое главное, некое переустройство жизни, о чем я говорил до этого. Ведь у каждого из нас есть определенный жизненный порядок. Когда начинается день, мы приблизительно его планируем. У многих людей он похож один на другой. И часто эта жизнь, эти планы не включают в себя общение с Богом. Много людей, которые считают, что они верующие, но не читают Священное Писание, даже не знают заповедей Господних. Самое страшное, что у многих людей нет особого интереса к этому духовному деланию. Их увлекает то, что находится в этом мире, и они в этом мире растворяются.

Вспоминаю слова Спасителя, Который говорил, что тот, кто любит мир, не может любить Бога. И очень важно, чтобы человек в эти особые дни понимал, что они выделены самой Церковью, Самим Богом как дни особой проверки самого себя по отношению к Богу. Человек может себя спросить, насколько он верующий. Даже может ответить себе ложно: «Да, я верующий человек. Я верю, что Бог есть». Но этого очень мало. И бесы веруют, и трепещут, как сказано у апостола Иакова.

Нужно задать себе вопрос: «А какие у меня отношения с Богом? Есть ли эти отношения? Чувствую ли я Бога? Знаю ли я волю Божию? Стремлюсь ли я к тому, чтобы эту волю Божию исполнить, чтоб она для меня была ясной и понятной?»

Заповеди Господни, все, что нам дает Святая Церковь, все богатство веры, богатство любви, неземных ощущений, чувств радости и любви к Богу и ближнему, – все это необходимо человеку усвоить. Для этого нужна перестройка в самом человеке. Независимо от того, может он посещать в данный момент церковь или нет.

Церковь и дана человечеству как Евхаристия. Церковь и есть Евхаристия. А Евхаристия, в широком смысле понимаемая, – это соединение человека с Богом через Тело и Кровь Христа. Там, где Евхаристия, там Церковь. Там и вся остальная структура: здание, священство и т. д. А суть заключается именно в этом контакте: общении человека с Богом, со своим Творцом и Спасителем.   

– Батюшка, что важнее во время поста? Соблюдение строгих правил или все-таки молитвенный настрой?

– Конечно, молитвенное состояние. Молитва – это то, что соединяет нас с Богом. Когда мы читаем Священное Писание, как говорят нам святые отцы, мы слышим голос Божий. Когда мы молимся, мы обращаем свой голос к Богу, и Он слышит нас. Все остальные правила, в том числе и всякое воздержание от определенного рода пищи, – это инструменты, которые помогают нам сохранить некую настроенность на Бога, нацеленность на Него.

В этом главная задача поста. В том, чтобы, придя к концу поста, действительно ощутить полноту радости Воскресения Христа. Понять в конце всего, действительно ли Христос воскрес для тебя и ты воскрес вместе со Христом. Можешь ли быть воскрешаемым силой Божьей.

Когда у человека ум соединяется с сердцем, как происходит в Иисусовой молитве, то приходит чувство «умной» радости, я бы сказал. Если человек испытывает именно «умное» чувство радости, то он не зря постился. Не зря не ел, не зря от чего-то воздерживался.

Само по себе отдельно взятое воздержание от пищи не приближает к Богу. Апостол Павел нам совсем недавно говорил в Послании к Коринфянам о том, что пища не приближает и не удаляет человека от Бога. Человек, независимо от того, ест он или не ест, не может этим приобрести приближение к Богу. Приближение к Богу осуществляется через большой комплекс состояний. В основе этих состояний лежит покаяние. Это изменение. Изменение человеком его жизни, его мыслей, желаний. И на этом фундаменте покаяния строится духовная жизнь человека.

– Что бы Вы порекомендовали человеку, который в первый раз решил поститься?

– Прежде всего этот человек должен ясно понимать, для чего он это делает, вообще для чего существует пост. То, что мы сегодня обсуждаем, как раз та главная мысль, за которую человеку, только начинающему поститься, нужно зацепиться. Если человек поймет, что существуют какие-то внешние правила поведения и пощения, но будет делать это без внутреннего изменения, без постройки здания на фундаменте покаяния, то такой пост не принесет особо благодати Божией. Хотя, как мы знаем, если человек хоть какие-то шаги первые делает навстречу Богу, все равно Господь это оценит. Бог и намерение целует, как сказано у Иоанна Златоуста. Поэтому хотелось бы, чтобы человек все-таки осознал, для чего он это делает.

Преподобный Серафим Саровский, когда беседовал с Мотовиловым, сказал: «Ваше боголюбие, Вы испрашивали многих, в том числе духовных особ, в чем смысл христианской жизни. Одни говорили: постись, другие – молись, третьи – совершай добрые дела, ходи в храм. А какой же смысл конечный этого всего? Никто Вам не мог сказать этого».

И преподобный Серафим сказал Мотовилову и всем нам, что смысл в стяжании Духа Святого. То есть в этом обожении человека, в этом приближении человека к Богу посредством той благодати, которая дается человеку за определенные действия, какие-то первые шаги. Все это для того, чтобы благодать смогла действовать в этой открытой душе. Сама вера, например, дает доступ к человеческому сердцу. Нет веры, нет и доступа. Благодать не действует в человеке, который не верит и ничего не делает, чтобы веру свою осуществить. Поэтому главный смысл стяжания Духа Святого, преображения, спасения души должен быть у человека, который только-только начинает Великий пост.

– Обязательно ли брать благословение перед тем, как начинать поститься?

– Желательно. Если у человека есть духовник, например, если он ходит в какую-то определенную церковь, знает священников, которым исповедуется, то, конечно, получить благословение на всякое доброе дело – это очень хорошо.

– Что Священное Писание нам говорит о посте?

– Священное Писание много что говорит. Сам Господь, мы знаем, Спаситель наш Иисус Христос постился сорок дней. Сорокадневный пост – это некий образ Спасителя, Его поста перед проповедью. Он постился и был искушаем дьяволом, как мы знаем. Поэтому пост есть практически, наверное, во всех книгах Священного Писания.

– Есть ли какие-то особенности в приготовлении к причастию во время Великого поста?

– Да, добавляются определенные молитвы. Но можно сказать, что подготовка к святому причащению одна и та же. Если мы добавляем какие-то молитвы, то это не придает особенности этой подготовке. Подготовка должна быть очень искренней. Прежде всего человек должен научиться в течение поста действительно видеть свои грехи.

Очень много действий остается у нас в подсознании. В том числе и нравственных поступков. Не только каких-то машинальных действий, которые мы совершаем не задумываясь и которые так и должны совершаться. Но самое страшное, что в область подсознания уходит многое из того, что мы называем грехом. И грех должен быть раскрыт. Он должен быть осознан, должен быть назван. Бог, конечно, и без нас знает наши грехи. И когда человек приходит, например, на исповедь каяться в своих грехах, необходимо, чтобы он точно называл тот грех, в котором раскаивается. Называя грех, мы тем самым имеем власть над ним.

Поэтому подготовка к причастию в великопостное время требует от нас всей серьезности, покаяния, осознания своих грехов. Человек должен именно осознать грех и его назвать. Это труд, который в Великий пост добавляет нам определенные возможности и дает простор для наших усилий.

– Батюшка, давайте ответим на вопросы наших телезрителей.  Игорь спрашивает, в чем смысл брачного воздержания во время поста.

– Как и всякого воздержания. Человек по плоти должен воздерживаться от всего, что мешает духовному росту. Не потому, что, например, воздержание от законного плотского соития в браке венчанном является грехом. Конечно, не является грехом. Но некое воздержание нужно для того, чтобы мы умели владеть собой.

Если мы говорим о воздержании в еде, то это воздержание конкретного человека. Он может решить это сам за себя. А воздержание в семейных отношениях требует согласия с другой стороны, супруга. В этом смысле нужно понимать, что подвиг такого воздержания требует именно согласия и внутренней гармонии. То есть это не должно быть вопреки желанию человека: мужа или жены. Я бы посоветовал согласовывать это воздержание со своим супругом или супругой.

– «Как поститься интенсивно тренирующемуся спортсмену? За пост все наработанные результаты сходят на нет.  Получается, одной рукой созидаешь, а другой разрушаешь».

– Когда мы говорим о духовной жизни, мы не говорим, что тело человеческое должно иметь приоритет над духом. Мы видим в Священном Писании, что духовная борьба в том и состоит, что дух воюет против плоти, а плоть против духа. Спортсмены тренируются, чтобы усилить возможности тела. Когда мы усиливаем одну сторону, плоть человеческую, то в таком случае всегда страдает дух.

Господь сказал, что нельзя служить двум господам. Будешь об одном нерадеть, а другому служить. Поэтому в данном случае человек должен выбрать, как говорит нам Священное Писание, духовную или телесную мышцу развить в себе. Тело рано или поздно дряхлеет. Более того, это тело мы должны будем оставить в этой жизни. В тот мир пойдет дух. И что пойдет с духом? Какое стремление и к чему этот дух будет иметь?

Страшно, если все желания человека были плотскими. Страшно, если он думал только о плотском и не думал о духовном. Все плотское в какое-то мгновение исчезнет – и останется только как бы голый дух и его неспособность понять духовный мир. Поэтому, я думаю, здесь нужно выбирать.

– Ирина спрашивает: «Как соблюдать пост тем, кто находится в путешествии или в дороге?»

– Как мы установили, пост не заключается только в перемене пищи. Он заключается в перемене жизни, переориентации на дух, на духовную пищу. Если человек путешествует, например, и при этом теряет эти очень важные ориентиры, то он перестает поститься. Если человек перестает молиться, думать о Боге, размышлять, погружаться в духовный мир, перестает думать о покаянии, своих грехах, то даже если он не будет что-то вкушать из пищи, это нельзя будет назвать постом.

Пост – когда это всё вместе. Когда в человеке происходит движение вверх. Знаете, такие шутки были: люди выходили из дома, брали в котомку сало и ходили вокруг дома; они называли себя путешествующими и могли позволить себе вкушать сало. Это смешно. Но определенные условия путешествия накладывают свои особенности. В зависимости от этих сложностей и нужно подходить к вопросу о том, что можно вкушать, а что нельзя.

– Батюшка, дайте краткое наставление нашим телезрителям на время Великого поста.

– Мне хотелось бы, во-первых, поздравить нас с этим удивительным поприщем нашего духовного возрождения. Пожелать всем нам, чтобы этот пост закончился великим осознанием сердцем и умом Воскресения Христова. Собственно, для чего пост и нужен. Чтобы мы смогли отказаться от своих каких-то страстей. Они есть практически у каждого человека. Чтобы человек мог их осознать. Мог в них не только раскаяться словами, но и делами показать, что он действительно избавился от той или иной слабости своего характера.

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Анна Родионова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать