Беседы с батюшкой. Смиренномудрие. Руководство для мирян или для священства? Протоиерей Вадим Буренин. 4 апреля 2024

4 апреля 2024 г.

В студии протоиерей Вадим Буренин, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (г. Санкт-Петербург).

– Тема, которой сегодня посвящена передача, довольно сложная: «Смиренномудрие. Руководство для мирян или священников?» Смиренномудрие, как и другие сложные темы, такие как целомудрие и любые духовные знания, для мирян могут быть очень сложными и привести к таким размышлениям, которые могут даже увести от спасительного пути. И кажется, эти знания необходимо получать в духовных школах под руководством опытных наставников. Может быть, самостоятельно и невозможно эти знания понять?

– Прежде всего человек может самостоятельно читать Священное Писание Нового Завета. Это совершенно не возбраняется, более того, каждому принесет пользу. Мы знаем, что преподобный Серафим Саровский прочитывал весь Новый Завет в течение недели. И ничто не мешает нам на сегодняшний день, тем более во время Великого поста, по возможности читать Священное Писание, кто сколько может.

Также есть прекрасная духовная литература; например, «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Книга, которая позволяет человеку найти ответы на очень многие вопросы: о памятозлобии, злословии, клевете, лжи, унынии, лености, сребролюбии, нестяжании, лукавстве, безумной гордости. Также о кротости, простоте и незлобии, которые происходят не от природы, но приобретаются тщанием и трудами. И о союзе трех добродетелей: вере, надежде и любви. Эти прекрасные книги на сегодняшний день можно приобрести практически везде: в православных храмах, церковных лавках.  

Вот что Иоанн Лествичник пишет о лжи: «Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога». Я думаю, что эти очень правильные слова каждый должен применить в своей жизни, подумав о том, насколько человек может быть именно Божиим, именно тем, который считает для себя важным и необходимым жить по заповедям: в любви к Богу и своим ближним.

Что преподобный Иоанн пишет о целомудрии? «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Целомудрие есть чистота души и тела. Целомудренный тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает».

Есть у нас прекрасные духовные книги, которые помогают и помогали во все времена. Я вспоминаю батюшку отца Иоанна Кронштадтского, который на первую зарплату приобрел Собрание сочинений великого святителя, вселенского учителя Иоанна Златоуста, и считал для себя очень важным читать его творения. Тем более мы должны читать творения святых отцов. И теперь уже и самого батюшки отца Иоанна Кронштадтского. Это никак нам не помешает.

Также в нашей повседневной жизни нам помогают и жития святых. Читая их, даже прославленных недавно, новомучеников и исповедников Церкви Русской, например святителя Луку Крымского, преподобного Серафима Вырицкого и многих других угодников Божиих, мы тем самым духовно себя обогащаем, потому что знакомимся с тем, как можно вести православный образ жизни в наше время. И это не что-то такое потустороннее и абстрактное. Это здесь и сейчас. Но для того, чтобы здесь и сейчас мы могли правильно отвечать на те или иные вызовы, нужно руководствоваться Священным Писанием, Новым Заветом.

Когда мы читаем Священное Писание, слышим слова Самого Спасителя: Я кроток и смирен сердцем. Так и мы должны быть кроткими и смиренными. Мы должны подражать в этом Христу. И тот, кто достигает состояния смиренномудрия, имеет настоящую жизнь с Богом. И это не просто какой-то человек, который где-то молится и безмолвствует. Конечно, можно быть и безмолвником, но уже после того, как стяжал смиренномудрие, после того, как действительно пребываешь в Боге, полностью вручил себя Богу и даешь Ему возможность действовать в себе Своей благодатью, Божественной энергией и силой.

Конечно, учебные заведения помогают человеку. Здесь и пример батюшки отца Иоанна Кронштадтского, который учился в семинарии, потом в академии. Образование действительно помогло ему в повседневной жизни.

– Вопрос от телезрительницы Антонины из Владимирской области: «Когда стою в храме на службе, очень хочется слышать слово Божье. Но между людьми идут разговоры, и меня это раздражает. Мое раздражение – большой грех?»  

– Тот человек, который является смиренномудрым, не имеет в себе гнева и раздражительности. Он в этот момент может помолиться и попросить Господа: «Помоги тем, кто сейчас стоит со мной в храме, вместе молиться единым сердцем и устами».

С другой стороны, мы не знаем, о чем люди в данный момент говорят. Может быть, они решают вопрос, что тяжело стоять и негде сесть; или кому-то холодно. Могут быть всякие обстоятельства. Может быть, они переживают о ком-то или о чем-то. Мы ни в коем случае не должны осуждать людей. Ведь тем самым мы лишаем себя мира и покоя в своей душе. Когда мы действительно имеем любовь к своим ближним, то должны подойти к ним с пониманием. Ведь бывает, что и священнослужители могут разговаривать во время богослужения, потому что решают те или иные вопросы, связанные с его проведением. И к этому тоже нужно относиться с пониманием.

–  Все правильно. Но я очень хорошо понимаю Антонину, потому что многократно сталкивался с такой ситуацией. И это не какие-то тихие разговоры на важную тему, а именно болтовня. Такое происходит довольно часто. Я в этом случае просто ухожу подальше, чтобы эта болтовня не была мне слышна, потому что иначе мне пришлось бы делать замечание, говорить о том, что не нужно разговаривать в храме на какие-то бытовые темы. Вы наверняка тоже сталкивались с такой ситуацией: когда священник возглашает «Святая святым», вместо того чтобы в храме воцарилась тишина перед причастием, люди начинают разговаривать чуть ли не в полный голос. И, конечно, очень хочется сказать себе, что это я виноват в том, что во мне нет любви. Но вместе с тем мы же можем переживать об этом. Конечно, хотелось бы, чтобы люди говорили на какие-то духовные темы, но приходится просто переходить на другое место.  

– Действительно, такие случаи имеют место. И я неоднократно призывал прихожан к тому, чтобы они благочестиво вели себя в храме, потому что они пришли именно на богослужение. Если люди приходят на концерт в филармонию, никто не говорит в полный голос в тот момент, когда исполняется «Реквием» Моцарта или Симфония №6 Чайковского. Люди ведут себя соответствующим образом, потому что пришли послушать музыку. Они с уважением относятся к окружающим и к тем людям, которые исполняют ее. Хотя бывают всякие ситуации, но, как правило, это исключения. И когда человек пришел в храм, то во время богослужения он должен молиться вместе со всеми. Молиться во время произнесения ектении, а не вести какие-то ненужные и пустые разговоры.

Я предлагаю всем тем людям пообщаться в частной беседе, пригласить друг друга к себе домой на чашку чая или пройтись по парку, подышать свежим воздухом. Почему бы и нет? Или побеседовать в храме после службы. Но во время богослужения люди должны вести себя благочестиво. В храме должно быть соответствующее поведение.

– Вопрос от телезрителя Дмитрия из Гатчины: «Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу. Как Вы считаете, насколько верно мнение о том, что на Страшном суде Господь будет искать в человеке именно Свое подобие?»

– Хороший вопрос, но мы не знаем, как будет проходить Страшный суд. Это тайна, но определенное понимание, конечно, у нас есть, и оно связано с тем, что для человека, который жил здесь, любовь к Богу и ближним была действительно руководством к действию. И то, что он делал, совершалось именно во славу Божию. Во всяком случае, его дела и поступки были важными для него в перспективе вечной жизни, потому что это делалось именно ради Христа.

Но немало бывает и таких ситуаций, когда люди поступают чисто формально. И это совсем другое качество жизни. На что может рассчитывать такой человек пред лицом Божьим на этом суде? Почему этот суд будет страшным для человека? Потому, что мы не знаем, как Господь оценит наши дела и слова.

Смиренномудрие предполагает, что человек постарался быть в жизни кротким, терпеливым и смиренным. Причем сначала идет кротость, потом человек достигает состояния, когда может переносить те или иные испытания, у него появляется терпение и следом за этим приходит смирение. А дальше человек имеет возможность по благодати Божией иметь в себе истинное понимание того, что он сам сотворен Богом и все окружающее его тоже сотворено именно Им. И действовать на земле нужно так, чтобы не нарушить Божественной гармонии. Это достаточно сложная задача, потому что предполагается, что у человека есть духовное разумение. А оно возможно тогда, когда человек имеет все эти добродетели. Без них просто невозможно. Как человек в состоянии гнева может быть смиренномудрым? Никак. Ты проявляешь или кротость, терпение, смирение, или же раздражение в гневе и осуждении. Или одно, или другое. По-другому невозможно.

У нас был разговор о том, чтобы люди имели соответствующее духовное образование. Образование получить можно, и оно действительно пойдет на пользу. Собственно говоря, во время Великой Отечественной войны наш верховный главнокомандующий был человеком, который окончил семинарию. Иосиф Виссарионович учился в семинарии. Получив это образование, к концу жизни он пришел к тому, что в стране было восстановлено патриаршество, стали открываться храмы, монастыри, духовные учреждения.  

–  Вопрос от телезрительницы Веры из Санкт-Петербурга: «Я думаю, что в наше время сложно быть смиренномудрым. Я хотела бы, но не могу. К сожалению, иногда Господь посылает людей, которым невольно хочется что-то сказать. Хотя они уже взрослые, но ведут себя достаточно неприлично, даже по-хамски. Иногда просто не можешь не сказать что-то этим людям».

Такая ситуация складывается очень часто. И может быть, Господь как раз и посылает таких людей для того, чтобы мы выработали в себе смиренномудрие. Как Вы думаете?

–  Каждая ситуация совершенно уникальна для каждого человека. В каждой конкретной ситуации необходимо разбираться и получать духовное вразумление от Господа. Во всяком случае, внутри себя. Ведь мы всегда можем попросить Господа помочь нам, вразумить и просветить, подсказать, как правильно поступить. И если нет понимания, то лучше все-таки промолчать и не говорить тех слов, которые могут привести, может быть, даже к трагическим последствиям, потому что слово имеет определенную силу. Иногда люди приходят в состояние отчаяния и совершают непоправимые поступки. Поэтому не нужно в определенных ситуациях говорить какие-то лишние слова.

На Русской земле в основном женщины были кроткие, терпеливые и смиренные. А сейчас такая ситуация, когда многие говорят, что им нужен психотерапевт, потому что они не могут справиться с собой. Человеку нужна какая-то помощь посторонних людей. Но при этом немного тех, кто приходит в храм Божий и просит помощи у Бога. Но ведь душа дана человеку Господом, и именно Он является Врачом наших душ, Который в состоянии помочь в любое время. Для тела у нас есть земные врачи, которые могут помочь в сложной ситуации. Но и Господь помогает в том, что касается тела. Но что касается души, помощь приходит именно от Бога. Поэтому старайтесь в каждой ситуации, когда вы чувствуете, что вам нужна помощь, обращаться прежде всего к Богу.  

– Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Насколько важно для православного христианина обрести смирение? Необходимо ли оно в деле спасения?»

– Да, оно действительно необходимо в деле нашего спасения. Сам Господь говорит о том, что является кротким и смиренным. Он хочет, чтобы мы были такими же, как Он. Именно кроткими и смиренными. Невозможно представить себе человека, который спасется и при этом не будет кротким и смиренным. На что может рассчитывать раздражительный, вспыльчивый, гневливый человек, имея в себе такие пороки? Прежде всего он должен покаяться. Иначе как он может войти со всем этим в Царство Небесное?

На земле нам отведено время для того, чтобы мы подготовились именно к вечной жизни. Господь каждому из нас определяет именно такой срок, который необходим для того, чтобы мы подготовились, чтобы совершили дела во славу Божию. И поскольку у Господа есть план об этом мире, он есть и в отношении каждого из нас. Определенный план для того, чтобы мы прожили эту жизнь, достойно пройдя те или иные испытания для Царства Небесного. И очень важно, чтобы мы были кроткими, терпеливыми и смиренными. Тогда Господь даст нам возможность иметь такую мудрость, которая поможет поступать правильно, грамотно, по заповедям Божьим.

– Телезрительница говорила, что люди бывают разные и по-разному себя ведут. Некоторые могут вести себя так, как тот человек из пещер в стране Гергесинской, который кричал, ругался и вел себя совершенно ужасно. Христос изгнал из него бесов, которые вышли в стадо свиней... Наверняка по этому примеру в мире существуют люди, руководимые врагом рода человеческого. В этом случае что мы должны делать, когда сталкиваемся с ними? Должны ли мы их увещевать или как-то особенно молиться?

– В этом случае мы действительно должны молиться. В житиях святых есть такие случаи, когда к ним приводили одержимых и бесноватых. Например, вспоминаем нашего великого святого преподобного Сергия Радонежского. Был случай, когда к нему привели такого человека. Его даже держали за руки. Преподобный Сергий помолился, и Господь коснулся одержимого Своей благодатью, человек получил исцеление, этот дух его больше не мучил. Так что молитва к Господу, наше обращение к Нему просто необходимы.

Бог говорит нам о том, что мы должны поститься и молиться, тогда все зло, которое имеет место, отойдет от нас. Мы должны помнить, что все сотворил Бог и вся власть в Его руках. Но мы также знаем, что и князь века сего творит свои дела на земле, потому в мире мы будем иметь скорби. Мы должны проходить их достойно Царства Небесного. Это те испытания, которые выпадают на долю каждого человека. Абсолютно каждый должен пройти их, потому что на нем должна стоять проба, как на золоте или серебре, что он их прошел, что он действительно Божий и на земле хотел иметь жизнь с Богом.

Но мы также помним о том, что без греха только наш Господь, поэтому всем нам необходимо постоянно каяться и исповедоваться, творить достойный плод покаяния. Поэтому мы и читаем молитвы вечером и утром.

Молитвы являются образцом того, как надо молиться. Так молились праведники в разные периоды времени. Они составили эти молитвы, движимые Духом Святым. Когда мы читаем те или иные молитвы, то тем самым обращаемся к Богу так, как это правильно. Господь дал нам возможность читать молитву «Отче наш». Он Сам дал образец молитвы.

Далее мы читаем молитву ко Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». И это тоже Священное Писание, это обращение, которое на сегодняшний день является важным и необходимым для каждого верующего человека. Это образец того, как мы должны молиться.

– Псалмопевец Давид говорил, что блажен человек, который не ходит на совет нечестивых и не сидит там. Читая эти слова, мы можем представить себе подобную ситуацию с нашими людьми с соседями, с кем-то еще, но мы же можем каким-то образом этого избегать. Или как следует понимать эти слова псалмопевца?

– Часто какой-то смиренный человек в житейской ситуации воспринимается нами как человек забитый, который не в состоянии постоять за себя, не может ничего добиться, то есть он как некий совершенно убогий человек. А на самом деле этот человек может явить нам стойкость, непримиримость, он может отстаивать свою позицию, причем без хамства, без грубости, с достоинством, и это позволяет людям, которые ведут себя неподобающим образом, увидеть, что перед ними настоящий христианин, человек Божий. И такая позиция очень сильная позиция.

То есть внутренняя сила человека способна победить внешнее хамство?

Если человек с Богом, то его внутренняя сила помогает ему в утверждении добра здесь, на земле. Зло постоянно хочет доказать, что оно сильнее добра. Собственно, антихрист потому и антихрист, что пытается доказать, что его власть на земле превосходит власть Самого Господа. Но каждый раз враг оказывается посрамленным именно в те моменты, когда человек с Богом.

Если же человек не с Богом, то он может попасть в очень сложную ситуацию, из которой иногда невозможно выйти, потому что задача врага рода человеческого – погубить человека, нанести ему непоправимый вред, который не даст ему жить дальше с Богом.

– У нас существует как бы несколько слоев нашего служения, нашей жизни. Когда наши дети маленькие, учатся в школе, у нас одни проблемы, одни противостояния. Когда дети становятся старше, проблемы тоже возрастают, когда они уже совсем взрослые, то и проблемы наши уже совсем другого масштаба.

Но вот что мне интересно: существуют какие-то вещи, на которые мы, христиане, не можем повлиять. Я имею в виду политическую ситуацию, происходящее в мире, в правительствах других стран. Все это может меня раздражать, каким-то образом воздействовать на меня, но повлиять на эту ситуацию я не могу. Скажите, могу ли я быть неравнодушным к происходящему и при этом оставаться смиренномудрым? 

Безусловно. Вот сейчас у нас очень много говорят про искусственный интеллект. Скажите, имеет ли интеллект отношение к душе?

Не знаю. Для меня это сложный вопрос имеет ли интеллект отношение к душе или только к разуму…

Если у человека есть интеллект, значит, он имеет в себе Бога. Все, что связано с интеллектом, с совестью, напрямую соотносится с тем, что в нашем понимании является вещественным и материальным. Враг рода человеческого, антихрист, постоянно пытается доказать Господу: «Ты создал бессмертную душу и дал ее человеку, а я создам машину, которая будет обладать интеллектом и будет любить». И это самое настоящее лукавство. Никакая машина не может обладать интеллектом, она не будет любить, потому что это всего лишь машина.

Наше отношение к этому правильное, и мы имеем возможность понимать происходящее с позиции настоящих православных христиан. Но здесь необходимо, чтобы Господь нам помогал, чтобы Он нас вразумлял и просветлял. Потому что без вразумления от Бога как мы сможем понимать, что это хорошо, а это плохо?

Враг рода человеческого лукав, он постоянно подбрасывает нам те или иные достаточно соблазнительные для нас вещи, например, искусственный интеллект. И нет чтобы спокойно сказать, что это определенная техника, которая должна помочь нам в нашей повседневной жизни, здесь сразу закладывается определенное лукавство, направленное на противостояние сил зла с Богом.

Когда мы это видим, мы можем спокойно об этом говорить, здесь нам ничего не мешает. Но необходимо, чтобы по отношению к нам было именно духовное вразумление. А когда оно приходит? Когда человек кроток, когда он терпеливо ко всему относится и со смирением принимает все, что происходит вокруг него. И тогда Господь дает определенную мудрость, понимание и видение сути происходящих вещей, связано ли это с политикой или с какими-то другими важными вещами. И человек уже может грамотно и правильно оценивать происходящие события. Ведь когда мы говорим о нашей духовной жизни, прежде всего мы понимаем, что все должно согласовываться с истиной. А истинный путь для нас это наш Господь.

– Знаете, я вспомнил замечательный пример человеческого отношения и смиренномудрия. Когда Анна Андреевна Ахматова стояла в очереди в «Кресты» в тюрьму, чтобы передать для мужа и сына передачу, переживая за них, она так возвысилась над этими переживаниями, что у нее возник знаменитый «Реквием» как символ смирения, мудрости и прочего. И в данном случае я представил себе, как это может выглядеть в человеческом проявлении. Скажите, смиренномудрие это руководство для мирян или священников?

Анна Ахматова проявила смирение, и ее увезли из блокадного Ленинграда в Москву. Здесь осталась Ольга Берггольц, и она со смирением понесла эту ношу.

– Об Ольге Берггольц должен быть отдельный разговор. Я просто имею в виду, что подобная позиция у верующих людей может быть выражена в течение всей жизни. И здесь у меня возник такой вопрос: чтобы научиться смиренномудрию, нам для этого нужно учиться, много читать или это можно получить по благодати? И есть ли смысл надеяться только на благодать? Или для этого нужны и наши собственные усилия?

– Наши собственные усилия здесь действительно необходимы, потому что Господь дает Свою благодать, Свою Божественную силу, Божественную энергию тому человеку, который трудится во славу Божию. И тот человек, который прикладывает усилия и заботится, чтобы у него появились знания, которые помогут ему в его повседневной жизни стать именно человеком Божиим, в глазах Божиих становится великим, потому что он идет по тому пути, который ведет в Царство Небесное.

Для этого нужен труд, причем труд повседневный. Человек должен учиться в течение всей своей жизни, и сегодня у нас есть возможность послушать тех или иных лекторов, пройти те или иные курсы, посмотреть хороший документальный фильм, в котором рассказывается о каких-то важных и необходимых вещах. 

Серафим Вырицкий был самоучкой, он не учился ни в одной духовной школе. Но за шесть лет после того, как он стал послушником в Александро-Невской лавре, он прошел путь до духовника лавры, и это для меня замечательный пример. Этот человек действительно был смиренномудрым.

Отец Вадим, скажите нашим телезрителям слово наставления.

Возлюбленные братья и сестры! Сейчас время Великого поста. В воскресенье мы будем праздновать Благовещение Пресвятой Богородицы, а в субботу вечером состоится вынос креста. Следующая седмица – Крестопоклонная. Это особая седмица, во время которой все время мы должны помнить, что Господь совершил великое дело нашего спасения. Он избавил нас от греха, от проклятия и смерти. Он взошел на Крест для того, чтобы мы с вами имели вечную жизнь.

Вспоминая об этом в тех или иных жизненных обстоятельствах, представляйте себе, что рядом с вами Христос, весь в крови, потому что Он пошел на искупительную жертву ради каждого из нас. И пусть память об этом поможет вам провести оставшееся время поста так, чтобы вы могли достойно встретить праздник праздников – Светлое Христово Воскресение Пасху. Помоги вам в этом Господь!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин. Тема беседы: «Как простить человека, если это трудно».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать