Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Трушин. 10 декабря 2023

10 декабря 2023 г.

– Сегодня у нас в гостях протоиерей Александр Трушин. Есть такая цитата в Евангелии от Матфея, которую часто просят объяснить: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44). Как ее растолковать?

– В этих словах Господа Иисуса Христа отражено, наверное, высшее проявление любви. И сказано об этом не в общем, а конкретно. Нам порой расти и расти до этого. Это, кстати, хорошо, что у нас есть возможность и цель, куда расти. Трудно? Несомненно, трудно. Молиться за гонящих нас очень непросто. Люди иногда не выдерживают даже в стенах храма. Толкнули плечом, задели неудачно или что-то сказали не то – и люди срываются тут же, стоя перед иконами, только что к ним приложившись.

А вот иметь по жизни такую цель, как молиться за гонящих нас… Просто хочется сказать: в Евангелии нет ничего того, что мы не могли бы достигнуть, что могли бы отмести как ненужное. Поэтому дай Бог нам с вами добираться до этого состояния не показушно, а именно душой. Потому что здесь еще встречаешься с такой проблемой: может ли молиться солдат на поле боя за своего врага? Может ли полицейский молиться за преступника?

– После того, как поймает, может быть?

– Я думаю, что он, как человек, тоже переживает непростые состояния по отношению к тому, кого он ловил.

– Мы поем в тропаре: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя». В какое время создавался тропарь? Там же конкретно говорится, кто эти «сопротивныя». Это враги Византийской империи.

– Нередко в период постов люди заменяют духовный рост не подвигами, а телесными подвижками, мягко выражаясь. Они просят благословения не есть масло, обойтись без мороженого... Чувствуется, как мы зажаты своим вниманием в отношении тела. А вот духовный рост – например, простить – это для них сложно. Многие своим родителям никак простить не могут, всю жизнь помнят эти обиды.

А сейчас, увы, встречаешься с проблемой, когда психологи поддерживают эти состояния. «Помните, Вас в детстве папа обидел или мама сказала не то, что Вы ожидали?» И дальше у человека на всю жизнь обида на маму. Уже человек на пенсию вышел, у самого растут внуки, а он начинает говорить о том, как он обижен на маму.

– Разве так не бывает?

– Так мы и говорим о том, что это именно есть. Культивировать это недопустимо. Как необходимо, чтобы все-таки у нас был духовный рост! Поэтому почаще заглядываем в Евангелие, перечитываем. Я с радостью слышу, как многие проповедники говорят: не торопитесь прочитать его от корки до корки, останавливайтесь на тех строчках, которые задели ваше сердце, заинтересовали вас. Может быть, они непонятны или ставят слишком высокие цели, которые Вы сейчас процитировали из Евангелия от Матфея. Но очень важно, чтобы мы переживали Евангелие не эмоционально, а сопоставляли его со своей жизнью и строили ее по Евангелию. Вот то, что хотелось бы сказать в отношении этой цитаты.

И дай Бог нашим военным, с которыми мы имеем дело, осознать и то, что матерщина у нас процветает со страшной силой. Я понимаю, что она заменяет некоторые длинные термины и команды. Но все равно очень тяжело с людьми общаться, когда мат становится их повседневной речью. А уж когда имеешь дело с детьми и от них слышишь матерщину – это вообще ужасно. И тоже понимаешь, что у детей это становится нормой. То есть они могут не осознавать значения очень многих слов и выражений. Но для них это становится ступенькой к взрослости.

– Они (подростки от 10 до 15 лет) сейчас еще свои слова говорят, у них своеобразный сленг, что можно вообще не разобраться, о чем разговор. Даже мне уже непонятны некоторые термины типа «кринж», «краш» и так далее. Там не только матерные слова, там своя атмосфера, которую, наверное, стоит изучить. Дети растут, а мы иногда не поспеваем за ними вообще.

– Мы с Вами перед началом передачи начали разговор о том, что сленг так же, как и мат, способствует деградации человека.

– Меньше думать приходится. Заменяешь мысль простым словом.

– Несомненно. Слова из сленга могут заменить целые понятия. Кстати, совсем недавно у меня была встреча – разговор с пятиклассниками. И один из пятиклассников взялся описывать кино. Он сказал: крутой фильм. Я его спросил: что значит «крутой»? Интересный, захватывающий, страшный или, наоборот, веселый? Парень замялся, хотя я знаю, что он хорошо учится, и говорит: «Что объяснять? Крутой и есть крутой». То есть он не смог подобрать никакого описания к содержанию фильма.

– Нам хотелось услышать такое описание: главный герой переживает такие-то моменты, в связи с этим его подруга говорит об этом, и сюжетная линия разветвляется на четыре части, и они пересекаются так-то…

– Ну или хотя бы описание, что это фильм про войну, предположим, и там солдаты выполняют сложные трюки, в главной роли… (может быть, даже назвал бы фамилию актера).

– А кто виноват, что они не могут это описать?

– Вечные русские вопросы: что делать и кто виноват?

– Мы должны решать вопросы сейчас, но эти проблемы рождают предыдущие поколения. И мы сделаем ошибки, которые будут решать наши дети, мне так кажется.

– В разговоре с одним детским психологом (очень профессиональным) я спросил, работает ли она с родителями, поскольку многие проблемы у детей – это на самом деле проблемы родителей. Она сказала: «Нет, батюшка. Я работаю с детьми, а с родителями работать очень трудно, а порой бесполезно». Кстати, это был ответ на нынешний наш вопрос, кто виноват. Участвуют все. Несколько поколений участвует. То есть в каждом ребенке мы видим его родителей, бабушек и дедушек и, конечно, современную культуру. Если бы не было этого сквернословия и матерщины на каких-либо каналах Интернета или где-то еще, я думаю, что люди искали бы правильные пути выражать свою мысль.

Люди очень боятся и много говорят об искусственном интеллекте, но при этом свой интеллект не развивают совершенно. Что ты боишься того, чего сам не развиваешь?

– Вопрос телезрителя: «Паисий Святогорец говорил, что надо молиться за весь мир, за всех людей. Наш почивший митрополит Филарет Минский тоже, насколько я знаю, молился за весь мир людей и мир животных. Но существуют неоднозначные мнения. Некоторые священники говорят: помолись за себя, за родных – и хватит, иначе надорвешься. Но есть люди, которые уже умерли, но жили неблагочестиво, Церковь явно не знали. За них тоже хочется помолиться. Каково Ваше мнение по поводу дерзновения в молитве?

– Это хорошо, что есть разный опыт молитвы. Когда мы говорим, что надо молиться за всех, хорошо бы, если бы мы все и молились так. Мы приходим в храм, звучит мирная ектенья – и тут мы молимся за всех.

– «Миром Господу помолимся».

– Да, самые привычные слова. Когда человек отработал день, находится дома и у него подходит время келейной молитвы, порой он едва-едва собирается своим вниманием, чтобы более-менее вычитать вечернее правило или хотя бы небольшую его часть.

Вы готовы молиться за весь мир? Я скажу свое личное мнение. Ни в коем случае не пытаюсь спорить с духовниками или опытными молитвенниками. Мне кажется, что опыт моления у каждого человека должен быть индивидуальный, согласно благословению его духовника. Если человек монашествующий, он может дерзнуть и молиться за весь мир. Если же человек не может собраться вниманием и помолиться даже за своих близких (или считает, что он помолился, написав целую простыню и отдав ее в храм (пусть там батюшка читает), а сам в это время занимается своими личными делами) или собрался молиться, а потом гадость сделал одному человеку, другому сказал что-либо обидное, то есть ведет себя недостойно, – простите, тогда что это за дерзость – молиться за весь мир и при этом вести себя как свинья?

Мы вспоминаем слова наших российских подвижников, которые говорили про такую молитву: пустое сотрясение воздуха. Это что – не к нам относится? Поэтому давайте со вниманием отнесемся к понятию «молитва». Знаю неоднократные случаи, когда о чем-то молишься для того или другого человека, просишь, например, чтобы он поступил в институт, и вдруг к тебе приходит совершенно другой человек (тоже из твоего окружения) и говорит: «Батюшка, я даже не ожидал! Так легко поступил в институт на бюджет, даже не предполагал, что получится!» И ты понимаешь, что Господь внял твоей молитве, только направил ее тому, кому она нужнее. Иногда у меня такое впечатление создается.

Поэтому скажу еще раз. Я не такой хороший молитвенник, который мог бы сказать о том, как надо всем молиться. Но я очень прошу, чтобы не дерзили Господу. Берешься молиться хотя бы за нескольких людей, тогда и веди себя достойно или подвизайся в каком-либо подвиге, то есть делай то, что будет Богу угодно. А то сегодня напился, завтра протрезвел, а послезавтра взялся молиться за весь мир. А через день пошел обкурился или блудил, а потом опять решил помолиться за весь мир. Что это такое? Разве так можно? ­Это не дерзость, а просто какое-то хамство.

Как священник в данном случае могу только предложить: давайте научимся молиться за своих близких, а дальше возложим печаль на Господа. «Господи, пусть воля Твоя будет, а не моя». И тогда будет действительно видно, насколько наша молитва Богу угодна. Не надо путаться в этом, чтоб нас гордыня не разъедала (тайная или явная), что мы спасаем мир. У некоторых создается такое впечатление, и они прямо любят об этом сказать: «Вы знаете, мы молились за вас!» Молился – и помолчи про это.

Дай Бог нам спасения в молитве. Апостол напоминает, чтобы мы молились постоянно. И дай Бог нам с вами сил пребывать в этой молитве.

– Вопрос телезрительницы: «Всегда ли исполняется то, на что благословил духовник?»

– Что значит «исполняется»? Духовник благословляет нас исполнять то или иное. И мы с вами стараемся это исполнить. Есть случаи, когда духовник благословил – и человеку оказалось не под силу исполнить то, на что благословил духовник. Приходим к духовнику и говорим: «Батюшка, прости, ты благословил, а у меня нет возможности это исполнить. Никак не складывается, прошу снять благословение. Или дай мне другое, более легкое. Или давай пока подождем, пройдет немного времени, и я тогда заново возьму благословение».

Потому что есть благословение, которое люди берут на что-то простое. Допустим, человек уезжает отдыхать: «Батюшка, благословите, еду к морю». А если батюшка не благословит, ты что – не поедешь? И другое дело, когда человек просит благословения на какой-либо тяжелый подвиг и батюшка может не благословить или благословить на что-то более простое.

Поэтому исполняется или не исполняется благословение – это зависит от нас с вами в данном случае, смотря на то, каким было благословение. Не бойтесь вступать с духовником в диалог (не в спор) и просить благословения на посильные вещи, на то, что доступно нашему пониманию. И если у нас что-то не ладится, не получается, то нужно прийти к духовнику и объяснить эту ситуацию.

Давайте честно: жизнь есть жизнь, и в ней разное происходит. Один из примеров: духовник благословил человека идти в монастырь. Человек прожил в монастыре год, выскочил оттуда как пробка и говорит: «Не могу, не мое это! Не мое – и всё!» Что – духовник не видел и не понимал этого? Нет, он ему предложил, может быть, лучший путь в своем понимании. То, что монастырская жизнь оказалась не по характеру человека, не по его сущности и устроению – это уже другой вопрос.

Пожалуйста, приди к духовнику и скажи: «Батюшка, я пытался выполнить Ваше благословение, у меня не получилось. Прошу Вас освободить меня от него, дайте мне другое благословение». Я думаю, что ничего в этом страшного нет.

– А зачем мирскому человеку просить какое-то благословение? В каких ситуациях не состоящему в церковном клире человеку, простому прихожанину можно просить у духовника благословения на жизненный путь? Это слишком сложный момент, мне кажется, даже для духовника.

– Берут благословение на начало пути в духовной жизни. Здесь задача духовника, чтобы человек, по неразумию своему, не взялся за какие-либо подвиги, превышающие его духовные и физические силы.

– Просто многие преувеличивают, как мне кажется, значение духовника. Понимают его как святого на земле, а ведь он тоже человек и может ошибаться.

– Он человек. Духовник должен быть собеседником. Помните такое очень хорошее сравнение, что духовник – это указатель, куда тебе идти, но не тот, кто тащит тебя за руку в том или ином направлении? Он тебе предлагает тот или иной путь: ты можешь пойти туда или сюда. Я думаю, что это самое правильное исполнение обязанностей духовника.

– То есть священник просто по своему опыту становится психологом, понимает человека и вкупе с благодатью священства может помочь ему разобраться в чем-то.

– И священник начинает молиться за человека, которому он дает эти наставления.

– Да, ведь если он увидел человека и тут же сказал: «Иди туда, это твой путь», – и все сложилось, то это уже, наверное, какой-то святой человек.

– Да, это люди большого подвига.

– Но его не нужно искать, а многие ищут именно такого. Когда жизнь тебя кидает в разные стороны, ты понимаешь, что что-то здесь не то, становишься неспокойным, теряешь равновесие и свободу, становишься какой-то помутненный. И тогда многие люди начинают искать таких духовников. «Скажите, что же мне делать? Я уже все в жизни попробовал!» Как здесь быть?

– Они просто перекладывают ответственность на духовника. «Вы же мне благословляли, а видите – у меня не получилось, значит, Вы не такой, неправильный».

– «Пойду к буддистам». Бывало, что и так говорили.

– Есть категория людей, которые пытаются переложить ответственность за свою жизнь или поступки на духовника. Это в корне неверно. Не удивляюсь, когда ряд священников вообще не дают никаких советов. Они принимают исповедь, покивав головой, но говорят: «Я советов не даю». Потому что можно встретиться с самыми казусными вещами.

Мне вспомнился такой случай. Одна женщина приходит за благословением развестись с мужем. После длительного разговора с ней о причинах этого, конечно, я не даю ей такого благословения. «Ах, Вы не даете? Вы не понимаете всей трудности ситуации». Она отправляется в монастырь и после посещения нескольких духовников, которые ей также не дали благословения на развод, наконец приезжает домой. Прошло уже, наверное, несколько месяцев, она входит в храм и говорит: «Вот, батюшка, я нашла настоящего духовника», – и называет очень авторитетное место. Но я так понял, что она просто встретилась в этом месте с монахом, который откуда-то приехал, и он благословил ее на развод.

– А муж-то знает об этом благословении?

– А теперь надо пояснить, в чем дело и почему она просила благословения на развод. Потому что ее муж работал бортинженером, а она считала, что самолеты мешают ангелам летать (она была человеком, только что пришедшим в Церковь), и требовала от мужа уйти с этой работы, иначе она с ним разведется. Ясное дело, что муж не собирался уходить с работы, что никто из священников не благословил на такой развод. Но какой-то старец (имеется в виду просто старенький священник или даже просто рядовой монах), которого она где-то нашла, благословил ее на такое дело.

– Они развелись?

– Я думаю, что нет. После этого случая она перестала со мной общаться, поскольку подтвердила мне, что нашла настоящего духовника, и больше не появлялась. Я помню ее мужа, это замечательный человек, трудоголик. Но факт в том, что она считала духовником такого человека, который будет исполнять ее желания, благословлять такие ее порывы.

– А разубедить в том, что самолеты мешают ангелам, можно было?

– Ее это не интересовало. Ее интересовал факт семейного положения. Какая была подложка под всеми этими событиями – это уже роли не играет. Но мы говорим сейчас о том, на что может или не может благословить духовник. Оказывается, можно и такое благословение встретить. Увы, это смешно, но одновременно и горько.

Поэтому, отвечая на вопрос нашей телезрительницы, еще раз повторяю: благословение не исполняется как само собой разумеющееся. Духовник благословляет на какое-то дело и является вашим собеседником в выборе духовного пути или делания, а ни в коем случае не диктатором.

– Вопрос телезрителя: «Как объяснить детям, что можно любить врагов и благотворить проклинающим и ненавидящим нас?» Дети порой очень жестоки бывают. Как им это объяснить?

– А давайте не будем ничего им объяснять, а будем просто любить их. Наверное, это будет самым живым примером. Потому что по мере возрастания многие из нас понимают, какими были мерзавцами по отношению к своей маме, своему отцу. Нередко слышишь уже от взрослых мужчин (или женщин), у которых уже свои дети, такие слова: «Как меня отец не пришиб за такие вещи, которые я вытворял?» Пришло время, ничего объяснять не надо, человек сам понял, что такое любить ненавидящих вас.

Особенно в подростковом возрасте ребенок порой ненавидит своих родителей, потому что они не пускают его ночью гулять или не купили ему новый телефон. Сохранить любовь к этому подростку или малому ребенку очень важно. Поэтому евангельские слова требуют не объяснения, а выполнения. Это гораздо труднее. И все остальное, что мы читаем в Евангелии, легче объяснить и труднее всего выполнить. Наверное, те, кто пытается это выполнить, молчат.

– Еще один вопрос пришел. На прилавках магазинов есть такие продукты, которые сделаны из какого-то растительного компонента, но имитируют собой блюда из мяса. По идее, ты вроде бы и не ешь мяса, а ешь, допустим, сою, из которой сделаны эти продукты. Это пост или нет?

– Сам себя обманываешь. Вы знаете, что по традиции в церковь не положено приносить искусственные цветы и ставить их под иконы. Хоть в ряде церквей на это не очень обращают внимание, но так делать не положено. Потому что это вроде как цветок, но вроде и не цветок. То же самое в период поста.

Я думаю, что по мере духовной крепости человека, по мере его воцерковления ему нет необходимости дурить себя и окружающих. Если я воздерживаюсь от отбивных, то из чего бы они ни были сделаны, я просто не касаюсь этого продукта. Для меня принципиально, что идет пост, – и отбивную я не трогаю.

Все это напоминает тех людей, которые пытаются бросить курить и начинают сокращать курение: сначала по одной сигаретке в день курят, потом – по одной в два дня. И тянется этот процесс чуть ли не по нескольку лет. Но ты же все равно продолжаешь курить. Хочешь бросить курить – брось совсем. Я знал одного замечательного схимника, который принял крещение в преклонном возрасте. Когда священник его окрестил, между прочим сказал: «Учти, ты теперь не должен ни пить, ни курить». И все. Он говорит, что курил и пил до этого очень много, но с момента крещения больше никогда не взял в руки ни сигарету, ни рюмочку. Просто ему сказали, что крещеному человеку нельзя пить и курить. Это был прямо образец человека, который всю жизнь и пил, и курил, но прекратил, когда услышал, что этого делать нельзя. 

Давайте попробуем в период поста сделать такие же вещи: решил не есть мясо, не ешь. Тогда действительно будет проявляться твердость характера. Господь принимает по сердцу твоему. Даже если ты очень старался и вдруг сорвался, съел эту натуральную отбивную – поверь, Господь простит, видя твое намерение и старания, что ты какое-то время держался молодцом Христа ради, а не ради фигуры.

Господь по сердцу нашему судит, а не по тому, как мы дурим себя и окружающих. Нам важно не перепутать эти вещи. Мы иногда сами себя пытаемся обмануть: внешним проявлением заменить истинные порывы нашего сердца.

Давайте вспомним сегодняшнее Евангелие, когда Господь исцелил согбенную и возмущенный старейшина синагоги говорит: шесть дней есть у вас – приходите и лечитесь в эти дни, а не в субботний день. Понятное дело, что сердце его было жестоко. Недаром Господь ему говорит: лицемер, ты беспокоишься не о том, чтобы выполнялось установление о субботнем дне, а говоришь это от своей зависти, гордыни, злости. То есть из сердца-то у него совсем другое исходит. Поэтому, друзья мои, давайте постараемся сделать что-то по своему сердечному намерению. Чтобы именно от сердца сказать: «Господи, прости!»

Однажды я услышал от одного архимандрита слова, что в период поста он пьет молоко, потому что у него проблемы с пищеводом. Но он считает, что стакан молока – это постный продукт. Зато он не зарится ни на что другое. Я думаю, что Господь примет этот стакан молока как постный продукт. Потому что искреннее намерение человека было поститься.

Давайте посмотрим, как у нас расположено сердце, как мы его несем Богу: обманываем сами себя или Богу пытаемся доказать, что мы великие постники? «Видишь, Господи, тут и куриная ножка, и шашлычок, а на самом деле это все трава. Господи, Ты можешь не волноваться, я пощусь».

Я помню, как один монах шел по магазину, взял упаковку и читает: «Постный майонез». Потом говорит: «Если взять постный майонез на проверку, то это окажется обычный майонез», – и поставил на место упаковку. Нельзя майонез – значит, и постный майонез тоже не годится. Он подошел к этому по сердцу своему.

– Есть такой случай, когда игумен монастыря увидел, как один послушник (или монах) держит на ложке яйцо над свечкой. «Ты что делаешь?» – «Бес попутал». И тут бес выходит и говорит: «Даже я до такого не мог додуматься». У нас есть некая крайность во многих духовных вопросах. Особенно у людей, которые только пришли к вере. Это мы уже опытные, много лет стараемся поститься. А для них все это очень важно, скажешь им что-то – и они вообще расстроятся, что православные такие. Давайте подытожим нам сегодняшний эфир.

– Несите Богу свое сердце, а не какие-то внешние проявления поста. Это труднее всего, но и радостнее всего. Хочется пожелать этого всем и самому себе тоже.

Ведущий Сергей Платонов

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Крестовоздвиженского храма в Митине священник Константин Кокора.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать