Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Березовский. 4 марта 2024

4 марта 2024 г.

Сегодня в гостях клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, протоиерей Александр Березовский.

Батюшка, вчера мы слышали евангельское чтение о блудном сыне. Давайте напомним нашим телезрителям об этом евангельском сюжете.

–  Я думаю, его все знают. Это одно из самых известных мест в Евангелии. У одного человека было два сына. Младший сын попросил у отца причитающуюся ему часть имения и, взяв ее, ушел на страну далече и все там промотал, живя блудно, стал нуждаться. В той стране начался голод. Он страдал и прилепился к одному из жителей той страны. Тот послал его пасти свиней. Он так нуждался, что даже желал напитаться рожками (пищей свиней), но не всегда ему это удавалось. И вот он пришел в себя, вспомнил дом отца своего, раскаялся в содеянном и решил вернуться, просить прощения у отца своего, просить взять его хотя бы в число наемников. Он был принят отцом с радостью и восстановлен в сыновнем достоинстве. Все радовались, кроме старшего сына, который огорчился и как-то даже посетовал на отца, что отец принял с такой радостью, так щедро своего распутного сына.

О каждом эпизоде этой притчи можно много беседовать. В ней очень много смыслов. Самый главный смысл, который до нас хотел донести Господь, в том, что любой человек, как бы далеко ни отпал от Бога, может, если захочет, вернуться к Богу, и Отец Небесный выйдет ему навстречу и примет его.

Почему отец согласился отпустить сына? Нет ли вины отца в том, что сын ушел в таком состоянии?

–  Есть такая пословица: «Насильно мил не будешь». Сын все равно бы ушел тайком (человека ничем не остановить, когда в нем есть некое страстное желание, ни уговорами, ни просьбами, ни запретами). Можно было надеяться только на вразумление, и оно произошло. Те родители, которые пытаются препятствовать своим детям в каких-то юношеских увлечениях, могут засвидетельствовать, что это очень трудно.

Эта притча очень емкая. Обычно получают наследство, когда умирает родитель. А тут не терпелось этому младшему сыну, ему захотелось свободной жизни, в тягость стали послушание и постоянный родительский контроль. Своих средств он еще не заработал, поэтому дерзнул сказать: «Дай мне причитающуюся мне часть имения!» Это говорит о том, что страсть настолько поглотила, пленила его, что удерживать его какими-то средствами было бесполезно.

В итоге против кого согрешил блудный сын: против себя или против отца?

Он говорил в своем раскаянии: «Согрешил я на небо и пред тобою». То, что он сам пострадал, это его страдание. Самое главное, что он понял, что он предал своего любящего отца и согрешил перед Богом, поступил во всех отношениях нечестно, и пришел загладить свою вину. Он был готов на любое решение отца, например, чистить хлев вместе с какими-то чернорабочими. Лучше так, чем та жизнь, в которую он окунулся и которую вкусил. Поначалу, когда были деньги, эта жизнь казалась ему и веселой, и интересной. Но когда кончились деньги, он стал не нужен никому, никто о нем не позаботился. Когда он был голоден, никто не дал ему кусок хлеба.

Так бывает с человеком, который пытается устроить свою жизнь без Бога. Все, что имеет человек, это дары Божии. Он их растрачивает и остается просто ни с чем. Какой человек может исцелиться сам, если заболел? Если у человека что-то серьезное произошло в жизни, как он может сам решить проблему? Как правило, никак. Например, потерял человек работу, думает, что с его образованием, связями его везде возьмут, но ему только обещают, что его возьмут на работу. Так бывает с самонадеянным человеком. Господь врачует эту самонадеянность через такие страдания и нестроения, как с этим блудным сыном.

Почему старший сын так болезненно отреагировал на возвращение своего брата?

Он объяснил это отцу: «Я всегда с тобой, выполняю твои послушания, что бы ты ни сказал, никогда тебе не перечу, а ты мне даже козленка не дал, чтобы повеселиться с моими друзьями. А когда он (даже братом не называет младшего сына), твой сын, расточивший с блудницами все свое имение, вернулся, то ты ради него заколол откормленного тельца». С его точки зрения, это вопиющая несправедливость. Он трудился с утра до вечера, только пришел с поля (он там работал), а в доме вдруг веселье. Он возмутился несправедливостью.

А можно ли понять его негодование?

Очень даже можно, потому что мы все так себя ведем. Когда мы сталкиваемся с несправедливостью, то первая реакция точно такая же, как у этого старшего сына: «Как же так? Я тружусь не покладая рук, а кому-то премия, кого-то хвалят и награждают. Где справедливость? Я столько всего сделал, а мне даже не сказали спасибо!» Каждый из нас может увидеть в себе этого старшего сына. Мы всегда возмущаемся, когда в отношении нас творится какая-то несправедливость. Это понятно каждому.

Батюшка, чему эта притча может научить христиан? Она только о покаянии или о чем-то еще?

Она о том, что каждый человек может всегда вернуться к своему Небесному Отцу и будет Им принят, как бы он далеко ни ушел от Бога, где бы он ни заблудился, как бы ни проводил ранее свою жизнь. Эта притча о надежде, о радости на небесах о кающемся грешнике, о том, что для любого человека, как бы он низко ни пал, всегда есть возможность быть принятым в Отчий дом и быть прощенным.

Я могу свидетельствовать, что нередко, даже на исповеди, люди говорят: «Нет мне прощения, я так много нагрешил, низко пал, что нет мне прощения. Бог меня не слышит и знать меня не хочет. Я чувствую, что нет мне прощения». А Господь говорит: «Есть! Неужели ты думаешь, что ты согрешил более, чем этот младший сын?» В притче не описаны все его похождения. По молодости люди пускаются во все тяжкие, когда есть деньги и свобода.

Уже и совесть его особо не мучает, он ее уже давно победил, прежде чем с такой просьбой обратиться к отцу. В этой просьбе уже было оскорбление отца, когда он говорил: «Отче, дай мне причитающуюся часть имения!» Это хамство. Отец мог бы сказать ему: «Что ты меня уже хоронишь? На тебе нет ни одной нитки, которую бы ты заработал. Я тебя одел, обул, обучил всему. Все, что ты имеешь, мое. А ты еще так по-хамски со мной разговариваешь!»

И после всего этого отец выходит навстречу сыну, с радостью встречает, обнимает и восстанавливает в сыновнем достоинстве, принимает его не как чужого, а как своего. В этой притче есть ключевые слова: придя в себя. То есть он как бы пришел в себя, был слеп и прозрел. Ему все казалось каким-то радужным, потом все померкло, погрузилось в кромешную тьму… И вдруг прозрение! Он увидел свет, который воссиял внутри его сердца. Оно сжалось сначала от того, что он сделал, а потом вдруг загорелось надеждой. Мы знаем, что его надежда была оправданной.

Где в этой притче современные христиане? Мы, скорее, блудные сыны или старшие братья?

Мы и те, и те. Мы своевольничаем и не всегда слушаемся Бога. Зная Его заповеди, мы поступаем по-своему. Тем самым уходим от Него, пренебрегаем советами, просьбами и милостями Божиими, Его Отеческой любовью, предпочитая свое.

Когда у человека есть некий соблазн в жизни, он начинает ему следовать, идет за ним. Он идет туда, где Бога нет, где соблазн, разврат, пьянство. Потом люди приходят каяться из таких мест, особенно после каких-то светских праздников. Идет просто череда людей, кающихся в том, что они соблазнились, поддались, неразумно поступили и этим предали Бога. И это тот самый младший сын.

Дай Бог, чтобы покаяние было искренним. Ну а старший брат по нашей гордости живет в каждом из нас, потому что нам все время хочется справедливого отношения к себе. Не к кому-то другому, а именно к себе. И в этом эпизоде притчи мы можем увидеть себя.

– А как правильно реагировать на собственное падение?

– Когда человек падает, обычно он сильно ударяется. Этот удар неизбежен, потому что мы всем своим существом ощущаем действие греха. Это удар и по совести, и по нашей душе, и по всему хорошему, что есть в нашей жизни.

Люди нередко свидетельствуют о том, что уныние, тоска, безрадостность бывают у них из-за удаления от Бога. Вот упал человек каким-то образом и пребывает в этом падении. Больно на душе, очень больно. И что остается делать? Можно заглушить эту боль вином, какими-то развлечениями. Почему люди так любят развлекаться? Чтобы заглушить тоску, которая все равно вызревает в душе.

Тоскливо людям жить из-за этой ежедневной рутины: утром встал, нужно что-то поесть и бежать на работу, не всегда интересную и любимую. Нужно общаться с людьми, которые, может быть, неприятны, выслушивать какие-то неприятные вещи. Потом по дороге домой нужно забежать в магазин, что-то купить, и нужно что-то сделать по дому. Эта круговерть обычных мирских дел просто бесконечна. Людям тоскливо в такой безвыходной ситуации.

А когда у человека есть Бог, он встает перед Господом, и все с него слетает – и усталость, и обида, и неприязненное отношение к кому-то. Все Господь с него снимает, и человек как бы воскресает, он живет этим. А человеку неверующему остается лишь искать развлечений. Наша мирская радость – это на самом деле некий суррогат, который только убивает нашу душу. Трудно человеку вырваться из паутины этой повседневной жизни, но Бог его из этого вырывает.

Если спросить у любого человека, уверовавшего во Христа, как это с ним произошло, как случился тот самый момент, когда он из неверующего стал верующим, он не ответит на этот вопрос, потому что очень трудно уловить момент, когда какие-то мгновения в жизни наконец складываются в то, что меняет всю жизнь.

Вот человек что-то где-то услышал и задумался, но надолго это в нем не задержалось. Потом он что-то увидел, и это его поразило. Возникло какое-то сопоставление, и это уже осталось в его подсознании, и все это меняет жизнь. А в одно мгновение стать по-настоящему верующим человеком очень трудно, ведь для этого нужно сразу же преобразиться.

Вот сидел человек в кресле и, может быть, молился или о чем-то думал, вел какой-то внутренний диалог. А потом он встал с кресла и все, что было в его прежней жизни, выбросил. Он вынес на помойку телевизор, вынес книги светские и развратные, удалил из телефонной книги все контакты, которые были для него соблазном. Но так бывает редко.

В основном с человеком это происходит постепенно, потому что все это ему дорого. Он размышляет: «Нет, это друг детства, это хороший человек, а это полезный для меня человек. Я оставлю их». То же происходит и с какими-то вещами, и с какими-то привычками. Но все же что-то его уже не радует так, как радовало раньше, и он говорит: «Это мне уже не в радость. Я этого уже не хочу, не буду это делать». Так Господь вытаскивает этого человека из болота, в котором он пребывает.

– Вопрос от телезрителя: «Бывает, что верующий молодой человек отходит от Бога, начинает гулять, жить в свое удовольствие, но он знает, что в любой момент можно вернуться к Богу и Господь по Своей любви примет его. Не от этого ли в храмах сейчас так мало молодых людей? Не противоречит ли это притче о десяти девах?»

– Да, люди думают, что на самом деле можно гулять и делать что хочешь и в любой момент вернуться и быть прощенным и принятым. Но попробуйте бросить что-то, к чему вы пристрастились, бросить привычки, которыми вы живете, – не так-то просто это сделать.

И вообще что значит – вернуться? Вот человек просыпается утром и первым делом включает телевизор, потому что ему нужно слушать новости. Для него вернуться – это не включать телевизор и не слушать новости. Но он уже не может этого не делать. Человек привык пять дней работать, а вечером в пятницу пойти в бар и посидеть с друзьями, расслабиться, и не ходить туда он не может.

Поверьте, вернуться к нормальной жизни очень тяжело, если человек к чему-то пристрастился, привык. Для этого нужно иметь твердую, очень серьезную решимость. Да еще и дьявол мешает. Вот представьте, идет молодой человек, который решил вернуться к отцу. И на каждом шагу у него мысли: «Куда я иду? Зачем иду? Кому я там нужен, ведь я их предал? Да на меня никто даже смотреть не будет, меня просто выгонят вон. Отец вообще не станет со мной разговаривать, я же его оскорбил, обидел».

И дьявол ему нашептывает: «Да не ходи ты туда, ты для них уже умер. Посмотри вокруг, ты же не один такой несчастный. Голодные времена пройдут, и, может быть, и тебе перепадет хорошая работка. Немножко подзаработаешь, как-то обоснуешься и будешь жить здесь. Ну, другие же живут, и ты живи здесь. Куда ты пошел? Не забывай, что вообще-то ты – бесполезная вещь».

Все это человеку нужно в себе преодолеть. Нужно отвергнуть эти бесовские наваждения, не поверить им. «Нет, я пойду к отцу, и будь что будет. Я приду к нему и попрошу у него прощения. Выгонит – тогда уже пойду, куда смогу дойти. Но сначала попрошу прощения». И человек идет, и это очень непростой путь.

Поэтому не нужно думать, что, пока мы молодые, мы будем жить так, как хотим, а потом придем и скажем: «Отец Небесный, прости меня. Я грешный, нехороший». Так ничего не получается. Вот человек говорит: «Да я в любой момент брошу пить, курить, материться, я вообще могу за собой следить». – «А чего не следишь?» Да потому, что на самом деле ничего не получается.

Этот очень серьезный путь называется покаянием. Поэтому, если вы видите в себе недостатки и грехи перед Богом, начинайте каяться прямо сейчас. И путь этот долгий, совсем не в один день.

– «Батюшка, а как реагировать на покаяние ближних?»

– С радостью. Господь сказал: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего.  То есть радуйся, потому что ты приобрел брата твоего. Чего же держать на него обиду? Лучше быть вместе. А мы всегда друг против друга чем-то согрешаем: досаждаем друг другу, обижаемся и вольно или невольно огорчаем. Но лучше обиду не держать.

Если человек способен попросить прощения, нужно обязательно его принять. И даже если он еще раз согрешит и опять попросит прощения, нужно его простить. Мы же читаем постоянно, каждый день «Отче наш»: и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. То есть мы просим прощения у Отца Небесного и напоминаем себе, что и нам будет прощение, если мы будем прощать. Поэтому нам нужно радоваться, если наши близкие начинают каяться и хотят восстановить добрые отношения.

– А кем лучше быть – блудным сыном или старшим братом? 

– Быть кем-то одним, или блудным сыном, или старшим братом, у нас не получится, это невозможно, потому что, еще раз повторюсь, в каждом из нас есть и тот, и другой. Здесь мы не можем выбирать, у нас нет такого выбора.

Мы уклоняемся от Отца Небесного, не стремимся поддерживать с Ним отношения. Нам очень нравится эта свобода от всего. Нам нравится свобода как синоним безответственности. Спроси у молодого, что такое свобода в его понимании, и он ответит: «Это делать все, что хочу, и чтобы мне за это ничего не было». Вот для них истинная свобода, вот к чему люди стремятся.

Они делают это тайком, прячут какие-то свои злые дела в надежде, что никто их не увидит – ни люди, ни Бог. Но Бог-то все видит. Поэтому здесь, к сожалению, не быть младшим сыном не получается. Но и не быть старшим сыном тоже не получается, потому что мы все обидчивые по своей гордости.

Если человек способен радоваться чужой радости, то это великий дар, и таких людей не так уж и много. Немногие искренне радуются тому, что кому-то дали чего-то больше, у кого-то что-то получилось лучше, кого-то больше похвалили.

Вот участвует человек в каком-то конкурсе, и кому-то дают первую премию, а ему не дают ничего. Человек подходит к получившему эту премию и говорит: «Слушай, я так рад за тебя. Я вижу, что в твоих работах действительно есть жизнь, а я пока не дотягиваю до этого. Но я буду стараться. А сегодня я очень рад за тебя, для меня это просто праздник».

Конечно, подобная ситуация несколько утопическая, но хочется надеяться, что такое все же бывает. Как правило, всегда присутствует зависть, связанная с обидой за несправедливость. «Как это так – мои труды не оценили?» Ну, не оценили, смиряйся с этим. Так кем же все-таки лучше быть? Да лучше не быть ни тем и ни этим, но это путь покаянной жизни. Великим постом мы будем стараться хоть немножечко изменить свою жизнь.

– Мы уже подходим к Великому посту, и в наших храмах начинают петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». А как прийти к покаянию, если на него нет сил? Где его взять?

– На покаяние силы дает Бог, если у человека есть к этому желание и решимость, ведь покаяние требует именно изменения. Помните, Иоанн Креститель говорил приходящим к нему фарисеям: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния.

Что значит – плоды? Это означает, что человек должен что-то в своей жизни изменить, чтобы это было видно. А меняться трудно, ведь нам все очень привычно. Древние говорили, что в человеке все – привычка. Когда мы привыкаем к какому-то греху, он становится для нас родным и даже жизненно необходимым.

Ну не может человек без того, чтобы, например, прийти на работу и не обсудить последние новости светской жизни, не посплетничать, не осудить кого-то. Для него это необходимо как воздух. Но все это нужно в себе менять. Господь сказал: не судите. И поэтому нам нужно, приходя на работу, перестать начинать день с обсуждения и осуждения всех и вся, нужно перестать всех ругать, критиковать, иногда наговаривая что-то на людей.

Но, как правило, люди все-таки удерживают что-то любимое, а несущественное выносят на покаянии. Вот приходит человек и говорит: «Батюшка, простите. Я забыл, что была пятница, и съел кусок сыра, и мне теперь так стыдно! Скажите, простит ли меня Бог за это?» А то, что в этот день он и осуждал кого-то, и ругался, и обижался на кого-то, и наговорил много лишнего, и где-то слукавил, и, может быть, переложил на кого-то свою вину, и с кем-то не помирился и расстался в ссоре, – об этом он вообще умалчивает. Он этого не замечает, это его обычная жизнь.

Вот идет человек и немножко прихрамывает, но это видно только со стороны. Он уже настолько привык к собственной хромоте, что не замечает ее, и ему кажется, что он всегда так ходил. И если у него спросить, отчего он хромает, он ответит, что все у него нормально и ничего не болит.

Как же трудно человеку каяться! Поэтому Господь помогает нам посмотреть на себя со стороны через слово Божие, через Евангелие. И во всех этих притчах, во всех евангельских эпизодах, во всем мы должны как бы видеть себя со стороны и признавать, что все это в нас есть. В прошлое воскресенье звучала притча о мытаре и фарисее, и в нас есть и фарисей, и мытарь.

Да, иногда и у нас есть слезы покаяния, и мы бьем себя в грудь и говорим: Боже! будь милостив ко мне грешнику. Но и фарисей в нас точно есть. Нельзя покаяться, не признав, что в нас есть и фарисей, и младший сын, и старший сын из притчи, и много всего в нас тоже есть. И вот когда мы это признаем, тогда и начнем просить у Бога помощи, и вместе с Божией благодатью мы начнем воскресать.

– А покаяние – это всегда исповедь?

– Бывает так, что покаяние начинается с исповеди, а бывает так, что исповедь как бы свидетельствует об уже начавшемся покаянии. Если человек увидел в себе что-то нехорошее, ничто не мешает ему тут же это исправить. Вот шел человек по улице и увидел сидящего нищего. Он посмотрел на него с пренебрежением, и промелькнула мысль: «Понаехали тут».

Прошел человек мимо, и вдруг ему стало совестно: «Вот сидит человек на снегу. А я из тепла вышел и в тепло иду и еще его осудил». И стало стыдно человеку, и он вернулся и сделал что-то хорошее для этого нищего. В ближайшее воскресенье он дойдет до исповеди и покается в жестокосердии, и вот покаяние уже началось.

Поэтому очень важно замечать в себе подобное и тут же себя исправлять, прямо тут же. Вот сказал лишнее и чувствуешь, что человек обиделся, тут же попроси прощения. Не оставляй на завтрашний день, не жди, когда в следующий раз встретишься с этим человеком. Примиряйся сразу с тем, кого вольно или невольно обидел.

Покаяние может начаться с исповеди, когда человек идет в церковь и встает в очередь, даже еще не зная, в чем ему исповедоваться. И вдруг приходит ему мысль от Господа: «Почитай отца и мать». И он начинает думать, что давно не звонил родителям и расстались в последний раз они не очень мирно, да и вообще как-то с пренебрежением он к ним относится. И стало ему горько и стыдно. Начал человек с исповеди, а после нее он позвонил или поехал к родителям и стал менять свои отношения с ними. Так бывает. Главное – менять свою жизнь, и тогда вы сразу почувствуете, что Бог рядом.

– Для чего Церковь предлагает подготовительные недели перед Великим постом?

– Для того, чтобы напомнить нам о смысле поста. Сначала Неделя о Закхее, и мы вспоминаем покаяние Закхея, чтобы понять: если мы кого-то чем-то обидели, то нужно ему вернуть вчетверо. Не просто подойти к человеку и сказать: «Ну, ты меня прости. Ну, всякое бывает, не держи на меня зла», – нужно что-то возвратить человеку.

Потом Неделя о мытаре и фарисее, о том, что, оказывается, покаяние и молитвы бывают Богу угодными и неугодными, что нам не должно превозноситься никогда и ни перед кем. В Неделю о блудном сыне мы слышим, что каждый человек, как бы далеко он ни ушел от Бога, может быть прощен.

Следующее воскресенье – о Страшном Суде. Мы будем вспоминать о том, что все мы непременно будем на этом Суде, и Господь будет судить нас судом нелицеприятным. Там никакие наши заслуги, должности, регалии и прочие подобные человеческие вещи не будут нам зачтены. И не так важно, кто ты – министр или уборщица в министерстве. Важно, каким ты был человеком.

А потом будет последнее воскресенье – Прощеное, воспоминание Адамова изгнания, как первые люди, не послушав Бога, лишились всего. Нам всегда нужно помнить, что вернуться к Богу можно только через послушание. Непослушание лишило человека всего – послушание вернет человеку все. А сам пост – это самое лучшее время для того, чтобы что-то поменять в своей жизни. Поменять и укоренить эти изменения, чтобы они вошли в нашу жизнь как норма.

– Вопрос от Елены: «Как доверять Богу, если от Его имени многие люди делают ужасные вещи?»

– Скажите, а если от Вашего имени кто-то сделает ужасную вещь, можно ли будет Вам доверять? Мы знаем, что сейчас есть так называемые телефонные мошенники, которые разводят людей на деньги, представляясь именами реальных людей, иногда известных, и тем самым они наживаются на доверии. Но от этого репутация человека не должна страдать. Разве он виноват, если его именем воспользовались нечестные люди?

И если нечестные люди воспользовались именем Божиим, то почему не нужно доверять Богу? Богу нужно всегда доверять. И если Бог скажет закрыть глаза и упасть в Его объятия, Он вас не подведет.

Но нам просто не хватает веры, поэтому мы ко всему подобному относимся с недоверием. Бог сказал: не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться, – а мы говорим: «Ну уж нет. Как же я об этом не позабочусь? С чем же я тогда останусь?» Почему-то у людей все равно в душе живет такое недоверие.

Но Бог никогда ничем Себя не запятнал – ни нечестностью, ни грубостью, ни предательством. А то, что люди Им прикрываются, что ж тут поделаешь? У людей нет ни стыда, ни совести, ни страха Божия. Ради собственной выгоды они могут прикрыться чем угодно. Тем горше будет их разочарование, когда они станут пожинать плоды всех своих злодеяний.

– Батюшка, прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям в эти последние подготовительные недели перед Великим постом.

– Мы уже немного поговорили и об этих неделях, и о том, что мы никогда не должны унывать и отчаиваться, и о том, что Господь всегда нас ждет. Отец Небесный каждого принимает в Свои распростертые объятия, тех, кто хочет к Нему вернуться.

Ну и не объедайтесь в Масленую неделю. На целый пост не наешься, а расстроить свое здоровье можно. Поэтому пусть все будет сдержанно, чтобы пост был посильным. Помните, пост – это не только еда, это все, что составляет нашу жизнь. И если вы видите, что у вас слишком много слов, много праздных мыслей, каких-то развлечений, сокращайте все это. Высвобождайте время для общения с Богом.

Ведущий Павел Денисик

Записали Ирина Овчинникова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать