Беседы с батюшкой. Ошибки Великого поста. Священник Александр Асонов 10 марта 2023

10 марта 2023 г.

В студии священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых на городском кладбище города Гатчины, глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии.

– Тема сегодняшней передачи: главные ошибки Великого поста. Когда мы говорим вообще о посте, возникает масса вопросов. В том числе мы испытываем определенное недоумение относительно того, как же нам все-таки нужно проводить пост. Сколько людей, столько и мнений. На Ваш взгляд, какие главные ошибки мы совершаем, входя в Великий пост и проводя его?

– Мне очень сложно говорить за всех, потому что все ошибки носят индивидуальный характер. Каждый человек ошибается по-своему. Нельзя всех грести под одну гребенку. Поэтому я буду рассуждать о тех ошибках, которые мы допускаем, со своей колокольни. Это мое сугубо личное, субъективное мнение. Можно сказать, что это мой христианский опыт. Прежде всего, стоит отметить, что основная ошибка, о чем постоянно говорят и наши батюшки, и многие другие, в том числе профессорский состав наших духовных училищ и какие-то педагогические круги, состоит в том, что пост путают с определенной диетой. Пост воспринимается как соблюдение определенных традиций именно трапезных: в этот период должна потребляться определенная постная пища. Даже за последние годы во многих ресторанах и кафе появились постные меню. Они же не просто так появились. Значит, есть спрос.

Многие воспринимают пост именно таким образом. В этом нет ничего плохого, если бы основная суть поста в данном случае не затемнялась, то есть не ставилась на второе, третье, четвертое или пятое место. Когда мы рассуждаем о том или ином явлении в нашей церковной жизни, прежде всего мы должны делать акцент на содержании. Не на внешних формах, а на внутреннем. Мы должны понимать, что форма без содержания сама по себе ничего не стоит. Это очень важный момент!

Поэтому, когда мы рассуждаем о том, что такое пост и каковы наши ошибки, мы, конечно, должны вспоминать о смысле поста. Если мы смысл самого поста воспринимаем неправильно, обращаем внимание только лишь на внешние формы, тогда это и есть наша самая главная ошибка. Опять же это мое личное, субъективное мнение. Это мой христианский опыт, который я приобрел с годами. Тут я искренне говорю, что я сам когда-то в чем-то, может быть, ошибался, и Господь мне многое открыл. Сейчас я уже многое переосмыслил и вижу что-то совершенно в другом свете.

Также ошибка бывает в том, когда мы думаем, что пост – это время скорби. Опять же смысл поста не в скорби, но в духовном откровении. Если рассуждать вообще о традициях сорокадневного Великого поста, который предшествует празднованию Светлого Христова Воскресения, то он же является исторически связанным с сюжетом сорокадневного поста Спасителя нашего Иисуса Христа в пустыне. А Господь уходит в пустыню не для скорби, а для начала Своего служения.

Можно сказать, что сорокадневный пост, который Господь совершает в пустыне, и есть начало Его служения, Его крестного пути. Хотя можно рассуждать о том, что Его крестный путь начинается с рождения, но вот такой пиковый момент происходит в Его жизни именно тогда, когда Он уходит в пустыню, где Его искушает сатана. Это известные сюжеты, когда сатана взял Его на крыло храма, показал царство и прочее. Можно сказать, это огонь, вода и медные трубы.

Господь же уходит не для того, чтобы скорбеть, а наоборот. Это особые духовные откровения, которые Он обретает там. Вот так мы должны воспринимать пост. Пост – это особое время, которое мы посвящаем именно внутреннему духовному, позволю себе так сказать, молитвенному созерцанию. В данном случае я не говорю о какой-то особой восточной созерцательной практике, медитативной. Нет! Хотя сам по себе термин неплохой.

Но речь идет о том, что мы должны пребывать в определенном молитвенном состоянии, очень внимательно, трезво, то есть адекватно, прислушиваясь к тому, что в нас лично происходит не так, в чем мы нуждаемся, где допускаем ошибки, где кого-то обидели. Может быть, мы где-то что-то себе позволили сделать не совсем правильно и кого-то очень сильно унизили. Мы просто могли этого не заметить. Недаром у нас в молитвах есть прошение о том, чтобы Господь отпустил нам грехи осознанные и неосознанные.

Пост – тот период, когда мы должны рассуждать прежде всего об этом. Господь говорит: милости хочу, а не жертвы. Это же тоже слова Писания. В ветхозаветной традиции очень много про эти жертвы, и про посты там тоже очень много сказано. Но там Господь, обращаясь к народу Израилеву, очень четко и напрямую говорит, что Ему эти воскурения, жертвы и постные традиции не нужны, если не будет совершаться милость. «Вы забыли самое главное призвание», – говорит Господь, обращаясь к Своему народу. А призваны мы к милости. Это уже такое Протоевангелие в Ветхом Завете, если можно так сказать.

Господь говорит: когда постишься, не делай это напоказ как лицемер, который делает скорбное лицо и принимает на себя определенные обеты как-то себя вести особым образом. В русской традиции даже есть такое выражение: человек с постным лицом, то есть со скорбным, сероватым. Это выражение ведь появилось не случайно, не на пустом месте.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Когда начинается пост, ограничиваешь себя в просмотре видео, социальных сетей и так далее и понимаешь, что находиться в тишине, даже не молиться, а просто с самим собой – даже полезно. Но иногда, наоборот, лезут какие-то мысли. Вообще чем дальше пост идет, тем больше на самом деле хочется бежать что-то смотреть, даже полезное, тот же телеканал «Союз», лишь бы не быть в тишине. Это хорошо или плохо? Можно ли это использовать и смотреть что-то действительно духовное или все-таки стараться ограничивать и быть в этой тишине, наблюдать за мыслями, понимать какие-то помыслы?»

– Это очень интересный, хороший вопрос. Как я уже сказал в самом начале, ошибки и поступки надо расценивать индивидуально. Пост – это тоже индивидуальное явление в жизни христианина или христианки, то есть всякий совершает пост по-своему. Хотя вот вроде бы постные традиции для всех одни и те же, но это личностный опыт, индивидуальный. Если человек искренне хочет провести это время в духовных размышлениях, Господь каждому открывает, как это следует делать.

Кому-то, может быть, действительно полезнее отключиться от внешней суеты, от масс-медиа, которые постоянно загружают нас разнообразной, зачастую неполезной и, к сожалению, пустой информацией. Почему к сожалению? Потому, что современность показала, что пустой информации больше, чем наполненной каким-то серьезным содержанием. Кому-то полезно отвлечься от этого и переключиться на чтение более духовной литературы.

Эта литература необязательно должна быть связана с вопросами каких-то определенных библейских сюжетов. Нет! Это может быть телеканал «Спас», телеканал «Союз», но все-таки телеканал «Спас» и телеканал «Союз» так или иначе связаны с религиозностью. Но ведь духовная литература может иметь светский характер, но при этом отсылать нас к вопросам высокой морали, духовности, этики. Было бы полезно почитать Чехова. Кому-то и через это открывается что-то новое. Вообще искусство помогает. Естественно, я имею в виду классическое искусство.

Вы можете задать вопрос, что я отношу к классическому искусству в современном мире, но это уже придется долго рассказывать. Есть определенные столпы искусства, которые позволяют нам каким-то образом переключаться на высокодуховные тематики. Из русской литературы лично я люблю Достоевского. Он, конечно, тяжелый, но он заставляет нас думать об очень глубинных духовных вопросах. Чехов мне тоже нравится, но есть и другие русские писатели. Не буду сейчас кого-то выделять, чтобы не показалось, что я советую читать именно их во время поста.

Я хочу сказать, что не только религиозная литература, но и так называемая светская литература, но содержащая в себе какие-то духовные посылы, может быть полезна во время поста. Отключаться от пустой информации и наполняться информацией, которая имеет в себе какое-то глубокое содержание, во время поста для кого-то может быть полезно. А для кого-то нет.

Кому-то, может быть, индивидуально откроется, что он должен вообще от всего отключиться и посвятить себя во время поста делам милосердия. Просто тихо, не трубя перед собой, не афишируя, ничего не говоря, без скорбного лица пойти и поучаствовать в каких-то делах милосердия. Это может быть что угодно; например,  помочь бездомным людям. У нас же есть определенные социальные организации, которые этим постоянно занимаются. Можно подключиться добровольцем к таким делам во время поста.

Кому-то так что-то открывается. Я таких людей знаю. Они на время поста начинают заниматься делами милосердия. Это очень непростой путь. Когда проводишь определенное время служа Богу во славу Божию, посвящая себя этим делам милосердия среди людей бездомных, обездоленных, тех, кого жизнь помотала,  сломала, изничтожила, то зачастую встречаешься с их неблагодарностью и недопониманием. Это все не так красиво и радужно. Все твои добрые дела милосердия могут быть не оценены этими людьми по-настоящему. Они такие. Но никто не отменяет того понятия, что это все равно дела милосердия. Да, этот человек что-то не понимает, но Господь-то видит!

Это всё примеры. Для кого-то откроется, что нужно читать определенную литературу, наполненную духовным содержанием. Такая литература есть, это может быть и проза, и поэзия. Поэзия вообще творит удивительные вещи с душой человека. Но хорошая поэзия. Надо быть внимательным и понимать, что есть слово, которое умерщвляет, а есть слово, которое животворит. Я говорю о той поэзии и прозе, которая животворит, заставляет нас стремиться к чему-то высокому.

Кому-то откроется, что нужно побыть дома или уехать в монастырь, уйти в затворничество. Бывает и такое. То есть каждому все открывается по-своему, единого рецепта в данном случае не существует. Рецепт существует в смысле принятия пищи, он для всех единый – постная пища. А все остальное, что касается смысла поста, имеет индивидуальный характер.

– Вы все время говорите: откроется. Может быть, во время поста обращение к Господу имеет особую силу? Как узнать Его волю, обращаясь к Нему во время Великого поста?

– Глеб Борисович, наверняка Вы в своей жизни испытывали Божественное откровение, когда Вам открывалось что-то и Вы понимали, что это Божий Промысл... Надо быть христианином, иметь искреннюю веру, опыт веры. Если нет опыта веры, то занимаешься внешними вопросами.

Дорогие телезрители, задайте себе вопрос: получали ли вы когда-нибудь в жизни от Бога ответ? Если нет – надо задуматься, что не так. Если да, то вы знаете, как услышать ответ от Бога, у вас есть это качество – слышать Бога. Если у вас этого нет, если вы чувствуете себя духовно подавленным и оставленным, то надо задуматься, что не так, почему вы молитесь, бьетесь лбом о стенку, а ответа не слышите.

На самом деле ответ есть, и вопрос надо поставить иначе: почему вы ответ не слышите и не видите? Вот о чем надо задуматься. Когда человек ощущает нечто похожее в своем сердце, своей душе, своей жизни, ему в пост надо именно на это обратить внимание. «Господи, я спрашиваю, но ничего не вижу и не слышу? Открой мне». И откроется. Только это надо сделать искренне.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Нужно ли было объединять сорокадневный пост со Страстной седмицей? За период поста притупляется осознание той жертвы, которую принес за нас Христос на кресте. Первые христиане, насколько я знаю, постились последнюю неделю или даже три дня».

– Вы задали вопрос, касающийся формирования традиций в Церкви. Ответ будет очень простой. Церковь в течение 2000 лет (и уже чуть больше) жила и развивалась, приобретая определенные как общие, так и поместные традиции. Есть традиции общепринятые, есть традиции поместные. Латинское слово «традиция» в переводе на русский язык звучит как «предание», то, что передается. В данном случае можно сказать, что традиция и предание – это синонимы.

Традиции формировались на протяжении всей истории христианства. Сейчас в Церкви сформирована традиция проведения Великого поста в той форме, в которой она существует на данный момент. Это не хорошо и не плохо, так случилось, и мы должны принять это по вере как Божественный Промысл. Если мы не будем принимать это как Божественный Промысл, а будем подвергать сомнению, тогда нужно задаться вопросом: кто Глава Церкви – Христос или патриархи? Глава Церкви – Христос, это очевидно. Он посреди нас, Он руководит Церковью, созидает ее. Или, может быть, все, что у нас существует, мы придумали сами, а Христос здесь ни при чем?

Святая Церковь имеет Предание и всякую традицию как нечто приобретенное благодаря своему жизненному опыту веры под водительством Святого Духа. Так учит Церковь через отцов Церкви. Есть принцип «согласия отцов» (consensus patrum), которые пришли к таким выводам. Апостольское учение глаголет то же самое, что все, что мы имеем и приобретаем сейчас, происходит под водительством Духа Святого, потому что Христос пребывает среди нас и в каждом из нас, Он нами руководит. Церковь таким образом созидается. Предание имеет разные формы; это очень глубокая тематика и очень интересная.

Что касается традиций поста, то когда-то в древности они были одними. Скорее всего, вообще пост совершали в основном те, кого мы называем оглашенными; они сорок дней должны были поститься, чтобы на Пасху всех их крестили. Вот в чем был смысл сорокадневного поста. Сейчас акцент не делается на том, что только лишь оглашенные должны совершать сорокадневный пост, но это касается всей христианской поместной общины (в данном случае Русской Православной Церкви или какой-то другой Поместной Православной Церкви). Это уже общепринятая традиция, она сформировалась, и мы ее придерживаемся. Когда-то она была другой. Сейчас Господь нам открыл, что она должна совершаться так, что мы должны вспоминать страдания Господа нашего Иисуса Христа в последнюю неделю, и это очень важно для нас.

Я думаю, мы сейчас не будем глубоко уходить в эту тему. Но если возвращаться к вопросу о традициях, правильно это или неправильно, очевидно, что в IV–V веках, например, таких подрясников не было. Более того, даже в XV–XVII веках таких подрясников не было. Значит ли это, что у меня не настоящий православный подрясник? Раньше традиция пошива подрясников была другая, облачения были пошиты иначе. Если бы вы сейчас оказались в XV веке на Руси, то увидели бы, что что-то похоже, а что-то – не совсем. И так далее и тому подобное. Просто что-то меняется. Главное, всегда обращать внимание не на форму, а на содержание, смысл. Надо смотреть в корень.

– Существует календарь Великого поста. Пост идет, мы стараемся молиться, стараемся посещать храм как можно чаще, делать это вдумчивее. В среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров. Насколько вообще размышление о своем личном посте в течение года полезно для нас? Или это просто дань традиции?

– У кого-то – дань традиции; у кого-то – искреннее духовное желание, духовный поиск. Все индивидуально. Кто-то соблюдает постные дни именно потому, что так положено, не задумываясь о том, стоит ли это делать без размышления. Ведь даже причащаться, не размышляя о Теле и Крови Господних, не следует. Апостол Павел говорил, что тот, кто не размышляет, то есть кто духовно не готовится, принимает Тело и Кровь Христа в осуждение. Это очень важный момент.

Бывает, что и таинство Крещения над своими младенцами кто-то совершает по традиции. Хорошо это или плохо? Это существует. На протяжении последних лет наша Русская Православная Церковь уделяет этим вопросам особое внимание, проводится собеседование перед крещением, проводится обучение, оглашение (если крестится взрослый человек). И многим другим вопросам уделяется внимание. С постом пока еще, к сожалению, не все ясно, потому что об этом мало говорят.

Вы затронули тему литургии Преждеосвященных Даров. Это очень интересная литургическая традиция. Не все знают о том, что у православных христиан в течение года служится не только лишь литургия Иоанна Златоуста, а есть еще и литургия Григория Двоеслова, и литургия Преждеосвященных Даров, и литургия Василия Великого. И даже еще могут себе позволить служить литургию апостола Иакова. То есть у нас, православных, очень богатая и интересная литургическая традиция.

Для тех, кто не знает, скажу, что на литургии апостола Иакова происходит все очень интересно, причащение мирян происходит отдельно под видом хлеба и отдельно под видом вина. Так же, как это происходит в традиции Католической Церкви и в некоторых исторических протестантских общинах. То есть священник дает отдельно порезанный хлеб, Чаша тоже дается отдельно. Причем человек из Чаши пьет, ему не из лжицы подают. И эта древняя православная литургия святого апостола Иакова служится.

Почему литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу? Потому, что это постные дни и служить литургию Иоанна Златоуста невозможно. При совершении литургии Иоанна Златоуста (как и при литургии Василия Великого), когда совершается Евхаристический канон, предполагается, что поста быть не должно. Потому что воскресный день – это праздник: какой пост?..

Это очень интересная тематика, но об этом мало кто думает. Вообще возникает очень много вопросов о постных традициях. К сожалению, сейчас пока мало об этом говорится. Сейчас пост рассматривают в одной плоскости, что плохо путать пост с диетой. Не так надо размышлять; мне кажется, надо зайти с другой стороны и говорить о том, что есть определенный смысл поста. Пост – это всегда очень индивидуальный вопрос, он носит частный характер. Пост необязательно совершать только в постные дни, пост человек вообще может совершать всю жизнь, если хочет.

Надо понять, что пост – это не обязаловка (извините, что использовал такой термин), это не то, что надо совершать под действием определенных правил и законов. Пост должен иметь добровольный характер, как и все остальное в Церкви. Вера – это не обязаловка, причащение, исповедь – это не обязаловка. Вообще вы не обязаны идти в церковь, не хотите – не ходите. Когда мы мыслим в категориях внешних форм, тогда для нас и Церковь, и многое другое, связанное с христианскими традициями, становится чем-то тяжелым, непереносимым.

Владыка Антоний Сурожский рассказывал, что у них на приходе был мужчина, который приходил со своей женой на службы, но всегда очень хотел уйти. Он говорил своей супруге: «Дорогая, когда они закончат свои поповские парады?» Почему он так говорил? Потому, что он видел внешнее и не понимал содержания, смысла.

– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Как спасать наших детей и внуков, если они не хотят ходить в церковь, не стремятся жить духовной жизнью, больше думают о земном? Надо их заставлять, чтобы они задумались, или оставить все на волю Божию?»

– Вы в своем вопросе сами дали ответ. Я придерживаюсь того, что надо за них молиться и все предать в руки Божии, оставить на волю Божию, как Вы сказали. Насильно мил не будешь. Есть случаи, истории, и их много, когда с детства ребенка сначала приносят в храм, потом приводят, потом он даже может в алтаре помогать, потом может даже в духовную семинарию поступить, но в результате в чем-то разочаровывается и отходит от церковной жизни. Такое бывает.

Опять же все носит индивидуальный характер. Невозможно ко всем применить одни и те же правила. Человек должен пройти свой христианский путь. Он может родиться в очень благочестивой семье, может с детства быть в церкви и слушать евангельские истины, но может никогда не услышать их по-настоящему. Только в тот момент, когда в его жизни начнут происходить какие-то особые события, тогда и эти евангельские сюжеты, и слова Спасителя, и апостольское учение, и традиции Церкви начнут обретать свой смысл. Но человек должен пережить свое внутреннее озарение. Это очень важный момент. Для того чтобы это озарение свершилось, он должен пройти свой путь.

Иногда человек вырастает в Церкви, в духовную семинарию поступает, потом бросает, а в сорок лет вдруг что-то происходит, и он думает: «Господи, пятый десяток уже идет, и только сейчас мне открылось». Он понимает, что это чудо, озарение с ним произошло, и говорит: «Слава Богу, что хоть не на смертном одре, что еще есть время порадоваться и пожить с этим». Таких случаев много.

Поэтому за них надо просто молиться, чтобы Господь их не оставлял, вел их, защищал. Нам с вами открылось, мы счастливые люди. Кому-то не открылось. Но если за них молиться, Господь их выведет. Не надо производить каких-либо подталкивающих действий; все должно происходить естественным образом в жизни человека. И только Бог знает – как. Мы думаем, что вот так лучше, а это очень часто оборачивается хуже. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Куда ведет широкий путь? В погибель.

Путь духовного озарения всегда очень узкий, и он совершается отдельно взятым человеком. Никто за другого человека путь не пройдет. У каждого из наших детей, внуков и правнуков будет свой путь, свой крест, свой гроб в результате. Как было и у наших родителей, прадедов, прабабок. Всегда все очень индивидуально. Надо друг за друга молиться, носить немощи друг друга, а Господь все управит. Все равно каждому надо пройти свой путь – так устроена жизнь. Иных вариантов не бывает. Кому-то Господь открывается от юности, а кому-то – спустя много прожитых лет, когда уже седина.

– Я знаю человека, который пришел к вере и принял крещение в 86 лет.

– Есть люди, которые выросли в церковной среде, рядом постоянно звучало Евангелие, все пропахло ладаном, но потом они отошли от церковной жизни. А спустя лет 20–30 вдруг поняли, что, находясь всю жизнь рядом с чудом, не видели главного. Люди семинарии бросают!..

Большая часть тех людей, которые делали революцию в Российской империи, имели хорошее духовное образование в том числе, это были бывшие семинаристы. Вспомнил сейчас диалог Иосифа Виссарионовича Сталина (а он окончил Тифлисскую семинарию, просто диплом ему не дали защитить) с Александровым, советским композитором. Он просил его написать музыку к тексту песни: «Священная война». Сталин сказал (может, это выдумка, но звучит интересно): «Я хочу, чтобы Вы написали так, как в церкви хор поет, чтобы людей коснулось. Понимаете меня, как старого семинариста?» Тот ответил: «Хорошо понимаю» (как первый и последний регент Храма Христа Спасителя). Александрова ведь только назначили регентом Храма Христа Спасителя, и тут же произошла революция, и храм был разрушен...

Почему человек, окончивший Тифлисскую семинарию, стал главой определенной политической партии, которая была в постоянной конфронтации с православным христианством в России? Дзержинский, например, хотел стать католическим священником, он этим просто грезил. И какую он вел аскетическую жизнь!.. Он все отдает ради дела своей веры – революции, чтобы все народы были счастливы. Хотели построить Царство Божие на земле, но без Бога. Понимаете, как интересно...

Наше время: протодиакон Андрей Кураев. Я без осуждения это говорю; просто все происходит на наших глазах. И таких примеров много. Бывает, человек окончил семинарию, четверть века служил православным священником, потом его осенило, что он занимался не своим делом. Вопрос: что же ты делал четверть века? Некоторые даже не прожили столько лет... Как так получается?

– В Священном Писании сказано, что бесы изгоняются постом и молитвой. Говоря об ошибках Великого поста, можно сказать, что если в этом нашем делании отсутствует молитва, то пост бессмыслен.

– Полностью согласен. А молитва отсутствует тогда, когда мы не размышляем о содержании. Молитва предполагает внутреннее устремление человека, то есть мысленное устремление. Мысль все-таки материальна; не в том смысле, что она тут же во что-то преобразуется, но она способствует построению причинно-следственных связей в жизни человека. Молитвы без мысли не существует, мы это хорошо понимаем. Самое главное – намерение человека. Мысль – это намерение.

– Господь и намерение целует.

– Если нет намерения, ты просто произносишь слова, больше ничего. А Богу не нужны просто слова, ему нужно намерение.

В произведении Шекспира «Гамлет» есть такой эпизод, когда дядя Гамлета, который убил его папу, молится, потом останавливается и говорит: «Слова летят, мысль остается тут; слова без мысли к небу не дойдут».

Вот я об этом. Подлинная молитва – это когда мысли не тут, а летят к Богу. А бывает, мы молимся: «Господи, помоги мне», а сами думаем: «Как меня достал этот человек…» То есть думаем о другом. На что наша молитвенная мысль направлена? Свято место пусто не бывает. Мысли наши заняты совершенно другим. А ведь где наши мысли, там и сердце наше. С одной стороны, мы вроде к Богу обращаемся, а по сути, наши мысли в совершенно другом направлении.

Перед людьми ты можешь выставлять себя благочестивым, религиозным. Но это напоказ, для людей. А по сути ты кто? Когда придет время испытания, искушения, тяжелое время, как ты себя поведешь? Поможет ли тебе вся эта внешняя форма религиозности?

– Я однажды видел фильм, где человек заходит в комнату кривых зеркал. Все люди смеялись над собой, когда видели себя в этих кривых зеркалах, а этот человек посмотрел в кривое зеркало и увидел себя таким, что заплакал.

Может быть, Великий пост – это как раз то время, когда мы можем увидеть себя такими, какими и должны себя видеть и какими нас Господь создавал?

– Согласен с Вами в данном случае. Но нужно задуматься о содержании. Пост имеет индивидуальный характер, очень личностный. Это всегда частный путь. Так же, как и жизненный путь. Понимаете, все мы в любом случае в пустыне. У поэта Иосифа Александровича Бродского есть такие слова: «…а что до пустыни, пустыня повсюду».

– Благословите наших телезрителей.

– Да благословит нас всех Господь на время светлого поста, чтобы мы размышляли о сути, о содержании, а не о внешних формах. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать