Беседы с батюшкой. Кому нужна русская культура. Протоиерей Вадим Буренин. 9 февраля 2024

9 февраля 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: кому нужна русская культура. Наверное, эта тема не может оставить равнодушным ни одного живущего в России человека, тем более верующего. Когда мы просто слышим словосочетание «русская культура», возникает столько всего в каждом из нас, кто учился еще в советской школе! Но я хочу вспомнить следующее. Наверняка у Вас в классе или в коридоре школы был портрет, например, Тургенева или Пушкина, а под ним какая-нибудь фраза. Если это был Пушкин, то обязательно написано: «Солнце русской поэзии». Если это был Достоевский, обязательно о русской душе. Было большое количество хороших слов, которые для нас, тогдашних учеников, превратились в какие-то штампы. Русская культура, русская литература скорее были предметом для изучения, за это мы получали оценки. Сейчас «русская культура» – совсем другое понятие. А уж тем более в нашем сегодняшнем разговоре возникают совершенно другие мысли. Так вообще кому нужна культура, которую мы, русские люди, называем своей, русской?

– Когда мы учились в школе, в классе, где проходило изучение русского языка и литературы, действительно обязательно были какие-то высказывания, тексты, плакаты. У нас висел прекрасный текст, четверостишие Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Школьные годы так и прошли. Мы грызли гранит науки день и ночь. Надо сказать, что грамотность у нас была такая, какой сейчас многие могут только позавидовать. Знание литературы у нас тоже было на самом высоком уровне. Мы постоянно учили наизусть и сдавали много стихотворений, достаточно подробно разбирали произведения, постоянно писали какие-то сочинения на эти темы. Я помню, что мы учили наизусть не только стихотворения, но и различные тексты, например, из «Войны и мира» Льва Толстого. Для того периода времени наше образование было хорошим, классическим дворянским образованием. Мы получали все те знания, которые нужны были для того, чтобы было как в прологе к поэме «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина: «Там русский дух… там Русью пахнет!»

Но там также есть следующие слова: «Там царь Кащей над златом чахнет». Говоря обо всем этом, мы должны задуматься, что для нас является златом, является драгоценностью. Драгоценность для нас – это наш русский народ, наша нация, которая жила и живет во славу Божию. Вся наша культура пропитана образом нашего Господа Иисуса Христа начиная с древности. Мы можем вспомнить «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона и все последующие времена. Мы, конечно, не можем обойти и Михаила Ломоносова, который был удивительным человеком. Вчера мы отмечали особый праздник, День науки. У нас были великие люди, которые именно отстаивали нашу русскую культуру. Как мы знаем, Михаил Ломоносов даже один раз проявил твердость и заушил на одном из заседаний человека, который, как он считал, противодействовал русской культуре, за что даже был посажен в Петропавловскую крепость, где просидел несколько дней, после чего был освобожден.

В разные периоды времени были очень серьезные дискуссии о нашем русском духе, о нашей русской культуре. Есть Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев и другие наши великие писатели и поэты. Сегодня мы отмечали день смерти Федора Михайловича Достоевского. Нам трудно представить русскую культуру без этих великих русских людей. Но они же все постоянно говорили о русской культуре, о русской душе. А ведь это и сила, и воля. Как открыто исповедовал перед Западом нашу культуру Александр Сергеевич Пушкин! Это достойно подражания.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «Я считаю, что русская культура нужна православным крестьянам».

«Крестьяне» – это в смысле «христиане», наверное.

– Каждый раз, когда мы говорим о том, что у нас есть богатство, мы подразумеваем наш русский народ, который является богоносцем. Мы вспоминаем, что еще совсем недавно в нашей стране многие знали Псалтирь царя Давида наизусть, постоянно молились, постоянно читали Священное Писание. Благодаря этому наша Русь имела и имеет особую духовность. Благодаря этой духовности у нас и появился, например, такой великий поэт, как Александр Сергеевич Пушкин.

Когда он был сослан в Михайловское, он любил приходить на ярмарки, приглашал местных крестьян в том числе, садился и слушал их рассказы, слушал их песни, записывал, а потом появлялись прекрасные и замечательные образы. Все то, что было в нашей крестьянской среде, Александр Сергеевич отобразил, а мы наслаждаемся этим, потому что это большое духовное богатство, большой духовный мир. Мы видим, как Александр Сергеевич создает свои произведения исходя из своей православной веры. То же делал и Достоевский.

До самого последнего времени наши великие поэты и писатели являли собой именно образ Христа. Они жили с Богом. Их жизнь с Богом выражала всю полноту нашей великой культуры. Ведь что такое культура? Надо понять определение. Культура – это система ценностей и норм поведения. Многие сейчас рассматривают нашу русскую культуру исходя из того, что в различных домах культуры проводятся какие-то мероприятия, которые напоминают нам о том, что у нас есть одно, другое, пятое, десятое. Но здесь нужно ведь отметить, что не только это есть у нас. У нас есть очень большое богатство, которое заключается как в тех материальных вещах, которые хорошо всем известны, так и в том, что является именно нормой поведения.

Те духовно-нравственные традиции, которые были и сохраняются в нашем народе, свидетельствуют о нашей вере, о нашей жизни с Богом. Вот это соработничество с Богом при непосредственном воздействии Святого Духа, позволяет нам постоянно радоваться тому, что у нас есть замечательная возможность быть преемниками и готовить в то же время потомков, которые бы были продолжателями этого великого русского духа, нашей русской культуры.

– Я целиком и полностью разделяю Ваши слова по поводу русской культуры, а здесь можно говорить и о русском духе, о русской православной культуре. Это все очень радостно, но есть и другая сторона. Я часто вижу различные комментарии или ролики, где люди общаются друг с другом с помощью табуированной лексики. И это возникает не по той причине, что люди ругаются в каких-то исключительных обстоятельствах… Когда я все это слышу и вижу, думаю о том, кому же нужна русская культура, если носителей этой культуры становится все меньше и меньше. Может быть, я не прав и этих людей совсем мало, меньше одного процента, но, наверное, очень наивно так предполагать. Если мы рассуждаем о том, кому нужна русская культура, то, может быть, эта русская культура им не нужна? Или, наоборот, она необходима?

– Она нужна всему этому миру. Потому что, как я уже говорил, все наши великие поэты, писатели, все те, что трудились и продолжают трудиться в лоне нашей русской культуры, несут свет Христов. В Европе с большим удовольствием и радостью слушают Чайковского, люди получают для своей души такую пищу, которая их преображает. И у них есть в этом потребность. Если бы не было пользы для западноевропейских людей, они не слушали бы постоянно Чайковского и других наших великих композиторов, не читали бы Пушкина и других наших великих писателей.

На сегодняшний день в Китае с большой радостью принимают, например, наш Государственный академический русский оркестр имени В. В. Андреева, он там пользуется большой популярностью.

– Но при этом этот же оркестр запрещен к гастролям практически во всех других странах. В данном случае возникает вопрос, нужна ли кому-либо русская культура кроме русского народа.

Вопрос телезрителя из Гатчины: «Федор Михайлович Достоевский в своем дневнике в 1881 году сделал такую запись: ˮСовесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственногоˮ. Что скажете по этому поводу?»

– Действительно, когда человек живет без Бога, он может совершить разные злодеяния. Федор Михайлович на себе испытал, что такое отступить от Бога. Но Господь, любящий каждого из нас, дал ему возможность деятельно преобразиться. Федор Михайлович преобразился настолько, что на смертном одре слушал Евангелие, Священное Писание. Много ли вы знаете таких случаев, чтобы человек, умирая, слушал Священное Писание? Более того, он говорил своей жене о том, что даже в мыслях ей никогда не изменял. Вот какой высокой духовной жизни был человек! Это осталось в истории, и это очень показательно.

Можно вспомнить Александра Сергеевича Пушкина, который перед смертью исповедовался. И священник был в духовном восхищении от того, что такой великий поэт совершил такое покаяние, которое свидетельствовало о его настоящей, подлинной духовности.

Человек перед лицом смерти совершает то, что считает важным, необходимым здесь, на земле. Достоевский считал очень важным слушать Священное Писание и сказать очень важные, нужные слова тем, кто рядом, чтобы было понятно его внутреннее настроение, понятен его внутренний мир. Для Александра Сергеевича тоже это было очень важно.

Можно вспомнить других наших великих поэтов, писателей, композиторов, тех, кто трудился над процветанием нашей культуры, нашей науки, насколько они были верующими людьми. И вера их была не какая-то формальная, показушная; это был их образ жизни. Вспоминая сегодня о каждом из них, мы черпаем для себя примеры, достойные подражания. Каждый человек, трудясь в своем каком-то направлении, может обратиться к нашей богатой истории и найти примеры тех людей, которые тоже трудились в этом направлении и жили во славу Божию. Это были подвижники благочестия, и их благочестие было не формальным, не каким-то показным, а исходило из внутренней сути.

Сегодня мы наблюдаем, как силам зла, прежде всего врагу рода человеческого, невыносимо даже слышать о нашей русской культуре, потому что она свидетельствует о Боге. Поэтому и запрещают ее в разных странах. Западноевропейские страны – это же христианские страны, но в этих странах на сегодняшний день появились такие запреты. Даже в библиотеках стали изымать книги наших великих поэтов и писателей. Кто-то даже возмущается, что некоторые театры не сняли наши постановки. Казалось бы, христиане должны способствовать тому, чтобы имя Божие прославлялось в людях, но мы наблюдаем, как враг рода человеческого пытается посеять вражду и нестроение.

Мы наблюдаем, что и в Америке занимаются серьезной пропагандой. Как мы знаем, средства массовой информации в Америке и Западной Европе принадлежат определенному кругу людей.

Хочется, чтобы Вы прокомментировали еще один момент. Нам хорошо известны такие имена, как Глинка, Римский-Корсаков, Бородин. Есть и новые имена, например Бродский или Пастернак; мы не знаем, насколько они были верующими, но понимаем, что это то богатство русской культуры, которое помогает найти еще один образ в понимании феномена русской культуры. У нас более 80 регионов, очень много народностей, очень много разных культур. Все эти проявления – это тоже русская культура или можно говорить о том, что это разные культуры, объединенные одним пониманием, которое складывается в русскую культуру? Люди этих народностей могут быть и буддистами, и мусульманами, и иудеями. Но при этом это все русская культура? Или как?

– Да, конечно, всё вместе это русская культура. В Санкт-Петербурге ежегодно проходит культурный форум, на который приезжают представители из разных уголков нашей страны. Я сам лично там присутствовал и наблюдал, как всем интересно знакомиться с тем богатством, которое есть в нашей стране, в нашей культуре. Разные люди привносят нечто свое, особенное, и это каждый раз обогащает и дополняет то, что у нас уже есть и чем мы на сегодняшний день имеем возможность гордиться (в хорошем смысле этого слова).

Любящий Господь никогда нас не оставлял, но всегда вразумлял. Сейчас, когда есть возможность более тесного общения, к нам приезжают разные коллективы из разных уголков страны, и мы радуемся тому, что каждый может показать, чем живет то или иное селение, тот или иной небольшой народ. Ведь там тоже есть православные христиане, и взаимоотношения между людьми строятся именно на христианской любви. По мере того как наша страна увеличивалась в своей территории, русская культура проникала на эти территории и люди ее впитывали. Как во времена царской России, так и в советский период, и сейчас мы наблюдаем со стороны небольших народов понимание важности существования русской культуры. Потому что именно русский язык, именно русская культура объединяет всех.

– Задам совершенно неожиданный вопрос. Вы, что называется, богаты приходом, детьми, внуками. Вы знаете своих прихожан, от взрослых до самых маленьких. Каждый из этих людей имеет свой образ мыслей, уровень образования, уровень культуры. Но Вы не испытываете в общении с ними никакого дискомфорта, всегда проявляете себя как любящий отец. Но если Вы чувствуете, например, что у кого-то не очень правильное представление об образе культурного человека, петербуржца в том числе, что Вы делаете?

– Говорю о том, что у нас есть примеры, достойные подражания. Прежде всего необходимы примеры. Когда мы читаем Священное Писание, мы постоянно обращаем внимание на то, как поступает Христос, что говорит Христос в той или иной жизненной ситуации, и это является для нас очень важным примером. Наши праведники, молитвенники за землю Русскую, все те люди, которые трудились и трудятся на благо России, также являются хорошим примером, достойным подражания. Поэтому напоминать об их жизни я считаю очень важным и необходимым.

Также важно, чтобы и я сам соответствовал тем идеалам, которые необходимы для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение. Прежде всего должна быть любовь к Богу и ближним своим. Если эта любовь есть, тогда все остальное будет расставлено по своим местам. Если в какой-то момент происходит недостаток любви, тогда и возникают различные проблемы, теряется мир и покой в душе. И тогда человек перестает быть русским человеком, а становится каким-то гнилым. Очень важно, чтобы мы помогали молодежи не общаться с той или иной гнилью. Когда в корзиночке лежит пара яблок и одно из этих яблок оказалось гнилое, то, полежав вместе, все яблоки станут гнилыми. Обязательно нужно помогать молодому поколению в жизни, в каждом конкретном случае растолковывая, что такое правильное поведение.

И когда мы говорим о нашей культуре, мы говорим и о системе ценностей, и о нормах поведения, как правильно себя вести в той или иной ситуации.

– Допустим, Вы едете в автомобиле, работает радио и звучит самая разная музыка. Вы находите нужную волну? Что Вы слушаете, когда у Вас есть свободное время? Что Вам доставляет радость из музыки?

– Прежде всего хочу сказать, что прихожане нашего прихода, у которых есть машины, стараются слушать духовные песнопения, акафисты, какие-то духовные передачи. Когда люди стоят в пробках, у них есть возможность прослушать ту или иную лекцию, например. И в этом большая польза: они слушают не какую-то попсу, а то, что пойдет на пользу душе.

Время, которое нам Господь определил, – драгоценно, его надо стараться не потерять. А потерять его очень легко, тем самым потеряв и жизнь с Богом.

Кроме того, наши прихожане стараются читать Иисусову молитву. Кто-то ее читает за рулем, кто-то – пока едет в общественном транспорте. То есть у нас на приходе настрой – быть с Богом каждый миг жизни. Это касается и каждого в отдельности, и всех. Если дальше мы будем продолжать жить таким образом, то жизнь наша будет преображаться,  мы будем радоваться нашим дальнейшим успехам в области культуры.

Что еще на сегодняшний день является для нас важным? Мы должны стремиться к тому, чтобы не было позиции «моя хата с краю». Мы должны своею жизнью, своим примером постоянно свидетельствовать о Боге и отстаивать, не боясь, нашу систему ценностей, наши духовно-нравственные традиции.

Постоянно общаясь со студентами, в том числе иностранными, я каждый раз им рассказываю, что они приехали в культурную столицу, в один из самых красивых городов мира. У нас здесь и прекрасные соборы, и храмы, и монастыри, и замечательные музейные комплексы. Есть возможность все это посетить, со всем этим познакомиться, проникнуться нашей культурой. И я рекомендую им не тратить время даром.

Я неоднократно посещал другие страны (например, Святую Землю) и ходил всегда (по мере возможности) в облачении, то есть в рясе, с крестом. Ко мне подходили те или иные люди, спрашивали, откуда я приехал. Когда я отвечал, что из Санкт-Петербурга, все говорили, как они любят Санкт-Петербург. И начиналась беседа о нашей культуре. То есть когда люди бывали здесь, в нашем городе, они проникались нашей культурой. Для меня это было большой радостью. То же самое было и в Греции, и в европейских странах.

Люди, которые посетили наш город и познакомились с нашей культурой, сохраняют ее в своем сердце, в душе. Это говорит о том, что наша культура пронизана, пропитана жизнью с Богом, что это свет для всего мира. Я верю, что в дальнейшем наша русская культура будет оказывать благое воздействие на весь мир.

– Когда приходишь в Русский музей или Эрмитаж, практически вся экспозиция этих музеев проникнута христианской культурой, в особенности в Русском музее, где собраны произведения именно русской культуры. Но при этом существует и разность взгляда на культуру. Что нужно сделать для того, чтобы считать себя человеком, принадлежащим к русской культуре?

– Разделять нашу систему ценностей и следовать тем нормам поведения, которые были всегда присущи нашему обществу. Без этого все остальное будет чистой формальностью.

– Ваше обращение к нашим телезрителям.

– Возлюбленные братья и сестры, живите во славу Божию, в любви к Богу и ближним своим. В наше непростое время, когда произошло разделение, мы имеем желание сохранить нашу культуру, наши духовно-нравственные традиции, нашу систему ценностей и жить в соответствии с теми нормами поведения, которые были присущи нашим предкам. Давайте постараемся приложить все усилия для того, чтобы быть достойными потомками тех людей, которые для нас создали этот великий русский мир…

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X