Беседы с батюшкой. Христос посреди нас. Священник Олег Герасимов. 7 марта 2024

7 марта 2024 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в поселке Керро отец Олег Герасимов. 

– Сегодня будем говорить на очень важную тему: «Христос посреди нас». Мы приветствуем друг друга этими словами и отвечаем: «И есть, и будет!» Насколько мы сейчас понимаем, что Живой Бог действительно посреди нас? Как это вообще понять? И может, проблема в том, что нам не очень нужно это понимание, потому что оно сложное?

– Я хотел бы напомнить, что эти фразы – вариант литургического священнического приветствия. В частности, после чтения Символа веры и при причащении священнослужителей. Это приветствие основывается на словах Самого Христа: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. И предполагается, что человек, который таким образом приветствует своего брата во Христе, понимает, о чем говорит.

Но, к сожалению, очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда люди не очень хорошо это понимают. Самый распространенный вопрос, который приходится слышать священникам не только от людей, недавно пришедших в храм, но и от воцерковленных, все исполняющих, участвующих в таинствах, постящихся: что сделать, чтобы то-то и то-то поправить? Какие молитвы прочитать? Куда поставить свечку? И дальше человек ждет от Бога отклика. А если Господь не исполняет желаний человека (хотя тот и сделал, что ему сказали: прочитал тысячу раз акафист или постился только хлебом и водой), то приходит разочарование. «Я ждал, а Ты мне не даешь». Мы к Богу относимся как к исполнителю желаний.

Получается, если человек хочет вот такого Бога, чтобы Он был посреди нас, то тогда, к сожалению, будет разочарование. Мне, как и многим, например, приходилось слышать: «У нас священник какой-то не такой, делает не так, молитвы читает не так, молится плохо… нам бы кого-нибудь получше». И я знаю очень остроумный ответ одного из современных священников: «Вы какого хотите себе настоятеля? Как святитель Николай Чудотворец? Так будьте уверены: если он будет у вас настоятелем, то вы не сможете приходить в храм посреди службы, вальяжно стоять, ходить, разговаривать…» К сожалению, когда мы говорим, что Христос посреди нас, мы зачастую имеем в виду исполнителя желаний, который будет всегда прощать, относиться очень трепетно и лояльно ко всем нашим прегрешениям и при этом сразу же исполнять то, о чем мы Его попросим.

– Бог в коробочке.

– Да, потряс коробочку, открыл – и все сразу произошло. А если это не так, то рано или поздно наступает жестокое разочарование. «Нет, такой Бог нам не нужен. А почему Он это не сделал? Он что, не знает, не видит?» Он знает и видит, но не спешит выполнять наши просьбы. И не потому, что злой, жадный или равнодушный; наоборот, Он слишком любит нас.

Когда мы просим Христа войти в нашу жизнь, надо быть осторожным. Ведь Он действительно начнет наводить порядок, аккуратно и деликатно, как Он это умеет, все-таки это будет больно. С любовью, но болезненно для нас. И как бы нам не разочароваться в том, насколько много, оказывается, нужно исправить в нашей жизни.

– Вопрос от телезрителя Игоря из Москвы: «Во время какого богослужения это приветствие можно произнести?»

– Для священников такое приветствие является каноническим, то есть оно прописано в богослужебных книгах. А для мирянина нет смысла искать какого-то специального места в богослужении для этого, потому что это глубинное пожелание того, чтобы Господь действительно присутствовал в нашей жизни. И, понимая, какие будут последствия, тем не менее желать Его вхождения в нее. Не надо привязываться к месту в богослужении. Можно так говорить и в повседневной жизни.

Священники таким приветствием встречают друг друга во время пения Символа веры и держа в руках частицы Святого Тела Христова, когда происходит причащение в алтаре. Хотя никто не запрещает священнослужителям таким же образом приветствовать друг друга и в повседневной жизни. И ничего зазорного нет в том, чтобы и миряне так приветствовали друг друга. Главное, чтобы это приветствие не стало просто фразой, которая ничего за собой не влечет. Мы должны отдавать себе отчет в том, что Господь будет наводить у нас порядок и делать это неуклонно, вопреки нашим представлениям о комфорте, о том, как должно быть. Потому что Ему виднее.

– Мы часто поем: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй». И дальше: «Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Мы от всей души искренне просим Господа прийти к нам, вселиться в нас. Но иногда мы произносим это как некую магическую формулу. Как избежать этого? Как впустить Христа в свою жизнь, отдавая себе отчет в том, что мы готовы к тому, чтобы Он вселился в нас и попалил все наши грехи?

– Думаю, здесь уместна аналогия с сильно захламленным домом, где очень много всякого мусора, который давным-давно пора выбросить. Но он дорог сердцу, или его жалко, или еще что-то. И хозяин ходит и натыкается на углы захламленной мебели и всякие ненужные вещи. Боится выбросить: жалко. Но что-то надо делать. И он призывает помощника, который приходит и начинает просто выбрасывать все из комнаты. Это больно. «Ой, это же важно, это мне от бабушки досталось». А помощник выбрасывает, потому что знает, что это никогда не пригодится.

– Как лыжи на балконе.

– Да. У меня был велосипед. Когда я из воинской части возвращался в Санкт-Петербург, ко мне подошел майор и говорит: «Слушай, отдай мне этот велосипед, тебе он там не нужен, а я буду тут кататься по полям». Но мне было жалко велосипед, и я сказал: «Не отдам». Я его разобрал, и так он у меня и заржавел на балконе. Ни разу больше я на нем не катался. Это к вопросу о том, что мы вроде как думаем о том, что должно быть вот так, а Господь (в лице твоего товарища или через стечение обстоятельств) говорит избавиться от этого. Но нам жалко. Самый страшный зверь – это та жаба, которая душит. И поэтому расхламление нашей души, которое будет происходить безжалостно, может быть болезненным. Но мы доверяем Богу. Мы верим Ему и понимаем, что Он – самый надежный для нас. И ближе нет никого.

Сегодня на литургии было евангельское чтение про суд у Пилата. Картина страшная сама по себе. И всякий раз перед Великим постом и на Страстной седмице, когда мы это читаем, это все просто переворачивает. Сегодня я слушал одно из толкований, и меня пронзила мысль: один священник сказал обратить внимание на то, что Господь не пытался подстраиваться под ситуацию, Он был Тем, Кем был. На Него наседали из Синедриона, с другой стороны был Пилат, который ждал, что Он сейчас будет раскаиваться. Господь не видел, в чем раскаиваться. Пилат спрашивал Иисуса: Ты Царь Иудейский?.. Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? Иисус ничего не отвечал, кроме этого: ты говоришь. То есть «это дело твоей совести». И были ученики, которые желали, чтобы Он показал Свою силу. Он же может. Он должен. И Господь знал, что они сейчас разочаруются в Нем, разуверятся на какое-то время, даже Петр, который говорил, что никогда не отречется. Господь не стал ни под кого прогибаться. Он был Тем, Кем был. Он шел тем путем, который дал Ему Бог Отец. Он ни на миллиметр не отклонился. Это самый настоящий, самый верный, самый истинный Человек. Тот, Кому можно доверять полностью, потому что Он ни от кого не зависит.

– Помните, как Он в земле Гадаринской исцелил бесноватого…

– …свиней потопил.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них. Он же ничего им не сделал, не испепелил их. 

– Сам Творец пришел к Своему творению. Самое поразительное, с моей точки зрения, из того, что совершил Христос, это то, что Он не вмешался ни в одно человеческое решение, никого не принудил что-то сделать. Если Его не принимали, Он просто проходил мимо. Если принимали, Он отдавал все, что мог, но не принимал никаких почестей. Он не пытался быть тем, кем Его хотели видеть. Он был абсолютно свободен. Господь сказал: познаете истину, и истина сделает вас свободными. Точное знание того, куда идешь и что делаешь, – это самое удивительное во Христе, потому что, по нашему человеческому разумению, сколько раз были ситуации, когда можно было бы применить силу, воскресить всех, сойти с креста, накормить страждущих.

– Стать Царем Иудейским.

– Да, в конце концов. Сейчас многие обвиняют Церковь в том, что она не вмешивается в политику. Но возьмем время Христа: вот уж Кому надо было бы вмешаться в политику. Уж какие там были правители… что кесарь, что Ирод. По сравнению с ними наши современные правители просто дети. Господь говорит: Я не от сего мира. И Он пришел не исправлять этот мир, не устраивать какое-то самое справедливое в мире царство. Нет, Он пришел, чтобы каждый человек понял, что может быть причастен к Богу.

– Вопрос от телезрительницы Ирины из Ярославля: «Господь посреди нас» – это когда несколько человек собираются в храме или где-то и Он среди них. А если человек верующий, но один, где тогда Господь? Рядом? Или Он может присутствовать в лице какого-то другого человека?»

– Неправильно пытаться представить физическое местоположение, где находится Господь. Святые отцы предостерегают от того, чтобы мы при молитве что-то себе воображали. Господь прикровенно, общими чертами говорит, например: Се, стою у двери и стучу. Святые отцы трактуют это, что Он стучится в наше сердце. Соответственно, мы не одни, даже когда одни: Господь в нашем сердце. А когда мы начинаем рассуждать, где именно Он там, то мы явно идем не в ту сторону. Ощущение Бога внутри себя (Царствие Божие внутрь вас есть) – это величайший дар, что Господь дает человеку, которого ведет за Собой. А принять или отвергнуть этот дар – это зависит от самого человека. Господь дает это всем, просто не каждый может принять.

И те грехи, которые мы совершаем, отталкивают нас от этого, делают нечувствительными. Поэтому в наших интересах сделать так, чтобы Господь вошел внутрь нас и мы бы ощутили это Божественное присутствие. И когда мы говорим, что Господь среди нас, будучи в обществе двух-трех человек, это означает, что через того, кто рядом, Господь может сказать нам слово. И мы это знаем. Когда мы решаем какой-то важный вопрос и приходим на исповедь, то молимся Господу, чтобы Он дал нам ответ устами священника. И если мы с верой примем все, что скажет священник, это действительно будет ответ на наш вопрос. Хотя бы этот священник был не самой святой жизни, не самый прозорливый. Просто как иначе Господь может нам открыться?

Иногда бывает, что открываешь книгу и какая-то строчка из Евангелия сверкает. Значит, Господь благоволил так проявить Себя. Он рядом. Это несомненно. И самое желанное и высшее одновременно – это когда Он в сердце и ты чувствуешь это. Не надо искать Его местоположения. Он всегда рядом. Мы всегда у Него на виду. И это знание должно останавливать нас от дурных поступков. Это должно вдохновлять. Когда кажется, что все отвернулись и бросили, что ты никому не нужен, Господь тебя ведет. Он с тобой. Он в тебе и никогда не оставит.

– Но человек может изгнать Христа из своей жизни.

– Он может попытаться это сделать. Но это вовсе не означает, что Христос отойдет. Мамы своенравных детей, которые топают ножками, кричат: «Мама уйди, не хочу тебя видеть», прекрасно понимают, что это просто такой порыв, который может быть вызван гневом, чем-то еще, но она не должна уходить. Она отойдет за угол и будет внимательно смотреть за тем, что делает чадо. Она не может от него отойти. Она его так любит, что не имеет права его отпустить. Это противоестественно.

Точно так же мы можем пытаться изгонять Христа из своей жизни, можем на Него обидеться, сказать, что Он не нужен. И Он действительно по видимости уберет руки, и будет казаться, что Его нет рядом. Но Он всегда рядом. Есть такая притча, когда человек в порыве ропота говорил: «Почему Ты оставил меня в самый тяжелый момент?» Господь показал ему две цепочки следов, и вдруг в самое тяжелое время остается только одна цепочка. И человек воскликнул: «Видишь, Ты меня оставил». Но Бог отвечает: «Нет, в этот момент Я нес тебя на руках». Это невозможно объяснить или доказать, в это можно уверовать, почувствовать изнутри. И тогда многие вопросы отпадут сами собой.

Самые распространенные вопросы сейчас про страхи по поводу того, что творится вокруг. Страшно за себя, детей, за страну. Страшно. Но мы открываем Евангелие и видим, что там об этом и было сказано. Господь предупреждал нас об этом. И при этом Он не говорил как-то к этому готовиться, что-то запасать, что-то предпринимать, чтобы этого избежать. Нет. Этого никто не избежит. Господь говорил быть с Ним. То есть единственное, что мы можем сделать для того, чтобы минимизировать возможность какого-то неблагоприятного исхода для нас, – это вцепиться в Христа и не отпускать Его.

Сегодняшнее Евангелие, которое читалось на литургии, как раз пример того что, это Тот Самый Человек, Который точно знает, что делать, куда идти, и Который никогда не предаст. Будь рядом с Ним, и ты никогда не потеряешь ориентир. Он нам необходим. Ориентир этот именно Христос. Мы говорим: «Господь посреди нас». Так мы заставляем себя заново вспомнить об этом ориентире.

– Сегодня говорили о Пилате, истине, пути и так далее. Но ведь если мы вспомним распятие, то было два разбойника по сторонам от Христа. Почему одного мы называем благоразумным? Потому, что он вдруг почувствовал какую-то возможность покаяться, а второй нет. Но Христос был с ними обоими. Вспомним сотника Корнилия, который принял веру после того, как увидел видение. То есть это же тоже просто лицезрение того, что происходит. Это может помочь и нам. И нам необходимо как-то узнавать о том, что Христос посреди нас. Священник ведет нас к познанию этого через чтение Священного Писания, богослужение и таинство Причастия, но ведь это же Христос служит. А может ли случиться так, что священник не сможет объяснить нам этого пути к Живому Христу?

– Мне кажется, не совсем точно говорить, что к Христу ведет именно священник. Если мы берем изначальное понимание священства, то к Христу ведет не священник, это община выделяет того, кто может ее возглавить. И поэтому функция священника заключается в том, что он должен быть как бы прозрачным, он должен просвечивать сквозь себя Христа.

А то, что он возглавляет богослужение и именно его руками в таинстве Евхаристии происходит преложение хлеба и вина, вовсе не делает его лучше, выше, более заслуженным, чем те, кто стоит за ним и кто принимает из его рук Причастие. Если же священник не прозрачен, но все говорят: «Какой хороший батюшка», – и если, не дай Бог, с батюшкой что-то происходит, а к другому священнику ни в коем случае идти нельзя, то этот священник ведет совсем не ко Христу.

– Он ведет к себе?

– Да, он ведет к себе. Задача священника, как я себе ее вижу, – привести людей ко Христу, не становясь при этом для них преградой. Участие в богослужении, причащение Святых Христовых Таин и есть то, что дает нам этот залог приобщения к благодати Христовой и к Самому Христу, в том числе и телесно.

– То есть, причастившись, можно сказать, что Христос внутри меня?

– Да. Трудно сказать, почему Господь избрал именно такой телесный способ общения с Собой – через вкушение, но если Он это сделал, значит, для человека это и понятнее, и ближе, что ли.

– Вопрос от Елизаветы из Гомеля: «Я хочу рассказать об ужасном случае, который произошел со мной. Я лежала в больнице. Однажды у меня брали кровь на анализ и при этом прокололи вену. Еще там, в больнице, моя рука распухла и была очень страшной. Лечили меня пять дней и выписали с сильной болью, со страшной рукой. Потом мне сделали операцию, но я до сих пор мучаюсь с этой рукой. Мне ничего не помогает, никакое лечение. Батюшка, я хочу у Вас спросить: это было искушение или ошибка медработников?»

 Елизавета, нам нужно быть твердо убежденными в то, что без ведома Божия, без Божия или благословения, или попущения с нами ровным счетом ничего не происходит. У аввы Дорофея есть замечательная история о том, как некому монаху, который очень мучился с желудком, келейник регулярно добавлял в кашу какое-то гадкое несъедобное техническое масло. Он добавлял это масло не по злобе, а просто перепутав склянки с маслом.

Монах ел кашу с этим маслом, хотя ему это явно вредило. При этом он рассуждал так: «Если бы Богу не было угодно, чтобы эти склянки были перепутаны, то мне давали бы нормальное масло. Но поскольку Господь судил вот так, я буду есть то, что мне дают».

Конечно, это верх смирения, когда монах, смиряясь, во всем видит волю Божию, но нам с вами, простым людям, далеко не монахам и далеко не святым, достаточно верить: если Господь что-то попускает, значит, для нас это полезно. В Вашем случае, Елизавета, возможно, ошибся медработник, но Господь знал об этом и попустил это.

Очень часто бывает, что мы страдаем из-за чьего-то злого умысла, из-за чьей-то ошибки, но через свое страдание мы начинаем понимать что-то очень важное для себя. И в итоге мы должны понять, что мы не призваны прожить долгую, счастливую, беззаботную, сытую, спокойную жизнь и умереть с улыбкой на устах. Наша жизнь дана нам для того, чтобы, пройдя через все испытания, которые посылаются нам, мы приблизились к Богу, впустили Его в себя.

Возможно, на каком-то этапе кто-то поступит с нами несправедливо, нечестно, непрофессионально, но нам нужно понимать, что за всем этим стоит Господь. Я всегда говорю своим прихожанам, что если они на кого-то обижены, если кто-то, как им кажется, неправильно с ними поступил, нужно смотреть не на этого человека, а ему за спину, потому что он всего лишь инструмент. И почему Господь выбрал именно этого человека, почему Он именно его устами или руками сделал больно, нужно разбираться не с этим человеком, а с Господом, Который для чего-то это попустил.

Так и Елизавете нужно посмотреть на ситуацию именно с этой точки зрения и, вместо того чтобы обвинять врачей или обижаться на них, спросить: «Господи, для чего Ты это попустил? Что я должна понять, претерпев эту болезнь или эту несправедливость?» И, уверяю вас, это будет гораздо полезнее, чем если мы будем доискиваться правды и наказывать виноватых, по нашему мнению, врачей, или преподавателей, или кого угодно.

В этом мире справедливость Божия и справедливость человеческая – разные вещи. На протяжении многих поколений люди убеждались в том, что среди людей добиться справедливости практически невозможно, потому что у каждого свой взгляд на справедливость, у каждого какие-то свои требования.

Сколько лет назад Господь сказал, что людей раздирают страсти, а они до сих пор продолжают нас раздирать. Даже если поместить людей в самые идеальные условия, когда у них ни в чем не будет недостатка – ни в еде, ни в медицине, ни в чем-либо другом, они все равно умудрятся перессориться, перебраниться друг с другом, обидеться друг на друга. Ну, вот такие мы…

Нам прежде всего нужно менять свое собственное отношение к тому, что с нами происходит, и принимать все как из рук Божиих. Конечно, когда сильно болит рука, очень тяжело думать о том, что это попустил Господь. Но, молясь, нужно просить у Господа, чтобы Он дал понять, для чего Он это послал. А то, что именно Он это послал, не подлежит никакому сомнению.

Без ведома Господа, без Его попущения ничего подобного не произошло бы. С такой уверенностью, с таким настроем не нужно искать правды и справедливости среди людей, а нужно напрямую обращаться к Богу. Мне кажется, это самое правильное, что можно здесь сделать.

– Наверное, если мы уверимся в том, что Христос рядом, мы должны научиться говорить с Ним. А как нам с Ним говорить: словами или, может быть, можно обращаться к Нему мысленно, пытаясь как-то Его почувствовать? Как нам научиться разговаривать с Богом?

– Очень хороший вопрос. Здесь я, конечно, плохой советчик, но я могу поделиться своими мыслями. Господь, как правило, не говорит людям о чем-то прямо, Он говорил притчами. Он говорит так, чтобы мы как-то прикровенно задумались над тем, что Он вкладывает в то или иное Свое слово.

Давайте представим себе чего-то требующего ребенка. Со слезами, даже с каким-то остервенением он пытается выпросить что-то у мамы, а мама знает, что это не то, что ему нужно, просто он сейчас в таком состоянии, которое не позволяет ему это понять. И первое, что нужно сделать в этой ситуации, – добиться того, чтобы ребенок успокоился и нормально взглянул на ситуацию. 

И мы, люди, претендующие на то, что мы взрослые и совсем не дети (хотя в глазах Божиих все мы дети), когда начинаем о чем-то просить, причем просить как-то истово, с надрывом, делаемся очень похожими на детей, которые требуют: «Дай мне прямо сейчас эти игрушки. Я хочу эти игрушки». Нам нужно заставить себя замолчать, перестать истерить.

Нам нужна молитва, которая начинается с молчания, а не с обдумывания, чего бы попросить, не с попытки что-то представить себе или почувствовать. Нам нужно просто помолчать в присутствии Божием, твердо, буквально железобетонно веруя в то, что Господь сейчас рядом и все слышит и понимает.

И вот сейчас Господь должен что-то очень важное донести до нас. Но для этого нужно, чтобы мы перестали даже всхлипывать и вздрагивать после плача и начали что-то воспринимать. И тогда, наверное, мы что-то почувствуем в нашей душе, нам станет тепло, и мы поймем: Господи, Ты рядом!

– Отец Олег, благословите наших телезрителей.

– Христос посреди нас.

– И есть, и будет!

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Вострокнутова и Людмила Белицкая

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать