Беседы с батюшкой. Готовность к послушанию. Игумен Фома (Василенко). 25 августа 2023

25 августа 2023 г.

– Тема сегодняшней передачи: готовность к послушанию. Тема готовности к послушанию в какой-то степени кажется из разряда православного арго. Потому что не очень понятно, что такое послушание. Когда слышишь слово «послушание», возникает ощущение, что это что-то из жизни монашествующих. Но на самом деле, если серьезно задуматься о послушании, то есть о слышании, о слушании, то здесь возникает целый сонм вопросов, волнующих любого человека, даже если он еще не вошел в церковную ограду. Насколько умение слышать, слушать, послушание важны для нас в нашей сегодняшней жизни?

– Я бы сказал, что это животрепещущая тема на всех уровнях нашей жизни и в первую очередь, конечно, в церковной жизни. Мы не берем внешнюю жизнь, потому что там все еще сложнее. В церковной жизни с этим бывают очень большие трудности, дух мира влияет на Церковь и, естественно, нападает на нее, чтобы ее разрушить. Но это невозможно, потому что Господь говорит: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.

Насчет того, что возникают ассоциации с монашествующими, с монастырями, что это из разряда какого-то чина людей, которые живут в монастыре, мы можем обратиться к тому, откуда это у монашествующих: монашествующие подражают Небесным силам. Небесные силы разделены на девять чинов, и у них послушание является примером вообще для человека и сейчас, и, наверное, это навсегда. Оттуда это и берется. Поэтому в Церкви нам известно выражение, что для монахов свет – это ангелы, а для мирян свет – это монахи. Поэтому здесь не может быть такого, чтобы православный человек сказал себе, что его это не касается. Касается, потому что Церковь – это богочеловеческий организм. Если не касается, то человек является православным христианином формально. Он крещеный, а благодать, которую он получил при крещении, в нем не раскрылась. Человек не оценил дара, не понимает, что у него внутри есть.

А что такое послушание по словам, например, святителя Феофана Затворника? Он говорит не конкретно про готовность к послушанию, а о свободе воли человека. Бог дал право выбора человеку, свободу, но для того, чтобы человек свободно же подчинил себя Богу. Свободно! Так вот, готовность к послушанию (и по-другому быть не может) может быть у человека, когда он узнает, что у него есть свобода. А свобода предполагает, что есть какие-то правила, но, мол, я их исполнять не буду. Если есть правила и я обязан их исполнять, то это уже не свобода. А когда человек, просвещенный крещением, этих правил не знает, ничему не научен, то отсюда и возникает такое отношение, что как будто его это не касается. Человек думает: «Вот я могу носить крестик. Я православный христианин. С меня достаточно и этого». Он не понимает, что это ведь труд всей его дальнейшей земной жизни (у кого-то больше, у кого-то меньше), чтобы дорасти до запланированного Богом уровня, который Бог для этого человека определил.

У Бога же есть план о каждом человеке в отдельности, об обществах, об обществе человеческом в целом. Согласно этому плану, Бог и ведет все человечество к конкретной конечной точке. Какая эта конкретная точка? Блаженство человека в вечности в общении с Богом и Небесными силами. Чтобы это блаженство получить, необходимо и само послушание. Потому что после грехопадения план был нарушен, и Господу пришлось его корректировать, чтобы высшее Божие творение – человек – не погибло. Богу пришлось становиться Человеком и принимать человеческую природу в Свою. Ему пришлось становиться Богочеловеком, чтобы человек стал  богом с маленькой буквы, богом по благодати, чтобы ему вернулось утраченное вечное радостное блаженное состояние, радостное общение с Богом.

Поэтому человек должен услышать про готовность к послушанию. Как будут веровать, если не услышат? Как услышат, если не будет проповеди? Если будет проповедь, но не будут слушать, то чего тогда можем добиться? Поэтому послушание связано с тем, что человек имеет уши, готов услышать, готов усвоить себе то, что принял, а дальше уже согласно этому услышанному действовать. Кто имеет уши слышать, да слышит! Это же не просто какая-то фраза ради красного словца. У человека вроде бы уши есть, а он не слышит. Ему говоришь, а это как об стенку горох. Уши есть, а как будто внутри у него места нет, чтобы через эти уши в него поместилось то, что ему нужно туда поместить. Тому, у кого там место занято, нужно освободить место, а тому, у кого оно свободно, нужно занять его тем, что предполагается Богом.

– Если вспомнить Писание, какие у нас есть примеры послушания в Библии и в Ветхом Завете?

– У пророков. Обращается Бог в видении к пророкам и говорит: «Кто сделает это для Нас?» Пророки, пламенея любовью к Богу, говорят: «Меня пошли, Господи! Я сделаю». Праведный Авраам, отец всех верующих. Послушание и вера – это две вещи, которые не могут быть друг без друга. Если человек поверил, он будет слушаться. Если человек слушается, значит, он поверил. Не может быть так, что человек не верит, но слушается. Это может быть как-то кратковременно, неосознанно, но потом все равно закончится. Бог ведь не просто так сказал Аврааму: «Иди», – и сразу у него все получилось, он получил обещанное. Сколько Он его испытывал? Всю жизнь! Причем это было не так, что Авраам легко подпоясался и побежал. У него было домашних 318 человек, которые ему доверяли, любили его. Как один организм они все пошли туда, куда пошел Авраам, глава семейства. Все это собрание человеческое пошло за ним.

– Вопрос от телезрителя из Подмосковья: «Все-таки думается, что прежде всего, наверное, послушание нужно иметь внутри себя. К сожалению, у нас сплошь и рядом бывает так, что жена не слушает мужа, дети не слушают родителей. В этом отношении есть чему поучиться у наших братьев-мусульман, где все-таки отчетливо выражено уважение к старшим. Кстати, в кавказских республиках нет домов престарелых, старших слушают, их уважают. Они там окружены почетом, вниманием, заботой. Как бы у нас это подтянуть?»

– Я бы немножко добавил. Александр сказал, что жена не слушается мужа, а я бы начал с того, что муж не слушается Бога. Если муж не слушается Бога, тогда уже жена, глядя на мужа, не слушается мужа, а дети, глядя на папу и маму, не слушаются их. Очень простая вещь: хочешь сделать общество лучше, начни с самого себя, и общество станет на одного человека лучше. А когда начинаешь общество делать лучше с кого-то, а не с себя, тогда начинается очень много проблем. Управлять чужой душой очень трудно, невозможно. Если Бог дал свободу человеку, то как я могу этой свободой распоряжаться?

Допустим, я глава семьи, и у меня в семье проблемы. Я должен начать с того, чтобы спросить: «Господи, что мне делать?» Не с того, чтобы сказать: «Так, почему вы меня не слушаете? Надо вот это делать. Я прочитал в «Домострое» или еще где-то, что в семье должно быть вот так, вот так и вот так. Давайте, ты это делай, ты – это». Надо не забывать, что вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости. А есть у меня дух кротости? А что такое дух кротости? Господи, Ты сказал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Господи, а как это? Господи, научи меня! Я вроде бы в церковь хожу, книги читаю, правила и посты соблюдаю, даже причащаюсь и исповедуюсь. Я все делаю, ко мне не придраться, а я все равно сухарь сухарем. Я вроде бы идеальный, а вот самого главного нет.

Когда человек слушает, очень важно иметь внимание. Вот этого часто нет. Человек вроде бы внимательный, но он внимает тому, что его устраивает, что ему нравится, а не тому, что не нравится, раздражает, вызывает ненависть, агрессию, отторжение. Человек считает, что он понимает, что хорошо, что плохо. А кто это решил? Человек сам решил, что у него все хорошо, что он во всем разбирается, что ему не нужно себя проверять. И в этом ошибка: человек себя еще не проверил как следует, а уже думает, что он начальник, глава семьи.

Нельзя себе доверять. Святые себе не доверяли. Святитель Феофан Затворник говорит, что новоначальным очень хорошо читать жития святых. Святой праведный Иоанн Кронштадтский читал каждый день. Возьмешься читать каждый день – ну ничего интересного нет. Но надо себя заставлять. Зачем это нужно? Чтобы видеть схему, образно говоря, как люди жили, какой у них был порядок угождения Богу. Для средних, как говорит святитель Феофан Затворник, должно быть чтение святых отцов, а для совершенных – Священное Писание. Почему он так сказал? Он знал этот порядок. Кто об этом знает, кто это принимает на себя и кто этому следует?

Мы как себя ведем? Например, скажет нам что-то начальник, мы головой киваем: мол, хорошо-хорошо. Но если это дело требует особого напряжения, мы особо не стараемся, говорим, что Бог не дал. То есть мы с себя как бы сбрасываем ответственность. Человек мог напрячься еще сильнее, но нашел легкий выход – на кого-то свалить: сам не сделал, а кто-то виноват.

Очень важно, чтобы человек все-таки относился к себе жестоко, ненавидел свою душу. В Священном Писании сказано: ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12, 25). Это очень важное условие.

– «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее».

– Сказано: не убивай, не прелюбодействуй, не кради и так далее. Но еще сказано: возненавидь свою душу в мире сем, в этой жизни. У нас ведь душа какая? Разве она Бога ищет? Она ищет Бога, чтобы удовлетворить телесные потребности.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Послушание должно быть Богу или человеку? Потому что послушание человеку, которого не знаешь, может завести в такие дебри! Не зря Христос предупреждал, что придут лжепророки и лжехристы. Каждому ли нужно оказывать послушание?»

– Не каждому. Вернемся к житиям святых. Недавно был день памяти преподобных Киево-Печерских иноков. Так вот, одному иноку в образе другого инока являлся бес и учил его всяким пагубным вещам. А тот все принимал за чистую монету, мол, это же мой товарищ, мы же вместе спасаемся. И уши развесил. А это бес, оказывается.

Как быть? Как узнать, услышать голос Бога? Нужна молитва. Тебе что-то говорят, а ты попроси: «А ну-ка прочитай молитву: ˮГосподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мяˮ, а потом говори то, что хотел сказать». Вот так святые проверяли. Очень простое упражнение. Попросить прочитать молитву или сотворить крестное знамение на себе (только как положено, а не махать рукой, будто мух отгоняешь). Можно так проверять, чтобы не попасть под руководство лукавого духа, который очень опытный и правду так смешал с ложью, что все очень похоже на правду. Только именем Господним можно все эти козни разрушать.

Если мы говорим о послушании, то самый великий образец послушания – Господь наш Иисус Христос. «Не как Я хочу, но как Ты». Мы себе это представить не можем. Мы, когда за дело страдаем, начинаем роптать. Сначала говорим: «Так мне и надо», а потом: «Ну хватит уже, наверное. Сколько можно?»

Исходя из своего личного опыта могу сказать, что мы не можем понять и пережить страдание Христово. Мы можем участвовать в богослужениях и сопереживать Христу, читая жизнеописание Спасителя, глядя на иконы с Его изображением, когда Он принимал страдания, на какие-то высокохудожественные картины...

– На крестик свой.

– На крест нужно смотреть почаще, но не на то, как он искусно изготовлен ювелиром, а понимая, Кто на нем изображен, что тогда было, как солнце померкло, какая была жара... Говорят, Мел Гибсон снимает фильм-продолжение «Страсти Христовы: воскресение». В фильме «Страсти Христовы» он очень сильно передал страдания Христа. Я, например, не видел ни одного художественного фильма, чтобы кто-то еще так все это передал. И то, думаю, это не дает нам полноты, лишь как-то что-то приоткрывает. Как говорил протоиерей Дмитрий Смирнов (ныне покойный), без слез невозможно смотреть этот фильм; он говорил, что выходил из комнаты, просто не мог смотреть, что там происходило.

Возвращаясь к вопросу телезрителя, нужно призывать имя Господа нашего Иисуса Христа и проверять того человека, который нам пытается давать советы, руководить нами.

– Мы любим быть в послушании у начальства. Мы умаляем себя: мол, буду его слушать – и все будет хорошо. Было такое время, когда мы слушали одного или нескольких человек, и в результате страна оказалась в каком-то революционном дурмане.

– Свято место пусто не бывает. Если свято место (которое должно быть занято Богом) пусто, обязательно будет заполнение. Тем более бесам много места не нужно, они бестелесные и могут огромными толпами занимать душу человека.

– Вопрос телезрительницы из Ярославля: «Я думаю, что для смирения нужна твердость. Не так просто быть смиренным; нужно иметь характер и силу воли. Как Вы думаете, чего больше в послушании: смирения или страха?»

– Трудно взвесить. Страх должен быть перед Богом. Должно быть и то, и другое. Почему мы смиряемся перед волей Божией? Потому, что боимся. И то присутствует, и другое помогает. Одно только смирение не может у нас быть, оно было только у Христа. В идеале смирение было только у Господа, когда Он молился о чаше. Он со смирением все принял. А у нас все-таки еще и страх должен быть, но страх разумный, когда боишься нарушить волю Божию.

Есть страх рабский, страх наемника или страх сыновний. Страх рабский – боюсь наказания. Страх наемника – боюсь лишиться награды. Страх сына – боюсь оскорбить величие Отца. Думаю, что страх сыновний – это часть смирения. Смирение все-таки нельзя разложить на какие-то составляющие. Один святой говорит, что смирение – это вот это; другой святой говорит, что смирение – вот это; третий говорит, что смирение – вот это.

Смирение – это часть Божества, а Бога нельзя описать. Бывает, человек и говорит тихо, и голову наклоняет, и дела какие-то делает, и можно подумать, что он смиренный. А какая у него при этом цель, какая мотивация? Смирение ли? Или какая-то меркантильная, земная цель? Думаю, и страх должен быть, и смирение; одним словом здесь не ответить.

– Мы сегодня вспоминали, что пророки говорили: «Вот я, Господи... Пошли меня, Господи». И был один, который отказался от служения, – Иона. Но, получается, Господь его заставил быть послушным.

– Господь создал условия. Все-таки Иона был не простым человеком, он был пророком. Господь понимал, что Ионе нужно в этом смысле помочь. Я так оправдываю Господа. Шторм, буря, которая разыгралась, были теми внешними условиями, которые помогли Ионе принять решение. Он сказал: «Бросьте меня в море, и море утихнет». И, находясь во чреве кита, он согласился исполнить волю Божию. Я думаю, что Господь создал такие условия Ионе потому, что тот был пророком...

– То есть Он помог Ионе исполнить послушание.

– Помог разобраться с его заблуждением. Это было заблуждение Ионы... Кто такие святые? Минимально грешные люди, если так можно выразиться; но по сравнению с Богом у них все равно что-то есть.

К примеру, святитель Феофан Затворник говорит, что молитва делится на несколько уровней: телесная, умная, умно-сердечная; еще есть молитва духовная, и описать ее очень сложно. К чему я это говорю? В святых людей настолько вселяется Святой Дух, насколько это возможно вместить каждому человеку. Но это такая тема, на которую можно очень долго говорить.

В общем, Бог создал условия для пророка Ионы. Не сразу же кит поглотил весь корабль. Иона посмотрел на все и сказал: «Это из-за меня, бросьте меня в море». А когда побывал в чреве кита, согласился исполнить волю Божию.

– Еще один момент, касающийся послушания, который для меня один из самых парадоксальных. Во-первых, это история Содома и Гоморры, когда Авраам «спорил» (в кавычках) с Господом. И обращение жены Лота в соляной столп, когда Лот с семейством покидал Содом. С одной стороны, Авраам спорил...

– С другой стороны, как он спорил?

– Он же был в послушании, если из Ура Халдейского вышел со своим семейством...

– Но это не значит, что он потерял свою свободу и ничего не мог сказать. Он свободно подчинился Богу, когда ушел из языческой местности туда, куда Бог велел, и свободно обращается к Богу. Но как он к Нему обращается? Очень вежливо, без дерзости, наглости. Он мягко спрашивал Бога: «Неужели Ты не пощадишь город ради пятидесяти праведников?» И в разговоре дошло до десяти праведников. Господь отвечал: «Пожалею, не истреблю, если будет хотя бы десять праведников». Но не оказалось десяти, оказался только один – Лот.

Жена Лота вышла с ним из города из-за того, что Лот такой. Почему она обернулась? Потому, что у нее было сочувствие к людям, которые погибали. Это же пример чего? Когда ты покаялся в своем грехе, решительно рви с сочувствием к этому греху. А жена Лота сочувствовала тем людям; она была из этой местности, ее сердце было развращено. И когда она убегала, ее сердце осталось там, поэтому она обернулась. Обернулась – и превратилась в соляной столп. Лот не оборачивался.

– Получается, она не послушалась...

– Не послушалась. Почему не оборачиваться? Потому, что ты опять пленишься этим и упадешь в эту же грязь, из которой тебя только что вытащили. Например, маленькое дерево не сажают рядом с большим, потому что большое дерево его задавит (и своей тенью, и будет впитывать на себя всю воду из земли).

Человек, который раскаялся в грехе, – как маленькое дерево. Грех, в котором он раскаялся, – огромное дерево. Говорят, что там, где грешил, трудно принести покаяние, надо переезжать в другое место, иначе тебя все будет возвращать к этому греху. Воспоминания, предметы, обстановка – все будет толкать к тому, чтобы что-то вспомнить, потом плениться сердцем. Пленился сердцем – и опять начал это делать. Жена Лота не послушалась. Сказано было: не оглядывайся назад...

– Еще один момент: история с Ноем, когда он, выпив вина, спал. История, как поступили его сыновья Хам, Сим и Иафет, – это же тоже пример послушания и непослушания. Почему появился сын, который стал смеяться над отцом? Почему возникла такая ситуация? Потому, что была потеряна связь поколений? Из-за чего это произошло? Это вопрос к тому, почему в наше время тоже потеряно послушание.

– Что касается Хама, то этот поступок был не единственный. Во время потопа Хам со своей супругой занимались тем, что зачинали детей. Почему Господь спас Хама? Думаю, ради Ноя; ради того, чтобы человечеству дать новое житие, бытие.

В Библии есть одно интересное место. Почему Господь не уничтожает нечестивых? Оставил бы одних праведников, и жили бы одни праведники на земле. Но дело в том, что праведников мало. Если уничтожить всех нечестивых, все звери из леса придут в город, и праведники будут прятаться от зверей. Поэтому нечестивые ходят рядом с праведниками по земле; хотя они и оскорбляют праведников своим поведением, но служат защитой, отгоняя зверей, которые пришли бы из леса и жили в городе. Не помню, в каком месте Священного Писания это сказано, почему Господь сохраняет нечестивых. Всё ради праведников.

– Если мы во время литургии не будем слушать, не будем послушными, что же будет?

– Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце». Это очень важно, к этому нужно внимательно относиться. Хорошо, что мы пришли в храм, но надо еще, чтобы ум наш находился здесь же, в нашем сердце, и сердце было раскрыто Богу...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать