Беседы с батюшкой. Что такое Церковь

11 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Михаил Браверман.

– Сегодняшняя передача продолжает нашу рубрику: «Просто о главном». Сегодня будем говорить на тему: что такое Церковь. Казалось бы, очевидны ответы, но, смею вас уверить, это не так.

Отец Михаил, мне казалось, что за то время, пока я работаю, этот вопрос никогда не встанет передо мной. Но их возникла масса начиная от устройства Церкви и заканчивая самим понятием в самом высоком смысле, что это такое. Что же такое Церковь? И, может быть, те вопросы, которые зададут телезрители, как-то по-новому откроют эту тему.

– Действительно, говорить о Церкви – это говорить о главном, потому что Церковь являет нам Троичного Бога. Церковь продолжает Боговоплощение Христа Спасителя. Но если говорить совсем просто, вспомним Катехизис святителя Филарета Московского: Церковь есть сообщество людей, объединенных православной верой, священноначалием и таинствами.

А дальше начинается тайна Церкви, на постижение которой должна уйти вся наша жизнь, потому что Церковь – это не только сообщество людей. По слову апостола Павла, Церковь есть Тело Христово, полнота Наполняющего все. Церковь есть Сам Христос, Его Тело. Церковь есть полнота Духа Святого, Который все наполняет. Поэтому Церковь является предметом веры, а вера есть уверенность в невидимом. Мы действительно веруем в невидимое присутствие Бога в Его Церкви.

Господь говорил ученикам перед Вознесением: Я с вами во все дни до скончания века. А где мы встречаем Христа Спасителя? Конечно, прежде всего в Церкви и ее таинствах. Господь говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них. Конечно, эти слова о тайне Церкви. Говорить о Церкви – говорить обо всем Евангелии, обо всей полноте церковного учения.

Два самых главных вероучительных положения нашего богословия: Бог есть Пресвятая Троица и Христос есть Богочеловек. И эти два вероучительных положения относятся, конечно, к Церкви, потому что Церковь – дом Бога Отца. Церковь – присутствие Христа Спасителя, Его Тела. Церковь – полнота Наполняющего все, ибо все в Церкви совершается Духом Святым, Господом Животворящим.

Мы совершаем продолжение праздника Пресвятой Троицы. Земная история Церкви начинается именно в день Пятидесятницы, когда в виде огненных языков на Христовых учеников, собранных тогда в Иерусалиме, сошел Дух Святой. Это земное рождение Церкви. Но Церковь как предвечный замысел о спасении человека существует изначально. Предвечный Божественный Совет определяет спасение человека прежде его сотворения, определяет Боговоплощение Христа Спасителя, которое в мире греха означает страдание и смерть на Кресте. И, конечно же, Предвечный Совет определяет и появление Церкви. Поэтому древний христианский автор мог сказать, что Церковь есть первое Божие творение, ради нее был сотворен мир. Это первое Божие творение в Божием предведении.  Вот как удивительно, такова история Церкви. Ей не просто две тысячи лет, она задумана еще прежде творения мира.

Бог есть Пресвятая Троица: Отец, Сын, Дух Святой. Сын пребывает в Отце, открывается Духом Святым. И подлинное единство людей – в Церкви, единство со Христом. Как Господь молился Небесному Отцу в первосвященнической молитве: да будут они в нас едины, как Я в Тебе, а Ты во Мне пребываешь. Это один из таинственных образов Бога в человеке – образ Пресвятой Троицы. Бог есть различие Лиц в единой природе, человечество – множество лиц  тоже в единой природе. Но после грехопадения человечество, как разбитое зеркало, уже не отражает Бога. Но в Церкви нам даровано исцеление, выздоровление, спасение, восстановление падшего образа.

Второй важный вероучительный момент: Христос – подлинный Бог и подлинный Человек. А Церковь составляем мы – люди, собрание верующих. И в то же время в Церкви незримо присутствует Христос. Церковь – Тело Христово, по слову апостола Павла. И мы, по слову другого апостола, Петра, в Церкви дерзаем стать общниками Божеского естества. Оставаясь теми, кто мы, люди, есть, мы тем не менее приступаем к Живому Богу и надеемся в Нем на освящение и исцеление нашей падшей природы.

И конечно, Церковь проявляет себя в таинствах. О самом главном таинстве Церкви Господь говорит так: Ядущий Мою Плот и пиющий Мою Кровь  пребывает во Мне и Я в нем. Церковь являет себя прежде всего в Евхаристии, на литургии, ибо там незримо присутствует Христос Бог в таинстве Святого Причащения.

Никео-Цареградский Символ веры говорит о том, что Церковь единая, Святая, непорочная. «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» – так исповедуем мы свою веру. И все это связано со Христом Спасителем. Церковь едина, потому что един Христос Бог. Церковь Свята, потому что Свят Господь Бог. Церковь соборна, потому что Христос Бог собирает, соединяет в Самом Себе весь мир: тех, что жили до нас, кто живет сегодня; тех, кто совсем святой, и тех, кто, как мы, самые обычные и грешные люди. И наконец, Церковь Апостольская, потому что именно трудами святых апостолов Господь ее основал. Через таинство Священства мы имеем живое преемство с апостолами, которых избрал Господь Бог, и с Самим Христом Спасителем, Который сказал Своим ученикам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается.

Как удивительно наше призвание! Мы, самые обычные люди, в Церкви, по слову апостола Павла, сограждане святым. Потому что со святыми составляем Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В этом наше призвание. А дальше начинается самое интересное и грустное. Церковь Свята, а мы нет. Что нам делать?

– Не отчаиваться.

– А знать, как говорит апостол Иоанн Богослов: если мы исповедуем свои грехи, то Господь, будучи верен и Праведен, простит нас, и Кровь Его очищает нас от всякого греха. Поэтому наше призвание – в Церкви.

– Вопрос телезрителя: «Я думаю, мы говорим о христианской Церкви. Я все время считал, что Церковь – духовное единство людей, верующих Христу и хотя бы пытающихся жить по Его заповедям. А если этого нет, соответственно, мои богословские рассуждения теряют всякий смысл».

– Спасибо за вопрос. Богословские рассуждения ценны не сами по себе, а потому, что имеют отношение к нашей молитвенной жизни. Невозможно правильно молиться Богу, если мы не имеем о Нем правильного, православного знания. Невозможно в полноте быть членом Церкви, если мы не понимаем, что такое Церковь. Другое дело, насколько мы соответствуем своему призванию.

Дорогие друзья, с одной стороны, в Церкви мы со святыми. С другой стороны, у нас есть ответственность за свою жизнь: как мы ею распоряжаемся, насколько мы христиане. Вера без дел мертва есть. Апостол Петр призывает нас помнить, какой ценой даровано нам спасение, которое мы обретаем в Церкви, рождаясь для Церкви в таинстве Крещения, питаясь подлинными Телом и Кровью Христа Спасителя, питаясь Самим Христом Спасителем. Апостол Петр говорит: помните, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от этой суетной жизни, но драгоценною Кровью Христа Спасителя как чистого и непорочного Агнца. Помните, заканчивается литургия, и священник возглашает «святая святым» перед тем, как приступить к таинству Святого Причащения.

То есть чтобы приходить к Единому, Святому, надо самому обладать начатками святости, но вот хор на слова священника от лица всех собранных в храме отвечает: «Един Свят Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Святость – это то, что принадлежит одному Богу. Но поскольку Бог Сам стал Человеком и разделил с нами Свою жизнь, то Христос Бог дарует все, в том числе и Свою святость, тому, кто этого хочет, желает, об этом молится, посвящает Богу время, силы, очищает свое сердце.

– У нас ведь есть очень сложный момент. Вы как раз об этом начали говорить. Когда мы приходим в Церковь, мы настолько грязные…

– Хромые, косые, которых (помните, как в притче) собрал господин по перекресткам дорог. Да, мы такие.

– Я знаю таких людей, которые говорят: «Я недостоин, потому не пойду в церковь. Что я скажу Богу?» С другой стороны, кто-то может сказать: я свят, имею право.

– Царская мера – средняя мера. Необходимо осознать себя грешником. Неизбежно осознавать себя грешником, если мы знаем Христовы заповеди, слова Христа, сказанные всем нам: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Мы этому соответствуем? Никак. Нам умереть от тоски? Конечно, нет. Когда человек видит свою греховность, именно тогда он может обратиться к Богу. Человек может идеализировать свое собственное «я», считать себя за того, кем он не является. А вот когда мы осознаем свою греховность, свое падшее состояние, то можем обратиться к Богу исходя из единственного правдивого отношения человека к Богу, потому что каждый человек перед Богом грешник. Все согрешили, говорит апостол, все лишены славы Божией.

Все согрешили, но не все об этом знают. Но в Христовой Церкви нам открыт путь восхождения, покаяния, изменения. Конечно, человек должен понять свою ущербность без Христа Спасителя. Человек должен понять свою духовную немощь, что как бы он ни старался, как бы ни тянул себя за волосы из болота, без Божией помощи это невозможно. Но все возможно верующему. Если мы из глубины покаяния взываем к Богу, просим о прощении, Господь Бог нас милует, прощает и благословляет.

Но нет ничего хуже, чем самоуверенная гордыня, когда человек думает, что он хорош в Божиих глазах. Это самообман, духовная слепота. Мы все перед Богом грешники. В том чудо Божией любви, что Господь пришел к грешникам, что Господь любит нас грешниками. Господь любит нас такими, какие мы есть. Исходя из этого знания мы можем ответить на Божию любовь нашей любовью.

Господь говорит, в чем любовь к Нему: любящий Меня заповеди Мои соблюдет. То есть наша ответная любовь к Богу – это желание и попытка жить по Его духовным законам.

Вопрос телезрителя: «Как учил преподобный Ефрем Сирин, Бога надо иметь перед очами во всяком деле, какое бы ни делал. Значит ли это, что, помолившись перед началом любого дела, можно рассчитывать на его успешное завершение? Или иногда цепь роковых обстоятельств может помешать этому? Например, дорожно-транспортное происшествие.

Батюшка, у меня сегодня день рождения. Поздравьте меня, пожалуйста».

– С радостью поздравляю Вас. Какой Вы замечательный человек, что свой день рождения проводите перед экраном и смотрите не просто фильм, а православный канал, православную передачу. Бог в помощь, всех благ, радостного, хорошего настроения!

Надо ли и можно ли молиться перед всяким делом? Конечно. Всякое дело требует Божьего благословения, потому что Господь говорит: Без Меня не можете творить ничего. Утром просыпаемся, просим благословения на весь день. Делаем какое-либо дело, по возможности молимся. То есть помним о Боге, помним, что мы в присутствии Бога. Если об этом помним, то действительно мы в Его присутствии. И наша жизнь идет тогда не только по законам этого мира (а этот мир – падший), а по Божьему благословению.

Но конец дела надо поручать в руки Божии: как Господу будет угодно, так Он и благословит. А думать, что каждый раз Господь даст просимое, наверно, не очень разумно, потому что Господь лучше нас знает, что нам полезно. Но иметь надежду, что Господь сделает все для нас необходимое по нашей молитве, – можно, нужно, необходимо.

– Есть еще такой аспект: просящему дано будет. Можно исступленно просить то, что потом окажется во вред… Может ли Господь дать мне в этом случае по моей молитве то, что мне не нужно?

– Не знаю, потому что это личные взаимоотношения человека и Бога. А что Господь может… Так Он Всемогущий. Насколько нам полезно то, что мы просим? Просим о здоровье близких – достойное прошение. А просим о приумножении веры, надежды, любви – совсем хорошо. Просить, чтобы Господь послал белый «Мерседес», наверно, очень странно.

– Понятно. Еще один интересный аспект, который меня очень волнует. Когда мы изучаем историю христианской, Православной Церкви, отцы нам говорят о примере первых христиан, о частом причащении, о молитвах, которые не прекращались: всенощное бдение переходило в литургию без перерыва.

– На Афоне до сих пор так происходит.

– Мы можем вспомнить времена, когда прийти в церковь было невозможно. Да и совсем недавно стояли закрытые храмы. Есть первая Церковь – во времена первых христиан, Церковь  дореволюционных, революционных времен, во времена СССР, во времена гонений, сейчас. Все это объединено одним понятием: христианская, Православная Церковь. При этом она имеет разные аспекты своего служения. Или я не прав?

– Наверно, Вы правы, потому что в разные исторические периоды перед Церковью стояли разные задачи. В первые три века в Римской империи Церковь была гонима. Это была эпоха мучеников. Потом на первый план вышли вопросы вероучения. Это была эпоха святителей. Потом, когда в Церковь хлынуло множество людей, после того как сам император стал христианином, появился институт монашества, появилось столько преподобных...

В нашей стране в начале ХХ века это была Церковь новомучеников и исповедников Российских, но самое главное в Церкви – это Христос Бог, а Христос Бог вчера, сегодня и вовеки Тот же. Бог неизменный. В таинстве Причастия и две тысячи лет назад, и сто лет назад, и сегодня является нам Сам Христос Бог, у Которого нет ни тени перемены.

– Мы говорим о том, что Церковь не в бревнах, а в ребрах. Часто от наших друзей протестантов слышим вопрос: «Почему в Русской Православной Церкви вы так основываетесь на Предании и на святых отцах?» Почему мы действительно так ценим и Предание, и святых отцов?

– Я бы сказал, что мы не поняли бы Священное Писание без Священного Предания. И если очень легко дать определение тому, что такое Священное Писание (можно сказать, что это книги Ветхого и Нового Заветов такие и такие, вошедшие в канон), то дать определение Преданию довольно проблематично. Но можно сказать, что Священное Предание – это действие благодати Святого Духа в Церкви, благодати, которая говорила в святых отцах тогда и которая, пусть в малой мере (потому что мы немощные люди) может действовать и в нас.

Священное Предание важно тем, что дает правильный ключ к пониманию Священного Писания. И еретики читают Библию и толкуют Священное Писание, но чтобы толковать Писание православно, необходима традиция – эту традицию и обеспечивает нам Священное Предание как некий богословский фундамент для его понимания, как продолжение изначальной церковной жизни, которая началась в день Пятидесятницы и продолжается доныне.

– Вопрос телезрителя: «Христос сказал: поступайте с людьми так, как вы бы хотели, чтобы поступали с вами. Мне 43 года, и за свою жизнь я пережила очень много предательств (не только я: много женщин, я имею в виду даже в романтических отношениях). Я же никогда не предавала никого ни в чем. Хотела бы узнать у батюшки, как он смотрит на эти слова Христа, что надо поступать с другими так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами. Почему тогда в жизни, когда ты не поступаешь таким образом (никогда никого не предавал), тебя постоянно предают: то муж изменяет, то какие-то другие люди. Хотелось бы получить пояснение».

– Конечно, что касается Вашей конкретной ситуации, не зная Вас, я не могу ответить, почему именно с Вами происходит так. Видно, это обусловлено какими-то моментами Вашей жизни. Я не могу об этом судить, но могу сказать Вам в утешение, что и Христа Спасителя тоже предавали. А Господь молился за Своих обидчиков: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят».

Жизнь человека не ограничена земным сроком, поэтому все те неудачи, горести, скорби, которые каждый человек неизбежно в своей жизни претерпевает, в том числе и по вине своих ближних, окружающих его людей, уйдут в вечном Божьем Царстве, для которого и дана нам наша прекрасная, но все-таки временная земная жизнь. Конечно, надо думать о хорошем, видеть в людях хорошее, а грехи против себя забывать. Необходимо помнить только собственные грехи перед Богом и перед людьми, а об обидах лучше не вспоминать, потому что обида, как ржавчина, разрушает человека, не дает ему радоваться и быть счастливым. Апостол говорит, что мы должны радоваться, Бога благодарить и непрестанно молиться.

– Сегодня мы вспоминаем святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У него есть замечательная книга, которая называется «Дух, душа и тело». Совершенно потрясающая книга, написанная человеком (если почитать его житие), который столько гонений в своей жизни перенес, что, наверное, можно было бы создать какой-нибудь сериал (кстати, он был). А 14 июня мы будем вспоминать прославление святого праведного Иоанна Кронштадтского.

– И это будет еще день воскресный – день Всех святых.

– Да. Я помню, при поступлении в семинарию всех спрашивали, что читаем. Если кто говорил, что читал творения святого Иоанна Кронштадтского, всегда очень радовались этому, потому что его творения, размышления удивительны и просты. Они сейчас уже становятся богословским чтением, но в свое время это не было богословским чтением – это было общением со святым.

– Чтение книг святого – общение с ним, безусловно.

– Если почитать современную литературу еще живущих отцов, то сейчас тоже пишутся удивительные книги. Когда мы думаем о Церкви, каким образом должны оценивать и воспринимать современную богословскую литературу, которая еще не вошла в канон?

– Помните, в одном старом анекдоте: человек при поступлении в литературный институт, не читая русских классиков, утверждал, что он, однако, не читатель, а писатель. Это обо мне тоже. Конечно, хорошо любить книгу, литературу, русскую, мировую классику, но если мы люди Церкви, то хорошо любить церковную литературу, которая объединяет классику духовную (творения святых отцов), а также следить за новинками, потому что духовная жизнь – это океан. Это не стакан воды, который можно оценить одним взглядом, описать одной фотографией. Духовная жизнь – это мир, космос, океан, в котором действительно всегда может и должно появляться что-то новое: в церковном искусстве, в церковной литературе. Поэтому, конечно, это замечательно. Кто Вам нравится из пока еще живущих православных авторов?

– Мне очень нравится игумен Петр Мещеринов, много чего нравится. Я не могу сейчас сразу все оценить, но литературы много сейчас, даже просто художественной. Помните, в свое время мы с удивлением открыли для себя Шмелева, а человек уже давно почил. Но мы открыли для себя кладезь его духовной художественной литературы.

– Современная литература вообще находится в кризисе, потому что все хорошее уже было. Наверно, это в какой-то степени касается и церковной художественной литературы. Что касается литературы богословской, то ныне живущие авторы не придумывают ничего нового, но меняется стиль изложения, язык, внешняя форма – та форма, которая должна быть принята современным читателем, быть для современного читателя  понятна, потому что богословие очень интересная сфера. Это не что-то отвлеченное, что не имеет отношения к живой вере. Когда-то авва Евагрий Понтийский говорил: если ты богослов – ты чисто молишься, если чисто молишься – ты богослов. Теоретическое знание неотделимо от духовного опыта, который выражается прежде всего в нашей обращенности к Богу, в нашей молитве.

– У нас есть, к сожалению, православные христиане, которые не знают того, в чем участвуют во время богослужения. Это просто боль, которую не знаю, как описать.

– Это восприятие нашего современного человека, в том числе (и прежде всего) – человека церковного. Действительно, человек призван к цельности, целомудрию, но он поражен грехом, поэтому рассыпается на того, кто хочет служить Богу, и того, кто, при всей своей любви к церковной жизни, тем не менее остается еще и грешником. Это свойство человека во все века, поэтому само по себе знание не спасает, но оно необходимо для тех людей, которые приходят в Божий храм. Как можно знать таблицу умножения и не знать Символ веры?!

– Вы вспоминали, что Церковь не в бревнах, а в ребрах. Наверняка Вы с этим сталкиваетесь как настоятель, когда люди, переступая порог, начинают креститься, но, выходя за порог храма, ведут другую жизнь. Это очень сложный момент. Каким образом сохранить благодать, которую получаешь в храме? Любой человек, даже самый невоцерковленный, всегда чувствует прикосновение Божие, но, когда он выходит из храма, жизнь его засасывает. Каким образом сохранить  благодать из Церкви хотя бы пять минут вне храма?

– Это самый сложный для меня вопрос. Когда заканчивается богослужение, священник выходит на заамвонную молитву, произнося при этом: «С миром изыдем». Имеется в виду, что мы скоро покинем храм и будем помнить о том, что наш мир – Христос. Христос дает покой нашим сердцам и посреди мира, который во зле лежит, мы должны жить со Его миром. А как это сделать реальностью – очень сложный вопрос. Я бы сказал, что он не имеет ответа и решения, кроме только одного: каждый день, просыпаясь, мы должны по-новому начинать нашу жизнь. Это подразумевает не только отношения с близкими, трудовые отношения, а прежде всего отношение к Богу. То есть каждый день мы стремимся жить полной, насыщенной духовной жизнью. Удается это? Редко. Но будем хотя бы помнить об этом нашем призвании. Получить дар благодати и сделать его своим собственным – невозможно, потому что благодать – это то, что принадлежит одному Богу, а мы в этом участвуем настолько, насколько затратили духовные усилия. Поэтому, конечно, это не так, что купил костюм и в нем ходишь год, второй, десятилетие.

– Вопрос телезрителя: «Часто слышишь, что нужно относиться к каждому человеку, пришедшему к тебе, так, как будто это Христос к тебе явился. Поясните, пожалуйста, не очень я это понимаю до конца».

– Я тоже не очень понимаю, но попробую объяснить. Если мы знаем о Промысле Божием в этом мире, помним слова Спасителя, что у нас и волосы на голове сочтены, то понимаем, что нет ничего случайного. Встречая человека, мы можем отнестись к нему по-доброму или со злом, получить плюс и минус – это экзамен для нашей жизни...

– Вы мне напомнили слова отца Николая Гурьянова, когда он говорил притчу про женщину, которой Господь сказал: «Я к тебе приду». Она вермишели наварила, котлет нажарила и ждет Христа. Тут прибегает мальчишка и говорит: «Помоги, баб Мань, у нас мама заболела, температура!» – «Не могу, Христа жду». Не буду до конца рассказывать эту историю, чтобы наши телезрители могли ее где-нибудь почитать или послушать...

 Церковь – современная, вечная, ее не одолеют врата ада. Та Церковь, в которую мы входим, отвечает сейчас на какие-то злободневные вопросы?

– Думаю, очень многие бы хотели, чтобы у Церкви были ответы на все животрепещущие проблемы современности. Наверно, есть в обществе на это запрос. Но я бы сказал, что Церковь говорит о самом главном, о том, что будет актуально и сегодня, и, если этот мир продлится, еще через две тысячи лет. Церковь говорит о том, для чего мы живем, для чего когда-то умрем. Это самое важное. Все остальное должно находить свой ответ исходя из тайны Боговоплощения, из знания того, что в этот мир пришел Христос Спаситель. Исходя из этого современные богословы, конечно, призваны давать ответы на злободневные вопросы. Но вопросы злобы сегодняшнего дня пройдут, а Церковь, с ее благой вестью, конечно же, останется. Есть политологи, социологи, психологи для ответов на актуальные вопросы, но самый главный вопрос и сегодня, и вчера – для чего мы живем, для чего умираем. У Церкви есть ответ на этот вопрос.

– Осталось только одно – прийти в Церковь.

– Попросим, чтобы Триединый, Трисвятой Бог благословил нас для познания Его истины и чтобы наша жизнь была наполнена светом Его любви, милости, всепрощения.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать