Беседы с батюшкой. Что нам надо знать об удовольствии. Священник Николай Святченко. 19 апреля 2024

19 апреля 2024 г.

– Тема сегодняшней передачи: что нам надо знать об удовольствии? Как это ни парадоксально, но даже удовольствие в нашей жизни может быть очень разным. Так, удовольствие от общения может быть радостным. Но может быть как в псалме: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Бывает так, что кому-то удовольствие приносят алкоголь, курение, чревоугодие, а кому-то – радость поста. Таким образом, даже удовольствие бывает настолько разным, что сам термин может быть подвергнут анализу. Что же такое в нашей жизни удовольствие и что мы должны о нем знать?

– Это отличная тема, особенно в дни Великого поста. С одной стороны, мы в христианстве всячески утверждаем, что человек создан для счастья; и как компонент счастья мы выделяем удовольствия разного характера: от жизни, молитвы, общения. Христианство не рассматривает жизнь человека как какую-то структуру, от которой нужно избавиться, как это происходит в рамках других восточных религий (например, буддизма, индуизма) либо в рамках неоплатонизма, появившегося уже более 1500 лет назад, в котором вся жизнь, какие-то происходящие в ней события мыслились как нечто отдаляющее человека от Бога и являющееся препятствием к тому, чтобы соединиться с Богом.

Христианство все-таки утверждает, что жизнь человека имеет смысл, даже какие-то мелкие события и радости в его жизни. Мы помним, что Христос первым делом приходит в Кану Галилейскую и умножает радость брачующихся, превращая воду в вино. Конечно, этим ни в коем случае не поощряется пьянство, но евангелист здесь показывает, что вместе с Христом приходит подлинная жизнь, жизнь с избытком, когда наша помраченная грехом душа учится познавать Господа и получать удовольствия, приносящие ей подлинное счастье.

Христианин учится видеть радость и находится в радости. В этом смысле можно сказать, что он получает удовольствие от чего-то малого: от того, что предстоит перед Богом, что утром проснулся и видит солнце, что здоров и имеет возможность кому-то помочь. Христианин просто радуется окружающей природе, общению с прекрасными людьми и т.д. Святые отцы говорят: чем ближе мы к Богу, тем больше просвещаем нашу природу, в том числе это касается восприятия радости, удовольствия, которые приносят человеку подлинное счастье, подлинное бытие.

На этой неделе вспоминается Мария Египетская, которая в какой-то момент познает, что ее веселая и счастливая жизнь в танцах, музыке, общении с мужчинами, разгульная жизнь, не имеет в себе никакого онтологического счастья. Она внезапно ощутила это в себе, ощутила это беспокойство и стала двигаться за Христом. Сначала она стала двигаться ко кресту, а затем, познав собственную зависимость (а человек может попасть в такую зависимость от беспросветной суеты), она начинает уже, согласно тому откровению, которое она имела, двигаться в сторону Господа и избавления от этих зависимостей.

Это, конечно, путь особый. Он уникальный. Господь ей особым образом открыл действовать именно так. Но это хороший образ того, что христианин в том числе должен учиться видеть в жизни подлинную радость, подлинное удовольствие, которые не прекращают эту жизнь, не портят ее, не приводят к страданию или страстям, как говорили святые отцы.

– Вопрос телезрителя из Гатчины: «Как объяснить кому-то, что страсти не приносят никакого удовольствия, а приносят только горе и страдания в будущей жизни?»

– Страсти – это виды человеческих действий, от которых людям иногда кажется, что они переживают удовольствие определенного характера, но рано или поздно человек ощущает в себе беспросветность и зависимость от этого. Страсти – это страдания, то есть когда страдает душа или тело. Человеку можно объяснять что угодно, но если он не проникся этим, не прочувствовал еще, то донести до него эту точку зрения будет очень сложно. Человек, видимо, должен дойти до какого-то момента, когда он сам себе уже готов сказать, что хочет от этого избавиться, что чувствует мучение, которое есть в его душе.

Конечно, можно делать ссылки на примеры, приводить какие-то библейские или жизненные примеры. Здесь может помочь человеческая душа в познании истинной добродетели и отделении добродетели от страсти. Но самое сложное, когда говоришь о чьих-то грехах и указываешь человеку его страсти, заключается в том, что если он не фиксирует это как какой-то момент собственного страдания, это чрезвычайно сложно сделать.

Поэтому так важно в христианской миссии иметь христоцентричность, то есть в нашей миссионерской деятельности прежде всего человека надо пытаться познакомить со Христом, подвести его к Святым Таинам, к таинству Покаяния. Человек в рамках христианской веры, в рамках вот этого движения к Богу может в какой-то момент начать оглядываться на себя и чувствовать, что в нем есть нечто такое, что мешает ему совершать эти движения, или как-то обнаруживает, что в нем есть что-то, что делает его жизнь более сложной.

– В приведенном примере Марии Египетской произошло то, что мы называем чудом: она не смогла войти в храм при всем ее желании, так как была некая стена, которую она не могла пройти.

– А она на это отреагировала. Ведь она могла сказать: «Ну, не вошла – и ладно».

– Именно! Получается, она была готова к тому, что это могло произойти. Она смогла это осознать. Но мы-то не всегда осознаем. Заходи, ставь свечи, все в порядке, и человек так и думает...

– Видимо, в ее душе уже что-то стало происходить, что располагало ее к Богу, так или иначе направляло к Нему. Все-таки она захотела войти в храм, захотела помолиться, стала переживать, что не смогла войти. В ее душе уже зрело какое-то принятие откровения, и Господь ей открылся. Здесь очень важно, чтобы человек хотел услышать Господа и открыл свое сердце. Тогда Господь начинает действовать, но ненасильственным образом.

– Сейчас жизненные удовольствия рекламируются из каждого «утюга»: по всем телеканалам, на радиостанциях, в телефоне. Вся наша жизнь вокруг нацелена на то, чтобы человек получал удовольствие. Это льется отовсюду. А мы каким-то образом вдруг начинаем понимать, что это все неправильно, ужасно и на самом деле нужно жить по-другому. Это происходит с единицами. А то удовольствие, которое так рекламируется, может привести человека к погибели. Как мы должны оценивать удовольствие в своей жизни, чтобы не превратиться в «кусок мяса»?

– Конечно, за XX век, благодаря развитию различных наук (психологии, социологии), стало очень много известно о человеке, в том числе и как действуют рекламные приманки. Мы видим, что в XXI веке они вышли на невероятную высоту. Ключики подобраны к каждому человеку, чтобы его заманить купить тот или иной товар, проходить по той или иной ссылке. С этой точки зрения к человеку стали относиться как к управляемому животному.

Здесь христианин должен в себе осознать образ Божий, а также понять, что суррогаты, которые ему пытаются подсунуть, являются тем, что делает его абсолютно подчиненным. Нужно понять, что те удовольствия, которые транслируются, имеют временный характер; во-вторых, будут вызывать еще большую жажду. Человек никогда не будет удовлетворен. Он будет хотеть еще большего. На это и нацелена реклама: чтобы использовать человека как донора энергетического, финансового. Человек становится зависимым.

Поэтому здесь важен тот же самый христианский путь: приближение к Богу, какое-то критическое осознание себя и понимание того, что тебя можно зацепить за эти струны, за эти... Познание своих слабостей, своих немощей тоже полезно для человека, чтобы не покупаться каждый раз на эти вещи, не вставать на эти грабли вновь и вновь.

Нужно понимать, что таков современный мир, в котором информационное пространство нацелено на конкретного человека, чтобы он выполнял определенные действия. И основным эпицентром пропаганды является та или иная часть удовольствия.

Но это лишь провокация того благого и доброго, что в человеке есть. Потому что человек устремлен к счастью и подлинному удовольствию. Например, святой Исаак Сирин, известный анахорет, отшельник, в своих письмах очень часто пишет о высоких переживаниях Господа, об удовольствии неимоверных размеров, если можно так выразиться. Он говорит о том, что любовь Божия и присутствие Божие опьяняют человека и хочется вернуться в это состояние вновь и вновь. Очень многие письма Исаака Сирина содержат эти идеи. Он пишет о том, что человек имеет возможность переживать удовольствия высокого характера из взаимоотношений с Богом. И мы здесь говорим о каком-то целеполагании и некоем идеале.

– Наверное, пост как раз и помогает нам разобраться в истинных удовольствиях и отделить зерна от плевел. В данном случае можно вспомнить Игнатия (Брянчанинова), который очень много писал о посте. В том числе у него есть письмо о людях, которые в пост едят мясо. Он говорит, что человек, который не может преодолеть страсть к еде, не может преодолеть и любую другую страсть... Мы понимаем, что есть запрещенные удовольствия, своего рода запретный плод. Мы можем вспомнить Соломона, каким он был богатым человеком. Можем вспомнить царя Давида, который тоже жил в свое удовольствие. Но в результате появилась Псалтирь, появился 50-й псалом. Песни песней Соломона, покаянный псалом царя Давида – это другое осмысление тех самых удовольствий, которые есть в жизни. В одном случае – философский взгляд на них, в другом случае – взгляд кающегося человека. А как быть нам? Где провести грань?

– Получается так, что Бог попускает различного вида удовольствия, которые могут привести человека к покаянию, и это покаяние может стать созидающей силой для того, чтобы дальше созидать что-то новое. Получается, человек познает в этом процессе самого себя, находит возможность обращения к Богу, радуется, переживая милость и любовь Божию, несмотря на то, что от Бога отпадает или своими действиями провоцирует это состояние. Но при этом такое состояние делает человека более близким к Господу; человек обращается, как блудный сын, с молитвой к Отцу Небесному, и Отец Небесный его принимает.

– Если вспомнить Иоанна Лествичника, то в «Лествице» есть разные степени, разные ступеньки восхождения, и можно упасть с самого верха, совершенно не понимая, почему так произошло. Мы хотим жить духовной жизнью, но мы – люди плотские, нам необходимо есть, пить и так далее. Мы же не можем жить совсем по уставу монахов, у нас это не получится. Насколько в нашей жизни в быту во время поста имеют место плотские удовольствия? Может ли пост быть вкусным? Пища может быть вкусной или она должна быть совсем простой? И отношения между людьми должны быть такими же?

– Мне кажется, пост должен быть тем временем, когда человек хочет что-то сделать для Господа, послужить Ему чем-то. В этом контексте человек и должен рассматривать все те действия душевного плана, духовного плана или плотского плана, которые он организовывает в отношении поста.

Допустим, если человек перестал смотреть телевизор, тогда время, которое он раньше тратил на этот просмотр, он посвящает чтению Священного Писания или святых отцов; или посещает людей, которые нуждаются в физической помощи или словах утешения. То есть творит какое-то добро. Например, когда человек постится, он не приобретает определенные продукты, следовательно, остаются сохранившиеся деньги, которыми он может поделиться с теми, кто нуждается, кому нужна конкретная помощь.

То есть это ограничение не ради ограничения. Мы боремся не с плотью и кровью, как говорит апостол Павел, а с духами злобы поднебесной. В эту сторону очень легко скатиться. Как я ранее говорил, какая-то борьба, в том числе с физическими удовольствиями, была присуща и некоторым древним традиционным религиям и философским концепциям. В христианстве же, как и в «Лествице» Иоанна Лествичника, на самой вершине – любовь. Любовь для большинства православных христиан, для мирян является той самой точкой, к которой они двигаются. Отшельники двигаются к любви с одной стороны, миряне с другой; методики могут быть разными, но цель, высшая добродетель – общая.

И если человек руководствуется любовью во время поста, тогда он что-то сможет сделать для собственной души или для Господа. Можно полдня мучиться вопросом, ощутил ты удовольствие, вкушая постное печенье, или нет. Но лучше, если за эти полдня ты что-то сделаешь: подметешь двор, соберешь окурки в подъезде или еще что-то. Но если загоняться вопросами, получил ты удовольствие или нет, согрешил или нет, то получается бесполезный замкнутый круг.

– Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Допустим, есть человек неверующий. В храм его должен привести Господь Бог или человек? Если я хочу своей подруге рассказать о Боге, не вмешиваюсь ли я в Божию волю, не тороплю ли события? Человек должен помочь другому прийти в храм или это все-таки Божия воля?»

– С одной стороны, мы знаем, что человек приходит в храм, когда призван Богом. Отношения, которые возникают между Божественной Личностью и человеческой, таинственны для нас, они мистические. Мы не можем предугадать, как пойдет наша миссионерская проповедь дальше, зря мы занимаемся просвещением в обществе или нет. У апостола Павла было много разных примеров. Были такие, когда все уверовали после его проповеди, но были ситуации, например, в афинском ареопаге, когда не уверовал никто, кроме одного. Проповедник здесь оказывается в позиции сеющего семя.

Если есть возможность что-то сказать вашему близкому или родственнику, скажите, но так, чтобы это было не очень насильственно для человека. Лучше всего свидетельствовать о вере своей жизнью, своим поведением, словом, если человек воспринимает слово как аргумент. И дальше оставить человека в покое, чтобы слово, упавшее в душу, при взаимодействии этой души и Бога, произвело однажды плод.

Еще апостолом Павлом было сказано, что слово Божие распространяется и проповедуется через человеков, а не через ангелов. Для апостола Павла ответ был очевиден – нужно заниматься просвещением, нужно заниматься свидетельством, миссионерством.

Вместе с тем мы понимаем, что в XXI веке многие люди знают о Боге, теоретически Его принимают, на Пасху говорят: «Христос воскресе!» И отвечают: «Воистину воскресе». Но информация может остаться лишь информацией. Очень важно, чтобы информация была принята душой человеческой.

– Осталось совсем мало времени до Светлого Христова Воскресения. Храмы будут переполнены; сотни людей будут стоять на улице, потому что невозможно будет зайти в храм. В Великую Субботу люди принесут в храм куличи, яйца, всякую снедь, но лишь очень немногие будут просить Господа освятить пищу. Для большинства это просто красивый обряд, и они придут ради этого. Молодые люди, которые работают в вашем миссионерском отделе, будут в эти дни в храмах. Будут ли они объяснять что-то?

В Санкт-Петербургской епархии уже четвертый год организовывается так называемая пасхальная акция. Предварительно мы обучаем благовестников с приходов Санкт-Петербургской епархии, чтобы они в Великую Субботу и в воскресный день Светлого Христова Воскресения обращались к людям с благовестием. Тем, кто заинтересуется, они смогут рассказать, что в этом храме происходят такие-то события, организована катехизация, молодежная община, например, воскресная школа; смогут ответить на какие-то дополнительные вопросы. Они будут дарить листовку, в которой содержится смысл праздника Воскресения Христова, и через специальный QR-код мы будем приглашать пройти онлайн-курс по основам веры. То есть люди, которые захотят, смогут получить какие-то начала веры, начала исповедания православного христианства благодаря этому онлайн-курсу.

В идеале хотелось бы, чтобы наши благовестники, с кем-то пообщавшись, смогли заронить в них зерно благовестия. Но мы учим наших благовестников положительной миссии, чтобы они рассказывали, что кроме бытового уровня освятить яйца, куличи и пасхи есть нечто большее, а именно содержание праздника: мы можем стать причастны Христу, Божественной жизни, в которую Бог приглашает.

– Были ли случаи, когда по слову ваших молодых ребят-миссионеров люди становились христианами?

– Да. Люди проходили катехизацию в приходах того района, где они живут. У нас есть определенная статистика (понятно, что она не абсолютная, ведь это процесс не быстрый). Главное, человек интересуется, начинает дальше что-то познавать, интересоваться этой темой. И мы ему помогаем.

– Вернемся к вопросу об удовольствии. Когда заканчивается пост, наступает Светлая седмица – начинается объедение: колбаса, вино и прочее. Человек во время поста каким-то образом пытался исправить свою жизнь, как-то примириться с Богом и с людьми, но вдруг это все слетает – и начинается прежняя жизнь. Удовольствие, что мы получаем в том числе от еды, которая будет в полной мере во время Светлой седмицы, может привести человека ко греху?

– Я думал, Вы поставите вопрос по-другому: может ли удовольствие, которое человек будет получать на Светлой седмице, тоже стать этапом духовного переживания Господа?

– Хорошо, можно и так поставить вопрос.

– Церковь утверждает, что может. Сначала мы постимся во время Страстной седмицы, переживая события последних дней жизни Христа, а затем, по воскресении Христовом, мы торжествуем. Человек должен учиться как и во время ограничений, так и в отсутствие ограничений продолжать свою духовную жизнь, оставаясь христианином всегда, во всех ситуациях. Постится человек или не постится – это имеет временной характер, с одной стороны, но над всем этим стоит Господь Бог, Который вне времени и вне пространства, и Он смотрит на какие-то наши потуги и действия с точки зрения вечности.

И мы в каком-то смысле призваны смотреть на нашу жизнь и на какие-то всполохи удовольствий или ограничений как на то, что однажды пройдет, закончится, неизбежно прекратится. И человек останется наедине с Богом...

– В военной терминологии есть термин – «поставить человека на довольство». В слове «довольство» нет буквы «у», как в слове «удовольствие». Мне иногда кажется, когда мы говорим об удовольствии каком-то плотском, можно букву «у» убрать, и получится просто «довольствие» – то, что нам вообще положено иметь в этой жизни. Само понятие «удовольствие» кажется каким-то греховным. Может быть, как раз и нужно думать об этом, чтобы разобраться, что является истинным удовольствием, а что греховным?

– В позитивном содержании удовольствие должно быть от общения с Богом, с людьми, с природой, от восприятия жизни. То есть нужно учиться удовольствиям, приносящим подлинное счастье и радость нашей душе и нашему телу. Понимать, что те удовольствия, которые дают какой-то кратковременный эффект, за собой несут жажду все новых и новых изобретений, требуют все большей и большей территории и увеличения, становясь уже, по сути, страстью. К этому нас часто склоняет современная мода, какие-то тренды. Современные манипуляторы смотрят на современного человека как на возможность выкачать из него энергию, средства, используя какие-то низменные стороны природы человека.

– Можно сказать, что это враг человеческий?

– Можно сказать, что это методика использования человека как животного и загон его в нужное стойло, чтобы он не смог и головы поднять.

– Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит нас к тому, чтобы мы подготовились встретить Воскресение Христово, перед этим пройдя вместе с Господом хотя бы молитвенно крестный путь.

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать