– Если посмотреть вглубь этой проблемы, то человек послан Богом в этот мир для того, чтобы за этим миром следить и его возделывать. Мы прекрасно помним, что первое послушание, первая профессия, которая была у человека, Адама, – быть садовником, то есть заботиться о творении Божием. Адам должен был следить за раем, следить за животными и называть их, познавать этот мир и через благость этого мира познавать и благость Господа нашего.
По мере того как человек исказил свое служение в этом мире, отошел от Бога, ввел грех в свою жизнь, этот грех повлиял и на окружающий нас мир. Сейчас от человеческого греха много страдают и природа, и животный мир, и люди, конечно, это видят. Будучи по своей природе добрыми (а ведь каждый человек считает себя добрым), люди стараются эту ситуацию как-то исправить.
Поэтому сейчас столь популярны многочисленные экологические движения, которые говорят о том, что этот мир необходимо сохранить, что во всей этой сегодняшней гонке за технологиями, различными благами, техническим обеспечением комфортной жизни мы теряем слишком много. А теряем мы ресурсы, ту благодатную землю, которую Господь сотворил красивой, плодоносной, благой. Мы же, используя ее ресурсы нерационально, зачастую по-хищнически, наносим этой Божией природе, этому Божиему дару великий вред. Желание человека этот вред сократить, перестать его наносить выражается в различных экологических инициативах.
Но чтобы действительно разобраться в этом вопросе, его решить, нужно копнуть гораздо глубже. Ведь на самом деле приносить кому-то вред и что-то портить – это какое-то прямое следствие человеческого греха, того разрушения человеческой природы, которое присутствует в каждом из нас. Будучи любящим, будучи сотворцом Богу, человек в принципе даже не должен мыслить о том, чтобы причинять природе какой-то вред. Наверное, человек должен мыслить о том, как бы эту природу сохранить для своих потомков, как действовать таким образом, чтобы этой природе не наносить невосполнимых потерь. Думая таким образом, человек действительно мог бы здесь, на земле, сохранить и приумножить тот дар, который Бог дал, выполнить то первое послушание, которое было дано Адаму, и сделать мир еще более прекрасным.
Но разруха прежде всего начинается в человеческой душе, в головах. Тот грех, который в нас присутствует, вызывает разрушение и в окружающей нас природе. А человек вместо того, чтобы мыслить созидательно, начинает мыслить алчно. Он рассматривает природу и свою жизнь не как дар Божий. На природу смотрит как на средство обогащения, потому что у человека в этой жизни есть такая цель: как можно больше произвести и потребить материальных благ. А на свою жизнь как на нечто свое собственное, за что он не будет потом отвечать ни перед Богом, ни перед другими людьми. Человек становится эгоистом по отношению и к другим людям, и к окружающей его природе, и отсюда возникают такие проблемы, которые мы наследуем и которые нарастают как снежный ком. Гоняясь за комфортом, земными благами, человек портит окружающий мир.
Возникает вопрос: что делать? Ведь появляется огромное количество всяких движений. Мы все прекрасно знаем и Greenpeace, и другие экологические инициативы. Но, к сожалению, они используются не только для того, чтобы улучшить состояние экологии. Эта идея обыгрывается и в каких-то политических факторах, даже возникают псевдорелигиозные учения о том, что необходимо вести здоровый образ жизни. Потому что любую добрую идею в целом можно использовать во зло, если в ней не разобраться, не докопаться до ее сути и ее корней. А корни проблемы разрушения этого мира восходят к тому, что человеческая душа, претерпевая вред от греха, разрушается сама и начинает разрушать все вокруг себя.
Рассмотрим самый простой пример. Если человек гневается, он начинает все вокруг себя рушить. Если человек жаден, он начинает все вокруг себя пытаться прибрать к рукам, даже в том случае, если уже не совсем способен это употребить. Есть такая поговорка: «Не съем, так понадкусываю». Или: «Не достанется мне, так не доставайся же ты никому». Такие греховные, разрушительные принципы человеческой натуры проецируются на окружающий мир, и возникает беда: мало того что люди разрушают этот мир, так они еще, пытаясь что-то исправить без Бога, начинают создавать движения, которые вместо того, чтобы решать эту проблему, создают целую плеяду новых проблем, новых каких-то течений, вплоть до сектантских. Потому что вокруг любой идеи, даже вокруг идеи сохранения окружающего мира, можно создать что-то недоброе.
Это очень важно понять, и этого очень важно избежать в нашей жизни, понимая, что эта проблема может быть решена только в том случае, если человек будет воспринимать этот мир как дар Божий, за который он перед Богом несет ответ; если он будет воспринимать этот мир как талант, который он должен употребить, чтобы послужить Богу и ближним. Если будет вот такой настрой, то потихонечку эта проблема будет сама собой сходить на нет. А если такого настроя не будет, то поставим ли мы какие-нибудь фильтры, пересядем ли все на электромобили или сделаем что-то другое (хотя понятно, что и это нужно), сама проблема никогда не решится, пока не уйдет злоба из сердец человеческих.
Изучая экологию, я бы предложил прежде всего ввести такой предмет, как экология души. Он уже рассматривался, хотя, может, не так глубоко с богословской православной точки зрения. Чистота окружающей природы напрямую и косвенно зависит от чистоты нашей с вами души. И если мы хотим вокруг себя видеть красивый, прекрасный мир, прежде всего мы должны стараться измениться сами. Без этого изменения мы никогда не научим других людей и самих себя бережно относиться к творению Божию. Вот эта внутренняя мотивация – ко всему относиться бережно, с любовью – возможна только из любящего сердца. А если этого не будет, то законами, конечно, можно ограничить зло, но зло никогда не уничтожается законом. Поэтому какие бы меры мы ни принимали, какие бы конференции ни создавали, какие бы движения в плане экологии ни пытались воплотить в жизнь, мы никогда не достигнем полного успеха и не решим эту проблему в корне, пока не обратим внимание на экологию собственной души.
Вот здесь можно было бы провести огромное количество добрых аналогий, которые действительно помогли бы нам решить проблему нашего внутреннего мира и его чистоты. Мы прекрасно знаем, как в бытовом плане появляется разруха или бардак. Все всегда начинается с каких-то маленьких вещей: с брошенной бумажки, с грязи, которую мы не убрали, с вещи, которую не положили на свое место. С малого небрежения и начинает формироваться какая-то великая беда, великая разруха. Точно так же происходит и в человеческой душе. Разрушение человеческой экологии начинается с каких-то малых греховных мыслей, которым человек позволяет существовать в своем сердце, с каких-то поступков, движений, которые кажутся незначительными. Человеческая душа начинает загрязняться и двигаться к полному краху.
Мы сейчас уже пытаемся остановить какие-то неизбежные процессы, связанные с тем, что нашему миру грозят беды, способные его полностью уничтожить или качественно испортить нашу жизнь. Точно так же в жизни каждого человека экология его души зависит от тех вещей, которыми он занимается по отношению к своему собственному сердцу, его чистоте. Если материальный мир мы видим, то духовный, внутренний, сокровенный мир человеческой души виден не сразу. Безусловно, если мы общаемся с человеком с чистым сердцем, любящим, со святым, это чувствуется. Это невозможно скрыть. Точно так же человек, который коварен, лукав, лжив, который опустился до того, что ненавидит всех, всех во всем обвиняет, тоже имеет определенную печать этого греха, этой экологической разрухи собственной души на своем челе. Но это все становится видно не сразу. Все-таки душа человека сокровенна. Ее, наверное, можно уподобить нашей квартире: есть у нас квартира, и какой порядок у нас в квартире, со временем то же самое транслируется и на наше рабочее место, и на все то, что нас окружает, на какие-то элементарные вещи; например, как мы ведем себя на улице, особенно когда нас никто не видит. Точно так же происходит и в человеческой душе. Этот мир прекрасен тем, что повествует человеку о любви Божией, но он еще, как лакмусовая бумажка, свидетельствует о том, что отношения человека с Богом и отношение человека к миру требуют серьезного вмешательства, серьезного воздействия, серьезной проработки, серьезной очистки.
То, что Господь нас окружил этим материальным миром, – великая мудрость и благость Божия. Есть такое произведение – «Портрет Дориана Грея»; наверное, многие его читали. Так вот, этот мир во многом начинает отражать наш внутренний портрет, портрет нашей души; то, что имеет место в нашем духовном мире, начинает отражаться в мире материальном, в мире природы.
Поэтому, конечно, нужно наводить здесь порядок. Безусловно, нужно своих детей учить держать все в чистоте; с любовью и нежностью относиться ко всему, что дал Бог; наводить порядок в своей комнате. Это элементарные дисциплинарные вещи, тем не менее они имеют обратное влияние на нашу душу. Мы уже сказали, что чистота нашей души транслируется в окружающий мир.
В труде аввы Дорофея «Душеполезные поучения» есть такое понятие, как хранение собственной совести по отношению к вещам. Если мы небрежно относимся к вещам, которые у нас есть, к тому, что нас окружает, то тем самым наносим вред и собственной душе. Пока мы находимся в этом мире, все, что мы в нем делаем, отражается и на нашей душе.
В Священном Писании сказано: Блажен, иже и скоты милует. То есть голос Божий говорит нам о том, что мы должны милостиво относиться ко всему творению Божьему, ко всему живому. Конечно, нужно проводить определенные границы. Потому что, как я сказал, любая добрая идея может быть доведена до полного безумия. На меня сейчас могут обидеться вегетарианцы, но могу сказать, что это тоже определенная крайность. Если Бог благословил в пищу человеку животных, надо это использовать.
Человеку необходимо жить в природе, и он использует те ресурсы, которые дал ему Бог. Вот сейчас перед нами картина нашего храма, который представляет собой деревянный сруб. С одной стороны, мы эти деревья изъяли из природы, но изъяли разумно, чтобы создать то, что необходимо, – храм, чтобы в нем молиться Богу. Мы использовали то, что есть в природе, на благо, на пользу человеку. Как я сказал, использование этого должно быть разумное, с любовью, молитвой, осмысленное, осознанное, без хищнического отношения. Очень важно соблюдать определенные границы: не брать слишком много из того, что дает Бог, делать это разумно. Мы же знаем, с какой скоростью восстанавливаются ресурсы древесины. Например, сейчас проблема, в Сибири вырубили слишком много деревьев, и люди переживают, что, может быть, уже и кислорода не хватит.
Нужно всегда действовать разумно, на то человеку и дан разум. Если мы будем использовать те ресурсы, которые Бог дает, разумно, с молитвой, на пользу и служение ближним, думаю, будет хорошо. А если мы будем как ненасытные хищники, которым все мало и нужно еще больше и больше, то, конечно, никаких ресурсов нашей планеты не хватит, мы будем терпеть беды. На этих бедах будут спекулировать люди, которые вместо того, чтобы приводить человека в разум и решать проблему в глубине человеческой души, будут отвлекать нас на какие-то экологические акции, политизированные движения.
Надо четко проводить границы и понимать, что первопричина находится внутри нас, а потом это отражается на окружающем мире. Если мы хотим сохранить этот мир, мы должны заботиться прежде всего о чистоте собственной души.
– Когда Вы сказали, что мы и себе наносим вред, я вспомнил о вашем центре «Святоград» и о помощи людям, которые находятся в страстях. Когда восстанавливают леса, лесники высаживают новые деревья. Получается, вы заботитесь о возвращении человеку, который находится в страстях, его человеческой сущности. Здесь можно провести какую-то параллель?
– Параллель провести, конечно, можно. Только если древесину мы используем на пользу, то в данном случае человек изначально использует психоактивные вещества не по назначению. Я прекрасно помню свою бабушку, которая табаком посыпала посадки от всяких вредителей. Табак, которым многие люди портят свое здоровье, был полезен для того, чтобы сохранить урожай. Какие-то спиртосодержащие жидкости могут вполне использоваться в медицине как антисептики. Без определенных наркотических веществ невозможно сделать человеку операцию, чтобы спасти жизнь, потому что иначе он умрет от болевого шока. В данном случае вопрос в том, что человек использует ресурсы, которые дал Господь, не по назначению; грех заставляет тратить и терять то, что дал Бог, впустую.
– Вопрос телезрительницы из Гомеля: «Мир сейчас лежит в обмане, зле, разврате, жестокости. Как излечить его, чтобы жизнь была спокойной, мирной, а больше духовной?»
– Можно провести аналогию из мира природы. Этот мир дает образ, как решить те проблемы, о которых Вы сказали. У многих есть огород, и каждый знает, что если в огороде посадить хорошие растения, они принесут добрые плоды. Но не все так просто. Кроме того, что мы подготавливаем почву, трудимся, сажаем эти растения, нам необходимо следить, чтобы на этой плодородной вспаханной почве не наросли всякие сорняки и не испортили тот благой урожай, который мы должны вырастить.
Точно так же на этой земле, которую Бог благословил, можно взращивать добродетели в собственной душе, рожать детей, которые, глядя на нас, смогут становиться теми, кем задумал их Бог. Весь этот мир, по сути, является таким огородом, в котором Бог людей превращает в ангелов. Как сказал пророк Давид, немного Господь умалил человека от ангелов. Мы здесь, на земле, можем превратиться в добродетельных сынов Божиих по благодати. Все на земле к этому способствует, дает благой пример, и у нас для этого есть все средства. Но принимать решение должны мы сами.
Человек – орудие Божие, но орудие сознательное и, в силу этого, ответственное. Мы видим, что в этом мире много грехов, и то, сколько в мире грехов, отчасти зависит от нас. Ведь если мы начинаем меняться сами, начинают меняться и окружающие нас люди. Стань ангелом сам. Стань тем, кем хочет видеть тебя Бог (а Бог хочет видеть тебя святым), – и мир вокруг тебя тоже будет меняться, страсти будут ослабевать, а злые примеры, деструктивные вещи, которые происходят вокруг, будут исчезать под светом благодати Божией.
По сути, само по себе зло не имеет сущности. Зло – это отсутствие добра. Как тьма – это отсутствие света, так и пороки являются отсутствием добродетелей. Только зло появляется само по себе; как тьма появляется при отсутствии света, так и пороки. Если мы не заботимся о своей душе, не следим за тем, что в ней происходит, не занимаемся экологией собственной души, то вокруг нас начинает происходить зло. Но мы не просто сидим и вздыхаем о том, что происходит, но имеем реальные механизмы воздействия на окружающую среду. Мы не можем изменить весь мир, как и землепашец, который не может изменить всю почву, но может изменить участок вокруг себя, на который у него хватает сил.
Человек может менять мир вокруг себя, сеять разумное, доброе, вечное, благодатное, что Господь дает, и помогать этому расти, чтобы это давало добрый плод. Это очень важный и значимый вопрос.
– Знаю, что Вы были в Москве на очень интересном собрании людей, которые служат Господу в самых разных областях, в том числе трезвенническом движении. Расскажите, пожалуйста, об этом.
– Действительно, буквально вчера я вернулся с XI съезда, который проводил Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Собралось больше тысячи людей, которые активно занимаются тем, что исправляют ситуацию вокруг себя: кормят бездомных, занимаются пьяницами и наркоманами, помогают больным, старикам, сиротам, детям, оказавшимся в приюте, и людям на новых территориях, где необходимо активное служение милосердия, потому что люди зачастую лишены элементарных благ.
Это собрание можно уподобить огромному Собору аграриев, раз уж у нас сегодня экологическая тема. Это люди, которые действительно имеют «огороды», а то и гигантские поля, на которых совершаются добрые дела и вырастают различные добродетели Божии, различные способы служения ближнему. Мы обменивались опытом, обсуждали, какие «удобрения» лучше использовать, как лучше сделать одно, другое. Этот съезд очень сильно послужил делу экологии нашей души. Это действительно значимое событие.
– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Большое спасибо за тему, которую вы сегодня подняли. Конечно, нашу природу надо сохранять, любить. Но, к сожалению, есть люди жестокие. В Новгородской области, где родина моего мужа, у нас опустевший дом (потому что умерли свекровь и свекор). Так вот, жестокие люди вырубили около нашего дома прекрасные плодовые яблони, сливы; они сделали зло. К сожалению, такие люди есть, и их поступки мрачные, страшные».
– Безусловно, жестокость человеческая безумна и деструктивна. Не знаю, сколько надо сил, чтобы срубить яблоню; это же очень непростая древесина. Надо быть очень усердным и, наверное, очень злым, чтобы вырубать яблони просто так, не с целью освободить почву для новых посадок, а чтобы уничтожить то, что было сделано трудом предыдущих людей.
Братья и сестры, мы никогда не сможем решить наших экологических проблем, если не решим вопроса искоренения злобы из наших сердец. Все это напрямую взаимосвязанные вещи. То, что сказала телезрительница, – грустное, но явное свидетельство того, что зло человеческого сердца как раз и разрушает окружающий нас мир.
– Наверняка есть много обратных примеров. Просто добрые дела часто находятся втуне, нам это кажется нормальным, и мы на это не обращаем внимания.
Люди, которые смотрят новости, видят, сколько всяческих бед происходит: в одном месте потопы, в другом месте страшные пожары от засухи и прочее. Часто мы слышим мнение, что настали последние времена, что Господь настолько на нас, как говорится, ополчился, что мы потихоньку вымираем. Ваше отношение к этому?
– Бог на нас ополчиться не может. Бог нас любит безусловно и все, что можно исправить, исправляет ко благу. Только одно Господь не уничтожает в этом мире – свободу воли человека. Если бы человек не хотел зла в этом мире, не привносил грех, то эти язвы греховные давно бы заросли. Мы наблюдаем в природе, что там, где человек прекращает делать зло, все снова вырастает, и зверье появляется, и природа восстанавливается. Там, где человек не сеет зла, мир снова становится прекрасным. Потому что Бог сделал так, что зло в этом мире потихонечку исчезает, если человек его не добавляет снова. Это мы должны помнить.
В Псалтири сказано: уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). Апостол Павел сказал: не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 11). Если человек не участвует в бесплодных делах тьмы, не творит зла, это будет способствовать тому, что в этом мире добро будет торжествовать и все здоровое будет потихоньку восстанавливаться. Но человек должен не просто пассивно уклоняться от зла, но и творить благо. И в этом отношении нужно много потрудиться. Не просто не делать худого, но делать доброе.
Мы должны помнить, что в этом мире, в который нас привел Бог, нам дано много ресурсов; Бог дал нам много талантов, дал время, здоровье. И Он ждет от нас, как мы эти таланты, это время, эти ресурсы будем использовать для созидательной деятельности. Мало просто получить талант, как мы знаем из притчи, но нужно этот талант направить на то, чтобы он приносил добрый плод. Если человек будет себя так настраивать, то, в общем-то, будет иметь успех в этом мире.
Православные прекрасно осознают, что самый страшный грех и корень всего зла – гордыня. Если хотите, гордость является первопричиной, разрушающей экологию этого мира. Так вот, с гордостью в душе проще всего справиться, если настраивать себя на то, что делать добро в этом мире – естественно; на то нас Бог и создал. Мы созданы для того, чтобы творить благое. Если мы не делаем этого, то горе нам.
Экология нашей души будет очищаться, если мы настроили себя на то, что молиться Богу – это норма, делать добрые дела – норма, заботиться о благе наших ближних – норма. Нам Господь дал такую возможность, значит, мы должны ее реализовать. При таком настрое, в общем-то, мы и сами будем находиться в безопасности, и не представляете, с какой скоростью начнет меняться этот мир и насколько быстро начнет очищаться не только психологическая, но и экологическая среда.
Самое простое решение поднятой проблемы: воспринимать себя как орудие Божие, орудие сознательное, в силу этого ответственное; орудие, которому дано время, даны ресурсы, возможности, добрые примеры святых, которые всегда жили в мире с природой. В житиях святых мы видим такие примеры, когда даже хищные звери не проявляют агрессии по отношению к святому человеку. Потому что тому, кто чист сердцем, вся природа вокруг благоволит. Тот, кто чист сердцем, созидает не только духовное, но и красоту этого мира.
Возьмите монастыри, которые находятся в суровых северных широтах: Валаам, или Трифонов Печенгский монастырь, или Соловецкий монастырь, где выращивают культуры, которые не должны там расти, но это происходит благодаря молитве, чистоте сердца и чистоте жизни. Это явное свидетельство того, что все наши экологические проблемы решаются экологией нашей души.
– Это просто прекрасно. Я слушаю Вас и заслушиваюсь. Оказывается, все довольно просто. Если будет так, то у нас действительно все будет...
– Есть неправильное понимание у наших православных людей, что если человек будет заниматься духовным миром, то мир материальный вокруг него придет в упадок, потому что он что-то не будет успевать. Но, как показывает пример, всё наоборот.
Любящим Бога все содействует ко благу. Любите Господа – и жива будет душа ваша, и живы будут души вокруг вас, и все вокруг будет потихонечку возвращаться в состояние райского сада.
– Благословите наших телезрителей.
– Господи, благослови нас на все доброе, полезное и созидательное.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Таисия Зыкова и Нина Кирсанова
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма в честь Святой Троицы на Сходне, председатель Миссионерского отдела Сергиево-Посадской епархии священник Павел Зуев.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 9 декабря 2024 года
Этот день в истории. 9 декабря
День ангела. 9 декабря
Церковный календарь 9 декабря. Преподобный Алипий Столпник
Евангелие 9 декабря. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!