Беседы с батюшкой. «Аскетические практики: монашеское делание или упражнения для каждого». Иеромонах Макарий (Маркиш) 5 марта 2023

5 марта 2023 г.

Сегодня в гостях клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).

– Тема сегодняшнего разговора: «Аскетические практики: монашеское делание или упражнения для каждого». Давайте начнем с определения, что же такое аскеза.

– В семинарии, где я преподаю, есть специальный курс «История аскетики». Каждый верующий и вообще грамотный человек должен знать ответ на этот вопрос, чтобы не впадать в массовое заблуждение. Оно состоит в том, что аскетику уравнивают с каким-то садизмом: сидеть на гвоздях, питаться гнилыми рыбьими хвостами... Или в другом случае, когда заходит речь об аскетике, говорят: «Это только для монахов, мы же не монахи». А подразумевают: мы же не христиане. И все распадается на части. Я коротко процитирую очень полезный источник – это программная статья митрополита Антония (Храповицкого). Он был кандидатом на патриарший престол в 1917 году. Тогда под гром пушек большевистского восстания по большинству голосов выбрали трех митрополитов. Первое место получил митрополит Антоний, о котором мы говорим, второе – митрополит Арсений, а третье – Тихон, который стал патриархом. Тогда бросали жребий – выбор сделал Господь. Говорили, что митрополит Антоний – самый мудрый, митрополит Арсений – самый строгий, а митрополит Тихон – самый добрый. В самые злые времена Господь велел выбрать самого доброго патриарха.

Митрополит Антоний возглавил Зарубежную Церковь, которая сейчас является частью Русской Православной Церкви. Он сделал очень много для нее, а также для православного богословия в разных аспектах. Достаточно сказать, что святитель Иоанн Шанхайский, причисленный к лику святых, его любимый ученик. Митрополит Антоний (Храповицкий) в 1911 году написал статью, которую вы можете найти в Интернете: «Чем отличается православная вера от западных исповеданий». По многим откликам, это самый лучший текст, который позиционирует православие по отношению к западным исповеданиям. Обратите внимание, что не римо-католицизм, не лютеранство, не «Свидетели Иеговы» и другие рукопожатые соседи на Западе, а наши восточные и южные соседи – Армянская и Эфиопская Церковь, копты, с которыми мы не находимся в литургическом общении, гораздо ближе к нам по существу.

Митрополит Антоний пишет: «Православная вера есть вера аскетическая; православное богословское мышление – то, которое не остается мертвым достоянием школы, но влияет на жизнь и распространяется в народе, – оно есть исследование о путях духовного совершенствования». Вот вам и определение аскезы. «С этой именно точки зрения рассматриваются в наших стихирах и канонах как догматические определения, так и события Священной истории, а равно и заповеди и ожидание Страшного суда». Статья написана в форме диалога. Ему пишут: «Христианство есть любовь к ближнему, а любовь – сострадание в скорбях», заметят современные христиане и особенно христианки; и возражают ему: «аскетизм же выдуман монахами». На что он отвечает: «Не буду спорить против первого положения, но если бы была возможна любовь без духовного подвижничества…». Аскетизм есть подвиг. Так с греческого языка переводится слово «аско». Митрополит пишет, что если бы было возможным любить ближнего так, как нас любит Господь, без того, чтоб прилагать усилия к своему духовному совершенствованию, то это было бы и не нужно.

«Аскетизм выдуман монахами»... Одна московская дама выразилась еще решительней: «всю вашу религию выдумали попы; я признаю только Иверскую и мученика Трифона (l´ Iverskaya et Triphon le martyr), а прочее все глупости». Но эти фразы показывают прежде всего, что наши образованные люди не понимают слова «аскетизм». Такие образованные дамы… революция их в каком-то смысле «отменила». Иной раз думаешь, если б не было революции, мы бы сейчас сидели под гнетом. «Понятием этим вовсе не предрешается строй нашей жизни, и само по себе оно не включает в себя ни девства, ни постов, ни отшельничества».

И это пишет митрополит, сам монах! Мы бы сказали: строгих постов; он же говорит: просто постов.  Дело в том, что в начале XX века посты были мало приняты в России. Это было что-то редкое. Сегодня с Божьей помощью мы возвращаемся к нормальной церковной дисциплине, но тогда, в 1911 году, людей пугало само слово «пост». «Аскетизмом, или духовным подвижничеством, называется жизнь, исполненная работы над собой, такая жизнь, целью которой является уничтожение своих страстей: блуда, самолюбия, злобы, зависти, объядения, лености и пр. и наполнение души духом целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви (тот самый смысл молитвы Ефрема Сирина, которую мы читаем Великим постом), которая никогда не бывает одинокой добродетелью, а лишь спутницей и совершительницей перечисленных свойств души».

– А есть ли в Писании основание для аскетического образа жизни? Вопрос продиктован тем, что там мы часто встречаем цитаты о необходимости радости, удовлетворения, удовольствия.

– Правильно. А разве удовлетворение, удовольствие противоречит тому, что сказал митрополит Антоний? Если бы под аскетизмом следовало понимать запереться в четырех стенах, или действительно как-то неадекватно питаться, или ходить в рубище или мешке из-под сахара, тогда это можно было бы поставить под сомнение и сказать: «Какая же тут радость?» Но этого нет. Это и есть заблуждение, иллюзия. Грех, по-гречески «амартиа», означает «промах». Это промах людей, которые под аскетизмом пытаются понимать что-то не совсем присущее православию. Тем, кто это не знает и не понимает, надо бы раскаяться и понять, что аскетизм – это самосовершенствование. Можно сказать, совершенствование общее, потому что это происходит в Церкви. Аскетическая практика – это практика, как стать лучше перед лицом Господа, а не нарастить мускулы.

– Для чего человеку нужна аскетика? Ведь это никак не влияет на Бога.

– Аскетика – это не лишение. Мы многое узнаем из аналогий, как ни странно. Учебники логики говорят, что аналогии – плохое доказательство, а между тем великие математики говорят, что математическое формальное мышление есть способность улавливать аналогии. Так вот, аналогия, которая базируется на Священном Писании. Апостол Павел постоянно приводит примеры, образы каких-то атлетов. Это было весьма распространено и почетно у греков. Оттуда появились и Олимпийские игры.

Что делают спортсмены? Тренируются, физически самосовершенствуются. Трудно ли им приходится? В общем, да. Кому как. Я не большой спортсмен, но много лет бегал, по-любительски занимался легкой атлетикой. В будние дни, в обеденный перерыв. Это непросто. А если дождь? А если снег? А если лень? Но бегал. И это я, грешный человек, на одну десятую доли спортсмен. А они практикуются и тренируются. Это и есть «аско». В исходном смысле греческого языка это слово относится к практике, тренировке, совершенствованию либо спортсменов, либо воинов. Это же понятие переходит в нашу духовную жизнь. Если нам это бывает по какой-то причине нелегко, так, может, и хорошо? Почему все должно быть легко? Мы же все-таки не амебы или медузы. 

– Можно ли проследить историю становления аскетики в Церкви?

– Да, и история эта непростая. Две тысячи лет проходили непросто. Истоки видны в апостольских посланиях. Апостол Павел говорил, что подвизается, чтоб достичь цели. Дальше был момент безбрачия. В древнееврейском обществе, да и в языческом тоже, но в меньшей мере, брак почитался очень высоко. Он ставился на первое место. Мы видим, как поругали, порицали неплодную Елисавету, мать Иоанна Предтечи, да даже Авраама и Сарру. Удивительные истории. И только с приходом Христа это изменилось. В Евангелии Спаситель прямо говорит, что безбрачие все-таки выше. Брак честен, и ложе нескверно это все прекрасно. Брак – это замечательное установление, сделанное Господом. Но есть шаг еще более решительный по отношению к Нему. Мы все это знаем. И на основании этого возникла некоторая среда безбрачных людей, но это было еще далеко не монашество.

Потом, к IV веку, когда Церковь стала хорошо распространяться в силу Миланского эдикта, когда прекратились гонения, эти безбрачные люди стали образовывать монашеские общины. И там развивались разного рода практики, которые потом вошли в основу христианского образа жизни. Прежде всего это регулярные богослужения и посты. Апостол Павел говорит, что пища и питье не приближает нас к Богу и не удаляет от Него. А богослужения приближают. Обратите внимание, наш Церковный Устав – монастырский. А приходская практика волей-неволей подстраивается.

Сейчас закончилась первая седмица поста. Я имел счастье участвовать в монастырских богослужениях. Это 8 часов в день: 6 часов с утра и 2 часа повечерие. Понятно, что для приходской жизни это немыслимо. Но аскетика состоит в том, чтобы для каждого человека выбрать то, что лучше всего соответствует его образу жизни: в семье, в учебе, на работе.  Ведь если человек работает на непрерывном производстве, он не скажет своему мастеру или диспетчеру в гараже или на железнодорожной станции: «Я сейчас пойду в церковь, а делами сами занимайтесь». Можно, конечно, в отпуск уйти. Некоторые так делают. Но, в принципе, наша аскетическая практика состоит в том, чтобы выбрать из духовного церковного предания то, что соответствует практической ситуации и, разумеется, не соответствует греховным делам. Если человек пьянствует, ясно, что ему сначала нужно бросить пить, а потом уже думать о дальнейшем совершенствовании.

– Вопрос от телезрителя: «Хотелось бы приблизиться к понимаю иконопочитания. Есть мнение, что к иконам надо относиться как к портретам дорогих и близких людей».

– В отношении иконопочитания есть догмат Седьмого Вселенского Собора. Вы можете найти его в Интернете. Там в двух-трех предложениях все очень просто объяснено. Икона возводит нас к первообразу. Дело в том, что слово «образ» и есть русский перевод греческого слова «икона». Картинка, образ, изображение. Мы смотрим на картину и движемся к первообразу. Я смотрю в окно ради окна? Нет. Я смотрю, что за окном происходит. Я смотрю на икону, и это мой проводник к молитве, к христианской вере. В догмате Седьмого Вселенского Собора это объяснено еще короче. И рассуждать о мнениях тут совершенно неуместно, когда есть догмат, которому уже почти 1300 лет.

– Аскетика действительно идет от монахов.

– Не совсем. Аскетика идет от Христа и Его апостолов. А затем монашество с IV века взяло себе некоторую руководящую роль.

– Нужна ли аскетика всем людям?

– Митрополит Антоний говорит, что это реализация нашей православной религии. (Мы не спрашиваем, нужна ли автомобилю трансмиссия или двигатель.) Без этого нет христианства, нет подвига. Еще раз повторю, что сама реализация аскетического движения будет у каждого своя. Сейчас идет пост, и о нем задают много вопросов. Монах будет поститься одним способом, мирянин другим. И у того, и у другого могут быть довольно большие варианты соблюдения поста, в рамках, как говорит Патриарх Кирилл, очень разнообразной и осторожной традиции Русской Православной Церкви.  

Сегодня воскресенье, я с утра исповедовал людей. Один молодой человек пришел на исповедь и с огромным огорчением говорит: «Я не могу обходиться без молочных продуктов». Видно, со здоровьем что-то. Что ему скажешь – такой, сякой?  Он начинает поститься, начинает свое движение ко Христу. Я скажу: «Избегайте мяса, питайтесь так, как можете, консультируйтесь с доктором, с вашими близкими, настраивайте свою христианскую жизнь». Вот вам пример аскетики. Этот человек аскетически настроен. Он ищет возможности поститься, приблизиться к Церкви, приблизиться ко Христу через регулярный пост. А могут сказать: «Какой ты аскет, если ешь творог? Надо тебя гнать поганой метлой». Не надо всерьез воспринимать такие высказывания.

А другой человек, которого я сегодня исповедовал, говорит: «Я в первую неделю поста несколько дней совсем ничего не ел». – «А ваша супруга знает?» – «Нет». – «Будьте с этим осторожны, наблюдайте за своим здоровьем и состоянием организма. И не надо никому это рассказывать, чтоб не вводить в соблазн». Спаситель говорит: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. У этого человека другая аскетическая практика. Формально гораздо более глубокая, а по существу Господь видит, кто из них более свят, это не наш вопрос. Оба старались.

– Из чего может состоять аскетика мирян? Какие самоограничения можно на себя наложить?

– Вы всё упираете на ограничения. А надо не на них, а на стремление. Жизнь – не состояние, а процесс. Куда я иду? Тот самый спортсмен, который тренируется, говорит не об ограничениях, а о развитии. Нужно становиться лучше в молитве, в общении с ближними, в церковных таинствах, просвещении, добрых делах, в помощи ближним,  благотворительной помощи, участии в гражданской жизни, что особенно важно на сегодняшний день. Все это входит в христианское сознание. И все эти многогранные, многообразные стороны христианской жизни составляют содержание твоего подвига.

Можно посмотреть: а что не соответствует аскетическому подвигу? Когда человек говорит: «Мне наплевать. Люди хотят? Да чихать я на них хотел. Пост? Зачем он нужен? Молитва? Обойдусь без нее. Исповедь? Еще что-то рассказывать священнику? Мне это не нужно». Я слышу много таких высказываний, не напрямую, священнику обычно такое не говорят, но косвенно через людей, которые это слышат и недоумевают. Все люди взрослые. Каждый выбирает себе путь. Митрополит Антоний привел замечательную цитату: «всю вашу религию выдумали попы; я признаю только Иверскую и мученика Трифона (l´ Iverskaya et Triphon le martyr), а прочее… глупости». Это путевка в сумасшедший дом, а не в Церковь.

– А принципиально ли наличие духовника для тех, кто интересуется аскетикой, или человек может самостоятельно определять меру своего духовного подвига?

– Кто такой духовник? Мы читаем Символ веры. Девятый член: «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Его обычно проглатывают. А не надо этого делать. Христианства нет без Церкви в той или иной форме. Это отдельная тема. Церковь показывает нам в том числе и аскетическую дорогу.

Откроем церковный документ «Об участии верных в Евхаристии»: «Духовным отцом (духовником) человека является священнослужитель, у которого он постоянно исповедуется, который знаком с обстоятельствами его жизни и духовным состоянием». Помните, исповедуемся мы Богу. Мне иногда говорят: «Батюшка, мы хотим Вам исповедаться». Я говорю: «Стоп, исповедуйтесь Христу, Богу, а может, и всей Святой Троице. А я здесь помощник». Но тем не менее я присутствую. Есть те, кто регулярно приходит на исповедь именно ко мне, может, выбирают, а может, само так складывается, я духовник, не отвертишься. А если приходят к моему соседу отцу Михаилу, значит, он будет у них духовник. Если и к тому, и к другому приходят, то в конце концов выберут кого-то, с кем лучше всего имеют взаимопонимание. Когда я был мирянином, у меня был священник, которого я мог называть своим духовником. Но это не какая-то должность, как командир взвода или заведующий складом. Фактически каждый делает себе духовником того священника, который служит ему на исповеди. И, конечно, Ваш аскетический подвиг, Ваше движение будет соизмеряться, направляться им в ходе исповеди или личного разговора. В Москве и других больших городах в праздничные дни бывает, что на исповедь стоит очередь по сто человек. Там уже не до беседы, а надо просто выслушать человека, сказать пару теплых слов и отпустить. А в будний день на исповедь приходит мало людей, и можно спокойно побеседовать, помочь человеку.

– Какие делания Вы посоветуете во время поста?

– Молитва, богослужение. Что такое богослужение? Это общая молитва. Частная молитва остается на личное усмотрение. Тут не надо вас как-то специально ориентировать. А вот богослужебная молитва – это очень важное общее дело. Богослужения Великого поста – это богослужения будничных дней. Великопостная богослужебная жизнь проходит с понедельника по пятницу. В субботу и воскресенье, когда большинство из нас приходят, будучи свободными от работы, службы не постные. Вечерня, утреня, литургия Иоанна Златоуста в субботу, литургия Василия Великого в воскресенье. Приходите на богослужение в церковь в будничные дни. А если качество чтения не слишком высокое, ничего не понимаете, подготовьтесь заранее. Можно книжечку купить или в Интернете посмотреть. Завтра понедельник второй седмицы Великого поста – можно найти весь ход службы подряд. На клиросе так не бывает. Там есть отдельно Часослов, отдельно Триодь, бывает нужен Октоих, Минея. И всё комбинируют. Регент умеет это делать. Можно найти полностью скомпонованный текст службы и следить за ее ходом.

Проверять, что там читают, и понимать, что сейчас, к примеру, идет полунощница, потом – утреня, вот читают часы, вот началась вечерня, а вот она переходит в литургию Преждеосвященных Даров в среду и пятницу (или не переходит, идет обычная вечерня).

Церковное богослужение – это необъятный океан и неизмеримая глубина. Каждому интересно свое. У кого есть музыкальный дар, им тоже интересно. Я знаю много людей, у которых хороший слух, они могут подпеть, если что-то поют. А потом спрашивают: а что это за гласы, откуда они берутся, какие там ноты? Все это можно найти, пользуясь Интернетом или книгами, и уже не просто подпевать какие-то мелодии, а самим начать в них разбираться и воспроизводить их. И эти мелодии начинают звучать в голове, в сознании – это особенно приятно, хорошо и полезно.

– Вопрос телезрителя: «Сейчас очень много говорят о том, что пост перестал чем-то быть для людей, превратился в формальность. Правда ли это? Ведь любой человек, соблюдающий пост, надеется этим привлечь внимание Бога, надеется на Его милость, как бы мало это ни значило снаружи. Даже если в пост редко ходишь в церковь, главное, что человек просит Бога вмешаться в его жизнь и помочь. В какой-то степени просто пассивно ждешь. Что в посте главное: то, что идет от Бога, или то, что зависит от усилий человека?»

– В вопросе есть прореха. Это все равно как ходить с ведром, в котором выбито дно, в нем воду не удержишь.

– Самый главный его вопрос, почему пост превращается в формальность.

– Это отдельный вопрос, но он развивает эту тему, и дальше возникает прямо ошибочный тезис. Он говорит: главное, что мы просим Бога, чтобы Он там что-то сделал. Друзья мои, это не религия, это магия. Поскольку очевидно, что управлять Богом невозможно, то эти люди, которые что-то хотят для себя, вступают в общение с силами невидимого мира, которые не к ночи будут помянуты.

Религия – это «да будет воля Твоя». Магия – «да будет воля моя». Когда я ищу, как исполнить Божию волю, способ приблизиться к Нему, выстраиваю свою жизнь, чтобы этим аскетическим подвигом взойти к Нему, какие-то практические ситуации для меня облегчаются (начиная от исцелений болезни и заканчивая всякими хозяйственно-бытовыми делами). Это факт, и все это знают. Но самое главное: как мне идти к Тебе, Господи, а не мне что-то взять от Тебя. Будьте осторожны с этим: «мне что-то от Него взять». Это не религия. 

А почему пост становится формальностью для людей? Для каких именно? Людей у нас много. У кого как. Мы свободные люди, никто никого не заставляет. Дана возможность каждому из нас понять суть дела, стать христианами не на словах, а на деле. И тогда пост вкладывается в жизнь как кусочек мозаики, но со своими особенностями. Я только что приводил в пример двух человек: один из них никак не может отказаться от творога, а другой постится очень сурово.

– Вопрос от телезрительницы: «Допустимо ли зачатие детей в Великий пост?»

– Вопрос тонкий. Понятно, что зачатие детей происходит в результате супружеской близости. Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга иначе, как по согласию». Для одних семей устранение от интимной близости на семь недель бывает очень полезным и плодотворным с разных сторон, в том числе и для их супружеского общения. Это дает им какую-то совершенно новую энергию, радость в обретении друг друга, в супружеском единении. Для других семей такие упражнения в воздержании становятся просто торпедой, которая губит их семейную жизнь.

Я Вас предупредил, будьте очень осторожны и очень внимательны. У нас большинство священников в этом деле разумны. Но если Вы будете говорить с женатыми, пожилыми священниками и разрабатывать эту тематику, это надо делать очень конкретно, исходя не из одного какого-то вопроса, который Вы задали, а из Ваших семейных обстоятельств и всех подробностей Вашей жизни. Тогда Вы выстроите правильную позицию и найдете правильное решение этого дела.

– Следующий вопрос: «Что делать, если не хватает силы воли соблюдать пост?»

– Серьезный вопрос.

– Может быть, взять какие-то мелкие ограничения?

– Вот пришел бы человек на исповедь и сказал: «Не хватает силы воли соблюдать пост», я бы спросил конкретно, как это происходит. Он что – садится за стол и сразу зубами в колбасу вгрызается?

Расскажу одну историю, тоже со мной это произошло. Приходит на исповедь не очень молодая женщина и говорит: «Батюшка, не могу я соблюдать пост». – «Почему?» – «У меня разные болезни». Священник должен проявить сострадание, сказать, что болезни – это плохо, тяжело. «А какие у Вас болезни?» – спрашиваю я. Пауза секунды полторы, говорит: «Да что болезни? Колбасы-то хочется». Ну что тут скажешь? Не убавишь, не прибавишь. У нее не хватает силы воли. В индивидуальном случае можно было бы как-то этому человеку помочь, посодействовать.

Человека, от которого поступил вопрос, мы совершенно не знаем. Но, может быть, кто-то ему сказал, что пост состоит в том, чтобы вообще ничего не есть и не пить. А что? Христос постился сорок дней, скорее всего ничего вообще не ел. Потому что понятие поста в те времена – это полное воздержание от пищи, а часто и от пития.

Есть история из монашеского патерика. Идут старец и ученик. И ученик хочет попить из лужи. А старец ему говорит: «Нет, сейчас время поста». Вот какие были особенные люди. Может быть, и того человека, который задает вопрос, кто-то так сориентировал. Не хватает силы воли ничего не есть. И такому человек надо какую-то практическую помощь оказать.

– Вопрос: «Есть ли какие-то особенности в приготовлении к причастию Великим постом?»

– Тоже обращаемся с этим к духовнику. Приготовление к причастию – вещь многообразная, очень зависит от частоты причащения. Я священник, значит, в Великий пост я буду причащаться четыре раза в седмицу: на литургии Преждеосвященных Даров в среду и пятницу и в субботу и воскресенье. В обычную седмицу священник в больших храмах тоже причащается несколько раз. В маленьких храмах – один раз в седмицу, по воскресеньям.

И как священник готовится к причащению Святых Даров? Он не будет готовиться так, как готовились в XIX веке, когда причащались один раз в год. Надо было посещать службы, читать акафисты. Я все время посещаю службы. И большинство из вас тоже все время посещает службы.

Обращайте Ваш вопрос к тому священнику, у которого Вы регулярно исповедуетесь, и скажите ему, какие у Вас могут быть сложности. Может быть, молитвы из обычного подготовительного курса для Вас будут излишни. Говорят, надо три дня поститься перед причащением. Мы и так сейчас постимся семь недель. А что еще сделать – он Вам посоветует.

Могу поделиться личным опытом. Когда меня рукоположили в дьяконы (это было больше двадцати лет назад на Светлой седмице), я должен был служить сорок дней (так называемый сорокоуст). Я говорю: «А как же я буду причащаться? Я привык поститься перед причащением, а сейчас Светлая седмица, поста нет». Я подошел к нашему игумену с этим вопросом, он ответил: «Я не знаю, как хочешь». – «А если я не буду ужинать, просто чай попью вместо ужина?» Он говорит: «Хорошо, правильно». С тех пор я живу примерно такими стандартами. Очень разумно.

– Телезритель задает вопрос: «Можно ли во время поста устраивать бракосочетание?»

– Вопрос относится к предыдущему вопросу о супружеской близости. Я бы так сказал: желательно воздержаться, дождаться Фоминой недели после Пасхи, когда начинаются бракосочетания. Вы можете заранее в ЗАГСе зарезервировать этот день. Но бывают жизненные обстоятельства, например, человек уезжает на военную службу или в командировку. Вы можете зарегистрировать брак в ЗАГСе, но церковное венчание произойдет только с Фоминой недели.

– Как лучше всего поститься детям?

– В зависимости от возраста, у нас детьми считают до восемнадцати лет.

– А если речь идет о подростках?

– Церковный документ «Об участии верных в Евхаристии» говорит очень просто: дети постепенно входят в режим питания взрослых. А постепенность зависит от педагогического мастерства взрослых, от качеств юноши или девушки, мальчика или девочки, от их состояния здоровья. У нас очень много деток, которые требуют особого подхода. Кое-кто имеет лишний вес, им можно пост совместить с воздержанием от калорийной пищи, чтобы они привыкли воздерживаться от обжорства.

– Батюшка, дайте наставление и пожелание нашим дорогим телезрителям.

– Вы можете это найти в книге, которая называется «Постная Триодь», чтобы всем нам пройти путь Великого поста с радостью и с полноценным молитвенным насыщением встретить светлый праздник Пасхи. Господь вам в помощь!

Ведущий Павел Денисик

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать