Беседы с батюшкой. Завершающий период Великого поста

28 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает председатель Отдела по делам молодежи и миссии Екатеринбургской епархии, настоятель храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе Екатеринбурга священник Даниил Рябинин.

– Хочу напомнить, что предыдущая наша встреча открывала череду бесед великопостного периода. Мы говорили о том, как подготовиться к посту, зачем вообще установлены посты. Сейчас мы встречаемся в завершающий период, и именно о нем я хотел бы подробнее поговорить. Под видеоматериалами, которые мы публикуем на YouTube, пишут, что иногда хотелось бы услышать более подробные беседы, рассказы о службах. Думаю, что период Страстной седмицы – хороший повод об этом поговорить.

– Хороший повод поговорить, но лучше побывать на этих службах. Очень хорошо, что люди оставляют такие комментарии, стараются заботиться о своем просвещении. Но для того чтобы лучше понимать, что происходит в эти  дни, надо присутствовать на богослужениях. Перед этим подготовиться. Сейчас, слава Богу, материалов предостаточно, можно пользоваться любыми средствами: Интернетом или просматривая программы нашего телеканала. Если остаются какие-то недоуменные вопросы, их можно очень легко разрешить.

Действительно, оглянуться не успели – и уже постное время завершается. Стоит сказать, что Великий пост – это период, под которым мы понимаем время вплоть до Святой Пасхи, что совсем скоро торжественно встретим. Но если мы внимательно посмотрим на богослужения Постной Триоди, то святая Четыредесятница, сорокадневный пост, завершается в день, предваряющий Лазареву субботу, и в богослужебных песнопениях Постной Триоди эта мысль прослеживается. Вполне можно посчитать: шесть седмиц (шестая – седмица ваий) умножим на семь и получим сорок два дня. Из них вычитаем два дня – Лазареву субботу и Вербное воскресенье – и получаем сорок дней поста.

В гастрономическом формате в дни Лазаревой субботы и праздника Входа Господня в Иерусалим (которыми, в общем-то, начинается Страстная седмица) есть соответствующие послабления. То есть это два буферных дня, если можно так выразиться. И дальше мы вступаем в дни Страстной седмицы, которые, повторюсь, входят в привычное понятие Великого поста, но стоят несколько особняком. Страстная седмица – это тема шествия Христа на страдания (страсти), и слово «страстная» подчеркивает существо этих дней.

Великий пост направлен на рассуждения об обстоятельствах нашей жизни, это время взглянуть на самого себя, время борьбы со страстями. Маркером поста является Мариино стояние. Если мы начинали постное время с чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, то при подготовке к страстным дням, к седмице ваий, опять идет полноценное чтение этого канона. И Неделя преподобной Марии Египетской предваряет следующий воскресный день, в который совершается двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Вот такие переходы одного в другое четко прослеживаются.

В Страстной седмице мы уже непосредственно видим существо того дела, которое совершает Господь Иисус Христос. Поэтому дни Страстной седмицы выделяются в особенное время. К слову сказать, очень часто Великим постом мы произносим такое словосочетание: особенная служба. Особенность в том, что в остальные дни церковного года мы больше не увидим таких богослужений, таких напряженных служб.

Еще раз подчеркну важную мысль, которую мы проносим в течение всего этого периода и цикла: о необходимости участвовать в церковных богослужениях, в общей молитве. Мы всегда говорим о том, что пост связан не только с какими-то внешними ограничениями, но сердцевину поста составляет молитва. Сам Господь Иисус Христос говорит, что род бесовский изгоняется молитвою и постом. Молитва и пост – это две важные составляющие.

Богослужения Страстной седмицы очень важны для нас. Сейчас уже середина Страстной седмицы, и здесь как бы определенный раздел, граница. В первые дни Страстной седмицы, с понедельника по среду, утром в храмах совершается согласно Уставу литургия Преждеосвященных Даров. К слову сказать, в среду завершился период, когда совершались литургии Преждеосвященных Даров; больше до следующего поста они не будут совершаться. Завершается чтение молитвы святого преподобного Ефрема Сирина. Сейчас мы вступаем как бы во вторую половину Страстной седмицы, где каждый день и утром, и вечером идет свое очень важное последование, которое можно назвать особенным.

Первая половина Страстной седмицы посвящена историческим событиям. Господь после торжественного входа в Иерусалим (праздник Вербного воскресенья) продолжает назидать учеников различными притчами, и на этом акцентируется наше внимание с Великого Понедельника до Великой Среды включительно. Плюсом идут сюжетные линии, которые очень важны; есть аллюзии к Ветхому Завету. Например, в Великий Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа, проданного братьями. Здесь же вспоминаем проклятие бесплодной смоковницы. Великий Вторник посвящен целому ряду притч, из которых мы выделяем притчу о десяти девах, притчу о талантах. Великая Среда – это день предательства Иуды, когда он соглашается совершить самое подлое преступление, которое только можно представить. Еще одна тема Великой Среды – омовение женой-грешницей ног Христа драгоценным миром и отирание их волосами. Это очень важные назидательные притчи, в которых можно многое для себя увидеть.

Вспомним сюжет о проклятии бесплодной смоковницы. Христос, идя со Своими учениками, увидел смоковницу и, желая подкрепиться, хотел сорвать плоды (что не запрещалось иудейским законом), но плодов не было. Здесь очень важная мысль показывается Спасителем и евангелистами, которые включают этот рассказ в свое повествование, о том, что все, что не приносит плода, по сути, является бесполезным в этой жизни, в этом мире. И это мы должны применить к самим себе: проходя путь Великого поста, проживая время жизни, которое дает нам Господь, мы должны взглянуть, какой плод мы приносим, насколько он полезен или бесполезен в этом мире. Все, что бесполезно, срубается, бросается в печь и сжигается. Так же и жизнь человеческая, если она бесполезна, никчемна. Это звучит, может быть, грубо, но это реалии жизни. И в этом мы должны себя проверять.

Совсем скоро мы будем слышать потрясающее пасхальное послание святителя Иоанна Златоуста, которое торжественно читается во всех храмах, в нем говорится: все войдите в радость Господа, и постившиеся, и непостившиеся, и те, кто работал с первого часа, и те, кто пришел в последний час. Вместе с тем, несмотря на ту радость, что приносит в мир Спаситель, мы должны через призму того знания, которое имеем, взглянуть на самого себя: насколько моя жизнь по-настоящему приносит плод?

Потрясающие притчи о десяти девах и о талантах. Каждому человеку Бог дает тот или иной талант, в большей или меньшей степени. Наша задача – раскрыть этот талант, который дает Бог. Посмотрите, был ли не прав тот человек, который закопал деньги, просто спрятал талант, решил не рисковать...

– Он хотел это именно сохранить.

– Совершенно верно. Вроде по-человечески это очень понятно. Но надо понимать, что многое, что для нас может быть приятным и вполне естественным, подчас не сочетается с тем, что предлагает Господь. Нас Бог посылает в неизведанное путешествие, при этом дает возможность подстраховаться там, где нас могут подстерегать опасности. Вместе с тем мы понимаем, что когда отправляемся в такое неизведанное путешествие (в том числе борясь со своими страстями, когда можем сто пятьдесят пять раз упасть лицом в грязь и столько же раз должны встать), многое зависит от наших усилий, которые мы должны прилагать в своей жизни.

Даже если мы говорим непосредственно о днях Святой Пасхи и спасении человеческого рода, то в христианском богословии понятна простая мысль: Господь спасает всех нас. Это объективная сторона спасения. Все мы спасены – радуйтесь и веселитесь! Нет повода грустить. Но есть еще и субъективная сторона спасения: мы сами должны воспользоваться плодами искупления, которое совершил Бог ради каждого из нас. И это уже связано с определенными рисками. Можно много чего потерять. Вы можете потерять самого себя, скажет вам этот мир. Но вы можете обрести большее.

Иисус Христос, общаясь со Своими учениками, однажды сказал им: оставьте все и следуйте за Мной; и получите во сто крат больше, чем можете иметь здесь, на земле. И тогда апостол Петр говорит: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Господь говорит: в Царствии Небесном вы обретете во сто крат больше... Это обещает нам Господь, и мы идем на этот риск. Господь предлагает нам путь.

Когда Он вручает нам те или иные таланты, мы, безусловно, должны их развивать в самом себе. Да, можно сказать, что это будет требовать от нас огромных усилий, и не факт, что мы достигнем в конце какого-то светлого результата. Нам проще заниматься какими-то прозаичными вещами, а все это оставить в рамках хобби. Но тогда ты просто закапываешь свои таланты, не используешь их или используешь исключительно ради наживы для самого себя. И это, конечно, заслуживает порицания, осуждения. Не случайно дальше в притче Господь говорит тому, кто смог приумножить таланты: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю. Над многим – значит, будет еще больше ответственности и от тебя будет требоваться еще больше усилий.

Здравомыслящий человек понимает: кто в современном мире достигает определенных высот в любой деятельности (социальной, культурной и даже бизнесе), тот прилагает огромные усилия. Не благодаря своим талантливым родителям человек имеет достаток, доход (очень часто мы видим, что как раз такой доход теряется), но прикладывает титанические усилия, чтобы достигнуть высот в любом деле.

Кто привык лежать на печи и плевать в потолок, рассуждая: мол, им все просто досталось, – человек ленивый, а значит, бесплодный: он не хочет приносить плода, не хочет развиваться, не хочет идти на определенный благородный риск, чтобы достигнуть чего-то. И здесь мы плавно переходим к притче о десяти девах, мудрых и юродивых. Юродивые – в том плане, что они не позаботились о том, чтобы приобрести себе что-то. Мудрые девы позаботились о том, чтобы что-то в своей жизни приобрести. Ведь речь здесь идет о конечных судьбах человеческих. Мы не знаем, когда придет наш час; может быть, сегодня, здесь и сейчас, мы должны будем предстать перед лицом Бога. А что мы приобрели в своей жизни? Накопили мы в сосуде хоть сколько-то елея, чтобы предложить его Жениху, то есть Самому Богу?

В одной из притч Господь говорит такие слова: приобретайте себе друзей богатством неправедным. Неправедное богатство – это наша жизнь и те таланты, которые Господь нам дает. А друзья – это то, что мы можем для себя приобрести благодаря этому. Пожалуйста, трудись, приобретай. Тогда ты сможешь быть «мудрой девой» и, когда придет Жених, зажечь свой светильник. А если ты всю жизнь рассуждал, что кому-то дано, а тебе не дано, не хотел трудиться, только жаловался, что тебе ни государство, ни Церковь, ни кто-то другой ничего не дали, жаловался на страну, в которой живешь, на обстоятельства, то и останешься не у дел. И Господь скажет тебе: «Отойди, Я тебя не знаю». Посмотрите, насколько серьезные темы готовят нас к Пасхе.

Повторюсь, есть объективная сторона: Господь нас всех спасает, и это прекрасно. Но еще требуется трудиться и нам самим. Есть такие направления в христианстве, которые далеко отходят от этой очень важной истины, говорят: мы радуемся, веселимся, поем песни, любим друг друга. Это понятно, но это одна сторона дела. А человек должен сознательно проживать свою жизнь, интеллектуально включаться...

Великая Среда. Иуда, предатель и вор, решается на свой мерзкий и злобный поступок. Еще в этот день мы вспоминаем жену-грешницу, которая совершает свое дело и, как говорит Сам Господь, входит в историю на все века и времена: она подготавливает Христа к погребению.

Великий Четверг. Потрясающее богослужение, на котором надо постараться побывать. Конечно, к таинству Святой Евхаристии мы можем приступать в те дни, когда они положены Уставом, когда у нас есть возможность это сделать, но Великий Четверг – день установления Евхаристии, Тайная Вечеря. Господь для нас сегодня предлагает Свою Плоть, Свою Кровь. В Евангелии от Иоанна мы читаем беседу о Хлебе Жизни и слова Господа: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Участие в Святой Евхаристии является залогом нашего будущего воскресения. Вот что важно. Когда святой апостол Павел говорит: не я живу, но живет во мне Христос, имеется в виду не только то дело, которое мы можем совершать, исполняя волю Божию, но и то, что в наших жилах течет Кровь Христова, которой мы приобщаемся, причащаясь Святых Христовых Таин.

Тайная Вечеря – важнейший день в истории всего человечества. В таинстве Святой Евхаристии мы теснейшим образом соединяемся со Христом и внешне, и внутренне. В этот день Господь научает Своих учеников, омывая им ноги. Кто хочет быть первым, будь из всех последним. В воскресный день, перед праздником Входа Господня в Иерусалим, когда мы вспоминали святую преподобную Марию Египетскую, как раз речь об этом и шла. Когда Господь говорит ученикам, что впереди Его ожидают страдания и смерть (впервые это слово звучит из уст Христа), Иаков и Иоанн говорят, мол, Господи, а можно мы в будущем Твоем Царстве будем министрами? И Господь говорит: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? И в конце добавляет очень важные слова: кто хочет быть первым, будет последним.

Эти слова еще раз очень ярко подчеркиваются, когда Христос омывает ноги ученикам. Он говорит: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. По преданию, Господь первому омывает ноги как раз Иуде Искариотскому...

В Великий Четверг вечером очень важные службы. Воспоминается взятие Христа под стражу, приговор, суд и распятие. В этот день во всех храмах будут проходить очень умилительные последования. Будут читаться двенадцать Страстных Евангелий, перемежаясь с пением антифонов и чтением соответствующих последований. Мы будем слышать евангельские рассказы о том, что было в завершение всей этой трагической истории – начиная от момента, когда Иуда вместе с вооруженными людьми приходит в то место, где совершал Свое моление Господь Иисус Христос, и лобзанием предает Своего Учителя. Вот такой гнусный поступок совершает Иуда.

Великая Пятница – день великой скорби и покоя. В этот день не положено совершение Божественной литургии, и это подчеркивает особое скорбное состояние этого дня. Если уставом в гастрономическом плане положен строгий пост в течение всей Страстной седмицы, то особенно подчеркивается Великая Пятница. И, конечно, Великая Суббота. В Великую Пятницу утром совершается последование царских часов, читаются Страстные Евангелия (утреня Пятка совершается накануне, в четверг вечером; это может немножко запутать, тем не менее). Далее совершается изнесение плащаницы Спасителя.

Очень часто в соборных храмах, монастырях богослужение Великой Пятницы расписано на весь день: утром – последование царских часов, днем – изнесение святой плащаницы Спасителя, вечером – чин погребения. Но где-то изнесение плащаницы может присовокупляться к царским часам и совершаться тотчас. Поэтому важно ознакомиться с расписанием богослужения того храма, который мы желаем посетить в эти дни. Это очень важно, чтобы не опоздать и что-то не пропустить.

Подчеркну еще один момент. Для всех очень важно понять, когда в эти дни будет совершаться таинство Исповеди, ведь мы будем готовиться к Великому Четвергу, к Святому Причастию. Нужно, чтобы мы со вниманием присутствовали на богослужении. Просто стоять два часа в очереди на исповедь, второпях все произнести и бежать к Святой Чаше – это не совсем хорошо. Поэтому ознакомьтесь с расписанием. Во многих храмах священники в этот период дежурят в течение всего дня. Где-то вечером совершается таинство Соборования накануне так называемого Чистого Четверга (это народное название Великого Четверга). Поэтому со вниманием отнеситесь ко всему. Часто многие откладывают таинство Исповеди на самый последний момент, хотят запрыгнуть в уходящий вагон, но это тоже не совсем верно.

Почему я об этом говорю? Потому, что Великая Пятница – день очень насыщенный в богослужебном плане. Вечером совершается погребение святой плащаницы. В завершение чина будут уже слышны торжественные песнопения: да воскреснет Бог… Уже прорывается праздник Святой Пасхи, несмотря на гроб Спасителя посреди храма, несмотря на плач, который слышен во всех богослужебных песнопениях. Смерть и гроб не удержали Спасителя. Смерть не смогла удержать Жизнодавца Христа. Пасхальная тема праздника уже прорывается. Мы уже в предвкушении пасхальной ночи. Уже и белые священнические ризы, и торжественные песнопения. Это совершенно потрясающие моменты. Мы обязательно должны быть в день Великой Субботы на богослужении утром. Есть традиция в этот день освящать пасхальную снедь, чтобы не было суетно в день Светлой Пасхи.

На каких-то информационных ресурсах светского характера иногда читаешь, что с четверга люди начинают уже красить яйца, запекать мясо и прочее. Но это настолько отвлекает нас от глубинных и важнейших моментов, которые вложены в эти дни! Поэтому следует сосредоточиться на богослужениях, что будут проходить в храмах. В них потрясающая смысловая нагрузка, которая переворачивает наше сознание. Очень ярко и четко звучат слова святителя Иоанна Златоуста, о них я сказал выше. И такая радость, такое предвосхищение, такой внутренний подъем!..

И все потому, что Христос – Жизнодавец. Это не просто Человек, живший две тысячи лет назад, Который предложил миру какие-то высоконравственные идеалы. Христос – Дарователь жизни, и мы эту жизнь чувствуем ежедневно, ежечасно. И в эти дни через богослужения приоткрывается завеса Царства Небесного и открывается Сам Бог. Мы чувствуем, что Господь здесь, рядом с нами, Он близок. Для кого-то Он, может быть, открывается в пасхальном яйце или куличе, но Господь коснется сердца каждого человека.

Поэтому всех приглашаем в эти дни в храмы. Давайте вместе помолимся, потрудимся, преодолеем себя. Пусть многие не до конца понимают для себя важнейшие вещи, о которых мы говорили, говорим и будем говорить. Люди идут на праздник Пасхи по разным обстоятельствам. Но мы верим и убеждены, что в этот день сердца любого человека касается Христос воскресший, Дарователь Жизни, Христос, Который обогащает нас полной радостью и счастьем.

Дай Бог, чтобы праздник Светлой Пасхи стал для нас полноценным и настоящим. Никакие внешние вещи, никакая зараза не сможет отделить нас, как говорит святой апостол, от любви Господней, от радости о Господе. Еще раз повторюсь, эти дни мы проживаем свято, вдумчиво, в предвкушении торжественных событий. В этом году Пасха выпадает на майские праздники, выходные дни.

Если кто-то, может быть, стесняется или боится (в связи с понятными обстоятельствами) быть на пасхальной службе в храме, ничего в этом страшного нет. Впереди – Светлая седмица. А Светлая седмица – это каждый день Пасха, каждый день богослужение проходит пасхальным чином, поста нет. Радуйтесь и веселитесь! Придите в радость Господа!

Всю Светлую седмицу ждем вас в храмах, чтобы торжественно приветствовать друг друга пасхальным приветствием, обменяться радостью с близкими и родными людьми внутри прихода. Приходите, не бойтесь, не стесняйтесь. Господь с нами! Господь воскресший – Победитель смерти. Нас ничто не страшит, когда мы с Господом. Поэтому трудимся, верим и двигаемся только вперед, в светлое и радостное будущее.

Ведущий Тимофей Обухов

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать