Беседы с батюшкой. Ответы на вопросы

27 июня 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа Московской (городской) епархии, настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове, член Канонической комиссии при Епархиальном совете города Москвы. 

– Завтра начинается Петров (или Апостольский) пост, давайте о нем немного расскажем. Что это за пост? Является ли он строгим? Или есть какие-то послабления?

– Конечно, по строгости это не Великий и не Успенский пост. Апостольский пост более-менее радостный, в память апостолов, которые после Пятидесятницы, то есть после создания Церкви, ее дня рождения, вышли на служение, посланные на него Господом. Он достаточно щадящий для физического состояния православного народа, когда разрешается вкушение рыбы. В этом году нам всем повезло, пост коротенький, всего две недели. Но это с человеческой точки зрения повезло, а с духовной – наверное, не очень, потому что задача поста – не столько ограничить себя в еде, сколько задуматься о той жизни, которую мы проживаем в этом мире.

А что касается еды, однажды я был в гостях в Рязанской области, там жила очень благочестивая семья мамы моей знакомой. Беседуя с одной женщиной, она ей говорила: «Не привыкай к хорошей, вкусной пище. Кто знает, какие времена будут… И как будет тяжело тем, кто привык к вкусной еде. А нам, привыкшим к простой пище (картошка, хлебушек), будет не так трудно». На самом деле показателен прошлый год, когда границы закрылись, начали против нас вводить всякие санкции, когда перестали нам поставлять сыры, еще что-то. Тем, кто привык к обычной пище, было не так сложно.

Пост – это не ограничение себя прежде всего в физическом состоянии, в еде, а время духовного созерцания, более серьезного, более углубленного, когда нужно заглянуть внутрь своей души, найти ту маленькую занозу, которая сидит внутри нас и не дает сделать очередной шаг на пути духовного совершенствования, и вынуть ее. Как тяжело бывает это сделать! Это, наверное, основная задача поста – постараться сделать себя чуть-чуть лучше, приготовить себя не для этой внешней земной жизни, а для жизни вечной, для  Царства, уготованного нам нашим Господом.

– Пост закончится вашим престольным праздником Петра и Павла.

– Да, замечательный день. Надеюсь, что и погода будет хорошая, и служба будет торжественная.

Нас часто называют боголюбивым народом. Последнее время, наблюдая за тем, что происходит не только в нашем храме, но и во многих других, хочу сказать, что (за исключением каких-то очень значимых храмов или храмов в спальных районах, где недостаточно приходов) количество людей, которые почитают Бога, значительно уменьшилось. Поэтому назвать нас боголюбивым народом сложно, вот Богом любимым – да, конечно.

Бог нас любит и терпит, несмотря на все наши прегрешения, нарушения, нелюбовь или безалаберность по отношению к Нему. Но надеюсь, что все-таки дух русского человека немного встрепенется, всколыхнется, мы вспомним о том, кто мы, какие наши корни, на каких традициях росли мы и наши предки, что готовы передать нашему будущему поколению, и народ все-таки обратит свой взор к храму Божьему.

– Есть вопрос от Серафима: «Как известно, празднословие опасно. Но как понять, где проходит граница между необходимым разговором и праздным словом?»

– Что значит «необходимый разговор»? Наверное, сегодня у нас с Вами необходимый разговор в силу того, что идет эфир, когда мы можем обсудить что-то важное в жизни человека. Когда собираются двое и начинают перемывать кости остальным окружающим, – это, наверное, уже празднословие. Когда люди разговаривают, лишь бы просто поговорить, чтобы продолжить общение, не имея какого-то внутреннего соприкосновения, внутренней искренности по отношению друг к другу, тогда опять же получается празднословие.

Все, что не идет на пользу нашему внутреннему духовному деланию, является праздными словами, которые ничего хорошего в нашей душе не оставляют и не дают нам никакого духовного опыта, а, к сожалению, утягивают нас в празднословие, пустословие. Как часто бывает: ради красного словца что-то сказали, а потом только начинаем думать. Наш народ вообще очень мудрый, не зря говорит: слово – не воробей, выпустишь – не поймаешь. Мы вначале говорим, а потом начинаем думать. Чтобы не было празднословия, прежде чем говорить, надо думать о том, о чем мы говорим с теми людьми, которые нас окружают.

– Вопрос телезрителя: «Известно, что когда иудеи отмечали праздник Песах, они выпивали четыре чаши вина. Но была еще наполненная пятая чаша, к ней никто не притрагивался. Считали, что если Илия придет, наступит конец времен; и он, выпив эту чашу, возьмет ответственность за грехи людей на себя. Когда Христос молился в Гефсиманском саду, Он говорил: "Отче, пронеси эту чашу мимо Меня". Не об этой ли чаше Он говорил в этот момент?»

– Наверное, какой-то прообраз чаши – искупительной жертвы Христа Спасителя в этом есть. Конечно, не конкретно об этой чаше Христос молился в Гефсиманском саду. Но как образ искупления та чаша была. Ведь здесь, в Гефсиманском саду, чаша тоже является образной. Христос знал о тех страданиях, на которые Он идет, и человеческое, присутствующее в Нем (мы не должны забывать, что Он был не только Богом, но и Человеком), на какой-то момент взыграло в словах: «Да минует Меня чаша сия». Но умение принимать волю Божию («Не Моя, но Твоя воля да будет, Господи») – вот чему нам надо, конечно, научиться.

Евреи считали, что искупятся грехи верующих иудеев Илией, он возьмет их на себя. Христос тоже взял на Себя искупление грехов, но это не значит, что все они простятся без нашего участия. Мы должны потрудиться для того, чтобы наши грехи простились, принести прежде всего добрые плоды покаяния Богу, чтобы эта чаша, которую Господь испил до дна ради нашего с вами спасения, не была напрасной.

– Следующий вопрос телезрителя: «Как Вы считаете, как скоро наступит конец времен?»

– Это вопрос, который беспокоит весь христианский мир с момента воскресения Господа. Я неоднократно в наших беседах, когда мы встречались на телеканале «Союз», говорил о том, в чем разница между нами и первыми христианами, которые ожидали конца света. Во-первых, основная масса людей слышала об Апокалипсисе, Откровении Иоанна Богослова, о том, что там сказано: ни дня, ни часа не знает никто, даже ангелы, только Господь. И апостол Иоанн в Откровении тоже подтверждает эти слова, сказанные Христом при жизни и записанные в Евангелии, когда ученики спросили Его о конце света. Господь им дал ответ.

Ко всем предсказаниям о конце света, которые мы слышим с разных сторон, надо относиться так же, как к смерти человека: бояться не смерти физической, а смерти духовной. И первые христиане с радостью ждали конца света, хотя понимали, что придет вначале антихрист, будет его царство, но потом придет Христос –  и будет радость жизни вечной во Христе. Мы же сегодня забываем о Втором Пришествии Христа Спасителя, искупившего наши грехи. Он придет для того, чтобы открыть для нас объятия и принять тех, кто постарался быть с Ним до конца. Мы сейчас живем в ожидании не того, когда придет Христос. Вопрос задается, когда будет конец света, не потому, что Христос придет, а потому, что конец света – это прежде всего страдания и мучения, пришествие антихриста.

На протяжении новозаветной истории постоянно были времена, когда имелись предпосылки того, что конец света близок. И современный мир, к сожалению, ничем от предыдущего не отличается. Конечно, если посмотреть на то, что происходит сегодня в окружающем нас мире, то уже близко, при дверях, этот час. Но он приближается с момента воскресения Христа Спасителя, и мы не знаем: завтра он будет, или послезавтра, или через десять, или через сто лет.

Мы должны быть мудрыми, а не юродивыми девами, должны в любой момент ждать Христа Спасителя, чтобы быть готовыми к этому со своими добрыми делами, с исправлением своей жизни, со стремлением духовно возрастать. Может быть, хотя бы  с желанием иметь все это и стремлением к этому. Не всегда получается что-то сделать, но Господь и намерения целует. Но не надо сидеть и ждать, как это делали некоторые старообрядцы в ожидании конца света – ложились в гроб и ждали, когда же наступит обещанный конец света. Ничего не делали, а потом оказывалось: надо вставать и дальше жить.

Поэтому живите со Христом здесь, в этой жизни. И там, в вечной жизни, тоже будете жить со Христом. Когда-нибудь конец света будет, молитесь, чтобы Господь не дал вашим детям  видеть страшного пришествия антихриста, которого мы все боимся. Но помните о том, что за ним все равно будет Царство Божие, потому что придет Христос. А нам, даже если мы и доживем до этого времени, дай Господь сил и крепости преодолеть те испытания и искушения, которые верующий человек должен преодолеть. Сегодня, к сожалению, иногда нас ставят в такие условия, когда мы тоже должны делать выбор, что для нас важно, дорого.

– Вопрос телезрительницы: «Я болею уже пятнадцать лет шизофренией. Как-то по телевизору  слышала, что можно не поститься таким болящим. Как мне поститься? Подскажите, пожалуйста. Мне батюшка сказал, что только мясо в пост не есть, а остальное все можно».

– Опять мы возвращаемся к тому, что пост, прежде всего, должен быть постом духовным. Конечно, делаются исключения для детей и болящих людей, военнослужащих. Много всяких исключений есть. Все должно быть посильно, не надо брать на себя подвиг больший, чем можешь понести. Лучше кушать молочные продукты (а если уж и без мяса совсем не можете, съешьте кусок мяса) и ходить в храм Божий, чем поддаться болезни и попасть в больницу, где все равно не будет поста, но мы еще будем лишены возможности посещать храм Божий. Поэтому в каждом случае надо индивидуально подходить.

Часто у стариков, людей, которые много живут, не возникает вопроса, как надо поститься. Иногда говоришь пожилому человеку: «Сделай послабление, у тебя уже возраст, можно хотя бы молочное вкушать для поддержания сил…» – «Нет, зачем же? Всю жизнь соблюдал, а сейчас, на старости лет, нарушать?» Поэтому все по силе, по возможности. Господь ни от кого никогда не требует нести на плечах больше того, что можешь понести.

Самое главное – не оставляйте молитву. А съедите Вы молочко или нет – с Вашим недугом это уже второстепенный вопрос.

– В продолжение темы о конце времен. Часто люди читают разные предсказания каких-то старцев, которые сейчас православные святые, и связывают некоторые предсказания с нашим сегодняшним днем. Как правильно к этому относиться? Может быть, это вредно?

– Да никак. Мы люди. Читаем, конечно. Но ничего полезного для души там по большому счету не находишь, и неизвестно, сказал ли это старец. Относиться к этому надо так: что есть такое мнение. И вакханалия и беспредел, к сожалению, присутствуют в нашей жизни. Это один из показателей приближающегося конца света. Но нам надо жить по-христиански, убегать от всего этого.

Очень не хотел касаться этой темы, но с завтрашнего дня нас ограничивают от посещения ресторанов, ночных клубов. Верующий человек должен сказать: «Слава Богу! Господь ограждает нас от греха». Так что, может быть, соблазн был бы пойти, а тут нас и не пускают. Поэтому обратите свой взор на внутреннее духовное состояние. Что Бог ни делает – все к лучшему. Господь в жизни всегда дает возможность выбирать. Выбирайте, с Богом вы или без Бога. Что важнее: наше внутреннее состояние или получение каких-то благ? Жизнь вечная прежде всего или благосостояние здесь, на земле? Конечно, хорошо бы совместить и то, и другое, чтобы все было хорошо. Но рано или поздно все равно  приходится делать выбор: мы с Богом или без Него.

В каждом времени есть сопутствующие концу света события, которые происходят и сегодня. За XX век мир очень далеко ушел вперед. За тысячелетнюю историю такого прогресса развития не наблюдалось никогда. Можно сказать, от сохи до космоса. Мы еще в начале 90-х годов считали фантастикой сотовый телефон, а сегодня без него жить не можем. А времени прошло совсем немного. Поэтому, конечно, жизнь стала скоротечна.

Посмотрите, как летит время. Мы знаем предсказание о том, что в конце времен, несмотря на то, что в сутках будет такое же количество часов, в часах будет такое же количество минут, в минутах – такое же количество секунд, время будет лететь. Посмотрите, как скоротечно пролетает наша жизнь, когда дни становятся часами, месяцы – днями, а года – месяцами. Потому что не успеваешь оглянуться – и года нет.

Сегодня, к сожалению, такое ощущение есть у любого поколения: и у молодых, и у людей среднего возраста, и у пожилых. Казалось бы, все делается для того, чтобы нам было удобно, чтобы мы всё успевали, а мы не успеваем ничего. Если раньше женщина успевала и детей рожать, и за домом следить, и заниматься домашним хозяйством, и вручную стирать, ходить полоскать белье зимой на речке в проруби, то сегодня, имея всю домашнюю технику и передвигаясь не на телегах, а на машинах и метро, мы все равно ничего не успеваем. И, к сожалению, идол у нас – телевизор, который отнимает много времени, как и Интернет.

– Можно телеканал «Союз» смотреть, а лучше просто слушать и делать домашние дела.

Вопрос телезрительницы: «Я с 2007 года и по сей день нахожусь только в квартире, я инсультник. Благодаря вашему каналу мне гораздо легче жить. Я бы с удовольствием исповедовалась в церкви, но не могу этого сделать физически. В 2012 году приглашала к себе священника, исповедовалась у него, а после этого уже исповеди не было».

(Далее диалог с телезрительницей)

– Чем же Вас так озадачил священник, что Вы с 2012 года не нашли возможности позвать его еще раз?

– Понимаете, может быть, в силу своего характера. Пенсия очень маленькая, а бесплатно я тоже не могу пригласить. Меня интересуют вечерние молитвы. Там же в конце произносишь перед Богом все свои грехи. Достаточно этого или нет? Или все-таки мне надо здесь как-то по-другому поступить?

– Наверняка у Вас есть знакомые – ведь кто-то к Вам ходит, помогает, продукты приносит. Среди них наверняка есть верующие люди, которые посещают храм. Можно с ними поговорить, попросить, чтобы они сходили к батюшке, объяснили ему ситуацию.

Понимаете, приход священника не означает, что он должен обязательно получить за это деньги. Да, кто-то благодарит, помогает. Но если человек не может это сделать, это не значит, что он должен жить вне Причастия. Это беда наша. Думаю, такая проблема существует у многих людей, когда есть такое стеснение. Не должно этого быть, это ложное стеснение. Священник приходит исповедовать и причащать Святых Христовых Таин. Получается, что мы живем вне евхаристического общения со всей Церковью из-за такого ложного стыда.

Попросите кого-то из своих близких, чтобы поговорили со священником. Не думаю, что настолько очерствело наше духовенство, что не пойдут навстречу. Сейчас в храмах, как правило, есть люди, которые помогают в катехизаторских вопросах, социальном служении. Может, они помогут, как-то возьмут Вас под контроль. У Вас есть телефон, Вы же сейчас дозвонились. Попробуйте позвонить в ближайший храм, если уж некого попросить, чтобы в храм сходили. Объясните свою ситуацию по телефону, не стесняйтесь сказать, что Вы пенсионерка, малоимущая, что у Вас нет денег, но очень хотелось бы причащаться Святых Христовых Таин. Я уверен, что на Вашу просьбу откликнутся, будут приходить к Вам и причащать.

Не причащаться девять лет – это очень страшно. У апостолов был такой порядок (апостольское правило): человек, не причащавшийся в течение двух недель, отлучался от Церкви. А мы сами себя отлучаем от общения со Христом, от принятия Тела и Крови Христовых. А это единственное, что нас в этой жизни подкрепляет, помогает духовно возрастать и держаться в каких-то духовных границах. Если Причастия в нашей жизни не будет – это погибель для нас.

(Окончание диалога с телезрительницей)

– Вопрос: «Как бороться с грехом осуждения?»

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы. К сожалению, уйти от осуждения тяжело. Вначале надо как-то дорасти до рассуждения. Но где эта грань между осуждением и рассуждением? Главное, чтобы в осуждении не было злобы. И мы должны видеть, что мы сами несовершенны. Человек, которого мы осуждаем, может быть, принеся покаяние, подобно разбойнику на кресте, получит прощение, а мы за свое осуждение получим вечное поругание. Любовь надо в себе взращивать. Ведь Христос любит всех. И даже на кресте Он же не проклинал никого, не ругался на тех, кто Его распинал, но молился Отцу Небесному: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят».

Сегодня, видя то, что происходит, мы часто возмущаемся, осуждаем кого-то. Нам кажется, были бы мы на том месте, сделали бы по-другому, жили бы по-другому. Но всегда легко говорить о том, что мы могли бы сделать. К сожалению, часто получается так, что, достигая того или иного места, мы начинаем уподобляться тем людям, которых когда-то осуждали.

Поэтому надо с любовью ко всем относиться, где-то пожалеть: какие же несчастные люди, что же они делают? Они же не ведают, что творят... Хуже, если люди ведают, что творят, но делают; таких надо еще больше пожалеть, потому что это еще большая беда в жизни. С любовью, сопереживанием, состраданием относиться к людям, и так, наверное, потихонечку от осуждения избавимся.

Ну а что наше осуждение? Ну, осудили – а дальше что? Кроме того, что себе внутренне навредили, ничего не изменилось в нашей жизни. Мы осуждаем начальника, но не приходим к нему и в лицо ему это не говорим. В общественном пространстве, в Интернете иногда духовенство начинает обличать служащую братию, что-то происходящее в Церкви... Для чего это делается? Для того, чтобы что-то в жизни изменить, сделать что-то полезное? Или для того, чтобы создать себе определенную популярность на определенной волне?.. Зачем осуждать? Пожалеть надо, помолиться и сказать: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят».

– Вопрос телезрителя: «Господь в свое время уничтожил людей, живших до потопа, жителей Содома и Гоморры. А почему Господь не уничтожит главных носителей зла: сатану и его помощников?»

– Разные были времена. В ветхозаветные времена была задача – сохранение веры в единого Бога. Новый Завет ставит совершенно другие задачи. Мы знаем, что после потопа Господь дал завет в виде радуги: когда мы ее видим, мы должны не просто ею восхищаться, но это нам напоминание, что Господь проявляет милосердие и, несмотря на наши грехи, никогда не уничтожит больше человечество и все живущее на земле Своей волей. Содом и Гоморра были наказаны Господом потому, что, к сожалению, грех пошел через край.

Господь сотворил всех. Ангел, возгордившись, отпав от Бога, был низвергнут. Мы, к сожалению, не научаемся этому опыту и часто не за Богом пытаемся идти, а, наоборот, прельщаемся тем, что нам готовит дьявол. Уничтожить-то, конечно, можно; Господь может сделать все. Но что это даст для нас? Что это изменит в нас, если мы сами не изменимся?

Вот жили люди в раю, не вкушая от древа познания добра и зла. И вдруг им сказали: познайте, что такое добро и зло. Не было бы змея, эта мысль, может, и человеку пришла бы; мы же всегда додумываемся до чего-то не самого хорошего в своей жизни. И опять же был выбор: вкушать или не вкушать. С тех пор существует поговорка: запретный плод сладок. Насколько он был «сладок»? Каковы последствия этой «сладости»?

Уничтожить все Господь может. Господь и нас всех может избавить от греха Своей волей. Но тогда мы не будем людьми, а будем роботами. А это как раз то, против чего мы сами часто выступаем. Ведь когда мы слышим, что сейчас пытаются проводить какие-то опыты по вживлению чипов в мозг, чтобы улучшить память или еще что-то, мы возмущаемся этим и говорим, что это нехорошо. Когда проводятся какие-то генетические опыты, мы тоже говорим, что это плохо. Мы считаем, что клонирование человека – это ужасно... Мы не роботы; Господь нас создал со свободной волей, и мы вправе сами выбирать, как нам жить: с Богом или без Бога. Это решение каждого из нас: пойти по пути греха или постараться бороться с грехом.

– Вопрос: «Как сейчас сохранить веру и спокойствие в нашем жестоком мире?»

– Мир всегда был жестоким. Мир никогда не был другом христианина с момента пришествия в мир Христа Спасителя. Да и в ветхозаветные времена так было. Вспомните пророков: их избивали, не принимали. Сказано в Священном Писании, что нет пророка в своем отечестве. Праведников всегда поносили, не принимали. Читаешь жития святых и понимаешь, что основная масса людей относилась к святым при жизни в лучшем случае с насмешками. Вспомните, как насмехались над блаженной Ксенией Петербургской, не понимая ее юродства. А сегодня мы почитаем ее как святую. Преподобного Серафима Саровского многие современники тоже не понимали, осуждали; хорошо, если при жизни успевали раскаиваться в том, что были не совсем справедливы по отношению к нему. Это было всегда.

Ничего нового в сегодняшнем мире не происходит. Ничего нового в духовной борьбе не придумано. Может быть, чуть больше соблазнов. Мир тот же; он пытается уловить наше внимание. И в Древнем Риме были зрелища, и сейчас тоже зрелища. Только тогда шли в Колизей смотреть, как терзают христиан или как воины дерутся, а сегодня можно пойти в ночной клуб или просто включить телевизор, залезть в Интернет. Но можно этого не делать, а встать перед иконой, сосредоточиться и помолиться. Но это же неинтересно, сложно, тяжело. Но какая радость бывает от того, что ты себя заставил, понудил! Самое сложное – понудить себя встать на молитву. Пусть даже молитва будет невнимательная и скоротечная, но какое потом наступает внутреннее удовлетворение, что ты себя в какой-то ситуации переборол! И в этом счастье.

А когда просидел у телевизора, ничего, кроме сожаления, потом не испытываешь. Только думаешь: Господи, сколько времени пропало, а так и не отдохнул. А надо еще делами заниматься, что-то делать... Это беда. К сожалению, у меня тоже не всегда получается с этим бороться.

– Вопрос: «Часто мы просим святых помолиться о нас. Например: ˮСвятый Архистратиже Божий Михаиле, моли Бога о насˮ. Почему мы это делаем? Почему нельзя молиться напрямую Богу? Почему мы молимся святым?»

– Можно молиться Богу напрямую, и мы молимся Ему по большому счету напрямую. К сожалению, наша христианская психология такая, что мы не столько просим святого помолиться за нас Богу, сколько просим, чтобы святой нам дал что-то. А надо, ощущая свою внутреннюю духовную скудость, неимение своих духовных сил, просить святого быть предстателем, помощником в нашей молитве, чтобы он вместе с нами помолился Богу, попросил Его о нас.

Люди обычно говорят: вот блаженная Матронушка нам помогла. Это не Матронушка, а Господь по ее молитвам. Если мы придем к мощам святителя Тихона, патриарха Всероссийского, в Донской монастырь, или к мощам Илариона (Троицкого) в Сретенский монастырь, или к любым другим святыням и искренне будем молиться, неужели тот или иной святой не будет ходатаем за нас перед Богом? Конечно, будет.

Но душа человеческая такова: одного человека мы любим больше, другого – чуть меньше, третьего совсем не любим. Так и в жизни духовной, к сожалению: какой-то один святой нам ближе. Так и с храмами: в нашем понимании есть свой храм, а есть чужой храм. Мы должны помнить, что храм – это дом Божий, где бы он ни был. Но в храме, куда мы ходим постоянно, мы себя почему-то чувствуем уютнее, чем в ином храме, куда приезжаем в паломничество, например. Это наше человеческое проявление, и с этим, конечно, надо бороться.

– Давайте подытожим нашу программу.

– Дорогие телезрители, братья и сестры! Хочется пожелать, чтобы две недели поста, которые нам предстоит пройти, прошли не впустую для нас, а с пользой для нашего внутреннего духовного делания. Чтобы мы, задумываясь даже о конце света, о котором сегодня так много говорили, не страшились и не боялись того, что надо будет преодолеть какие-то испытания, но радовались тому незаходящему свету, который за этим придет и озарит нашу жизнь.

Живите с Богом; с Богом человеку можно преодолеть все и вся, и опыт Церкви нам это показывает. Совершая сегодня память всех святых, от века просиявших, мы видим, что с Богом люди преодолевали такие мучения, которые, казалось бы, человек преодолеть не может. Имейте крепкую веру. Имейте такую любовь к Богу, какую Он показывает в отношении нас. И тогда, может быть, мы станем боголюбивым народом: не только Бог будет любить нас, но и мы отдадим Ему частичку нашей души и любви за Его жертву, которую Он принес за нас по любви к нам. Спаси всех Господь!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Елена Кузоро и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать