Беседы с батюшкой. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

31 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе (Московское подворье Оптиной пустыни) и Покровского храма в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

– Приезжайте в Покровский храм, где две с половиной тысячи метров византийской мозаики, копия Гроба Господня, места Рождества Христова и других величайших христианских святынь. Приезжайте и к мощам преподобных Оптинских старцев, которые на подворье при храме Петра и Павла.

– Храмы не закрыты, но сейчас трудно передвигаться по понятным причинам.

– Непонятно, закрыты или не закрыты. Сколько они будут открыты? Живем одним днем. Каждый день надо наполнить содержанием с пользой для души. Тем более между службами много людей нет, и можно прийти с соблюдением всех предписаний. Когда Бог на первом месте, все остальное на своем.

– Можно совершить маленькое паломничество.

– Святая Земля уже два года закрыта. У нас можно представить, как эти святыни выглядят на Святой Земле, все сделано один в один. Многие люди говорили: «Батюшка, такое впечатление, что еще раз побывали на Святой Земле». Однажды был владыка Павел, сейчас митрополит Крутицкий и Коломенский, а в то время он был начальником миссии, посетил наш храм, приложился ко Гробу Господню и говорит: «Я понимаю, как можно сделать один в один Камень (камень из Иерусалима, из часовни Гроба Господня), но не могу понять, как вы запах-то передали? Пахнет как в Кувуклии». («Кувуклия» переводится: «господская опочивальня».) Какая-то фантастика. А для чего? Все для утешения людей, для укрепления в вере. Потому что все есть: вечность, душа, бессмертие, Бог, Иерусалим. Есть Пятое Евангелие.

Вы слышали про Иерусалим? Слышали. Календарей много: иудейский, исламский, китайский. Но сейчас банковский год у всех один – 2021-й. Ноль – это какая точка отсчета? С Рождества Христова. Люди живут в этом пространстве и даже не задумываются. Детям в школе говорю: «Какой самый любимый день недели?» – «Выходные». –  «А из выходных какой?» – «Воскресенье». Красным обозначается. «Не подскажете, что это за слово такое: воскресение?» – «Ну, это когда Христос воскрес». Какие-то понятия есть. Слово вошло в обиход жизни. Пользуемся им, но не задумываемся. Все мимо ушей, мимо сердца, мимо души. Почему? Клиповое мышление, только текущий день, текущие события.

Как говорил Федор Михайлович Достоевский, нельзя жить в одну утробу. (Кстати, 11 ноября будет 200 лет со дня его рождения.) «Главные вещи в жизни – это не вещи». Когда человек поймет, что не вещи главное в жизни, он станет счастливым человеком. У Достоевского был пример и идеал в жизни, к чему он стремился; он с великим благоговением относился к Александру Сергеевичу Пушкину, называл его «всечеловеком», потому что он был для всех. В те времена его произведения были переведены на все языки мира. А образ в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Он показал, что нет предела человеческой жадности и насыщению.

Рыба не имеет предела в насыщении. Однажды я приехал в зоомагазин и говорю: «У меня в монастыре на подворье все рыбки всплыли кверху брюхом». Продавец оказался опытный человек, говорит: «Все очень просто, они переели. Вы как их кормите? Обязательно надо делать два разгрузочных дня, у них нет предела насыщения». Даже зоологи для рыбок рекомендуют разгрузочные дни...

Но мы же не рыбы. Надо головой все-таки думать, что важна не одна только еда, одежда, деньги, внешняя обстановка. Все в конце концов будет иметь предел. Не будут иметь предела ни душа, ни вечность, ни жизнь с Богом. В этом плане мы счастливые люди. Старец Паисий Афонский говорил, что от того, что он слышит, видит, что происходит в мире, он бы давным-давно сошел с ума, если бы не знал и не верил, что последнее слово за Богом. И ковид, и смерти, и потери, и болезни, и катастрофы, и безработица, многодетность, бездетность – все в конце концов закончится. Чем закончится? Для многих закончится жизнью с Богом, Царством Небесным. Почему? Господь сказал: Я живу, и вы будете житьВ доме Отца Моего обителей много...  Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. А что у нас сейчас? У нас не жизнь, а подготовка к жизни, не книга, а предисловие к книге. Надо правильно подготовиться. Что это значит? Федор Михайлович писал своему брату Михаилу, что человек – это тайна, и если он всю жизнь на это потратит, не скажет, что зря время потратил. Он изучал человека и тайну его, потому что хотел остаться человеком.

– А как исследовать человека?

– Это прежде всего исследовать самого себя. У него хватило времени и возможностей для исследования. Ни один русский писатель-классик не прошел через каторгу. Он про нее сказал: «Я столько судеб повидал... Мне говорят, что я фантазер и выдумщик, но я не фантазер и не выдумщик, все эти примеры для своих романов я взял из жизни, из того, что слышал, видел, что сам пережил. Я все это видел. Все эти драмы. Все дно человеческой жизни». О нем пишут, что Достоевский мрачный писатель, ницшеанец, бесконечное самокопание, пессимизм. Он пишет своему брату Михаилу, они были с ним одной душой: «Я дохожу в некоторых вещах до самого дна. Почему? Чтобы хоть кто-то понял и осознал, куда мы катимся».

Епископ Игнатий говорил, что начало здравия – это признание своей болезни. Социалисты (коммунистов тогда еще не было) говорили, что человек – хорош, но только среду надо немного изменить, денег всем поровну, чтоб бытовые условия были, чтоб работа была, чистота, порядок… Но не в этом дело; «дай человеку все, он скажет: дай мне хорошего; дашь ему хорошего, он скажет: дай лучшего; дашь лучшее, скажет: дай изысканного; дашь изысканного, тут же возжаждет извращенного».

Я понимаю, у людей джинсы. Но как у людей дырки на джинсах? Это что такое? Джинсы – это необходимое. А дырки на джинсах – это уже извращенное. Во Франции в ресторанах надо, чтобы рыба имела вкус мяса, а мясо имело вкус рыбы. Так изощряются. Что вы делаете-то? И Достоевский сказал: надо начинать только с себя. Потрясающая была глубина, педагогические цели. Вот и тайна. Прежде всего тайна состоит в познании самого себя.

На исповеди до бесконечности: пьет, бьет; пьет, бьет... Соседи, муж, дети, внуки, начальство, государство – всё не так, все плохие. Может быть, они и плохие. Но ты их не исправишь. Ты можешь исправить себя. «Нет, я-то нормальный. Это они. Если бы муж любил, дети слушались, начальник понимал, государство платило, то я бы тогда, может быть, и был бы другим». Ничего подобного. Царствие Божие внутри нас. Внимай себе. Отеческая заповедь. Мы почти никого не можем изменить вокруг себя. Дети родные не слушаются. Муж и жена каким-то светлым примером могут друг на друга повлиять.

Уклонись от зла и сотвори благо. Простой алгоритм жизни. Ты в каждый момент должен понимать: добро это или зло. Это нейтрально – ладно, это зло – уклонись, это добро –сделай. Мало признать добро, его надо сделать.

Николай Сербский говорит, что добро должно быть мгновенное. Ты подумал позвонить кому-то, маме, папе, человеку в больнице, другу, знакомому – позвони, и звони моментально.  Потому что через несколько секунд придет помысел, который скажет: да, но завтра. А завтра – это враг сегодня. Если тебе что-то открыто сделать сегодня, а ты переложил на завтра, то 90% вероятности, что ты этого завтра не сделаешь. Захотел помириться, сейчас мирись. Вспомнил про долги (не государственные, хотя их тоже надо отдавать, а друзья дали перебиться), сейчас есть деньги – сразу отдай. Любой добрый посыл нужно осуществлять мгновенно. Добро должно быть мгновенно, молитвы мгновенны, покаяние мгновенно и прощение мгновенно. Прощение какое? Безусловное. Мы у Бога что просим? Помилуй. На каких условиях? Помилуй – это не условие. Помилование – это милосердие. Никакого условия не может быть.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли снова зажечь свечу, которую зажигали несколько лет назад при освящении роддома?»

– Можно и нужно зажигать ее до тех пор, пока она не сгорит. Но ставьте свечи на подсвечник и никуда не уходите. Одно дело дома, можно проследить, а другое дело на работе. Соблюдайте технику безопасности. И дома так советую: уходя, тушите лампадки. Бывает, они лопаются по неизвестным причинам. Береженого Бог бережет. Свечи столько и зажигайте, пока не сгорят.

–  Недавно была неделя памяти Оптинских отцов. Амвросий Оптинский принимал по 20–40 писем в день. Это сложно представить. Если бы были социальные сети, какое было бы сейчас общение…

– Да, на тот период времени он был ведущий «блогер» страны. У старца Макария старец Амвросий имел послушание так называемого письмоводителя, и он был не один. Кто такой письмоводитель? Это тот, который ведет письмо от его получения, распечатывания (старцу преподносили, давали краткое содержание), ведет реестр: ответили, не ответили. От 20 до 40 писем. Старались на них отвечать. И в конце концов, когда уже был завал, старец пишет: «Пишите мне раз в две недели, обобщив, в чем вы хотите покаяться и что  хотите спросить, потому что у меня уже нет ни сил, ни здоровья, ни возможности отвечать на все ваши охи, ахи и вздохи».

Два раза в месяц. Он позволил такой алгоритм духовным чадам. Что сейчас происходит? Двадцать сообщений  в день. Дайте возможность священнику за Вас помолиться. Старцам писали и слушали их. Сейчас все девальвируется. Девальвируется слово. Если бы раньше были такие передачи, как наша, то их бы потом пересматривали, переписывали, искали какие-то нюансы… Сейчас слово священника обесценивается. И двадцать сообщений в день! Вы продумайте, что спросить, как спросить, послушайте, что Вам было отвечено...

Два уха и один язык, чтобы меньше говорить, меньше спрашивать и больше слушать. Это природой самой устроено. Сейчас ужасная всероссийская статистика: на три брака два развода. В энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которая вышла до 1903 года, тоже бегло указана статистика: на тысячу браков три развода. Это воспринималось как судьба. Второй раз ты можешь выйти замуж или жениться, будучи вдовой или вдовцом. Было невозможно просто сказать, что не сошлись характерами, что он пьет, бьет или изменил. Не принято было разводиться, а уж тем более чтобы развенчаться.

– Вам могут возразить, что в те времена женщины были без прав...

– Ну, не об этом речь. Все было гораздо чище, ответственнее, благороднее, брали обязанности, которые исполняли, а не так, что слово дал – слово взял. Все было гораздо серьезнее.

Старец Амвросий помогал соблюдать этот социальный статус, не повышая эту планку разводов. Приходили к нему женщины. Большей частью именно женщины бывают недовольны. Приходили и говорили: вот у меня муж такой-сякой. Старец слушал сочувственно и потом говорил: «Не то беда, что во ржи лебеда, а то беды, когда ни ржи, ни лебеды. Муж хоть плохонький, но есть». Жена хоть неказистая, но есть. Говорили: «Он несправедливо поступает». Старец спрашивает: «А ты хочешь быть счастливой или справедливой?» Все справедливые и все умные одни и без мужей. Бог по отношению к нам несправедлив. Потому что нас милует. И мы у него просим не справедливости, а милости. А почему ты к близким людям относишься по справедливости, когда надо относиться по милости?

Рыба без костей не бывает. Так не бывает и человека без недостатков. Старец Паисий говорил: он тебе прощает твою энергичность, а ты ему прощай его медлительность и прочее… Ты очень аккуратная, а он неряшливый. Паисий говорил: «У машины всегда есть две педали: газ и тормоз. Но если вы будете оба газовать, то куда-нибудь врежетесь; если будете оба тормозить, машина духовной семейной жизни с места не сдвинется. Один газует, другой притормаживает. Газ – тормоз. Единство в многообразии. Муж с женой дополнение. И надо терпеть до бесконечности».

Это было 130 лет назад. Старец почил в 1891 году, прожил 79 лет. Стал инвалидом I группы в 33 года. Откуда долголетие? От таблеток? От фитнес-центров? От сбалансированного питания? От водного баланса? Здоровье от Бога. Всю жизнь болел, прожил 79 лет. Пережил Достоевского, Пушкина. Тайна, загадка. Делай дело Божье, остальное Господь приложит. Главное, ты на это не обращай внимания. Дело не в годах. Не надо бояться смерти. Надо бояться пустой жизни. У него жизнь была наполненная. А прожил он долго потому, что люди хотели, чтоб он долго жил. Когда люди блага желают, у человека все будет хорошо. Если человека проклинают, ему это все вернется. Почему ему зла желают? Потому, что он стал виновником этого зла. Когда человеку блага желают, он будет долго жить.

Игорь Кириллов – телеведущий первого канала, озвучивал все парады, был диктором. Сейчас почил. Хороший человек.

– Да, новопреставленный, 89 лет.

– Добрые люди должны долго жить. И все люди должны долго жить, если они пользу приносят. И кто не приносит, в этом тоже что-то есть. Так вот, про семейную жизнь. Старец Амвросий говорил: «Сейчас, чтобы счастливо прожить в семье, надо терпения не воз, а целый обоз». Чтобы счастливо прожить в семье, надо быть или железной, или золотой. Железной – иметь большое терпение, а золотой – иметь большое смирение.

– Это про женскую сторону.

– Про обе стороны. Что такое семейная жизнь? Служение друг другу. Вчера только молодежь была, два эгоиста. Я говорю: «Сразу начинайте играть не в шахматы, а в шашки, а лучше в поддавки. Потому что мы все простое усложняем, а должны сложное упрощать». Если ты не простишь и обидишься, то из-за этого будешь иметь плохое настроение. Если  уступишь, наступив на свою гордыню, то будешь в плохом настроении. Потому что ты наступил на гордыню, тебе стало плохо, ты как бы переступил через себя.

– Но это будет недолго.

– А если это будет принцип жизни, то тебе тоже уступят, и получится, что на пятьдесят процентов будет сначала плохо, а потом хорошо. Если ты не уступил и тебе не уступили, то сто процентов будет один негатив. Старец Амвросий так и говорил: кто уступает, тот приобретает. Ты уступил в том, в чем не надо было уступать, и это было не по твоему настроению, не по твоему нраву. Но это гарантия, что и тебе уступят, один случай из двух все равно будет в твою пользу. Но если никто не уступает, никому никакой пользы не будет. А уступать в наше время невозможно. Почему? Страшные эгоисты, могут только бодаться и бодаться.

Достоевский в «Братьях Карамазовых» описал, как старец Зосима говорил Алеше: «Когда тебе придет в голову решить вопрос, как поступить: силой взять или смирением Христовым, выбери смирение Христово». Силой кажется очень просто, реально и сиюминутно. Скажу – и все, через коленку, настою на своем. Это как? Силой, а то убудет. Казалось бы, вот прямо сейчас все решу. Нет, говорит, выбери смирение Христово. Может, эффект будет не сразу, а где-то в глубине. Кто до этого может дойти? Только духовный человек.

«Какая у вас может быть высота, если у вас нет никакой глубины?» Кого надо лечить? Себя. Не жену, не мужа, не детей с внуками. Если вы себя не вылечили, какие тогда дети будут,  какие внуки? Если они видели все доброе и светлое, то и будет все доброе и светлое. А если они видели другой родительский пример? Хочешь жениться, посмотри на ее мать, потому что яблоко от яблони недалеко падает. Мать неаккуратная, значит, и жена такая будет. Мать злая и жадная – и дочка, значит, такая. Может, не всегда это так...

Еще все спрашивают: где моя вторая половинка? А писатель говорит: «Если здоровы, нравитесь друг другу и есть родительское благословение – и с Богом!» Вот тоже жизненные принципы. Потому что все равно потом все будет строиться только на уступчивости, терпении.

Я в школу иногда прихожу, говорю: «Слушайте, ребята, скажите, с каким словом рифмуется слово "любовь"? Правильно, морковь. Вот смотрите, мы же сажаем не морковь в землю, а маленькое семечко. А через три месяца вырастает морковь. Должно же время пройти». Что такое брак, семья? Это семя. Регистрация, венчание, новый статус – это фундамент, платформа, база, но потом надо все это строить. Семя, которое посадили, надо поливать, удобрять, пропалывать, тогда оно вырастет. А с чего начинается? Начинается с симпатии, с взаимной притягательности. Как говорил старец Амвросий, вспышки страстишки – и пошли детишки. Поначалу страсть.

Мало стать одним телом, надо стать одной душой и одним сердцем. Поэтому надо зацепиться в семейной жизни вот так: телом, душой и духом в вере. Иногда спрашивают: «Батюшка, сейчас на работе не знаешь, кого выбрать. Мне 29 лет, человек начал оказывать знаки внимания, а у него другое мировоззрение, другое вероисповедание, а вроде внешне все к этому складывается, какая-то мужественность, ответственность в нем, симпатия есть». Для нас-то это и является первоначальным. Не мудрено соединиться телом. А душой? Это целая жизнь. А в духе как соединиться? Только если он единоверец, единомышленник. Это все чрезвычайно важно и является первым.

– Знаете, как легко, когда ты утром в воскресенье идешь на службу с женой и ребенком. Никаких проблем не возникает, ты просто идешь на службу.

– Да, когда вы единомысленны, понимаете друг друга. Отсюда душа и тело соединятся. Кто-то сказал, ищут красавиц, моделей, а женщина после родов вовсе не такая становится...

– Мне кажется, женщина после родов становится красивее, я это вижу, как мужчина, и по своей жене, и по коллегам на работе.

– Ты прав. Но все-таки женщинам свойственна с возрастом полнота. Со временем они меняются. Но это не важно, если я люблю ее душу, характер, поведение. А если ты женился только на теле, то что толку? Тарелка красивая – и пустая. Поэтому не важно, что за внешность, если есть единство души.

– Вопрос телезрительницы: «Однажды я смотрела передачу с Вашим участием, и Вы сказали, что в Сретенской пустыни должна выйти Библия с толкованиями. Подскажите, как приобрести эту книгу? Сколько стоит?»

– Не Сретенская, а Оптина пустынь. Это не книга, а наш сайт Оптинского монастыря, где есть раздел «Священное Писание», в котором трудами оптинских братьев собраны толкования всех святых отцов постишно. Нажимаешь на стих Библии, и появляются все толкования, которые только существуют на сегодняшний день. Если бы издать такую книгу, то это было бы томов десять, что просто нереально. Мало того, эта работа постоянно продолжается, потому что и миряне принимают в этом участие. Есть переводы, современные толкования, и все это пополняется. Вы можете сегодня вечером уже читать все это на сайте монастыря Оптина пустынь в разделе «Священное Писание». Благодарим за звонок, потому что не все знают об этом.

Даже священнику, допустим, надо быстро подготовиться к проповеди. Особенно сложно – по апостольским посланиям. Из Евангелия мы очень много слышим на проповедях, но апостольские послания остаются на втором месте по изученности. А на сайте целая подборка толкований святых, и из этого уже складывается какое-то мнение. Поэтому чрезвычайно важная работа проделана Оптиной пустынью.

Кстати, этот монастырь всегда был главным стержнем просвещения, все переводы святых отцов совершены монастырем Оптина пустынь. Поучения аввы Дорофея, «Лествица», труды Исаака Сирина, ответы Варсонофия и Иоанна Пророка перевела на русский язык Оптина пустынь. Оптина пустынь сделала переводы трудов старца Паисия, а он перевел с греческого на церковнославянский. Сейчас «Лествицу», поучения аввы Дорофея, «Добротолюбие» на церковнославянском языке читают только специалисты, для нас важен наш русский разговорный язык. Именно эту колоссальнейшую работу в середине XIX века под руководством старца Макария (Иванова) совершала братия монастыря Оптина пустынь.

Почему именно Оптина пустынь имеет такое значение? Знаменитые писатели – Гоголь, Достоевский, Лев Толстой – приезжали в Оптину пустынь. Родная сестра Толстого – Мария Николаевна Толстая – стала монахиней в Шамординском монастыре, который находится в пятнадцати километрах от Оптиной пустыни. Философ Владимир Соловьев, братья Киреевские, славянофилы тоже бывали в Оптиной.

Оптина пустынь была духовным и просветительским центром России. Сейчас на нас лежит ответственность продолжать это делание. Я думаю, что над нашим монастырем есть такое благословение отцов, чтобы служить народу. А для того чтобы служить народу, вещать, как это делает телеканал «Союз», конечно, нужны средства. И ваши посильные трудовые копейки имеют огромное значение. Сто-двести рублей – это тоже деньги, когда они подаются от души и регулярно.

А сегодняшнюю передачу хочется закончить пожеланием всем нам. Мы о многом сегодня говорили, но можно сделать какое-то резюме про человечность, о которой говорил Федор Михайлович Достоевский. «Внимай себе» – это девиз отцов. Кстати, в его библиотеке в музее Санкт-Петербурга есть труды Исаака Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, жизнеописание оптинского старца Леонида. Это долгая история, кто стал прототипом старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». И автор цитирует Исаака Сирина в этом романе: «Что такое ад? Невозможность любить».

Так вот, про человечность. Всем вам, братья и сестры, небольшое воскресное пожелание:

Пускай на всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты:

Ведь сила не во внешности твоей,

А только в человечности твоей.

Человечности всем нам – и побольше! До новых встреч.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать