Беседы с батюшкой. Священное Писание для всех. Иеромонах Даниил (Михалев)

31 марта 2022 г.

Сегодня у нас в гостях настоятель Успенского подворья монастыря Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге иеромонах Даниил (Михалев). Тема передачи: Священное Писание для каждого.

– Тема Священного Писания всегда очень интересная и сложная, потому что здесь есть много аспектов. Кто-то читает Священное Писание каждый день. Нужно уметь услышать и понять Священное Писание за Божественной литургией. Кто-то имеет много вопросов по Священному Писанию, поэтому эта тема всегда востребована. Тем более у Вас есть проект, который мне очень понравился, он очень интересный. Это «Толкование Священного Писания». Вопросов здесь возникает много, в том числе и о том, как чтение Священного Писания меняет человека, его отношение к жизни. Способно ли это изменить миропонимание человека?

– Начну немножко издалека. Когда ставится вопрос о Священном Писании, мне вспоминается история из моей собственной жизни, которая произошла со мной, когда я еще служил в армии. Мне в руки попался Новый Завет. Было интересно, я его открывал, читал. Получилось так, что еще мне в руки попало издание православного календаря. Я начал его изучать и увидел в нем какие-то значки (зачала). Все Священное Писание разделено на зачала, чтобы каждый день читать эти отрывочки во время богослужения. Мне стало интересно переписать зачала в Евангелие, разметить, как все должно быть. Казалось бы, что тут такого? Но я до сих пор вспоминаю это чувство. В душе возникла такая радость, какую я в жизни никогда не испытывал. Именно от самого соприкосновения с этим. Казалось бы, простые вещи, но Господь дал почувствовать всю силу, радость, благодать, которая находится в слове Божием.

Я до сих пор вспоминаю это чувство. Его можно сравнить с тем, как Давид скакал вокруг ковчега (как сказано в Священном Писании). Действительно, было такое ощущение. Конечно, трудно это воспроизвести, но в памяти у меня это осталось. Именно тогда у меня зародилась мысль, что если при таком небольшом соприкосновении со словом Божьим возникает в душе такое изменение, такое необычное чувство, то что же будет, если его постоянно изучать, пребывать в нем? В то время я представил, как будто мне в наследство достался сундук с сокровищами, но ключа к нему нет. То есть было много загадок, темных мест, некоторые совершенно неприступные. Я даже не знал, как понимать то или иное место в Евангелии и Апостоле. При этом было ощущение, что ты уже обладаешь этим даром, тебе осталось только открыть его, но для этого нужно искать ключик от него в течение жизни.

Будучи в монастыре, я всегда вспоминал это чувство. Оно было для меня как путеводная звезда, ориентир. Слово Божие стало в дальнейшем для меня путем. В связи с этим я могу сказать, что только тот человек может достичь каких-то высот в духовной жизни, приобщиться к благодати, который изучает слово Божие. Другого пути нет. Я для себя это четко увидел, особенно когда стал исповедовать, когда меня рукоположили, стали допускать к исповеди. Для меня было очень показательно, когда я общался с людьми: только с теми, кто изучал слово Божие, кто пребывал в нем, можно было осознанно говорить, они были близки Христу, они были во Христе. Все остальное непрочно. Видишь, что человек ходит в храм, причащается, исповедуется, читает святых отцов, литературу, но не у всех есть желание изучать слово Божие. Для меня на определенном этапе это было очень серьезным вопросом. Если мы, христиане, призваны быть во Христе, то что еще может рассказывать о Нем как не Евангелие, то есть именно Его слово?

В связи с этим можно вспомнить многие места из Священного Писания. Например, 77-й псалом (начало 11-й кафизмы), когда Господь говорит: Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Здесь прикровенно говорится о том, что Господь называет Своими людей, которые внемлют закону Божьему, изучают Его. То же самое: «Овцы Мои гласа Моего слушают». Казалось бы, простые слова, но в них очень много говорится именно о важности слова Божия.

Когда я келейничал у отца Венедикта (почившего теперь), архимандрита, наместника Оптиной пустыни, я записывал его беседы, видел, как он искренне переживал за тех людей, которые не знают заповеди Божии. Его настолько это огорчало, что после беседы с такими людьми он не мог прийти в себя. Он общается с христианами, а некоторые из них не могут даже назвать заповеди блаженств. Хоть мы и слышим каждый раз эти заповеди на литургии, но при этом не каждый их помнит.

– Удивительно, ведь Священное Писание для всех нас, возможно, не открывается по нашей духовной лености. Может быть такое, что непонимание Священного Писания связано с общей культурой? Ведь в течение многих лет у нас не было возможности участвовать в молитве, читать Писание. Я помню время, когда Священное Писание нельзя было нигде купить. У меня был знакомый священник. Он рассказывал: чтобы как-то получить текст из Священного Писания, вырывали его из атеистического словаря. Нежелание узнавать Священное Писание, читать Евангелие – это бескультурье или отсутствие веры?

– Вы верно заметили, что сейчас такое время, когда у каждого в телефоне при желании может быть приложение, где будет даже несколько переводов Священного Писания. Раньше его физически невозможно было прочитать. Архимандрит Венедикт рассказывал, как он за ночь переписал Евангелие от Иоанна. Просто не было больше времени, ему дали книгу на ночь. Когда тот человек узнал, что он за ночь успел это переписать, то просто потом ему подарил ее.

Как на Страшном суде будет выглядеть человек, который имел возможность и не использовал ее, по сравнению с тем, кто не имел этого, но пытался каким-то образом двигаться в данном направлении?

То, о чем Вы сказали, очень глубокий вопрос. Почему слово Божие часто не прививается к человеку? Казалось бы, все есть, открой книгу и читай. Тем не менее здесь есть некий духовный закон, который действует с непреодолимой силой. Если вспомнить 49-й псалом, Господь говорит грешнику: вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими. И дальше перечисляются его беззакония: Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять. А также: видел еси татя, текл еси с ним. …И с прелюбодеем участие твое полагал еси. Здесь Господь укоряет грешника за то, что он пытается цитировать слова Священного Писания. У Иоанна Златоуста есть толкование, где он говорит о том, что изучение слова Божьего – это величайший дар.

Не может просто так человек взять и открыть Евангелие. Если вы сели за стол или встали за аналоем и открыли Евангелие, то, поверьте, это уже говорит о том, что Господь вам дал такую возможность. Надо воспринимать это как дар. Если человек живет жизнью, которая не соответствует идеалам христианства (впадает в какие-то грехи сознательно), то для него чтение слова Божьего будет очень трудным. Невозможно, чтобы человек сам открыл Евангелие, имея на душе сознательные и неисповеданные грехи. Это очень сложно.

– Вопрос телезрительницы Татьяны из Санкт-Петербурга: «Сейчас в храме часто звучит фраза: научи мя оправданием Твоим. Как это понимать?»

– У святых отцов есть образ, что само слово Божие очень однородно. Если его сравнивать с плодами, то есть плоды, которые мы можем просто сорвать с грядки и сразу съесть (например, морковку, она уже готова для употребления), есть те, которые нужно долго варить (свекла), есть пшеница, которую не только надо варить, но еще и собрать, перемолоть и очень много манипуляций сделать, прежде чем на стол ляжет каравай. Так и слово Божие: оно часто бывает прикрыто. Есть свой Промысл Божий, почему так происходит. Вникнуть в слово Божие человек сам не может, потому что автор слова Божия – Дух Божий. Соответственно, открыть смысл слова может только Сам Дух.

В истории было очень много случаев и примеров, когда пытались толковать слово Божие не Духом Божиим, а исходя из человеческих, плотских понятий, философских разумений и так далее. Отсюда рождались бесчисленные ереси и заблуждения. Молитва «Научи мя оправданием Твоим» о том, чтобы Господь просветил нас и дал возможность увидеть то, что Он сокрыл в Своем слове.

Мало просто прочитать слово Божие, нужно, чтобы оно вселилось в тебя. Апостол говорит: Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости. Слово Божие имеет свойство лекарства. Представьте, вы принимаете какую-то таблетку, она проходит внутрь, начинает производить действие, о котором мало кто из нас догадывается. Об этом могут знать фармацевты, химики и так далее. Слово Божие с виду бывает в уничиженном состоянии, но когда оно проникает внутрь и Господь начинает производить Свое действие, тогда оно начинает приносить плод. А плод состоит в том, что человек начинает постепенно исцеляться, преображаться. Слово Божие производит некое действие, которое видно только впоследствии, когда человек долго изучает это слово, пребывает в нем. Эта молитва как раз о том, чтобы процесс научения происходил в нашей душе. Он, к сожалению, не быстрый. Нужно очень много времени, чтобы слово Божие нашло свою почву и произвело плод.

Очень знаменательна притча о сеятеле. Все ее знают, она у всех на слуху. В ней есть некие нюансы, на которые нужно обратить внимание. Не случайно, когда ученики попросили Христа, чтобы Он объяснил и эту притчу, Господь удивился: если они не поняли эту притчу, то как разумеют остальные? Здесь Он говорит о том, что эта притча имеет важное, основополагающее значение для восприятия всего Евангелия в целом. Речь идет о слове Божием, которое по-разному воспринимается людьми. Господь на этом основании разделяет людей на некие категории: на тех, для кого слово Божие упало при дороге (соответственно, прилетели птицы, всё склевали, все бесплодно), или на каменистую почву (сначала проросло, а потом завяло, так и не дав плод), или в тернии и было заглушено, и на тех, кто благим сердцем принимает слово Божие и творит плод в терпении. В этой притче Господь говорит, что люди различаются (и Он смотрит на людей) по тому, как они относятся к слову Божьему. Это важный момент, который всем нужно понимать. И бояться этого. Здесь корень того, как человек будет жить дальше.

Еще раз расскажу свой страшный опыт. Я не говорю, что обладаю всеобщим пониманием, но на жизненном пути я встречал только тех более или менее преуспевших в христианстве людей, которые изучают слово Божие.

– Следующий вопрос касается Священного Писания на церковнославянском языке и русском. Помню, в самом начале 90-х годов я вез из Швеции книги Священного Писания. Они были на русском языке (не синодальном, а разговорном). Другие варианты синодального издания тогда невозможно было достать. Стоимость Священного Писания составляла 80 рублей, невозможно дорого. Это была тогда заработная плата мастера невысокого разряда.

Сейчас много таких вопросов: «Неужели есть какая-то принципиальная разница в том, на каком языке не только читать, но и служить в храме?»

– Скажу то, что я лично пережил на своем небольшом, коротком пути. Я изначально стал читать Евангелие исключительно на церковнославянском языке. Мне это очень нравилось, потому что церковнославянский язык имеет свойство какой-то теплоты; даже не знаю, как это описать. Он действует больше на сердце, чем на ум. Когда я читал на церковнославянском языке, то уже практически знал все наизусть. Я считал, что это полнота и что мне больше ничего не нужно.

Когда меня рукоположили, мне пришлось общаться с людьми, и я вдруг понял, что когда  говорю на исповеди какую-то цитату (например, чермнуетбося дряселуя небо или возлегоша на лехи на лехи, по сту и по пятидесят; казалось бы, понятно, о чем речь идет, когда постоянно читаешь) и человек это впервые слышит, то для него это как дельфиний язык; непонятно, о чем речь идет. Я понял, что надо что-то менять. Начал стараться читать на русском языке и до сих пор читаю только на нем. Я понял на опыте: когда читаешь слово Божие (особенно Апостол) на церковнославянском языке, создается некая параллель твоей жизни, то есть ты живешь в двух мирах, не осознавая этого. Один мир – прекрасный церковнославянский, где все красиво звучит, а другой мир – это твоя реальная жизнь, когда мы общаемся друг с другом на обычном разговорном языке. Когда читаешь какую-то заповедь, она немножко не от мира сего получается. Когда дело касается реальной жизни, реальных поступков, то тут очень важен русский язык. Получаешь некое руководство к действию, потому что заповедь, звучащая на русском языке, тебе понятнее. Если ты разговариваешь на русском, то понимаешь, что решается вопрос жизни и смерти; и тебе надо обязательно сделать то, о чем говорит русскими словами заповедь.  

Когда общаешься с людьми, далекими от Церкви, они называют заповеди: не убий, не укради. Я сначала не обращал на это внимания, а потом вдруг мне пришла мысль: человек, который произносит эти слова, – просто хочет уйти от реальности. Не убивай, не кради – такие слова звучат жестко, как повеление, а человек иногда пугается открытого и конкретного повеления от Бога.  

Например, в Евангелии говорится о блудницах и мытарях, вместо того чтобы назвать женщину низкого асоциального поведения прямым словом, а мытаря – грабителем. Это другие слова, но они ближе нам.

Сейчас я жалею о времени, которое потратил на изучение церковнославянских слов. Они, конечно, помогают на богослужении, но в реальной жизни надо пользоваться тем языком, который тебе понятнее.      

– Вопрос телезрителя: «Вопрос по тексту 62-го псалма: царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградят уста говорящих неправду. Насколько я знаю, клясться нельзя ничем и никем. Как понять эту фразу?»

– В Священном Писании много моментов, в которых говорится о клятве именем Бога. Но толкования говорят о том, что клятва именем Бога в те времена означала не ту клятву, как мы понимаем ее сейчас, когда хотим что-то доказать и клянемся; тогда это было не так.

Клясться Богом тогда означало то, что ты свое дело или жизнь соотносишь с волей Божьей, с Божественным началом. Одно дело делать какие-то дела по совести; другое – делать дела, соотнеся их с именем Божьим. Заповедь апостола Павла гласит: все, что вы делаете, – делайте во имя Господа Иисуса.

Вся наша жизнь должна иметь некое соотношение с волей Божией. Например, мы хотим с каким-то человеком начать общаться. Что мешает сказать про себя: «Господи, благослови!» И потом начать общение. Это кажется мелочью, но здесь происходит некое таинство: с того момента, когда ты попросил благословения у Бога, произнес Его имя, начинает присутствовать третий – Сам Господь, Его Дух; Господь принимает любую молитву. И весь разговор с этим человеком будет освящен призыванием имени Божия.

Об этом говорит Священное Писание. То есть мы произносим не формальную клятву, а включаем себя в некий Божественный план.

– Когда приезжаешь к вам в монастырь, то удивляет большое количество прихожан; и не только на литургии, но и на всенощном бдении, хотя в монастыре эта служба долгая. В монастыре молиться, наверное, сложнее, требований больше. Но почему люди тянутся к монастырю, к молитве монашествующих?

– Если сравнивать с Оптиной пустыней, то мы отстаем по количеству прихожан. У каждого из нас есть свои идеалы: свет монахам – ангелы, а свет мирянам – монахи. Это известная фраза святого Иоанна Лествичника. Тут нет ничего удивительного, если человек видит в монашествующих некий идеал; и он тянется к монастырю, потому что в силу каких-то обстоятельств семейной жизни, еще чего-то (много есть факторов) он не может жить так, как хотел бы. Мне кажется, что Господь даже это принимает; то есть даже желание такой жизни.

Взять, например, двух людей. Один живет расслабленно; думает: все так живут, и я буду так жить. А у другого душа болит, он переживает; понимает, что делает не то, что должен делать; и у него есть стремление хотя бы немного приобщиться к тому, что похоже на идеал.

У нас в одной келье в Оптиной пустыни висела картинка, на которой был изображен ежик, в стиле демотиватора (смешной картинки из Интернета). На рисунке лежит вытянувшийся ежик с надписью: если видишь цель, то иди к ней, если не можешь идти – ползи, не можешь ползти, то хотя бы ляг в ее направлении. Если человек не может в силу каких-то обстоятельств делать то, что нужно, ему что-то мешает (например, собственная лень), но если он хотя бы мысленно говорит Богу: «Я не делаю этого, но хочу делать», – то это очень важно.

Что такое праведность? Большинство понимает это как заслугу перед Богом. Но Священное Писание совершенно по-другому объясняет праведность. Праведником называется тот, кто делает все свои дела перед лицом Бога. Мы знаем, что все святые, пророки грешили; да так, что хоть иконы выноси, как говорится в поговорке. Это значит, когда человек согрешил, он хочет перевернуть икону, чтобы спрятаться от Бога, как Адам прятался в раю от Бога.

Но праведность с точки зрения Священного Писания – это когда человек не скрывает свою жизнь перед лицом Бога, даже если грешит. Пусть что-то не получается, он падает, но опять встает. И при этом вся его жизнь проходит рядом с Богом. Это начало премудрости; а начало премудрости – страх Божий; и человек находится в постоянном присутствии Божием, то есть боится остаться без Бога в любых обстоятельствах. И здесь встает вопрос непрестанной Иисусовой молитвы. Как ни странно, она заповедана всем, не только монахам.     

– Вопрос телезрителя: «Иисус Христос призывал исследовать Писание, чтобы обрести жизнь вечную. Он обращался к каждому, чтобы все напрягали свой ум. Если человек не будет этого делать сам, никакие толкователи не помогут, он все равно ничего не поймет. Например, притча о нечестном домоправителе. Многие толкователи разъясняют эту притчу так: ты сначала наворуй, а потом за эти деньги приобрети друзей. Во-первых, тот, кто ворует, – не даст ни копейки; во-вторых, Христос говорил это с иронией, высмеивая фарисеев. На самом же деле притча учит: если ты неверен в малом, то как будешь верен в большом? Поэтому ко всему надо подходить с разумением».

– Я всем советую, кто хочет понять притчу о неправедном управителе, прочитать толкование епископа Лоллия (Юрьевского). Он объясняет с исторической точки зрения, как ее воспринимали слушатели во времена Иисуса Христа. На самом деле все не так просто. Даже у святых отцов не найти правильного толкования, потому что не все знали тонкости иудейского быта. Поэтому некоторые толкования бывают неточными, после чтения остается недопонимание.

Если мы читаем какой-то отрывок из Священного Писания и нам что-то непонятно, не надо переживать из-за этого; но если все понятно, то надо бить тревогу. Это значит, что есть в нас какая-то ограниченность, мы не видим всей полноты. Когда человек начинает углубляться в чтение Священного Писания, вопросов должно становиться все больше и больше.

Преподобный Варсонофий Оптинский приводил такой пример. Он говорил: если взять Священное Писание и другую книгу какого-нибудь замечательного писателя, поэта, философа, то обе книги говорят о чем-то возвышенном. Но когда начинаешь углубляться, то видишь большую разницу. Это как два цветка: один живой, а другой искусственный. Издалека они очень похожи, оба красивые. Но когда приблизишься, то видишь разницу между живым и неживым цветком; видишь тайну, красоту, гармонию живого цветка и безжизненность, ужас неживого.

Надо понимать, что мы все ограниченные, только Господь один не имеет границ. Слово Божье, которое сказано Им, тоже имеет безграничность; и понимать его нужно только чистым сердцем: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят, то есть узрят Его тайны.         

– От протестантов мы слышим, что надо читать только Писание и не надо никаких мудрых толкований. Может ли человек в одиночку изучать Священное Писание?

– С мирской точки зрения – может. Но когда человек начинает изучать свой внутренний мир, христианство, глубину грехопадения, тогда  понимает, насколько его человеческое существо раздроблено грехом. Грех после грехопадения не только юридически отделил человека от Бога, он разделил человека на несколько частей: сердце хочет одного, ум думает другое, а тело чувствует третье. Поэтому человек раздроблен.

А если человека мучает еще какая-то страсть, он уже будет рабом страсти; ум будет находиться в рабстве у желания. Умом человек читает Священное Писание, а грехолюбивое сердце будет склонять его к более выгодному пониманию этого.

Здесь нужен ориентир, который являют святые отцы. Кто такие святые отцы? Это те, которые очистили свое сердце и могут рассуждать о духовных предметах беспристрастно; не руководствуясь страстью, а исходя из своего чистого сердца, в котором отражается Христос – Автор всех священных текстов.

Это надо понимать. Кто говорит о том, что своими силами все разузнает, изучит, – тот не изучил еще до конца самого себя: насколько ему свойственно заблуждаться, впадать в ложь, в извращенные видения и так далее. Не просто так Господь назвал фарисеев, которые знали наизусть Священное Писание, слепыми. Потому что их душа не была просвещена, в их душе царил мрак, в котором жили страшные чудовища в виде страстей, грехов и пороков.           

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Купцова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать