Беседы с батюшкой. «Что значит "Всегда радуйтесь"». Протоиерей Максим Плетнев

25 августа 2022 г.

– Сегодня у нас в гостях Максим Плетнев, председатель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму при Санкт-Петербургской епархии, клирик собора Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади.

Мы будем говорить о том, что значит всегда радуйтесь. Отец Максим, я очень благодарен за эту тему, потому что в наше время много сложностей в жизни каждого человека, а радости мало – поводов для радости, казалось бы, вообще нет. При этом мы понимаем, что разговор идет о другой радости, но надо как-то учиться быть тем человеком, внутри которого, несмотря ни на какие невзгоды и слезы, будет радость. Радость – это все-таки какое-то одно состояние или у этого понятия большая амплитуда?

– Эти слова апостола Павла из Первого послания к Фессалоникийцам, 5-я глава, стихи 16–17. Там еще несколько очень важных фраз: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите, ибо такова о вас воля Божия(1 Фес. 5, 16–17). Во-первых, определим, что это не фиксация состояния современного христианина и вообще верующего во Христа, а призыв к нашему изменению, преображению, и нам дается указание, куда нам расти, идти, в какой области совершенствоваться. Вы правильно заметили, что здесь надо разобраться, о какой именно радости говорит апостол Павел. О чем эта радость? Это радость, конечно же, о Христе. Много слов в Священном Писании посвящено тому, что, встречаясь с Богом, сердце радуется. И Господь говорит, что будет радость после Второго Пришествия и эту радость никто у нас не отнимет, и возвеселится праведник о Господе (Пс. 63, 11). Пророк Давид говорит такие слова.

Конечно, эта радость не сама по себе, не просто радостное и счастливое состояние человека, непонятно на чем основанное, я бы сказал, что здесь, скорее, первичная близость к Богу, и от этой близости к Богу происходит радость. Именно об этой радости говорит апостол Павел, и мы с вами также знаем слова апостола Павла о любви, что никто не может нас лишить любви Бога. Если обратиться к тексту апостола Павла, он сначала перечисляет какие-то земные напасти, болезни, страдания, смерть, а потом уже говорит о другом, когда ни пространство, ни время не смогут нас отлучить от любви Божией. Если мы пребываем в любви Божией, то мы в радости. И несмотря на непростое время, непростые переживания, даже в самые трудные времена мы можем быть не лишены близости Бога, а можем в самые, казалось бы, благополучные времена быть в унынии и глубоком упадочном состоянии.

Можно вспомнить пример Паисия Святогорца, он рассказывает о какой-то поездке на автобусе, когда паломникам вместо двух автобусов подали один, была масса неудобств, и он смотрел на одного путешественника, который был грустным, недовольным, испытывал неудобства. А в конце автобуса ехал монах, который сидел рядом с коробками из-под рыбы, они пахли, постоянно падали на него, и в конце поездки Паисий его спрашивает: «Брат, как поездка?» Тот говорит: «Отче, в аду гораздо хуже». Монах был радостный, а Паисий рассуждает о том, что люди испытывают одни и те же неудобства, дискомфорт, но совершенно по-разному относятся к этому, у них совершенно разные состояния. И действительно, мы можем с вами переживать какие-то совсем тяжелые истории, но быть со Христом. Еще раз повторю, слова всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите – это буквально девиз для всех нас; и иногда радость опережает молитвы, а чаще молитва творит в сердце радость.

– Вопрос телезрителя Владимира из Гатчины: «Радость испытываешь во время службы в храме – на душе становится тише после службы, но потом все отходит. Почему какое-то непостоянство: иногда вся служба проходит сосредоточенно, когда Иисусову молитву читаешь или слушаешь песнопения, а иной раз сам замечаешь, что нападают какие-то помыслы, рассеянность?»

– К сожалению, это наше обычное состояние. Мы в самом начале сказали, что это не констатация современного состояния сегодняшнего дня каждого христианина, а призыв к нашему саморазвитию. Несмотря на то, что я священник, по своему не очень большому духовному опыту могу свидетельствовать, что близость ко Христу несет радость. Когда Христос рядом, близость Бога чувствуется, и эта радость постоянная, тихая, светлая. Это не та радость, какую мы видим у смехотворцев-юмористов. Святоотеческое учение нам говорит о том, что у греха уныния два полюса – плач и смех (это тоже проявление этой страсти).

Состояние близости к Богу, в котором верующий человек может пребывать, когда он находится в мире со Христом, – это мир не в смысле «время без войны», а мир в смысле благодати, при этом это не мешает обычной жизни. Более того, наша задача и есть в том, как сохранять близость к Богу не только в храме. Это однозначно, и мы должны ставить перед собой такую задачу, потому что мы это осознаем. Я недавно был на Валааме, там одна из отличительных черт – архипелаг островов, где все люди находятся в формате христианства. Находясь там, ты постоянно встречаешь упоминание о Христе, все люди говорят о Христе, все единомысленны. Это такой маленький мир в идеале, за оградой монастыря уже начинается иной мир. Там есть где-то военные, но они имеют к Церкви позитивное, хорошее отношение. Все, что происходит, посвящено Христу, и тебя не затрудняет постоянно обращаться к Богу, а когда мы живем в миру, это очень мало нам напоминает о Христе, и здесь нам надо продумать, как сделать так, чтобы жизнь напоминала о Христе.

Например, что такое четки, зачем они? Иисусову молитву мы может творить и без четок, а они напоминают о ней, дают какое-то физическое ощущение молитвы. И хорошо бы это физическое ощущение жизни со Христом ввести в свою обычную повседневную жизнь. Мы уже говорили, что наша современная жизнь так выстроена, что она человека формирует как потребителя. И это два разных отношения к жизни, к происходящему – потребление и служение. Христианство говорит о служении. Мой опыт таков, что необходимо жертвенное служение: ты должен делать что-то бескорыстно, и тогда ты со Христом. Это изменение жизни и есть путь спасения.

Тема, которую мы сегодня затронули, глубокая, многогранная. Отчего мы еще не можем быть в радости? Почему не радуемся? Почему не благодарим за все? Эти слова, которые мы сейчас разбираем из Послания апостола Павла, очень сложные, их трудно воспринять, ими трудно руководствоваться, их трудно понять, и одна из основных тем для рассуждения, мне кажется, – это осознание верующим человеком, что все, что происходит с ним лично, с другими людьми, с миром, есть Промысл Божий. Иоанн Златоуст говорил, что во Христе пользы больше, чем наказания. То, что происходит с нами, не наказание, а скорее как горькое лекарство. Да, к сожалению, мы можем иногда видеть, что там такое лекарство, которое приближается к суду. К сожалению, такова жизнь современного человека. Есть такие эпохи, когда Господь с людей взыскивает. Если здесь говорить о человеческих простых примерах, порой человек болеющий, осознающий свою болезнь, платит деньги, ищет врача, который его вылечит, претерпевает тяжелую операцию и после этой операции радуется. Хотя ему больно, он испытывает страдания, проходит целый путь этих страданий, он радуется, что нашел врача, который его лечит. Если мы будем под таким углом зрения смотреть на нашу жизнь, что в этой жизни есть Бог и ничего не происходит без Его воли, тогда есть возможность осознать, что все происходящее, даже тяжелое, может давать радость через благодарение, через принятие этого.

Тяжелые, хронические смертельные заболевания сопряжены с тяжелейшими душевными переживаниями, когда человек, например, узнает о смертельном диагнозе; и есть целый ряд принятия этого диагноза. Сначала неверие, потом уныние, гнев, торг, в конце принятие, и после этого человек пребывает уже в каком-то другом мире – он ценит каждую минуту своей жизни, каждый момент бытия, все воспринимает по-другому.

– Вопрос телезрителя: «В Писании сказано, что мир лежит во зле. Вопрос: радоваться чему – жизни в этом мире, который лежит во зле, или радоваться Второму Пришествию Христа, когда жизнь откроется во всей полноте? Но тут тоже проблема, христиане с первыми апостолами ждали Христа, что Он вот-вот придет, а в наше время это иссякло… Как быть?»

– Мы же говорим – радость о Христе. Конечно, радость не о том мире, который лежит во зле. Это такая данность, к сожалению, и зло не просто где-то там, у других людей, и они творят беззаконие;  самое страшное, что зло в моем сердце. Но мы говорим о другом – о той радости, когда рядом со мной Христос. Поделюсь такими своими переживаниями. Год назад я тяжело болел ковидом, и если говорить о непрестанной молитве, то самый молитвенный период в моей жизни тот, когда я лежал в реанимации и действительно непрестанно молился. Как мне казалось и как кажется сейчас, Господь был совсем рядом. Мне было и страшно, и больно, но в то же время была радость о Боге, ощущение Его милосердной любви – я чувствовал Его любовь ко мне.

Для меня это настолько яркое переживание, что я буду помнить это всю жизнь, сколько Господь еще отпустит. Это сложно определить словами об эмоциях. Это было, скорее, переживание какой-то нежности Бога по отношению ко мне. Мы читаем в Евангелии от Луки притчу о блудном сыне, о Боге, Который выбегает навстречу блудному сыну и бросается ему в объятия. Сколько в этом нежности! Любовь Божия и Бог несоизмеримы с этим миром, но Бог эту пропасть между нами преодолевает. Он ее преодолевает, не мы – это не наша заслуга, не наши внутренние подвиги, а Он по Своей любви, по Своему милосердному отношению к человеку преодолевает эту пропасть; более того, Он ее разрушает. Наша вера – это вера в победу над смертью и вера радости.

– Мы с Вами говорили, что тщетна вера, если мы не верим в воскресшего Христа. Есть такое выражение: слезы радости.

Подчеркну, это опять соединенность. Я это переживал. С одной стороны, это были самые тяжелые переживания в моей жизни, но с другой – самые светлые в каком-то смысле. Как это так: соединяется самое тяжелое и самое светлое одновременно? Об этом нам говорит Священное Писание: где изобилует беззаконие, там преизобилует благодать; это соединяется – и действительно так может быть. Но для этого человек должен быть устремлен к Богу. Когда человек не имеет веры во Христа, не имеет блаженного вектора направления своей души, тогда даже в самых комфортных условиях он может жить как в аду; из комфорта сделает себе ад.

О чем думает простой человек? О материальном благополучии. Но материальные блага – это не главное для человека. А что главное? Мы приходим опять к любви. Главное для человека, чтобы его любили и он любил; возможность получать любовь и отдавать любовь. Это в конечном итоге оказывается радостью и счастьем. Мы, христиане, знаем, что любовь от Бога и в Боге. Я могу любить ближнего потому, что люблю Бога. Если я не люблю Бога, как могу полюбить ближнего?

– И самого себя.

– Совершенно верно. Я могу испытывать самую разную гамму эмоциональных чувств, они будут казаться любовью, их так будут даже называть. Но это не будет той любовью, о которой говорит Евангелие: Бог есть любовь. Это не будет отображением той любви, это будет что-то другое. Поэтому мы приходим к выводу, что отсутствие Бога (или Его минимальное присутствие) в нашей жизни, в жизни группы людей или больших сообществ и есть беда, горе, зло, в котором лежит мир. Присутствие же Бога есть радость; то, что является смыслом этого мира и всего происходящего. 

– У человека есть слезы горести и слезы радости. Есть момент, когда мы объединены одной большой радостью, – это исповедь. После исповеди каждый из нас пребывает в радости, даже если человек реально плачет о своих грехах во время исповеди. Но он целует Евангелие, крест и бывает в радости.

– Да. У нас даже есть такое прилагательное, такой образ в церковнославянском языке: радостотворные слезы, то есть слезы, которые творят радость. Наше раскаяние в грехе должно приводить к радости в конечном итоге, но, конечно, не к бездумной и безумной.

В реанимации я ощутил радость бытия как такового, радость от простого творения Божьего. Это продолжалось дней пять, когда было непонятно – умру я или нет. У меня было тяжелейшее состояние, я лежал в углу палаты, а на другой стороне было окошко, светило солнышко. Я смотрел и думал, что я готов так лежать лет двадцать и смотреть на этот кусочек неба, на солнышко. И в этом была удивительная красота мира, не материального, а мира как принципа бытия, самой по себе жизни. Жизнь сама по себе несет удивительную радость, красоту и совершенство, потому что это творение Божье.         

– Вопрос телезрителя: «У меня мама отошла ко Господу три года назад, ее звали Валентиной. Она была христианкой, Бога очень любила, в храм ходила. Но у нее были тяжелые болезни, тяжелая жизнь. Как обрести радость в такие моменты тяжело болящему человеку? Конечно, у нее были радостные моменты. Но как утешиться, обрести радость в тяжелые минуты?»

– Люди иногда и в тяжелых болезнях пребывают в радости, а некоторым это не дается; претерпевший же до конца спасется. Тема страданий неразрывно связана с жизнью и  любовью; нет любви без страданий. Мы видим самую крайнюю любовь, которая нам явлена в этом мире, – это любовь Христа и распятие. Самые страшные страдания являются частью этой любви.

Это всегда так. В нашей жизни страдания, которые мы испытываем в мире, несут в себе потенциал света, потенциал любви и преодоления зла. Но они могут восприниматься человеком и по-другому. Человек может, испытывая страдания, озлобиться, возненавидеть все и вся. Здесь главное – внутренний настрой человека. Как человек будет воспринимать происходящее? Будет ли он роптать на Бога? Кто-то может просто возненавидеть Бога через страдания.

Мы не можем пройти без страданий нашу жизнь, мы все обречены на страдания. Хотя тема нашей передачи о радости, но это неразделимо. Нельзя прожить жизнь без страданий; мы все будем страдать, болеть и умирать; умрет наше тело. А умрет ли душа, будет она в вечных муках или в радости Господней со Христом – это зависит от той жизни, которую мы проведем. Сейчас много людей в Церкви, которые пришли к вере через страдания.

– Таких большинство. От радости приходят единицы.

– От радости не приходят. Если человек не выстрадал веру, он ее не ценит, теряет ее. Веру надо пережить, в каком-то смысле в себе родить. Формула: любовь влечет страдания – это единое понятие. Мы любим ребенка, ребенок болеет – мы страдаем; любовь и страдания – вместе. Но любовь преодолевает все; она оправдывает все страдания.

Я переживаю и соболезную людям, которые в своих страданиях не находят Христа. Эти страдания могут привести человека к погибели. Как это происходит? Почему в одной и той же ситуации один человек уходит в одну сторону, а другой – в другую? Где развилка?  Почему один человек обретает веру, радость и любовь, а другой уходит во тьму, к темным духам? К сожалению, наши разговоры о демоническом мире реальны. Этот мир есть, и он активным образом влияет на жизнь человека. Это непростые темы.

– Невозможно представить нашу жизнь только в одном аспекте. Я вспоминаю о ваших подопечных реабилитационного центра и всегда удивляюсь. Эти ребята, которые пришли к вам, искали радость в другом. И, к сожалению, таких людей много, я их вижу ежедневно. Люди пытаются найти радость в вине, курении и тому подобном. Это их выбор такой радости, но они ведь тоже ищут радость.

– В конечном итоге да. Радость близка к любви. А Божья любовь дает нам радость, именно об этой радости говорит апостол Павел, все взаимосвязано. И, конечно (я глубоко в этом убежден), зависимый человек ищет любви, но, к сожалению, получает вместо любви суррогат.

Любовь равна благодати Божьей. Мы затерли слова: благодать, любовь, радость. Мы не можем их воспринять в первичной чистоте, потому что наш разум отяжелен годами житейского опыта. Когда везде говорят «любовь, любовь», люди просто теряют ориентацию и не понимают, что это такое; и благодать Божья тоже порой не осознается. Но это реальность. Благодать Божья реальна: мы можем ее искать, находить и в ней пребывать, это и есть любовь Божья. Конечно, химические вещества, изменяющие сознание, – это суррогат вместо благодати, подмена.  

– Поэтому и тяжело отказаться от этого.

– Конечно. Я убежден, что люди употребляют вещества потому, что они имели в своей жизни мощный опыт нелюбви. Не все люди, приняв алкоголь, становятся алкоголиками. Есть те, у которых, к сожалению, уже было сформировано зависимое поведение; оно может развиться, а может не развиться, но предопределенность есть. Восемьдесят процентов – это детско-родительские отношения, это нелюбовь в семье. Есть нет любви, идет война между мамой и папой, и ребенок пребывает в этой войне, на нем это все отражается.  

У нас есть один раб Божий, прекрасный человек, он пил многие годы. Слава Богу, сейчас живет в трезвости, прошел нашу программу. Ходит в храм по воскресеньям, несколько раз исповедовался, причащался. Но пока у него сложные отношения с Богом. Он жил на юге России, отец пил и проиграл в карты его, брата и жену, их мать. Приходит однажды и говорит: уезжайте, я вас проиграл в карты. Они уехали к бабушке. Сколько беды и горя должно быть в сердце ребенка, который это все осознает и с этим живет! Как мы это можем исправить? Только любовью! Дать человеку эту любовь, ощутить ее и научиться самому любить; простить, изжить в себе эту язву. Таких примеров много. Часто бывает настоящий сатанизм в семье.

– Получается, что радостью, которую имеет христианин, можно исправить сатанинскую нелюбовь. Если мы в этой радости живем, то ею можем поделиться. Это как молитва, можно вымолить человека или заразить его этой радостью.

– В некотором смысле это утопия. Если представить, что все люди вдруг творят Иисусову молитву, то мир стал бы другим, – в этом я убежден.  Но это утопия, к сожалению. Протестанты пытались эту идею воплотить, хотели создать христианское государство в этом мире, но получались очень странные истории.

Нам всем не хватает Христа в нашей жизни: в моей личной, в жизни общества, в жизни мира. Из-за этого все беды, войны и страдания, из-за этого мир лежит во зле. Поэтому в мире есть тьма, в которую порой человек вовлекается, в ней активно действует.

– Сколько нужно было праведников для того, чтобы Содом и Гоморра не были уничтожены?

– А сколько нужно праведников, чтобы Господь нас помиловал? Мы затронули наше непростое время. Сколько нужно праведников, чтобы Господь Свой суд изменил на милость? Дай Бог, чтобы эти праведники у нас были.

Когда человек со Христом и во Христе, он находится в состоянии, приближенном к Богу, – это очень светлое состояние, хотя при этом могут быть какие-то тяжелые обстоятельства, но все равно состояние светлое и радостное; радостное той радостью, о которой говорит апостол Павел. Иногда чувствуешь, как тебе лично очень не хватает такого состояния. Я понимаю: как священник я должен этим делиться, а у меня его нет. А как этого добиться? Молитвой, и только молитвой. Таинствами, упованием на Бога, постоянной внутренней обращенностью к Богу.

Помолился бы весь мир хотя бы месяц Иисусовой молитвой, мы бы не узнали наш мир. Храни всех нас Господь!     

Записали Елена Чурина и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать