Беседы с батюшкой. Как сохранить духовное равновесие. Священник Михаил Проходцев

24 марта 2022 г.

– Сегодня у нас в гостях настоятель храма во имя Матроны Московской священник Михаил Проходцев. Тема сегодняшней передачи: «Как сохранить духовное равновесие». Сейчас для нас настали такие времена, когда мы задаем себе этот вопрос довольно часто.

Сохранение духовного равновесия – это тема, которую обсуждали, наверное, и сто, и двести, и триста лет назад. Потому что размышление об этом всегда волновало человечество – особенно в тяжелые времена. Мы знаем, какие испытания посылались христианам в разное время начиная от гонений Траяна и заканчивая Хрущевым.

Задавая Вам вопрос о том, как сохранить духовное равновесие,  я должен его уточнить: «Как сохранить духовное равновесие в эпоху, когда, как мы думаем, мир вокруг нас рушится?»

– Для меня (как священника и христианина) размышление о духовном равновесии и желание этого равновесия абсолютно так же велико и очевидно, как и для каждого христианина и тех, с кем мы вместе молимся, с кем общаемся. Я тоже стремлюсь к познанию, что это такое, стремлюсь к этому состоянию.

Чтобы нам к чему-то прийти и сделать какие-то выводы, мы просто обязаны каждый день задавать себе вопросы (я не про психологию сейчас говорю). Но если мы честны с самими собой, если стараемся быть честными (это на самом деле очень сложно, поскольку проще и себя, и других обманывать), нужно ответить себе на вопрос: «Насколько я сейчас спокоен и адекватен?»

Я понимаю, что часто оценка собственной адекватности бывает неадекватной, а снаружи все гораздо очевиднее. Тем не менее нахожусь ли я в состоянии спокойствия духа? Нахожусь ли я в духе и истине? Или же блуждаю где-то и вообще куда-то далеко ушел?

Задавая эти вопросы, мы приходим к размышлению над тем, каковы мои отношения с Богом. Потому что духовная жизнь – это, безусловно, жизнь в Боге, жизнь с Богом, ради Бога и для Бога. И тогда возникает вопрос: «В каких отношениях я сейчас нахожусь с Богом?»  И если каждый из нас сейчас задаст себе этот вопрос, то увидит, какая бездна в этих отношениях возникает (особенно сегодня).

Казалось бы, во времена испытаний человек должен стремиться к общению с Богом. Потому что, в первую очередь, ему страшно. И этот страх усиливается от новостей, просмотра телевизора, нагнетается в средствах массовой информации... Так мы можем очень далеко уйти от Бога.

Есть один сериал, в котором прозвучала замечательная фраза: «Что мы забыли? Мы забыли Бога!» Вот сегодня Господь стоит рядом со всей этой суетой, которая происходит в наших сердцах, в нашей жизни, в наших семьях, в нашем народе, на земле, в мире людей, – и смотрит на все это. А призыв от Господа, Который всегда и вовеки Тот же, всегда обращен к человеку, один: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное.

А мы суетимся, суетимся, суетимся… И очень важно услышать тот призыв, остановиться, сделать паузу и начать общение с Тем, Кто желает для нас одного – спасения, спокойствия в Нем и жизни вечной.

– Вопрос телезрителя Андрея из Фрязино: «Подскажите, пожалуйста, как в такие тяжкие времена сохранить верность Господу Богу?»

– Чтобы сохранить верность Богу, нам всем и лично каждому нужно налаживать с Ним отношения каждый день. Мы с вами знаем, что самый важный момент в отношениях (между людьми, например) – это диалог. Страшно, когда диалога нет. Бывает, в семье, в которой некогда счастье и мир были, отношения почему-то доходят до того, что люди перестают общаться друг с другом. Например, муж с женой перестают общаться или дети с родителями. А когда общение прекращается, то люди достигают пика отторжения друг от друга. И вместо того, чтобы договариваться, находить общий язык, люди отдаляются друг от друга, и в результате их жизнь рассыпается. Это трагедия. И такая же трагедия может произойти в отношениях с Богом.

Господь всегда готов с нами говорить, и мы все нуждаемся в собеседнике. Часто бывает, что нам тоскливо без понимающего, внимательного собеседника, с которым мы можем поговорить обо всем, который готов выслушать нас. Часто мы не находим такого собеседника среди своих ближних, особенно сегодня, когда зачастую в одной семье люди придерживаются противоположных точек зрения. В результате происходят жуткие раздраи…

Я читал, что даже до разводов дело доходит: люди спорят о том, что сегодня происходит в мире, кто в этом виноват, а кто прав. А если бы эти супруги сели дома за «стол переговоров» и вспомнили тот момент, когда они друг друга впервые встретили и удивились друг другу, как дали обещание быть вместе в горе и печали, то они обновили бы свой семейный завет и все-таки нашли общий язык. И это было бы замечательно!

А как замечательно, когда человек находит общий язык с Богом! Господь всегда готов разговаривать с человеком: Он говорит с нами через Священное Писание, Он отвечает нам в молитве, через обстоятельства жизни. У Бога для человека имеется множество средств коммуникации. Но важно человеку понять, осознать, что и сам он может разговаривать с Богом в любой момент и о чем угодно.

И этот разговор называется молитвой. Удивительно, но молитвой называется просто разговор с Богом на любую тему. Плохо мне – я буду кричать: «Послушай, Господи, мне сейчас плохо!» И Он выслушает меня. Хорошо мне, мое сердце переполнено радостью, и я буду кричать, как мне хорошо: «Услышь меня, Господи!» Мы видим всё это в псалмах.

Когда мы читаем псалмы (но не просто на автомате), можем удивиться: насколько много вложено переживаний царем и пророком Давидом в каждый псалом, как много там общения с Богом, обращений к Нему! И вот такой разговор и есть наша возможность наладить отношения с Богом и быть с Ним даже в самые непростые времена.

– Замечательно! Тем более что в самые сложные времена, когда мы тяжело болеем или болеют наши близкие, мы обращаемся к Господу без теплохладности. Мы молим Его (не «молимся») о помощи! Но бывает так, что мы иногда говорим Ему: «Не очень Ты понимаешь, Господи, что вообще сейчас мне нужно. Если бы Ты был Благ, то, наверное, исправил бы эту ситуацию».

И здесь возникает, на мой взгляд, вопрос о доверии Богу во всякое время, а не только тогда, когда нам тяжело.

– Есть два термина, и они на самом деле разные. Давайте вдумаемся в слова «доверие» и «вера». Сколько раз мы встречали в новостных лентах выражения: «обманутые доверчивые дольщики», «доверчивые вкладчики»... Доверчивость – это синоним такой простоты, при которой человека легко можно облапошить. В то время как вера – это всецелое полагание всех своих чаяний на Бога, упование на Него. То есть вера подразумевает: я верю в то, что сказал Господь. Я верю в то, что Он говорит: просите, и дано будет вам; стучите, и отворят вам. Очень нравится этот пример (всегда его люблю перечитывать) из Евангелия от Луки. Эти слова нам, христианам, нужно принять на веру, то есть поверить в то, что это так. И тогда, если мы поверим в то, что это так, мы сможем двигать горы – вот что удивительно! Каждый раз, когда мы говорим Богу, что Он что-то не сделал для нас, – это ропот. Ропот заключается в нашем маловерии. Господь много раз говорит, что если мы будем иметь веру хоть с горчичное зерно, то сможем передвигать горы.

Разные ситуации, которые часто возникают в нашей в жизни: болезнь близкого человека, какие-то внешние обстоятельства, горести или еще что-то, – это «горы». Мы на них смотрим и не понимаем, как можно их передвинуть. Каждый из нас видел горы. «Человек среди гор ничтожно мал», – поется в одной песне.

Но Господь обещает (Он ни одного слова не бросил на ветер; все Его слова – это истина, потому что Он Сам – Истина): если будете иметь веру хоть с горчичное зерно, то сдвинете гору. Человек, поверив Господу и все свое упование направив на эту веру, сдвинет гору, потому что Господь это обещал. Это очень важно нам понимать сегодня и всегда.

– Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Почему фарисеи, книжники, первосвященники не признали Сына Божьего? Они ведь читали про Него в книгах у пророков, в псалмах и законе. Сколько Он творил чудес – многих людей исцелял и воскрешал! А они Его ненавидели и распяли».

– Из зависти. Даже понимая, Кто перед ними, они сделали это. Зависть и желание земной славы победили всякий здравый смысл.

– Здесь еще один вопрос возникает. Каждый вкладывает в общение с Богом свой смысл: кто-то требует от Него одного, кто-то просит о другом. Все просят о разном. И человек, думая, что он находится в общении с Богом, может быть уверен в своей правоте. В этом случае человек обычно ссылается на то, что он правильно славит Бога, поэтому прав. А другой человек считает, что он прав. В результате такое человеческое устроение приводит нас к непониманию друг друга, хотя мы верим в одного Господа нашего Иисуса Христа.

– Нужно помнить слова псалмопевца Давида: Всяк человек ложь. И каждый раз, когда мы решаем, что делаем правильно, нужно вспоминать эти слова и молиться Господу, чтобы Он дал нам возможность поступать так, как Он нам заповедал, но всегда подвергать критике свое понимание Писания (для этого нам и дана возможность читать толкования).

Совсем недавно я столкнулся с этим – был спор с одной девочкой-фольклористкой по поводу масленицы. Она утверждала, что сжигать чучело – это православная традиция. Я предложил ей доказать мне это по книгам, сослаться на то, где это написано у богословов. После чего девочка сказала: «В моем мире это так! Я решила, что это так и есть. И всё!» Но даже если мы решили, что это так, то это может, в общем-то, ничего не значить.

И вот что удивительно: когда мы читаем Священное Писание, как раз и можем увидеть, что Бог совсем не такой, каким мы Его себе представляем. Каждый из нас придумал себе свой образ Бога и молится тому Богу, образ Которого он представляет. Но когда мы читаем Библию, в частности Евангелие или апостольские послания, то можем увидеть, что Бог совсем не такой, каким мы Его себе представляли. Мы можем даже испугаться этого. И это даже может вызвать отторжение у человека (я такие случаи тоже знаю). Он может закрыть Священное Писание и сказать: «Нет! Больше читать не буду. Потому что я вижу Бога совсем по-другому – Он не такой, как там написано. Я Его представил себе совсем иным. Буду и дальше видеть Его таким, каким себе представил». Но это значит, что мы вообще не знаем Бога, потому что Он открывается нам часто совсем не так, как нам хотелось бы.

Но важно то, что Он нам открывается. В этот момент тоже нужно уметь принять Его и подвергнуть критике свое восприятие Бога, которое мы пропагандировали. Можно сказать, мы были абсолютно правы, что Бог – такой, а Он оказался совсем не такой, каким мы Его себе представляли. Но если мы будем читать Священное Писание, то Господь будет открываться нам и (что очень важно) будет корректировать наше представление о Нем, чтобы мы не заблудились в этом.

– Еще один вопрос, связанный с ежедневной практикой. Бывает так, что мы оставляем свою молитву – устали или еще по каким-то причинам. Например, когда у меня друг сильно болел, он говорил, что не мог молиться, потому что сил не было. То есть настолько сильно поразил его ковид, что не было сил даже внутренне напрячься. Он мог только сказать: «Прости, Господи». Больше ничего. 

В данном случае я говорю о практике ежедневной молитвы. Порой нам кажется, что нужно заняться важными делами, и, оправдывая себя этим, мы оставляем молитву. Насколько необходимо постоянство в исполнении правила посещения церкви без оправдания? Потому что это неисполнение может привести к сомнению; и тогда нам легче подвергнуться вражеским нападкам.   

– Когда мы учились в академии, нам часто повторяли слова (не помню, кто из преподавателей именно их сказал): «Братья, берегитесь! Все стрелы ада нацелены на нашу академию». Очень важные слова.

В академии молитва совершается постоянно: утренние и вечерние правила, перед трапезой и после, каждый день служатся утренние и вечерние богослужения. Кроме того, много общих служб: акафисты по средам, воскресные службы, всенощное бдение, постовые службы, все двунадесятые и другие праздники и так далее, – очень много богослужений. Люди пребывают в молитве, и у них нет искушений.

Но коллективная фраза наших преподавателей говорит: чем больше ты вооружен против дьявола, тем сильнее он против тебя ведет борьбу. Апостол Павел призывает вооружиться, фактически взять щит, меч и шлем для того, чтобы быть на посту. И мы начинаем понимать смысл поста: это время максимального усилия для того, чтобы понимать, что враг нападает со всех сторон. Но с нами Бог! Мы не покинуты на этом поле битвы, и дьявол не имеет никакой силы, потому что с нами Господь.

Когда наступает духовное расслабление, то есть опасности. Опасности постоянные – с разных сторон. Будешь каждый день весь Часослов вычитывать, на все службы ходить – будет терзать тяжелая духовная брань. Но с нами Бог! Расслабился – и забыл, что такое молитва. Такое тоже бывает в жизни человека.

Но вспомнить молитву всегда можно. Пока сердце человека бьется, пока день дан как дар (ныне день спасения), пока время благословенно – начинай опять созидать свои отношения с Богом. Жил, молился как-нибудь – и здесь свои трудности. Можно добавить какое-то правило, почаще начать ходить на богослужения. Важно помнить, что из состояния, когда ты каждый день молишься, можно впасть в прелесть, в гордость; а из другого – в малодушие, неверие.

Но надо помнить о том, что молитва – это наша возможность общения с Тем, Кто является источником нашего бытия, Кто дает нам каждый день как дар; дает возможность жить вечно и наследовать Царство Небесное. Если мы веруем в это, если это предмет нашей веры, то давайте будем стараться корректировать нашу жизнь так, чтобы она была с Богом и в Боге; чтобы мы шли по пути, где есть Истина – наш Господь, Иисус Христос.      

– Вопрос телезрителя: «Диалог с Богом мы ведем только через молитву. Но все эти молитвы, которые мы вычитываем, – не наши. А Бог отлично знает, кто первый произнес эту молитву, а мы ее просто повторяем. Что в этой молитве нашего? Диалога с Богом не получается. А получается так: говорят два человека, один говорит свои слова искренне, а другой цитатами из книжки. Долго такой диалог продлится? Думаю, что нет».

– Вопрос очень глубокий и интересный. Действительно, в молитвослове каждая молитва подписана именем того или иного святого. Это молитвенный опыт святых и опыт нашей Православной Церкви. Для чего нам нужен этот молитвенный опыт? Протестанты говорят, что им не нужны молитвословы, они умеют молиться своими словами.

Но все мы ходили в школу, учились читать и писать; был букварь и прописи. То есть были дидактические материалы и педагоги для того, чтобы мы возрастали в своем личностном образовании.

– Это слово происходит от слова «образ».

– Для того чтобы мы реализовывали этот образ (который дал нам Господь) в своем образовании, нам дан молитвослов в том числе, чтобы мы научились молиться. Это школа молитвы. Мы открываем молитвослов и видим молитвенный опыт того или иного святого. Погружаясь в молитвенный опыт других (хотя часто происходит простое вычитывание, к сожалению), бывает, вдруг мы удивляемся уже давно знакомым молитвам, удивляемся глубоким словам.

Наше удивление молитвенным опытом святых может дать нам возможность научиться молиться самостоятельно. Никто не запрещает нам молиться своими словами. Но без молитвенного опыта святых это невозможно. Господь вообще дал нам одну молитву «Отче наш». И мы бы ее повторяли бесконечно? Нет. У нас есть молитвословы, акафистники, канонники, минеи, триоди.

У нас много богослужебных текстов, молитвословов, в которых много молитвенного опыта. Они нам даны для того, чтобы мы возрастали в собственной молитве и учились общаться с Богом самостоятельно. Это наши учебники, наши учителя. Они нас учат.

Протестанты упрекают православных священнослужителей в том, что те молятся по Служебнику, а себе в заслугу ставят, что они говорят то, что легло на сердце. А бывает, что нечего сказать. Тот или иной святой дает возможность его словами обратиться к Богу, когда нечего сказать, когда нет сил что-то сказать. А бывает наоборот: от избытка сердца мы готовы говорить и говорить с Богом, плакаться Ему, просить Его о чем-то, благодарить, хвалить, славословить.

А бывает на сердце пусто. Вот в эти минуты мы можем открыть молитвослов, и нас могут поддержать святые и их молитвенный опыт. У нас есть богатые возможности, мы можем молиться по молитвослову, добавлять свои слова; можем вообще молиться только своими словами или только по молитвослову. Самое главное – понимать, что в этот момент мы разговариваем с Богом.

– Когда я был еще новоначальным, столкнулся с той же проблемой. Мне помогло то, что я стал узнавать о тех людях, которые написали эти молитвы. Когда я узнал о Макарии Великом, мне его молитвы стали гораздо ближе и понятнее.

Во времена испытаний обращение к Господу является не просто успокоением, но и средством поиска благодати. Вообще поиск и стяжание благодати очень сложный процесс. Достигается ли он только молитвой?

– Когда человек принимает Святое Крещение, то он рождается от воды и духа для вечности. И конечно, в этом рождении Господь сообщает человеку великую благодать. Потом начинается жизнь во Христе. Не важно, в каком возрасте человек был крещен; важно то, что начинается жизнь во Христе. В этой жизни важно, чтобы благодать не оскудевала.

А чтобы она не оскудевала, нужно оставаться в духе и истине. Для этого нужно возрастать из силы в силу в молитве, в чтении Священного Писания, в участии Евхаристии. Евхаристия – это реальная встреча со Христом и реальное причастие Христу: когда мы с сокрушенным сердцем предстоим перед Чашей и слышим слова, что Господь дает нам причаститься Своих Святых Тела и Крови во оставление грехов и в жизнь вечную.

Осознавая это, насколько наш разум может это принять, а сердце вместить, – мы, причащаясь Святых Христовых Таин, становимся вновь участниками и причастниками Царства Небесного, и нам вновь сообщается благодать, которая не должна оскудевать в нашей жизни, если мы хотим быть с Богом. Когда она оскудевает, человек понимает, что с ним что-то не так.

Те люди, которые возвращаются, как в притче о блудном сыне, из страны далече в Отчий дом, приходят все истерзанные, израненные. Каждый из нас часто проходит этот путь навстречу к Богу: начинает где-то плутать в неожиданных местах. Возвращение к этому источнику благодати, Господу нашему Иисусу Христу, – это единственная возможность пребывать в неоскудевающей благодати, чтобы наследовать Царство Небесное и жизнь вечную.

– Недавно прочитал у митрополита Антония Сурожского, что мы призваны не только к весне духовной, то есть скорбеть о своих грехах, но должны научиться радоваться весне вечной жизни. Наверное, эта радость способна преодолеть любые наши нестроения и вылечить нас от того мира, который, как нам кажется, рушится. Но на самом деле, может быть, он рушится только в нашем мозгу. 

– Дорогие братья и сестры! Давайте все вместе будем твердо стоять на ногах в духе и истине, вдохновляясь примерами святых Православной Церкви.  Для нашего научения и созидания будем укреплять свои сердца (как хлебом) чтением Священного Писания, приобщением Святых Христовых Таин, искренне принося покаяние в своих грехах, общением с Богом, возлагая на Него всякое свое упование и искренне желая быть с Ним.

Таким образом будем стараться достичь того духовного равновесия, когда мы будем непоколебимы в самые трудные времена. Господь говорит: «Не бойся!» Для того чтобы не бояться, нужно реализовывать это бесстрашие во Христе, к которому нас призывает Сам Иисус Христос.  

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Анна Купцова и Ирина Обухова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать