Беседы с батюшкой. Священник Даниил Рябинин

23 марта 2022 г.

– Сегодня у нас в гостях руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе города Екатеринбурга иерей Даниил Рябинин.

Середина Великого поста. Поговорим об этом. Я собрал поступившие вопросы от наших многоуважаемых телезрителей. Наиболее интересные из них, как мне показалось, я выбрал, чтобы мы смогли ответить на них в эфире.

Первый вопрос: «Что значит пост? Это не диета. Это значит, можно кушать все и просто не делать плохого?»

– Хорошо сформулирован вопрос: четко, емко, лаконично. Это хорошо, когда получается все делать правильно и не делать ничего плохого. Это принцип не только христианский, но и вообще общечеловеческий. Но все же традиция поста имеет глубокие религиозные корни.

Вспомним евангельское событие, которое происходит после преображения Господа на горе Фавор. Когда Спаситель Иисус Христос с учениками (не все ученики присутствовали при преображении) спустились с горы к народу, некий мужчина обратился к Господу с просьбой исцелить своего бесноватого сына. Ученики пытались исцелить отрока, но у них ничего не получилось. Господь исцелил этого несчастного отрока, помог ему и его семье. Потом наедине ученики спросили Господа, почему у них не получилось исцелить. И Господь сказал очень важные, ключевые слова, которые относятся непосредственно к практике поста: сей же род изгоняется только молитвою и постом. Конечно, Господь говорил это исходя из той ситуации, которая сложилась там две тысячи лет назад, но эти слова звучат сквозь времена, и они важны для нас.

Когда мы говорим о том, зачем нужен пост, каковы его основные задачи и к какой цели он нас ведет, то в первую очередь речь о том, что нужно остановиться на самом себе, заглянуть внутрь себя. Мы живем в век потрясающего информационного пресса. Интернет, телевидение, газеты, журналы: мы подвержены засилью информации, которая нам не нужна. Дни Великого поста (и вообще постное время) мы должны посвятить тому, чтобы сконцентрировать внимание на самом себе, заглянуть внутрь себя, увидеть у себя определенные недостатки. И церковный строй богослужений нас на это настраивает. Мы должны увидеть грехи и страсти, которые в нас живут. Грехи – это проявление имеющихся в нас страстей, которые мы не можем сдерживать по тем или иным обстоятельствам и причинам. Следование своим страстным влечениям приводит нас к совершению греха.

Чтобы победить лукавого, нужно следовать заповеди, о которой говорит Господь: род сей побеждается постом и молитвой. Пост и молитва – две важнейшие стороны одной медали, к которым мы еще сугубо присовокупляем добрые дела, дела милосердия. В начале Великого поста на многих площадках (в том числе на епархиальных ресурсах) мы говорим об этом. Как хорошо, если человек освободит себя от бесконечных увлечений и найдет время на совершение дел милосердия. Причем ведь это требует не каких-то продолжительных часов трудоемкой работы, а 5–10 минут, полчаса в день или в неделю. Нужно все это объединить – и тогда мы достигнем положительного результата.

Говоря о гастрономической стороне поста, вспомним, как постились древние. Они постились несколько по-другому, нежели мы сейчас. Мы просто исключаем из привычного рациона молочные продукты, мясные и заменяем их другими продуктами, которые не менее богаты микроэлементами и витаминами. Сейчас всю информацию о составе того или иного продукта можно прочитать на этикетке, найти информацию в Интернете или спросить об этом у компетентного человека.

Древние постились по-другому: они в течение всего дня до сумерек вообще ничего не вкушали. Для чего? Для того, чтобы испытать чувство голода. Ведь наш сорокадневный пост обращает нас к тому посту, который совершил Спаситель Иисус Христос в пустыне перед выходом на проповедь. В Священном Писании написано, что Господь, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. То есть человеческая природа Христа взыграла. Тогда приступил к Нему дьявол и искушал Его. Чем он искушал? Сатана искушал Спасителя пищей. И Господь побеждает дьявола такими словами: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Эти слова отправляют нас к первому Адаму. Святые отцы называют Спасителя Иисуса Христа Вторым Адамом, Который приходит в этот мир, побеждает дьявола и спасает нас. Первый Адам соблазнился и нарушил заповедь поста, как пишут святые отцы: он вкусил от древа познания добра и зла, тем самым нарушил первую заповедь, которую Бог дал человеку в раю. Спасительный путь и проповедь Господа Иисуса Христа начинаются именно с победы над дьяволом и теми искушениями, который лукавый предлагал в пустыне.

Все это взаимосвязано между собой. Тема о том, что не хлебом единым жив человек, но Духом Божиим, Богом, красной линией проходит через все богослужения, которые совершаются в храме Божием. Только лишь совмещая все вместе, мы в полной мере увидим всю ту прекрасную палитру, которую открывает для нас Великий пост. Это как пазл: если не хватает нескольких деталей, картинку увидеть, может, и возможно, но не полностью. Великий пост для нас – своего рода замечательный пазл: здесь молитва, здесь пост, тут коленопреклонение, богослужебная практика – и открывается прекрасная картина, которую мы должны познать, принять и ею руководствоваться, не отрицая эту практику поста.

И в этой студии, и на всех информационных ресурсах мы постоянно говорим о посте, просвещая наших слушателей и зрителей. Действительно, гастрономические моменты не являются принципиальными, они являются лишь средством. Господь говорит: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Потому что исходящее из уст – из сердца исходит. Все эти моменты крайне важны. Такое значение поста церковная традиция пронесла до XXI века, и это время предлагается нам как спасительное и целебное для нас.

– Следующий вопрос: «Недавно стала воцерковляться, посещаю службы. Наступило время поста. Хочу, чтобы и дети вместе со мной прошли этот путь. Стали с мужем ограничивать время для компьютерных игр, гаджетов. В итоге скандалы, ссоры и никакого спокойствия. Разве может благое дело так влиять на семейную жизнь?»

– Мы должны понимать некоторые моменты. Первый момент очень распространен – когда каким-то резким мановением после своих рассуждений решили: а давайте-ка все попостимся. Дети ни о чем даже не помышляют, а их начинают ограничивать. Меня немножко смутила мысль телезрительницы: мы решили поститься, но и детей ограничим. Если вы решили, то и начните ограничивать себя, покажите пример своим детям. Может быть, с этого надо начинать? Не очень нам нравится, когда кто-то принял решение, а на нас решили его апробировать. Давайте начнем в первую очередь с самих себя. Тогда будет польза и результат.

Часто люди обращаются с вопросами, что подросток вдруг уходит из храма, хотя до этого времени храм постоянно посещал. Или спрашивают, как начать воцерковлять внучку. Мол, в церкви все замечательно, только доброму научат... Мне кажется, ответ на подобные вопросы заключается в том, что начинать надо с самих себя. Если ребенок будет видеть включенность, заинтересованность взрослого человека в некий процесс, тогда все это будет впитываться им самой собой. Это воспитательный процесс. Педагогика – вещь непростая. Слово «педагогика» переводится с греческого как «детовождение». Сначала мы ребенка ведем за ручку, но потом его отпускаем...

Скандалы и ссоры потому, что вот так, с кондачка, нельзя начинать. Надо с детьми общаться, проговаривать им, для чего это совершается. В современном мире это звучит несколько неправильно, когда мы говорим, что уберем все гаджеты, выключим телевизоры и сядем играть на гуслях. Не факт, что это понравится более молодому поколению, что молодые будут разделять эти моменты.

Поэтому это вопрос взаимоотношений отцов и детей. Надо с глубоким пониманием к этому относиться. К сожалению, чаще всего дети еще больше ожесточаются и на такой благой (в кавычках) посыл откликаются полным отрицанием и отторжением. Например, ребенка водили в церковь, потом он чуть повзрослел и сказал: «Всё, я больше никуда не пойду». По-видимому, палку перегнули.

Родителям нужно больше общаться с детьми, больше объяснять, доводить до сведения, почему это важно, необходимо. И вообще что все привязались к гаджетам? На самом деле ребенок достаточно быстро устает от гаджетов. Сколько в мире интересного! Все это нужно показать ребенку, сходить в выходные в парк или еще куда-то. И вопросы будут решаться.

– То есть не нужно только на этом зацикливаться...

– Не надо зацикливаться, перегибать палку. Нужно общаться и начинать с самих себя. Когда ребенок вас спросит: «Мам, пап, а что это вы делаете?», объясните ему. И можете предложить: «Может, и ты хочешь так же?»

– Вопрос: «В основе всего происходящего лежит воля, то есть сила, которая может направлять все: мысли, чувства, поступки. Получается, безвольный человек не сможет поститься?»

– С точки зрения христианского богословия понятие воли является очень сложным для понимания. У преподобного Максима Исповедника, например, очень сложно описывается, что такое воля (он говорит о гномической воле и так далее). Это если подходить с богословской точки зрения. Если же говорить с точки зрения обывательской, хочется спросить, где эти безвольные люди? Такого не бывает. Безволие, по-видимому, от лени проистекает.

О том духе, который царит в человеке, прекрасно говорится в молитве преподобного Ефрема Сирина, которая является маркером Великого поста. Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Вот четыре пакости в человеке. Не случайно именно о них говорится Великим постом.

Люди говорят: «А в чем каяться?» Вот это есть в каждом из нас: праздность, уныние, любоначалие, празднословие. Если все это вместе сложить, получится лень, безволие, абсолютное нежелание что-то делать. Тогда и возникает вопрос, как поститься, если воли нет.

Человек может себя довести до того, что будет валяться под забором голодным и жаловаться, что у него нет воли пойти на работу. Такое абсолютное безволие нужно решать другими способами, по-видимому, не только христианским милосердием. Но это исключительно мое мнение.

Ссылка на то, что не хватает силы воли преодолеть что-то, показывает абсолютное нежелание человека. Возьми себя в руки, добрый человек, мы тебе поможем немножечко – и все у тебя наладится. А когда человек как жижа расхлябанная – ничего не получится. Некоторые даже доходят до того, что начинают Бога проклинать, мол, Господь им ничего не дал или все забрал, как жить теперь...

Как тебе жить – об этом говорит Книга пророка Иова. Великим постом возьми-ка и почитай эту книгу. А лучше приди на службу. Там рассказывается о человеке, который имел все и все потерял. Стал ли он безвольным и бесхребетным? Проклял ли он Бога? Или, напротив, отринул слова поношения, которые ему вменяли все окружающие, близкие?

Человек, имеющий в себе внутренний духовный стержень, никогда не станет безвольным. Прими Христа, Благую Весть, которая открыта в Священном Писании, – и обретешь почву под ногами, фундамент. Что об этом говорит Спаситель Иисус Христос? На каком основании ты строишь свой дом? Если у тебя нет воли, ты строишь дом свой на песке. Чуть вода потечет – и дом твой развалится, рассыплется. И это ты. Господь говорит, что умный, толковый человек так дом не строит.

Повторю слова, о которых мы часто говорим. Когда мы становимся христианами, наши проблемы от этого не решатся. Но, становясь христианами, мы понимаем, что эти проблемы переносим в иную область – туда, где находится Господь. Господь – мое упование, как сказано в псалмах Давида. О каком безволии может идти речь? Найди в себе силы.

Если ты проживаешь свое время бесполезно и бессмысленно, конец твой будет печальным. Об этом говорилось на подготовительных к Великому посту седмицах. Замечательные притчи Спасителя Иисуса Христа четко обличают то человеческое состояние, в котором мы находимся. И в этом никто не виноват. Ты виноват.

Например, притча о бесплодной смоковнице или евангельский сюжет о проклятии бесплодной смоковницы. Вывод один: все, что не приносит плода, – бессмысленно и бесполезно в этом мире. Так же бессмысленно и бесполезно это будет и в будущем веке. Поэтому надо подумать. И для этого у нас есть все: и опыт Церкви, и святоотеческий опыт, и Святое Евангелие. Это то, что Господь дал каждому из нас. Либо ты следуешь спасительному призыву Господа, который звучит и сегодня, в наши дни, устами Церкви, либо плывешь по течению...

– Вопрос: «К чему призывает Церковь во время Великого поста? Каждый день новые мысли, каждое воскресенье новые проповеди. Как все успеть выполнить? А сами батюшки хоть что-то из того, к чему призывают, выполняют?»

– Очень правильный вопрос. Спаситель Иисус Христос говорил однажды (я перефразирую своими словами): если будешь проповедовать то, чего сам не соблюдаешь, грош тебе цена; тогда скажут тебе: врачу, исцелися сам. Поэтому все те слова, которые звучат с амвона, в особенности те, которые обращены к людям не просто с пространными рассуждениями, но с призывом, обязательно выполняет человек, обращающий свою пламенную речь к слушающим. И это касается не только батюшек, но и всех христиан. Как узнают, что мы – ученики Христовы? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Так увещевает Спаситель Иисус Христос. Еще Он говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Это наше необходимое действие – словом и делом свидетельствовать миру о том, что заповедал нам Господь.

Каждое воскресенье – новые проповеди? Великий пост ведь не в 2022 году начался, он следует по нашей грешной, спасаемой и Богом хранимой планете уже на протяжении достаточного количества времени. Слушая слова священников, наших замечательных архипастырей, мы должны обратиться к опыту Святой Церкви, к святым отцам. И мы увидим, что основные, центральные темы, которые сегодня предлагает Церковь устами пастырей, – это то, о чем Церковь свидетельствует на протяжении всего времени своего существования начиная от святых апостолов: о необходимости спасения и следования за Христом. Святой апостол Павел говорит: доброго держитесь, а от злого огребайтеся.

Ничего нового мы не говорим, все это мир уже слышал. Но для нас иногда что-то открывается по-новому, иногда – по-разному. Чтобы все это впитывалось в нас и приносило еще больший плод, мы должны все больше и глубже погружаться в святоотеческое наследие. Это потрясающе и важно. Если ходить Великим постом только на воскресные службы, толком ничего не почувствуешь. Важно открыть для себя великопостные богослужения будних дней, литургию Преждеосвященных Даров, уставные службы.

Пятая седмица (следующая за Крестопоклонной) Великого поста будет потрясающей, в ней будет все. Это чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, так называемое Мариино стояние, которое в этом году переносится с вечера среды на понедельник. Во вторник – литургия Преждеосвященных Даров, в день памяти преподобной Марии Египетской. В среду вечером – всенощное бдение на Благовещение. В четверг утром – праздничная благовещенская литургия...

В это нужно погружаться. Если мы приходим в храм только в воскресенье или откладываем исповедь на самый последний день перед Пасхой, то это плохо. Сейчас у нас есть абсолютно все возможности для того, чтобы читать святых отцов. Возьмите для себя какую-то книгу (можно небольшую), какой-то отрывок или часть святоотеческого наследия и прочитайте. И вы найдете там все те слова, которые звучат в это воскресенье, будут звучать в Крестопоклонную неделю, в Неделю Иоанна Лествичника, в проповедях в день памяти Марии Египетской, день за днем будут звучать на Страстной седмице. Это все вы услышите, и для вас это не будет новым, но, возможно, по-новому будет открываться.

То есть интеллектуальный момент, который очень важен, Великим постом еще более подчеркивается изобилием чтения Священного Писания и Ветхого Завета. Это нас тоже должно сподоблять к самообразованию, самообучению, возможности находить новое, читать.

– Всегда приятно, когда ты понимаешь, о чем идет речь.

– Абсолютно. Об этом и свидетельствует Церковь все время. Когда действительно не было возможности знакомиться с текстами Священного Писания, катехизическая составляющая в отношении прямого оглашения была больше распространена и запечатлена в богослужебно-обрядовой практике при совершении богослужения в церкви, в особенности великопостного. Сейчас ситуация немного изменилась, но и практика чуть-чуть меняется. Тем не менее у нас сейчас больше возможностей, об этом не надо забывать. Это с нас и спросится потом.

– Следующий вопрос: «О чем вы говорите: какие мысли, о каком посте, о каких добрых поступках? Миллионы людей страдают, переживают. Кроме этих мыслей, у меня больше ничего нет».

Я думаю, что это связано с известными всем событиями.

– Да вообще со всеми событиями. Ни дня жизни этого мира не было без страданий. Откуда они взялись? Человек своими пакостными вещами эти страдания вносит в мир. Мы об этом, безусловно, переживаем. Но наша христианская рефлексия как раз в этом и заключается – в молитве, к чему сугубо призывает нас Церковь, когда мы вступили и вступаем в дни Великого поста. Об этом сегодня говорит нам Святейший Патриарх – усугубить наши молитвы.

Мы все переживаем о многих вещах. Но наша реакция на происходящее вырывает нас из той сосредоточенности, о которой мы сказали в начале нашей программы и о которой говорим всегда, когда речь идет о посте. Разве мы по-христиански не молимся о мире всего мира, когда приходим на богослужение? Посмотрите на мирную ектению, в которую включено достаточное количество самых разнообразных прошений. Мы вспоминаем слова святого преподобного Серафима Саровского о необходимости спастись самому для того, чтобы спасались вокруг нас тысячи.

Мы можем, переживая обо всем на свете, потерять себя. Золотая середина и мудрость, о которых говорится в Священном Писании, безусловно, важны. То есть мы подчеркиваем необходимость одних вещей, но и подчеркиваем необходимость того, насколько мы должны углубиться в проблематику своей жизни. Мы говорим о каких-то глобальных вещах, к которым, казалось бы, не совсем причастны, но они нас при этом касаются. Почему зло имеет такое свойство? Когда человек совершает гадость, какие-то злодеяния, он этим злом, как каким-то неуправляемым взрывным устройством, поражает людей, не причастных к этому. Вот в чем суть зла.

В Священном Писании есть такой удивительный случай, о котором мы тоже частенько говорим. К Спасителю приходят люди и рассказывают Ему о чрезвычайном происшествии с Силоамской башней, которая упала и убила многих. Пришедшие к Иисусу Христу люди решили подчеркнуть, что погибшие рабочие, работающие на этой стройке, были не правы. Потому что они получали деньги из храмовой казны, которую Понтий Пилат раздавал рабочим. А храмовая казна была священной, средства из нее брать было нельзя. И вроде как Бог их за это наказал, они большие грешники. Но Господь сказал: «Не думаете ли вы, что эти люди грешнее всех тех, которые проживают во всем Израиле? Если не покаетесь, то все так же погибнете».

Это крайне важно. Здесь мы должны, руководствуясь абсолютно верными словами, которые сегодня говорят наше священноначалие и Святейший Патриарх, Святейший Синод, улавливать голос Церкви и обращать его к самому себе. Как говорится в Священном Писании, нужно быть простыми, как голуби, но при этом мудрыми, как змеи, и лавировать между этими вещами, уходить от некоторых моментов. Вот тогда будет тебе польза. Тогда ты, душа (как говорится в Каноне Андрея Критского), будешь богатым купцом, приумножишь свое богатство.

А если перед тобой одно, другое потрясение, которое тебя, может, вообще не касается, а ты уже безвольно поплыл («И поститься не надо, и молиться ни к чему, если такие вещи творятся»), то потом скажешь, что Бог вообще нас не слышит, коли злодеяния во всем мире продолжаются на протяжении двух тысяч лет. И как тогда быть? «Да и пусть все катится в тартарары, а ты, душа, живи, радуйся, пей, веселись». А Господь тебе скажет: «Давай, дорогой, попробуй, а ночью из тебя душу истяжут». И что ты будешь говорить, когда встанешь перед Святой Троицей и Богородицей?

Вспоминаем опять о Страшном Суде, к которому нас готовила Церковь перед днями Великого поста. И не случайно. Подготовительный период так быстро пролетает у людей за блинами и пирогами, а тогда крайне содержательные вещи до нас доносятся, потрясающе важные смыслы. Открыв одну дверцу, мы можем войти туда и пройти дальше, в другую дверь, постепенно. Поэтому и входим постепенно в пост. Серьезная духовная содержательная нагрузка открывается в великопостных евангельских субботних и воскресных чтениях, в дни памяти святых и особых событий, о которых мы слышим.

Грядет Крестопоклонная неделя. Знаете, как святые отцы пишут о Крестопоклонной неделе? Она считается достаточно строгой, как первая и Страстная, но это уже середина поста. Путник, который взбирается на гору и дошел уже до середины, видит впереди окончание пути и достойный финал своих трудов. Но к середине пути он устал. Так и нам здесь нужно ободриться, подкрепиться, набраться сил. В этот момент Святая Церковь предлагает нам, взирая на Крест Господень, укрепиться целебной силой животворящего Креста Господня. И, как тот путник, полными вдохновения, ободренными Божией благодатью, следовать дальше к завершению поста и к поставленной цели.

Поэтому не надо отчаиваться, расстраиваться, даже если у нас иногда не хватает сил и возможностей. Надо набираться терпения, всякий раз вставать и двигаться дальше. Этому нас учит Святая Церковь. Мы называем пост духовной мобилизацией. Так что давайте этим руководствоваться, слышать голос Церкви, который сегодня для нас крайне важен и актуален. И все те вещи, о которых говорилось сегодня и говорится всегда, безусловно, нас укрепляют и поддерживают.

– Последний вопрос: «Я в большом унынии, у меня настоящая депрессия. Психологи не помогают, родные не понимают, говорят, что все хорошо, у других еще хуже. Меня это не успокаивает. В Церкви становится легче, но я не захожу дальше порога храма, не веду церковную жизнь. Что мне мешает?»

– Печально. Когда видишь какие-то спасительные и цельбоносные для себя вещи и этим не пользуешься, очевидно, что ты вредитель самому себе. Хуже нельзя придумать. К вам придет врач, скажет, что у вас проблемы, и выпишет препарат, а вы скажете: «Да, он мне действительно помогает, но я не буду им пользоваться». Что на это сказать? Уныние и депрессию надо различать, это вещи разного порядка. Их не надо путать и с духовной точки зрения, и с точки зрения психологии. Абсолютно неправильно сравнивать, что у другого хуже. И что – за себя порадоваться или над другим позлорадствовать? Странноватый какой-то выход. От этого еще более тошно становится.

Идите в храм Божий. Вспомните, как Мария Египетская, житие которой будет читаться посреди церкви, перемежаясь с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского, вошла в храм и почувствовала, что ей туда надо, а некая неведомая сила ее не пускала. И там она одумалась. Вы хотите до этого дойти в своей жизни? Чтобы так же, когда войдете  в храм, где Вам действительно хорошо, Вас оттуда неведомая сила вытолкнула? Не надо до этого доводить. Видишь этот путь, о котором говорят Церковь и Господь, иди по нему скорее. Время поста наступило.

В каноне кондак звучит так: «Душе моя, душе моя, покайся, что спиши? Конец приближается». А мы спим, лежим безвольные. Вроде бы и хорошо, а хотелось бы лучше, но что-то стесняемся, смущаемся. Всё в ваших руках. А потом не надо пенять на Бога. В конце концов дашь ответ за все то, что было. Как в том анекдоте, когда тебе предлагались все средства, а ты ждал какой-то манны небесной. Нет, дорогой, поработать надо. Надо очень много и плодотворно работать, до пота трудиться над самим собой. Чтобы себя из этого вытащить, надо действовать, как Мюнхгаузен (у него воля была мощная), как святые отцы-подвижники. Работать надо, а без работы ничего не получится. Находить в себе силы.

Я сказал уже о том, что Великий пост – это духовная мобилизация. Так возьмитесь за это дело. Давайте вместе действовать. У нас все сейчас есть: и храмы открыты, и богослужения совершаются. Помните, два года назад как многие переживали из-за этой истории с инфекцией, с ограничениями? Сколько было людей, которые жаловались, что храмы были закрыты, было непонятно, что будет завтра. Сейчас тоже все неспокойно у нас. Но мы прожили это время. И тех, кто не отступил, а еще больше приложил усилий, о которых говорила Церковь в то время, все это привело к полезному, достойному, положительному результату.

На самом деле времени Великого поста осталось немного, скоро середина, а там оглянуться не успеем – и Страстная седмица. А потом многие увидят, как на Страстной неделе люди пойдут в храмы. Это прекрасно. Но давайте не откладывать время покаяния, таинства Исповеди, Соборования, которые совершаются в эти дни Великим постом, на самое последнее время. Потом будем жаловаться, что батюшка нас не дослушал до конца, был уставший, что в очереди огромное количество людей.

Время сейчас есть, вот оно – здесь и сейчас. Находите силы и возможности, и это принесет полезный и добрый плод. И не забывайте о тех службах, о которых мы сказали. Смотрите их на телеканале «Союз» и, конечно, приходите в храмы Божии, если есть такая возможность. Нашли время – идите в храм Божий помолиться о мире во всем мире, услышать слова священника, пообщаться и познакомиться с людьми, которые туда ходят.

Нам тоже полезно услышать эти хорошие, правильные вопросы, которые наши слушатели нам задают. И мы очень рады стараться найти на них ответ. И рады той обратной связи, которая есть с нашими зрителями. Дай Бог, чтобы время поста, которое продолжается, безусловно, принесло нам пользу и успокоение нашей душе.  

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать