Беседы с батюшкой. Творчество духовной жизни. Священник Олег Патрикеев

18 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3

Сегодня у нас в гостях священник отец Олег Патрикеев, настоятель храма великомученицы Варвары в поселке Рахья. Тема сегодняшней передачи – «Творчество в духовной жизни».

− Отец Олег, как только произносишь слово «творчество», сразу возникает в уме кино, музыка, что-то такое, что укладывается в рамки общепринятого понимания слова «творчество». Но когда мы говорим о творчестве в духовной жизни, то здесь возникает очень серьезный вопрос. Мы привыкаем к тому, что наша духовная жизнь идет по накатанной: мы молимся, ходим в церковь, общаемся с нашими друзьями (христианами и нехристианами). Но как только задумываемся о том, что в нашей духовной жизни необходимо что-то менять, то здесь возникает масса вопросов, которые я Вам сегодня и буду задавать. Какой аспект духовной жизни имеет это понятие для Вас как для творческого человека, который очень много в своей духовной практике, духовной жизни священника уделяет творчеству?

− Вопрос очень глубокий. Вы правы, на поверхности мы можем рассмотреть просто отношение человека к искусству, потому что искусство и творчество стоят рядом. Но на творчество в духовной жизни нужно смотреть через святых отцов: как они жили и что творили. Разве не творчество выковать себе тяжелые железные вериги и носить их, смиряя свое тело? Они же сами их делали, и это тоже творчество.

Если посмотреть, с чего началось творчество, мы увидим прекрасного юношу Адама в раю, который творил, давая имена животным. У него словарный запас был намного больше, чем сейчас у профессора. У него это было творчеством: он должен был призвать, например, слона и посмотреть на него: как же тебя назвать? Это же не просто кличка, это суть, сущность животного, в которую нужно проникнуть, прозреть ее. Представляете, какое творчество! Не то что фантазия, а творческий подход к этому, и имен много, их все надо держать в голове.

Ева тоже была творческой, просто неудача произошла. Она неправильно подошла к процессу творчества. Она услышала другой голос, помысел от дьявола. И здесь мы как раз видим, что творчество разделяется на две части: творчество, которое прославляет Бога, и творчество, которое прославляет дьявола, то есть антитворчество.

Бог – Творец, и человек – творец. Ведь у нас есть полное право творить. Если мы поймем, что наша природа подвержена греху и мы творим всё уже с грехом пополам, то надо подумать: как сделать так, чтобы творчество приносило плод? Здесь можно посмотреть на людей науки, тех же звездочетов: они прошли через науку и уперлись в неизвестность. Они либо бросили науку, либо сказали: «Там неизведанность, значит, там Христос, там Бог, Которого я не знаю». Все, что не познано, проявляется в человеке верой в то, что мы не познаем умом.

− Здесь есть еще один момент, который меня прежде всего волнует в этой теме. В нашей молитве, в нашей духовной практике мы зачастую не очень способны творчески отнестись к воспитанию своей души, к своей духовной жизни. Если мы выбираем какие-то книги, то это, за редким исключением, обыкновенный набор. Я помню время, когда людей, которые поступали в духовную семинарию, спрашивали, читали ли они Иоанна Кронштадтского. Тогда было очень сложно достать его книги. Но тем, кто знал их и читал, поступить было легче. Не по той причине, что ты молодец, читал, а потому, что если читаешь таких отцов, как Иоанн Кронштадтский, понимаешь, что и как делать. Действительно, тогда не было возможности читать дневники Иоанна Кронштадтского, теперь она у нас есть. Еще существовало очень много литературы, которая всегда осуждалась. Например, мы никогда не позволяли себе читать Льюиса.

Вопрос: может ли творчество в нашей духовной жизни быть необходимым настолько, чтобы развиваться в ней? И другой аспект: может ли творческое отношение к своей духовной жизни принести нам плоды искушения?

− Конечно, здесь должна быть золотая середина (как и во всем: в посте, молитве). Но духовное творчество святого Иоанна Кронштадтского – это ежедневная работа над собой. Удивительный момент жизни, о котором мы забываем, − оказывается, надо найти в себе подобие и образ Божий. Вся жизнь должна проходить в этом поиске Христа в себе. Как  можно это сделать? Только через покаяние, через постоянное движение творческого процесса жизни во Христе. Есть ли у тебя жизнь во Христе? Живет ли в тебе Христос? И это не просто философия или опыт жизни.

Подходя к этому творчески, надо понимать, что такое творчество в духовной жизни. Человек не может быть роботом. Вы правильно сказали про программу, по которой мы живем. Мы уже знаем: утром встали − «Господи, помилуй!» Прочитали правило, на дорогу выехали − правило. Одни правила вокруг нас, а где наше творчество? Неужели надо нарушать правила, чтобы быть творцом? Нет. Надо научиться делать так, чтобы правило работало на тебя, а не ты на него. Измени творчески это правило: не просто прочитай «Отче наш», а спой на какой-нибудь любимый мотив, который тебе больше всего нравится. И вот ты уже радуешься и победил свой помысел, свой запрограммированный ум.

Наш ум − это четкая, последовательная работа всех клеток. Он не позволит тебе ошибиться, но когда включается творчество, ты привлекаешь ум к содействию. Мы же состоим из души, тела и духа. У нас творческий процесс, который должен обязательно касаться души, духовной жизни. Я приведу маленький пример. Мы часто закрываемся от духа своими правилами. Думаем: если я исполню правило, у меня будет галочка, и я спокоен. Но спокоен только мертвый человек, а живого все время беспокоит бес, но с творчеством человек его побеждает. Мы видим тысячи примеров этого. Святой Давид − творец Псалтири, творец псалмов, которые успокаивали царя. Как только он брал псалтирь, пел, то успокаивался.  И он пел эти псалмы. Почему же мы их читаем и ничего не понимаем? Надо петь, надо дать духу раскрыться в тебе. Тогда начнется очищение и понимание, что если я ищу образ без духа, то не найду его.

− Я сегодня прочитал у митрополита Антония Сурожского о сострадательной молитве. Он говорит: если вы молитесь так, что, мол, все нормально, все хорошо, то это не молитва. Молитва заставляет вас ночью проснуться и обратиться к Господу. Я понимаю, что и в этом тоже творчество, потому что как только у тебя возникает успокоенность, то имеет смысл встряхнуть себя так, чтобы возопить: «Господи, помилуй!» В этом случае вопрос следующий: если мы живем успокоенно, то может ли Господь вмешаться в нашу жизнь, чтобы мы вдруг поняли, что нам не хватает успокоенной молитвы, не хватает просто правила? Можно ли в этом случае действительно дерзновенно попробовать помолиться, в том числе и своими словами?

− Конечно. Если мы вспоминаем служение Иоанна Кронштадтского, то, по свидетельствам всех, кто к нему приходил, его молитвы были очень активными. То, что они слышали, было для них диковато, они даже думали, что это артистизм или пафос, осуждали его за такие молитвы. Но именно эти молитвы доходили до Бога, потому что Иоанн Кронштадтский кричал изнутри: «Отче наш, погибаю!» Но для этого нужно понять, что ты на самом деле погибаешь, а не играешь на сцене, не делаешь из этого шоу. Молитва − одно из важных правильных движений христианина.

− Я вдруг вспомнил, что мы часто говорим: сотворим молитву. Здесь тоже получается, что Сам Господь призывает нас творить молитву, а не вычитывать правила.

− Творчество в молитве − это высокое искусство. Мы на самом деле должны свои молитвы записывать. Почему мы сейчас читаем молитвы святых угодников? Потому, что читаем и понимаем, что мы до такой молитвы сами бы не додумались. Как плакал о грехах своих Андрей Критский! Неужели я могу прожить это? Но, читая молитвы, мы их проживаем и понимаем, что мы такие же, как и он. Но надо заставлять работать ум, тогда происходит сотворчество ума и духа. Покаянный дух Андрея Критского, его вопль присущ и тебе. Но у него есть такое покаяние, а у тебя нет, значит, ты дальше от Бога.

Чем больше у нас покаяния, тем больше мы приближаемся к милости Божьей, к благодати. Я должен увидеть, кто я такой. Каждый из нас − это личность, в которой находится Христос. Это удивительно! Он не мешает личности развиваться, а, наоборот, помогает раскрыть весь потенциал в Нем. Он зерно, а мы почва, содержащее это зерно. Зерно падает в почву и возрастает.

− Вопрос телезрительницы: «Как влияет творчество на жизнь человека? У меня был пример двадцать лет назад, когда я попала в выставочный зал, куда меня пригласила семья художников. Я перепутала залы и попала в тот, где были негативные картины с грязными чудовищами. Я как будто в преисподнюю попала! Но эти образы привлекали, было видно мастерство. Пока я дошла до конца зала и поняла, что здесь нет моих друзей, у меня разболелась голова. Я вышла, и, к счастью, в соседнем зале были красивые картины, настоящее искусство. Я не заметила, как у меня прошла голова. Наверное, я такой чувственный человек. Были ли у Вас примеры в жизни, когда было негативное влияние искусства на душу?

– Вы продолжили нашу беседу о том, что творчество делится на две части. Христос пришел разделить мир на две части. К одной части относится разбойник, который висел на кресте и хаял Христа. Хотя он молился Ему, говорил: «Спаси Себя и нас». Это же молитва. А второй разбойник унимал его, успокаивал. И кто из них вошел в рай? Благоразумный разбойник.

То есть мир разделен на кающихся грешников и грешников, которые не каются. Все мы в Адаме согрешили, но во Христе освобождаемся от последствия греха.

И творчество делится на две части. Адам создает красоту в раю, возделывает рай, он – сотворец: Господь вверил ему рай. Это не просто маленький храм, где ты являешься настоятелем. Адам был настоятелем всей земли. Он должен был вынести рай в мир, чтобы весь мир стал раем, храмом Божиим. Но получилось то, что получилось.

Таких примеров тысячи и тысячи, когда мы видим антикультуру, антихристианскую культуру, которая показывает греховные моменты человеческой жизни, выявляет их и прославляет. Прославлять грех – значит, прославлять дьявола. Для верующего человека это просто недопустимо. Это все равно что дома повесить икону Христа Спасителя, а рядом поставить какую-то страшную статуэтку.

Когда я прихожу освящать дома, квартиры, спрашиваю, есть ли в доме всякие жабы, домовые, подковы и прочее. Если это есть, сразу говорю: выносим, а потом освящаем. Пока все это есть в доме, как его можно освящать? Если в доме висит икона Христа, а рядом – жаба, приносящая счастье, то кому вы молитесь?

Нужно разделить в своем уме, что такое хорошо, а что такое плохо.

– Телезрительнице Тамаре Господь показал: вот посмотри, какой есть ужас... И в этом прозрении телезрительницы тоже творчество, потому что она увидела и ужас этого мира, и благодать этого мира.

Мы говорим: «Дух животворит». Когда мы молоды, нам кажется, что мы можем вмешаться в этот мир так, чтобы что-то в нем поменять. Потом какого-то горения становится меньше. Влияет ли наш жизненный опыт на степень нашего желания творить?

– Конечно. Житейский опыт дорогого стоит. Мы знаем, что ошибки, совершаемые в молодости, дорого обходятся не только нам, но и близким, родителям. Но это не просто ошибки, это неправильное творчество. Мы увидели это – и поняли, что это нам не нужно, мы отказываемся от этого, отрекаемся.

Ведь каждое наше покаяние – это снова отречение от дьявола. Покаяние заключается в том, что я не хочу творить дела дьявола, не хочу быть его сотворцом. Я хочу быть сотворцом с Богом, со Христом. Покаяние – это изменение ума. Раньше я творил что-то, и мне было хорошо, весело, приятно. А потом задумался: кого же я прославлял? Чьи мысли я в себе носил, прославляя себя, свою гордыню, свое «я»?

Когда Господь видит, что человек готов принести  плоды, Он дает духа покаяния. Чем раньше молодежь задумается о последствиях своих прегрешений, тем лучше. Молодежь очень обижается, когда говоришь: «Ты согрешил». Сразу возникает гордыня: «Что?..» Надо сказать: «Ты ошибся». Господь нам говорит: ты ошибся, и Я прощаю тебе твою ошибку, твой промах.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «Апостол Иоанн в своем послании предупреждал: исследуйте, какого вы духа. Мне кажется, так же и с творчеством: оно может быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Отсюда вопрос: Денница, сатана, вокруг которого было сплошное добро, как толкуют толкователи, сам в себе взрастил гордыню. Получается, что он творец зла?»

– Очень хороший вопрос, мы можем пофилософствовать на эту тему. Дьявол не может без Бога творить ничего. Зло он творит только по попущению Божьему. Он злится, но зло творить не может. Это как телефон: если его выключить из сети, это будет просто бесполезный предмет до тех пор, пока человек не включит его и не начнет им пользоваться...

То же самое с дьяволом: он бессилен, потому что Господь не дает ему силы, отнял у него благодать, которую тот имел. Поэтому он злится и ищет посредника. Почему и напал на Адама и Еву – чтобы человек стал посредником и смог внести зло в этот мир. Сам дьявол не может внести зло в этот мир.

– Он может использовать человека.

– Да. Может использовать человека, животных, природные явления. Иногда по попущению Божьему происходят природные катаклизмы; это же не Бог творит. Это для вразумления человека. Вспомним, как в Евангелии описывается буря на Галилейском море: Христос отдыхал, спал, а все апостолы, рыбаки, которые не раз видели бури, кричали: «Мы погибаем!» Господь сказал: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

Это же не Господь вызвал бурю, чтобы испугать кого-то. Это дьявол хочет всех погубить, а Господь попускает такие вещи, чтобы показать, что вера во Христа побеждает, что именем Христовым побеждается все, что творит дьявол. Священники во время таинства Крещения запрещают действовать дьяволу именем Иисуса Христа, они читают молитву: «Запрещаю тебе, дьяволе...»

– Думаю, первый наш творческий акт – во время крещения. Когда священник говорит: «И дуни, и плюни на него», – человек в процессе крещения дует и плюет на врага человеческого. Это, в принципе, определяет наше творчество в духовной жизни.

Еще один очень важный и интересный момент. Мы Господа называем Творцом всего сущего. Мы можем сказать, что мы – Его сотворцы. Если мы исключаем из своей жизни творчество нашего духовного возрастания, то уподобляемся...

– ...падшим ангелам, потому что через природу нашего падшего естества начинаем помогать дьяволу творить зло в этом мире. Ведь зло – это просто отсутствие добра. Если бы было добро, зла не было бы. Но дьявол исказил заповедь Божию, чтобы преподнести ее в искаженном виде Адаму и Еве; он изменил ум человека – и все пошло не так, как было запланировано у Бога. Но Господь знал это. Он дал человеку полную свободу. В этой свободе тоже есть творчество. Чем мы похожи на Господа? Свободой. Мы обладаем свободой выбора, с кем нам быть.

– Еще один аспект проблемы творчества в духовной жизни заключается в том, что мы внутри своей семьи, в малой церкви, ничего не творим вместе. У нас уже ушла из практики общая молитва, когда дома молились всей семьей. Теперь каждый как бы сам за себя. Наверное, ушла традиция совместного чтения Священного Писания. Раньше во время поста семья каждый день читала вместе главу Священного Писания. Я верю, что кто-то так делает, но вообще из практики это ушло. Практически ушла общая трапеза. В связи с этим вопрос: как нам научиться творить свою духовную жизнь?

– Учиться можно только у тех, кто это умел делать. Мы говорили о святых отцах и о том прекрасном прошлом, которое было в нашей Церкви, когда дети учили «Закон Божий» с первого класса. Это звучит, может быть, слишком правильно: учить закону. Я сейчас уроки переименовываю: провожу уроки добра. Как научиться делать добро? Ведь у каждого человека свои дары: кто-то писатель, кто-то пишет песни, кто-то их поет. Мы же знаем в своей семье, кто что умеет делать, – нужно прославлять Бога в том даре, который Он каждому из нас дал.

Если ты занимаешься каким-то видом спорта, это тоже прекрасно: ты прославляешь Бога в своем теле. Ты поешь, рисуешь, или даешь что-то нищим, или тебе нравится возить конфеты для больных в больницы – все это проявление Христа в нашей жизни. Он всегда с нами; ближе, чем Он, у нас никого нет. И Он уже все для нас сделал, уже воскрес, победа уже совершена...

Надо все делать творчески. Даже в спорте есть творчество. И когда ты готовишь блинчики – это тоже творчество. Все нужно делать для Христа, чтобы Его прославлять... Напек блинов – «Господи, это для Тебя». Победил, занял первое место – «Господи, это для Тебя». Сделал доброе дело – «Господи, не мне слава, Тебе слава». И так в каждом процессе. Надо приучать детей к этому с детского возраста. Например: птицу накорми ради Христа. Или: помой посуду ради Христа... Надо добавлять эту фразу.

– Во время поста совершается литургия Преждеосвященных Даров. На Торжество православия служили литургию Василия Великого. В субботу и воскресенье служится литургия Иоанна Златоуста. В храме читается очень много текстов, которые нам абсолютны непонятны. Даже покаянный псалом Давида мы не очень хорошо понимаем. Как может помочь творческое осмысление литургии нашему духовному росту?

– На самом деле литургия – высочайшее творчество, которое оставил нам Христос. Христос сказал: се, творю все новое. Каждый человек, который был вне Христа, при крещении становится новым человеком. В купели происходит рождение нового творения: при троекратном погружении прежний человек умирает. И это происходит не только на словах, в духовном мире все это происходит по-настоящему – из воды выходит абсолютно другой человек, новое творение во Христе.

По поводу литургии... Мы должны в нее вжиться. Мы должны понять, что это такое творчество, которое даже сравнению не подлежит!.. Литургия – это высочайшее творчество. И мы должны именно понять это, а не просто рассуждать: «Да, литургия красива, батюшка сегодня в красивом одеянии, диакон поет неплохо. Плохо слышно, о чем говорится, ничего – постоим». Вот это не творчество; это просто у человека нет желания понимать глубину. Увы, такие люди есть.

Но мы видим, как сейчас изменяется человек, как прилепляется к литургии. По своему храму вижу, как все начинают изучать, узнавать, тихонечко подпевать... Все зависит от человека. Хочешь быть сотворцом – литургия научит тебя многому. В литургии человек раскрывается, понимает, кто он такой, для чего пришел в храм.

«Иже херувимы»: все поднимают руки, не только священник. Все в этот момент вместе с херувимами, ангелами становятся одним целым – воинством духовным, творческим, которое просит Господа, чтобы Он послал Духа Святого. И хлеб пресуществляется в Тело Христово. Это же уму непостижимо! Представляете, какое это творчество!..

– Согласен. То есть православный человек не может быть нетворческим, вне творческого созидания своей духовной жизни?

– Не может, конечно. Он, может быть, не понимает, что это творчество. Надо себя полюбить в этом плане: я – художник. Например, дети любят рисовать, каждый день они рисуют что-то. Возьми себе за правило: каждый день пиши три строчки, что ты сегодня сделал для Христа. Потом твои дети прочтут это и, может быть, будут смеяться, а может быть, скажут, что папа был святым – он каждый день, оказывается, кормил собачку на улице... Это уже святое творчество. Или нарисуй что-нибудь, напиши песню, стихи. Не умеешь? У многих таланты раскрываются. Знаю людей, которые никогда не писали иконы и вдруг начали писать. И у них получается. В творчестве ты находишь себя и Христа. Ты начинаешь понимать, для чего живешь...

– Насколько возможно или необходимо творчество в исповеди?

– Исповедь больше связана с желанием изменить то творчество, которое ты делал вне Христа. Любое делание – это творчество. Исповедь должна помогать человеку стать сотворцом. Например, мой отец плотник, а я футболист. В один прекрасный день я говорю себе: «Не хочу быть футболистом, хочу быть плотником». И изменяю свой ум, начинаю браться за рубанок и повторять за папой, как он делает. И у меня начинает получаться. Я не говорю сейчас, что футбол – это плохо. Я имею в виду, что нужно оторваться от чего-то плохого.

«Отойдите от грязи, – сказал Господь, – и Я стану вам Богом, стану вам Отцом». Вот что нужно сделать – не прикасаться к грязи.

– Если сотворчество может быть созидательным в духовной жизни, то это сотворчество с Господом. Но прежде чем творить вместе с Господом, быть Его сотворцом, надо с Ним познакомиться, Его узнать. И в этом, наверное, самый великий момент нашего творчества. Когда мы что-то узнаем, нам хочется еще больше знать и больше творить...

Ведущий Глеб Ильинский

Записали Наталья Богданова и Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать