Беседы с батюшкой. Искусственный смысл бытия. Протоиерей Игорь Илюшин

17 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Игорь Илюшин, клирик храма во имя Державной иконы Божией Матери города Санкт-Петербурга.

– Тема сегодняшней беседы: «Искусственность смысла бытия». Можно было бы начать с фразы: «Все, к чему мы стремимся, и все, от чего убегаем, – находится внутри нас». По этой причине мы часто из-за невозможности что-то понять бежим в параллельные миры, создаем вокруг себя виртуальную реальность. И чтобы изменить свое мироощущение, убегаем от действительности с помощью алкоголя и наркотиков. В любом случае искусственная подмена бытия – очень серьезная проблема. Отец Игорь, Вы, как человек, который несет послушание в обществе трезвости, наверняка знаете, как люди убегают от этой действительности.

– Действительно, человек стремится создавать некий искусственный мир в своей жизни. Но это ошибка, суррогат. Человек, который стремится к искусственной жизни, все равно живет в реальности. В том и беда, что происходит замена и стремление к чему-то искусственному. Прежде всего это Интернет, социальные сети, в которых человек создает что-то искусственное в своей жизни. Само направление человека на создание какой-то иллюзии неверное. Но это не говорит о том, что создание разных технологий является злом. Нет. Но нужно быть готовым к тому, чтобы пользоваться этими современными технологиями.

На самом деле даже первозданный человек в раю оказался в такой же ситуации. Когда Господь насадил для Адама и Евы огромный сад, в этом саду было множество деревьев. Было древо жизни, а также древо познания добра и зла. Вот это древо можно сравнить с современными технологиями, к которым надо быть человеку готовым, чтобы вкусить от этих плодов. Потому что запрет Бога на вкушение плодов от этого древа в перспективе не был постоянным. Господь установил эту заповедь как возможность послушания человека Богу. Если бы Адам вкушал длительное время (то время, которое установил Господь) плоды только от древа жизни, то, возможно, он был бы и готов впоследствии наполниться  благодатной силой от этих духовных плодов (что есть Сам Бог), даров Духа Святого, которыми было исполнено это древо. Впоследствии человек получил бы возможность осознавать, что есть добро, а что – зло. Потому что это древо насадил Бог для дальнейшей цели. И дьявол, искушающий человека, уже не был бы для него настолько страшен. Человек уже знал бы, как отвергнуть искушение.

Так и современный человек сразу окунается в эту огромную сеть – Интернет, он может быть неутвержденным в добре, впасть в искушения и начать создавать иллюзорный мир, полностью заблудиться в этом мире. А вот древом жизни для нашего сегодняшнего человека является как раз Церковь Христова, которая и утверждает человека в добродетели, в познании абсолютной истины, что есть Христос, она регламентирует направление и меру исканий человека в окружающем мире. Для данной темы, допустим, это Интернет.

– Когда мы пребываем в одной из социальных сетей, у нас есть некое количество друзей. Понятно, что большинство из этих друзей мы никогда не видели и наверняка не увидим. У нас просто есть так называемые аватарки. Более того, в социальной сети мы размещаем свои видео, фотографии, тексты и т.д. Мы создаем свой собственный образ, стараемся, чтобы это все было как можно интереснее. И, создавая свой образ в социальных сетях, мы создаем не себя, а некую иллюзорную реальность. Мы не понимаем в этом случае, какие мы. Более того, можно создать свою собственную маску и сделать себя красивым или просто создать ту реальность, в которой мы бы хотели быть. Через какое-то время в этом желании быть лучше, может, мы и можем стать лучше? Или это все-таки тоже иллюзорность? Мы призваны жить в реальности, но наша реальность нам не нравится. Мы хотим от нее убежать. И каким образом мы можем это сделать?

– Дело в том, что эти современные технологии являются всего лишь инструментом. Как уже было сказано ранее, уместно сравнить это с древом познания добра и зла. Не совсем подготовленному, не наполненному истиной Божественной, духовно и нравственно не обогащенному человеку действительно очень сложно в эту виртуальную реальность встроить правильный образ, конструкцию. И обычно человек действует по тем предлагаемым нормативам, которые уже предложены в социальных сетях. Человек увлекается этим и забывает о главном. И когда в социальных сетях происходят великие сбои, то многие сильно страдают от этого.

Недавно было показано видео: молодая девушка плачет, что отключили Instagram. Для нее это трагедия, она убивалась из-за того, что шесть лет было потрачено на эту социальную сеть. Вся жизнь ее разрушена. Получается, что у человека просто нет цели. Но существует много других людей, которые, напротив, благодаря социальным сетям могут делать много интересного, познавать Бога.

Вспоминаю детство (конец 80-х – начало 90-х). У нас в церкви продавали только свечи. Никаких книг не было. В начале 90-х годов стали появляться в продаже иконки, потом и напечатанные молитвословы. А до этого мы могли пользоваться только молитвословами, переписанными в тетрадь либо перепечатанными под копирку. Был «Закон Божий», перепечатанный под копирку, и книга преподобного Силуана Афонского. В советских библиотеках религиозной литературы вообще не было, и мы ходили на собрания протестантов, чтобы получить там бесплатно Библию.

– Вопрос телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Некоторые люди говорят, что в наше время чудес не бывает. А я считаю, что бывают. Люди в суете этого не замечают. А у меня несколько лет назад было чудо. Я выкопала небольшие, тоненькие отростки сирени, посадила их на поляне и ухаживала за ними. И у меня было большое удивление, когда через год один из них расцвел. Я посчитала это за чудо. Может, я ошибаюсь, но это было какое-то явление, отростки были еще совсем маленькие».

– Вот человек, который радуется, что выращивает кустики сирени, радуется реальному бытию. И это воспринимается человеком как великое чудо, он получает от этого большую радость.

Когда появился Интернет, поначалу появлялись какие-то небольшие сайты, и я радовался, что там есть огромное количество литературы. С каждым днем появлялось все больше и больше литературы, святых отцов. Можешь вечером дома открыть книгу, прочитать, многое узнать. Эти современные технологии дают человеку много хороших возможностей, которые можно использовать во благо.

Но, к сожалению, дьявол не дремлет, и люди выбирают уже более яркие моменты, начинают просматривать просто развлекательные видео, убивают время. Мало того, появились люди, которые начали снимать специально какие-то розыгрыши, совершенно глупые, безумные вещи, не имеющие смысла. Они еще каким-то образом зарабатывают на этом. И получается, что для них это древо зла.

– Либо ты ищешь древо познания, древо жизни, либо ищешь древо смерти, древо зла. Это понятно. С другой стороны, мы не можем запретить все и исключить всяческое общение в соцсетях. В этом случае мы были бы какими-то ретроградными. Хотя я знаю храмы, где за то, что ты находишься в соцсетях, можно получить епитимью, потому что считается, что это очень вредно.

В мире много интересного и познавательного.  Можно смотреть что угодно, если у тебя внутри есть внутренний цензор. Я знаю очень много молодых людей, которые все время сидят в соцсетях, но знаю их как очень достойных и интересных собеседников.

Другой разговор, что Интернет воспитывает не только православное, христианское мироощущение. Каким образом пользоваться Интернетом человеку, который ищет не развлечений, а знаний, но не имеет внутреннего цензора, особенно если он невоцерковленный?

– Древо жизни – это Церковь Христова. Если человек будет питаться только от древа познания добра и зла, он будет пребывать на телесно-душевном уровне, о духовном там не будет и речи. Даже когда не было Интернета, была возможность коммуникации, общения с миром, направленность человека на что-то интересное, на общение, какие-то общие интересы, какое-то ремесло. И если человек живет только этим, ставит это ремесло смыслом жизни, точкой ориентира, то он не обретает объективной истины.

Объективная истина – это Господь Иисус Христос, Который является полнотой истины, величайшей премудростью Божией. О ней было сказано еще в Ветхом Завете. Она состоит из таких вечных и неисчезающих истин, как любовь, вера, надежда, смирение, чистота, святость. Когда человек находит Бога, он получает от Него дар Духа Святого; и величайший дар – рассуждение. Благодаря этому дару он может разобраться в этом древе познания добра и зла.

– Здесь можно еще поговорить о том, что, с одной стороны, соцсети могут нам помочь в рассуждении; с другой стороны, они могут научить нас осуждению.

Вопрос телезрителя: «Известно, что знания, основанные на логике, всегда будут ограниченными; допустим, теория квантовой неопределенности или закон энтропии не сочетаются с логикой. Почему логика не работает в познании мира?»

– У Бога Божественная логика необъяснима: если бы логика работала, тогда была бы справедливость. Вспомним притчу о виноградарях, которые работали в течение всего дня: кто-то работал весь день, кто-то полдня, кто-то четверть, а кто-то один час. Хозяин заплатил всем одинаковую плату. Те, кто весь день работал, – возмутились.

Но Божественное милосердие выше земной справедливости, потому что Бог меряет человека совершенно по другим меркам. Например, благоразумный разбойник. Другой разбойник хулил Бога, а благоразумный покаялся. Он сказал Господу: «Мы приемлем всё по делам нашим. Помяни меня в Царствии Небесном»; и за это получил прощение.

Множество таких примеров, которые логически не объяснить: это мы можем принять только как Божественный закон. Потому что Господь смотрит на сердце человека. Например, кто-то в социальных сетях состоит в группе, направленной на делание добрых дел. Но этот человек не признает Бога в своей жизни и надеется на то, что его спасут добрые дела. Приходит время, когда человек приобретает духовную мудрость и понимает, что спасает не делание, а милосердие Божье.

Сейчас идет Неделя о блудном сыне. Мы понимаем по человеческой справедливости, почему второй сын, который был всегда рядом с отцом, не захотел принять пир отца. Но фактически он сам себя отлучил от этого пира. Отец даже к нему вышел и сказал: «Все мое – твое. Но твой брат был мертв, а сейчас ожил, войди в радость с нами». Но тот не захотел.

Как фарисей, который жил праведной жизнью, сын был положительным по человеческим меркам: делал добрые дела, постился два раза в неделю. В Ветхом Завете евреи постились во вторник и четверг. В четверг – потому, что пророк Моисей взошел на гору Синай, чтобы получить заповеди; во вторник пророк вернулся с заповедями. Поэтому эти два дня были священными для евреев, они не вкушали никакой пищи, только молились.

Такой человек превозносится. Он логически оценивает свою жизнь: я лучше других, не грешу, не обманываю, не предаю, не работаю на Римскую империю, не обогащаюсь за счет народа, молюсь, пощусь – спасибо Тебе, Господи, за то, что я не такой, как тот мытарь. А Господь говорит: «Молитва мытаря для Меня выше, чем твоя молитва».  Какая тут логика?

Это прослеживается сквозь всю Библию. Когда Господь Иисус Христос разрешает апостолам нарушить субботу (срывать колосья, что было непозволительно), Он говорит: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить. Потому что милости хочу, но не жертвы».  

Фарисей все делает для Господа, как бы принося жертву. А Господь хочет, чтобы все было сделано с осознанием недостоинства, со смирением, кротостью. Господь через пророков многократно раскрывал эту тайну премудрости Божьей, к которой надо стремиться, чтобы вкушать плоды древа жизни, что сокрыты в Церкви Христовой.

– К каждому празднику нам приходит много поздравлений, которые рассылаются в виде блестящих открыток, каких-то видео. У Вас тоже наверняка есть такие подписчики, которые пишут разные фразы о православии и так далее. У меня возникает ощущение, что эти люди воспринимают православную веру как некую блестящую гламурность. Я не знаю, что мне делать в этом случае. Не говорит ли это об искусственности православной жизни?    

– Каждый человек находится на своем определенном духовном уровне. Я бы не стал осуждать тех людей, которые выражают в такой форме свое отношение к вере. Благодать Божья врачует всех, кто в Церковь Христову делает даже маленькие шаги. Уровень у всех разный, и это не зависит от количества лет, проведенных в Церкви. Кто-то тридцать лет пребывает в Церкви, но находится еще на начальном уровне, а кто-то пять дней – и уже обогнал другого. Я стараюсь всегда благодарить за такие поздравления. Думаю, что это для людей определенный этап.  

Если посмотреть на православных воцерковленных людей, то на самом деле они все находятся в конфликте; каждый человек. Потому что уровень пришествия к Господу у всех разный: один чуть ближе к Богу, другой чуть дальше. Но все стремятся к Богу. Конфликт происходит от того, например: кто еще не дошел до определенной ступеньки, может завидовать тому, кто его обошел; и это может раздражать.

Здесь нужно поступать со смирением, кротостью, любовью. Всех нас должна объединить любовь. Человек может на что-то обидеться. Сегодняшний уровень у него такой. Пройдут годы, он переживет определенные события и посмотрит на это совершенно по-другому.

Каждый раз, когда читаешь Евангелие, оно открывается по-новому, думаешь: как  раньше этого не понимал? То же самое бывает и в молитве. Святой праведный Иоанн Кронштадтский свидетельствовал, что однажды на литургии молитва, которую он читал многие годы, открылась ему совершенно по-новому. Если человек до этого чего-то не понимал, значит, был глуп и поступал неправильно? Конечно, нет! Он возделывал духовный Эдемский сад, который был от нас отнят.

Мы все возделываем свой сад – кто как может, у каждого свой этап. У кого-то уже семечко взошло, у кого-то нет, его еще поливать надо; у кого-то уже цветочки, у кого-то бутончики только – человеку прискорбно от этого. Господь говорит, что все мы грешные, поэтому все должны трудиться в едином направлении, тогда будет общая радость и принятие всех.

– Наше представление о своем существовании невозможно оценить правильно, если не искать плодов Духа Святого и не обращаться к Господу с молитвой.

Во время поста людям сложно отказаться от каких-то вещей. Надо ли отказываться в это время от социальных сетей?

– Это только лишь инструмент. Важно правильно им пользоваться.

Что можно сказать о своем мироощущении? Есть такое мнение, что надо сознавать себя хуже всех. Но оно не очень приемлемо для людей, потому что у нас есть заповедь: возлюби ближнего, как самого себя. Эту же самую фразу можно построить по-другому: я – не лучше других.  Если с таким осознанием подойти, тогда понимаешь, что нужно любить ближнего, потому что я тоже не лучше того, который согрешил. Тогда у нас не будет осуждения, а будет приятие слабости и ошибок других и будет прощение.

Главное – это любовь к Богу и любовь к ближнему. Хочется пожелать, чтобы все мы стремились к премудрости Божьей; чтобы наша душа была обителью Бога, как Господь обещает в Евангелии от Иоанна Богослова: кто истинно любит Бога, кто соблюдает заповеди Его, в сердце того и приходит Господь и обитель в нем творит…Это максимальное наше ожидание.

Самое главное, чтобы мы трудились в нашем саду, в нашей жизни, не строили без Божественного ориентира свой искусственный мир; чтобы мы признавали реальную Премудрость, объективную Истину – Самого Господа Иисуса Христа.

Ведущий Глеб Ильинский

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать