Беседы с батюшкой. Протоиерей Александр Никольский

15 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма во имя Трех Святителей в Раменках города Москвы протоиерей Александр Никольский.

– Первая неделя поста прошла, все держались, я в том числе. А теперь очень хочется скоромной пищи.  Есть искушение, закрадываются мысли, что послабление себе можно дать. Это бесовское наваждение или просто слабость, которую нужно быстрее отбросить и поститься дальше?

– Если со здоровьем все в порядке, то надо отбросить эти мысли и поститься дальше. Для этого требуется молитва. Без Бога мы ничего доброго творить не можем. Если мы жестко отбросим эти мысли, они на время отойдут. Потом опять может прийти какое-то искушение, допустим, с чревоугодием. Мы опять отгоняем его, и оно отходит. С каждым разом оно будет слабее.

Вне всякого сомнения, лукавый нас периодически искушает. Наша слабость – это его сила. Если мы в своей слабости обратимся к Богу, то лукавый ничего сделать не сможет. Искушение бывает. Я первую неделю, как положено, утром и вечером на службе. Все замечательно, нет времени даже подумать о плохом. А вчера у меня был не богослужебный день, и я почувствовал, что помыслы опять начинают брать свое. Неделю никаких искушений, было так хорошо, спокойно, мирно – и вдруг опять... Мне так обидно, что опять приходится с этим бороться.

– Как будто заново начинать.

– Да. Важно, чуть поднявшись на горочку, потом не оказаться ниже, чем был. Нужно действовать сразу очень жестко. Если ты за рулем, в метро или на работе, читать Иисусову молитву; если дома, читать Покаянный канон. И все отойдет.

– Вопрос телезрителя: «Время Великого поста. Насколько важно примирение со своими родными? Бывает, что нам никак не решиться на этот важный шаг. Как себя пересилить и хотя бы в этот пост найти в себе силы примириться со своими родными? Как решиться на этот шаг?»

– Прежде всего надо почувствовать, что в конфликте с родными ты тоже был виноват. Почувствовать свою вину. Может, сугубо помолиться, взять на себя сугубо молитвенный подвиг. Необязательно это всенощные бдения с часу ночи до двенадцати дня, как в Валаамском монастыре, у них афонский устав. Взять что-то посильное, но особенно усердно помолиться – с целью почувствовать свою греховность. И не просто греховность в целом, а в чем это конкретно проявилось в процессе этого конфликта. Может, ты не был зачинщиком конфликта. Иногда так бывает, по себе знаю, был конфликт – и полное ощущение, что другие не правы. А когда помолишься хорошо, больше, чем обычно, задаешь в молитве вопрос к Богу: «Господи, покажи, в чем я не прав». Он покажет, что здесь ты неудачно пошутил, еще что-то сделал и в итоге подвел человека к такому состоянию раздражения, что возник конфликт.

Важно почувствовать свою греховность, задать вопрос Богу о своей греховности. Господь через совесть тебе ответит. Часто это бывает прямо в процессе более длительной молитвы. И тогда будет легче. Поймешь, что не другой на тебя наехал, а это ты его искусил в том числе, спровоцировал его. У меня в жизни очень часто так бывало.

– Зри в корень.

– Да, совершенно верно. И тогда будет легче искренне сказать: «Я виноват, простите меня».

– В любом конфликте в первую очередь нужно попытаться осознать свою вину, попробовать начать с себя?

– Почувствовать свою вину; возможно, это ты обидел.

– Вы всегда призываете молиться. И сейчас привели пример разговора с Богом. Можете объяснить, как практически эта молитва может происходить? Допустим, меня обидел человек или я обидел кого-то и должен помолиться. Что это за молитвенное правило?

– У меня большое правило священническое. Оно мне позволяет, так сказать, свободно плавать. Как это технически происходит? У меня был конфликт с одним близким мне человеком. Мне казалось, что я для него все сделал, а он посчитал меня за какого-то изверга. Я был выше его по положению. Я пошел ему навстречу, все для него сделал. И вдруг такая оценка: противоположная той, на которую я рассчитывал. Внутри возникло чувство большого неприятия этого человека. Есть три канона, которые я читаю: ангелу-хранителю, Богородице и Иисусу Сладчайшему. Я открыл эти три канона и начал молиться именно об этом, конкретно. Я молился Богу, но помысел был такой: «Господи, помоги, у меня неприятие человека, раздражение, я обиделся». Может, обиделся не так, что готов был не общаться, но внутренне обида была. А внутри нужно иметь любовь, чтоб и снаружи было хорошо. И я молился. Читал минут 35–40, и отпустило. Я почувствовал, в чем виноват: там раздражился, тут недоговорил, здесь что-то не напомнил. Там была масса «почему». Если бы я по-другому вел линию, этого всего не было бы или было все намного мягче.

– Такое рассуждение о себе, своих поступках и грехах – это дар Божий? Или каждый так способен?

– Каждый из нас – образ Божий.

– Когда начинаешь о себе мыслить и говорить, какой ты грешный, тут можно немножко не туда свернуть. Мы называем это состояние прелестью.

– «Прелесть» – это когда такое ощущение, что ты не такой, как эти человецы, хищницы, неправедницы, когда превозношение себя. Когда человек молится, у него может возникнуть такой помысел, если он его примет. Мне тогда было не до жиру – быть бы живу. Мне надо было справиться со своей обидой, какая там прелесть... Мне тут припекло, там надавило, душе тяжело, тесно. Когда отпустило, я смог дальше общаться с этим человеком.

– Это любовь?

– Да, любовь. Источник любви – Бог. Не человек, не я сам, а Бог. Как бы тяжело ни было, важно не входить в уныние, не зацикливаться на этих помыслах. В данном случае не зацикливаться на обиде, сказать: «Господи, вот я перед Тобою, помоги мне». Когда начнешь молиться, почувствуешь, что у тебя есть обида. Люди в обиде не ощущают, что у них она есть. Они считают, что у них правда. Они праведно возмущены. Это мешает им на себя взглянуть, понять, что у них обычная обида, прикрытая всякими благими и красивыми фразами. Чтобы этого не было, нужно начать молиться Богу. Он все эти одежки, внешние обертки, снимет. (Есть такие продукты: сверху вроде все хорошо, а внутри гниль.) Все это сдерет, и ты увидишь, что это у тебя гниль. Это твоя родня, не чужая. Ты можешь расстаться с обидой, очистить душу от гноя греха, и станет легче. Ты почувствуешь, что это был грех. Если у человека возникнет хоть один такой духовный опыт в жизни, то дальше он в любом случае, когда ему плохо, будет обращаться к Богу, потому что Он помогает.

– Как быть, если в данный момент не можешь простить человека и молитва идет через силу?

– Продолжать молиться. Тут требуется вера. Иногда бывает достаточно просто перекреститься, прочитать «Отче наш». Особенно для новоначальных. Их Бог особенно любит, относится к ним как к младенцам. А иногда нужно не пять минут, а пятнадцать минут помолиться.

У меня был в жизни такой случай. Помолюсь – отпускает, но проходит какое-то короткое время, и снова невозможно дышать. Что делать? Если один раз это помогло, значит, надо продолжать в том же направлении. Молиться дальше. За неделю у меня все прошло. Хотя скорбь была в то время очень большая.

– Что такое бесовское наваждение?

– Один оптинский старец говорил: если человек не верит в бесов, ему очень трудно спастись. Если человек не верит в Бога, понятно, что спасение невозможно. Но, оказывается, и бесов надо признавать, как бы странно это ни казалось на первый взгляд. Почему? Мне один человек рассказывал историю. Сидит он на кухне, входит его маленькая дочка, лет трех- четырех, а ему вдруг идет помысел: «Возьми нож и зарежь ее». До этого у него ничего такого не было. Он совершенно нормальный человек. Это уже лет 20 назад было. Что бы этот человек сделал, если бы не был православным верующим?

– Тоже бы отогнал этот помысел.

– А если бы зациклился, если бы испугался? Подумал бы: «Вдруг я способен»? В психушку ложиться? Я крайний случай привел для наглядности. У нас постоянно бывают помыслы, которые совершенно не наши. Не надо на них реагировать. Мы сидим, и вдруг за стеной начали ругаться матом. Нам не нравится это, но мы терпим, это не наш грех. Это грех тех, кто ругается. Так и у нас в голове. Помысел приходит от беса, он нам не нравится, он не наш. Не надо на него обращать внимание. Не надо переживать по этому поводу. Перекреститься, и всё. На всякий случай просто помолиться.

Когда это опасно? Когда помысел нам понравился. Блудный помысел или еще какой-то, мысль о жареной курочке или что-то в этом роде. Когда это находит отклик в нашем сердце – это опасно. Тут требуется борьба, но борьба не только с лукавым, а с собою. Лукавый часто это провоцирует. Он не может читать наши мысли, он закидывает что-то и смотрит на нашу реакцию. Он может дать нам совершенно дикие помыслы: а вдруг сработает... Надо спокойно на это реагировать, не приходить в исступление и панику.

– Те помыслы, которые тебе понравились, говорить на исповеди, а те, которые просто промелькнули, забыть?

– Да. Если они тебе понравились и ты начал их переживать, наслаждаться ими, то ты их принял внутренне, поселил их в своем сердце, вступил с ними во взаимодействие, пусть не физически, но духовно. Поставь им сразу заслон своей волей, молитвой.

Феофан Затворник говорит: увидел красивую женщину, это нашло в тебе отклик, но если ты отвел взгляд, то это не грех. Наша природа греховная, она предрасположена к грехам, каким-то блудным действиям. Но это не грех, если был предлог, а ты его не принял. 

– А если ты женат, но очаровался красотой девушки? Сказал: «Какая красивая!» Восхитился.

– Это уже очень опасно. Давид, как известно, только увидел Вирсавию, и этого было достаточно, чтобы страшные вещи произошли для него, для Вирсавии, для ее мужа, которого убили. Это опасно. Евангелие запрещает даже взгляд. Господь говорит: если взглянул на девушку с вожделением, то уже прелюбодействовал в сердце своем. Если просто сказал: «какая красивая», – и пошел дальше, все в порядке. А если начал созерцать, любоваться, пошли какие-то блудные ощущения, переживания – это грех. И поскольку мы склонны к этому, легко можем в это впадать, увидел красивую девушку – сразу отвел глаза, чтобы не началось продолжение.

– Вопрос телезрительницы Елены: «Вы говорили о примирении с ближними. У меня взяли деньги четыре года назад и никак не возвращают. Другой десять лет не работает, решил на себя руки наложить. Я не знаю, как поступить. Как за него молиться? Ведь это страшный грех. Теперь его выписывают, и он мне угрожает. Как мне с ним жить? Или уходить из этого дома? И еще хочу спросить: вы имеете право без рясы ходить? Наш священник ходит на работу в брюках. Службу отслужит, переодевается и выходит с рюкзачком».

– Начнем с последнего. Конечно, в храме священник должен быть в облачении. В советское время, чтобы перейти из корпуса в корпус на территории Патриархии в Чистом переулке, священник должен был полностью снять с себя все облачение, надеть пиджак и шляпу, перейти в соседний подъезд и опять облачиться.

– И в этот момент он не переставал быть священником.

– Да, это самое главное. Священники 60-х годов, особенно когда были хрущевские гонения, часто вне храма ходили в штатском. У них это уже привычка, они всю жизнь были вынуждены так ходить, не было возможности ходить в рясах. Не надо осуждать.

Сейчас священник может и в метро в рясе ходить. Я приехал на студию в подряснике, в пальто, в скуфейке. Даже есть свои определенные плюсы. Сейчас милиция очень уважает священников, особенно гаишники. Не надо никого осуждать. Не ряса делает священником. Это просто такая одежда. Если взять другие церковные периоды, например, апостольского времени, тогда не было таких одежд. Это не главное. Главное то, как батюшка служит, как исповедует, как молится, с любовью ли он подходит к человеку. Ну и, без сомнения, на территории храма он должен быть в облачении.

– Есть какой-то кодекс, правила?

– У нас не так давно был советский период, это накладывает определенный отпечаток. В Греции священники обязательно ходят даже не в подрясниках, а в рясах. У них жаркий климат, потому очень тонкие рясы.

Мы как-то с директором гимназии, который нас сопровождал в поездке в Грецию, пришли на пляж. И он там был в плавках. А у него были длинные волосы и борода. Греки были в шоке, увидев, как они думали, батюшку без рясы. Они вздохнули с облегчением, когда поняли, что это директор школы, мирянин. Для них это был просто шок.

Естественно, лучше священнику ходить в подряснике. Я знаю тех, кто и дома ходит в подряснике. Очень благочестивые. Но это все-таки не самое главное, это не то, что священника делает священником.

– Может, это молодой священник, ему так удобней, передвигается быстрее.

– Да, возможно, он с этим рюкзачком побежал в метро. И если он побежал бабушку причащать, все хорошо делает.

Что касается денег, святые отцы говорят: если тебя обокрали, но ты не жалеешь того, что у тебя украли, Господь тебе это вменит в милостыню. Если ты это внутренне принял. А если мы не будем прощать, будем думать об этих деньгах, как их жалко, в нас будет развиваться страсть сребролюбия, жадность и обидчивость. Мы будем несчастны от этого. Нам же будет хуже. Нет и нет. В жизни есть более лучшие вещи.

Что касается ситуации на счет возвращения кого-то в дом, непонятно, кто это: муж, сын, товарищ, брат. Чтобы отвечать на подобные вопросы, надо очень подробно знать все обстоятельства жизни. Это как к врачу пришел: «У меня голова болит, какую таблетку пить?» Голова может болеть по разным причинам. В любом случае можно анальгин посоветовать, но это не будет лечение, а снятие симптомов.

Здесь в любом случае можно помолиться, чтоб Бог помог и чтобы не озлобиться в этой ситуации. Если озлобишься, будешь делать житейские ошибки.

– Там еще вопрос про самоубийство.

– Может быть, человек психически больной. К нему надо снисходительно относиться. Самоубийц, которые находились на учете с шизофренией и так далее, отпевают. Церковь понимает, что они были не в себе, это не было сознательно принятое решение.

– Вопрос телезрительницы Нины: «Объясните, пожалуйста, почему сберегающий душу погубит ее?»

– В данном случае «сберечь» означает не в смысле по-евангельски жить, бороться с грехом, быть добродетельным, молиться, стяжать любовь, не принимать зла. Здесь имеется в виду другое. Моя хата с краю, ничего не знаю. Например, была у меня одна прихожанка, лет 20 назад. Она всегда пыталась себя отгородить от любых проблем, даже внутрисемейных. «Это не мое. Это не мне. Мне нервничать нельзя».

– Якобы бесконфликтный человек?

– Нет, она была очень конфликтна, но пыталась полностью оградить себя от негативной информации.

– Разве это плохо: спасать общество от себя?

– Конфликтность можно победить только любовью. А тут человек ушел в эгоизм. Эгоизм провоцирует конфликтность, а не побеждает ее. Господь во фразе «сберечь душу» обличает именно эту закапсулированность в своем эгоизме, чтобы не нервничать, не переживать, не решать вопросы. У сына проблемы – это дело сына, у жены проблемы – это дело жены. У человека нет настоящих друзей, ему нет дела до других людей. Это крайняя степень эгоизма. И тут есть еще один момент. Когда человек живет грехами, ему трудно оторвать свой грех от себя, ему кажется, что это значит разрушить себя.

Был такой анекдотичный случай: к молодому священнику приходит бабушка, говорит: «Я осуждаю других в разговоре с товарками». Священник говорит: «Не осуждай никого». – «Да, батюшка, а о чем говорить тогда?» Человек живет грехом. И ему кажется, если он расстанется с этим грехом, жизнь кончится. Когда наркомания, алкоголизм, это бывает иногда более-менее ясно даже для самого человека, но то, что  связано с эгоизмом, сложнее… Посмотрел фильмы, побегал на лыжах,  сходил на работу, еще что-то сделал. И вроде бы человек живет прилично, какие к нему претензии? Но он живет только для себя, больше ни для кого. И эта жизнь кончится плачевно; бывает, что доходит вплоть до каких-то психиатрических проблем.

– Не всегда жить для себя в обществе полезно.

– Жить для себя вообще нельзя. Единственный способ жить для себя – это правильно возлюбить себя, возлюбить по-христиански: спасти свою душу.

–  Самая большая заповедь. Батюшка, у нас такой вопрос: «По вере вашей да будет вам, говорится так. Верю, что у меня будет то, чего хочу, – пишет нам Юлия. – Но Господу ведь нужно наше смирение? Так верить или смириться?»

– Надо решить: мы верим в себя или в Господа? Ты веришь в себя, а Бог должен обеспечить как бы все твои потребности… Но мы должны верить в Бога и хотеть того, что хочет Бог. Для этого нам дано Евангелие, даны заповеди, там все очень подробно разобрано: основные принципы, основные случаи, и мы должны вот этого хотеть. Вот, например, девушка (некая абстрактная девушка) хочет выйти замуж за молодого человека, она об этом молится. И вдруг этот человек влюбляется в другую и женится на ней. И первая говорит: «Что такое? Бог меня не услышал». Даже можно сказать: «Бог меня предал. Я хотела православную семью, детей, я хотела хорошего». Проходит какое-то время, и вдруг она узнает, а может, где-то видит сама: человек запил, стал жену побивать... И она говорит: «Слава Богу, Ты не услышал моих молитв, отвел меня от этого». Поэтому надо Богу доверять. Мы иногда хотим того, что для нас вредно. Мы не должны об этом забывать.

– Желать земного блага, достатка – разве это плохо?

– Это хорошо.

– Ты ведь доверяешь Богу, веришь, что Он тебе это даст? Потому любишь Бога, и Он тебя всегда любит; значит, все будет хорошо?

– Можно даже молиться о каком-то необходимом достатке – не олигархом, конечно, стать. Всегда, когда мы говорим о земных вещах, надо добавлять: «Пусть будет не моя воля, Господи, а Твоя». Потому что не знаешь, что тебе нужно. Даже что касается здоровья, хотя это кажется очевидным. Что может быть очевиднее, чем молиться о здоровье? Иногда даже болеть бывает очень полезно. И эта болезнь может быть путем к счастью, даже земному.

– Я помню, приводили такой пример. Грузин приходит к иконе святого великомученика Георгия и говорит: «Георгий! У сына свадьба, нужна машина. Дай машину». Такая у них вера горячая, они говорят со святым прямо как с живым человеком. Мы можем так просить Бога? Агрессивно, скажем так, даже осознавая, что нужна квартира или еще что-то? Мне кажется, так Господь не даст.

–  Даст, когда надо будет. Я переезжал из одного места в другое, и на то жилище, в которое я переезжал, мне не хватало очень большой суммы денег, которую я не мог даже взять в кредит, потому что моя зарплата священника не вписывалась в требования любых банков. И я даже не просил. Потому что считал, что просить денег у Бога – это не для священника.

Мне просто принесли их. До сих пор не знаю: кто, откуда. Мне принесли грязный старый и рваный пакет. Я брезгливо взял его, заглянул, а там были пачки денег. Очень приличная сумма, как раз та самая, которая мне была нужна. Поэтому я Богу об этом никогда не молюсь, потому что знаю: если мне надо будет 29 тысяч 76 копеек, мне Господь даст 29 тысяч 76 копеек, не больше и не меньше.

– Это же такое доверие…

– Ну да. А как Богу не доверять? Бог меня любит. Мы как-то с матушкой решили деньги считать, завели домовую книгу…

– Доходы-расходы…

– Стали считать, у нас перестало денег хватать. Мы это забросили, и у нас опять деньги появились, все нормально стало. Конечно, мы не транжиры, покупаем то, что необходимо.

– У вас многодетная семья все-таки, особо не потранжиришь.

– В общем, да, приходится рассчитывать, но Бог все нужное дает. Конечно, я не просил предметов роскоши, но на самом деле мне Господь дает намного больше, чем я ожидаю в материальном плане. Даже иногда страшно становится.

– Значит, так нужно. Тема денег в современной обстановке для некоторых болезненна, потому что у людей паника: они могут перестать зарабатывать, деньги могут обесцениться… Какое должно быть отношение сейчас к этому? По Вашей логике: успокоиться и жить?

– Успокоиться и жить, конечно.

– Но это сложно. Особенно для тех, кто новости читает и понимает в экономике.

– Да, мы все новости читаем, все в экономике понимаем, но мне легче, я 1990-е годы прошел.

– А многие нет.

– Мое поколение (мне 55), те, кто старше меня и чуть младше, прошли. Один знакомый диакон говорил: «Я взял хлеб, и больше брать было нечего». Не образно, а в прямом смысле – хлеб, батон, а больше ничего не было. Вот такие были времена. Он в Харькове жил в 1990-х годах. Мне представляется, что моему поколению легче.

Можно в панику впасть, но от этого легче жить будет? Запьешь, заколешься, впадешь в депрессию, таблетки будешь глотать соответствующие – хорошая жизнь, да? Проще помолиться, довериться Богу, почитать историю. И лучше даже не историю, а просто заняться духовной жизнью. Тебе откроются такие высоты, дали, глубина, что это заменит Instagram, Facebook. Просто намного интереснее. Это Бог, ты встречаешься с Богом. Разве можно Instagram с Богом сравнить? Даже смешно как-то.

– Ну да. Но для кого-то Instagram – бог.

– Да, но тогда у них будут проблемы. С другой стороны, это даже хорошо, если человек до момента отхода из жизни все-таки поймет, в чем смысл этой жизни. Бог для этого все делает, для каждого отдельного человека, для народа в целом. И если человек немножко задумается о любви, а не только о лайках, это будет хорошо. Улыбнется не так, как улыбочка нарисована на смайлике, а сердцем. Может, ты даже не улыбаешься, у тебя глаза улыбаются. Когда у тебя глаза улыбаются, тебе хорошо. И, может быть, перейдя на эти рельсы под влиянием не самой хорошей ситуации, человек скажет: «А здорово!»

Я 15 лет был тюремным священником. Меня в тюрьме жизнь свела с очень высокопоставленным человеком. Он мне даже похвастался: «Мой арест показывали по Первому каналу».

– И здесь нашел позитив.

– И он говорил: «Вы знаете, я так благодарен Богу, что меня арестовали». Конечно, у него вся карьера рухнула, друзья ушли. Но он говорит: «Я узнал, что у меня сыновья, что у меня жена, я узнал, что у меня любовь. Поэтому я Богу благодарен». Человек строил карьеру, дошел почти до губернатора и оказался на пять лет в соответствующем учреждении. Он по УДО через 2,5 года вышел, но все равно какая карьера у судимого? И он Богу благодарен, потому что обрел веру. Он и раньше был верующим, даже говорил, что был старостой храма, но это было немножко поверхностное, статусное.

– Мода.

– Даже не мода, а статус. Была какая-то вера, но она была неглубокая. А здесь, оказавшись в тюрьме, потеряв все, он, вместо того чтобы унывать, начал думать: «А за что? А почему? И какие выводы мне из этого надо сделать?» Человек обрел настоящую веру, сделал должные выводы и нашел счастье. Он говорит, что это большее счастье, чем когда он был заместителем губернатора.

– Вот такой вопрос нам задали в комментариях: «Можете подсказать, как лучше читать Священное Писание?»

– Надо читать сердцем, не для галочки, не торопиться. Есть такое правило: глава из Апостола, глава из Евангелия. Пусть это будет не глава, а намного меньше. Но ты прочитай вдумчиво, не торопясь. И когда открываешь Евангелие с верой, с мыслью, что с тобой сейчас будет говорить Бог, это будет отражаться в твоем сердце. И это тебе даст силы жить. Мне недавно одна женщина, регент, сказала: «Как-то мне стало жить тяжело, надо Евангелие почитать». Но чтение должно быть именно такое: не механическое, не чисто интеллектуальное, а сердцем.

– Батюшка, спасибо Вам за сегодняшнюю беседу, я считаю, можно занести ее в актив. Я думаю, телезрители со мной согласны, и им огромное спасибо за те вопросы, которые помогли нам построить сегодняшний разговор.

Ведущий Сергей Платонов

Записали Анна Вострокнутова и Ксения Будченко

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать