Беседы с батюшкой. Протоиерей Михаил Зазвонов

13 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, настоятель храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

– Позади первая неделя Великого поста. Одновременно и сложная, и радостная, долгожданная. Сегодня Торжество православия. Чем день важен для каждого из нас?

– Значимость праздника в середине IX столетия была уникальная. Люди больше сотни лет ждали этого момента. В те времена шла братоубийственная война на всей территории Римской империи, то есть практически на всей территории мира.

Не могли найти консенсус, как выразить соборные решения о том, чтобы утвердить иконопочитание, что иконы для православного человека – это святыня. Это были политические моменты. Пострадало очень много людей, были репрессии. Первый и самый большой удар был нанесен монашествующим, которые как раз были за иконопочитание. Пострадали почти все монастыри. Это было страшное время. И люди выдохнули, когда на уровне всей империи был наконец решен политический вопрос, были приняты все нормативы, выработанные Собором. И поэтому решили самый первый праздник во время Великого поста посвятить Торжеству православия.

До этого обычно праздновали Неделю о мытаре и фарисее, читали эту притчу, она считалась очень назидательной для православных христиан. Но все единогласно поддержали, что в этот день будет праздник Торжества православия. (А Неделю о мытаре и фарисее перенесли на время до начала поста.) Больше столетия православные христиане ожидали этого торжества.

На сегодняшний день нам не просто нужно ждать этот праздник, помнить его, но нужно и чувствовать, какие были жертвы ради него, какое было чаяние людей. Чистота веры очень важна для каждого христианина, и Церковь до сих пор считает, что это очень назидательно: проверить чистоту своей веры, перед тем как продолжить подвиг ко дню Святой Пасхи. «Наша вера правая, наша вера апостольская, наша вера вселенную утверди».

– Иконопочитание было одним из самых главных и фундаментальных вопросов?

– Этот вопрос замыкал серию Вселенских Соборов. Потом их уже невозможно было собрать, так как Римско-Католическая Церковь отлучилась от православия. И по сегодняшний день не получается единого собрания христианского мира.

– Вопрос телезрительницы: «Ефрем Сирин и многие отцы пишут: если в душе не простил человека, если есть обиды, то твои молитвы уходят в пустоту. Душа желает молиться. Я живу не одна, в коммуналке, искушения со всех сторон; бывает, сгоряча что-то наговорю, потом очень переживаю, страдаю. Такое противоречие. Если не молиться, ведь совсем человек пропадет. Душа желает Бога и ищет Его. Если не простишь ближнего, то молиться бесполезно? Бог не слышит меня? Как быть?»

– Надо просто простить. Тема прощения – краеугольный камень нашей духовной жизни. Господь много раз об этом говорил. Если посмотреть в процентном соотношении, то процентов двадцать слов Спасителя о том, чтобы не было конфликта, о мире, о прощении. Это краеугольный камень. «Перед тем как принести дар к алтарю, иди примирись с ближним». Почему это очень важно? Потому, что тогда человек способен адекватно рассматривать все, что с ним происходит. Иначе он ослеплен, находится под влиянием врага рода человеческого. Обида прежде всего заставляет нас неадекватно реагировать. Мы начинаем осуждать кого-то, гневаться. Обида – это сатанинское дело.

Как простить? Это очень интересно – момент прощения. Простить можно что угодно. Как методическое пособие я порекомендую фильм «Хижина». В этом фильме показана методика, выработанная святыми отцами, поставленная в голливудском жанре. Фильм протестантский, много толерантности, что для православного человека шокирующе, но если убрать некоторые моменты (например, там показано, как выглядит Бог и так далее) и посмотреть именно на саму методу, как выстроена модель, чтобы человек дошел до прощения, то это просто замечательно. Я рекомендую смотреть этот фильм два раза; как правило, после первого раза православные христиане плюются.

– Может быть, лучше организовать просмотр со священником, чтобы он давал комментарии?

– Нет, должно измениться сознание самого человека. Там хорошо изложена методологическая часть прощения. Оно основано на концепции аскетизма нашего православия. Протестанты очень много берут у наших святых отцов. Они с удовольствием их изучают, потому что своего у них мало.

Прощать обязательно нужно. Нужно посмотреть на человека реальными глазами. Если он действительно такой плохой, как вам кажется, значит, он в беде, пойдет в ад. Никому нельзя этого желать. Представьте его, погружаемого в эту адскую пучину. Вы не подадите ему руки? Вы его не пожалеете? Что вы будете ему говорить? Вы крикнете ему: «Спасайся!» Протянете руку, сделаете что угодно, чтобы его оттуда вытянуть, начнете молиться: «Господи, никому не надо там быть, какой бы он плохой ни был». Пожалейте его. Начните молиться за него. Тысячу раз на дню говорите: «Я прощаю его». И так потихонечку вы сможете его простить. Конечно, пройдет время.

У меня был интересный случай: мой собрат священник по какой-то неведомой мне причине вдруг перестал со мной разговаривать, стал гневно мне отвечать. Я пытался выяснить, что случилось, чем я его обидел, но он не разговаривал. Я решил, может, я что-то не помню, не знаю; может, кто-то что-то сказал. Но какая разница? Должен быть мир. Каждый раз, когда я его встречал, сам к нему подходил и, улыбаясь, говорил: «Здравствуй, дорогой». Он отворачивался, говорил какие-то гадости в мою сторону, просто уходил.  Но я так и продолжал.

– Не отвечали агрессией.

– Да, когда его видел, постоянно пытался примириться с ним с радостью, совершенно искренне, полностью выдавливая из себя любовь, какая у меня есть. И через четыре года он подошел ко мне, обнял и сказал: «Привет». С тех пор мы снова дружим. Я даже ни разу не спросил его, что же такое было, что случилось. Это не имеет смысла. Главное – что сейчас. Надо бороться за это состояние. Когда нет обиды, есть мир, есть радость, жизнь настоящая, жизнь счастливая. Обида – это груз, который вам самим выгодно сбросить. Вам выгодно простить. А здесь нужно потрудиться. Тысячу раз на дню говорите себе: «Прощаю».

– Можно время поста тратить на это. Простить другого – это большая работа над самим собой. Это твои проблемы, что ты не можешь простить человека. Можно пойти на компромисс. Слабость ли это? А если человек растолкует это как унижение?

– Господь говорит, что мы должны быть простыми и мудрыми. Поэтому надо говорить просто, как есть. Если вы чувствуете, что человек воспримет это за слабость, так и скажите ему: «Дорогой, я не хочу, чтобы мы были в ссоре. В ссоре всегда виноваты оба. Может, ты думаешь, что я больше виноват. Я за мир. Давай всё забудем. Если я виноват, я прошу прощения, прости меня. Но давай переступим эту черту, давай начнем новые отношения, я буду стараться». Главное – сделайте это. Если тот не примет, будете молиться за него. Главное, что вы сделали все возможное. Необязательно потом общаться с этим человеком, но мир создать возле себя обязательно нужно. Господь остальное все управит. Вы молитесь, и, может, Господь приведет к тому, что вы снова будете друзьями.

– А что делать, если ты попросил прощения, свершилась процедура примирения, тебя простили, но внутри у тебя все равно что-то осталось? Еще раз приходить просить прощения?

– Нет, необязательно. Если тебя уже простили, а у тебя кипит, это твои проблемы. Ты должен сказать себе: «Господь показывает, где у меня проблема. Это гордость. Вот где мне еще нужно поработать». Себе говори каждый день: «Я прощаю. Господи, помоги мне простить человека. У меня не хватает любви, даруй мне эту любовь». Любовь – это дар, надо испрашивать этот дар. Надо долго трудиться, чтобы был мир, полное прощение, любовь и радость.

– Вопрос телезрителя: «Когда мы смотрим на иконы, то восходим к первообразу, то есть молимся не доске, а тому, кто изображен. Почему тогда есть особо чтимые образы? Икона с образом Казанской Божией Матери, которой 500 лет, и та, которая напечатана на принтере, в принципе одно и то же?»

– У нас есть очень много фотографий любимых людей, но какие-то из них просто милы сердцу больше. Это человеческое. Образы действительно одни и те же. Но по-человечески мы очень материальны (и все наше тело должно тоже служить Господу, для этого у нас есть поклоны), поэтому у нас есть любимые образы. Нравится нам так. Что в этом плохого?

– Вопрос телезрителя: «Могу ли я после ухода мужа просить у Бога другого?»

– Да. Может, через какую-то паузу, потому что нужно совершить большую работу над ошибками, ведь уход мужа произошел в том числе и по Вашей вине. Даже если его вина существенна, есть и Ваша. Почему он так поступил? Из-за чего? Как это сформировалось, ведь вначале было все благостно?

А если он отошел в мир иной, то тем более нужно сделать паузу. Взвесить моральные, внутренние силы. А смогу ли я? Не ринусь ли за тем, чтобы лишь забыться? Это неправильная мотивация. Нужно сначала создать мирный фон. Что мне действительно нужно? Как мне это нужно? Для чего нужно? И когда Вы сможете ответить на эти вопросы твердо, без всяких сомнений, скажите: «Господи, я считаю, что это действительно будет мне во благо; если есть на то Твоя святая воля, прошу Тебя, пошли мне спутника, с которым я могла бы продолжить жить в семье, восхваляя Твое пресвятое имя».

– Вопрос телезрителя: «Византийская империя была православная. Туда входили и Египет, и Сирия. Как мусульмане за такое короткое время обратили в свою веру православных, которые жили на этих территориях и которые в конечном итоге лишились и империи, и столицы, и Софийского собора?

– Так исторически получилось. Это очень просто. Византийскую империю ослабили внутриполитические распри. Когда внутри империи есть проблема, то и враги на нее ополчаются. И первый враг, к сожалению, был Рим. Рим ослабил Византию, осадил и опустошил Константинополь. Настолько его ослабил, что он стал лакомым кусочком для завоевателей, которые по меркам того времени были нецивилизованными, дикими.

Мирного пути перехода в мусульманство не было. Это был путь завоеваний. Так же было и на Кавказе. Завоевывали территорию, и население должно было или умереть, или стать мусульманским. Конечно, были и переговоры, оставалось и христианское население. Даже в Египте и Сирии до начала XX века большинство жителей были православными. В последнее время там был большой приход мусульман и за счет этого уход православных. Православные тоже виноваты, расслабились и перестали исполнять заповеди Божии.

– Константинопольский Патриархат существует много веков. Есть статистика. Я когда-то в семинарии делал доклад, около 20 тысяч православных на территории Турции и Сирии.  Есть местности, где существуют и уживаются друг с другом православные и мусульмане. Это шло сквозь века. Взять тот же Иерусалим.

– Христиане и мусульмане очень благостно относились друг к другу. Всё же мы относимся к так называемой религии книги, к религии Писания. Договаривались друг с другом. Особенно если христиане соглашались платить налог в пользу мусульман.

Да, было много ущемлений в правах. И на сегодняшний день в Константинопольской диаспоре очень мало прав в выражении православия. Это и понятно, люди находятся на территории исламского государства, где свои законы, свои правила. Так везде бывает. Во всех мусульманских странах до сих пор есть большие христианские диаспоры. Например, копты в Египте. У них мало прав, они не живут полной жизнью, но живут.

– У них есть мученики, исповедники.

– Да, к сожалению, это до сих пор продолжается. Очень много мучеников. Среди мусульманских людей очень много радикалов, которые периодически делают набеги, истребляют деревни на Ближнем Востоке, севере Африки, в Пакистане, Индии. И в современном мире каждый день совершается убийство христиан по религиозным соображениям. Увы.

– Есть статистика. Далеко ходить не надо, у нас сто лет назад свершилась революция, и мы пошли разрушать храмы. Сами строили, сами разрушали. Такова история.

Вопрос телезрительницы Светланы: «Как молиться за младенца, который умер в роддоме на шестые сутки некрещеным, хотя был отпет в храме?

– Сейчас есть новый чин за некрещеных. Он для родственников как утешение. Наверно, в этом плане имеется в виду отпевание в храме. Произошло какое-то молитвенное событие для родственников, священник их утешил. Молиться нужно дома. В Церкви общая молитва за членов Церкви, а такой ребенок не член Церкви. Но это не значит, что он от чего-то отречен. Господь, безусловно, приласкает каждого младенца. Он взвешивает другими реалиями. Он не формалист. Какая участь ждет нерожденных младенцев? Я думаю, хорошая. Бог Благ и Милосерден. Он не формалист. Уж точно не такой, как мы.

– Отчаиваться не нужно. Мама может крестить ребенка?

– Если в роддоме вдруг есть хоть малейший намек на то, что ребенок в опасности, то мама, врач, медсестра или санитарка могут его крестить. Можно в Интернете прочитать, как это сделать. «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа крещается раб Божий (или раба Божия)». Назвать имя малыша. Потом можно смело молиться. Дай Бог, малыш выздоровеет, и потом нужно до конца довести чин крещения в храме: сделать то, чего нельзя было совершить мирским чином в родильном доме.

– Вопрос телезрителя: «Почему именно Великим постом совершаются большие искушения?»

– Великим постом человек выходит на поле битвы с врагом рода человеческого. В битве всегда есть и затрещины, и синяки, и раны. Враг пытается бороться за наше сердце, за нашу душу. Мы усиленно обращаемся к Богу, больше молимся, постимся. Влияние врага человеческого на нас уменьшается, поэтому он с большей агрессией нападает, используя все приемы, чтобы сбить нас с этого пути.

Самое верное его средство – привести нас к унынию. Христианин ни при каких обстоятельствах не должен унывать. Он должен всегда радоваться и благодарить Бога. Как только мы начинаем благодарить, сразу награждаемся благодатью от Бога. Это то средство, которое враг не может перенести. А это трудно сделать. Очень трудно. Поэтому в дни поста мы чаще причащаемся. Это очень важно. Наше богослужение называется Евхаристией (это «благодарение»). Мы благодарим Бога за все благодеяния, видимые и невидимые. Мы восхваляем Господа, и благодать помогает нам в этой битве.

– В Писании есть слова: Помни последняя твоя – и вовек не согрешишь. Мы всегда должны думать о смерти?

– Смерть – это грустно, но нужно смотреть на суть вещей. Когда вдруг на тебя что-то падает сверху, а ты отпрыгнул и чудом остался жив, то радуешься, несмотря на то, что у тебя порван дорогой ботинок или что-то случилось с одеждой. Ты радуешься потому, что остался жив.

Мы призваны к вечной жизни, к раю. Это действительно радость, мы идем к этому. Разве не надо благодарить, что Господь сподобил нас быть наследниками этого рая? Если дорога в этот рай, к сожалению, заросла колючками, что теперь делать – не идти? На дороге остаться? Нет, лучше уж ты чуть-чуть помучаешься, пусть у тебя мозоли будут, но потом достигнешь рая и будешь радоваться.

Как говорил Господь, женщина девять месяцев ждет ребенка, ей тяжело, токсикоз, а в родах она испытывает боль. Но как только она родит ребенка, то забывает обо всем и радуется. И такая радость у нас должна быть. Мы благодарим Господа за это. Скажи женщине, которая хочет родить ребенка: «Может, не надо? Ты же девять месяцев будешь терпеть». Но если она хочет ребенка, скажет: «Да ладно, я потерплю и еще три раза по девять месяцев; главное, чтобы он родился. Это мой малыш».

Мы должны родиться в жизнь вечную. У нас есть такая возможность. И за это нужно благодарить. Это шанс. Мы недостойны этого в любом случае. Это особая милость Божия, и за это надо Его благодарить и радоваться.

– Как бороться с завистью? 

– Надо сказать, что зависть всегда от гордости исходит, это первопричина. Если ее не убрать, то действительно очень сложно бороться с завистью. Потому что считаешь себя достойным лучшей участи и начинаешь завидовать другим.

А еще зависть говорит о недостатке любви. Если любишь, то не будешь завидовать. Об этом написано у апостола Павла в Послании к Коринфянам: любовь не завидует. Почему не завидует? Человек, которого ты любишь, замечательный, у него есть какие-то дары, но ты не будешь завидовать, а будешь за него радоваться. Когда хочется кому-то завидовать, надо постараться за него радоваться.

– К нам пришел вопрос от Ольги: «Меня не прощает сын: не здоровается, проходит мимо, когда я прихожу в его дом к детям, абсолютно никак не реагирует».

Все это случилось на почве прививок. Она сделала себе прививку, а он за это ее не прощает. Когда она просила прощения в Прощеное воскресенье, он ответил: «Ни за что и никогда». Она плачет, молится, подает записки на проскомидии. Что делать в этой ситуации?

– К сожалению, здесь нужно знать более детальную информацию для того, чтобы что-то реально полезное посоветовать, как из этой ситуации выйти. Как правило, конфликт сына с матерью корнями уходит в детство. К сожалению, это очень часто бывает. В этом плане психология, которая в страшно негативном ключе подается по Фрейду, права в том, что причина, безусловно, идет из детства. То есть было какое-то неправильное воспитание, особенно манипуляции. И когда конфликт возникает, человек сразу становится как бы ребенком. Но сейчас он может ответить. Тогда он не мог ответить, а сейчас отвечает. И мать, которая желает наладить отношения с ребенком, должна посмотреть, где она что-то сделала не так...

– А как это можно исправить? Мне кажется, это уже никак не исправить.

– Нужно исправить.

– Мне кажется, тут уже больше к сыну вопрос.

– Нет, это должна сделать мать. Она должна это понять, провести работу над ошибками, пойти к сыну и попросить прощения: «Дорогой, я много думала. Я, наверное, неправильно поступала. Чувствую, что, наверное, обижала тебя тогда, что-то сделала не так. Возможно, у тебя есть какие-то обиды в этом плане, ты меня прости, пожалуйста. Я сейчас это осознала и искренне каюсь в этом. Если бы можно было вернуть то время, я бы обязательно поступила по-другому. Если вдруг ты держишь на меня какое-то зло, прошу простить меня. Давай будем жить в мире». Как правило, совершенно другие отношения начинаются.

Дети не сразу, но прощают, и начинается новая эпоха взаимоотношений. Но если этого не сделать, то ворох греха будет постоянно между вами. В этом надо каяться. Надо прийти на исповедь и сказать: «Я осознала, что была не права, делала что-то не так. Из-за этого, наверное, мой сын мучается до сих пор». Если этого не сделать, увы, это может перейти и на его отношения с собственными детьми. Как правило, эта генетическая калька невольно переходит, он даже не будет этого замечать. Внутренне ненавидя мать, он даже не будет понимать, почему испытывает такую неприязнь, почему на любой конфликт так резко реагирует.

Очень часто причина бывает именно такая. И если вдруг там действительно есть такая причина, надо с нее начать. Если Вы уверены, что это не так, в любом случае пытайтесь примириться. Это хорошо, что Вы просили у него прощения. Это нужно делать периодически, молиться за него, просить Господа, чтобы Он насадил любовь в его сердце, и надеяться, что будет мир.

– Я думаю, здесь есть некий позитив, потому что в дом к нему и его детям она приходит; значит, есть какой-то контакт. Мне кажется, что в этой ситуации со стороны сына тоже есть нарушение пятой заповеди. Может быть, из любви к матери или даже для себя самого ему стоит попытаться забыть это…

– Ему, конечно, нужно это сделать, но в данном случае он ничего не хочет слышать сейчас. Ворота открыты только с ее стороны.

– Таких ситуаций много; почти в каждой семье.

– Здесь мир всегда важен. И если хоть какая-то дверь открыта, мы должны попросить прощения, ради мира переступить через себя. Но сделать это мудро, просто, с любовью, помолиться, чтобы Господь нам дал нужные слова. Мне кажется, очень важно перед этим причаститься, чтобы была благодать, чтобы Дух Святой говорил вашими устами. Потому что Господь сказал: «Не думайте о том, что говорить, Дух Святой скажет. Только нужно, чтобы Он был в вас». Поэтому надо причаститься, помолиться (может, даже чуть-чуть попоститься), сказать: «Господи, только на Тебя надеюсь. Сделай так, как нужно». И со смирением, не позволяя никаких чувств и эмоций (потому что в разговоре они только мешают), максимально, насколько это можно, проявляя любовь, вести себя со смирением. И тогда, я думаю, Дух Святой будет говорить в человеке.

– Еще вопрос: «Грехи мною исповеданы, но совесть не дает забыть, и душа болит из-за этих грехов. Значит ли это, что грехи не прощены Богом?»

– Нет, совершенно не значит. Зачастую это значит, что враг рода человеческого, используя эти старые грехи, пытается нас выбить из седла.

– Отсюда уныние.

– Да. «На что ты надеешься? Ты забыл, что у тебя грех, что ты обидел человека? Ты себя называешь православным христианином?» Надо смело сказать: «Да, это было в моей жизни, но я исповедовался и верю, что Милосердный Господь истребил это из хартии моих грехов. Я живу дальше, надеюсь на милосердие Господа, буду благодарить Его и радоваться». Если так не получается, то надо прийти к священнику и сказать: «Батюшка, такая ситуация, уже пытался примириться с собой. Что Вы мне посоветуете? Может, мне снова назвать эти грехи на исповеди?» Если снова называете их на исповеди, то уже фиксируете это в своей голове и даете обещание Богу: «Я запрещаю самому себе вспоминать их». Тогда враг рода человеческого уже не сможет этим воспользоваться.

– Давайте ответим на такой вопрос: «Я болящий, у меня диабет второго типа и болят почки. Скажите, пожалуйста, как мне можно соблюдать пост?»

– По правилам больные люди вообще не постятся. Надо сказать, что в прежние времена не было таких хронических заболеваний, были заболевания вирусного характера, которые длились недолго. Но в наше время, когда есть хронические заболевания, надо взвесить свои силы и самому себе сказать: «Я, наверное, смогу попоститься в каком-то моменте:  обойтись без мяса». Нужно понять, когда и в какие дни человек сможет выдержать ограничения, посоветоваться со специалистами.

Если человек болен диабетом, он знает обычно, сколько и каких белков ему нужно. И он должен понять, сможет ли их заменить и чем. Если совсем не сможет, значит, придется есть мясо, и пост будет заключаться в чем-то другом. Все в зависимости от личности человека и самой ситуации. Здоровье – дар Божий, это тоже нужно понимать. Надо сначала стать здоровым, а потом поститься. Пока этого нет, значит, надо смиряться и поститься так, как получается.

– Добрые дела – это альтернатива посту в этой ситуации?

– Если поститься в гастрономическом плане невозможно, значит, нужно больший акцент сделать на добродетели, борьбу с грехами, молитву. Но если есть возможность чуть-чуть попоститься и гастрономически, то надо ее тоже использовать, но не в ущерб здоровью. 

– А лучше сходить на приход и закрепить некоторые договоренности, обсудив их с духовником.

– Взять благословение, чтобы враг рода человеческого не искушал. Потому что он будет говорить: «А, не постишься! Какой ты христианин?» Или будет искушать так: «Может, все же курочку поешь?»

Ведущий Александр Черепенин

Записали Анна Вострокнутова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать