Беседы с батюшкой. Молитва "Отче наш" и Иисусова молитва. Архимандрит Александр (Глоба)

9 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач, специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи) 

– Сегодня в Евангелии читалась молитва Господня «Отче наш». Главная молитва, которую мы читаем каждый день: перед едой, утром, вечером. Почему мы называем Бога Отцом? 

– Эта молитва из Священного Писания Нового Завета. Ее называют также молитвой Господней. Этой молитвой Господь наш Иисус Христос учит людей, как необходимо молиться, чтобы не быть похожим на книжников и фарисеев, которые безумно долго молятся, но вместе с тем не меняют свою жизнь. Они пытаются много слов сказать в молитве, но результат, ее духовный остаток, очень мал. Христос очень часто на это обращал внимание. Христос в этой молитве обращается: «Отче наш». И не напрасно; мы знаем, что Он Сын Божий. И Он обращается к Отцу. А мы все усыновлены Отцу: для нас Небесный Отец, Творец, Всевышний, Бог является Отцом через сыновство Господа Иисуса Христа. 

Это и пророчество для христианства: через Христа мы можем обрести Царство Небесное. Это обращение Спасителя к Отцу открывает нам и тайну Святой Троицы. Сейчас исламский мир заявляет о себе, о своем богословии и очень много приводит аргументов в пользу того, что Иисус Христос является лишь пророком, но не является Богом. И мы, православные христиане, молитвой «Отче наш», которая записана на страницах Священного Писания, которую Своими устами произносил Господь наш Иисус Христос, всеми богословскими знаниями должны дать правильный и аргументированный своевременный ответ внешнему миру. Если мы не будем вдаваться в такие, казалось бы, богословские мелочи, то, к сожалению, впоследствии можем собрать очень нехороший духовный урожай. Слышат обычно тех, кто громче, чаще и назойливее кричит. Нам необходимо особенно сейчас давать ясный ответ, исповедовать свою веру, рассказывать о своих знаниях, не стесняться своего догматического учения Церкви и являть миру истину. 

– Вопрос телезрительницы: «Я начала заниматься Иисусовой молитвой по благословению своего духовника и открыла для себя, что это хороший способ различать мысли, помыслы, понимать, какая у тебя страсть. Молитва помогает исповедоваться, находиться здесь и сейчас, меньше мечтать, потому что у меня с этим проблемы. Почему все не используют это прекрасное средство? Можно ли ради этого использовать имя Христово? Или нужно сосредоточиться на том, что именно с Богом разговариваешь? На что посоветуете обратить внимание?» 

– Иисусова молитва очень сильная, полезная, духовная. Это молитва, которую необходимо запомнить умом, а произносить сердцем. Когда человек заполняет свой мыслительный вакуум этой молитвой, все время думает о Господе, все время просит Господа быть в сердце, чтобы Он помиловал, исцелил, то в конце концов получает просимое. «Помилуй мя, грешного» – это не значит юридическая сторона вопроса о милости, здесь именно исцеляющая функция Иисуса Христа как Бога, могущего это сделать с нашей душой, с нашим сердцем, с нашими мыслями. Мы просим у Бога помиловать нас и получаем просимое. Господь в Евангелии говорит: если в чем-то нуждаетесь, то просите, и просите настойчиво, долго. И Господь даст вам то, что вы просите, если это будет угодно Богу, будет сообразовываться с волей Божией и будет полезно для нас. Мы не должны в этом сомневаться. Мы должны просить Бога особенно о том, что необходимо получить от Него, а именно: исцеление, исправление, чтобы произошла духовная метаморфоза, чтобы мы наконец увидели безнадежность своей самости и необходимость в Царствии Небесном. 

Что посоветовал бы? Можно использовать эту молитву, полезно использовать. «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Но не нужно забывать, что в Православной Церкви очень много и других молитв, которые необходимо использовать в своей жизни: утренняя, вечерняя, молитва в течение дня. Эти молитвы надо использовать как кирпичики, а Иисусову молитву как цемент, скрепляющий эти кирпичики, и тогда будет очень хорошо человеку, который пытается быть с Богом, который в своем сердце хочет поселить Бога, открывать его для Бога и таким образом приобщаться к настоящей духовной жизни. 

– Вопрос телезрителя: «Как не потерять веру в Спасителя по неисполняющимся просьбам к Богу?» 

– Мы должны определиться, для чего нам нужен Бог и нужен ли нам такой Бог. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл, необходимо поставить правильные цели, к которым надо стремиться. Жизнь каждого человека – это умение преобразиться и сделаться пригодным для Царствия Небесного. Мы просим у Бога мелочи в наших молитвах, дать нам 135 рублей 50 копеек, чтобы Господь именно столько дал. Бывает, такая складывается ситуация в жизни человека, что Господь промыслительно исполняет просьбу такого человека и дает именно столько, сколько нужно. Мы должны помнить слова Господа Иисуса Христа, что мы должны молиться и просить прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложится. 

Господь не говорит, что мы не должны просить то, что мы хотим по своему скудоумию, по своему слабому характеру, расслабленному человеческому состоянию. Мы можем дать волю своим чувствам, своим каким-то внутренним силам, чтобы испытать Бога, почувствовать какой-то магизм: вот я буду молиться, а Бог будет исполнять мои желания. Мы должны сразу понять, что это неверный путь, духовный тупик. Мы должны использовать в своей жизни правило, которое Господь положил нам на страницах Священного Писания Нового Завета: ищите прежде всего Царствия Небесного, а все остальное приложится. Если мы будем твердо уповать на эти слова Господа, если будем исполнять Его наставления, Его правила, которые Он нам оставил для того, чтобы достигнуть Царствия Небесного, то не ошибемся в выборе этого духовного пути, никогда у нас не возникнет разочарования в Боге. Мы должны иметь твердую волю, упование на Бога, знать, что Он существует, чтобы мы радовались, но радовались вместе с Ним, а не без Него. 

Часто, когда человек получает определенную сумму, он радуется обычно без Бога. Порадоваться духовной радостью человека особенно заставляют все-таки стесненные условия. Тогда человек более духовный, тогда человек более приближен к силе молитвы, которую хочет услышать Бог. 

– Вопрос телезрительницы Татьяны: «Иисусова молитва замечательная, она мне помогает. Она у меня из ума не выходит; из ума или из сердца, я не могу определить. Я ее постоянно читаю: и когда спать ложусь, и когда готовлю. Что бы я ни делала. А потом опомнюсь: да я же в суете ее говорю, а надо со вниманием. А бывает, что в суете – и на душе сразу плохо. Посоветуйте, что делать, я уже так привыкла. Она мне помогает». 

– Действительно, хорошее замечание. Хотелось бы поделиться опытом от знания и от частичного личного опыта: очень плохо, когда человек совершает грех, а у него в мыслях, в сердце в это время проистекает молитва. Если такое происходит, то человеку необходимо остановиться и определиться с координатами. Вот как компас или устройство, которое связывается с точностью координат, будет иметь очень большую погрешность, если находится не в том положении, не в том месте, будет показывать неправильный путь, так и здесь. Надо понять: когда мы действительно молимся, мы не должны совершать грех и беззаконие. 

Если начинаете замечать, что такое происходит, то необходимо остановиться и именно в тот момент поймать себя на этом действии, когда совершаешь грех или думаешь, чтобы совершить грех. Надо остановиться и попросить у Бога помощи; может быть, побеседовать с духовником, чтобы это состояние не было привычным. Люди часто говорят о привычном состоянии, когда в суете мирской, житейской затертости мы действительно можем использовать святые имена, вспоминать Священную историю, вместе с тем совершая грех и беззаконие. 

Мы должны помнить, что грех никогда не вяжется со святостью. Надо выбирать или одно, или другое. В Священном Писании сказано: как же вы одними устами хулите и хвалите? Это несовместимые понятия. Здесь необходимо все-таки придерживаться духовного трезвения, быть на связи со своим духовником, чтобы он со стороны, как врач, видел состояние ума, сердца и давал подсказки для того, чтобы человек не терялся в этом житейском море. 

– Вопрос телезрителя: «Почему Иисусова молитва так называется?» 

– Потому, что она адресована именно Господу нашему Иисусу Христу. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». У греков без слова «грешного». Это именно наша русская традиция – подчеркивать свою греховность. Это адресная молитва, потому что мы ни на секунду не сомневаемся в том, что Господь Иисус Христос имеет особенные личные качества, свойства как Бога Сына – творить суд, иметь воздействие на ум и сердце человека, готовить его к Царствию Небесному, помочь человеку измениться, исцелиться, подняться. Призывая Его имя, как говорили в первые века христианства, мы спасемся. Конечно, если будем иметь веру и прикладывать к этому все свои возможности и желание. 

– В молитве «Отче наш» мы также просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Что за хлеб мы просим на каждый день? 

– Прежде всего, эта молитва является прообразом того, что мы будем использовать Тело Господа и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Это как предзнаменование того, что мы будем иметь надежду на спасение. Господь Своим подвигом, Божественным актом, избавляет человека от депрессии, которая вела человека к тому, что он мог заслужить только ад и состояние ожидания прихода Мессии. И Сам Господь Иисус Христос, Мессия, приходит, учит нас правильно молиться, подготавливает наше тело к принятию Хлеба Небесного, который питает нас не только физически, но и духовно. В молитвах ко Святому Причащению это подчеркивается. 

Когда мы просим в этой молитве хлеба насущного, то, естественно, Господь не отделяет нас от той реальности, в которой мы существуем. Господь посылает по молитвам нашим хлеб и для того, чтобы укрепить наши физические силы. 

– В Иисусовой молитве мы просим: «помилуй мя, грешного». Что именно скрывается за словом «помилуй»? 

– Я неоднократно обращал на это внимание. В этой же греческой фразе заложена более глубокая догматическая духовная мысль. Мы очень часто обращаем внимание на юридический аспект слова «помилуй»: что-то сделали такое, за что нас надо помиловать, то есть «помилуй мя» – не принеси нам страдания, не призывай нас к ответственности. Смотрим на юридический аспект этого слова. А греческое «элейсон» очень созвучно со словом «елей» (благодатное и исцеляющее масло, то масло, которое оживотворяет, дает человеку силу; раны, которые покрываются этим маслом, быстрее заживают). «Элейсон» рассматривается больше в лечебном аспекте, нежели в юридическом, поэтому мы должны помнить: когда просим Бога о помиловании, то прежде всего просим об исцелении, о том, чтобы наше сознание каким-то духовным образом переродилось и мы начали правильно осознавать свои поступки, быть правильно духовно ориентированными для того, чтобы не потерять связи с Богом, с небом. 

– Вопрос телезрительницы: «Можно поминать усопшего в тот день, когда у него день рождения?» 

– Конечно. Мы можем поминать усопших не только в день их рождения, а каждый раз, когда читаем утренние и вечерние молитвы. Есть помянник за живых и усопших. Мы можем добавлять туда имена людей, кого хотим помянуть. Таким образом, мы выполняем и церковные предписания, и молитвенные правила, в которых дается особенная возможность поминать наших усопших родственников, близких, знакомых и живых. Если мы помянем их особым образом в день рождения, в день кончины, в день ангела, то плохого тут ничего нет; наоборот, это принесет огромную пользу душе, за которую мы молимся. 

– В какие дни в году предпочтительнее поминовение усопшего родственника? 

– В течение года у нас существуют дни поминовения – родительские субботы. В преддверии постов, во время постов, в субботние дни церковным уставом предписано поминать усопших родственников, близких, «вождей и воинов, на поле брани убиенных» и живот свой положивших. В эти дни Церковь рекомендует всем собраться, особенным образом духовно настроиться, отнестись к этому серьезно. Мы идем в церковь, записываем всех наших знакомых, родных, близких, подаем священнику записки на поминовение. Приносим в церковь хлеб, крупу для того, чтобы потом из этих продуктов приготовили трапезу, накормили людей, и они, принимая эту трапезу, вспомнят о тех, кто принес эти продукты. Люди думают: зачем носят хлеб, продукты на эти панихидные столы? Для того, чтобы состоялась трапеза и молитва за тех, за кого мы молимся, чтобы души этих людей получили особенную милость у Бога, чтобы особенная благодать задела их души. В православном учении Церкви сказано, что когда мы молимся, повышается энергетический уровень души, это очень большая польза для души усопшего, он в этом очень нуждается. 

А для людей, которые давно ходят в храм Божий, читают духовную литературу, это большая помощь для души усопшего. Поэтому мы должны молиться, просить Бога особыми чинами (особым способом), чтобы Господь, взирая на нашу веру и любовь, помогал тем, за кого мы молимся. Господь не может отвернуть лицо Свое от тех, кто к Нему обращается. 

– Такие индивидуальные дни, как дни рождения, дни кончины, надо ли как-то отмечать в Церкви: приносить еду, устраивать поминальные трапезы? 

– Да, это очень хорошая русская православная традиция. Люди так и поступают: идут в храм Божий, подают записки, сорокоусты; записки для того, чтобы на проскомидии священник вынул частицу за определенного человека, с этой частицей вспомнилось бы имя этого человека и чтобы видимым образом, как Кровь Христова омывает частицу, омылись грехи и беззакония этого человека, душа получила исцеление. Это обязательно нужно делать. Когда человек своей верой пытается помочь усопшему, это очень полезно с духовной точки зрения. Почему Церковь устанавливает обязательные дни поминовения? Потому, что часто мы молимся только за тех, кого знаем, а в эти дни можно помолиться за всю Церковь. Церковь состоит из Церкви небесной и Церкви земной, видимой и невидимой. Души усопших – это Церковь невидимая. В эти дни мы особым образом призываем Бога, напоминаем об этих людях. Мы думаем, что напоминаем это Богу, а на самом деле мы сами объединяемся с Церковью земной и небесной. 

– В молитве Господней мы просим помимо хлеба: «остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». Казалось бы, это прямой юридический посыл: прости нам совершенные плохие дела, потому что мы прощаем их другим. 

– Здесь Господь затрагивает очень важную человеческую сторону – духовную психологию. Часто мы думаем, что мы очень хорошие, поэтому нас надо простить, помиловать, отпустить нам все, что мы совершили, и забываем, что у нас в должниках тоже кто-то ходит. Всех можно простить, меня в том числе, а вот того человека, моего должника, нужно поджать так, чтобы он отдал все до последней капли. Здесь Господь нас духовно научает, чтобы мы не были крохоборами. Там еще есть притча о должниках и заимодавцах – это связанные вещи. Мы должны уметь ради Бога, ради доброго имени, ради вящей славы Божьей вести себя соответствующим образом. Господь из нас хочет вывести духовное племя людей, которые были бы пригодны для Царствия Небесного. Так производится селекция через Господние установления, поучения. Господь нам дает такую молитву, чтобы мы умели сообразовывать свою жизнь с теми пожеланиями Божьими, которые Он нам оставляет. 

Простить долги наши людям легко, говорят: если я вам должен, то я вам прощаю. Это утрированно, но простить должника на самом деле очень сложно. Там задействовано много психологических, духовных механизмов. Мы часто уменьшаем груз долга, если мы должны кому-то: ничего, подождет, перетерпит. Забывая, что и мы Богу должны очень многое. Господь здесь напоминает об этом. Не зря эта молитва произносится по нескольку раз в день, а то и по нескольку десятков раз в день. Главное, чтобы она не приедалась и чтобы мы обращали внимание на то, что в ней написано. Чтобы напевы этой молитвы не просто услаждали наш слух, а западали нам в сердце – и происходила бы работа Духа Святого. 

– Можно ли сказать, что если мы не прощаем ближним их долги, то и Господь не простит нам наши долги? 

– Господь говорит: если не простите вы, то и Отец ваш Небесный не простит вам. Так сказано в Священном Писании. А это книга духовная, каждое слово в ней тонкими нитями связано с другими; как нейронная сеть со сложными переплетениями между нервными клетками: клетка, которая находится в одном месте, влияет на процессы, которые происходят в другом месте головного мозга. Так и в Священном Писании: каждое слово, которое в нем написано, влияет на понимание того, что мы прочтем потом или читали ранее. Перекрестные ссылки в Священном Писании (посмотри туда, сообразуйся с тем) имеют очень большое значение для понимания того, что там написано. 

– В конце молитвы «Отче наш» мы просим Бога: «Не введи нас во искушение». О чем мы просим Бога? Почему Бог вводит нас в искушение? 

– Не Бог нас вводит в искушение, а мы сами себя вводим. Мы просим Бога, чтобы он превентивно воздействовал и помешал нам сделать то, что нам не нужно, не полезно: встретиться с этим искушением, впасть в него. Здесь мы просим Бога особенным образом, чтобы не упасть, а если упали, то чтобы Он подстелил соломки. Мы хотим, чтобы Он предотвратил искушения, уменьшил их. 

– То есть мы как бы просим Бога поступить против нашей воли?.. 

– Нет. Допустим, человек едет за рулем на машине. Он может попасть в аварию, потому что, например, мчится так, что происходит цепь каких-то событий, на которые он не может повлиять. И он просит Бога, чтобы ничего страшного не случилось. Человек садится за руль по своей воле, мчится по своей воле, но при этом просит Бога, чтобы не было какой-то аварии или стечения обстоятельств, которые привели бы к печальным последствиям. 

То есть при своей воле, при всей своей возможности согрешить мы просим, чтобы Господь не допустил этого ради нашего спасения. 

– И последнее прошение молитвы: «…но избави нас от лукавого». Как это правильно понимать? Мы просим избавить нас от дьявола или от плохих поступков? 

– Просим избавить нас от дьявола, чтобы мы не попали в сети лукавого, который радовался бы со всем своим многочисленным воинством нашему падению и приобретению еще одной души для своих темных дел. Мы хотим быть на стороне Бога, хотим, чтобы Он Своей благодатной силой предотвратил наше попадание в лапы лукавого, дьявола. Мы хотим все-таки попасть в Царствие Небесное. Если попасть в лапы лукавого, оттуда очень сложно выбраться; многие не выбираются. 

Поэтому Господь дает нам сильную молитву, правило жизни, как нужно поступать, чтобы не было плохо. Мы должны обращаться к Богу именно как к Помощнику, Покровителю, способному нас защитить, предотвратить события, что могут затащить нас в трясину, из которой мы не смогли бы выбраться. Мы обращаемся к Богу Отцу через Господа Иисуса Христа и надеемся, знаем, что получим поддержку, помощь, милость, исцеление. 

– Во всех Евангелиях молитва Господня заканчивается словами: Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. Кстати, в обиходе мы не произносим эти слова, их произносит священник на литургии в качестве возгласа после молитвы Господней. О чем эти слова? Почему именно этими восхвалениями заканчивается молитва Господня? 

– Этот возглас как бы синхронизирован с несколькими прошениями, славословиями, восхвалениями, когда произносится ектения. Эти слова очень часто произносятся священниками после молитвы, во время молитвы или после ектении, чтобы напомнить человеку, что Господь – Царь царствующих и Господь господствующих, Он – Царь не только земных существ, но и небесного воинства, всех, кто находится на небе, всех Сил Небесных. Здесь раскрывается именно этот смысл. «Закон Божий» Серафима Слободского или «Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) рассматривают эти вопросы. Все эти возгласы, восхваления призваны к тому, чтобы возбудить в человеке любовь, внимание к слышанию истины. 

– Мы сегодня рассмотрели всю молитву Господню, в основном вторую ее часть, которая посвящена прошениям к Богу. Какой можно подвести итог молитве Господней? 

– Это сложный вопрос. Кандидатские и докторские диссертации пишутся об этом, и здесь не сказать в двух словах. Необходимо уповать на волю Божию, силу Божию, на Царствие Божие, в которое мы хотим попасть. Получить это возможно по любви Божией к нам. Когда апостолы спрашивали, как попасть в Царствие Небесное, Господь сказал, что человеку невозможно самому войти в Царство Небесное. Только по милости и воле Божией, если Господь захочет, мы войдем туда. Но Господь захочет только тогда, когда мы сами будем прилагать к этому усилия, сами будем подготавливать себя к вхождению в Царствие Небесное и сообразовывать свою жизнь с волей Божией. Тогда, уверен, Господь примет нас в Свои объятия и поселит в Своих обителях, которые Он нам обещает. 

– В заключение – краткое напутствие для наших зрителей. 

– Дорогие друзья! На сайте «Союза» очень часто вижу видеообращения священнослужителей, которые напоминают о том, что телеканал нуждается в материальной помощи. Сначала меня эти слова немножко смущали, но потом я поразмыслил, подумал и считаю, что мы должны делать доброе дело и поддерживать такие инициативы, которые рождаются в нашей Церкви. Через телеканал «Союз» мы получаем поучительные передачи, можем встречаться на таких программах, как «Беседы с батюшкой». 

Чтобы мы могли реализовывать свои духовные потребности, мы должны поддерживать телеканал «Союз». Я и сам перечисляю какую-то сумму, чтобы этот проект существовал. Призываю всех вас не жалеть сто, двести, триста или тысячу рублей. Думаю, раз в месяц мы могли бы переводить такие суммы для поддержки этого святого дела, чтобы мы с вами могли встречаться, радоваться, говорить о нашей вере, о Боге с радостью и благодарить Его за все то, что Он делает в нашей жизни доброго, полезного и светлого. 

Пусть благословение Божие, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца пребывают со всеми вами. Аминь. 

Ведущий Александр Черепенин 

Записали Анна Вострокнутова и Анна Топорова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать