Беседы с батюшкой. Игумен Арсений (Соколов)

9 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня у нас в гостях представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока игумен Арсений (Соколов), православный ученый-библеист, доктор богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, главный научный сотрудник.

– Батюшка, отрадно Вас видеть вновь на Уральской земле. И это не случайно. В начале февраля в дистанционном режиме на платформе Zoom прошла X Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», посвященная памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ее организаторы: Екатеринбургская епархия, Екатеринбургская духовная семинария и многочисленные светские вузы. В конференции принимали участие преподаватели, аспиранты, магистранты духовных и светских учебных заведений и специалисты в области церковно-исторических и богословских дисциплин. Вы на этой конференции выступали с пленарным докладом. Чему был посвящен Ваш доклад? Какие впечатления у Вас остались от прошедшей конференции?

– Впечатления, как обычно, самые превосходные. Я второй раз участвую в этой конференции в Екатеринбурге, где собирается цвет церковно-исторической науки. На сей раз это прошло в онлайн-формате, дистанционно, но Общецерковная аспирантура и докторантура не ограничилась форматом Zoom, а решила отправить отца Алексия Марченко и меня сюда, в Екатеринбург, чтобы мы участвовали в этой конференции.

Мой доклад был посвящен библейским пророкам. Я старался представить тему в историческом контексте, потому что это форум церковных историков прежде всего. Это не столько богословская, сколько церковно-историческая конференция. И тема моего доклада – история Древней ветхозаветной Церкви: первые письменные пророки VIII века до Р.Х. Я постарался рассказать не только об их пророческой вести и некоторых аспектах их пророческого учения, но и о том историческом контексте, в котором они действовали. Это времена заката Северного Израильского царства и его гибель в последней четверти VIII века до Р.Х. в результате нашествия ассирийцев.

Первые письменные пророки Северного Израильского царства – Амос и Осия. Их младшие современники, первые письменные пророки Южного Иудейского царства – Исаия и Михей вполне продолжают учение пророков Северного царства в том, что касается обличения в идолопоклонстве во всех его формах и проявлениях, а также настаивают на социальной справедливости. В обществе совершались социальные преступления; по словам пророков, это вызвало гнев Божий и Божественное наказание в виде нашествия ассирийцев сначала на Северное, потом на Южное царство. Хотя Господь до времени помиловал Южное царство – оно просуществовало на сто тридцать пять лет дольше Северного. Потом на смену ассирийцам пришла гегемония вавилонян, Нововавилонская держава, когда под натиском Навуходоносора в начале VI века пал Иерусалим. В общем, Иерусалим постигла та же судьба, что когда-то северную столицу Шомрон (Самарию).

Поговорим сначала о Северном царстве. Это была эпоха, когда над всей Передней Азией, над всем Ближним Востоком нависла грозная тень Ассирийской державы, Новоассирийской империи. Это было первое в истории человечества государство, претендовавшее на мировое господство. Царь носил титул царя царей (или царя князей). Великим реформатором был Тиглатпаласар III (современник письменного пророка Осии). В ближайшие годы после его смерти при его преемниках Салманасаре V и Саргоне II было покончено с независимостью Северного Израильского царства.

– Что представляло собой Северное Израильское царство?

– Если обратиться к библейской Священной истории, то мы увидим, что при царе Ровоаме, преемнике Соломона, северные десять колен отделились. Они сказали: Знай свой дом, Давид! Мол, мы не хотим подчиняться деспотичным давидидам, царствующим в Иерусалиме, настаиваем на том, что у нас каждое колено самостоятельное (такие традиции военной демократии) и платить огромную дань и подчиняться южному царю, потомку Давида, не собираемся.

Иеровоам I, как повествует Библия, вернулся из египетского изгнания, поднял мятеж – и северные десять колен отделились. Если царство Саула, Давида и Соломона – это единое царство, двенадцатиколенное, то после Соломона, при Ровоаме и дальше, было отдельное существование двух разных царств. Северное царство в Священном Писании называется Израилем и состоит из десяти колен, а Южное – из трех колен (колено Иуды, колено Леви и колено Вениамина). Ведь на самом деле колен не двенадцать, а тринадцать, потому что колено Иосифа разделяется на два колена – Ефрема и Манассии.

– Я сейчас открываю для себя много нового. Именно для этого и нужна такая беседа.

– История Древнего Израиля очень интересна и во многом служит прототипом дальнейшей христианской истории. Так вот, Тиглатпаласар III реформировал и внутреннюю, и внешнюю политику ассирийских императоров. До этого как строилась завоевательная политика сирийских царей? Они захватывали новые территории, превращали бывшие когда-то вассальные царства в свои очередные провинции, которые называли по названию главного города провинции. Осажденному городу выдвигался ультиматум: или вы сдаетесь, или будете очень жестоко наказаны. Обычно, захватывая город, его ровняли с землей: сады вырубались, каналы засыпались, все население поголовно истреблялось. Понятно, что с такой политикой экономику не построишь.

Поэтому Тиглатпаласар III в корне меняет внутреннюю политику и вводит новшество – депортацию: захваченные народы почти целиком и полностью депортируются в пределы коренной Ассирии. Остаются только бедняки, чтобы обрабатывать землю, возделывать виноградники, поля, огороды, а вся знать, купечество, ремесленники, мастеровые отправляются в пределы коренной Ассирии. А оттуда заселяются другие народы. Так, кстати, возникли самаритяне: это смесь пришлого населения с восточных окраин Ассирийской империи с местным еврейским населением.

– Что собой представляло Ассирийское царство в те времена? Какие территории занимало?

– Название Ассирия произошло от города Ашшур. Это было древнее, небольшое по размерам государство в Северном Междуречье. А уже Новоассирийская империя (Новоассирийская монархия) претендовала на восстановление древних традиций, захватила Вавилон. Кстати, Тиглатпаласар III (в синодальном переводе – Феглаффелласар) был коронован в Вавилоне, в главном городе Междуречья, и ему было дано тронное имя Пулу (в синодальном переводе – Фул, что переводится как «саманный кирпич»). Сначала ассирийцы захватили всю Вавилонию, Междуречье, потом прорвались к берегам Оронта, потом захватили территории, которые принадлежали филистимлянам, финикийцам. (Например, один из предшественников Тиглатпаласара III хвастался тем, что был в Сидоне, захватил этот город, а потом охотился в Средиземном море на дельфинов.)

Реформы Тиглатпаласара III были очень обширными. Появились новые рода войск: саперные, инженерные. Конница стала ударным родом войск, разведка очень хорошо работала, во всех царствах-государствах были шпионы, которые всё докладывали царю.

Последний израильский царь Осия (тезка пророка) решил выйти из вассальной зависимости от Ассирии (видимо, это был жест отчаяния, потому что приходилось выплачивать огромную ежегодную дань). К тому времени, после войны тридцатых годов, Израиль потерял четыре пятых территории, самые плодородные земли, и не мог выплачивать ежегодную дань – экономически это было не по силам. Поэтому Израиль вышел из антиассирийской коалиции, вступил в тайные переговоры с Египтом. В Книге пророка Осии сказано: заключают они союз с Ассуром, и в Египет отвозится елей. Вектор международной политики постоянно меняется: то проассирийские тенденции, то антиассирийские.

Египет к тому времени был очень слабым государством по сравнению с Ассирией и, конечно же, не хотел ради Израильского царства ссориться со своим могущественным северным соседом – Ассирией. А ассирийцы такой измены не прощали. Поэтому сразу была организована экспедиция, уже не Тиглатпаласар III, а его преемник осадил столицу Шомрон (Самарию), и через два или три года Самария была взята, почти все население (кроме самых бедных) было депортировано, а территории заселены другими народами.

Потом эту же депортационную политику воспримет Нововавилонская держава, которая придет на смену Ассирийской (может быть, не в таких масштабах, как ассирийцы, но они тоже будут заниматься депортацией). У персов этого уже не будет.

Как известно, в наши времена, в XIX–XX веках, депортации возродятся. Например, депортация североамериканских индейцев с берегов Миссури и Миссисипи. Потом, в 20–30-е годы, не саамское население Кольского полуострова депортируется. В середине XX века, в Великую Отечественную войну, депортируются целые кавказские народы. Видимо, тогдашний советский правитель хорошо учил церковную историю, знал историю Древнего Израиля, понимал, что народ, оторванный от своей земли, теряет волю к национальному сопротивлению, поэтому депортировали целиком все народы. Вот так, спустя тысячелетия, иногда повторяется история.

Пророки всегда актуальны. Амос и Осия – первые письменные пророки. Большим вопросом является, почему, собственно, возникла необходимость записывать пророческие речи. Ведь пророк прорекает, изрекает Божие слово. Пророчества – это устный жанр. Были же великие пророки до письменного периода – Самуил, Илия, Елисей; от них никаких текстов не осталось. Что мы можем знать о проповеди, например, пророка Илии? Единственное, что мы знаем, что он противостоял языческим пророкам Ваала и говорил, что Господь Бог Израилев и есть Истинный Бог. Вот, пожалуй, и все содержание его проповеди. Но ведь наверняка он и о чем-то другом пророчествовал.

А вот учение письменных пророков дошло до нас. Амос – пророк социальной справедливости, он обличает правящий класс своего времени в социальных преступлениях. Он пишет: продают бедного – за пару сандалий; на одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике, и вино, взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих. Коррумпированность правосудия, судьи обслуживают правящую власть, те дают судьям взятки. Например, после судебной тяжбы между богатым землевладельцем и бедным крестьянином, который у него в долгу, крестьянин вынужден был отдать за свои долги дом, земельный участок и даже орудия труда должен был брать у землевладельца, чтобы обрабатывать его же поля в уплату долга. Вот это социальное расслоение чудовищно росло, пропасть увеличивалась.

– Есть какие-то детали, которые наглядно показывают, что богатые жили очень богато, а бедные – очень бедно?

– Есть. Пророк Амос обличает, что понастроили домов летних и зимних, что дома украшены слоновой костью (а это очень богатый материал). Можете представить какой-нибудь двухэтажный особняк в Екатеринбурге, весь инкрустированный слоновой костью?

– Сложно представить.

– Думаю, даже не каждый олигарх сможет себе такое позволить... В Израиле было очень большое социальное расслоение, археология это подтверждает. Были найдены дома, инкрустированные слоновой костью, ложе целиком из слоновой кости. Вообще двухэтажные дома по тем временам – это что-то! Весь Иерусалим того периода был застроен типовыми одноэтажными зданиями...

– И это не догадки, это археологические данные...

– Да, это археологические открытия. В Северном царстве были очень богатые города, и много интереснейших артефактов найдено во время раскопок.

Социальная несправедливость обличалась пророками; они говорили, что это вызывает гнев Божий, что Господь может наказать за это Свой народ.

Социальная несправедливость была во все времена, у всех народов; есть она и сейчас, конечно. Но в Израиле так не должно было быть. «Люби ближнего твоего, как самого себя» – вот по какому принципу должен был жить еврейский народ. Это записано в основном законе Израиля, оттуда перешло в нашу христианскую культуру.

Итак, тяжба: богатый судится с бедным. Судья – какой-нибудь князь (в то время исполнительная власть не была отделена от судебной; по сути, это была одна власть). Богатый дает взятку, чтобы тяжба была решена в его пользу. Пророк Амос говорит, что эта взятка могла составлять пару сандалий. И богатый оправдывался во время этой судебной тяжбы, а бедный вгонялся в еще большую долговую кабалу.

Пророк Михей обличает в этом иудейское общество. Михей был сельским жителем, провинциалом, он прекрасно видел, что крестьяне лишаются домов, земель за долги и становятся безземельными сельскими пролетариями, вынужденными продавать свой наемный труд и покупать даже орудия труда. А по закону (не важно, когда были написаны те или иные постановления священного закона, израильское общество должно было жить по закону) вся земля принадлежит Господу, израильский народ лишь пользуется ею, как бы берет в аренду у Господа.

В Книге Иисуса Навина написано, что каждое семейство в каждом колене получало свой надельный земельный участок, он был неотторгаемым, не мог переходить другим. Даже если человек нанимался, становился временным работником на чужой земле, в юбилейный пятидесятый год ему прощались все долги, земельный надел ему полностью возвращался. И так далее. Но эти законы цинично попирались. Богатые становились все более богатыми латифундистами, и к ним почти в крепостную зависимость попадали крестьяне.

Та же история будет происходить потом на Руси. В Лондоне в 1861 году XIX века пускают первое метро, у нас еще только отменяют крепостное право. Крестьяне очень долго находились в жалком положении рабов. И все это потом очень плохо сказалось на дальнейшей истории общественных отношений.

– Не хочется проводить какие-то параллели, но что-то похожее происходит и у нас.

– Да. Кто у нас владеет землей? Человек имеет право частной собственности, это Божественное право. Крестьянин будет успешен и счастлив только тогда, когда будет обрабатывать свою землю. А у нас сначала было крепостное право (с петровских времен до Александра II Освободителя). Потом – большевики, которые сначала посулили крестьянам землю, потом их закабалили. Сначала были колхозы, коллективная собственность, потом совхозы. Труженик села был без орудий труда, без своей земли. Один сеет – получает зарплату, другой жнет – получает зарплату. Тому, кто посеял, дела нет до того, вырастет что-то или не вырастет...

Сейчас крестьяне тоже в жалком положении. Человек хочет работать на своей земле, обрабатывать свой клочок земли, иметь его в частной собственности, передавать по наследству, но нет – душат налогами, крупные аграрные корпорации все съедают, и отдельный крестьянин ничего не может сделать. То же самое и в городе. Приватизацию в 90-е годы вряд ли кто-то назовет справедливой, когда немногие стали супербогатыми представителями буржуазии...

– Вот появляется некий человек – пророк, который озвучивает слово Божие. То, что он говорит, явно противоречит интересам власть имущих, богатых людей. Такой человек явно вызывает неприятие. Если его слышат, тогда в отношении его стараются принимать какие-то меры. Древних пророков слышали? Если слышали – что с ними делали? Как они себя чувствовали в сообществе?..

– Их прекрасно слышали. Скорее всего, из простого народа у них были ученики, которые сохранили их пророчества, записали и донесли до нас. Составлены целые книги из этих пророчеств. Их прекрасно слышала власть и религиозная аристократия, которая обслуживала эту власть.

Например, в 7-й главе Книги пророка Амоса описывается столкновение пророка с придворным священником Амацией (Амасией). Амация решил сказать царю, Иеровоаму II, что Амос проповедует в святилище и говорит, что совсем скоро царь будет убит, придут враги и всех захватят в плен. Мы не знаем реакции царя; скорее всего, он уполномочил Амацию, этого священника, чтобы тот обратился к Амосу. Амация сказал Амосу: провидец! (даже не называет его пророком) пойди и удались в землю Иудину (а он пришел пророчествовать в Израиль из Иудеи по повелению Господню); там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский.

Амос ему говорит: «Я не пророк и не сын пророка. Я был пастухом в Иудее, занимался сельским хозяйством, возделывал сикоморы и не собирался быть пророком. Но Господь мой сказал мне: иди и пророчествуй народу Моему в Израиле».  Он послушался и пошел исполнять волю Божию. Пророку никто не может противиться. Мы не знаем, как сложилась дальнейшая судьба Амоса. Священное Писание об этом не говорит, но есть одно иудейское предание, повествующее о том, что Амация ударил дрекольем пророка Амоса в висок.  Ученики повезли его на родину, в Иудею, но по пути он скончался.

Судьба многих пророков складывалась страдальчески и даже мученически. По преданию, например, пророк Исайя был перепилен деревянной пилой, и поэтому в Послании к Евреям мы встречаем такие слова – «некоторые были перепиливаемые».  И так многие пророки были преследуемы и гонимы; многие из них были умерщвлены за то, что безбоязненно проповедовали слово Божье. А им ничего другого не оставалось делать. Иеремия говорит: «Я хотел бы избежать этой участи – быть пророком, но внутри меня был огонь – я не мог его удержать». Трудно себе представить, чтобы  истинные пророки, посланные Богом, обличали правящие классы и в то же время пользовались их благоволением. Конечно, они вызывали ответные реакции и недовольство – были узы, темницы, наказание и смерть.

– Возникает другой вопрос. Что пророки хотели донести своими обличениями, кроме того, что озвучивали и обличали проблемы, происходящие в обществе, видели и чувствовали их на себе (среди них были и крестьяне)? Чего они добивались, от чего предостерегали? В начале программы Вы не просто так рассказали о падении этих государств, о войнах. В конечном итоге страдают все – и те, кто богат и прекрасно живет и властвует, находясь на самой верхушке, и самые бедные, которые в Вашем примере оставались на месте и обрабатывали сады. Какова цель пророков?

– Цель Божья – измениться и покаяться, вернуться на путь заповедей Божьих, на путь добра. Покайтесь, научитесь делать добро, говорит Исайя, защищайте сироту, вступайтесь за вдову во время судебных тяжб. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю. Если научитесь прощать долги бедным, которые оказались у вас в долговой зависимости, то и Господь вам простит. 

Часто пророки используют небольшое служебное слово «улай» – «может быть». То есть если мы изменимся, то и Господь, может быть, помилует нас. И мы не будем захвачены врагами и будем продолжать обрабатывать наши виноградники, каждый будет сидеть под своей смоковницей. Благоденственное мирное житие. А если не изменитесь, говорят пророки, тогда меч Божий пожрет вас. Рукой ассирийцев, рукою вавилонян будете наказаны. Основные преступления, в которых пророки обвиняют свой народ – израильский и иудейский, это идолопоклонство во всех его формах и проявлениях, включая преклонение перед сверхдержавами, силой оружия, перед властью. Это тоже квалифицируется как идолопоклонство.  Социальные проблемы, социальные преступления – это расслоение общества, когда богатые наживаются за счет бедных и составляют свои капиталы, угнетая и, по сути, порабощая других, коррумпированность правосудия и вообще высших слоев – и священников, и пророков.

У пророков часто встречается критика собственных коллег­-пророков. Слова «лжепророк» в Священном Писании нет. В Синодальном переводе мы его найдем, но в еврейском тексте нет такого термина – «лжепророк», есть просто пророки.  О том, что эти пророки не от Бога, что они провозглашают ложь или собственные мечтания, а не то, что Господь им велел, мы можем догадаться разве что из контекста, да и то не всегда.  Ворожеи, те, кто вызывает мертвых, гадатели, очевидно, ложные пророки, которые выдают себя за посредников, говоря, что в их устах Божественная весть, но на самом деле таковыми они не являются…

Мы не знаем, почему появилась необходимость записывать пророческие речи. Возможно, одной из причин (если не самой главной) была необходимость сохранить Божественное слово, Божественное учение, Божественную весть среди учеников пророков. Это были маленькие, миноритарные группы – преследуемые, угнетаемые, гонимые. Важно было сохранить пророческое учение, сохранить слово Божие, которое пророки изрекали. Поэтому они стали это записывать и передавать. Слова Амоса и Осии были принесены их учениками на юг, где они разогнали очень мощную пророческую волну.

Письменные пророки, с которыми мы встречаемся в Библии, – это пророки Южного царства. Север – это в основном устное пророчество: Самуил, Илия, Елисей. На юге формировалось мощное письменное движение; возникла целая пророческая литература, часто подпольная.  Письменные пророки, скорее всего, порывали с традицией пророческих школ, основанных Илией и Елисеем, потому что эти пророческие школы, по всей видимости, становились  слишком удобными для действующей власти, для царей. Пророки Амос, Осия и другие не противостояли напрямую этим пророческим школам и представляли собой уже другое направление.  Как считают некоторые исследователи пророческой письменности, одновременно существовало две традиции – старая традиция пророческих школ и новая традиция письменного пророчества.

– Батюшка, в Вашем докладе есть фраза: «Грех идолопоклонства – духовное прелюбодеяние». Речь идет об Осии – обличителе идолопоклонства. Что значит духовное прелюбодеяние?

− Осия вводит самую яркую и самую, может быть, шокирующую метафору. Первые три главы Книги Осии − это супружеская метафора. Взаимоотношения Осии и его жены, блудницы Гомерь, изображают собой метафорические отношения Израиля с Богом. Бог − это разгневанный, обманутый, ревнивый и в то же время любящий Свою неверную жену супруг, а Израиль − Его неверная жена, которая постоянно изменяет Ему с идолами (Ваалом, тельцами) недолжным почитанием истинного Бога, служением иным богам, магией и так далее.

Осия говорит про египетское и ассирийское направления внешней политики: и то, и другое политическое идолопоклонство. Надо думать не о том, кому из сильных соседей более выгодно себя продать или какому союзу (с ассирийцами или египтянами) хранить верность, а о том, чтобы хранить верность, преданность договору, союзу, завету с Богом − подлинным Царем Израиля. И это все Осия облекает в супружескую метафору.

Действительно ли Осия получил повеление взять себе в жены блудницу, продажную женщину в прямом или переносном смысле (то есть она была жрицей культа плодородия, который тогда процветал, известных капищ, где совершались блудодеяния для того, чтобы умилостивить Ваала, Астарту и так далее), или это чистая метафора, неизвестно. Древние отцы Церкви и современная библеистика по-разному интерпретируют это. Но как бы то ни было, личная судьба пророка, его трагические взаимоотношения с Гомерью изображают собой историю любви Бога и Его избранного народа.

Израиль – это жена, Бог − супруг. Несмотря на все измены Израиля по отношению к Богу с иными богами, идолами, Господь все равно продолжает любить Свой народ, предостерегать его, пытается вернуть его расположение. Все это есть в Книге пророка Осии. Потом эта супружеская метафора переходит дальше. Духовный ученик Осии пророк Иеремия, живший в Иудее спустя несколько поколений, был тоже пророком катастрофы. Если Осия пережил катастрофу Северного царства, то Иеремия пережил катастрофу Южного; это Навуходоносор, вавилоняне, гибель Иерусалима. Он сам оказался в плену в Египте. И у него эта метафора тоже продолжает развиваться.

Это самая яркая метафора изображения взаимоотношений Бога и Израиля. Есть другие метафоры; например, отец и сыновья: из Египта вызвал сына Моего. Здесь имеется в виду Израиль. Кстати, в Септуагинте (греческом переводе) «сын» во множественном числе. Потом Матфеем это будет рассматриваться как пророчество о бегстве Святого семейства в Египет и возвращении из него. Это особенность новозаветной экзегезы.

− Можно сказать, что от духовного прелюбодеяния не застрахован, в принципе, любой человек, живущий на Земле? Все это существует и сейчас, когда люди обращаются к гадалкам, провидцам, магам.

− Гадания неистребимы в любом обществе.

− Это тоже духовное прелюбодеяние?

− Да, это одна из форм идолопоклонства. Падшая человеческая природа склонна к идолопоклонству, гадательным практикам. Вроде бы просвещенный XXI век, чемпионат мира или Европы по футболу, и люди пытаются определить по поведению животного, чья команда выиграет. Как у вавилонян, звездочетов, были карты звездного неба, по которым, как они думали, можно определить судьбу человека или исход войны, так и сейчас гороскопы пользуются большим успехом.

В наш, казалось бы, просвещенный век христианской культуры все это процветает и продолжает существовать. Хотя Церковь, конечно, пытается бороться с двоеверием, разными суевериями. И в церковной среде часто такое процветает, к сожалению. Вроде бы благочестивая прихожанка: исповедуется, причащается, поет на клиросе, все посты соблюдает, а верит в переселение душ. И никак ее не переубедишь. «А чего мне, − говорит, − в раю делать? Я хочу еще пожить на земле». Я ей говорю: «Переселение душ − это безнравственное учение. Если человек не знает, за что он наказан или награжден, то в чем смысл его наказания или поощрения?»

− Смысл теряется абсолютно.

− Нет памяти о том, за что тебя поощрили или за что ты наказан. Это прежде всего безнравственное учение.

А пророки актуальны. Можно взять какой-нибудь текст, например пророка Осии, Иеремии, почитать − и будто не было этих двадцати семи веков.

 − Двадцать семь веков!

− Пройдет еще, может быть, двадцать семь или двести семьдесят веков, а может быть, Господь завтра придет − и закончится история, наступит Царство Божие. Мы этого не знаем. Но пророки актуальны всегда.

− Батюшка, спасибо Вам огромное за эту беседу. Спасибо, что просвещаете нас, делитесь своими знаниями, духовно образовываете зрителей телеканала «Союз».

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Наталья Богданова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать