Беседы с батюшкой. Священник Стахий Колотвин

7 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня у нас в гостях иерей Стахий Колотвин, настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Митине. Поздравляем Вас с началом Великого поста.

– Поститесь постом приятным.

А как поститься приятно?

– Надо с легкостью поститься. Если постишься через «не могу», с усилием, то пост вряд ли будет легкий и приятный. На самом деле пост приятный – когда ты радуешься, что что-то делаешь. Если юноша влюбился в девушку – ему приятно взять ее тяжелый рюкзак, понести его…

Отношение к посту – отношение невесты, которая потеряла своего жениха и не знает, вернется ли он обратно. Даже если вернется – сможет ли она с ним встретиться? Церковь – невеста Христова. Когда иудеи обвиняли Христа в том, что апостолы не постятся, Он говорил: отнимется у них жених, и тогда будут поститься. Во время поста мы признаем: увы, Господь, Который нас любит и постоянно хочет быть с нами, по нашим грехам отделен от нас нашей собственной злой волей.

Приятный путь поста – путь возвращения к Богу. Господь нас ждет, и ждет воскресший. Взглянешь, за Страстной седмицей – Пасха Христова уже сияет как солнышко, далеко на горизонте уже первые лучи перед рассветом появляются. Наш пост становится приятным, потому что мы идем ко Христу. И нам радостно, что мы можем приложить вполне определенные усилия; что нам не надо гадать, куда идти. Порой человек не знает, как правильно поступить; часто мы не знаем, как правильно поступить в нюансах; еще чаще уверены, что поступаем правильно, а на самом деле все делаем ужасно.

Пост – приятное время, потому что Церковь подсказывает некоторые апробированные на протяжении веков методы того, как приблизить свою душу к воскресшему Богу. Если мы будем воспринимать это не как усилия, а как приятные усилия ради любви, как золотой ключ, который повернешь – и откроется дверь в Царствие Небесное, то все пищевые ограничения, длинные молитвы и ограничения в развлечениях будут нам в радость.

Сейчас в храмах идет чтение Канона преподобного Андрея Критского. Удивительный канон, духовная поэзия. Расскажите, откуда этот канон, как он создавался и как правильно его понимать в настоящее время.

– Преподобный Андрей Критский – человек, который жил в самую страшную эпоху Византийской империи, если не считать эпоху ее окончательной гибели в XV веке, под ударами турок. Он жил в эпоху арабских завоеваний, когда древнейшие христианские территории (Святая Земля, Палестина, Египет) были под морем иноверных захватчиков. Тяжело. Они не только захватили Ближний Восток, но осаждали Константинополь. С другой стороны приходили авары, варвары, язычники, и христианский город, центр православного мира и город Вселенских Соборов, стоял под угрозой.

Кто такой Андрей Критский? Преподобный, святой человек, который не может выступить с военным заявлением, поучаствовать в военных действиях (что толку будет от ученого монаха на передовой?). Более того, он живет в стороне. Потом будет завоевание мусульманами Крита и отвоевывание его христианами, но пока что он спокойно живет в стороне, на острове. Арабы не научились строить флот, чтобы осаждать острова, и он беспокоится за тех, кто вдалеке.

Сейчас многие из нас тоже беспокоятся из-за того, что происходит в мире и на Русской земле. Конечно, все это вызывает некоторый трепет. По примеру Андрея Критского мы сейчас можем сказать: «Господи! Моя душа умеет трепетать, волноваться, переживать. Значит, я эту энергию переживаний направлю в мирное русло. Не буду стараться мир вокруг поменять, военные соединения передвинуть, политиков переубедить – нет, я направлю это внутрь для того, чтобы выиграть в главной битве, о которой апостол Павел говорит: наша битва не против плоти и крови, но… против духов злобы поднебесных.

Переживания Андрея Критского спустя полторы тысячи лет звучат так же искренне и каждый раз попадают в сердце потому, что, во-первых, и мы чувствуем внешние переживания, а во-вторых, мы тоже хоть немножко задумываемся о несовершенстве своей души. Где Андрей Критский находит для себя утешение? Конечно, в Священном Писании. Мы видим, что он, как и любой человек, живущий в новозаветную эпоху, отдает предпочтение Священному Писанию Нового Завета – Евангелию. Как розовый куст, чтобы укорениться еще глубже, пускает корни под поверхностью земли, а дерево, которое может пережить все бури, опутывает своими корнями скальную породу, так же и христианин на пути Великого поста, борьбы со страстями, преодоления своего беспокойства погружается в Ветхий Завет.

Иногда нам кажется, что Ветхий Завет мы, в принципе, знаем: что-то про пророка Моисея, Илию; были чудеса, огонь с небес сходил… Канон Андрея Критского – хорошая степень диагностики нашего знания Ветхого Завета. Как только услышал незнакомое или знакомое имя, но не понял, почему этот человек упомянут в таком контексте – значит, есть пробел в Ветхом Завете. Сегодня мы молились, читали Канон Андрея Критского, а вернулись домой – залезли в соцсети, зарылись в новости, пропаганду, фейки и потеряли весь постный настрой.

Вспомните, друзья, сегодня звучало так много имен, непривычных для слуха! Сейчас искать проще, чем тогда, когда надо было листать Библию: вбиваешь в адресную строку имя на слух, находишь его и прочитываешь отрывок из Библии, связанный с этим святым или (к чему Андрей Критский часто прибегает) грешным человеком. Он сделал грех, а преподобный Андрей Критский сравнивает: «Да, этот человек убил кого-то. Да, я преподобный монах, никого не убиваю, но не могу убить, удавить свои страсти. Я должен взять пример в убийстве, но взять для того, чтобы убивать свою страсть, попирать, сокрушать ее».

Если слабо знаешь Ветхий Завет – можно до конца поста разбираться. Когда хочется погрузиться в бурю страстей, думаешь: «Нет, я еще с Ветхим Заветом не разобрался. Не чтобы насквозь его прочитать, но чтобы понять ту молитву, которую слушаю в начале каждого Великого поста». Вечером остается мало времени, но, учитывая, что на фоне большевистских праздников нам в наследие остались выходные дни, можно разобраться. Ветхий Завет – книга очень жестокая. Очень жестокие моменты лучше не обсуждать с детьми, а более схематичные, героические моменты или отрицательные, но поучительные для ребенка как пример поведения можно разобрать в своем пересказе.

Священное Писание – основа основ. Тем более мы помним, что Ветхий Завет был до закона любви. Мы жаждем справедливости в мире, нам хочется, чтобы все было по справедливости, по правде: «Эти заслужили наказание, эти – награду». Мы начинаем всех судить. Для нас вдвойне полезно открыть Ветхий Завет: человечество до пришествия Христа жило по закону справедливости: око за око и зуб за зуб. Не выбивать два зуба за один – это было хоть что-то, но Господь в Новом Завете дает нам больше.

Канон Андрея Критского – очень длинное произведение. По уставу он читается не на первой седмице: это традиция Русской Православной Церкви, которая совершается от Камчатки до Карпат, а в Греции и Сербии мы увидим Канон Андрея Критского в середине Великого поста на замечательной службе стояния Марии Египетской.

– По уставу – на 5-й неделе Великого поста.

– Только тогда. Из богослужебной книги Постная Триодь канон разбивается на кусочки и читается за четыре дня. Проблема в том, что сейчас государственные выходные дни. Надо дойти до четвертого. Окончание не просто канона, а каждой его песни будет в четверг, и именно тогда мы больше всего увидим Новый Завет. Можно сказать, это некоторое разрешение: если ты пошел на первые дни Покаянного канона (суровый Ветхий Завет, страсти, прегрешения, убийство, блуд), то думаешь: «Я-то куда более праведный, чем все эти ветхозаветные персонажи. Куда мне стремиться?» В каждой песни человек тонет и отталкивается от дна, чтобы вынырнуть и вдохнуть свежий воздух полной грудью. Пусть он опять погрузится в бушующие волны, но у него есть запас дыхания, который продлевает жизнь.

В среду начинаются новозаветные отсылки, а в большей мере в четверг. В этом году в чем-то легче: два дня пошел на Канон Андрея Критского, отдохнув. Два дня после работы тяжелее: может, не оставайтесь на повечерие, чтобы положить поклоны, если совсем не осталось сил, но на сам канон ходите. Если плохо себя чувствуете – включите трансляцию по нашему телеканалу, в Интернете, следите с книжкой в руках дома. Дойдите до конца этого канона…

Нужно пройти эти четыре дня сейчас. У тех, кто их пройдет с Господом, будет опираться на Канон Андрея Критского, тревожность отойдет на второй план, убедитесь. Если на первом плане у нас всегда будет Царствие Небесное (как Господь сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам), путь к Царствию Небесному через Ветхий, Новый Заветы, то будет легче даже в мирском смысле.

– Православным во многом везет: у нас есть устав, которому мы следуем. Сейчас очень много времени можно посвятить молитве, к этому располагает Церковь. Насколько молитва простых прихожан важна в деле спасения не только души отдельного человека, но и судеб мира?

– У многих людей есть языческое отношение к священству: «Батюшка – шаман, у него есть возможность ударить в бубен, пообщаться с духами грозы и огня и решить духовные и материальные проблемы». Увы, это большой соблазн. Иной священник поддерживает ореол таинственности, сверхспособностей, но это – настоящая ересь.

Все мы объединены таинством Крещения и, уже рожденные в нем для жизни вечной, в таинстве Миропомазания соединяемся Духом Святым со всей Церковью. Мы теряем эту благодать, и через таинство Исповеди примиряемся с Духом Святым и воссоединяемся с Господом нашим Иисусом Христом.

Некоторые были вне таинства Брака. Преподобный Андрей Критский, например, не вступал в брак, он выбрал монашеский путь. Значит ли это, что он чем-то был обделен? Нет, мы почитаем его как великого святого и молимся его словами все первые дни поста. Так же и таинство Священства: не все к этому таинству приступают, но все ему сопричастны. Священство – таинство для всей Церкви. Любой человек, который принимает все остальные таинства (Исповеди, Крещения, Причастия), сопричастен ему.

Более того, здесь одно из показательных отличий между православием и католичеством. Католическому священнику (схематично) дана некая власть, а православный священник мыслится только как глава общины верных, сообщества молящихся. По нашим православным канонам священник не может служить Божественную литургию в одиночку именно потому, что он совершает служение не для себя, а для всей Церкви. Он может возглавить, направить молитву: Господь для этого и дал ему благодать священства.

Нужно понимать, что каждый имеет для Господа одинаковую ценность, Он каждого любит. Основной процент Церкви – миряне, не священники или епископы. Слабое, земное воинство Царя Небесного состоит в основном из мирян. Поэтому люди должны молиться, и об этом напоминает весь строй службы. Хор поет в храме как бы от лица мирян: священник молится, а хор (в церковных книгах он называется «лик», то есть – «предстоящие лица») отвечает «аминь», как бы подписываясь под этим. Адвокат выступил, а тот, кто пользуется его услугами, говорит: «Может, я ничего не понял из его ссылок на законы, но со всем согласен. Это мое слово, я подписываюсь под этим заявлением». Точно так же верующие люди: «Батюшка прочел молитву. Может, мы не очень разобрались, нам не хватает знания Священного Писания и богословия, но эта молитва и от нас тоже».

Возможно, именно поэтому Канон Андрея Критского так любим православным народом, так что, несмотря на рабочие дни, люди приходят усталые и молятся. Повечерие – вечерние молитвы, тот чин, который может совершаться без священника. Наши вечерние молитвы – аналог монашеского повечерия, просто чуть более поздний.

– Значит, можно после службы не читать молитвы?

– Конечно. Еще надо посмотреть, во сколько начинается служба. Во многих деревенских храмах повечерие читается в середине дня, и до вечера жизнь идет: скотину покормил, дом прибрал. Нужно закончить день и поблагодарить Господа. Но человек, который после работы пришел на Канон Андрея Критского, посмотрел Священное Писание и пообщался с женой и детьми, может смело ложиться спать, перекрестившись. Часто лукавый нас подлавливает: «Куда тебе идти в храм на Канон Андрея Критского, ты же устал... Придешь – еще молитвы вечерние читать…» Лучше прийти в храм, помолиться вместе со всеми (где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них), прийти домой и с чистой совестью ложиться спать, не засев в водоворот Интернета. Если завертелся, то это не значит, что нужно полночи там просидеть, а еще полночи молиться. Хоть кратко помолиться, сказать: «Господи, опять ошибся». И вернуться ко сну, чтобы на следующий день хорошо трудиться и молиться.

– Вопрос телезрительницы Людмилы: «Можно ли читать Покаянный канон дома в течение всего поста?»

– Конечно. В домашней молитве мы вообще ничем не ограничены. Общецерковный устав помогает нам, людям, у которых разные духовные потребности и молитвенный настрой, объединиться вокруг единого чинопоследования молитв. В домашних условиях мы соразмеряемся с домашней церковью: когда молимся вместе с детьми – молимся в зависимости от их сил, внимания; если привлекаем к молитве менее воцерковленного человека (понимая, что он, может, выстоял 12 часов у станка), можем прочитать две-три молитвы и отпустить его. Когда мы лично молимся, то выбираем, как нам удобнее общаться с Господом.

Малый покаянный канон – литургическое песнопение, которое вошло в домашнюю практику, это норма. Точно так же и Великий покаянный канон. Он великий не только потому, что поэтический, но и потому, что длинный. Если хочется обратить внимание на покаяние, недостоинство своей души и обтесать свою гордость, то в течение всего поста помимо привычных текстов вечерних молитв можно открывать кусочек этого канона и читать одну песнь. Одна песнь очень длинная, целиком это целое молитвенное последование. А если его прочитать с чувством и пониманием того, о чем молишься и каких грешников вспоминаешь, то это будет важное дело.

Я хотел бы предупредить: если есть склонность к унынию, самоедству (древо познается по плодам) и, читая Канон Андрея Критского, думаешь, какой ты грешник и вообще тебе  спасения нет, то канон лучше отложить и почитать что-то более бодрое.

– Планировать молитвенное правило, его содержание, объем можно самостоятельно или нужно обязательно идти к священнику? Кто-то говорит, что это надо обговаривать с духовником.

– Конечно, самостоятельно. Увы, священник может оказаться таким, который очень любит ориентировать кого-то по себе.

Или бывает наоборот: сформировал свое молитвенное правило, и кажется, уже поднимаешься на пять сантиметров от пола... И батюшка скажет: «Ну-ка, вернись на грешную землю, это лукавый тебя обманывает». Но это в экстренной ситуации, а так если что-то работает, если молишься, общаешься с Богом и тебя устраивает такой путь общения – замечательно. Молиться можно с помощью своего продуманного варианта правила, с опорой на какие-то тексты или, наоборот, отказавшись от них. Пока это работает, не меняй. Потому что лучшее – враг хорошего.

Вот сто лет назад у нас к власти пришли люди, которые сказали: «Мир плохой, в нем много недостатков – сейчас мы его разрушим и построим новый». Разрушить очень просто, что-то новое построить сложно. Если это можно отнести даже к нашему грешному, материальному миру, то уж куда все серьезнее с более тонкой, духовной материей, тем более с выстраиванием диалога с Самим Господом Богом. Поэтому если молиться получается хорошо – молитесь таким образом, которым получается.

– Почему литургия не совершается в будние дни постом?

– Говоря о посте, мы судим по себе. Самое грустное для нас: «Ой, где же мой бургер?» А на самом деле пост – это когда ты, по сути, лишен самого главного пира, пира духовного: лишен Божественной Евхаристии, Божественной Трапезы.

Мы, особенно те, кто живет в городах, воспринимаем как норму то, что в любой день можно найти храм, в котором служится литургия. Более того, в больших городах – Москве, Петербурге – можно еще и выбирать, в какой будний день в какой храм пойти. Это нас избаловывает. Мы начинаем относиться к литургии с некоторым недостатком благоговения, потому что понимаем, что можем причащаться хоть каждый день, просто не очень этого хотим. Даже порой в воскресенье нам лень вставать и идти в храм.

Но Господь произносит те слова про пост: отнимется у них жених, и тогда будут поститься. То, что Божественная литургия в эти дни не совершается, – как раз свидетельство нашего признания, что мы недостойны Небесного Жениха Христа, хотя, возможно, вычитываем каноны, какие-то правила, приносим привычный перечень грехов на исповедь. Мы все равно понимаем: мы несовершенны. И Господь как некую путеводную звезду, как руку, протянутую Петру в бушующем волнами Галилейском озере, дает нам литургию Преждеосвященных Даров. Дары остаются нам с воскресного дня, в который служится полная литургия. Воскресение Христово – это лучик надежды на протяжении всей нашей жизни, и мы никогда не чувствуем это так, как в дни Великого поста. Именно в воскресенье совершается Божественная литургия, остаются Преждеосвященные Дары, и мы можем в среду, пятницу приобщиться, можно сказать, этого воскресного дня и вспомнить о том, какое место на самом деле он занимает.

Прошло сто лет с большевистского переворота, сейчас даже девять из десяти православных скажут, что воскресенье – седьмой день недели. Хотя все читают Библию, знают, что Господь почил от дел в седьмой день, субботний. Итак, воскресенье – первый день недели.

Во вчерашний воскресный день священник освящал три агнца. Он молился, чтобы Дух Святой сошел на три просфоры и было три части Тела Христова: на эту воскресную литургию, на первую литургию Преждеосвященных Даров, которая будет служиться в среду, и на литургию Преждеосвященных Даров в пятницу.

Литургии Преждеосвященных Даров, кроме среды и пятницы, будут совершаться в дни полиелейных праздников: например, на следующей неделе во вторник в день Державной иконы Божией Матери, еще через неделю – в день сорока Севастийских мучеников.

– Тогда в воскресенье будет заготавливаться еще больше Даров.

– Да. И здесь тоже чувствуешь связь с воскресным днем, чувствуешь, что вся надежда нашего существования заключена в том, что Господь воскрес. Именно это мы вспоминаем в первый день каждой недели.

– А какое богослужение Великого поста – Ваше самое любимое?

– Я очень люблю Канон Андрея Критского. Бывает, он как-то приедается священникам, которые долго служат, но мне нет – прямо душа поет. Я люблю византийскую культуру: в подростковые годы я занимался византийским пением, пел в византийском хоре. Канон я читаю нараспев.

Еще я очень люблю Константинополь. И я примерно понимаю исторические реалии, в которых писался канон. Мы вот даже не обращаем внимания, а там – «Богородице, Град Твой сохрани». О чем пишет Андрей Критский? Мы-то думаем, что каждый здесь за свой город молится, но нет: Андрей Критский имел в виду не свой критский городок, он говорил про Град с большой буквы – Константинополь. Ведь если Константинополь Византийской империи не будет захвачен иноверными, империя возродится (в византийской истории недаром это столько раз было).

Через какие-то исторические переживания в каноне мы видим сюжеты Ветхого Завета. Наконец-то мы к нему возвращаемся: мы это делаем не так часто. Новый Завет мы обсуждаем: у нас, например, есть евангельская группа, мы каждую неделю разбираем Евангелие на приходе, у себя в соцсетях я веду трансляцию этих встреч. А ветхозаветные чтения появляются только Великим постом. Поэтому Канон Андрея Критского особенно ждешь.

Конечно, сейчас я жду и литургии Преждеосвященных Даров. Я очень люблю литургии Преждеосвященных Даров, совершаемые в уставное время. За последние десятилетия, даже столетие, мы привыкли, что литургию Преждеосвященных Даров, которая служится на вечерне, совершают с утра. Но все-таки я жду именно уставных служб. У нас она будет в пятницу вечером (в среду не получится: в среду мы совершим литургию Преждеосвященных Даров утром, т.к. вечером Покаянный канон) – при свете свечей, без электричества. Да, это мелочь, антураж, но все равно это как-то вдохновляет. И я вижу, что это вдохновляет не только меня. Если б я в одиночестве совершал эту службу, может, не испытывал бы таких трепетных чувств, потому что моя молитва слаба и без молитвы других моих прихожан мне тяжелее.

В эту пятницу и дальше по средам мы будем служить литургию Преждеосвященных Даров вечером. Это богослужение суровое, но как оно прекрасно, какое оно тихое, сколько людей… И даже не смущает, что дверь открывается-закрывается – люди добрались до дальнего района Митино, где находится наш строящийся храм. Кстати, можете сделать доброе дело Великим постом: заходите на сайт нашего храма «Крест над Москвой!», там написано, как помочь строительству.

Ты видишь, как люди собираются, приезжают в наш отдаленный район из офисов в центре Москвы, со своих предприятий. Каждый заходит в храм в свое время, но все застают Божественную литургию. И люди уже вернулись с работы, они не торопятся. Да, они усталые, но и литургия Преждеосвященных Даров – короткая служба. И вот она совершается. И удивительно, когда в будний день вечером столько причастников...

Если на приходе не очень пожилой батюшка, которому тяжело служить вечером, я всем это советую. Во многих московских храмах такие службы появились именно благодаря инициативе прихожан. Кто-то может сходить туда, где уставная литургия служится вечером, потом вернуться в свой храм и предложить, если там есть молодой священник: «Батюшка, давайте соберемся вечером после работы на такую службу. Мы придем, и я не только за себя говорю – я правда сейчас всех организую».

Порой такие простые вещи, как литургия на закате дня, нам помогают. Мы люди чувственные, зависим от своих чувств. Поэтому и какие-то мелкие вещи, как служба в сумраке, при свечах, должны нам помочь. И они действительно помогают. Это не духовность, это эмоциональность, но это тот эмоциональный фон, благодаря которому  уже можешь сделать следующий, настоящий духовный шаг.

– Батюшка, расскажите еще о каких-то фрагментах Канона Андрея Критского.

– Андрей Критский прежде всего мне нравится тем, что он может взять положительный пример у ветхозаветного грешника. Это просто ювелирный труд. Кажется, что про грешника можно сказать только: он согрешил, не бери с него пример, он плохой. А Андрей Критский, наоборот, показывает, что даже какой-то грех можно переосмыслить и поставить в пример в том, как побеждать другой грех (клин клином вышибается).

Вот мы вспоминаем, например, праотца Иакова, Лию и Рахиль, его жен, его 12 сыновей и любимую дщерь. Любимого сына Иакова Иосифа старшие братья предали из зависти, но предком Христа стал не Иосиф, а его старший брат Иуда. Это имя сейчас у нас грустно ассоциируется с апостолом Иудой Искариотом, а на тот момент оно было величавое. И вот мы видим, что в каноне вспоминаются грехи старших братьев Иосифа, которые отпали от первородства, о них говорится много (может, потому, что и братьев много). Но мы видим и то, что первородство до Иосифа все-таки не доходит, потому что среди его более старших братьев находится праведник.

Можно заметить, что даже совершенное убийство, преступление в каноне сравнивается с победой над страстями. Вот мы, люди грешные и недостойные, открываем Ветхий Завет, читаем, что там кто-то кого-то убил, думаем: «Вот это да, вот это грешный человек! И чему нас это научит?» А Андрей Критский, монах, отшельник, пустынник и при этом высокообразованный богослов и поэт, берет этот же сюжет и смотрит сквозь поверхностное понимание. Он говорит: «Видишь, с какой решимостью он убивал? Так и ты свою страсть убивай!»

Хотя я уже с детства слушаю Канон Андрея Критского (а особенно над ним стал задумываться, когда стал священником: когда начал читать сам и стараюсь донести смысл до окружающих людей), до сих пор каждый раз заново удивляюсь этому повороту – тому, как грех разрешается в добродетель. Почему это не просто поэтический момент? Нас окружает грех, и сатана предлагает нам с этим грехом вступать во взаимодействие: увидел грех – либо подражай, либо осуди. Это некий ложный выбор. А Господь говорит: «Нет, увидел грех – посочувствуй грешнику». Вспоминаем историю о том, как некто из святых отцов увидел куртизанку, женщину падшую, которая наводила на себя красоту косметикой. Святой поставил ее в пример, говоря: как она беспокоится о своем теле, о красоте, о нарядах, вот так бы и мы беспокоились о своей душе. То есть рассказы из святоотеческих патериков сразу встают перед глазами как пример того, что, видя грех, можно и не осудить, и не потакать ему, а, наоборот, вдохновиться на добродетель – какую-то другую, совсем не связанную с этим грехом.

Прочитав на этой неделе о смыслах Канона Андрея Критского, пусть каждый попробует так: зародилось в душе осуждение, дай-ка я этого человека оправдаю, дай-ка подумаю, как его усердие ко греху можно направить в мирное русло. Это как ядерная энергия: можно ядерную бомбу скинуть на японские города, а можно создать атомную электростанцию, где не будут сгорать ни нефть, ни газ.

Вдохновившись поэтическими образами Андрея Критского, как из греха взять пример добродетели, нужно постараться применить такой подход в жизни, а не просто этим восхититься.

– Прошу Вас обратиться к нашим телезрителям с наставлением и пожеланиями на грядущий пост.

– Дорогие друзья, этот Великий пост начинается у нас, возможно, в некотором смятении духовном из-за происходящих событий, но надо помнить: каждый год что-то будет. То были смятения из-за каких-то медицинских обстоятельств, то были смятения из-за экономических кризисов – всегда нас что-то будет сбивать в самом начале пути ко Христу. Однако мы можем перешагнуть через все эти препятствия. Перешагнуть очень просто, даже если вокруг тебя все рушится, потому что этот шаг – из страстного мира внутрь себя. Вспомним слова, которые говорит Господь: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Найдем сокровище в душе. А если там нет сокровищ, а, наоборот, гниль греха – накопим сокровища духовные через чтение Священного Писания, через молитвы. Тогда этот пост для нас правда будет постом приятным, и мы семимильными шагами пронесемся через него и будем праздновать Пасху Христову. Потом будем даже грустить, как же пост быстро пролетел, ждать, когда настанет следующий год и мы снова сможем возвратиться к великолепным великопостным богослужениям.

– Батюшка, спасибо Вам за этот эфир, за интересные примеры. Надеюсь, мы еще встретимся; может, разберем какую-нибудь службу или какой-то особенный текст – это очень интересно.

– Поститесь постом приятным!

Ведущий Сергей Платонов

Записали Софья Горбачева и Мария Иваровская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает духовник и старший священник Алексеевского женского ставропигиального монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать