Беседы с батюшкой. Протоиерей Алексий Марченко

2 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Сегодня у нас в гостях протоиерей Алексий Марченко, доктор церковной истории, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

– В начале февраля на Уральской земле в дистанционном режиме на платформе Zoom прошла X Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История». Она была посвящена памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Организаторы конференции: Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви, Екатеринбургская духовная семинария, а также другие духовные и светские учебные заведения. В форуме принимали участие преподаватели, аспиранты, магистры духовных и светских учебных заведений и, конечно, специалисты в области церковно-исторических и богословских дисциплин.

Батюшка, насколько я знаю, Вы не первый раз принимаете участие в этой конференции, но в качестве пленарного докладчика выступали впервые...

– Действительно, я постоянно участвую в этой конференции в различном формате, но в качестве профессора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, представителя этого учебного заведения Русской Православной Церкви, выступал впервые. Конференция замечательная! Она очень представительна по своему составу и отличается высоким научным уровнем. Это подтверждается тем, что заинтересованность к этому мероприятию сегодня проявляют ведущие духовные школы Православной Церкви: Санкт-Петербургская духовная академия, Московская духовная академия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Общецерковная аспирантура и докторантура. Насколько я могу судить из программы, на конференции много региональных исследователей из семинарий различных епархий Русской Православной Церкви и, как Вы совершенно справедливо отметили, представлена светская научная общественность, которая готова к сотрудничеству с Русской Православной Церковью в научной области.

– Батюшка, не буду скрывать радости от личного знакомства с Вами и что Вы нашли время в своем графике и посетили нашу студию в Екатеринбурге. Это уникальная возможность живого общения с Вами. Мне очень хотелось бы познакомить и наших зрителей с Вашей персоной, потому что Вы впервые на телеканале «Союз». Расскажите о своем пути. Вы же еще дважды доктор...

– Да, так складывалась моя жизнь. Знаете, если бы меня двадцать пять или тридцать лет назад, когда я был очень молод, спросили, как я стал священником и как мне удается сочетать священнослужение и научную деятельность, я бы не смог ответить на этот вопрос. Наверное, в этом заключается Промысл Божий о каждом из нас и обо мне в частности.

Я родился в 1970 году в Пермском крае (тогда Пермской области) в городе Красновишерске. Город известен своими алмазными приисками. Туда мои родители, учителя-музыканты, уехали по распределению. Затем родители перебрались в Пермь, и, можно сказать, мое детство и юность прошли в этом замечательном уральском городе. Затем был Свердловск, нынешний Екатеринбург. Город для меня также является родным, близким, потому что здесь я оканчивал Суворовское военное училище, затем продолжал учебу в Свердловском высшем военно-политическом танко-артиллерийском училище. К сожалению, этого учебного заведения сейчас уже нет. В общем, здесь прошла моя сознательная молодость.

– Мой отец окончил это училище.

– У меня много друзей в Екатеринбурге по военной линии, с которыми я всегда с большой любовью встречаюсь и общаюсь. Затем мне пришлось вернуться в родную Пермь, я стал студентом исторического факультета Пермского государственного университета, получил специальность историка. Вот таков был мой путь в историческую науку.

А дальше – начало девяностых: годы очень трудные, сложные, но невероятно стремительные, энергичные, когда многие молодые люди делали самые разные шаги на пути своей реализации. Уже на третьем курсе университета я стал посещать храм. Всем известно, что в советские времена исторический факультет был идеологическим, отчасти этот привкус сохранялся и в начале девяностых годов. Поэтому когда руководство факультета узнало, что я, будучи студентом-историком, посещаю храм, это вызвало настороженность и одновременно неподдельный интерес.

Мой приход в Церковь связан именно с музыкой. Родители мои по специальности музыканты, и с детства я был связан с музыкой, пел в разных хорах. Благодаря музыке я попал в храм Божий в качестве певчего архиерейского хора Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми. В то время епархию возглавлял архиепископ Пермский и Соликамский Афанасий. Я каждые субботу и воскресенье, в большие церковные праздники приходил в храм и с балкона, где находился архиерейский хор, наблюдал за служением владыки. Впоследствии мне посчастливилось более близко войти в общение с этим замечательным человеком, который сыграл решающую, поворотную роль в моей жизни.

Владыка как-то меня заприметил. Он вообще очень внимательно относился к молодежи, посещавшей тогда кафедральный собор. Мы стали с ним общаться. Владыка оказался на редкость общительным, очень образованным и деликатным человеком. Епархию он возглавлял в течение восемнадцати лет. Из его рук я впоследствии принял рукоположение в священный сан. Вот так балкон архиерейского хора стал для меня первой ступенькой к священнослужению.

Не хочу сказать, что я сразу возымел желание стать священником. Конечно, нет. Более того, когда я стал певчим архиерейского хора, я не был даже крещен. Когда регент хора Тамара Петровна Целебровская узнала о том, что я не имею благодати крещения, она сразу постаралась кардинально решить этот вопрос. Я не сопротивлялся. Крестил меня удивительный священник протоиерей Герман Бирилов, епархиальный секретарь, убеленный сединами старец, настоятель кафедрального собора. Всегда благоговейно вспоминаем отца Германа и я, и моя семья; и, наверное, все священнослужители Пермской епархии, знавшие его в период служения в епархии.

Дальше события развивались стремительно. Университет направил меня на стажировку в Московский государственный университет для подготовки кандидатской диссертации. Я занимался историей западных и южных славян. Тему своей работы я избрал такую: «Славянские монастыри на Святой Горе Афон в X–XII вв.». Диссертация писалась на стыке византологии и славяноведения. В те времена, в начале девяностых, такие темы не особенно приветствовались в диссертационных советах, и меня сразу предупредили, что определенный риск не защитить диссертацию на эту тему (именно потому, что тематика церковная) реально существует.

В Москве я познакомился с еще одним замечательным человеком – протоиереем Сергием Правдолюбовым, настоятелем храма Троицы в Троицком-Голенищеве, профессором Московской духовной академии. В этом храме и состоялось мое полноценное воцерковление. Отец Сергий – вдохновенный, очень искрений, любящий пастырь, которого знает вся Москва. Слава Богу, батюшка здравствует и до сегодняшнего дня несет свое церковное служение. Вместе с матушкой мы стали прихожанами этого храма, который был передан Русской Православной Церкви, и органично влились в процесс его возрождения.

Первая моя церковная должность после певчего архиерейского хора – послушание директора воскресной школы. Мы с матушкой создавали, можно сказать, с нуля воскресную школу. Детей было много, у прихожан было огромное желание приводить своих детей к вере, обучать их хотя бы в такой, доступной для них и для нас, форме. К этому служению добавилось еще и послушание певчего храма. И, наверное, я остался бы в Москве, если бы опять не владыка Афанасий. Однажды произошел совершенно курьезный случай, который изменил мою жизнь.

Владыка Афанасий приехал по делам в Патриархию. Завершив все свои дела, он отправился в один из открытых московских монастырей, чтобы там заночевать. Но по каким-то неведомым обстоятельствам в монастырскую гостиницу он попасть не смог. Зная мой телефон, он позвонил мне и спросил, можно ли переночевать у нас дома. Я сказал, что, конечно, можно. Мы жили тогда на съемной квартире возле храма на Мосфильмовской улице. Владыка приехал к нам... На следующее утро, прощаясь с нами, владыка строго на меня посмотрел и сказал: «Алеша, хватит тебе здесь болтаться. Приезжай, я тебя рукоположу».

Матушка в это время носила во чреве нашего старшего сына. Поскольку у нас в Москве не было своего жилья, прописки и было много вопросов, связанных с вынашиванием ребенка, обеспечением семьи (еще раз хочу напомнить, что годы были очень сложные, непростые), то, посовещавшись, мы решили согласиться на предложение владыки. К этому времени я уже был внутренне готов, чтобы сделать этот очень важный шаг.

Подчеркну, огромное влияние на меня оказал отец Сергий; в его лице я увидел замечательный пример священника, любимого своим приходом и способного зажигать светом Христовой веры сердца людей; и не только пожилых прихожан, но и молодежи, которой в храме было немало. Могу искренне сказать, что отец Сергий – мой духовный наставник, и его благословение было очень важным для меня.

Мы приехали в Пермь. Буквально через неделю супруга отправилась в роддом рожать нашего первого сына. Владыка Афанасий неожиданно сообщил о том, что меня рукоположат уже в ближайшее время. Это произошло в субботу Светлой седмицы в 1995 году. Я стал штатным диаконом Свято-Троицкого кафедрального собора, а через несколько месяцев – штатным священником.

Семь лет я прослужил в кафедральном соборе. Там был замечательный коллектив священников, у которых было чему поучиться. В соборе существовала сложившаяся школа пастырского служения: во главе – архиепископ Афанасий, настоятель собора отец Герман, другие известные маститые протоиереи. Например, отец Иоанн Патласов, начинавший свое служение в тяжелые хрущевские годы; отец Леонид Тукалов, протоиерей, ныне здравствующий, один из благочинных города Перми.

Затем у меня появилось еще одно послушание, связанное с занятиями по воинской службе. Однажды владыка Афанасий вызвал меня к себе и сказал: «К нам приезжает патриарх Алексий II (это был 1996 год, тогда состоялся первый визит первосвятителя в Пермскую епархию), он будет открывать православный храм в Военном институте ракетных войск стратегического назначения. Не знаю, кого мне назначить туда, когда он откроется, кроме тебя. Ты ж суворовец? Пойдешь туда служить?» Я ответил: «Пойду». На том и порешили.

Визит патриарха был действительно грандиозным, очень радостным событием. Алексий II посетил Свято-Троицкий кафедральный собор, воскресную школу при соборе, Белогорский монастырь. Но его появление в Военном институте ракетных войск стратегического назначения было явлением почти сверхъестественным. Армия – особый институт, особая структура, заповедная, охраняемая не только законодательно, но и всевозможными государственными структурами. Но в тот момент сближение армии и Церкви было жизненно необходимым. Времена были кризисные, и армия нуждалась в этой поддержке, проникнутой энтузиазмом, идеалистическими стремлениями. Священники, которые в этот период попадали в войска, несли свое служение, не получая никакой зарплаты. Институт военного духовенства, возрожденный в наши дни, тогда еще даже не мыслился. Священнослужители, которые так или иначе были связаны с армейской службой, нашли место работы и служения в различных воинских частях и военных институтах.

Ракетные войска были в авангарде этого почина благодаря личной позиции Маршала Российской Федерации Игоря Сергеева. Пермский военный институт ракетных войск стал одним из первых вузов, где появилась молельная комната, которая затем превратилась в маленький храм. Впоследствии нам удалось расширить и саму общину, и домовый храм. Община составляла порядка двухсот человек, состояла из военнослужащих, членов их семей и сотрудников этого замечательного военного учебного заведения. К сожалению, этого военного института сейчас уже нет, он прекратил свое существование в 2003 году из-за реформ в высшем военном образовании.

– А Суворовское училище?

– Суворовское училище в Свердловске я посещал, будучи уже священником, но никакой пастырской деятельности там я не осуществлял, просто был приглашенным на различные юбилеи как выпускник. Всегда радостно посетить альма-матер, встретиться с друзьями, с трепетом сердца войти в класс, где учился. О Суворовском училище можно рассказывать очень долго, это незабываемые годы суворовского братства, где нас учили не только защищать свое Отечество, но и по-настоящему любить военную службу, дорожить кадетской дружбой. Уверен, что каждый выпускник Суворовского училища разделяет мои слова. Это на всю жизнь! Там формируются и характер, и сама личность человека.

Прошло много лет, мои товарищи по училищу разлетелись по всей стране. Кто-то прошел через боевые действия, принимал участие в Чеченской войне, в трагических событиях в Грузии в начале девяностых годов. Кто-то служил на Дальнем Востоке, в Сибири. В общем, география самая разнообразная. Но когда мы встречаем друг друга, вспоминаем, какими были в пятнадцать лет, когда приехали туда и надели на себя алые погоны. Боюсь дальше об этом рассказывать, потому что наворачиваются слезы – настолько это дорого и трогательно...

– Вы стали окормлять военных ракетных войск. Что дальше?

– Дальше события развивались следующим образом. В 2002 году преставился ко Господу архиепископ Афанасий – и на Пермскую кафедру был назначен епископ Пермский и Соликамский Иринарх, который внес огромную лепту в возрождение епархиальной жизни. За семь лет управления епархией владыка, можно сказать, воссоздал всю систему церковного образования.

В 2008 году владыка вместе с ректором Пермского государственного университета профессором Владимиром Владимировичем Маланиным создал в Пермском университете кафедру теологии. Мне (тогда еще молодому священнику, но уже обладавшему некоторым опытом церковной жизни, пастырского служения) посчастливилось принимать участие в этих добрых делах, стать преподавателем духовного училища и возглавить кафедру теологии в Пермском государственном университете.

К сожалению, прекратил свою деятельность храм в Военном институте ракетных войск. Эти здания (в том числе и здания бывшей Пермской духовной семинарии) были проданы Министерством обороны частным структурам, и храм, к сожалению, нам не удалось сохранить. А меня владыка в это время назначил настоятелем уже другого храма, очень значимого для Перми, – церкви Всех святых на старом Егошихинском кладбище. Это очень крупный приход, большое хозяйство. Там мне пришлось познавать еще и другую науку – ответственность за организацию приходской жизни, реставрацию этого храма. Появилось много различных забот. Кроме того, владыка Иринарх благословил мне быть и городским благочинным, и председателем ревизионной комиссии епархии. Послушаний было много. Молодая энергия находила свой выход. Поэтому я всегда с большой любовью и благодарностью вспоминаю епископа Пермского и Соликамского Иринарха, который сегодня несет свое церковное служение в Москве в качестве председателя Синодального отдела по тюремному служению.

Каждая эпоха, каждый период управления того или иного архиерея имеют особые болевые точки. Не случайно говорят, что церковная история написана пером ее архипастырей, именами тех людей, под чьим омофором создается и организовывается церковная жизнь. Прошли годы управления владыки Иринарха, и его на Пермской кафедре сменил нынешний архипастырь – митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий, имеющий колоссальный опыт управления церковными структурами. Человек, способный увидеть все возможности и способности любого священника. Владыка нашел для меня в тот период новое послушание. Мне пришлось потрудиться под началом владыки Мефодия и в качестве первого проректора Пермской духовной семинарии, а затем я семь лет был директором Пермской православной классической гимназии.

В 2019 году, по благословению Святейшего Патриарха, я был командирован в Москву. И сегодня я по-прежнему являюсь клириком Пермской епархии, несу свое послушание в Общецерковной аспирантуре и докторантуре в качестве начальника отдела докторантуры, профессора и секретаря сразу трех диссертационных советов, существующих на базе нашего учебного заведения.

– Вы так интересно и по-настоящему живо, от души, рассказывали о моментах своего становления, но ни разу не упомянули о том, что все это время происходило написание сначала кандидатской, потом докторской диссертации. Никто ведь не снимал с Вас эту научную работу. Когда Вы успевали, помимо всего того, что перечислили (я уверен, что не обо всем рассказали), заниматься наукой?

– Это очень таинственный и почти чудесный процесс. Заниматься наукой для меня всегда было очень радостно. Это было не в тягость. Потому что мне еще на университетских подмостках очень хотелось стать ученым. Я еще не знал, что буду священником, но уже точно знал, что науку не оставлю никогда. И моим первым научным руководителем, определившим мою научную судьбу, была Анна Захаровна Нюркаева, доктор исторических наук, заведующая кафедрой древнего мира и средних веков нашего Пермского университета.

Я был у нее первым и, наверное, последним аспирантом. Когда я сказал, что собираюсь писать диссертацию, связанную с Церковью, она в первую очередь испугалась, нужно ли это делать, может быть, как-то по-другому назвать. Она всерьез опасалась, что члены диссертационного совета, не разделяющие идеалы Церкви, могут принять такое субъективное исследование. Но тем не менее ей пришлось смириться. И именно по ее инициативе я отправился в Москву для того, чтобы работать там в архиве и совершенствовать свою лингвистическую подготовку, необходимую для написания диссертации.

Я писал диссертацию в основном по ночам. Я уже стал священником (это был 1995 год). В 1997 году у меня уже было двое детей (два сына) плюс почти ежедневно службы в кафедральном соборе, потом еще в военном училище. Оставались только ночи. Но ночами я занимался написанием диссертации с таким упоением, что утром, конечно, заспанный, но чрезвычайно удовлетворенный тем, что делал, отправлялся совершать Божественную литургию. Это были два совместимых процесса.

Говорят, что занятие наукой и молитва – вещи настолько разные, что объединить их в единую систему невозможно. Я хочу возразить: можно. Это была моя вторая молитва. Может быть, еще и потому, что изучение средневековых источников, связанных с афонскими монастырями, давало мне дополнительную пищу и для познания церковной жизни: помогало сопоставить то, что было тогда, в средние века, с тем, что Церковь переживает в настоящий момент. Это развивало и аналитическое мышление, и эрудицию. В общем, я скажу так: я бы даже посоветовал людям, которые встают на поприще священнослужения, в обязательном порядке заниматься в той или иной степени научной деятельностью. Это обогащает.

– Я хочу пригласить Вас вновь посетить телеканал «Союз» для того, чтобы продолжить эти беседы. Это только первое наше знакомство с Вами в эфире.

– Я тоже очень благодарен Вам, что пригласили, дали возможность погрузиться в замечательные воспоминания жизни. Вы знаете, с годами мы все более трепетно относимся к тому, что с нами происходило. Потому что жизнь каждого человека озарена Промыслом Божиим. Мне как историку это особенно понятно. Ведь любой церковный историк (наверное, и серьезный светский историк) улавливает в историческом процессе таинственные действия Бога. Мы уже совершенно по-иному осмысливаем многие факты своей жизни и жизни тех замечательных людей, которые ее определяли и которые нас окружали.

Я открою сегодня маленькую тайну. Совсем недавно мы общались с владыкой Евгением, митрополитом Екатеринбургским, и обсуждали возможность реализации здесь, на Екатеринбургской земле, одного культурного музыкального проекта. Я сейчас пока не буду это конкретизировать, всему свое время. Но надеюсь приехать еще в Екатеринбург, в этот родной для меня город, чтобы поведать церковным людям о наших замечательных уральских святых языком поэзии и музыки.

– Я искренне надеюсь, что мы снимем передачу о том проекте, который Вы сейчас упомянули. Вы обязательно поделитесь, чем занимаетесь сейчас в научной среде, как проходит Ваша деятельность и организация работы в Общецерковной аспирантуре и докторантуре, расскажете нашим зрителям о своих научных интересах. Если посмотреть в Интернете, сколько там Ваших статей за эти десятилетия, – читать не перечитать. А сейчас хочу пожелать Вам здоровья, душевных и физических сил и всяческих свершений.

– А я желаю Екатеринбургской митрополии, своим собратьям по церковному служению и православным верующим этой епархии благословенных успехов на поприще каждого. Все мы несем свое послушание и служение сообразно благословению и нашим талантам. Особенно хочу поздравить Екатеринбургскую духовную семинарию – замечательное учебное заведение, одно из лучших в Русской Православной Церкви – с получением государственной аккредитации. Это итог многолетней системной и очень плодотворной работы всего профессорско-преподавательского коллектива и, конечно, тех архипастырей, которые эту семинарию взлелеяли на своих руках.

– И нынешнего ректора, иеромонаха Корнилия (Зайцева).

– Безусловно. К сожалению, я еще очень мало знаком с отцом Корнилием. Но он произвел на меня большое впечатление. Я об этом сказал владыке Евгению. Екатеринбургской семинарии повезло, что во главе ее стоит такой преданный Церкви человек, который без остатка способен отдаваться порученному делу.

Ведущий Тимофей Обухов

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать