Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

13 апреля 2022 г.

– На этой неделе мы отметили великий и радостный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Незадолго до окончания Великого поста прикоснулись к тайне Боговоплощения.

– Совершенно верно. Праздник Благовещения всегда в одну и ту же дату, относится к числу непереходящих великих двунадесятых Богородичных праздников. Дата была выбрана по очень простому принципу. Если мы в нашей благочестивой традиции отмечаем день Рождества Христова 7 января по новому стилю (25 декабря по так называемому старому церковному календарю), то по логике за 9 месяцев до этого должно вспоминаться событие, давшее начало жизни. И, между прочим, в древности этот праздник так и назывался – день зачатия Господа Иисуса Христа, потому что это великое и дивное событие произошло сразу после того, как Пречистая Владычица приняла весть, принесенную Ей Архангелом Гавриилом.

Поэтому 25 марта по церковному календарю (для нас привычней говорить 7 апреля) мы отмечаем этот праздник. И он может прийтись на абсолютно разные дни Великого поста, быть не только в его конце, но и в середине. Бывает, Благовещение выпадает на Страстную или даже на Светлую седмицу. И очень редко, но случается, что Благовещение выпадает на сам день Святой Пасхи. Такой день называется Кириопасха – Господня Пасха. В этот день совершается особое чинопоследование, отмечаются сразу два праздника: и Благовещение Пресвятой Богородицы, и Светлое Христово Воскресение.

Конечно, не каждый из нас может застать это великое и удивительное событие. Если мне не изменяет память, ближайшее такое совпадение произойдет в 2073 году. Будем надеяться, что кто-то из наших юных зрителей сможет его застать и вовремя вспомнить о том, что когда-то об этом узнал.

В этом году праздниками насыщена целая неделя. У нас на одну седмицу приходится чтение Канона Андрея Критского (все четыре части полностью прочитывают на утрене с особым чтением жития преподобной Марии Египетской), праздник Благовещения, о котором мы уже сказали, и Суббота Акафиста. В этот раз мы читали канон в понедельник вечером, накануне вторника, так как Благовещение выпало на привычный четверток канона, то есть четверг пятой седмицы Великого поста. И утро субботы, сегодняшний день, – это Похвала Пресвятой Богородицы. В пятницу вечером торжественно, ликующе Церковь воспевает Акафист – единственный известный по Типикону, богослужебному Уставу.

Многие акафисты, знакомые нам, – это уже человеческое творчество. Люди стараются через чтение акафиста прославить особо чтимого ими святого. Но в Типиконе прописан один акафист – Пресвятой Владычице Богородице, который поется с многократным припеванием кондака праздника Благовещения «Взбранной Воеводе победительная».

Вот такой у нас насыщенный праздниками период – передышка в посте.

– Батюшка, а почему Благовещение считается таким радостным праздником? Даже птиц выпускают на свободу. С чем это связано?

– Я, конечно, понимаю, что на наше празднование большей частью оказала влияние наступающая весна. Погода меняется; капель, солнечный яркий свет, голубое чистое небо определенным образом влияют в том числе и на настроение человека. И нет ничего удивительного в том, что и праздник окружен этим настроением, потому что это своего рода духовная весна. Почему мы радуемся весне? Потому, что уходит зима, а скоро настанет лето. И весна духовная для нас – это и праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, потому что Ветхий Завет покидает нас.

Все люди на земле очень долго ждали, когда же придет Спаситель мира. Евреи соревновались между собой, кто родит больше детей, наиболее достойно их воспитает, потому что надеялись, что Господь посетит великой честью именно их, именно в их семье родится Тот, Кто спасет не только весь Израиль, но и весь народ.

Но в этом была и отрицательная сторона. Мы помним о родителях Пресвятой Богородицы, Иоакиме и Анне. Люди, которые по каким-то причинам не могли родить детей, считались презренными. Считалось, что Господь не хочет рождаться у них, а значит, они что-то такое творят, что Господь не желает иметь с ними ничего общего. И многие девушки того времени, многие сверстницы будущей Пресвятой Владычицы Богородицы, не только живущие в Иерусалимском храме, но и уже вышедшие замуж, думали и мечтали: «Вот бы родить Того, Кто спасет всех».

А Пречистая Дева Мария рассуждала очень-очень скромно, как сохранило для нас Священное Предание: «Наверняка эту женщину будет кто-то окружать, вот бы ее увидеть! Вот бы ей чем-то послужить, помочь! Пока она беременна и ей тяжело – обувь завязать, может, что-то подать, руки с ногами омыть». Рассуждая таким особым, смиренным образом, Она даже предположить не могла, что Она станет Той, Кто принесет в мир самую главную радость.

И, конечно, в самом названии праздника Благовещения расшифровывается какой-то определенный посыл. Что такое «благая весть»? Это всегда радость для человека, надежда, какое-то облегчение. Это то, чем сразу хочется со всеми делиться. Недаром в древности гонцам с плохими новостями отрубали голову, а уж если гонец приносил хорошую, то его и наградить могли, и золотом осыпать. Радость всегда изливается из человека, выходит вовне. А для верующего наверняка нет большей радости, чем знать, что Господь исполняет данное людям обещание. Хотя Он мог этого не делать и вообще не был обязан давать какие-либо обетования. Но люди многих поколений держались за это обещание Господа, ожидая, что в мир действительно придет Тот, Кто сразу все изменит.

И нет ничего волнительнее, во многом трагичнее, чем эта новость. Потому что, принимая ее от Архангела Гавриила, Пречистая Матерь Божия не только принимает в Свою утробу Богомладенца, не только получает счастье материнства и человеческую радость о пришествии в мир Спасителя, но получает и муку. Об этом, как мы помним, Пречистой Матери Божией очень точно скажет старец Симеон: «Оружие пройдет душу Твою». И мы знаем и понимаем это.

Современной русской женщине тоже нелегко живется. Но если мы сравним свои беды и проблемы с тем, что пережила Матерь Божия, я думаю, мы поймем, какая чаша весов перевесит. И, кстати, это важно понимать любому христианину. К чему нас призывает праздник Благовещения? Да, мы радуемся, да, мы ликуем и осознаем, что Новый Завет уже наступил. Наступил тогда, когда родилась Сама Матерь – Пречистая Богородица. Но сейчас Она зачинает Своего Сына, Который является и Богом, и Человеком, Который пришел в мир из-за великой любви Бога Отца и готов каждого спасти: кто жил до Него, живет сейчас и будет жить после Него.

Есть еще очень важный момент, связанный с нашей духовной жизнью. В этом смысле Благовещение, очень часто приходящееся на пост, совпадает с постом по смыслу духовной работы над собой. Наша задача и очень простая, и очень сложная: повторить то же самое, что сделала Богородица, – принять внутрь себя Христа. Люди пытаются поддерживать друг друга в этом и обещают от этого невыразимые блага. Можно послушать бабушек, которые советуют крестить младенца. Они говорят: «Сходи, сходи, на ребенке крестик будет, он на него будет хорошо влиять, младенец будет спать лучше. Ангел-хранитель будет его защищать, можно будет причастить, ребенок будет меньше болеть». Вот такие лотерейные билеты.

Но любой церковный человек понимает, что вера – это не какой-то комфорт, не защита от неприятностей или сложностей. Принять Христа – значит принять и определенную муку. И это показывает даже сама церковная история. Что случилось с ближайшими учениками Иисуса Христа? Они все, кроме Иоанна Богослова, были умерщвлены.

Что случилось с первенствующей Иерусалимской Церковью, с этими первыми евреями, которые, возможно, после горячей и яркой проповеди апостола Петра на Пятидесятницу тут же приняли Святое Крещение? Не стало этой Церкви в том виде, в котором она была. Первые христиане – люди разных возрастов, разных интересов, разных культурных сред, разных национальностей – вынуждены были испытать очень серьезные, тяжелые гонения.

И, собственно, даже история нашей страны подтверждает это. Без малого 100 лет прошло, но это не такие огромные сроки в исторических рамках. Новомучеников и исповедников отделяют века от их предков, но суть остается той же. Приходя в церковь, они, в отличие от нас, каждый раз жертвовали всем, что у них было. Мы задумываемся, что сделать: домашними делами позаниматься или в церковь сходить? Пойти к родственникам в гости на день рождения или все-таки в храм заглянуть? Или, может, пойти не сейчас, а через две недельки – как раз праздник и хор покрасивее петь будет? Или в будни сходить, чтобы в толкотне не стоять? Мы позволяем себе такие рассуждения.

А тогда человек, приходя в церковь – древнюю катакомбу или Вознесенский собор в годы советского богоборческого режима, рисковал своим положением в обществе, своим имуществом, будущим своих детей (в зависимости от периода гонений). Зачастую рисковал даже собственной жизнью, потому что не стеснялся, не стыдился исповедовать Христа. Не важно, кого боялись люди, Нерона или Сталина, – это не так принципиально.

Нам кажется, что это немножко не про нас, – да это про каждого из нас. Ведь порой нам бывает стыдно перекреститься, когда мы проезжаем на общественном транспорте или проходим мимо храма. Нам трудно сказать, что мы верующие, если нас об этом спрашивают на работе. Мы стыдимся ответить, что идем в храм, когда нас спрашивают, куда мы отправляемся. Вместо этого очень вкрадчиво говорим: «По делам пойду».

– Батюшка, это, наверное, отголоски еще тех времен?

– Безусловно. Но именно в праздник Благовещения нам стоит задуматься об этом. О том, что Богородица действительно понимала и осознавала, какой серьезный шаг Она делает. Она могла отказаться от него, но не сделала этого из великого смирения и послушания. При этом Она могла бы сказать: «Я такая смиренная, такая недостойная, архангел, найди другую». И в нас это тоже часто играет, мы говорим: «Надо брать по силам. Если я знаю, что могу подвести, я не буду помогать, не рассчитывайте на меня».

Но Иисус Христос, Тот, Чье появление в этот мир мы сейчас празднуем, говорит совершенно иное. Он говорит о необходимости помогать другому, думать о ближнем больше, чем о себе. Сначала заботиться о нем, а потом уже о собственных потребностях. И об этом многим из нас, особенно активно участвующим в церковной жизни, очень важно задуматься. Важно иметь Пречистую Владычицу Богородицу примером веры, смирения и кротости, примером чистоты.

Поэтому мы и сталкиваемся с видимыми проявлениями этого праздника. Одежда священников, все облачение – синего цвета. Хотя, казалось бы, если говорить о чистоте, может, больше подходит белый или прозрачный? Мы говорим по-земному, чистоту понимаем по-своему.  А Церковь рассуждает очень мудро – о чистоте небесной. И синий цвет подчеркивает небесную синеву, напоминая об ангелах, которые тоже являются для нас примером чистоты и святости. Но Пречистая Матерь выше их, Она честнейшая херувим и славнейшая серафим.

Мы видим ликующую, радостную Церковь, слышим особые песнопения, посвященные Пресвятой Богородице, где Она не раз сравнивается с разными предметами. Хотя, казалось бы, человека не принято называть предметом: это обычно оскорбляет. Но у нас это почтение и великое титулование. Мы сравниваем Богородицу со свойствами предметов: называем Ее «золотым подсвечником», который является основанием для свечи; «священной стамной» – это сосуд, в котором хранилась и не портилась манна для еврейского народа.

Мы называем Ее «ковчегом», в котором хранились святыни иудейского народа, и «лестницей», вспоминая видение Иакова. Мы говорим о Богородице как о прозябшем жезле Аарона, говорим о Ее чистоте, высоте и кротости. Наша добрая древняя традиция – отпускать белых голубей, также связана с чистотой. Отпустить на свободу тварь Божию – это проявление милости, которое всегда было связано в истории нашей страны с большими церковными праздниками.

– Завтра Церковь чтит святую преподобную Марию Египетскую. Наверное, не случайно мы вспоминаем память этой святой незадолго до окончания Великого поста?

– Безусловно. К окончанию пятой седмицы, как правило, усталость уже такая накопилась, что человеку кажется – этот пост никогда не закончится, хотя уже мелькают впереди самые главные и значимые дни. Если человек регулярно работает над собой, особенно постом, он знает и понимает, что есть моменты, когда «заканчивается дыхание». Ведь когда мы бежим определенную дистанцию, то ближе к концу выдыхаемся, и нужно, чтобы открылось второе дыхание для последнего рывка.

Так и нас могут посетить мысли о том, что прошло больше месяца нашей упорной работы над собой, а мы особо не изменились. Даже если нам удалось искоренить какие-то маленькие грехи, наши страсти все равно продолжают нас бороть. Мы раз за разом натыкаемся на стену собственного эго и никак не можем преодолеть самих себя. Мы заведомо проигрываем сами себе. В этот момент при помощи дьявольского научения может появиться мысль, что, может быть, зря это все: «Терпите, принимайте меня таким, какой я есть. Я себя не переделаю. Значит, Бог меня не любит и не простит. Я не попаду в рай – значит, мне это не надо…»

И для обретения второго дыхания Святая Церковь предлагает нам посмотреть на пример человека, который точно не думал, что когда-то спасется, – на человека, первую половину жизни которого сложно предложить в качестве образца для подражания кому-либо из детей и подростков. Но на примере дна, которого достигает этот человек и от которого он должен оттолкнуться в стремлении к небу и чистоте, Церковь показывает нам образец того, что нам надо делать и каким образом проводить оставшееся время Великого поста.

В житии Марии Египетской, которое мы слышали во время чтения Великого покаянного канона святого Андрея Критского, сама преподобная матерь рассказывает о том, как она боролась со страстями, которые мучили ее первые годы пребывания в пустыни, как ей приходилось тяжело и несладко. Но как же радостно бывает человеку, когда он побеждает собственную гнусность и отрывается от этой земли! Как поднималась от земли преподобная Мария Египетская, так же и каждый из нас должен стремиться отрываться от этого порочного земного бытия и стремиться к миру чистому, горнему, вышнему.

Мария была девушкой, которая, к сожалению, очень рано покинула родительский дом. Как это бывает и в нынешнее время, она воспитывалась не в соответствии с культурными традициями и ценностями. В те времена увеселения и плотские вожделения царствовали так же, как и в наше время, поэтому юная девушка очень быстро поняла, что для нее удовольствие – это блуд.

Не каждый человек и сейчас может себе признаться в том, что он блудник. Обычно люди оправдывают себя определенными потребностями, большой влюбчивостью. Но у Марии не было таких проблем – она это четко для себя поняла и в житии рассказывает об этом встретившему ее старцу. Он повстречал ее в то время, когда считал себя самым просвещенным и достигшим высшего просветления человеком на земле.

Но Господь показал ему, что это не так и что есть люди, достигшие большей святости, нежели он. Выпытывая у Марии историю ее жизни, он с ужасом услышал о том, что она признавалась себе и ему в следующем: рассуждая о том, как бы получить больше плотского удовольствия, она сознательно не брала ни у кого мзду. При этом она была небогата, не имела никаких накоплений, часто голодала и должна была ходить в рваной одежде. Но при этом она рассуждала, что тогда и   большее количество людей доставит ей удовольствие. То есть она сознательно повергала всю свою жизнь, тело и душу в эту страшную мерзость.

Удивительный момент связан с милостью Божией, и он касается не только Марии, но и каждого из нас. Мы замечаем, что Господь тянет к нам руки, а мы от Его рук все время убегаем, потому что всегда находим предлоги, почему бы к Нему не пойти. Таким толчком для Марии был корабль, который она увидела. Он отправлялся с огромным количеством путников разных национальностей на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Марию мало волновали и сам праздник, и место его проведения. Увидев огромное количество молодых людей, она сразу прикинула, к чему это может привести, и попросилась на корабль, сразу честно заявив, что денег не имеет, и обозначила свою форму оплаты.   Оказавшись на корабле, она творила множество безобразий, пока не прибыла в порт. А после уже из любопытства и от нечего делать пошла вместе со всеми в храм, чтобы посмотреть и полюбопытствовать.

Когда человек чего-то не понимает, Господь использует те методы, которые выводят его из привычного мироощущения – иногда это бывают чудеса, иногда болезни или страдания. И тогда человек понимает, что шутки кончились. Нельзя все время делать так, как хочешь, – надо жить настоящей жизнью. Для Марии таким толчком было то, что она с толпой не смогла пробраться в храм. Она сначала думала, что она маленькая и крупные мужчины отталкивают ее, вся проблема в этом.

Но после нескольких попыток Мария поняла, что проблема не в толпе, – она даже не могла переступить порог храма! Максимум, что она могла сделать, – это приблизиться к притвору. И тогда прямо перед собой она увидела икону Пресвятой Богородицы. Взглянув на нее, Мария внезапно осознала, что, вероятно, все это происходит только потому, что она ведет такой образ жизни. Так часто бывает и с нами, когда мы испытываем страшное ощущение потери близкого человека или осознание собственного серьезного недуга (для каждого это своя причина), но вдруг шоры спадают, глаза открываются, и человек видит реальное положение дел.

Внезапно Марии так захотелось попасть в церковь и приложиться к Честному Кресту Христову, что она умудрилась рискнуть всем, только бы туда войти. Стоя перед иконой, она попросила Божию Матерь, как живую, о поручительстве перед Господом – Сыном Ее Иисусом Христом, чтобы умолить Его пустить ее в храм, а она за это обещала бросить все свои греховные занятия. Мало того, она обещала выполнить любое действие, которое послужит ее духовному совершенствованию.

Как наяву она услышала глас, что ей необходимо перейти через Иордан – и там, в пустыне, она найдет спасение. С большей уверенностью она вновь стала пробираться к храму, и уже никакая толпа не помешала ей. Оказавшись внутри, она приложилась к Честному Животворящему Древу, на котором висел наш Спаситель и Господь.

Когда мы чего-то хотим, то даем обещание Богу, а потом выставляем это так, будто забыли свои обещания или поменялись условия, – мол, тогда я был совсем другим человеком. Мария шла осознанно к исполнению обещанного. По пути ее остановили и дали три денежки. На них она купила хлеба и, найдя лодку, переправилась в пустыню.

Она абсолютно не представляла себе, как будет жить. Привыкшая к увеселениям, вкусной пище и питью, к общению и развлечениям, к плотским страстям, она осталась одна ­– юная девушка одна в пустыне, где нельзя встретить не то что человека, но даже животных. И Мария описывает свое поведение, – поведение  человека, который остался один на один со своими страстями. Она рассказывает простые житейские вещи:  ей хотелось вкусного вина, к которому привыкла, хотелось приготовленного мяса, хотелось напевать блудные песни, чтобы разжигать собственную плотскую страсть. Но она нашла способ борьбы с этим.

Спустя многие годы, когда уже хлеб закончился и одежда от зноя и пота истлела, в ней произошли не только физические, но и духовные изменения. Когда ее увидел старец Зосима, то перед ним стояла святая праведница и старица. Это была уже не прежняя молодая и грешная девушка – был абсолютно уникальный человек. Она была неграмотная, не умела ни читать, ни писать, но при этом знала Священное Писание, потому что Дух Святой наставлял ее. Для нее не было необходимости в чтении книг, поскольку она своей жизнью постигала Божественное откровение – не через написанные словеса, а через свои действия. 

Уже названное мною чудо с ее возвышением более чем на локоть от земли во время молитвы показывает то, что ее молитвы были не празднословными, а искренними, настоящими. Ее поведение и смирение показывают, что в пустыне она никогда не задумывалась над тем, какая она праведница и как хорошо спасется. Напротив, постоянно оплакивая свою греховную жизнь, она надеялась только на то, что по милости своей Господь спасет ее.

Взирая на удивительный пример преподобной матери нашей Марии Египетской, мы раз за разом примеряем ее жизнеописание на себя и можем понять, что какие бы страшные вещи мы ни допускали в прошлом, пока мы искренне хотим измениться, пока стремимся приступать к таинству Исповеди, к таинству Покаяния, принося к аналою наше искреннее желание быть с Богом, несмотря на нашу склонность ко греху, у нас все обязательно получится.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Великую благодать мы черпаем в эти дни в церкви из примера Марии Египетской, из чтения Священного Писания и понимаем важность и необходимость для нас  поста и молитвы. Остается немного времени для работы над собой, но это не повод отчаиваться и опускать руки. Это должно послужить приливу энергии, которая нас подвигнет к новым подвигам и свершениям.

Впереди последняя седмица Святой Четыредесятницы. Пора сходить на литургию Преждеосвященных Даров, на вечернее и утреннее великопостное богослужение. Нам стоит быть на празднике Лазаревой субботы, радуясь воскрешению Лазаря еще и потому, что мы должны стать свидетелями воскрешения наших душ. Будем стремиться к этому. Будем надеяться, что Господь по милости Своей и по молитвам преподобной Марии Египетской поможет нам в этом.

– Давайте с этими мыслями постараемся войти в последние недели Великого поста. Я благодарю Вас, отец Александр, за участие в программе.

Ведущая Инесса Титова

Записали Ксения Будченко и Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​