По святым местам. Село Успенка Пермского края - место подвига святого Трифона Вятского

11 мая 2022 г.

Поедем в село Успенка Пермского края - на место подвига святого Трифона Вятского. Узнаем, как угодник Божий жил в этих краях, увидим часовню, построенную на месте его келии, и источник преподобного. Узнаем о чудесах, которые происходят здесь с паломниками, приезжающими не только из России, но и из других стран.

Верхнечусовская Казанская Трифонова женская пустынь находится на Урале в 70 км от Перми. История обители начинается в 80–90-х годах прошлого века. Сначала здесь была богадельня, а позже возник монастырь. Небесный покровитель обители – преподобный Трифон Вятский. Святого Трифона Вятского очень почитают на Урале, ведь он прославил своими подвигами и эти места. Из Казанской Трифоновой пустыни отправимся в деревню Успенка, где жил преподобный. Чуть меньше 10 км отделяют Успенку от Верхнечусовской пустыни.

Инокиня Христина (Шевелева), насельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:

– Мы находимся на месте подвигов преподобного Трифона Вятского, чудотворца, который первую часть своей жизни провел в страннических подвигах, а здесь он прожил 9 лет. Преподобного мы славим, потому что он был апостолом нашего Пермского края, просвещал весь пермский народ. После Стефана Великопермского это был единственный масштабный подвижник, который обошел очень много мест в нашем крае.

Святой Трифон Вятский оказался здесь в XVI веке, одновременно с освоением этих земель Строгановыми.

Монахиня София (Шавлова), насельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:

– Строгановы очень быстро поняли, что этот молодой монах совсем не так прост, потому что о чем бы его ни просили, после его молитвы у них все получалось.

Святой Трифон (до монашества – Трофим) родился в семье Подвизаевых, он хотел стать иноком и отказывался от женитьбы. Чтобы начать монашескую жизнь, пришлось уйти из родного дома, скитаться. Так Трифон пришел в эти земли.

Монахиня София:

– Он был избранником с младых ногтей, как Сергий Радонежский. Происходил из архангельских земель, из благочестивой верующей семьи и тайно ушел из дома, чтобы жить ради Бога. Как сообщает его житие, он плыл на лодке по северным рекам, потом попал в Каму, потом в Чусовую и молился, чтобы Господь указал ему место для жизни.

Святой принял постриг в Пыскорском монастыре, но тяжело заболел. Пролежав 40 дней, юноша увидел старца в светлых ризах – это был Николай Чудотворец, который исцелил будущего святого. С тех пор, как читаем в житии, Трифон сам стал исцелять людей, изгонять злых духов. Слава о монахе полнилась, ему начали покровительствовать Строгановы, и тогда, уходя от земной славы, Трифон решает жить в уединении. Из Пыскора он уходит на 200 км, к Чусовским городкам.

Инокиня Христина:

– В этом месте, в то время еще не очень обжитом, Строгановы разрешили ему поселиться, хотя на этой горе народ не жил, здесь заготавливали дрова для строгановских солеварен. Вокруг очень много было языческих племен, преподобный Трифон обладал особым даром изгонять злых духов из людей, из мест и поселялся специально там, где росли языческие деревья для поклонения.

Монахиня София:

– Преподобный Трифон поселился в имении, которое было на пологом берегу Чусовой,  он поселился на противоположном, попросил у Строгановых разрешения поселиться там. В то время там было языческое капище, устраивались всякие песнопения, пляски, молились перед елкой, приносили жертвы. Молодого монаха убеждали, чтобы он не рисковал, не ходил туда, потому что место было страшное: те, кто там слышал всякие крики, потом заболевали духовно. А он все-таки туда пошел, срубил эти елки, поставил свой крест и келью.

Инокиня Христина:

– После него здесь остался его ученик монах Иоанн, который впоследствии стал настоятелем мужского монастыря – Успенской мужской пустыни.

Успенский монастырь упразднили в годы правления Екатерины II в XVIII веке, но, несмотря на это, духовная жизнь здесь осталась, церковь стала приходской, а уже в XIX столетии ее перестроили в каменную, и до нас дошел этот храм.

Инокиня Христина:

– Тем не менее верующие до сих пор чувствуют это благодатное место. Здесь есть источник преподобного Трифона, где люди получают исцеление, и мы очень надеемся, что здесь когда-либо возродится монастырь, потому что место святое. Нам рассказывали историю одного молодого человека, который прошел курсы по повышению коммуникабельности. Но мы думаем, что попал он на какие-то оккультные курсы, потому что после этого вообще перестал разговаривать. Раньше был веселым, подвижным, а потом его друзья заметили, что он вообще на контакт не выходит, стали думать, что с ним делать. Начали его возить по святым местам, попали сюда и поехали на источник святителя Трифона. С ними поехала одна из наших сестер, чтобы сопроводить до этого места. Вода холодная, бодрящая, все купались, но когда купался именно этот мужчина, он кричал каким-то нечеловеческим криком, все даже испугались. Когда же он вышел из источника, то сказал: «Ребята, я здоровый. Со мной что-то такое было, как будто пелена на глазах – ни разговаривать не могу, ничего не понимаю, а искупался в источнике, и сразу все мое восприятие мира вернулось». Мы поняли, что преподобный исцелил духовную болезнь этого человека.

Спускаясь к источнику, видим на другом берегу реки памятный знак – там находились Нижние Чусовские городки и стоял каменный храм Богоявления. Отсюда знаменитый атаман Ермак Тимофеевич двинулся со своей дружиной на покорение Сибири. Строгановы дали ему припасы и оружие, а также ратных людей.

Монахиня София:

– На месте, откуда Ермак со своим отрядом пошел в Сибирь, была мемориальная часовня-памятник. Она существовала буквально до наших дней, еще не так давно были живы люди, которые сами видели эту часовню и которые попытались препятствовать ее разрушению, но молодые активные комсомольцы все-таки ее уничтожили, хотя это было не культовое сооружение. Местные краеведы, когда еще работал местный металлургический завод, успели отлить огромную чугунную плиту с текстом о том, что отсюда начался поход Ермака. Эта плита сейчас стоит там.

В советские годы эта территория попала в зону затопления Камской ГЭС. Святого Трифона Вятского особо почитают не только здесь, но и в Кирове, раньше город назывался Вятка, а еще раньше, до 1780 года, – Хлынов. Так случилось, что покинуть пермские земли преподобному пришлось по воле Строгановых. Однажды, когда Трифон расчищал место под пашню, он поджег пни срубленных деревьев, но началась страшная буря, и пламя перекинулось на огромный запас бревен для солеварен Строгановых. За то, что преподобный случайно поджег дрова, на него надели оковы. Со временем ярость Строгановых прошла, но оставаться на прежнем месте Трифону не разрешили.

Инокиня Христина:

– Его гнали вообще отовсюду, его пытались убить язычники. Однажды к преподобному пришел помысел идти в город Хлынов. Там люди очень долго хотели построить монастырь, но строителя найти не могли, и они молились Богу, чтобы Господь послал им такого человека. И вдруг преподобному Трифону приходит такой помысел один раз, второй, третий. И преподобный, чтобы узнать, воля Божия это или какая-то прелесть, поехал к своему духовному наставнику, который его постригал в Пыскорском монастыре. Старец был духоносный и знал, что это воля Божия, и сказал преподобному: «Отправляйся, это твое место». Преподобный покинул наши места, после чего основал в Вятке монастырь, поэтому и прославлен как преподобный Трифон Вятский, но мы чтим его как апостола нашего края, считаем, что он много трудов положил здесь.

Сейчас в Кирове находится величественный Успенский монастырь, основанный Трифоном Вятским. Но и на Пермской земле помнят святого.

Инокиня Христина:

– Преподобный Трифон был молитвенником, который заложил здесь духовную жизнь: жил около девяти лет, трудился, молился, но после него здесь до сих пор сохранилось монашество и место считается святым – это самое главное.

Сейчас идет восстановление Успенского храма, процесс непростой, ведь сначала не было даже дореволюционной фотографии церкви.

Елена Николаевна Бубнова, прихожанка монастыря:

– В Успенском храме в то время настоятелем был игумен Кирилл (Климентьев), у него тоже была мечта восстановить храм в первоначальном виде. И он поделился, что старинных фотографий нет, а первоначальный вид надо как-то найти. Мне запало в сердце это, и я нашла стекла-негатив в архиве в частной коллекции семьи Оленковских, которые были из семьи священника Успенского храма, служившего здесь в 20-е годы XX века.

Здесь часто бывают паломники не только из разных уголков России, приезжают и из-за рубежа. В Успенке дежурят сестры, рассказывают пилигримам о святом Трифоне, знакомят с историей этих мест.

Игумения Ксения (Ощепкова), настоятельница Верхнечусовской Казанской Свято-Трифоновой женской пустыни:

– Место здесь особое, потому что в свое время Трифон Вятский изгонял бесов, и то место, где Успенка, он от нечистой силы очистил. Отец Николай тоже изгонял бесов, поэтому к нам приезжает много одержимых. У них тяжелая энергетика – приходится терпеть. Я один раз шла от храма до трапезной и слышу: «Ой, монашкам тут так легко жить, они только молятся». Я подумала: «Здесь такие внутренние скорби претерпеваем, что мирские люди это не перенесут». Мы не понесем их крест, они не понесут наш крест. Многие сюда приезжают, им становится легче. А бесы по нам колотят – это надо перенести, а без молитвы никак не сделать.

День памяти святого Трифона Вятского отмечается 20 октября, в Успенку на место его подвига приезжают гости. Середина осени на Урале сурова – кое-где уже выпал снег, облетели листья. Такая погода словно напоминание о непростой жизни подвижника веры, но в храме жарко натоплена печь, а белые стены напоминают о  свете и чистоте, что нес в себе святой. И угодник Божий оставил частичку этого света нам.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 06 июля: 07:45
  • Пятница, 08 июля: 23:45
  • Воскресенье, 10 июля: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Воскресенский монастырь в Чердыни был основан в прошлом году, но история женского монашества в городе началась гораздо раньше. Это уже третья по счету женская святая обитель, и сейчас инокини восстанавливают старинный Воскресенский собор XVIII века. В этом храме служили священномученики Александр Тетюев и Николай Конюхов, мощи которого, возможно, покоятся рядом с храмом, но пока не обретены.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​