По святым местам. Никольский храм в Ныробе

27 апреля 2022 г.

Никольский храм в Ныробе называют "явленным" по двум причинам: легенды приписывают церкви нерукотворное происхождение, а храм появился после обретения в этих краях иконы Николая Чудотворца. В церкви сохранилась фреска святого Христофора, где мученик изображен псоглавым. А рядом с храмом находится часовня, построенная над ямой, где 11 месяцев провел в заточении боярин Михаил Никитич - дядя будущего первого царя из династии Романовых.

Программа «По святым местам» приехала на самый север Пермского края – в поселок Ныроб. Место это стало известным в самом начале XVII века, когда сюда был сослан опальный боярин Михаил Романов. О месте заточения узника, а также о «явленном» Никольском храме наш рассказ.

Архиепископ Зосима, Соликамский и Чусовской:

– Я часто бываю в Ныробе, в этом историческом месте. Это было знаковое событие для истории нашего государства, для нашей монархии, которая, отпраздновав свои 300 лет, так трагически завершилась. Паломники бывают всегда, в любое время приезжайте – там будут автобусы, люди, которые молятся (есть действующая церковь). Само место, природа располагают… Наш мир прекрасен, но история очень трагичная.

Про Ныроб с горькой иронией говорят: «Здесь кончаются и география, и биография». Со всех сторон село окружает тайга, климат холодный, дождливый, солнечные дни редкость.

Юлия Викторовна Шенкоренко, краевед:

– Первое письменное упоминание о Ныробе относится к 1579 году. В летописи писец Яхонтов, проводя перепись, писал: «деревушка Ныробка на реке Колвы, 6 дворов, Еремка Бобыль, Сенька Дмитриев, Иван Конос». Чем они занимались? Охотой и рыболовством.

Так бы и жила крошечная деревенька среди густых лесов Урала, но в 1598 году умирает последний представитель династии Рюриковичей сын Ивана Грозного царь Федор Иоаннович, и на престол вступает Борис Годунов. Борис Годунов по рождению не имел прав на престол, но всеми силами старался сохранить власть, и Романовы представляли для него реальную угрозу.  Михаил Романов был родным дядей того, кто вскоре станет первым царем династии Романовых. С самых юных лет Михаил Романов отличался красотой, богатырским телосложением, он был добрым и благочестивым и казался новому царю настоящим соперником. Тогда Борис Годунов обвинил всех Романовых в заговоре и колдовстве и сослал их в далекие северные земли, но с Михаилом Романовым поступил наиболее сурово.

Юлия Викторовна Шенкоренко:

– Жители Ныробки услышали какой-то шум, ехал возок, наглухо заколоченный. «Уж не зверюшку ли везут?» Возок остановился у крайней избы, вышли незнакомые люди, из возка вывели могутного богатыря, закованного в цепи. Изумлению ныробцев не было предела: как живого человека заковать в цепи? Это и был Михаил Романов.

Стражники стали копать яму, дело было в сентябре, земля уже промерзла, поэтому углубление сделали на два метра. Туда и посадили несчастного боярина, закованного в цепи.

Юлия Викторовна Шенкоренко:

– Морозы достигали -45°, и трудно представить, как в таких условиях он находился в этой яме, но жители помогали. Эти трубочки и сегодня можно увидеть в огороде, мамы туда наливали молоко, квас, с обеих сторон можно было залепить мякишем хлеба, и ребятишки, бегая вокруг ямы, бросали эти трубочки узнику, а в ответ слышали слова молитвы и благодарности.

В сырой яме на земляном полу ныробский мученик, как его прозвали в народе, просидел долгие 11 месяцев, но говорят, что его стражнику, воеводе Тушину, дан был приказ: чем быстрее Романов в яме умрет, тем быстрее пристав вернется в Москву.

Юлия Викторовна Шенкоренко:

– Тушин решился на страшное – спустился в яму, задушил Романова, вылез и сказал: преставился. По другим данным, тот умер от голода и холода. Похоронили его здесь же, в Ныробе, в трехстах метрах от ямы, где он сидел. В 1606 году по приказу Бориса Годунова в Ныроб приехали из Москвы, выкопали тело и увезли в родовую усыпальницу Романовых в Москву, а цепи остались здесь, в Ныробе. Вот те самые цепи, в которые был закован боярин. Это ошейник, эта длинная цепь вела к ножным кандалам. Ручных кандалов нет, в книгах можно прочитать, что ручные не могли снять и вместе с телом увезли в Москву. Это фигурный замок, который был в области живота, был еще ключ, но он утерян. Все вместе это весило три пуда – почти 50 кг. Трудно представить, как в таких нечеловеческих условиях, да еще и в кандалах, столько времени жил Романов.

Ныробский страдалец не был забыт ни современниками, ни потомками. После воцарения Романовых жители Ныроба, помогавшие узнику, были освобождены от налогов. Позже сюда стали приезжать паломники, почитала боярина Михаила и царская семья, а через 300 лет последний государь из дома Романовых, император Николай Александрович, с супругой и детьми, а также другие представители династии тоже мученически закончат свои дни на Урале.

Архиепископ Зосима:

– История вся трагична, надо бы из истории брать лучшее и не делать ошибок, но, к сожалению, мы не делаем выводов. Та же яма, где страдал Михаил… Это же была православная держава, православные люди, поэтому такие вещи вызывают недоумение: как это могло быть, почему это случилось?! Но это случилось, человек страдал.

Над местом кончины Михаила Романова есть часовня, а рядом стоит величественный Никольский храм.

Жанна Борисовна Полякова, сотрудница храма:

– Первое упоминание о постройке храма появилось в XVI веке. Но кирпичное здание храма, где мы находимся, построили в 1704 году. Почему стало известно именно об этом храме, почему он был освящен в честь Николая Чудотворца? Как гласит легенда, когда-то ехали купцы по дороге и увидели: на пенечке стоит икона, горит свечка. Откуда это появилось, непонятно. Думали-думали, что делать, – увезли ее в Чердынь. В Чердынь увозят – опять слышны разговоры, что снова на пне горит свеча, стоит икона Николая Чудотворца, и опять она явилась именно в Ныробе. И тогда люди подумали, что надо построить храм и освятить его в честь Николая Чудотворца. Так наш храм и был освящен в честь этого святого.

Само возведение храма окутано легендами. 

Жанна Борисовна Полякова:

– Однажды приехали ниоткуда мастера. Что построят – все под землю уходит. Что за день построят – все опять уходит под землю. А однажды просыпаются жители (в то время деревни Ныробка) – стоит красавица-церковь. Ушли мастера, как и пришли, – никто не знает кто их нанял, откуда они появились. Вот такая красивая легенда.

Фасады храма украшены богатыми наличниками, крыльцо с висячей гирькой, многоярусные карнизы. Как, глядя на такую сказочную красоту, не придумать легенду о практически нерукотворном создании храма. Еще больше паломников может удивить фреска святого Христофора. Считалось, что при жизни мученик, будучи телом как человек, имел голову собаки.

Жанна Борисовна Полякова:

– Это был молодой человек очень красивый, его искушали женщины, и он у Господа попросил, чтобы Он ему изменил внешность. Таким образом, по одной из версий, он всю жизнь носил железную маску…

Святого очень почитали на Руси, создавали его иконы и фрески, но в мае 1722 года Святейший Синод запретил изображать святого с песьей главою.

Жанна Борисовна Полякова:

– У нас глубинка, пока до нас это дошло, уже успели мастера-художники нарисовать Христофора с собачьей головой. А почему эта фреска именно у нас в Ныробе? Потому, что у нас почитали Параскеву Пятницу как покровительницу домашнего очага у женщин, а у мужчин именно Христофор, ведь здесь занимались рыболовством, охотой, мужчины ходили в тайгу, жили только этим. Перед тем как идти на охоту, мужчины подходили к Христофору, заказывали батюшке молебен, служили и спокойно уходили охотиться и приходили с большой добычей. Именно поэтому у местных жителей особо почитается Христофор.

Роспись храма датируется самым началом XVIII века, и до наших дней дошло лишь несколько ее фрагментов. В советское время борцы с религией специально зачищали стены, чтобы уничтожить роспись, но фреска святого Христофора уцелела. Как говорят здесь, всего в России таких три, поэтому и туристы, и паломники едут в Ныроб, чтобы увидеть уникальную роспись. Два года назад итальянские специалисты делали экспертизу фресок.

Жанна Борисовна Полякова:

– Экспертизу делали лазерным оборудованием – это подлинные краски.

В советское время храм закрыли и здание использовали под разные нужды. Никольскую церковь в Ныробе вернули верующим в 1991 году. А вот где та самая «явленная» икона Николая Чудотворца, неизвестно; точнее, опять есть легенда.

Жанна Борисовна Полякова:

– «Явленная» икона Николая Чудотворца, по одной из версий, находится в Москве на реставрации, но что попадает в Москву, там так и остается. По другой версии, якобы икон было две, одна замурована в стену в городе Чердыни в Воскресенском соборе, потому что, по легенде, с одной иконой ходили в город Чердынь на крестные ходы, а другая оставалась здесь. Нигде в архивах и в Москве, и в Перми научных источников нет, только легенды. Но когда приезжают к нам в храм, я говорю: у нас нет золота, нет такого богатства, убранства, но у нас есть самое главное – Божия благодать. И если раньше Николушка с нами был духовно, то сейчас у нас есть икона Николая Чудотворца с мощевиком – Николушка у нас и телесно, и духовно. Паломники видят эту старину, могут прикоснуться к этим историческим памятным датам.

На протяжении нескольких столетий люди шли в Ныроб, чтобы поклониться Николаю Чудотворцу, а также почтить память Михаила Романова, и сейчас, как и в давние времена, сюда снова потянулись люди, чтобы прикоснуться к святым местам, прикоснуться к прошлому.

Юлия Викторовна Шенкоренко:

  Северный ветер суров, все вспоминает впервые:

Те шесть крестьянских дворов. Ныробка их величали.

Это не сказка, не сон, но через тьму вековую

Грозных цепей перезвон в даль обратился лесную.

 

И сейчас приходят, приезжают сюда ежегодно тысячи туристов. Смотришь и думаешь: когда твоя горячая ладонь прикоснется к холодным цепям, ты вдруг почувствуешь в своем сердце какое-то новое чувство – это чувство сострадания к тому, кто принял мученическую смерть в этих местах.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 06 июля: 07:45
  • Пятница, 08 июля: 23:45
  • Воскресенье, 10 июля: 12:45

Анонс ближайшего выпуска

Воскресенский монастырь в Чердыни был основан в прошлом году, но история женского монашества в городе началась гораздо раньше. Это уже третья по счету женская святая обитель, и сейчас инокини восстанавливают старинный Воскресенский собор XVIII века. В этом храме служили священномученики Александр Тетюев и Николай Конюхов, мощи которого, возможно, покоятся рядом с храмом, но пока не обретены.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​