Беседы с батюшкой. Праведный Симеон Верхотурский. Протоиерей Петр Мангилев

25 мая 2022 г.

В гостях – проректор по научной работе Екатеринбургской духовной семинарии, настоятель прихода святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Уралмаше в городе Екатеринбурге протоиерей Петр Мангилев.

– Мы общаемся в день памяти второго обретения святых мощей праведного Симеона Верхотурского, поэтому предлагаю посвятить сегодняшнюю встречу этому святому, которого знает, наверное, каждый православный человек.

Год 2022-й является по праву годом юбилейных дат, связанных со святым праведным Симеоном. В этом году исполняется 330 лет со дня обретения его мощей и 30 лет со дня перенесения его мощей из Екатеринбурга в Верхотурье. Расскажите о житии святого Симеона. Насколько мне известно, его жизнеописаний много.

– Жизнеописаний много, но, собственно, все рассказы о нем, все житийные тексты восходят в основе своей к житию «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святого и праведного Симеона, нового сибирского чудотворца». Этот литературный памятник был составлен в конце XVII столетия митрополитом Сибирским и Тобольским Игнатием (Римским-Корсаковым).

Тогда Верхотурье входило в состав огромной Сибирской епархии. В 1692 году было освидетельствование мощей святого праведного Симеона Верхотурского: гроб вышел из земли, мощи проявили себя, и к ним началось паломничество. Представитель Тобольского архиерейского дома священник Матфей освидетельствовал эти мощи.

В 1694 году митрополит Игнатий совершал важную, значимую поездку по епархии. Сами понимаете, XVII столетие, огромная Сибирская епархия, и архиерей далеко не всегда мог посетить все приходы. Поэтому такая поездка по приходам епархии была большим событием. Митрополит Игнатий ехал через Тюмень, Туринск, дальше через Пелым в Верхотурье, потом в Ирбит и возвращался в Тобольск. Эта поездка заняла тогда несколько месяцев (он выехал из Тобольска в конце ноября и вернулся обратно в конце февраля – начале марта).

Во время этой поездки он заехал в село Меркушино, где около церкви во имя Архангела Михаила и находился вышедший из земли гроб с останками (мощами) святого праведного Симеона. Он отслужил литургию в храме Архистратига Божия Михаила, проповедовал и потом освидетельствовал мощи.

Надо сказать, что митрополит Игнатий был известным специалистом по канонизации (он был на разных должностях, был приближен к патриарху Иоакиму и выполнял целый ряд важных поручений, когда был архимандритом) и имел намерение очень строго испытывать мощи. Потому что там, где есть чудеса и подлинные мощи, иногда возникает соблазн ложных чудес и ложных мощей. И одна из задач церковной власти – отличить одно от другого, чтобы не было какого-то соблазна для людей. Первоначальное настроение митрополита Игнатия было примерно таким.

Он вышел к мощам, отслужил литию, осмотрел, освидетельствовал мощи и, как он сам пишет, находился на протяжении длительного времени в некотором сомнении. Тем более ситуация была такая, что он не мог собрать достоверных сведений о почившем праведнике. Понятно, что на архиерейскую службу собрались местные жители, и он опрашивал местных жителей. Один из них, старец Афанасий, преклонного возраста человек, вспомнил, что у этой церкви был похоронен человек, который много содействовал строительству церкви. И сообщил какие-то первоначальные сведения о праведном Симеоне. Но имени этого человека (праведного Симеона) Афанасий не помнил.

Виктор Иванович Байдин, уральский историк, занимаясь конкретными деталями, связанными с житием святого праведного Симеона, установил, что фамилия этого Афанасия была Чашегоров; и было ему в то время около 70 лет. То есть он действительно был свидетелем событий, которые приходились на середину XVII столетия.

Сведения, которые сообщил Афанасий, были краткими, имя святого оставалось неизвестным. Митрополит благословил совершать панихиды у гроба и отправился в Верхотурье. От Меркушино до Верхотурья было примерно пятьдесят верст, на лошадях это довольно длинный путь, который зимой совершался по реке Туре, потому что так было удобнее ехать. Зимняя дорога, унылость зимнего пейзажа и усталость привели к тому, что святитель задремал. И было ему сонное видение, что обстоит его народ, и толпа с одной стороны говорит: «Симеоном его звали». Толпа с другой стороны говорит: «Симеоном его звали, Симеоном». И с третьей стороны толпа говорит: «Сенькой его звали, Сенькой». От этих слов, как пишет сам святитель Игнатий, он как бы усмехнулся во сне и пробудился. Потом он напишет свои размышления, что звали его Симеоном, а Сенькой могли называть в просторечье, родители могли так называть святого в детстве.

Святитель Игнатий собрал эти первые сведения о праведном Симеоне, свои впечатления, свидетельства первых чудес и написал эту повесть. Краткая выдержка из нее попала в «Сибирские летописи», а полный текст повести оказался в Верхотурье в библиотеке Тобольского архиерейского дома и послужил основой для жития святого. Все следующие редакции жития, уже осовремененные, восходят непосредственно к этой повести, которая сообщает очень немногочисленные детали из жития праведного Симеона.

Потом что-то дополнялось из преданий, что-то о чудесах. Внешний облик праведного Симеона тоже восстанавливался исходя из тех сонных видений, что были явлены людям, которым святой благодетельствовал. Подробное описание внешности сохранилось в житии, в самой ранней его редакции.

Собственно, то, что мы называем его житием, житием как таковым не является. Само название говорит, что это повесть о явлении мощей, где сообщаются некоторые детали жития. Но подробного жития в классическом виде, как оно должно быть, здесь изначально не было. Отдельные детали были сообщены жителями села Меркушино, что-то было собрано и восстановлено уже потом по каким-то преданиям, представлениям. И все эти сведения о праведном Симеоне, которые были собраны и восстановлены, – предельно краткие. Житийные тексты о праведном Симеоне достаточно большие, но они велики за счет многих и многих чудес, которые сотворил праведный Симеон. Потому что паломничества к нему начались практически сразу и были на протяжении XVIII столетия, в XIX столетии, совершаются и сейчас. И новые записи чудес тоже обильны.

Но если высвечивать непосредственно саму житийную канву, она невелика. Даже даты жизни праведного Симеона и его возраст установлены очень примерно исходя из кратких описаний жития, но все это условные и расчетные даты. С определенностью можно говорить о том, что жизнь праведного Симеона приходится на первую половину XVII столетия, и прожил он не так долго – около тридцати лет. Но для того времени это достаточно солидный возраст зрелости, возраст сложившегося человека.

Еще известно, что праведный Симеон имел дворянское происхождение. Видимо, он был из такой семьи (как можно предполагать), которая попала в жернова Смутного времени (потому что начало XVII столетия – это Смутное время). И каким-то образом святой оказался в Сибири. Ведь довольно много дворян тогда было на службе. Были дворяне, которые поднимались высоко, были дворяне среднего уровня и очень бедные, которые служили где-то. Обычно, когда мы говорим о дворянах, подразумеваем какую-то особую достаточность, но далеко не всегда так было. Была и служба, и несение каких-то обязанностей перед государством.

Итак, праведный Симеон попадает в Сибирь и, как сообщают житийные тексты, занимается тем, что шьет шубы с нашивками. То есть это достаточно дорогое изделие, которое требует искусства и мастерства. Но он специально делает недошитые шубы, оставляет хозяину ту работу, которую тот сможет сделать сам. Это дает возможность хозяину не рассчитываться со святым в полной мере, и иногда святой принимает поношения за свой труд, хорошо и качественно сделанный, но немного недоделанный. Еще святой занимался ловлей рыбы. Житийные тексты указывают на его молитвенность, что он радел о строительстве церкви в Меркушино. И похоронен он был близ церкви потому, что много трудился ради этой церкви. Собственно, вот все основные детали, которые нам известны о его жизни.

Сергей Владимирович Бахрушин, выдающийся отечественный историк, специалист по русскому Средневековью, в частности по истории Сибири, высказал предположение, что праведный Симеон принадлежал к разряду так называемых гулящих людей. Сейчас выражение «гулящий человек» накладывает какой-то негативный отпечаток на биографию и репутацию человека. Но тогда это была социальная категория вроде сегодняшнего индивидуального предпринимателя. Гулящий – потому, что не приписан к определенной крестьянской общине и не платит податей, которые платит община.

Надо сказать, что эти гулящие люди могли быть достаточно обеспеченными. Исходя из этого предположения историка Бахрушина праведный Симеон, если бы получал за свой труд столько, сколько мог получать, мог быть достаточно обеспеченным человеком и иметь достаток больший, чем средний крестьянский. Вот это предположение Бахрушина позволяет нам подумать о характере подвига праведного Симеона.

Здесь следует сделать отступление и сказать, что житию как жанру христианской литературы часто не совсем свойственна биографическая подробность; она может присутствовать, но житие – это не биография. Все-таки биография стремится к каким-то важным деталям внешней жизни человека: когда родился, окончил учебное заведение, какую занимал должность, чем награжден, когда умер. Житие все-таки сосредоточено на духовной биографии, так скажем. Житие отмечает детали, которые важны, чтобы увидеть, как человек совершал спасение. Деталь, не важная для биографии, может оказаться важной для жития. И наоборот: то, что важно для биографии, для жития может быть совершенно не таким важным моментом.

То есть житие показывает именно то, как созидалась святость человека. Например, икона – это не просто портрет или фотография человека. Икона – все-таки портрет преображенного человека, и задача иконы – отражать именно это. Житие в определенном смысле может быть уподоблено словесной иконе. Поэтому, читая житийный текст о праведном Симеоне, мы должны смотреть именно на те малые детали, которые могут показать подвиг святого праведного Симеона.

Представьте Сибирь XVII столетия. Сибирь – это огромный край, который был присоединен к Российскому государству только в конце XVI столетия, в последние годы царствования Ивана Грозного. Это был малонаселенный край, куда пришла российская администрация, куда переселяются крестьяне, двигаясь в основном с Русского Севера и осваивая новые земли, куда бегут крестьяне от помещичьего гнета (значит, это люди не самого гладкого характера, часто конфликтные) и куда правительство ссылает людей. В конце XVII столетия, например, царь Федор Алексеевич издает специальный указ за совершение тяжелых преступлений преступников отсылать в Сибирь на пашню. То есть люди совершали преступление где-то в Центральной России, но вместо тех наказаний, которые были положены, их отсылали в Сибирь. Но надо отметить, что эта политика была не только при Федоре Алексеевиче, но и раньше.

Соответственно, можно представить, как формируется первоначальное сибирское общество. Нравственный облик этого общества немного отличается от облика Центральной России в сторону большей суровости, если говорить мягкими словами.

Мы можем задаться вопросом о том, что праведный Симеон никаких героических деяний не совершает, он шьет шубы и ловит рыбу. Но если посмотреть на все вышесказанные обстоятельства, он пытается быть христианином и соблюдать евангельские заповеди в этом нехристианском обществе. Общество по названию было христианским, но во многом далеким от тех идеалов, которые проповедуются Евангелием. И свидетельство о евангельской истине своей жизнью, свидетельство о вере – уже само по себе подвиг.

Давайте порассуждаем. Все мы трудимся, заняты какими-то делами и хотим, чтобы наш труд был адекватно оценен. Если вдруг мы видим какое-то ущемление оценки нашего труда, мы, как нам кажется, вполне справедливо гневаемся и возмущаемся. Хотя, может быть, нам были сделаны вполне справедливые нарекания.

Праведный Симеон, делая шубы, намеренно делает так, чтобы не принимать воздаяние за тот труд, который он совершил, и более того – принимает поношения за труд. То есть он изначально отказывается от похвалы и платы, и это добровольный отказ. Насколько мы можем это понести?

Конечно, он человек большой святости, и Господь его прославил. Случайно такого не бывает. Праведный Симеон мог остаться в забвении, но он сейчас почитаем. И это нам урок и наставление. Посмотрим на одну из причин популярности праведного Симеона в сегодняшнее время. Ведь канонизация совершается для того, чтобы мы, взирая на образы святых, совершали свое спасение. Бог Своих святых знает, Ему праведный Симеон был известен и до прославления. Прославлял Он его для того, чтобы явить его жителям Сибири XVII столетия и нам. Сейчас это один из самых значимых уральских святых; значит, он явлен для нашего назидания.

Мы живем в обществе, которое часто отвергает евангельскую мораль, евангельскую нравственность. И праведный Симеон дается нам как пример: мы, может быть, желаем героического христианского подвижничества, но он нам показывает, что поле нашего подвижничества на самом деле большое. И когда мы пытаемся быть христианами в домашнем быту, с нашими ближними – это тоже подвиг. И праведный Симеон здесь нам пример и поддержка, если говорить о житии и смысле житийного текста.

– Стоит отметить (и Вы об этом уже сказали), что жизнью святого Симеона интересуются не только церковные люди, но и историки, в том числе историки Екатеринбурга. В частности, Виктор Иванович Байдин, о котором мы уже упомянули, попытался установить личность святого Симеона и утверждает, что Семейка Пинежанин  и есть святой Симеон. Что можно сказать об этом?

– Эта гипотеза может быть верной, а может быть неверной. Это предположение, которое, наверно, останется предположением.

Желание установить точность вполне обосновано. Это интересно. Байдин опирался на предположения Сергея Владимировича Бахрушина. Надо сказать, что для XVII столетия уже с большой долей вероятности можно устанавливать людей, живших на территории Российского государства. Если они стали взрослыми, то в какие-то документы попали, потому что учет и перепись населения были и в XVII столетии, тем более в XVIII столетии.

Само по себе предположение, что праведный Симеон попал в какие-то делопроизводственные документы по Сибири XVII столетия, вполне основательно. Отождествление его с той или иной личностью имеет долю вероятности, но она никогда не будет стопроцентной, как представляется. Отождествление сложно еще по той причине, что в разных документах могут даваться немного разные имена, разные их формы. Если сейчас документация ведется в соответствии с паспортом и мы можем в разных документах по делопроизводству, встречая эти данные, находить то или иное лицо, то в то время один и тот же человек в разных документах мог быть записан по-разному. В одном случае могло быть какое-то прозвание по отцу, в другом случае – прозвище, которое принято. И форма имени могла быть и одна, и другая, иногда измененная просто до неузнаваемости. Порой по какому-то прозвищу человек мог быть записан. Всякое бывало.

Поэтому в данном случае все попытки установить детали биографии праведного Симеона похвальны и вызывают уважение. Но они, как мне представляется, скорее будут в рамках гипотезы, чем стопроцентно доказанного материала. Большую долю вероятности имеют находки Виктора Ивановича Байдина, которые касаются жителей села Меркушино на момент визита митрополита Сибирского Игнатия (Римского-Корсакова). Там уже конкретно названы имена митрополитом Игнатием, имеются документы, которые на конец XVII столетия перечисляют жителей села. Примерно подходящий по возрасту Афанасий устанавливается из этих документов с фамилией. Понятно, что доля вероятности и здесь остается, но в данном случае она гораздо выше.

– Что можно сказать о процедуре канонизации? Вы тоже об этом начали говорить. Недавно я услышал такой упрек от историка, что процедуры канонизации святых мощей Симеона Верхотурского как таковой не было. Но ведь это ошибка, если я правильно понимаю. Потому что такой процедуры канонизации, какая она сейчас, в то время не было.

– Да, я тоже неоднократно слышал о том, что святой праведный Симеон не канонизирован по формально правильному порядку. Но это действительно заблуждение. Его прославление состоялось в конце XVII столетия. Для конца XVII столетия  и начала XVIII была вполне обычная процедура прославления для местного почитания в епархии решением местного правящего архиерея. И в данном случае действия митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) вполне могут быть обозначены как канонизация. Как свидетельствует житие, он завещал служить по праведному Симеону панихиды. Хотя панихида – это первая ступенька. Мы сейчас это плохо понимаем из-за заурядности панихид. По блаженной Ксении, например, долго служились панихиды, потом состоялось прославление. Но в личных вещах митрополита Игнатия (он умер в 1701 году) была найдена бумага, в которую были завернуты частицы мощей праведного Симеона. То есть он вез их с собой явно как святые мощи.

Перенесение мощей в Верхотурье в 1704 году выглядит уже как канонизация прославленного святого. То есть этого вполне достаточно для местной канонизации. Святой праведный Симеон попадает в ряд рукописных святцев XVIII столетия, в книгу описания Российских святых. И здесь ему довольно рано написан тропарь. По крайней мере, на начало 20-х годов XVIII века, еще при Петре Великом, был тропарь праведному Симеону «Днесь радуется славная страна Сибирь». Ему посвящены два тропаря: этот и «Мирскаго мятежа...». Наиболее известен второй тропарь, который был уже в 60-е годы XVIII века.

Другое дело, что XVIII столетие – это время скептического отношения к местночтимым святым. Этот скепсис не обошел и праведного Симеона. О нем было синодское расследование в 60-х годах XVIII столетия, потом расследование в 1825–1826 годах. Эти расследования не привели к общероссийской канонизации, внесению святого в календарь, но местночтимый статус они оставили. То есть канонизацию праведного Симеона, совершившуюся в конце XVII века, вполне можно считать таковой.

Дальше ему была составлена служба, причем довольно рано. Вариант службы, составленный по общей Минее, есть в библиотеке митрополита Антония (Стаховского), который умер в 1740 году. Опись библиотеки показывает, что был не только тропарь святому Симеону в первой половине XVIII века, но и служба ему. Очень рано появляется акафист праведному Симеону (к концу XVIII века он уже есть). Расцвет эпохи акафистов – это все-таки XIX столетие, в XVII–XVIII веках акафисты были, но не так много. В 90-е годы XVIII века этот акафист есть, он поется, иконы святому пишутся. Это явное свидетельство почитания.

Почитание возрастает в XIX столетии, издается служба с одобрения Синода. В середине XIX столетия многократно акафист выправляется и издается Синодом. Это и есть свидетельство почитания и канонизации. Но в общерусский месяцеслов память святого праведного Симеона вносится в 1903 году, когда издается так называемый Верный месяцеслов. Этот месяцеслов был рекомендован Синодом для составления всех церковных календарей и справочных календарных книг.

Если есть люди, требующие официальной канонизации, то мы можем говорить, что до 1903 года праведный Симеон – местночтимый святой с общерусским почитанием, а с 1903 года он внесен во все месяцесловы Русской Православной Церкви. Синодальное решение, одобрившее этот месяцеслов, может считаться актом канонизации. Реально мы говорим о прославлении праведного Симеона в конце XVII столетия или, по крайней мере, в 1704 году. Я считаю, что освидетельствование мощей и составление повести митрополитом Игнатием есть как раз элементы канонизации. Это вполне в духе и в практике канонизации XVII столетия. Прославление было в компетенции местного архиерея, который освидетельствовал мощи и так решил. Если бы не петровская эпоха и требования, которые озвучены в духовном регламенте, может быть, каких-то официальных документов было бы больше (мы знаем, что канонизаций в допетровскую эпоху было мало). Хотя для святых XVII века официальных документов, как правило, нет.

– Часто праведного Симеона называют Меркушинским, потому что Меркушино место его подвигов, смерти и обретения мощей. А почему стало необходимо перевести его святые мощи в город Верхотурье?

– И в документах XVIII века, в книге о Российских святых, он записан как Меркушинский святой, не Верхотурский. Но в Верхотурье есть большой монастырь, это удобно для паломничества. Через Верхотурье проходили торговые пути, дорога в Сибирь. И большое количество паломников, которым не так удобно, наверное, было добираться до Меркушино, а было лучше поклониться святому в Верхотурье, привело к тому, что его мощи оказались в Верхотурском Николаевском монастыре.

– Мощи святого были поруганы советской властью, мы об этом знаем. Но всё же они уцелели, долго хранились в запасниках музея Екатеринбурга. Вы можете рассказать о том, как проходило второе обретение мощей святого, которое мы сегодня и празднуем?

– Здесь нужно сказать, что мощи дважды вскрывались: в 1918 году и в начале 20-х годов. Потом они были опечатаны, переданы в Нижнетагильский музей. Был короткий период, когда в Нижнем Тагиле они были выставлены в антирелигиозном музее. И паломничество началось туда. Причем есть любопытное свидетельство. Когда специалисты по антирелигиозной работе отчитываются о том, как хорошо посещается антирелигиозный музей, то пишут, что размещение мощей праведного Симеона в экспозиции привело к росту посещения музея. И описывают это как успех антирелигиозной работы. Хотя это обстоятельство указывало на совершенно иное.

Потом мощи были переданы сюда, хранились в доме Ипатьева (там были фонды музея). Какое-то время они там были выставлены, потом сокрыты. Архиепископ Товия, который был здесь на кафедре с 1944 по 1957 год, в 1946–1948 годах хлопотал о передаче мощей Церкви, но безуспешно. Хотя он предпринял усилия с выходом на Москву. Там были серьезные попытки решить этот вопрос. Но не удалось тогда. Здесь они хранились в музее, и весной 1989 года были переданы Церкви. Архиепископ Мелхиседек обратился к властям и получил согласие. 23 мая 1989 года открылся храм, там состоялась первая служба, а 25 мая мощи были принесены туда и явлены верующему народу.

Надо сказать, что этот год – юбилейный (Вы и начали с этого наш разговор). Екатеринбургская епархия издала такой календарь (показывает). Я не знаю, можно ли его сейчас найти где-то в церковных лавках (может быть, и можно, потому что календари иногда залеживаются на полках). Чем он интересен? Во-первых, наша епархия третий год уже издает подобного рода календари вместе с семинарией (есть за 2020, 2021 и 2022 годы). Они наполнены местным агиографическим материалом. А этот календарь посвящен конкретно еще и праведному Симеону. Кроме разных сведений по местной церковной истории и местной святости здесь большой блок материалов о праведном Симеоне: о житии, обретении мощей, судьбе мощей после революции, о втором обретении мощей.

Кроме того, здесь опубликован акафист праведному Симеону и большой иллюстративный ряд уникальных фотографий. В календарной сетке собраны рассказы о современных чудесах праведного Симеона, свидетельства людей, которые получали благодатную помощь от мощей святого праведного Симеона. Всем почитателям святого я бы советовал приобрести этот календарь и ознакомиться с его житием. В нем также есть широкие сведения по истории епархии, о ее святых, святынях и храмах.

– Если мы на какие-то вопросы сегодня еще не ответили, то наши зрители совершенно точно смогут найти на них ответы в этом календаре, представленном батюшкой.

– С праздником святого праведного Симеона Верхотурского! Его же молитвами, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Ведущий Сергей Новиков

Записали Нина Кирсанова и Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Костромской епархии протоиерей Владимир Мокренко.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать