Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

20 апреля 2022 г.

− Вчера, в пятницу, на шестой неделе Великого поста, закончилась Святая Четыредесятница. Мы стоим в преддверии Страстной седмицы, очень важного времени в году. Сегодня Лазарева суббота − воскрешение праведного Лазаря. Почему воспоминания об этих событиях так важны для нас? И как они связаны с последними днями земной жизни Христа?

− Действительно, пост закончен. Правда, когда мы об этом говорим, многие люди начинают радоваться и спрашивают: «Мясо можно?» Это самое страшное, что можно сказать, услышав фразу «пост закончился». Конечно, пост у человека верующего не должен быть связан только с ожиданием вкушения любимых продуктов. И то, что мы делим пост и Страстную седмицу, вовсе не значит, что мы как-то меняем меру собственного поста. Мы готовимся прежде всего к самому главному празднику – к Святой Пасхе Христовой.

Да, тот период, который называется Святой Четыредесятницей, Великим постом, главный из всех постных периодов в течение календарного церковного года, завершился. Завершилась усиленная работа человека над самим собой, когда он должен каким-то изменившимся, новым прийти к празднику Светлого Христова Воскресения. В пятницу пост завершается, а уже в субботу мы празднуем праздник,  который называется Лазаревой субботой. Это воспоминание воскрешения праведного Лазаря. Воскресение − событие, когда Сам Христос воскресает, но когда мы говорим о Лазаре, правильно, конечно, употреблять слово «воскрешение», потому что он воскрес не сам, но был воскрешен Богом. Именно с этого дня мы начинаем вместо покаянных мотивов, напевов, связанных с работой с собственной душой, взирать на Крест Христов и сочувствовать Спасителю, вместе с Ним проживать события, которые предваряли Его светлое воскресение.

Евангелист Иоанн, один из всех евангелистов, указывает нам на это событие и рассказывает о том, что Лазарь заболел. И он, и его сестры Марфа и Мария были известны Спасителю. Церковное Предание сохраняет тот факт, что они были друзьями. Спаситель неоднократно посещал их дом, ему было интересно с ними общаться. Поэтому, естественно, известие о том, что Лазарь тяжело болеет и что это закончится, скорее, очень печально, не могло не тронуть душу Христа. Как свидетельствует в своей «Толковой Библии» Александр Павлович Лопухин (известный толкователь Библии), скорее всего, Иисус по Своей человеческой части, конечно, хотел бы помочь Своему другу, но Он послушался воли Бога Отца. Зная, что Его друг в тяжелой болезни умирает, Он оставался вместе с учениками и только потом сказал им, причем иносказательно, что Лазарь, друг наш, уснул. Ученики знали, что Лазарь болел, и даже обрадовались: Господи! если уснул, то выздоровеет. Ведь сон дает человеку силы. Тогда Христос, видя, что Его не поняли, говорит ученикам прямо, что Лазарь умер.

Ученики собираются вместе с Ним идти в Вифанию, куда приходят, естественно, уже с большим опозданием. Встречает Спасителя Марфа, старшая сестра, которая была очень обстоятельной. Мы знаем этот известный отрывок, который всегда читается на Богородичные праздники: пока Мария слушала у ног Иисуса поучение, Марфа заботилась, чтобы у всех было что поесть, попить. Христос, укорив ее, не осудил ее служение. В церковном быту мы говорим: Марфино служение. Это как раз та непростая работа, которую приходится выполнять: житейские дела, социальное попечение. Но Христос подчеркнул, что прежде всего, конечно, важно слышать словеса Господни, следовать путем, который дает тебе твой Бог и Господь.

Марфа − обстоятельный человек, и евангелист  подчеркивает, что она, увидев Спасителя, первым делом то ли укорила Его, то ли посетовала: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. В этом великая вера сестры: она точно знает, что если бы Иисус был здесь, не пришлось бы никому плакать. Видя, что сестра очень горюет и переживает, Спаситель отвечает ей очень важными словами. Он говорит ей ту фразу, которую, наверное, она не ждет услышать. Он говорит: Воскреснет брат твой. И Марфа отвечает ему удивительными словами: «Да, Господи, знаю, что воскреснет в последний день. Когда все воскреснут, и брат мой воскреснет». То есть перед нами образец горячей веры, следования вере своих предков, потому что даже среди благочестивых иудеев существовали люди, которые отрицали такой догмат, как существование души в загробном мире (их смущала идея вечной жизни души). Но мы видим, что у Марфы не возникает никаких проблем, она сразу говорит: «Да, Господи, я знаю». Но Иисус говорит не об этом. Он говорит ей очень важные слова: «Всякий, кто верит в Меня, никогда не умрет. Веришь ли ты?» И вот тогда Марфа произносит свое исповедание, очень значимое: она называет Иисуса Христом, Спасителем.

Проходит немного времени, Марфа бежит домой и говорит сестре, что пришел Иисус. Мария встречает Иисуса теми же словами, что и сестра. Она падает на колени и говорит: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус спрашивает: «Где тело?» Ему говорят: «Уже погребли». И далее идет самый короткий стих из всего Священного Писания, всего из двух слов: Иисус прослезился. То есть Он так любил Своего друга, что, конечно, Ему было больно слышать о том, что смерть уже съела Его друга. Тогда Он поднимается, за Ним идет Мария. Так как Иерусалим и Вифания находятся рядом, то множество родственников пришли пособолезновать, оплакать усопшего. Они видят, что Мария с Иисусом уходят и делают простой вывод: они идут оплакивать Лазаря. И вся эта толпа пошла за ними, чтобы поддержать их, поплакать вместе с ними, дойдя до самой гробницы.

Это, естественно, была не наша современная могила в земле. Это была несколько иная форма погребения: пещера, выдолбленная в скале, где в нише погребалось тело, затем приваливался большой камень. И Иисус говорит: «Давайте ее откроем». Тогда ему отвечают: «Четыре дня прошло». Вроде какая разница, но мы-то с вами знаем, что тело после смерти человека подвержено тлению. И Ему говорят: «Господи! уже смердит. Понятно, что Ты хочешь оплакать его, но нужен Тебе этот неприятный запах, лишние эмоции?» Но Господь непреклонно настаивает на том, чтобы отворились ворота каменные, ведущие в гроб. Он начинает громко вслух молиться не ради того, чтобы показать Себя особым праведником, а ради того, чтобы все увидели: чудо свершится не по какой-то случайности, не по влиянию сатанинских сил (в общении с которыми обвиняли Иисуса), но по Его горячей молитве Богу Отцу. После пламенной, горячей молитвы, которую слышали все, Иисус кричит в эту темноту: «Лазарь, выходи!»

Эта картина, которая запечатлена в иконе, наверное, не может не задевать чувства человека верующего. Как погребали в то время? Кто увлекается Египтом, знает, как мумию очень долго готовили к погребению: ее бальзамировали, все внутренности удаляли, а само тело, умащивая, покрывали специальными платами, которые позволяли сохранить тело. Примерно так же в пеленах погребли и Лазаря.  Представьте себе ощущения человека, который уже четыре дня был мертв. Он ничего не видит, у него руки и ноги связаны, он слышит знакомый, родной голос, который кричит ему оттуда, где слепит свет: «Иди ко Мне!» Он, полностью весь обвязанный, пытается как-то встать, выйти. Естественно, это чудо не могло не задеть умы и сердца людей, которые стояли вокруг. Они пришли в ужас, восторг, понимая, что происходит что-то сверх нормы.

Новость об этом чуде моментально распространилась по всей Израильской земле. Во всяком случае, в этот же день в Иерусалиме точно все знали о том, что Иисус воскресил не просто мертвого человека, но уже давно лежавшего во гробе, которого коснулось тление. Понятно, что это был праздник. Лазаря отмыли, переодели. Наверняка было застолье, на котором сидел Спаситель с радостными, ликующими сестрами Марфой и Марией и торжествующим Лазарем.

И для нас, православных христиан, это тоже праздник, потому что это главное чудо земной жизни Спасителя, это торжество проявления Божественной милости и Его богатых щедрот на земле, это праздник жизни. Недаром в этот день по церковному уставу разрешается вкушение рыбной икры. Здесь очень простая логика. Зачем мы используем в качестве ритуальной еды яйцо на Пасху? Это символ жизни. Причем яйцо должно умереть, скорлупа должна треснуть, чтобы родилась новая жизнь. Так и икринка: это маленькая жизнь, из которой должна вылупиться новая форма жизни. И  поэтому мы вкушаем рыбную икру, радуясь воскрешению человека, который уже, казалось бы, был в руках смерти.

Лазарь затем прожил очень непростую, но значимую жизнь. Естественно, после всех событий, связанных со смертью Христа, он был вынужден бежать, потому что на него было огромное ополчение. Он убежал на остров Крит, и там апостолами Павлом и Варнавой был поставлен епископом и прожил еще достаточное количество лет. В 63 году он скончался второй раз. Церковное Предание хранит такую интересную тонкость: Лазарь всю свою жизнь любил есть сладкое, потому что испытал во рту вкус тления тела и никак не мог его забыть. И мы видим, что этот воскрешенный человек сыграл особенную роль в истории Церкви.

Тем временем люди распространяли эту новость, и это не могло пройти мимо законоучителей. В этот же день в Иерусалиме книжники, фарисеи, люди, связанные с церковной властью, собрали совет – их очень смущало то, что делал Христос. Они говорили: «Что нам делать? Посмотрите, какие Он чудеса творит! Люди, видя Его чудеса, начнут следовать за Ним, и большие беды будут в нашем народе...» На что первосвященник Каиафа сказал: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Сам того не зная, он пророчествовал, потому что действительно Иисус умер за весь народ, за весь род человеческий. Эта смерть спасла весь род человеческий от вечной гибели. Евангелисты свидетельствуют, что с этого дня они искали лучшего момента, чтобы убить Иисуса. Они понимали, что иного пути избавиться от Него, увы, не будет. И этот день, несмотря на радость грядущего праздника, уже напоминает нам о начале событий Страстной седмицы.

– Сегодня вечером в храмах уже начнут освящать веточки верб, чтобы приготовиться к празднику Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). В чем радость этого праздника? И в чем его печальные ноты?

– Вход Господень в Иерусалим – великий двунадесятый праздник. Это особый праздник, потому что у него, в отличие от других двунадесятых праздников, нет предпразднства и попразднства (сразу начинается Страстная седмица). Это праздник одного дня, что очень редко для церковного празднования. Однако у праздника два тропаря (главных песнопения), отражающих смыслы этого события.

Действительно, для нашего русского народа этот праздник связан прежде всего с чином освящения верб. Но нужно разобраться, почему этот праздник называется Вербным воскресеньем (или Неделей ваий, или Неделей цветоносной).

Вход Господень в Иерусалим – событие, которое совершилось после великого чуда воскрешения Лазаря. Иисус сказал Своим ученикам пойти в селение, найти там ослицу и молодого осла и привести к Нему, а если кто-нибудь спросит, куда повели животных, отвечать, что так требует Учитель. Именно сидя на молодом осле, Спаситель входит в Иерусалим – столицу еврейского государства. Зачем Он туда входит? Это очень хороший и интересный вопрос. Был ли Иисус раньше в Иерусалиме? Был, и не раз. Как любой верующий благочестивый иудей, Он в особые праздничные дни посещал Иерусалимский храм, где участвовал в общественном молении; Он бывал в синагогах.

Но этот поход совершенно иной – Он заходит туда как власть имущий. Так принято было заходить людям, обладающим властью. Так встречали бы из далекой поездки царя. Так заходил бы прокуратор или военный человек в случае победы. Но Иисус, заходя торжественно, восседает не на коне, как принято, а на осле (тоже очень уважаемом восточном животном). Этим Он показывает Свой статус: Он не заходит как победитель или как человек с мечом; Он заходит с миром, предлагая совершенно другой исход событий.

И люди встречали Христа соответствующим образом. Кто-то знал о Нем давно, кто-то узнал недавно о сотворенном чуде воскрешения Лазаря. Люди встречали Его как великого Человека, пророка, многие – как царя, воздавая Ему действительно царскую славу. Люди в порыве эмоций снимали с себя одежды, клали перед ослом, который ступал по ним, и бросали пальмовые ветки, чтобы украсить дорогу. Было дивное торжество и крик людской толпы: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Вот такие были хвалебные речи, восклицания, поддерживающие Иисуса.

Но, наверное, эти люди не до конца понимали, куда и зачем Он идет. Им казалось, что Он идет для того, чтобы стать их царем, убрать действующую власть и насадить доброе семя во власти, чтобы евреи стали свободными, избавились от гнета римлян, стали владеть всей землей. Наверняка многие ждали, что Он прямо на осле заедет во дворец, в административное помещение и скажет всем, что теперь Он главный. Во многом восторг толпы был направлен на это.

Но Иисус прекрасно знал, что Он идет не на царство, а на крестные, смертные страдания. Люди были очень удивлены, что Он никому не отсек голову, не провозгласил Себя царем. Многие стали отступать от Него уже в первый день, потому что разочаровались. Как говорит наш мудрый русский народ, чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Вместо того чтобы увидеть истинную цель человека, люди возложили на Него свои ожидания и, конечно, оказались неприятно удивлены тем, что никто не собирается делать то, что они хотели.

Не понимали и ученики, что происходит. Они вместе с этими людьми радовались торжеству своего Учителя. И, наверное, это один из немногих моментов, когда Христос получает достойную славу от людей. Еще и поэтому мы так празднуем этот праздник – такого человеческого ликования Спаситель был достоин ежедневно, ежеминутно, ежесекундно. Но люди смогли понять это только под самый конец Его жизни. Вот это дивное вхождение в Иерусалим на века запечатлено в сердцах православных христиан как особый праздник, подчеркивающий дивную славу Христа.

В то же время этот праздник не может не отдавать горечью. Потому что мы знаем, что те люди, которые кричали: «Осанна!», через несколько дней будут кричать: «Распни, распни Его!» Эти люди, которые торжественно встречали Его и хотели видеть царем, будут кричать гадости, когда Он будет висеть на кресте, плевать на Него и смеяться, когда Он будет мучиться.

Наверное, этот праздник в полной мере отражает такую монашескую добродетель, как радостопечалие, когда мы вроде как радуемся, но в то же время печальны. Для православия это очень важная мысль, потому что это будет преследовать нас даже в самый день Пасхи. Ликуя пасхальной ночью, посреди торжествующего громогласного пения мы будем слышать очень грустные ноты эксапостилария Пасхи: плотию уснув, яко мертв... Мы всегда будем помнить, какой дорогой ценой нам дался этот праздник и это торжество жизни.

– Следующая неделя от Вербного воскресенья и до праздника Светлого Христова Воскресения называется Страстной седмицей и посвящена воспоминаниям о последней неделе земной жизни Спасителя. Почему так важно всем нам пройти этот путь вместе со Христом?

– Очень важно. Значимость этого подчеркивается в Церкви тем, что каждый из этих дней особо выделен. Отменяется память любых святых. В церковном календаре указывается день недели с прибавкой слова «Великий»: Великий Понедельник, Великий Вторник и так далее...

В Великий Понедельник мы вспоминаем о бесплодной смоковнице. Спаситель, ожидая увидеть плоды на смоковнице и не найдя их, проклял ее, чтобы она засохла. Эта евангельская притча очень непонятна многим людям – ведь Иисус всегда такой хороший и добрый. Откуда столько негатива по отношению к дереву, которое ни в чем не виновато? На самом деле надо разобраться.

По законам природы дерево, которое плодоносит, обильно и красиво цветет. Если есть цвет, значит, на дереве уже есть плоды и можно к этому цветущему дереву подойти и сорвать плод. Но это дерево обмануло Христа: когда Он подошел, не увидел плодов.

И мы не можем не сравнивать с этим деревом себя. Мы тоже кичимся собою, обвешиваемся наградами, называем себя святыми и праведными, любим, когда нас хвалят, ставят в пример и делают, как мы хотим, но плодов не имеем. Мы как это дерево: даем только пустой цвет.

Что делают с деревом, которое не приносит плода? Оно не нужно. Иисус очень четко показывает здесь не только судьбу одного дерева, Он показывает здесь и Свою власть. Мы действительно привыкли говорить только о Его милости, но Христос обладает и властью наказывать. Но даже в этом Он проявляет Свою милость. Чтобы не показывать эту власть на человеке или животном, Он показывает эту власть на дереве, чтобы и ученики, и окружающие задумались.

В Великий Вторник говорится много притч о кончине мира, о том, что ждет человечество и каждого человека... В Великую Среду мы вспоминаем очень важное событие (мы вспоминаем его каждую неделю, постясь в среду) – как Иуда предает Христа. Видя, как женщина помазала Христу ноги драгоценным миром, Иуда не может вытерпеть такой пустой траты денег. Еще он не понимает, почему Спаситель медлит и не становится самым главным. Поэтому он бежит предать Его. Зачем – мы не знаем. Может быть, он надеется, что Иисус уничтожит всех врагов в один момент. Или, может быть, он разочаровался в учении Спасителя. Мы не знаем причины. Но мы знаем одно: горе тому человеку, который предаст Спасителя.

В Великий Четверг совершается самое важное богослужение – литургия, которая напоминает нам о Тайной Вечере, когда Спаситель дарит ученикам Самого Себя и говорит: «Сие творите в Мое воспоминание. Под видом хлеба и вина вкушайте Мое Тело и Мою Кровь, чтобы Я был с вами, а вы были со Мной». Что мы и делаем.

В Великую Пятницу мы уже вспоминаем события суда над Господом, Его мучения и смертную казнь. Днем в храмах совершается вынос плащаницы из алтаря, а вечером – удивительный чин погребения плащаницы Спасителя, когда она обносится вокруг храма. Именно за этим богослужением звучат самые главные слова: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» Впереди – Пасха Христова...

Ведущая Инесса Титова

Записали Наталья Богданова и Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 29 июня: 05:30
  • Суббота, 02 июля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​