Евангелие от Луки, глава 10, стихи 38–42; глава 11, стихи 27–28
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 10, 38–42; 11, 27–28).
10.38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
10.39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
10.40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
10.41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
10.42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
11.27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
11.28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
(Лк. 10, 38–42; 11, 27–28)
Описание события посещения дома Марфы и Марии Иисусом Христом в Вифании мы встречаем только у евангелиста Луки. Это его собственное предание, которое, возможно, он лично услышал из уст одной из сестер, собирая историю земной жизни Спасителя.
Если выразить в двух словах данный евангельский отрывок, то речь в нем идет о слушании слова Господня, что является отличительной характеристикой последователей Христа. Мы знаем много примеров, когда люди изучали Священное Писание, но без веры, без действия благодати Святого Духа оставались к нему глухи.
Женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его (Лк. 10, 38–39). Описанный Лукой факт в иудейской среде был весьма необычным и даже соблазнительным. Женщины принимают в свой дом известного Учителя, и одна из них даже садится у Его ног. Это могло восприниматься среди евреев как что-то неприличное. Гостеприимство – дело хозяина дома, никак не женщины. Да и сидение у ног Учителя – это традиционные отношения учителя и ученика. Никакому иудейскому учителю не пришло бы в голову иметь у себя в учениках какую-то женщину. Но Господь был не просто Учителем.
В этом повествовании мы видим подлинное отношение Бога к Своему творению. Он не взирает ни на пол, ни на возраст. Для Него важно сердце человека, к которому Он приходит, важно, насколько человеческое сердце способно принимать семя евангельской проповеди. А потому, когда суетливая Марфа обращается к Спасителю со словами осуждения своей сестры, не помогавшей ей в гостеприимном служении, Он говорит ей: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41).
Рассуждая над словами Христа, обращенными к Марфе, Борис Ильич Гладков пишет: «Твоя забота, твое усердие направлены к тому, без чего можно обойтись и что составляет лишь житейскую, скоропреходящую суету. А нужно только одно – внимание к слову Божию и исполнение воли Его. Мария, которую ты упрекаешь, избрала лучшее дело, и то, что она приобретает, слушая Меня, никогда не отнимется от нее, всегда останется при ней как в этой, так и в будущей жизни».
Безусловно, мы живем в мире, где нельзя оставить заботу о насущном. Да и Господь не раз наставлял учеников быть внимательными по отношению к нуждам ближних. Но и забота об «одном необходимом», то есть о слушании слова Божия, не должна теряться в повседневности. И второе должно превалировать над первым, ведь сказано: слушающий слова Мои и исполняющий их (Лк. 6, 47). Слушание – на первом месте, исполнение – на втором.
Святитель Амвросий Медиоланский наставляет: «Пусть тобою движет, как Марией, стремление к премудрости; этот труд более велик и совершенен. Пусть забота о служении не отвлекает тебя от познания небесного слова. Не укоряй и не считай праздными тех, кого увидишь жаждущими премудрости».
О необходимости слышать и соблюдать слово Божие говорится также в 27-м и 28-м стихах 11-й главы Евангелия от Луки. Когда женщина из толпы, возвысив голос, сказала Господу: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк. 11,2 7), Он ответил: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28), тем самым определяя путь для всех христиан.
Александр Павлович Лопухин замечает: «Господь на восклицание этой женщины, которая высоко ставила только телесное отношение Матери Христа к Ее Сыну, говорит, что одного телесного приближения ко Христу мало для того, чтобы быть блаженным, и что для этого требуется и душевная близость ко Христу – желание слушать и хранить слово Божие, которое Он возвещает».
Как важно, дорогие братья и сестры, слушать и хранить слово Божие, побуждающее христианина к духовному деланию. Ведь именно слово Божие своей благодатной силой просвещает разум, очищает совесть и сердце, укрепляя волю к исполнению закона Божия, побуждая любить ближнего, утверждая надежду, научая по-христиански воспринимать все трудности человеческой жизни и трудиться над очищением души, постепенно возводя человека к совершенству и блаженной вечной жизни.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!