Евангелие от Луки, глава 5, стихи 12–16
Мир вам, дорогие братья и сестры! Сегодня, во вторник, за богослужением читается Евангелие от Луки (Лк. 5, 12–16).
5.12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
5.13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
5.14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.
5.15. Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
5.16. Но Он уходил в пустынные места и молился.
(Лк. 5, 12–16)
Евангелист Лука вновь погружает нас с вами, дорогие братья и сестры, в событие чудесных деяний нашего Спасителя. На этот раз – исцеления прокаженного человека: когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе (Лк. 5, 12).
Как замечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев): «Буквальный перевод [данного отрывка] несколько более эмоциональный: "И случилось Ему быть в одном из городов (Иудеи), и смотри! – некий человек, полный проказы". Это "смотри!", пропущенное в Синодальном переводе, вообще очень важное в Новом Завете слово. Оно обычно переводится как "се" или "вот". Но в греческом тексте это – "смотри!". И всегда сигнализирует нечто экстраординарное: Божественное откровение или особенное чудо».
В чем же была особенность данного чуда? В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из человеческого общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его (Лев. 13, 46)
К тому же проказа усугублялась тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми». А потому исцеление от проказы приравнивалось к воскрешению мертвого.
В Синодальном тексте мы читаем: пришел человек весь в проказе (Лк. 5, 12), и это не совсем точный перевод. В греческом тексте стоит слово πλήρης (плирис), которое переводится как «полный», то есть: «Пришел человек, полный проказы». Евангелист Лука специально подбирает это слово, которое должно было на контрасте подчеркнуть две противоположности: прокаженного, полного проказы, иными словами – полного нечистоты, нечистого духа, и Иисуса Христа – полного благодати Духа Святого.
Книга Левит предписывала прокаженным ходить в рваной одежде и, увидев издали людей, кричать: Нечист! Нечист! (Лев. 13, 45), предупреждая тем самым, что к ним нельзя даже приближаться, а не то что говорить с ними или тем более прикасаться к ним.
Но в описанной Лукой истории мы становимся свидетелями чего-то необычного. Не только прокаженный, пренебрегая законом, приближается к Спасителю, но и Сам Христос, пренебрегая законом, прикасается к неприкасаемому нечистому человеку.
Архиепископ Аверкий (Таушев) указывает: «Исцеляя, Господь коснулся его, показывая этим, что Он не связан законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания несчастному. Сказанное Им: Хощу, очистися! указывает на Его Божественную власть».
Удивительно и обращение прокаженного ко Христу: Господи! если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5, 12). Данные слова являются дословным переводом с греческого языка, которые можно понимать так: «Господи! Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть». В этих словах мы видим, что прокаженный человек не только исповедует Иисуса Христа Господом, но и признает Его власть делать все, что Он захочет. И Господь исцеляет прокаженного через прикосновение с повелением: никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им (Лк. 5, 14).
Александр Павлович Лопухин, пишет: «Исцеленный должен был пойти показаться священникам и принести установленный дар, чтобы получить формальное свидетельство о своем очищении».
В Священном Писании исцеления от проказы встречаются крайне редко, точнее – в Ветхом Завете приведено их только два. Поэтому обряд освидетельствования священником исцеленного от проказы если и совершался, то крайне редко, а потому более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих (Лк. 5, 15).
Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, вновь научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и со смиренным сердцем просить чудесного участия Его в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе, оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божьей.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!