Заповеди блаженства как ступени духовной лестницы. Урок 5

8 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

Девятая заповедь блаженства последняя, и в ней говорится о тех, кого будут гнать и всячески неправедно злословить за Господа. О том, как христианин должен реагировать на эти гонения, размышляет наш собеседник протоиерей Артемий Владимиров.

На уроках, посвященных заповедям блаженства, мы говорили о них, как о ступенях духовной лестницы, возводящей нас на небо. Последняя (девятая) заповедь звучит так: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах". Эта ступень самая высокая, и ей наш собеседник протоиерей Артемий Владимиров уделил особое внимание. На прошлом уроке батюшка говорил о том, что каждому христианину надо быть готовым к тому, что рано или поздно он обязательно встретит к себе неровное, недоброжелательное или даже неприязненное отношение. Но ведь одним из признаков богоугождения является благодушное терпение именно тех людей, которые отрицательно относятся и к христианству, и к христианам. Об этом предупреждал еще апостол Павел, когда говорил, что все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе гонимы будут. И Сам Спаситель свидетельствовал о том же: "Если Меня гнали, будут гнать и вас". Открывая Своим последователям такую перспективу, Господь заранее готовит их к тому, чтобы они не удивлялись, не ужасались или даже не возмущались, когда столкнутся с такими гонениями. К ним надо быть готовыми, чтобы вслед за святителем Иоанном Златоустом сказать себе: "Меня оскорбляют? Бывает оскорбляем и Бог. Меня поносят? Бывает поносим и Бог. Меня подвергают оплеванию? То же терпел и Господь Наш". В этом Он имеет общение с нами, а мы – общение с Ним. И на сегодняшнем заключительном уроке отец Артемий расскажет о том, как можно и нужно готовиться к таким испытаниям, чтобы исполнить и эту заповедь и, когда придет время, взойти на высшую ступеньку лестницы блаженств.

Однако прежде чем претерпеть гонения от людей, мы должны быть готовы пострадать от (не удивляйтесь тому, что я скажу) наших собственных помыслов. Точнее, не собственных помыслов, а демонических внушений и помыслов, которые атакуют нас в час предстояния живому Богу. И те, кто старается стяжать непрестанную молитву, учатся ходить пред лицом Господа Бога, те, кто желает сохранить сердце неоскверненным от беззакония этого мира, прекрасно знают, о чем я говорю. Действительно, как непросто стяжать, приобрести эту золотую ниточку тайной сердечной молитвы. Только начни читать вечерние молитвы – мысли путаются, в душу приходят сторонние воспоминания, совершенно не к делу и некстати, в уме возникает представление о непеределанных делах. Мы начинаем вертеться, как уж на сковородке, и часто буквально "для галочки" прочитываем молитвы, желая скорее-скорее вновь возвратиться к обычному для себя кругу земных понятий. Нет, это еще не молитва, это движение устами и перстами, а вот в небесах увидеть Бога, душой побеседовать с Небесным Отцом, излить Ему печаль собственного сердца, беседовать с Ним, как дитя с родителем, – это возможно только тому, кто претерпит гонения от мыслей, научится сражаться с ними, научится противостоять им, научится побеждать клевещущие нас помыслы. Ибо в одно ухо демоны нашептывают нам, говоря, что мы уже благочестивы и почти что святы, а в другое ухо говорят, что нам и надеяться-то не на что: столь мы грешны и беззакония наши превзошли главу нашу. Вот между этими крайностями и должен идти христианин путем внимания к своему сердцу и путем молитвы, не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю, но держа в руке меч имени Иисуса Христа, посекая супостатов, двигаться к намеченной цели смирения и любви, которые, осенив нас к Богу в ведомый час, соделают неприступными для мысленных гонителей и помогут нам понять, о чем говорит евангельская заповедь: "Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда (награда) ваша велика на небесах".

Беседуя, дорогие друзья, об этих двух последних заповедях: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесах", мы должны настраивать себя на философский лад, когда в наш адрес слышим нелестные слова. Не зря царь Давид в одном из псалмов просит Господа Бога: "Избавь меня от клеветы человеческой, да сохраню заповеди Твои". Ах, как тяжело бывает в свой адрес услышать неприязненное, недоброжелательное, заведомо лживое слово. Что тогда поднимается в нашей душе? И недоумение, и возмущение, и гнев на очернителя нашего человеческого достоинства, и желание ответить на одно слово тремя. А иногда эмоции поднимаются, как девятый вал, и мы отдаемся желанию испепелить, уничтожить нашего сопротивника, чтобы мокрого место от него не осталось.

Только отдашься этому потоку негодующих мыслей и чувств, тебя буквально несет, как цунами. И как бывает мучительно горько и стыдно за собственную несдержанность, когда мы отвечаем злом на зло, когда напрочь забываем слова нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: "Благословляйте проклинающих вас, творите добро гонящим вас, молитесь на обижающих вас. Но как солнце сияет на праведных и злых и дождь орошает и любящих, и ненавидящих, так и вы будьте совершенны, ибо Отец ваш совершен есть, будьте милосердны, ибо Отец ваш милосерд есть"."Не мстите за себя, возлюбленные", – убеждает нас святой апостол Павел, ибо иногда Богу бывает угодно, чтобы его ученики страдали несправедливо, уподобляясь в этом Самому Сыну Божиему, Который был обесчестен и уязвлен за наше беззаконие, и Его язвой мы исцелились.

Итак, нелегко уподобиться Господу Нашему Иисусу Христу, однако должно, начиная со смирения и кротости, о чем мы говорили ранее. "Возьмите иго Мое на себе и обрящите покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть". Продолжая милостью, милосердием, миротворчеством, если даст Господь, а для совершенных, тех, кто имеет своими духовными пращурами мучеников и новомучеников Церкви русской, Господь указывает верх добродетелей – остаться спокойным пред лицем оскорбителей и гонителей, не потерять себя и не отчаяться тогда, когда нас, гонимых за правду, разлучают с нашими сродниками и друзьями. Предел и завершение всего – молитва Христа Спасителя о распинателях: "Отче, прости им, не ведают, что творят".

Однако ошибутся те наши слушатели и зрители, которые, размышляя о мзде, награде, подумают о том, что речь идет лишь о загробном воздаянии. Нет, слова "радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах" относятся к этой жизни. Сегодня мне вспоминаются когда-то прочитанные жития новомучеников русской земли, то, с каким лицом они взирали навстречу смерти. Вот миссионер Русской Православной Церкви, монархист, не скрывавший своих убеждений в страшные годы красного террора, когда за одно крестное знамение на Соловках расстреливали, когда христианина могли выследить по его устам. Так об этом говорит Дмитрий Сергеевич Лихачев: кто не ругался матерной бранью, тотчас вызывал справедливое подозрение в христианских убеждениях и за это должен был отвечать, иногда собственной головой. Разделение пшеницы и плевел, света и тьмы, хлеба и креста. И будучи арестованным, этот святой мученик (я сейчас не помню его имени, черпал сведения из замечательной книги протопресвитера Михаила Польского "Новые мученики российские" – одна из первых книг, которая пришла в Россию из русского зарубежья в 90-х годах прошлого века) ожидал расстрела, сидел в общей камере и внутренне готовился к встрече со смертью. Мы знаем, как тяжело давались даже мужественным, закаленным людям эти последние минуты. О чем только ни передумаешь, какие только надежды ни посещают тебя, когда молишься. Вдруг надзиратель пройдет мимо твоей камеры… Но нет, заскрипел ключ в замке, появились люди в штатском вместе с надзирателем и стали выкрикивать имена. Среди них имя и нашего подвижника благочестия. "Да, я здесь". "Распишитесь в предъявленном Вам приговоре". И перед ним положили формуляр, где значилась расстрельная статья. Ему нужно было написать свою фамилию и "с приговором ознакомлен". "Позвольте ручку", – сказал он с какой-то светлой для окружающих улыбкой. Взяв перо и обмакнув его в чернила, он с царственной свободой написал свою роспись с таким завитком, как это делают при получении наследства. "Чему радуетесь, обвиняемый?" "Вам меня не понять, – ответил он. – Я готов". И свидетели этого события запечатлели в своих воспоминаниях его портрет – радостный взор, углубленный внутрь себя самого. Он действительно не только ждал, но и имел в своем сердце награду, веселившую его дух, – благодать Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Верующий в Меня не умрет вовек, но если и умрет, Я приду и явлюсь ему Сам".

 

Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать