Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Девятая заповедь блаженства последняя, и в ней говорится о тех, кого будут гнать и всячески неправедно злословить за Господа. О том, как христианин должен реагировать на эти гонения, размышляет наш собеседник протоиерей Артемий Владимиров.
На уроках, посвященных заповедям блаженства, мы говорили о них, как о ступенях духовной лестницы, возводящей нас на небо. Последняя (девятая) заповедь звучит так: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах". Эта ступень самая высокая, и ей наш собеседник протоиерей Артемий Владимиров уделил особое внимание. На прошлом уроке батюшка говорил о том, что каждому христианину надо быть готовым к тому, что рано или поздно он обязательно встретит к себе неровное, недоброжелательное или даже неприязненное отношение. Но ведь одним из признаков богоугождения является благодушное терпение именно тех людей, которые отрицательно относятся и к христианству, и к христианам. Об этом предупреждал еще апостол Павел, когда говорил, что все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе гонимы будут. И Сам Спаситель свидетельствовал о том же: "Если Меня гнали, будут гнать и вас". Открывая Своим последователям такую перспективу, Господь заранее готовит их к тому, чтобы они не удивлялись, не ужасались или даже не возмущались, когда столкнутся с такими гонениями. К ним надо быть готовыми, чтобы вслед за святителем Иоанном Златоустом сказать себе: "Меня оскорбляют? Бывает оскорбляем и Бог. Меня поносят? Бывает поносим и Бог. Меня подвергают оплеванию? То же терпел и Господь Наш". В этом Он имеет общение с нами, а мы – общение с Ним. И на сегодняшнем заключительном уроке отец Артемий расскажет о том, как можно и нужно готовиться к таким испытаниям, чтобы исполнить и эту заповедь и, когда придет время, взойти на высшую ступеньку лестницы блаженств.
Однако прежде чем претерпеть гонения от людей, мы должны быть готовы пострадать от (не удивляйтесь тому, что я скажу) наших собственных помыслов. Точнее, не собственных помыслов, а демонических внушений и помыслов, которые атакуют нас в час предстояния живому Богу. И те, кто старается стяжать непрестанную молитву, учатся ходить пред лицом Господа Бога, те, кто желает сохранить сердце неоскверненным от беззакония этого мира, прекрасно знают, о чем я говорю. Действительно, как непросто стяжать, приобрести эту золотую ниточку тайной сердечной молитвы. Только начни читать вечерние молитвы – мысли путаются, в душу приходят сторонние воспоминания, совершенно не к делу и некстати, в уме возникает представление о непеределанных делах. Мы начинаем вертеться, как уж на сковородке, и часто буквально "для галочки" прочитываем молитвы, желая скорее-скорее вновь возвратиться к обычному для себя кругу земных понятий. Нет, это еще не молитва, это движение устами и перстами, а вот в небесах увидеть Бога, душой побеседовать с Небесным Отцом, излить Ему печаль собственного сердца, беседовать с Ним, как дитя с родителем, – это возможно только тому, кто претерпит гонения от мыслей, научится сражаться с ними, научится противостоять им, научится побеждать клевещущие нас помыслы. Ибо в одно ухо демоны нашептывают нам, говоря, что мы уже благочестивы и почти что святы, а в другое ухо говорят, что нам и надеяться-то не на что: столь мы грешны и беззакония наши превзошли главу нашу. Вот между этими крайностями и должен идти христианин путем внимания к своему сердцу и путем молитвы, не уклоняясь ни одесную, ни ошуюю, но держа в руке меч имени Иисуса Христа, посекая супостатов, двигаться к намеченной цели смирения и любви, которые, осенив нас к Богу в ведомый час, соделают неприступными для мысленных гонителей и помогут нам понять, о чем говорит евангельская заповедь: "Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда (награда) ваша велика на небесах".
Беседуя, дорогие друзья, об этих двух последних заповедях: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо мзда ваша многа на небесах", мы должны настраивать себя на философский лад, когда в наш адрес слышим нелестные слова. Не зря царь Давид в одном из псалмов просит Господа Бога: "Избавь меня от клеветы человеческой, да сохраню заповеди Твои". Ах, как тяжело бывает в свой адрес услышать неприязненное, недоброжелательное, заведомо лживое слово. Что тогда поднимается в нашей душе? И недоумение, и возмущение, и гнев на очернителя нашего человеческого достоинства, и желание ответить на одно слово тремя. А иногда эмоции поднимаются, как девятый вал, и мы отдаемся желанию испепелить, уничтожить нашего сопротивника, чтобы мокрого место от него не осталось.
Только отдашься этому потоку негодующих мыслей и чувств, тебя буквально несет, как цунами. И как бывает мучительно горько и стыдно за собственную несдержанность, когда мы отвечаем злом на зло, когда напрочь забываем слова нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: "Благословляйте проклинающих вас, творите добро гонящим вас, молитесь на обижающих вас. Но как солнце сияет на праведных и злых и дождь орошает и любящих, и ненавидящих, так и вы будьте совершенны, ибо Отец ваш совершен есть, будьте милосердны, ибо Отец ваш милосерд есть"."Не мстите за себя, возлюбленные", – убеждает нас святой апостол Павел, ибо иногда Богу бывает угодно, чтобы его ученики страдали несправедливо, уподобляясь в этом Самому Сыну Божиему, Который был обесчестен и уязвлен за наше беззаконие, и Его язвой мы исцелились.
Итак, нелегко уподобиться Господу Нашему Иисусу Христу, однако должно, начиная со смирения и кротости, о чем мы говорили ранее. "Возьмите иго Мое на себе и обрящите покой душам вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть". Продолжая милостью, милосердием, миротворчеством, если даст Господь, а для совершенных, тех, кто имеет своими духовными пращурами мучеников и новомучеников Церкви русской, Господь указывает верх добродетелей – остаться спокойным пред лицем оскорбителей и гонителей, не потерять себя и не отчаяться тогда, когда нас, гонимых за правду, разлучают с нашими сродниками и друзьями. Предел и завершение всего – молитва Христа Спасителя о распинателях: "Отче, прости им, не ведают, что творят".
Однако ошибутся те наши слушатели и зрители, которые, размышляя о мзде, награде, подумают о том, что речь идет лишь о загробном воздаянии. Нет, слова "радуйтесь и веселитесь, ибо награда ваша велика на небесах" относятся к этой жизни. Сегодня мне вспоминаются когда-то прочитанные жития новомучеников русской земли, то, с каким лицом они взирали навстречу смерти. Вот миссионер Русской Православной Церкви, монархист, не скрывавший своих убеждений в страшные годы красного террора, когда за одно крестное знамение на Соловках расстреливали, когда христианина могли выследить по его устам. Так об этом говорит Дмитрий Сергеевич Лихачев: кто не ругался матерной бранью, тотчас вызывал справедливое подозрение в христианских убеждениях и за это должен был отвечать, иногда собственной головой. Разделение пшеницы и плевел, света и тьмы, хлеба и креста. И будучи арестованным, этот святой мученик (я сейчас не помню его имени, черпал сведения из замечательной книги протопресвитера Михаила Польского "Новые мученики российские" – одна из первых книг, которая пришла в Россию из русского зарубежья в 90-х годах прошлого века) ожидал расстрела, сидел в общей камере и внутренне готовился к встрече со смертью. Мы знаем, как тяжело давались даже мужественным, закаленным людям эти последние минуты. О чем только ни передумаешь, какие только надежды ни посещают тебя, когда молишься. Вдруг надзиратель пройдет мимо твоей камеры… Но нет, заскрипел ключ в замке, появились люди в штатском вместе с надзирателем и стали выкрикивать имена. Среди них имя и нашего подвижника благочестия. "Да, я здесь". "Распишитесь в предъявленном Вам приговоре". И перед ним положили формуляр, где значилась расстрельная статья. Ему нужно было написать свою фамилию и "с приговором ознакомлен". "Позвольте ручку", – сказал он с какой-то светлой для окружающих улыбкой. Взяв перо и обмакнув его в чернила, он с царственной свободой написал свою роспись с таким завитком, как это делают при получении наследства. "Чему радуетесь, обвиняемый?" "Вам меня не понять, – ответил он. – Я готов". И свидетели этого события запечатлели в своих воспоминаниях его портрет – радостный взор, углубленный внутрь себя самого. Он действительно не только ждал, но и имел в своем сердце награду, веселившую его дух, – благодать Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Верующий в Меня не умрет вовек, но если и умрет, Я приду и явлюсь ему Сам".
Расшифровка: Михаил Белов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Божественная литургия 19 мая 2024 года
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Художник, старший преподователь Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки Сергей Труханов. Часть 1
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!