Великий пост. Урок 8

15 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Урок 8. Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном селе и нескольких приписных храмов, член союза писателей России.

– Преподобный Иоанн Лествичник учит нас непрестанно замечать в себе проявления страстных движений души. «Поступающий так, – говорит святой, – обязательно обнаружит множество страстей, гнездившихся в этой самой душе, но еще множество останутся незамеченными, поскольку, – поясняет Лествичник, – мы их видеть не в состоянии – или по причине нашей немощи, или по причине глубоко укоренившегося греховного навыка». Но если христианин все же будет насильно принуждать себя к добрым качествам и к добрым делам, он будет достоин похвалы как победитель естества, даже если иногда и будет падать. И таких потенциальных победителей, решительно настроенных на борьбу со страстями и обретение добродетелей, принято называть подвижниками. Быть подвижником – значит подвизаться, то есть брать на себя подвиг борьбы против той или иной страсти. Быть подвижником – значит постоянно заниматься аскетикой, телесными и духовными упражнениями, чтобы очищать свое сердце ради обретения Царства Божия. Святитель Феофан Затворник говорит об этом христианском подвиге как о борьбе человека с самим собой. Эта борьба необходима, чтобы научиться противостоять действиям страстей, чтобы научиться исполнять евангельские заповеди. И если мы, как начинающие, неопытные, но все же подвижники и, хоть в малой степени, но все же аскеты, не будем четко знать, куда и зачем нам надо подвигаться и от чего отодвигаться, все наши усилия окажутся напрасными. И чтобы этого не произошло, протоиерей Артемий Владимиров скажет нам напоследок добрые напутственные слова, чтобы наши аскетические подвиги были достойны похвалы у Бога.

– Дорогие друзья, мы неплохо с вами потрудились в эту весеннюю Четыредесятницу. Между тем «конец – делу венец», по старинной русской пословице. А чего ради бороться со страстями? Какой перед нами нравственный идеал? В конце концов, если маяк не мерцает где-то вдалеке, судно может сбиться с курса. Цель ясная и простая, святыми отцами она выражена почти так же просто, как в Евангелии. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть», – призывает нас Христос. А в чем для нас совершенство? Мы же не можем совершенно уподобиться Небесному Отцу, Его беспредельному величию, святости... Для нас совершенство заключается в очищении сердечного места от зла: гордости, злобы, похоти. Но свято место пусто не бывает, и когда греховные опухоли рассосутся, когда Господь очистит резервуар души от томительных страстей, тогда в ходе борьбы с грехом сами собою напечатлеются начатки Христовых добродетелей. И первенствующая из них – смирение.

Смирение, которое дается по крупицам, как опытное знание своей немощи, неспособности без Господа свершить ничего истинно доброго. Впрочем, смирение одно не ходит, оно всегда привлекает за собой и связано с чистотой, мудростью и радостью о Господе. Представьте себе, что в нашем сердце некогда (хочется в это верить) среди зимы расцветет розовый куст. Смирение, легкость совести, светлость мысли, чистота, как неуязвимость злом, постоянное внутреннее ощущение своей слабости, соединенное с надеждой на помощь Божию, которое веселит, распространяет, окрыляет душу, невозможное делает возможным через упование, непрестанную молитву, – пуповина, связующая сердце с Источником жизни. А зачем все это, как оно само по себе ни прекрасно: радость, мир, долготерпение, смирение? А затем, что в этом сердечном дворце, выстланном драгоценными тканями, гобеленами (я выражаюсь образно) добродетелей, уже не тесно, не зазорно будет почить Самому Царю неба и земли.

Ведь подобное к подобному стремится. И если только душа захочет расторгнуть гибельный союз со страстями, если освободится от смрадного воздействия князя тьмы, змия, поверженного Архангелом Михаилом, если высветлится, вычистится, украсится Христовыми добродетелями, то Он, воскресший из мертвых Христос, явит Свое безраздельное Царство внутри нас, воссев на сердечном жертвеннике, как на троне. И Божия благодать, источником которой является Сам Бог, озарит наше сознание и сердце, пронзит собою и душу, и тело так, что на нас в известной мере исполнится обетование Господа: «Просветится свет ваш пред людьми, праведникиво Царствии Отца Моего просияют, как солнце».

Упаси Бог кому-нибудь из слушающих эти высокие обетования Христа подумать о себе: «Пройдет время, и я осознаю себя праведником в белых одеждах». Нет, нет, нет, Бог пришел призвать грешников на покаяние, но только неизреченная тайна нашего спасения в лоне Матери Церкви в единстве со Христом состоит в следующем. Чем больше ты бережешь себя от греха, чем больше ты обретаешь нравственной свободы, чем больше распространяется твое сердце, усушив страсти, тем более недостойным и грешным ты себя видишь, потому что все относишь ко Христу. Это Он, это Его десница, Его спасительная сила, Его благодать свершили все, о чем ты плакал и молился, каялся и ради чего ты трудился.И малейшее твое уклонение от вечного неизменного закона правды и любви ты будешь рассматривать как бревно в собственном глазу, по сравнению с которым какие-то грехи ближних, вовсе, может быть, еще не просвещенных ведением Евангелия, будут представляться маленькими песчинками, маленькими пылинками, на которые и обращать-то внимание не нужно, а просто жалеть человека, каков он есть, «со всеми потрохами», не различая правого от виноватого. А вот из грешников первый ты есть, и это слово достойное прияти.

А вот кто-то спрашивает нас: «Откуда все-таки страсти вошли в нашу жизнь?» Интересный вопрос, стоит с ним разобраться. Кое-что мы приобрели сами: по глупости, легкомыслию,по сложному чувствую коллективизма. Не желали отличаться от других, нам стыдно было оставаться белой лебедью, и поэтому мы срочно перекрасились и стали каркать, как намокшие от осеннего дождя вороны. Сам виноват, сам на себя и пеняй, вот и борись сам, потому что не Бог виновен в этих твоих страстях. Что-то мы усвоили из-за недостатка воспитания, но не будем пенять на родителей, им нужно было догонять и перегонять капиталистические страны. Улица о нас не позаботилась, школа хотела, но не смогла воспитать, поэтому действительно кое-что мы прихватили из детства. Как человек, например, может не знать правил хорошего тона и наивно думать, что шницель нужно наколоть на вилку и обкусывать его со всех сторон, а вот как пользоваться ножиком, он не знает. Так вот и люди наживают себе страсти, с детства привыкнув капризничать, нагло добиваться своего, канючить, обманывать. Кое-что, безусловно, передалось нам от наших родителей, они тоже, к сожалению, не ангелы, но мы не хамы, чтобы их в этом укорять. Действительно, родителей не выбирают и детей тоже, хотя устроение детских сердец во многом зависит от образа мыслей и жизни самих родителей. Тем не менее, если папа был очень импульсивный, эмоциональный, соткан из чувств, которые часто как пар выпускал из себя, часто бывает, что дети наследуют от папы такое устроение, особенно если папа или мама при ребенке позволяли себе выяснять отношения, повышать интонацию, говорили в раздраженном духе.

Поэтому будем каяться за себя и за родителей, а, очищаясь от страстей, мы принесем им немалую душевную пользу. Ну хорошо, от бабушки, от дедушки мы ведь переняли и хорошие качества, несомненно, их гораздо больше. Но, безусловно, правы те, кто возводит эту цепочку к Адаму. А с Адамом-то что произошло? Ведь он, как свидетельствует Священное Писание, был сотворен чистым, непорочным, безгрешным, и ни гранулы страстей, ни гордости, ни раздражительности, ни похоти, ни злобы в нем не было. Святый праотец Адам, обращаемся сейчас к тебе! Ты в раю, поведай, объясни нам эту тайну, над которой много размышляют любители мудрости: «Что с тобой произошло?» Что ответит нам Адам? Он действительно был венцом творения, он был почтен свободой произволения, как и мы, но в нем не было никакой страсти, он был совершенно независим в принятии того или иного решения. Более того, он имел благодать Святого Духа, которая назидала и наставляла его, как учительница наставляет малыша.

Сами посудите теперь, как больно он упал и как тяжко согрешил, когда, выразив вместе с Евой недоверие к Богу, прикоснулся к запретному плоду. Тем паче святые отцы учат, что древо познания добра и зла по своим внутренним качествам ничем не отличалось от других деревьев, с ним просто был соединен запрет: «Не вкушайте от этого дерева. В час, когда вкусите, смертию умрете». Что и случилось, потому что Адам нарушил запрет веры, верности и любви к Небесному Отцу, и благодать Божия покинула его. И что же, в отличие от католических богословов, которые неправо утверждают, что Адам стал нейтральным, Православие свидетельствует о том, что Адам испортился, его ум помрачнел, в его сердце вогнездились страсти, он тяжко упал, расшибся, но, посчастью, не так страшно, как дьявол, в котором не осталось вовсе ни грамма добра.

Адам и его потомки, допустив до себя грех, стали подвластны смерти, стали обладаемы дьяволом. И от этой беды избавлял и избавляет нас Господь Иисус Христос. И плодами Его искупительной смерти и Воскресения мы пользуемся, когда с правой верой и жертвенной любовью, принимая крещение, свидетельствуем о нашей вере делами покаяния, исполняя заповеди, напитываясь бессмертной пищей в таинстве Причащения. И мало-помалу Бог нас очищает, освещает и возрождает к вечной жизни. Об этом подробно говорит епископ Игнатий (Брянчанинов), писания которого очень полезны для всех: и монашествующих, и мирян.

Но те, кто хотят правильно понимать святителя Игнатия, пусть разбавят чтение его наследия трудами святителя Феофана Затворника. Оба святых отца, дружных и во всем согласных, дополняют друг друга. Если святитель Игнатий очень подробно пишет о падшем естестве и его восстановлении во Христе Иисусе Господе нашем и кажется иногда… как бы строгим, то святитель Феофан, не менее строгий святитель, пишет настолько мирным, благодушным языком, что их труды (Феофана и Игнатия) уравнивают друг друга, и вы никогда не впадете в безнадежие и печаль, прочитав даже самое серьезное слово святителя Игнатия – третий том его аскетических опытов «Слово о смерти», – где собрана полнота ведения, где собрана полнота сведений о кончине, исходе и об участи души человеческой после смерти.

Дорогие друзья, предмет нашего собеседования необъятно широк, глубок и высок. «Необъятного не обымешь», – учил Косьма Прутков. «Добродетель не груша, – вторит нам преподобный Серафим Саровский, – ее сразу не скушаешь». Вот почему мы в наших великопостных уроках старались лишь малой толикой, по ступенечкам восходить по стезе спасения, борясь, сколько было сил, и с чревоугодием, и блудным грехом, и гневом, и сребролюбием, и тщеславием, и гордостью, и унынием, и печалью. И я верю, что мы с вами придем к Пасхе Христовой с очищенными сердцами, и Господь, вселившись в нас благодатью, воскресит наши души. А мы с вами все, что усвоили с потами и трудами, сможем передать нашим ближним так, чтобы сокровище ведения распространялось не только на Урале, но и по всей нашей Русской земле, захватив и все прочие континенты. Таким образом, канал «Союз» свершил свою историческую миссию, приготовляя человеческий род ко Второму Пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

 

Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать