Великий пост. Урок 7

14 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Урок 7. Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном селе и нескольких приписных храмов, член союза писателей России. Выпуск от 14 апреля.

Как часто в творениях святых отцов речь идет о страстях, о том, что с ними необходимо бороться, иначе они сами победят человека. Что же это за враги? Что о них нужно знать? Если в этих вопросах не разобраться, если не понять, что есть страсти, откуда они взялись и куда могут деваться, мы не сможем ни правильно понимать святоотеческие творения, ни правильно проводить христианскую жизнь. Страсти – это извращенные силы, способности и стремления человеческой природы. Некогда Бог даровал человеку добродетели, чтобы тот использовал их во благо. Но, увы, дары эти оказались не просто потеряны – после грехопадения они превратились в страсти и вместо добра стали приносить человеку зло, а вместо пользы – вред и разрушение. Подтверждение тому – наша жизнь, когда мы не едим, а объедаемся, не гневаемся на грех, но гневаемся на ближнего или славим не Бога, а себя. Некоторые страсти замечать несложно, их видят у себя даже люди неверующие. И грубые страсти потому и называются грубыми, что их проявления очевидны. Но бывают иные пороки, проявления которых столь тонки и неуловимы, что заметить их действия в собственной душе человеку неопытному невозможно. Как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), страсти живут в людях тайно и тому, кто о них ничего не знает или просто невнимателен, найти их нельзя. Разве может такой человек увидеть опасность для души в том, что он иногда много заботится о дне сегодняшнем, завтрашнем, послезавтрашнем? Однако именно так и проявляется печаль. А разве есть опасность в развлечениях, вот хотя бы в шутливых разговорах? Да, поскольку за ними всегда прячется уныние. Именно об этих страстях и о борьбе с ними сегодня нам расскажет протоиерей Артемий (Владимиров).

– Продолжая наши столь актуальные аскетические размышления (напомню вам, что аскетика – это наука о страстях и практика их истребления с помощью своих собственных бессильных усилий и мощной Божественной благодати), сегодня мы будем говорить о самых темных, как будто туманом окутывающих человеческое сердце страстях– печали и унынии. Учтите, что современное словоупотребление, принятое в светском языке, совершенно может не совпадать с наименованием страстей. Печаль ведь, по удостоверению апостола Павла, тоже бывает разная. Помните Александра Сергеевича Пушкина, сказавшего: «Печаль моя светла». И не всякая печаль действительно греховна: «Блажени плачущи, яко тии утешатся». Нам можно и должно печалиться о своем несовершенстве, ошибках, оплакивать их, однако эта печаль радостнотворная. «Вечером водворяется плач, а на утро радость», – такие удивительные слова мы обретаем в Псалтири царя Давида. Так вот, греховная печаль никак не связана с покаянием, но она есть плод неправильного отношения к миру. Вы помните, о чем мы с вами беседовали? Блудники ищут человеческой плоти. Чревоугодники, не прожевывая заглатывая пищу, ищут плоти иного рода – яств и пития. Сребролюбцы наэлектризованы созерцанием богатства, сокровищ, и вся реклама на этом сегодня построена, разжигая зависть и желание жить не по средствам, часто толкая людей на путь преступления. Тщеславный, если бы мог, забрался на небо и вцепился бы в Божественную славу, которая ему не принадлежит. Гордец упивается своим собственным Я исжирает его одновременно, потому что человек несамодостаточен и обретает жизнь только в обращенности к причине, источнику своего бытия. Гневливец, не достигая искомого, разрывается на части. Он сам себя душит энергией злобы, которая оправдана только в одном случае:если направлена на дьявола, если мы гневаемся на самих себя, пробуждая свою природу от лености, расслабления, как бы подхлестывая себя такой нагаечкой.

А вот уныние и печаль – чем они друг от друга отличаются? Мне кажется, степенью страсти: знаете, звук бывает еле слышен, а если «врубить» по полной, то децибелы оглушают. Священное Писание свидетельствует, что избыточное знание, приобретаемое ради тщеславия, и избыток вещей рождают печаль. И точно, покажите мне хоть одного человека, который непрестанно бы радовался, будучи вынужден защищать неизвестно как приобретенное имение. Печаль – это некоторое внутреннее отягощение. Оно появляется вследствие заботы о чем-то земном, о том, что тебе нужно сохранить, умножить, не дать украсть, обернуть вокруг собственной оси.

Печаль есть знак того, что твое сердце не свободно, но пристрастно, и в этом, между прочим, двойственность влюбленности. «Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло... Тут не одно воспоминанье...». Я не против высокого романтического чувства, особенно в наше время, когда молодежь вообще разучилась любить, ухаживать, рыцарски относиться к предмету своего внимания. Но едва лишь молодой человек влюбился, как у него появляется печаль: собственничество, ревность, недостаток доверия, беспокойство, как бы не выпорхнула ласточка.

И нам действительно трудно оставаться беспечальными в этом мире. «Какая житейская сладость пребывает печали непричастна», – воспевает святой Иоанн Дамаскин. Мы слышим эти слова во время погребения: «Земной печали непричастна». Хочешь быть беспечальным – оставайся странником в этом мире. Хочешь быть беспечальным, будь как золотой лучик: он исходит от солнца, обегает всю Землю, ко всему прикасается, все собою освещает, но ни на чем не задерживается. Между прочим, христианская любовь к ближним не должна приносить печаль, потому что христианин не собственник, а служитель, и, любя человека, он желает ему пользы, не делает его своей собственностью, но истощает себя ради него, в то время как человек остается внутренне свободным, хотя это отдельная тема для разговора. Посмотрите, как радостно оживлены, энергичны и динамичны дети. Мы часто их называем ангелочками. В самом деле, чем ангелы от нас отличаются? Они беспечальны, они, как молнии,быстродвижны, они служат людям, они выполняют веления Божии, но не задерживаются надолго на земле. Вот и Господь говорит: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

И когда наше сердце холодно к земному и мы, как уже научились в одной из прежних передач, перераспределяем любовь, свободно даря, приобретая и отдавая, мы бываем очень радостны и энергичны. Это визитная карточка христианина. Печали противоположна радость, внутренний избыток жизни. Если ты богатеешь в Бога, а не в самого себя, то, поверь, чем больше раздашь, тем больше тебе будет и даровано. И думается, что уже с детских лет нам нужно учиться беспечалию. И опытные родители, воспитательницы так и поступают. Когда у «бэйби» скопилось слишком много игрушек, нужно провести акт благотворительности и раздать избыток формочек, плюшевых мишек, Мальвин, Дюймовочек и Золушек. Потому что в этом мире делается светлее и люди становятся добрее, когда нам есть чем с ними поделиться. И, напротив, как печальна старость пожилого человека, который в своей малогабаритной квартирке не то что копит журнал «Химия и жизнь», но, простите, еще с помойки тащит какие-то замшелые издания, какие-то ржавые детали – «авось пригодится», забывая, что в гроб всю макулатуру и металлолом не положишь. И смех и грех.

Отсечем печаль и, надеюсь, не впадем в уныние, которое есть умножение ее, притом безмерное и бездонное. Святые отцы называют уныние смертью, а унывающего – живым мертвецом. Преподобный Серафим предостерегает нас, говоря, что хуже уныния вообще ничего нет. Лучше по ночам есть сухарики, которые он из котелочка раздавал дивеевским сестрам, лучше мягко улыбнуться и пошутить, но только не засушивать себя унынием. Впрочем, было бы не совсем точно сказать, что уныние – это всегда лишь плод печали, возникающей от пристрастия к вещам. Оно гораздо хитрее, и дьявол иногда окутывает нас этим темным саваном, когда мы вовсе даже не думаем о земных пристрастиях. Давайте разберем те причины, по которым на человека может найти уныние. Если ты слишком веришь в собственные силы и уповаешь на дела своих рук, если ты наивно убежден, что незаменими не умеешь делегировать свои обязанности людям, находящимся от тебя в зависимости на трудовом фронте, бойся, как бы уныние не сокрушило тебя одним ударом, как медведь ударом лапы умерщвляет лошадь или незадачливого охотника. Нужно знать, что ты немощен и вовсе не универсален, нужно уметь в известных случаях сказать: «Простите, я бы рад, но это превышает мои силы, по-народному – кишка тонка, поэтому я не могу ответить согласием на ваше предложение».Итак, человек может впадать в уныние, когда он берет на себя слишком много обязанностей, когда он сгибается и падает под тяжестью самопроизвольного креста. Нужно умение сообразовываться со своей немощью,перераспределить обязанности, чтобы не тянуть одному баржу на Волге, но делать это коллективными усилиями.

А бывает, что уныние охватывает и проглатывает человека, который слишком сильно переживает за судьбы мира. Да, нет ничего страшнее равнодушия, апатии, но, сочувствуя людям, нельзя вобрать в себя всю мировую скорбь. Будем помнить, что это сделал Господь, взявший на Себя грехи мира. Вот канал «Союз» работает 25 часов в сутки, а какая процентная доля населения нашей великой Родины на деле его смотрит и каков возрастной контингент? А потом вдруг оказывается (хотя статистика – дело непростое), что канал «Союз»смотрят младенцы до трех лет и бабушки после 85. И вы, как Базаров, начинаете рассуждать: «Нужен ли я России? Нет, не нужен». Нужен ты России, только знай, что без Бога не до порога. И Господь всегда дает нам потрудиться и истощиться, когда мы делаем все, что можем и должны. И затем Он влагает успех в ослабевшие руки труженика, и на поверку окажется, что и молодежь, и студенчество, и семейные пары, и преуспевающие бизнесмены, – все потихоньку смотрят канал «Союз», просто друг дружке в этом не признаются.

А бывает еще, что совестливый человек, наблюдая, как зло разливается в этом мире, унывает, потому что у Христа не слишком много последователей. И дьявол, воспользовавшись сердоболием человека, наваливается на него невидимо и пригибает к земле, как карельскую березку во время урагана. Да, сам лукавый зол и уныл. В аду нет ни искры счастья и радости, и нам, христианским подвижникам (ну потихонечку ведь мы двигаемся от греха в сторону добродетели), не следует удивляться, что по Божиему попущению бывает такое уныние беспричинное, немотивированное. Вроде бы и без смертных грехов живешь, исповедуешься, причащаешься, трудишься, нужен людям, а на душе кошки скребут и все валится из рук. Это надо перетерпеть, потому что со временем Бог даст и избавление. А если Он попускает такое нагнетание тугой тоской, то только для того, чтобы человек не возгордился. Это бывает ради профилактики, чтобы он научился всегда уповать на Господа, чувствовать полную от Него зависимость и во всякий день и час ограждал себя крестом, говоря: Господи, избави мя от врагов моих, от чуждых мне пощади меня. Потому что душа человеческая нежна, как подснежник, лепестки ее полупрозрачны, а какой-то суховей, самум, леденящий ветер ада тотчас приводит душу в смятение: «Отвращу Тебе лице – возмятутся», то есть едва лишь Господь светлый лик Свой отвращает от нас, как мы бываем смущены. Но давайте бодриться и трезвиться, и уныние не должно пускать к себе ни на шаг. Оно подобно рыкающему льву, который бродит окрест саванны, ища, кого бы из невнимательных проглотить.

Для того чтобы нам никогда не терять свойственный христианам дух радости, необходимо благодарить Бога не только за благое, но и за скорбное в своей жизни. «Господи, слава Тебе за все!» – вот наша любимая песня, наш припев, которым мы сдабриваем и труды, и отдых, когда находимся и в многолюдстве, и в уединении, за все, словно певчие дрозды, благодарим Господа Бога. Второе – давайте помнить о своей немощи и соизмерять наши труды с ограниченностью наших возможностей. Добродетель – уметь отдохнуть, добродетель – переключить свое внимание с основного поприща на какое-то второстепенное, ибо отдых есть перемена занятий. Я бы посоветовал уральцам, которые натружены и перегружены, не забывать врачевание русской баней, и в этом никакой шутки нет. Без бани русский человек может впасть в уныние, не говорю, что покрыться коростой. Она лечит, просветляет ум, раскрепощает, особенно если у вас есть добрые друзья, единомышленники. Баня не предполагает употребление горячительного, но морса, лимонной водички. А главное – умение поделиться опытом прожитой недели. Так что внимательные меня поймут и не осудят.

Мы с вами, дорогие друзья, победоносно сразившись сегодня с печалью и унынием, вооружимся напоследок вдохновляющим нас призывом Христа: «Радуйтесь, радость Мою даю вам, и никто ее у вас не отнимет». А в чем, в самом деле, эта радость? Это радость верить, доверять, служить Господу. Это радость быть полезным и востребованным. Это радость жить в своем Отечестве и возрождать его, насколько Бог нам дает сил. Это радость соборной литургической молитвы в Божием храме. Это радость уединения на природе, которая «не слепок, не бездушный лик», но имеет свою красоту и свой язык. Это радость созидания домашнего очага, воспитания детей, которым мы призваны передать то лучшее, что у нас есть, но отнюдь не наши недостатки и немощи. И дай Бог, дорогие друзья, чтобы все мы становились день ото дня мудрее, чуток смиреннее, и наконец обрели обетованную нам Господом Иисусом Христом нравственную свободу в соответствии с Его словами: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными».

 

Расшифровка: Михаил Белов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать