Великий пост. Урок 6

8 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

– В давние времена в пустыне подвизались два брата-инока. Они жили по соседству в разных пещерах, проводили время в безмолвии, посте, молитве и иногда встречались – в воскресные дни, или когда собирали злаки для пропитания. Однажды, во время таких поисков, младший брат увидел, как старший, наткнувшись на что-то, испуганно убежал в свою пещеру. Он подошел к тому месту и обнаружил там золото, много золота. Забрав его, подвижник, ничего не сказав брату, отправился в город, где распорядился богатством так: устроил для странников и нищих приют, больницу, основал при них монастырь и налегке отправился обратно в пустыню. По дороге он высоко думал о себе, о своих добрых делах и, естественно, осуждал брата, не сотворившего такого блага и даже убежавшего от него. Но тут ему путь преградил ангел и грозно сказал: «Знай, все, что ты сделал, не стоит того прыжка, которым твой брат перескочил через это золото, чтобы убежать от него и не погубить свою душу».

Вот так древние аскеты познавали науку подвижничества. А саму аскетику святые отцы понимали как различные способы обретения праведности и благочестия. Такая жизнь по Евангелию и называлась подвигом. И опыт святых подвижников стал для нас тем духовным сокровищем, от которого убегать никак нельзя. В золотых крупицах этого опыта мы находим пример восхождения, падения, восстания тех, кто уже совершил подвиг и достиг Царства Небесного. Знакомство с этим опытом дает нам множество уроков и возможностей самим становиться подвижниками, хотя бы в самой малой мере. И сегодня один такой урок нам поможет выучить протоиерей Артемий Владимиров, рассказывая о том, как нужно бороться с тщеславием и гордостью. С теми страстями, которые едва не погубили инока самомнением и самохвальством.

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма в честь Всех святых в Красном Селе, член Союза писателей России.

– Если вы помните, дорогие друзья, предыдущие передачи мы посвящали беседе о неуемных человеческих капризах и желаниях. Называются они страстями, потому что причиняют страдания, прежде всего, нашей собственной душе, а во-вторых, и ближним. Говорили о чревоугодии, о блуде, вспоминали сребролюбие – и объединяли их. В каком отношении? Все эти страсти выводят душу из нее самой – вовне, и заставляют ее со всей неистовостью, как если бы она была голодной гиеной, преследовать свой предмет и, захватив его, рвать на части. Не удовлетворяясь результатом, искать чего-то большего. Так гибнут от заразных болезней блудники. Так сребролюбцы, художественно выражаясь, в конце концов сами становятся жертвой кинжала. Так чревоугодники бывают вынуждены глотать пинг-понговый мячик (есть такая технология), чтобы не объедаться больше. Им зашивают мячик в желудок. Сомнительное удовольствие! Не лучше ли просто поигрывать в настольный теннис и сбавлять вес?

Сегодня мы поговорим о самых хитрых, лукавых, неуловимых, но и самых зловредных страстях – тщеславии и гордости. А у них, между прочим, та же самая природа – что-то вне себя пожрать. Но как можно сравнивать тщеславие с блудом? Это же какое-то внутреннее сложное психологическое состояние. А блуд – это конкретика и к тому же дурно пахнущая. Тщеславный – это вор, и я настаиваю на данном определении, только он охотится за нематериальными вещами. Если сребролюбец ослеплен блеском золота, если он занимается скупкой недвижимости, пока она окончательно не упадет в цене, то тщеславный охотится за лаврами, честью, славой, ему не принадлежащей. А кому? Страшно сказать – Господу Богу. Ведь Ему Единому подобает от нас, земных созданий, честь, слава, поклонение во веки веков. Аминь. А тщеславный – вор потому, что он хочет приписать Божественное величие, могущество, силу и мудрость себе. И таким образом он тянет на себя то, что ему не принадлежит и никогда принадлежать не будет. Почему и назван грех тщетный, суетный, ложной славы. За что боролся сатана, на то и напоролся. Кто был чем-то, стал ничем. Был чадом Божиим, а стал исчадием. Был отблеском Божественной красоты, а стал синонимом безобразия, хаоса, разрушения, уродства.

Итак, тщеславный – это «прихватизатор» чего-то нематериального. Он ставит себя на место Самого Господа Бога, а лучше бы прочитал роман братьев Стругацких «Трудно быть Богом». Не просто трудно, а невозможно, потому что волна тщеславия, так называемого успеха, на котором сегодня помешались даже педагоги, политики, менеджеры, – это как цунами. Серфингист лавирует на этой волне, она его несет, а он, милый, не видит впереди скалы, и волна обрушивается. Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай упал – и оказался на дне. И королевская конница не может его собрать, он распался на маленькие кусочки. Мы с вами говорим так образно, зная, что мир возносит человека высоко, прежде чем низвергнуть его в бездну. Посмотрите, дорогие друзья, документальные фильмы о тех, кто гонялся за славой. Где они сейчас? Как они закончили свою жизнь? Как правило, трагически. И мы еще поговорим об унынии, о беспросветном отчаянии, которое является единственным наследством людей отравленных, изъеденных червем тщеславия.

Но давайте о хорошем. Как бороться с этой мерзкой страстью? Очень просто. Лекарство давно выписано – в лечебнице Божией Церкви. Помни, что слава принадлежит Господу Богу, и поэтому почаще ограждайся от комплиментов. Некоторые из похвал весьма сомнительные и пахнут грубой лестью, особенно если ты начальствующий, а перед тобой заискивает персонал: «Ах, Иван Иванович, Вы у нас такой креативный! Ах, Иван Иванович, Вы безнадежно опередили свой век! Ах, Иван Иванович, тяжело Вам с нами, бестолочами!» Как только вы почувствуете эту зыбкую почву, сразу же ограждайте себя исконными словами (гром грянет – мужик перекрестится): «Слава Богу за все! Я рад Вам послужить! Вашими устами мед бы пить! Свежо предание, а верится с трудом. Вы судите обо мне в силу собственной неиспорченности, и мы все у Вас такие хорошие, потому что Вы сами – Бэмби». Вот так, с юмором или серьезно, нужно отводить от себя стрелу тщеславия, выставляя щит мудрости, скромности, юмора, но ни в коем случае не принимая за чистую монету эти обволакивающие наше сознание, елейные, а на самом деле очень-очень опасные слова.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!

Если не хочешь быть заживо сожжен тщеславием, то внутренне всегда посвящай всякое свое доброе действие (о злом я не говорю), всякое слово и всякую мысль Богу, Который является в нас источником всего хорошего. Так и говори: «Господи, прими малую лепту моих трудов во славу имени Твоего святого. Не нам, а имени Твоему, Господи, дай славу». Ложась спать, прежде чем натянуть на себя пододеяльник с одеялом, скажи: «Слава Тебе, Господи, за то, что было, за то, что есть, и за то, что будет». И таким образом создавай в своей собственной душе правильное устроение. Ты всего лишь инструмент, кисточка в руках Божиих. Ты всего лишь орудие Его святой и благой воли, даже когда тебе удалось сделать что-то действительно стоящее, значительное: посадить дерево, построить дом, родить ребенка или выступить удачно по телевизору. Говори так, как учит Христос: «Я раб никуда не годный и сделал только то, что мне должно было сделать по моей обязанности, по сану, по чувству долга. Тебе, Господи, мое благодарение за то, что дал мне возможность послужить святому Твоему имени».

С тщеславием мы разобрались, поняли, как грешно гладить себя любимого и упиваться чужими похвалами и как безопасно уходить, стушевываться (по слову Федора Михайловича Достоевского), умея за все возблагодарить Бога.

А гордость – это вообще жуткая вещь, моральное уродство. Это два шага до выживания из ума, нравственная катастрофа, абсолютный тупик и самовольное катапультирование себя по направлению к преисподней. Ой, как страшно и жутко! Но это все описание последствий. Что же такое гордость в своем существе? Мне кажется, что гордость – это родная сестрица тщеславия. Начинается все с малого, когда мы любим себя показать, о себе заявить, стать центром внимания. Как вы видите, тщеславие работает по горизонтали: «Мое величество «Я» и людишки, насекомые, за счет которых я зарабатываю духовные или какие-то дивиденды». Но вот настает момент, когда ты уже переполнен гноем тщеславия, не можешь сказать слово в простоте, но выкладываешь в Интернет все свои благие деяния. Очень опасная, кстати, сейчас эпоха! Куда делись скромность, тайна, конфиденциальность, к которым мы были приучены? Об этом мы еще поговорим. В конце концов, люди могут не тщеславия ради делиться своим опытом в Интернете, не правда ли? Человека спасает и губит намерение, а намерение прозирает Господь Бог. Итак, если тщеславие – это работа по горизонтали, то гордость – это стальной стержень, осиновый кол, который мы сами себе вбиваем, пригвождая себя к позорному столбу. Гордость – это полнота самообольщения. Гордость – это такая духовная болезнь, заболев которой, человек чувствует себя последней инстанцией, пупом земли, центром вселенной. Гордый человек, если все довести до завершения, это самоистукан. Гордый человек ставит себя в центр координат. Гордец не признает над собою высшего суда, он сам с усам. «Он могуч, он гоняет стаи туч». Очевидно, что внешнее выражение гордости – это безбожие. Зачем мне мой Создатель, когда я сам себя породил, как барон Мюнхгаузен из болота марксизма-ленинизма вытащил на свет, но уже не Божий, потому что человек весь видимый мир ставит в зависимость от себя самого.

Гордый человек рано или поздно придет в состояние исступления умственных сил. Это действительно случается с такими крикливыми, хотя и очень талантливыми людьми, как Ницше, как Леонид Андреев – наш русский последователь и выразитель ницшеанской философии, как Гитлер, тоже подпитывающийся от индуизма с его обожествлением падшего человеческого «я». Все они заканчивают больницей, сумасшествием, гибелью, распадением ядра личности. Святые отцы говорят: «Гордому уже никто из людей помочь не может». Гордыня ума – это самая страшная пробка, которую ближние вынуть из бутылки уже не могут. Один Господь силен гордого сделать смиренным, по крайней мере, дать ему подобный импульс. Вот почему мы должны придирчиво ежедневно всматриваться внутрь самих себя. А не появилось ли в нас этого душка? Не заболели ли мы этой гордыней? Не превратились ли мы в гусыню, индюка, который, раздув свой зоб, как какое-то безобразное жабо, шипит на всю вселенную, почитая себя воплощением красоты?

Все начинается, как всегда, с маленького. От маленького до великого преступления один шаг. Если тебе становятся совершенно неинтересны люди сами по себе, но ты смотришь на них к ак на средство исполнения своих честолюбивых желаний, каких-то амбициозных намерений – красная кнопочка зажглась. Если ты не можешь сосредоточиться на том, что тебе говорят, и единственное, что привлекает твое внимание, – это твоя собственная персона, обсуждаемая, попавшая в центр внимания, и тебе не очень интересен разговор, если его предмет не касается твоей личности, – красная кнопочка зажглась. Если ты не переносишь критики, как здоровой, так и нездоровой, но, словно Сивка-Бурка вещая каурка, взмываешь на дыбы, холка поднимается, ты превращаешься в серого волка, вместо улыбки – оскал, глаза наливаются каким-то зеленым электрическим светом, – это симптом. Ведь раздражительность, переменчивость настроения, импульсивность (завершаются они психопатией, когда из каждого пустяка, из мухи ты делаешь слона) – это красная горящая кнопка.

Гордый человек, между прочим, еще скучает, когда он находится совсем один. То же самое и у тщеславного, потому что тщеславный живет только в окружении людей, только когда он помещает себя центром определенной окружности. Но и гордец, признаюсь вам, мучится от неприкаянности, от одиночества. Он напоминает собой черную дыру, в которой нет ни единого лучика света. Будем лечиться. Первое: читай ежедневно одну-две главы Евангелия, с тем чтобы образ Христа запечатлелся в нашей душе. «Научитеся от Мене, ибо кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Второе – всегдашнее самоукорение, умение смотреть на себя со стороны, видеть себя в критическом свете. К себе быть притязательным, жестким и придирчивым. А к людям проявлять снисходительность и долготерпение. Вот зеленая кнопочка. Вот движение по направлению к спасению. Третье – внутреннее самоукорение, которое нужно отличать от самоугрызения (это как раз удел гордецов), должно обязательно сочетаться с молитвенной обращенностью ума и сердца к Богу: «Господи, я слаб, я немощен, но твердо, несомненно верую, что Ты меня очистишь, помилуешь и спасешь. Господи, слава Тебе за все! Твердо, несомненно верую в милость, дарованную Тобою всем, кто верует в Твои искупительные страдания и воскресение из мертвых».

«Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы не потерял я Твою благодать и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения» (Молитвенные прошения преподобного Силуана Афонского).

Вот таким макаром, потихоньку, общаясь с людьми, учась уступать им место, проявляя деятельную заботу о них, внимательность, учась слушать и слышать, отодвигая себя в сторонку, в тень, мы мало-помалу обретем исцеление от нажитых грехов самолюбия, тщеславия, мнительности, обидчивости и гордости. И Бог дарует нам ясность суждения, мирное сердце. Мы вновь станем теми приятными в общении, мудрыми людьми, которые будут находить удовольствие в служении окружающим. И от этого черпать подлинное утешение и радость, потому что источником подлинного утешения является Сам Господь, таинственно всех нас соединяющий.

 

Автор и ведущая передачи Ольга Валентиновна Баталова
Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать