Великий пост. Урок 4

1 апреля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

«Если корабль нагрузить сверх меры, он пойдет ко дну. То же можно сказать и о человеке, который ест больше, чем необходимо», – пишет святитель Иоанн Златоуст. И то, что бывает с перегруженными кораблями, происходит и с перенасыщенными людьми. Такому кораблю ничего не поможет: ни тишина моря, ни искусство капитана, ни слаженная работа команды – он все равно утонет от тяжести груза. Так и чревоугодник погубит свою душу, и ничто ему не поможет: ни учение Церкви, ни порицание других, ни стыд, ни наставления, ни страх будущего, ничто не спасет душу, если сам человек не будет бороться с чревоугодием. Такую картину рисует святитель, чтобы показать нам гибельность этой страсти. Но как же с ней бороться? Об этом мы подробно говорили на прошлом уроке с протоиереем Артемием Владимировым. Великопостный цикл бесед с батюшкой посвящен аскетике. И говорит он об этой науке христианского подвижничества не только затем, чтобы еще раз напомнить нам о гибельности страстей и необходимости борьбы с ними. Нет, цели наших уроков вполне практические: обозначить те шаги, те конкретные действия, которые помогут нам, тем более во время поста, преуспеть в аскетике. Ведь аскет – это тот, кто борется со страстями, кто подвизается телесным воздержанием, стяжанием добродетелей. Аскетизм иногда называют «христианством в размышлении и действии». Именно в таком ключе и выстраивает свои беседы отец Артемий, когда рассказывает о каждой страсти отдельно и предлагает вполне конкретные рекомендации и упражнения, которые следует выполнять, чтобы успешнее вести внутреннюю борьбу. Эти сведения сам батюшка позаимствовал из аскетических творений святых отцов, то есть из живого опыта христианских подвижников.

Рассказывает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России.

В прошлый раз, дорогие друзья, мы уподобились древнерусским былинным богатырям, которые держали сражение с чудищем поганым, с помощью меча-кладенца срубали головы огнедышащего дракона. Меч для нас – это мудрость и молитва, а чудище – страсти, в том числе и чревоугодие – пронырливая и хитрая страсть. Святитель Игнатий Кавказский говорит о том, что нет ничего более умиротворяющего, радостного, чем воздержание, умение всем пользоваться в меру и разумно. Почему? Потому что, найдя свою меру (а ведь она у каждого своя), человек делается способным сохранять ум в светлости, обретает ясность сознания. Кстати, гибельность чревоугодия и состоит в помраченности ума, а не только в том, что тебе приходится сорок восьмой размер менять на пятьдесят шестой. Ясность ума, способность рассуждать, все подчинять голосу разума попечением о плоти не следует превращать в похоти, как учит апостол Павел.

И в этом смысле воздержание, как власть над чревом, как господство над низшими пожеланиями души, очень тесно связано с целомудрием, сердечной чистотой. Мы об этом еще с вами поговорим, но сейчас хочется только похвалить человека воздержанного, то есть внутренне свободного, ни к чему земному не пристрастного, не привязанного до болезненности, когда сам взор меняется, глаза становятся бегающими: такие вот красные глазенки, о которых писал Александр Блок: «И пьяницы с глазами кроликов “In vino veritas!” кричат». «Очи завидущие – руки загребущие», еще и трясущиеся – посмотрите на людей зависимых! И напротив, холодность к благам этого мира, внутренняя отстраненность от земного, умение всегда прославлять Господа Бога, Который все нам дал с избытком для наслаждения.

И пусть ученики Христовы в этом отношении напоминают каких - то птичек - невеличек: одна птичка бродит у ручья, что-то высматривает среди камешков, готовая фьють – мгновенно вспорхнуть при приближающейся опасности; или колибри, делающая мильонное число взмахов крыльями и длинным носиком пьющая нектар, как пчелка, чуть только появится стрекоза – фьють, ее уже нет! Вот такая легкая деликатность – легко садимся и легко должны вставать! Идеал, для меня лично недостижимый. Сейчас я об этом говорю для того, чтобы самого себя мотивировать на приличный, достойный образ жизни.

А теперь, дорогие друзья, давайте-ка наденем кольчугу, латы, вооружимся мечом, сядем на Сивку-Бурку, вещую каурку, или Бурушку, как ласково былины называют коня Ильи Муромца, и отправимся в сражение – «последний бой – он трудный самый!». Потому что есть такая огнедышащая пасть, которая заглотила уже сотни тысяч душ и при этом не страдает от отсутствия аппетита, – страсть гнева, злобы, начинающаяся с едва приметной раздражительности, которую сейчас эвфемистически называют нервностью или так говорят: «У меня, вы знаете, дурной характер, не подходите – искусаю!» Ах это самооправдание! Ах это стремление убелить себя и в выгодном свете выставить собственную испорченность! До добра не доведет… Потому что в раю нет ни одного человека, который на земле занимался бы самооправданием, а ад забит ими до отказа!

Итак, дорогие друзья, каленым железом с сегодняшнего дня я начну выжигать эту самую раздражительность, начинающуюся с прилогов, приступов, едва заметных намеков – недоброжелательности, нежелания посмотреть на человека светло, радушно, с улыбкой, готовности грубо его оборвать, когда он что-то такое невнятное нам говорит, внутреннего осуждения… Какая-то накипь, презрение, негодование, привычка по поводу и без повода «срываться с места в карьер», «спускать Полкана», когда мы не можем, потому что не хотим, совладать со своими чувствами – выпускаем джина из бутылки, и происходит термоядерный взрыв! Второй Чернобыль! А сердце превращается в Везувий, источающий из себя лаву огнедышащую, еще сопровождающуюся выбросом ядовитых газов, умерщвляющих все на пути своего распространения. Картина! Но именно таков человек, который почитает себя вправе раздражаться. Наживает вначале невроз, потом психоз, и уже не знаешь, где болезнь, а где злой навык, в чем и состоит коварство лукавого духа.

Утверждаем вместе со Священным Писанием, что не любящий своего брата, то есть позволяющий себе на него раздражаться, «во тьме ходит и Бога не знает», хотя бы прочитывал по десять акафистов в день. Ибо Бог есть Свет, в Нем нет никакой тьмы нечеловеколюбия. Он Источник чистейшей любви, Божественной энергии, которая всех просвещает, всем желает пользы, всех хочет спасти, собрать в лоно Матери Церкви. Малейший импульс осуждения и озлобленности есть демоническая энергия, расточающая то, что Бог собирает. Христос почивает лишь в простых и незлобивых сердцах.

С чего начнем борьбу? Внимание! Ахтунг! Ахтунг! Всегдашний самоконтроль, всегдашняя готовность ума засечь появление помысла или чувства неприязни и вступить с ними в единоборство. Каким образом? Расчленим этот акт, это действие нашей психики на отдельные сегменты. Вот шевельнулось слово осуждения (я не разбираю сейчас, откуда оно – изнутри испорченной души поднялось, как какое-то бульканье на болоте, или привнесено демоном, который своим хвостом замешивает в нас эту ядовитую смесь и удаляется) – главное вовремя заметить: «А нюх, как у собаки, а глаз, как у орла»! И тотчас откреститься от этого неправедного движения нашего сердца: «Господи, это не Твое и не мое! Не принимаю!» «Не хочу, не буду!» – как маленькие дети, бывает, отказываются от несвежей пищи. Едва лишь только ты внутренним актом, волением отторгнул от себя злое движение, ты уже победитель греха! По учению святых отцов, Бог не вменяет нам в грех возникший внутри худой мечтательный и злой помысел, если мы не принимаем его, если он только появился в сфере нашего внимания, но тотчас был нами отторгнут. Это бескровная победа, это лавры, которые Сам Бог возлагает на главу благоговейного, внимательного человека!

Однако нет гарантии, что зло вновь к нам не возвратится. Голодный пес, или койот, или шакал, будучи отогнан, потом вновь наведается в усадьбу. Значит нужно выставить систему защиты – «противоракетную оборону», а лучше сказать – щит и меч, которые воин, находящийся в дозоре, держит наготове. Молитва, внутренняя обращенность к Господу – вот меч, а щит – это сознание своей немощи, неспособности победить зло: «Господи, я никто и ничто! Без Тебя я не смогу и шагу сделать в невидимой брани, Ты мне помоги, Иисусе Христе, помилуй мя!» Святые отцы свидетельствуют, что призывание имени Иисуса Христа с верой и любовью производит устрашающее действие на любую страсть. Как исчезают сгустки тьмы там, куда внесен светильник, распространяющий вокруг себя лучи света, так демоны бегут прочь, страсти притихают, едва лишь только мы обращаемся к Всемогущему Богу, называя Его по имени: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»

Вот так, держа оборону, мы обретем, получим победу. А что если пресловутая раздражительность уже укоренилась в твоей душе, если внезапно ты чувствуешь раздражение, которое как землетрясение начинает колебать твою душу? На этот счет премудрый Соломон говорит так: «Если дух владеющего найдет на тя, места своего не оставляй». Не бросай щит и меч на поле брани, но напряги свою слабую волю, как борец, против которого выходит оппонент более тяжелой весовой категории, и посмотри, в какое уязвимое место ты можешь нанести ему удар. Апостол Павел говорит так: «Противостаньте дьяволу, и он убежит от вас». Даже если ты слаб и немощен, но с тобою Сам Господь: какими бы исполинами и голиафами страсти ни представлялись, ни рисовались нашему воображению – только скажи, как мы сейчас выяснили: «Не хочу, не буду!», «Господи, сил я не имею, но у меня есть желание устоять в добре. Господи, я склоняю свое произволение на чашу добра. А Ты мне помоги, вдохни в меня благодать Твою, энергию Твою, которая поможет мне не сдать высоту и победить этого страшного врага!»

И вы знаете, как бы ни был человек обладаем страстью и навыком (какой-нибудь несчастный алкоголик, который уже пропил все, что у него было дома, покинут женой и дочерью, живет в трущобе; или человек наркозависимый, которого ломает изнутри страсть, и он чувствует, как она просто разрывает его на куски), если возведет он свой взор ко Христу, Который взял на Себя его немощь, язвы, болезни, страсти, и скажет: «Господи, как Ты умер за меня на Кресте, так я сейчас хочу умереть за Тебя, чтобы жить с Тобою вечно». Если бы у нас в момент обладания нами страстью, ее «открытого военного действия против нас», как говорит старец Силуан Афонский, хватило рассудительности посмотреть туда, где Господь, и увидеть на себе Его взор, с «распятой» высоты к нам обращенный, и в ответ раскрыть руки, дабы Он заключил нас в Свои объятья, самый ад содрогнулся бы и отступил во тьму! Потому что Бог слишком много сделал для каждого из нас, чтобы человек, ищущий своего Творца, в этот пограничный, форс-мажорный, судьбоносный момент остался без помощи Божией.

Ну а покуда страсти притаились и молчат, будемте всегда в состоянии повышенной боевой готовности номер один! Жди искушения – и оно к тебе не придет, приуготовься – и оно тебя обойдет! Страсть как цунами идет на тебя – ты пригнись и поднырни. То есть вспомни, кто ты и что ты. «Господи, я ничто, а Ты – все для меня!», «Господи, хочу быть твоим чистым сыном» – так молился праведный Алексей Мечёв и так советовал трогательно, по-детски обращаться ко Христу, когда помянутые мною страсти надвинутся, словно Золотая Орда на Святую Русь. Я очень надеюсь и верю, что наши ненавязчивые уроки будут приняты к сведению хотя бы десятью процентами сегодняшних наших телеприхожан. Потому что на самом деле предмет очень серьезный, борьба идет не на жизнь, а на смерть. Плод ее, результат один – либо вечная погибель, либо вечное спасение во Христе. Не всем, я это прекрасно понимаю, слушать легко наши разговоры, но вы сами, дорогие друзья, не лыком шиты, вас на мякине не проведешь! Вы вместе со мною прекрасно понимаете, что аскетика – это не переливание из пустого в порожнее, аскетика – это не теория, оторванная от практики, а это наука побеждать. Это метод Александра Васильевича Суворова, который учил своих донцов-молодцов, солдатушек-ребятушек делать стремительные суворовские переходы и прямо с Альп обрушиваться на голову противника тогда, когда он спокойно пел французские песенки или распевал Марсельезу. «За веру, за родину, за царя-батюшку!» – мы победим!

Конечно, не будем впадать в прекраснодушие: враг-то имеет свойство подкрадываться незаметно: «Конец – делу венец». Прежде смерти, учили афонские подвижники, никого нельзя ни прославлять, ни ублажать. Поэтому – жизнь продолжается! И в качестве домашнего задания мне хотелось бы, дорогие друзья, предложить вам попробовать применить на практике те боевые приемы, которые мы сегодня с вами воспомянули, отобрав из огромного наследия святых отцов самое важное и выразив эти советы современным языком применительно к психологии восприятия екатеринбуржцев, и не только их, а еще и жителей Новой Зеландии, Голландии… – сегодня «Союз» смотрит весь мир, и я буду очень рад с вами встретиться вновь и продолжить нашу азбуку спасения.

 

Ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать