Великий пост. Урок 3

31 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

Мы продолжаем великопостные беседы с протоиереем Артемием Владимировым, на которых речь идет об аскетике, о науке христианского подвижничества, причем говорит батюшка не столько о теории духовной жизни, сколько о практике, а она, как известно, опирается на живой опыт святых – людей, уже совершивших подвиг спасения. Благодаря такой опоре каждый христианин способен восходить по ступеням духовной лествицы, отрываясь от жизни греховной и приближаясь к добродетельной. Начинается такое восхождение с покаяния, поскольку именно оно есть первое и основное христианское аскетическое делание. Покаяние есть тот труд, не совершать который нельзя тем, кто желает дойти по узкому, но спасительному пути до Царствия Божьего. На прошлом уроке отец Артемий говорил о том, что покаяние является основой всякого христианского подвига, молитвы, поста, служения ближним, и подчеркивал, что никакой духовный подвиг человек не способен совершать собственными силами. Конечно, сам он должен трудиться, искать и обретать Царствие Небесное, но спасает нас только Бог. То есть в деле спасения участвует и свободное произволение человека, и благодать Божия. Напомним, благодать, согласно учению Церкви, есть та нетварная, Божественная сила, в которой Господь являет Себя человеку, а тот с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и может достигать состояния обожения, то есть – спасаться. И поскольку, повторим, началом спасения является покаяние (а истинное покаяние только от благодати), то сегодня мы попробуем разобраться в том, чему еще учит нас благодать, как она помогает нам хоть в малой мере, но становиться подвижниками.

Рассказывает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России.

Какой же первый урок преподаст нам «добрая учительница», невидимо почивающая в нашей совести, в разуме, умственной части души, – Божественная благодать? Она укажет нам на господствующую страсть, на тот злой корень, который преимущественно порождает ядовитые цветы, отравляющие душу. Господствующая страсть за годы нашего неведения, жизни вне Церкви, может быть, свила такое гнездо в сердце, что ежедневно собирает урожай в наших словах, действиях, поступках, чувствах; тиранит, мучает нас. Притом что мы эту «хозяйку медной горы» и ненавидим, и тянемся к ней одновременно, прекрасно зная, какие страдания мы будем испытывать, в очередной раз согрешив. Парадокс! Душа и влечется к страсти, и одновременно хочет освободиться от нее. Раскол ядра нашей личности! Но вот беда: навык – это почти что вечная гибель, настолько сроднился он с нашей падшей природой. Вспомните многолетние страсти – курения, излишества в горячительном, какую-то глупую привычку набивать до горла наше чрево пищей так, что дышать трудно и в глазах темно. Умолчу о прочем. Но не будем отчаиваться! Господь принял наше покаяние и обновил в нас действие Духа Святого…

Божья благодать учит человека сражаться с этой гадюкой страстью, вот скажем – с чревоугодием. Чревоугодие паразитирует на естественной потребности нашего организма восполнять ушедшие силы разумной трапезой, вкушением пищи и пития. Апостол Павел свидетельствует, что пища освящается словом Божьим и молитвой. Хочешь научиться вкушать в меру – воспринимай еду как лекарство. Никто, если он не сумасшедший, аспирина не переест, но примет таблеточку одну, другую: столько, сколько нужно. Страсти очень боятся упорядоченности, режима дня. Поэтому если ты за собою оставляешь право перекуса (вот женщина нервничает и, чтобы заесть свои эмоции, что-то тянет в рот… и «ласточка» становится «пингвином»), успеха не достигнешь при таком ненаучном подходе к приему пищи. Но все должно иметь свой ранжир, порядок. Наш Бог есть Бог порядка, а не неустройства. Он все расположил числом, мерой и весом.

Поэтому возьми себе за правило (обращаюсь к тем, кто, как и я, страдает чревонеистовством): утром поразмысли – когда и где ты будешь подкрепляться. Понятное дело, ужин нужно сразу отдать политическим партнерам и сосредоточить внимание на обеде. Не забудем рекомендации Минздрава: жидкая, горячая, теплая пища; подключим к этому знания о сочетаемости и несочетаемости продуктов; вспомним, что сегодня ГМО добавки могут вызывать аллергии и нечто даже более серьезное, чем аллергии; будем стремиться к здоровой пище (фаст-фуд к ней не принадлежит) и, распределив для себя трапезу (а ведь у каждого свои потребности, хвори, своя диета, возможности), оградим себя молитвой. Правило номер один: не садиться за стол без молитвы! На Руси говорили: «Кто начинает есть без молитвы, только думает, что он ест гречневую кашу, а на самом деле там – дохлые мыши». Простите меня, но это опытно добытые знания. И когда ешь – не торопись, это и правило хорошего тона; не заглатывай, как Робин Бобин мельницу и корову (а закончил людоедством). В некоторых художественных фильмах можно видеть, как пользовались ножом и вилкой, еще и салфеточку закрепив у себя под подбородком: аккуратненько, по чуть-чуть, кусочек возьмут, прожуют, потом продолжат. Да, действительно, еще немножечко, еще чуть-чуть, а насыщение-то приходит незаметно…

А главное, когда вкушаешь пищу, про себя молись самой короткой молитвой: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!», «Иисусе Христе, помилуй мя! Иисусе Христе, помилуй мя!» И что? А вот что! Избавишься от самого лютого и заклятого врага – пресыщения, потому что Бог тебе всегда даст сигнал: «Ты уже наелся!» Ты уже вкусил, дело кончено, пора сматывать удочки, естество говорит: «Довольно, уже больше не могу!», а глаза хотят «пожрать весь базар». Будешь иметь внимание на молитве, маленькое усилие воли – и стоп! Красный свет! «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу …» – встаешь и благодаришь. Чрево поноет немножко и через три минуты успокоится, потому что ты не враг своему телу, а друг его и отсекаешь излишнее. Вы меня спросите: «Батюшка, где это Вы все прочитали?» Прочитал, но главное, все это добывается опытом – «сыном ошибок трудных».

И еще. Не будем забывать, что сон и еда – это Божий дар, и нужно действительно быть благодарным Господу Богу за то, что Он простирает Свою щедрую десницу, питает нас ежедневно, проявляя о нас большее попечение, чем о птицах и волах, и дарует нам сон, восстанавливающий наши силы. Спросите у тех, кто страдает бессонницей: «Что такое сон?» Они скажут: «Сокровище!» Спросите у тех, кто выброшен на необитаемый остров, лишенный растительности: «Что такое апельсин?» Они скажут: «Это величайший Божий дар». Вот почему христиане, в отличие от тех потребителей и пользователей, которые относятся к миру как к какой-то сырьевой площадке, существа радостные, благодарные. Мы должны уметь и стакан холодной воды принимать с благодарностью к Творцу. И последнее. Отчего мы услаждаемся гастрономией, отчего дрожим при виде какого-то тортика (мужчины в этом отношении более грубая фактура, а вот женщин хлебом не корми, только покажи им какой-нибудь эклер – и они уже готовы бежать за ним на край света!)? Думаю, оттого, что в нашей жизни Святая Чаша Причащения не занимает должного места. Потому мы так безумно вилкой и ложкой роем себе место на кладбище, что заглушили в себе жажду и алкание Святых Христовых Таин.

Поставьте на должное место Святую Евхаристию в своей жизни, и мало-помалу у вас все выправится с потреблением земных благ. И не будете злоупотреблять горячительным, и отсохнет от вас эта курительная страсть, и вкушать будете в простоте и веселии сердца, от избытка уделяя нуждающимся. «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» «Виноградную косточку в теплую землю зарою… А иначе зачем на земле этой вечной живу?» Все у вас будет просто, со вкусом, с изюминкой, с искоркой, если вы будете в праздничные дни готовиться и приступать к Святой Чаше, если Небесные Пища и Питие будут для вас пределом вашей светлой мечты, если вы будете идти к свету Божьему, на Божественную литургию, как мотылек стремится к свету! И думается, что все вот это услаждение грехом («Ах, я и ненавижу свою страсть, но и лобызаю ее!») происходит от диспропорции в нашей жизни. Мы удалились от духовного света, и в сумерках страсти играют нами, как мячиком для пинг-понга. А вот возвратимся в лоно Матери Церкви, будем по воскресным дням взирать туда, где священник в алтаре, повернувшись к нам, говорит: «Вкусите, примите: сие есть Тело, сия есть Кровь Господня, за вас ломимая и изливаемая во оставление грехов», – и все у нас наладится! «Молись Троице, и все устроится». Я в этом глубоко убежден!

Может быть, к нашему разговору следует добавить еще кое-что. «Батюшка, – иногда спрашивают, – если мы такие страстные и ужасные, если каждый день нам надлежит сражаться с этими главами гидры, рубя ее щупальца – обидчивость, уныние, то останется ли место для деятельного добра? Какую цену имеет мое желание помочь человеку, находящемуся в нужде, посетить больного, коль скоро я с головы до ног покрыт проказой страстей, есть ли место для деятельной любви? Есть, и очень даже есть! Потому что от внешнего можно и должно идти к внутреннему. Подлинная любовь Христова всегда требует от нас маленькой жертвы, это всегда удар по собственному себялюбию, эгоизму. «Царство Небесное силою берется». На самом деле не просто даже выслушать человека, потому что он нам кажется недостаточно умным, понятия его сбивчивы, он занимает наше время, все это мы давно проходили, это нам неинтересно. А что если он завтра опять придет? Так мы вот и бегаем друг от друга, как «ежики в тумане», на самом деле сознавая, что слабы, и грешны, и нечисты пред очами Божьими. Ради Господа Бога ты можешь и должен делать маленькие жертвы, отщипывая от собственного самолюбия, зная только, что подлинной наградой за твое добро будет не комплимент, не статья о твоей благотворительности в газете и не доброе о тебе суждение, а раскрытие твоего сердца в еще большей полноте пред Богом. Ибо «в каждом народе приятен Богу делающий добро», говорит Священное Писание. Быть милостивым необходимо для того, чтобы мы еще лучше познали самих себя; чтобы в еще большей полноте нам открылась область поражения; чтобы мы обретали вдохновение в борьбе со страстями. Только рядом с милостивыми, умеющими сострадать, проявлять сердечную заботу, печалиться о ближних находится Господь Иисус Христос – наш Врач, наш Хирург и наш Целитель.

Вот почему необходимо всегда держаться золотой середины. С одной стороны, мы не одобрим тех людей, которые говорят: «Я вся в благотворительности, в социальных прожектах, аскетикой я не интересуюсь, это не для меня. Я в сиротских домах, посещаю заключенных, а что там у меня в душе – знает Бог». Не только Бог, но и ты должен знать, что у тебя в душе, необходимо отделять пшеницу от плевел, потому что внешними и добрыми делами не спасется никакая плоть. Необходима чистота, смирение и любовь, а это без покаяния, без самоуглубленного наблюдения, без внутренней борьбы с помыслами не достигается. И с другой стороны, нехороша крайность: «Знай себя – и довольно с тебя». Да, конечно, это основа основ, но нельзя в наше время превращаться в «премудрого пескаря»: забрался в свою норку, усами шевелишь, умные книжки по аскетике читаешь, а не слышишь воплей нуждающихся, которые у тебя за окном раздаются, закрываешь уши. От внешнего к внутреннему – это общий наш путь, особенно для тех, кто живет в шумных городах, и выявление внутреннего вовне. Если роза не искусственная, а живая, она пахнет! И вера наша, и молитва наша – это прекрасный цветок! А вот благоухание, исходящее от цветка, – это твои сердечные расположения, умение сочувствовать, улыбнуться человеку, проявить радушие, приветливо с ним поговорить, деятельно о нем позаботиться, дать ему то, что он просит, а может быть, и сверх того, если имеется такая возможность, как учит нас милосердный самарянин. Таким образом, везде и всюду царский путь в том, чтобы больше исполнять и малого не забывать, не уклоняться ни одесную, ни ошуюю, ни в леность – бездеятельность, ни в тщеславие – при видимом изобиловании добрыми делами. А главное, уметь себя всецело вверить Небесному Отцу, прося, чтобы Он руководил нами, нашим медленным восхождением, чтобы Он указывал нам и порядок сражения со страстями и вместе с тем давал силы держать оборону против всех злых желаний вместе взятых.

И, конечно же, не забудем при этом, что мы недостойные чада Пресвятой Девы Марии. Она перераспределяет Божественный свет, который льется от непостижимого Существа Божия. Она подлинная Матерь, Родительница всех нас. Она не спускает с нас Своего материнского взора, и поэтому, уповая, надеясь на Нее, мы никогда не погибнем. Она все подправит, подкорректирует, упадем – восставит и даст еще нам дух мирен, дух радости, дух рассудительности, по которому окружающие могут судить: на правильном пути мы находимся или нет.

 

Ведущая Ольга Баталова
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать