Великий пост. Урок 2

25 марта 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

– Мне нравится пересматривать фильм «Остров». Не весь целиком, а те отрывки, в которых старец Анатолий, чумазый, полусогнутый, бегает со своей тележкой по шатким мосточкам от угольной кучи до кочегарки и обратно. Какой короткий, но спасительный путь! Подвижник ходит по нему долгие годы, и внешне выглядит так, будто он бегает по кругу, но это лишь внешне. А внутренне он совершает то самое умное делание, которое поначалу очищает человека от страстей, а затем преображает его душу. Хотя в этом фильме даже внешняя сторона таких аскетических усилий не оставляет нас равнодушными, более того, мы можем уловить духовную глубину этого подвига, когда слышим покаянные слова Иисусовой молитвы. Их отец Анатолий повторяет на протяжении многих лет, вымаливая у Бога прощение за свое преступление. Удивительно, что в художественном фильме мы смогли хотя бы приблизительно увидеть тот самый аскетический подвиг, совершать который надлежит каждому из нас. И суть его не в том, чтобы катать груженую тележку или спать на угольной куче. Нет! Суть его в исполнении слов Спасителя: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие достигают его». Это Царствие достигается борьбой, подвигом, через которые человек с Божией помощью преодолевает на своем пути все помехи, все препятствия, и прежде всего внутренние – страсти. Как сказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, «подвижничество, то есть аскетика, есть искусство или наука, имеющая конечной своей целью достижение Царствия Небесного, а ближайшая задача – достижение чистоты сердца. И без второго первое получить невозможно». О том, как решать эту задачу, наш сегодняшний разговор.

– Нельзя не согласиться с тем, что спасение утопающих есть дело рук самих утопающих. Сейчас такое время, что нас без нас никто спасать не будет, и нужно позаботиться о собственной душе. И начинать нужно, как мы уже с вами размышляли давеча, с диагноза, с определения существа своей духовной, душевной болезни, нездоровья.

Церковь не зря именуется врачебницей, или лечебницей, училищем покаяния. Ходи в Божий храм, читай неспешно дома Священное Писание, особенно Новый Завет. Прибавь к этому чтению святоотеческие труды, и в первую очередь отечественных писателей – епископа Феофана Затворника (Вышенского), епископа Игнатия Кавказского (Брянчанинова). Молись и по молитвослову, и своими словами, вверяя себя всецело Небесному Отцу, проси Его с доверием: "Боже, милостив буди мне, грешному! Даруй мне зрети (увидеть) мои согрешения!" Приступай к Исповеди, как будто в первый и последний раз одновременно, никогда себя не оправдывая, не ссылаясь на обстоятельства. Рази змия во главу! Проси того батюшку, которому доверяешь, чьи советы для тебя будут авторитетны и чья добрая жизнь является свидетельством его мудрой компетентности, еще тебе помочь: «Батюшка, как Вы видите: какие во мне живут страсти? В какой последовательности с ними надо бороться? Что мне мешает приблизиться к Богу?» И все это вместе сложив, вы получите искомое, увидите свой «фоторобот»: «Его ищет милиция!»; поймете, из каких недугов соткано ваше исподнее, ваш ветхий человек (это термин), или тело греховное. Обрати внимание, что Священное Писание телом греховным, или телом греха, не называет наши кости и плоть, бренное тело, но именует так самый грех, который пронизывает своими темными волокнами и душу, и тело.

Итак, перед вами откроется подлинная картина. Увидев ее, не нужно впадать в уныние и отчаяние, потому что Божий дар, Божия милость всего прежде проявляется в самопознании: мы убедимся, что весь методический материал, который у нас есть под руками: книжечки с перечислением грехов, пособия, называющие основные страсти человеческого сердца – все это ближайшим и теснейшим образом соотносится с нами. Слава Тебе, Господи! Глазами, «как у испуганной орлицы», я, наконец обратившись к самому себе, уразумел, что эта «песня» обо мне. Я вижу, что я действительно тяжелобольной. Я вижу, что мною, хотя бы по временам, обладают страсти. Я вижу, что нахожусь по этой самой причине в зависимости от злого духа, который не спит и не ест, а ищет моей погибели, дергая веревочки страстей тщеславия, пресыщения, раздражительности и таким образом пытаясь меня вывести вон из лона Матери-Церкви с тем, чтобы разделаться со мной на стране далече.

«Господи, дай мне разум и силы порвать эту зависимость!» – взываю я. И начинается сама борьба с искренней глубокой исповеди (если ее еще не было в вашей жизни) так, чтобы вспомнить себя с детских лет по нынешний день и без утайки обнажить все самые неприятные и болевые точки, собрав ведомые и неведомые грехи в единый сосуд покаяния и ввергнуть его в море милосердия Божия. Вот с этого только и нужно начинать, это отправная точка нашего движения в Небесный Иерусалим. Без исповеди, которая бы обнажила наши тайные грехи, нечего и думать ни о какой аскетике, потому что плодом такого откровенного покаянного разговора будет следующее: Божественная благодать, сокрытая в твоей душе с момента Крещения, находящаяся под спудом, как будто бездействовавшая пятнадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет, подобно источнику, бьющему и растекающемуся по поверхности земли, когда разобраны завалы, бетонные плиты, камни, сор, глина, начнет невидимо, неслышно журчать и действовать в душе, освобожденной от греховного мрака, омытой Кровью Господа Иисуса Христа в таинстве Покаяния. Божия благодать помажет наши мысли, и мы увидим то, чего раньше не видели внутри самих себя. Она распространит наше сердце и, наполнив его совершенно неведомым дотоле миром, научит нас чувствовать, подмечать внутренне тот момент, когда страсть, затаившись, как гадюка под корягой, вдруг подымет свою безобразную главу и придет в движение.

Искренняя, истинная исповедь просвещает человека, возвращая ему внутреннее зрение, способность к интроспекции – пребыванию внутри самого себя. Так что ты, покаявшись и очистившись от грехов, становишься многоочитым херувимом, садовником, бдительно смотрящим, наблюдающим за драгоценной розой (это и есть Божия благодать), которую тебе должно окучивать. Растет роза сама, но обеспечить ее рост – это твоя непосредственная задача. Божия благодать является учительницей, наставницей, которая, особенно во время богослужения в храме, воспользовавшись нашим сосредоточенным предстоянием Богу, покажет тебе все зоны поражения, все, чем ты болеешь. Нас спрашивают: «Кто же поможет нам поставить диагноз?» Сам Господь, Он, вышеестественно действуя Своею благодатью, только бы найти простого и незлобивого человека. Простого, то есть такого, как ребенка, который умеет довериться Небесному Отцу; а незлобивого, то есть умеющего сочувствовать, сопереживать, иначе говоря, жалеть людей. Если ты после исповеди все еще остаешься «гюрзой» или «эфой», которая жалит всякого, наступившего на ее хвост, то Божия благодать закроется, она не станет обнаруживать себя, потому что подобное стремится к подобному. Бог человеколюбив и милостив, и предстоит «суд без милости, не сотворившему милости». Так и останешься во тьме, и чем больше ты получил от Господа, тем большее осуждение потерпишь. Но если ты трудишься и зазираешь себя всякий раз, когда тебе мысленно хочется кого-то осудить, если ты стараешься жить по закону великодушия, если признаешь всех собратьями по несчастью, как будто бы собранными в одной палате, инвалидами: у одного нога загипсована, у другого нога вытянута на цепи, у третьего бинты после ожога покрывают всю главу так, что видны только глаза (слава Богу, уцелевшие!); если исполнишься состраданием к людям, то Бог всему тебя научит, и в час предстояния Ему на службе Божия благодать тебе напомнит даже забытые тобою грехи, которые, кажется, уже канули бесследно в Лету забвения. Только стой, как березка, вытянись, как струнка, забудь все и вся вокруг себя, внемли себе и обратись к сокровенному миру своей души. И после исповеди, полной, без утайки (я говорю то, что знаю по собственному опыту), в которой мы сами себя осудим и казним, а Бог нас милует, ты обретешь в своей душе вот эту величественную учительницу, наставницу, врачевательницу, и она все покажет тебе.

Вот, к примеру, чревоугодие, которое тебя мучает уже двадцать лет и заключается в том, что ты относишься к еде не как к лекарству, а как к чему-то, что тебя услаждает, чем ты упиваешься, при том что ты никогда не соблюдаешь меры, но всегда чувствуешь отягощение, от тебя отходит легкость, радость бытия. Ты встаешь из-за стола, оставаясь «цыпленком табака», придавленным этой довольно позорной и очень коварной и противной страстью.

А вот тщеславие. Ты все время говоришь о самом себе, и «я» никак не может у тебя встать на надлежащее ей место – последней буквы алфавита. Когда ты делаешь что-либо доброе, достойное, то всегда по непонятной причине (тебе непонятной, а ежику-то понятно) привлекаешь людей, чтобы они стали «невольными» свидетелями твоего благородного поступка. Хочешь что-то подарить ближнему – всегда вынешь из сумочки предмет, припасенный тобою: «А вот это Вам сие! А вот Вам сие!» А вокруг-то народ, закусив губу, стоит и думает: «Ну какой же фрукт!» Все тайное сами делаем явным, не понимая, что там, на Страшном Суде, сгорит всякая добродетель, ставшая по нашей воле предметом всеобщего внимания и обсуждения.

Божия благодать покажет тебе самые сокровенные уголки твоей души. Сколько в тебе, оказывается, таится недоброжелательности! На людях ты корректен, сдержан. Коллеги тебя уважают за умение вежливо поздороваться, попрощаться, а копни поглубже – ты яблоко гнилое. У тебя тайное превозношение над коллегами, у тебя чувство какой-то собственной значимости, может быть, даже исключительности, и поэтому ты позволяешь себе выносить очень жесткие оценки своим друзьям, мысленно их уничижая, вместо того чтобы видеть в них светлые стороны натуры и отмечать те таланты, которые у них присутствуют, а у тебя нет. И никто лучше, полнее, глубже не откроет нам область поражения грехом, нежели Дух Святой, живущий в нашем сердце.

Думаю, что для наших сегодняшних собеседников самый важный тезис, самое важное открытие – это Бог, желающий спасения кающегося грешника, который является в нас Диагностом, Врачевателем, Хирургом. Нужно только отсечь смертные грехи, очиститься от недостойной христианина брани – сквернословия; прекратить смотреть порнографическую блудность в компьютере, при том что супруга убеждена в том, что вы смотрите по телевизору с ней только передачу «Наш сад», в то время как вы у себя в кабинете заглядываете в такую клоаку, откуда выбраться, как кур в ощип попавши, уже невозможно без настоящей, глубокой исповеди.

И эту-то учительницу – благодать Господню – нужно уметь слышать и слушать, ею руководствоваться, через чтение святых отцов выверять ее действие, но более всего ценить тот сокровенный час предстояния Богу, особенно в Божием храме, где Дух Святый властно в светлом облаке осеняет общество христиан, и ручеек нашей маленькой молитвы, входя в мощный поток молитвы соборной, возносит наши умы и сердца к Престолу Божию.

Вспоминаю, как юношей, впервые принесшим исповедь на первом курсе филологического факультета, был просто поражен, изумлен тем Царством, которое во мне открылось. Если раньше сердце было стоячим болотом: ни дуновения, ни ветерка, одни только миазмы, испарения, бесчисленное море страстей, то после исповеди Божия благодать, как некий незримый свет, обнажив во мне мрачные долины, буераки, пропасти, никогда уже не оставляла своего водительства. Когда я падал через малое время, вновь восставляла меня, а когда вдруг впадал в обольщение, думая: «Это я сам! Эврика! Мне открылось!» – она скрывала свое действие. И так месяц за месяцем, год за годом свершалось очищение, которое, конечно, не завершилось и по сей день.

Нам, дорогие друзья, нужно уподобиться двухлетним младенцам, крепко держащимся за подол своей матери. Нам надо развивать в себе чуткость, недоверие к собственному сердцу, самоукорение, внимательную молитву и умение всецело вверять себя Божиему Персту так, чтобы следовать за Агнцем, куда бы Он нас ни повел. А ведет Он нас как раз в юдоль покаяния, просвещая мало-помалу наше сердце, указывая нам на источные грехи: гордость, похоть и злобу, как грибницу, порождающую все производные страсти. Но об этом мы поговорим с вами в следующий раз.

 

Ведущая: Ольга Баталова
Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать