Уроки православия. Милостыня. Часть 2

29 сентября 2010 г.

После летних пожаров мы могли наблюдать, как по всей стране одни люди активно собирали милостыню для погорельцев (и это радовало), а другие, порой, выбрасывали ее на свалки и это, как минимум, удивляло. Но само явление активного сбора помощи для погорельцев может стать для нас поводом внимательно всмотреться в то, что есть подлинная милостыня и как исполнять заповедь «Блаженны милостивые» с пользой для души. Свт. Иоанн Златоуст оставил об этой добродетели немало поучений. Он говорит: Бог требует от нас не значительности дара, а сердечного благорасполе-жения. Или: Обращай внимание не на трату денег, но на пользу от этой траты. Святитель учит: «Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги! Не за деньги, а за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однако, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение (делать добро). Имея его, ты можешь и за две лепты купить Небо, а без него и за тысячу золотых не купишь!» Ну вот – опять, деньги! Вроде бы уроки православия, а не экономики, о духовном надо говорить, а мы все о материальном! Действительно, подобные разговоры часто соблазняют людей, пока не усвоивших христианских истин и переносящих законы товарно-денежных отношений на дела духовные. А потому напомним, что под милостыней в православии понимаются дела христианской любви, и эти дела вовсе не означают взятие в горсточку денег из своего кармана и разжимание руки над чужой шапкой. Ведь милостыня может быть вообще нематериальной – невещественной, как говорят святые отцы и именно об этом нам сегодня расскажет насельница Ново-Тихвинского монастыря схимонахиня Августа.

В сочинении «Приношение современному монашеству» свт. Игнатий Брянчанинов пишет: Для вступившего в монастырь предлежит другого рода милостыня: невещественная. Она заключается в том, чтобы мы не осуждали ближних, когда они согрешают, но миловали их! Чтобы даже не судили о ближних, говоря об одних хорошо, а о других худо. Такой суд непременно сопряжен с отвержением смирения, с гордынею, которая присваивает человеку то, что принадлежит единому Богу. Иноческая - невещественная милостыня заключается в последовании Христу, то есть в тщательном исполнении евангельских заповедей и в ношении креста - в благодушном терпении и в тщательном понуждении себя к терпению всех скорбей, которые благоволит Господь попустить нам ради спасения во время нашего земного странствования.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: “Великое дело милостыня. Возлюби ее, ведь ей нет ничего равного! Она может и загладить грехи, и избавить от суда. Ты молчишь, — а она стоит и тебя защищает... Столько-то благ от милостыни, а мы не радеем о ней и не заботимся! – сокрушается святитель и призывает: Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай, монетку! Нет монетки? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным, и получишь награду; ибо награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”. Да с этими словами соглашаться нетрудно, и признавать, что такая милостыня есть благо для тебя, вполне возможно. Но неужели когда я прощаю обиды, признаю заслуженными любые оскорбления, терплю укоры, и тогда я тоже оказываю милостыню?

Но кем бы ни были те христиане, исполняющие заповедь Христову: «Блаженны милостивые» - монашествующими или мирянами, самым главным является то, что они действительно были помилованы Богом и наследовали Царство Божие. Имена некоторых их них занесены в месяцесловы, и мы молимся им в дни памяти, и вспоминаем об их делах милосердия. И если нечаянно забудем имя человека, творившего милостыню богоугодно, то пусть его поступки, его духовные дела, не забываются нами никогда! Ведь совершать то же или подобное надлежит каждому из нас! Вот один такой пример: Жившая когда-то давно богатая женщина (история не сохранила ни ее страны, ни имени), похоронила мужа и стала раздавать повсюду обильную милостыню. Везде она искала людей нуждающихся, обездоленных и, находя, благотворила им. Родные же роптали на нее: “Ты совсем лишишься достатка, ты сама станешь нищей”. Но милосердная вдова продолжала щедро раздавать подаяния. И как только она раздала все, тот на город напали варвары, и он был разграблен и сожжен. Лишь часть его жителей спаслась бегством, среди них была и та милостивая вдовица. Она единственная из всех не потеряла ничего, и ей нечего было оплакивать. Но ее приобретением стала святость, память о которой сохранилась в веках. Других примеров высокой добродетели в истории Церкви мы отыщем немало. Пусть достичь их высот нам не удастся, но знать о них полезно, и такими примерами, мы и закончим эти уроки о том какой спасительной для нашей души может быть милостыня и вещественная и невещественная.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать