Под словом «милостыня» в православии понимаются дела христианской любви, а подаяние милостыни является обязанностью каждого христианина, предписанной в Свящ. Писании. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», - говорит Спаситель в Нагорной проповеди, и там же добавляет: «Всякому, просящему у тебя, давай!» Казалось бы, заповедано - так делай и не сомневайся! Однако каждый, наверняка, испытывал сомнения, приступая к исполнению этой заповеди: дать или не дать, тому или этому, а если дать, то сколько? Заметим, что не только нас – людей мирских и мало сведущих в делах духовных, искушали подобные сомнения. И не в ответ ли на них свт. Василий Великий говорил: Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося! Тот кто дает бедному, тот дает Господу и от Него получит награду; а кто подает всякому прохожему, тот бросает псу, который докучает своею назойливостью, но не возбуждает жалости!» Попробуй, возрази тут святителю! А в древнем "Учении 12 апостолов" сказано и такое: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, прежде чем ты узнаешь, кому даешь ее». Здесь получается, давай, но не сразу! А когда же? Совсем недавно мы наблюдали, как по всей стране одни люди собирали милостыню для погорельцев, а другие выбрасывали ее на свалки, и первые начинали сожалеть, что сотворили дела милосердия. Все это заставляет нас еще задуматься над тем, что же есть подлинная милостыня и как нам исполнять эту заповедь Христову с пользой для души.
Как мы на самом деле относимся к ближнему - к тому, кто нуждается в нашей милости? Это действительно вопрос! Вопрос серьезный, порой трудный, поскольку ответ на него может обличить нас самих! Публицист Александр Ткаченко в статье: Неправильные нищие, или запотевшая милостыня пишет: Иногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. У меня так бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помятых личностей, выпрашивающих на подходах к храму денежку «во славу Божию». Или когда в метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: «Помогите Христа ради! Умирает сын-дочь-внук-муж». Или когда поддатый инвалид в армейской форме пристает к водителям, пока машины стоят в пробке. Ведь все мы сотни раз уже, наверное, видели по телевизору репортажи о подобных способах «разводки на жалость». И в глубине души считаем, что так оно все и есть: денежку, полученную возле храма «во славу Божию», помятые личности тут же потратят на горячительные напитки, у женщины с табличкой никто не умирает, а пьяный инвалид — наёмник мафии. Все так. Только вот душа! Как-то она все же беспокоится, если мы проходим мимо таких «неправильных» нищих, ничего не подав. Неуютно ей тогда бывает, душе. Мается она потом. Будто спрашивает, мол, что ж ты, христианин? Тебе ведь ясно заповедано: просящему — дай. А ты чего?» И действительно - чего? В чем могут быть сомнения, если просящему давать велел Сам Бог?
Это что же получается? Если человек не подаст профессиональ-ным побирушкам, то он в оковах страстей своих останется? Но ведь погорельцам же он подаст! Они «правильные» и для них можно бросить денежку в специальную кружку или собрать пакет с вещами. А если в основном вокруг нас нищие «неправильные», то им и подавать нечего, и нас укорять за это тоже нечего! Александр Ткаченко в своей статье пишет как раз об этом и пишет: Да! Подавляющее большинство сегодняшних нищих не соответствуют нашим высоким требованиям к настоящему, добросовестному нищему, которому мы могли бы вручить милостыню с твердой уверенностью в том, что он потратит ее исключительно на благое дело. Но пытаясь угадать, как просящий распорядится полученными деньгами, мы, по сути, выносим ему приговор. А это значит, что уже загодя считаем его мошенником, пьяницей, тунеядцем и т. д. Но за этим стоит главное, что уже обличает нас самих: мы денег ему не дадим, потому что не любим этого человека. Не любим так, как учит нас Христос!
Свт. Григорий Богослов говорит, что Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением дающего. Иногда это расположение человека таково, что и милостыню он подает то криво, то косо – внутренне. Например, хочет кому-то помочь, а со своим имуществом расстаться так жалко! Вот и примешивается к добродетели милосердия яд жадности. Но святые отцы и это устроение души не осуждают! Напротив, утешают! Ведь как утешительно звучат слова Свт. Иоанна Златоуста для тех, кто пока немощен в делах милосердия: «Если ты не хочешь подать столько, сколько евангельская вдова, то отдай нуждающемуся по крайней мере лишнее».
А еще своим ближним можно сказать, что милостыня – это, пожалуй, самое простое и доступное любому человеку богоугодное дело, способное оживотворить нашу веру. Нет ничего легче и спасительнее, чем милостыня. А насколько она важна для христиан, мы можем судить по тому, как заботилась о милостыне первая Апостольская Церковь. В Деяниях святых апостолов мы читаем, что многие христиане приносили деньги для раздачи неимущим, что было принято “ежедневное раздаяние потребностей” и для этого были выбраны и поставлены “7 человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости”. Апостол Павел говорит, что «доброхотно дающего любит Бог”. + О том, с каким устроением души нужно подавать милостыню, мы продолжим наш разговор на следующем УП. А завершая сегодняшний, мы расскажем историю, которую позаимствовали у свщ. Сергия Николаева. + Одна пожилая женщина каждое лето ездила работать каменщицей на реставрацию или строительство церквей. Помогала она бесплатно — Христа ради, а однажды взяла с собой и пятилетнего внука. Мальчонка трудился, как мог, и уже по возвращении домой, он рассказал бабушке: “Мне сегодня ночью Ангел Божий сказал, что меня записали в живую книгу за то, что я подносил кирпичики на стройке”. Что это была за “книга живая”? Пятилетний малыш хотя и был церковным мальчиком и знал про Ангелов, но о “живой книге”, или Книге Жизни, он слышал впервые. Но, конечно, поверил, Ангелу! И дай Бог, чтобы из тех кирпичиков, и многих иных добрых дел сложилась бы для него лестница - прямо в Царство Небесное.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Читаем Апостол. 8 мая 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!