Религиозное образование. Часть2

15 сентября 2010 г.

Стало уже традицией посвящать первые сентябрьские выпуски наших программ самой актуальной для этого времени теме религиозного образования. Многие события церковной жизни последнего десятилетия (в ряду которых – и создание православного телеканала СЮОЗ) убедительно свидетельствуют о том, как важно для Русской Прав-ной Церкви иметь в своих рядах образованных, церковно-просвещенных мирян. Наверное, потому с каждым годом все больше появляется теологических факультетов при светских вузах, все чаще организуются библейские, миссионерские и катехизаторские курсы, и даже создаются учительские семинарии для педагогов. И это - помимо воскресных школ для взрослых, которые существуют почти на каждом приходе. Неужели это действительно нужно делать так массово и в таких масштабах? И кто может воспользоваться этой замечательной возможностью и, отложив многие насущные дела и заботы, вновь пойти учиться? На прошлом уроке мы начали разговор на эту тему с преподавателем Библейских миссионерских курсов, выпускником Православного Св.-Тихоновского Государственного Университета Константином Владиленовичем Корепановым, а сегодня продолжим говорить о том же со священником Игорем Стуковым, деканом богословского факультета Высших миссионерских курсов.

Такая практика - не редкость и в наши дни, и чаще всего она проходит в виде бесед руководителя с подчиненными. По другому может быть тоже бывает, но гораздо реже. А вот верующего начальника работники послушают кто-то с искренней заинтересованностью, а кто-то поневоле… Но начальника не ослушаешься! Кстати, подобный обычай существовал во все времена, когда благочестивые купцы, помещики и даже рабовладельцы, от чистого сердца просвещали людей светом Христовой истины. Обратимся к примеру 100 летней давности, когда на церковные праздники купец 2-й гильдии Василий Николаевич Муравьев (будущий старец Серафим Вырицкий) собирал в своем доме народ Божий. Нищих и голодных сперва кормили, а потом сам Василий Никол-вич рассказывал им историю, смысл наступившего праздника, и на дорогу щедро наделял гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашал приходить еще. Один Бог ведает, сколько людей от всего сердца поминали в своих простых молитвах имя Василия и его жены Ольги! Сколько таких молитвенников испрашивали здравия и спасения своим благодетелям. И хотя в наши дни жизнь совсем другая, и подчиненные какого-либо начальника-христианина и не голодают, и не бедствуют, но они порой больше тех нищих нуждаются в пище духовной. А она должна быть и правильно приготовлена и своевременно подана! Вот этому искусству как раз и обучают на миссионерских курсах тех, кто оказался на полшага впереди своих домочадцев или сослуживцев и пришел сюда учиться … Но только ли за этим идут на учебу взрослые занятые люди?

Что предшествовало такому смирению и такой прозорливости батюшки Серафима – тема других уроков православия, но относительно сегодняшней заметим: большинство современных миссионеров, как бы и чему они не учились, вряд ли сумеют так говорить об Истине. Ведь все мы в большей степени ученики, чем учителя, сами истину только обретаем, и потому говорить о ней нам надо потихонечку, полегонечку и с большой осторожностью, чтобы не исказить учение Церкви своими начальными и не всегда точными знаниями и представлениями о вере.

Такие посадки в лужу, наверное, совершал каждый, кто пытался миссионерствовать или проповедовать слово Божие. Чаще всего эти падения могут наблюдать учителя, которые как раз и учат своих подопечных быть опытными, знающими, уверенными в себе. Но учеба эта дается не всем и не сразу. В воспоминаниях о жизни и трудах Николая Ксенофонтовича Смирнова – учителя церковной проповеди Пензенской духовной семинарии, приводится такой пример. Вышел как-то перед классом семинарист, чтобы сказать поучение на Великий Пяток по образцу известной проповеди. А Николай Ксенофонтович, заметив у юноши шпаргалку, говорит: «Представьте себе, что вас слушают не ученики, а настоящие прихожане в храме! Говорите им проповедь!» и забирает шпаргалку. Семинарист теряется, но все же медленно, с расстановкой начинает: «Братия! Давайте плакать!», – а после, немного помолчав, добавляет: ”Аминь”. Громкий смех товарищей был ответом проповеднику на его импровизацию. А сам педагог, едва удерживаясь от улыбки, проговорил: «Больше вам ничего и не остается, как плакать!» - и поставил в журнал единицу».

Вот так – взрослые самостоятельные люди продолжают оставаться учениками, а значит, продолжают измерять время своей жизни, как школьники, воспринимая начало сентября как начало нового года, а неделю продолжают мысленно представлять себе в виде школьного дневника: слева три дня, справа – три, и есть еще воскресенье! И то, что многие богатые годами христиане, уходить от этого порядка не хотят, особенно ярко проявляется в начале каждого нового учебного года. В сентябре, когда возобновляют свою работу различные курсы, солидные дяди и тети вновь садятся за парты, вновь становятся учениками, чтобы получить знания о вере, чтобы просветить умы и сердца светом Христовой истины. Этим поступком они порой как бы заставляют своих неверующих близких ставить вопрос ребром: «Зачем тебе это нужно, что ты от этого будешь иметь?» Все отвечают по-разному, у всех своя аргументация, но почему бы нам не заглянуть в шпаргалку и не списать на этот случай ответ того, кто когда-то успешно отвечал на подобные вопросы - так, как отвечают ученики разумные! Однажды опытный монах решил испытать молодого инока и спросил у него: «Можешь ли ты повторить, что говорил старец сегодня утром на проповеди?» « Нет, признался молодой монах, - я не помню!» -. «Так для чего же ты тогда ее слушал?» Юноша – он в это время мыл листья салата, сразу нашелся и ответил: Посмотри, брат: вода моет листья, но сама на них не остается! Однако салат при этом становится совершенно чистым».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать