О жизни отца Всеволода Шпиллера. Часть 3

30 августа 2010 г.

 

40 лет назад, когда проповеди в православных храмах почти не звучали, прихожане одной Московской церкви обратились к своему батюшке с удивительной просьбой: изложить в проповедях - с амвона, современное православное жизнепонимание. Ведь оно с одной стороны определяется безусловной верностью церковному преданию, а с другой - реалиями настоящего времени. Как это все согласовать? Как жить в согласии с вечными истинами и одновременно в заботах и нуждах каждого дня? И батюшка, а это был протоиерей Всеволод Шпиллер, за такой труд, конечно же, взялся! Потому что, по его собственным словам, во всех своих проповедях он и старался обращаться к духовным нуждам каждого дня. Служить Слову и доносить учение Церкви на современном языке о. Всеволод учился на протяжении долгих лет своего священства, еще живя в Болгарии, а приехав в Москву, он продолжил свой пастырский труд. Но и сама жизнь о. Всеволода была и по сей день остается проповедью. Он был не только пастырем, духовником, богословом, проповедником, совершителем Божественной литургии. В трудные годы всеобщего молчания он имел христианскую смелость, дерзновение и учил людей жить по воле Божией! Потому уроки его жизни так для нас важны! И с ними нас знакомит духовный сын, друг и помощник о. Всеволода - профессор Андрей Борисович Ефимов. Его сегодняшний рассказ о том, как устраивается жизнь Шпиллеров на Родине, по возвращению из Болгарии.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ и духовный сын о. Всеволода вспоминает, что Николо-Кузнецкий храм того времени по воскресным дням бывал переполнен, а в дни больших церковных праздников вход и вовсе ограждался железными перилами. Толчея, а часто и нестерпимая давка, были в этом приходе делом обычным. Но теснились так в основном немолодые жители Подмосковья. А вот молодежи в храме в то время почти не было: Русская Церковь переживала тяжелое время. Но о. Всеволоду удалось изменить этот уклад.

О. Всеволоду нередко приходилось участвовать в различных экуменических встречах, съездах, конференциях, и он любил повторять слова о. Георгия Флоровского, что полезным может быть лишь "экуменизм на молекулярном уровне", то есть личное общение христиан разных конфессий. И такие контакты он считал гораздо более перспективны, чем казенные официальные встречи. А на них порой случались ситуации из ряда вон: как например та, что произошла на Второй Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Америке.

Что для человека значит найти старца, а потом его потерять? Что значит духовно осиротеть? Многие современные христиане вряд ли в состоянии понять значение такой утраты, поскольку подобные духовные отношения большая редкость! А в годы оскудения веры они и вовсе были исключительными. О том, каким полезным бывает для человека духовное руководство старца, мы чаще всего узнаем из воспоминаний духовных чад, бывших, например, под окормлением батюшки Серафима или Оптинских старцев. Что же люди находили для своей души в таком общении? Почему для них важно было слово духовно мудрого человека?

Книга «Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах», была подготовлена к изданию народным артистом России Иваном Шпиллером, сыном священника. В этом сборнике мы прочтем не только письма старца Павла Троицкого. Здесь мы сможем встретиться с великими служителями Церкви, с исполненными благодати духовными наставниками о. Всеволода, сможем услышать живые голоса Патриархов и иерархов Русской Православной Церкви, а также голоса оставшихся в изгнании русских богословов и философов. На страницах этой книги мы найдет честные ответы православного пастыря тем, кто жаждал слова Истина. Он всем старался, как в письмах, так и в проповедях, рассказать о том, о чем попросили его когда-то прихожане: о том, что есть современное православное жизнепонимание. О. Всеволод отвечал на это вопрос по-разному: в докладах перед учеными мужами, в своих трудах, в письмах. Но более всего он говорил об этом в своих проповедях, которые привлекали множество искавших Истину людей. Они записывая эти слова на магнитофон, и пленки с такими записями расходились по всей стране. В период служения в Николо-Кузнецком храме о. Всеволод сумел устроить там «духовный оазис» в палящей пустыни советского атеизма. И на следующем уроке православия мы расскажем о том, как и у кого сам пастырь учился жить по вере – жить по воле Божией.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать