С профессором Ефимовым - преподавателем Православного Св. -Тихоновского гуманитарного университета мы познакомились, как это обычно и бывает, «случайно». В Екат-бурге, куда он приехал для участия в научно-богословской конференции «Современная православная миссия». В результате этой встречи в эфир вышли уроки православия о служении, как крестоношении: о том, что для христианина служить Богу, Царю и Отечеству, значит – нести крест Христов и так спасаться. А когда путь-дорожка привела меня в Москву, то там я уже сама напросилась в гости к новому знакомому, к заведующему кафедрой истории миссий Православного Св. -Тихоновского Гос. Университета, профессору Андрею Борисовичу Ефимову, чтобы подготовить с ним новые уроки православия. О чем будем говорить? – поинтересовался Андрей Борисович? Давайте о Ваших учителях веры! – предложила я, - о тех людях веры, с кем вам довелось лично встречаться, а нам уже не доведется никогда! Это очень важно - вспоминать тех, у кого можно учиться жить по воле Божией, о тех наставниках, которых поминать должно и полезно, ибо они проповедовали слово Божие! Почтенный возраст нашего собеседника, его долгая и богатая на встречи жизнь позволили бы ему рассказать о многих подвижниках благочестия … Но Андрей Борисович решил поделиться с нами воспоминаниями о своем духовнике, учителе и друге протоиерее Всеволоде Шпиллере. Сегодня он продолжит рассказ о судьбе этого удивительного пастыря.
Время жизни в Пазарджике - это период становления о. Всеволода как совершителя Божественной литургии, как пастыря, духовника и богослова. Свое служение в Успенском храме он соединял с большой преподавательской работой в гимназиях, в сельскохозяйственном институте, в церковном суде. Спутниками его жизни в тот период становятся замечательные священнослужители - протоиерей Андрей Ливен, архимандрит Пантелеимон (Старицкий), архимандрит Мефодий (Жерев) и другие. О. Всеволод в это период ведет большую переписку, участвует в обсуждении современных проблем церковной жизни.
С 1944 года на протяжении полутора лет о. Всеволод являлся одним из трех членов комиссии по разработке законодательства о положении Церкви в новой Болгарии. Он представил несколько докладов о правовом положении Церкви в государстве вообще и в Болгарии в частности. Эти доклады, принятые за основу государственного законодательства о Церкви, не потеряли своей значимости и в наши дни. Активная деятельность о. Всеволода способствовала тому, что в 1945 г. он был переведен служить в Софию – в кафедральный собор святой Недели.
Это был тот самый мтрп. Гор Ливанских Илия, о котором сегодняшние христиане знают намного больше, чем верующие в Советском Союзе в середине 20 в. В наши дни история о том, как после нападения фашисткой Германии на Советский Союз, мтрп. Илия ушел в затвор и молился в пещерной церкви перед чудотворной иконой Божией Матери о спасении России – общеизвестна. Согласно церковному преданию на четвертые сутки затвора во время молитвы Владыке явилась в огненном столпе Божия Матерь и возвестила ему определение Божие для России и народа русского. Это определение Владыка передал - через Красный Крест представителям и Русской Православной Церкви и советского правительства. А после войны Патриарх Алексий I пригласил мтрп. Гор Ливанских Илию Карама в Советский Союз. Через полгода после этого визита он вновь прибыл в Москву уже в июле 1948 года, на этот раз на торжества по случаю празднования 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Именно тогда и произошла эта нечаянная встреча в гостинце протоиер. Всеволода Шпиллера с почтенным старцем. Эта страничка истории – согласитесь, не только забавная, но и довольно поучительная, доселе была почти никому неизвестна, и открылась нам сегодня благодаря воспоминаниям духовного сына о. Всеволода. И на ближайших уроках православия профессор Ефимов расскажет нам еще немало таких историй, чтобы и мы, воспоминая о наставниках наших, по слову апостола, учились бы подражать их вере.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение иудеи. Извращенный суд». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Старец взялся за топор
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова». Часть 6
Православный словарь. Иконография
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!