Уроки православия. Воспоминания современников о свт. Луке Крымском. Урок 1

11 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Недавно в разговоре молодой и далекий от Церкви хирург с таким воодушевлением пересказывал судьбу архипастыря - хирурга свт. Луки (Войно-Ясенецкого) и выражал такое горячее желание увидеть о нем фильм, что я подумала – возможно, сам святитель позаботится о том, чтобы его коллега вошел в церковную ограду. Так, как это произошло с к.м.н. Ниной Ильиничной Крыловой. Ее рассказы о встречах со свт. Лукой иначе, как уроками, и не назовешь. 

Автор программы:

– В конце 90-х – начале 2000-х годов мы стали свидетелями того, как происходило прославление новых святых Русской Церкви, и тогда же открывали для себя новых небесных покровителей, в том числе и в профессии. Так архиепископ Лука Крымский, прославленный в лике святителей, стал покровителем всех врачей-христиан, поскольку при жизни он был ученым с мировым именем, выдающимся хирургом профессором медицины. Это уточнение имеет прямое отношение к нашему сегодняшнему уроку. Но предварить его мне бы хотелось двумя зарисовками. В те же упомянутые годы я работала в больнице и, узнав о судьбе святителя Луки, стала расспрашивать врачей, слышали ли они о таком ученом и знакомят ли нынче студентов с его работами. Оказалось, что нет. Фамилия Войно-Ясенецкий им ни о чем не говорила. Я в тот момент подумала: «Неужели медицина о нем забыла?» Но недавний разговор с молодым успешным хирургом-стоматологом опроверг то мое предположение. От него я услышала настоящую оду святителю Луке Крымскому. Будучи человеком невоцерковленным, этот доктор с таким воодушевлением пересказывал мне судьбу архипастыря-хирурга и выражал такое горячее желание увидеть художественный фильм о нем, что я подумала: «Быть может, сам святитель позаботится о том, чтобы и этот его коллега вошел когда-нибудь в церковную ограду так, как вошла в нее кандидат медицинских наук Нина Ильинична Крылова. Сегодня она прихожанка храма во имя святителя Луки Крымского, а более полувека назад юная Нина Трушкина слушала проповедь владыки в храме, его доклад на научной конференции, побывала вместе с ним в операционной. Ее рассказ об этих встречах иначе, как уроком, не назовешь.

Ведущая:

– Сегодня мы в гостях у Нины Ильиничны Крыловой, большой почитательницы святителя Луки Крымского. Нина Ильинична в своей жизни имела счастье лично трижды увидеть святителя, и эти драгоценные встречи она свято хранит в своем сердце. Со временем они нисколько не поблекли. Сегодня Нина Ильинична охотно согласилась рассказать нам о святителе для программы «Уроки православия».

Автор программы:

– Мы от всего сердца благодарим наших союзников из Саранска за эту встречу и за возможность таким образом почтить память святителя Луки. Ведь почитание святых в Церкви выражается не только в молитвах, но и в благоговейном воспоминании их подвигов и дел с целью подражания им.

Ведущая:

– Нина Ильинична, сколько Вам было лет и где Вы учились, когда впервые увидели святителя Луку Крымского?

– Мне было 23 или 24 года. Я была еще совсем молоденькой. Училась я в Симферополе в Крымском медицинском институте с 1945 по 1950 год. И вот там я встретилась со святителем Лукой Крымским.

– При каких обстоятельствах это произошло?

– От нас скрывали, что прибывший в Крым архиепископ Лука — медицинский работник. Опасались, что мы, будущие врачи, будем интересоваться им, ходить на его проповеди, поэтому от нас упорно скрывали, что приехал ученый и архиепископ. Мы случайно узнали. В нашей группе учился Евгений Варшавский, священник Керчинского прихода. Он хорошо знал о том, что приехал святитель Лука Крымский, что он профессор хирургии. Сокурсник и раскрыл нам эту тайну. Когда он рассказал о том, что святитель – ученый и одновременно архиепископ, у нас родился такой интерес к нему, до того захотелось его лично увидеть! Мы стали искать возможность встречи с ним, а ведь нас за посещение его проповедей строго наказывали, вплоть до исключения. Но когда мы узнали, что он читает проповедь о бессмертии души, все-таки решили сходить. Несколько человек из нашей группы пришли рано-рано, чтобы попасть к нему. Его люди так любили, уже тогда считали святым. Столько было людей, ожидающих войти в церковь, но не все смогли войти! Мы прошли и встали рядом с алтарем, прослушали его проповедь. Все было хорошо слышно. И во время проповеди у нас возникла такая мысль: нам показалось, что он немножко непоследователен. Он ведь хирург, а читает нам проповедь о бессмертии души, которую никогда не видел, когда вскрывал грудные клетки. И мы решили задать ему этот вопрос, написали записку. После проповеди ему передали эту записку и он говорит: «Мне поступила записка, и, судя по ней, я вижу, что здесь присутствуют студенты-медики. Уважаемые мои коллеги, я вполне с вами согласен. Я много вскрывал грудных клеток и души ни разу не видел. Но поверьте, я вскрывал не меньше черепов, а разум я тоже не видел. Вы верите в разум? Вы ведь его тоже не видите. Так почему же вы сомневаетесь в том, что есть душа? А ведь я вам скажу, что вы верите все равно, что есть душа. Как вы о добром человеке говорите? Он добрый, душевный, сердечный. Вы куда душу помещаете? В сердце. Ведь в самом деле душа в сердце. А вы усомнились в этом. Теперь поверили мне?» Вот так я познакомилась впервые с архиепископом Лукой Крымским.

– А Вы тогда понимали, что перед Вами святой, или даже предположить не могли?

– О том, что он необычный, что он действительно несет в себе какую-то святость, было тогда еще видно. Ведь, прежде чем мы пошли на эту проповедь, нас предупредили, что к нему так много людей приходит и к нему в церковь мы можем не попасть, поэтому нужно идти с ночевкой. Но мы ночевать не пошли. Ребята у нас – народ пробивной, мы явились в четыре часа. Вся паперть была усеяна людьми: люди спали на телегах, на тротуаре. Наши ребята протискивались вперед со словами: «Пропустите нас». Нас пропустили, и мы пробились в число первых и стояли у двери. Когда открылась дверь, мы попали в церковь и оказались рядом с алтарем. И вы знаете, это стремление к нему говорило о том, что он необычный. Я никогда не знала и не видела, чтобы так встречали батюшку перед тем, как он придет читать проповедь, и чтобы так его, как святого, встречали. На улице осталось столько же много людей, через дверь слушали, как он читал. А вот в сам момент, когда он к нам обращался, мне кажется, он светился оттого, что к нему пришли студенты. Он говорил, и у него такое лицо было, действительно, как бывает на иконах у святых.

– Что в то время говорили о святителе Луке Крымском в Симферополе?

– Нам очень подробно рассказывал о нем его бывший ассистент Карташев, случаи интересные, чуть ли не анекдотические. За Лукой Крымским всегда кто-то из чекистов наблюдал. Однажды его вызвали на разговор и убеждали, чтобы он отказался от епископства. Ему обещали все: любую клинику, институт, кафедру. Чекист говорил: «Откажись только от епископства. А то ходишь со своим чемоданчиком, как милости просишь: «Кого прооперировать?» Если откажешься, будешь оперировать беспрерывно». А он всегда носил при себе весь операционный инструментарий и оперировал всюду: и в доме, и в здравпункте, даже в камере оперировал. Выслушал его Лука Крымский и ушел от него, сказав: «Вы меня все равно не убедили». И вы знаете, волей случая у этого чекиста развился острый аппендицит. Это было в Туруханской ссылке. Туруханск – это самая северная часть Красноярского края. В это время там Лука Крымский отбывал ссылку; врача в тех краях не было, и нужно было в Красноярск везти этого чекиста с аппендицитом. В Туруханске была только фельдшер. Она пришла к чекисту и говорит: «Вас в Красноярск надо везти, но Вас растрясет, привезут, у Вас перитонит начнется. Обратитесь к Луке-то, ведь он хирург, оперирует всех, и Вас прооперирует». И чекисту пришлось обращаться к человеку, которого он только что высмеивал, чтобы тот его прооперировал. И тот его прооперировал.

– О перация прошла успешно?

– У него почти всегда операции проходили успешно.

– А этот чекист отношение к нему потом не поменял?

– Поменял. Он перестал его уговаривать отказаться от сана.

Автор программы:

– Но студентам медицинского института хотелось не только слушать проповеди этого необычного человека, архипастыря и врача. Им хотелось еще и увидеть, как оперирует этот доктор. Ведь его заслуги в области хирургии имели общемировое значение. Он написал 55 научных трудов, получил Сталинскую премию за выдающиеся заслуги в медицине, и даже неверующие коллеги признавали в нем хирурга от Бога. Будучи архиепископом, он продолжал оперировать. А среди студентов мединститута, где училась наша собеседница, шли разговоры, что делает он это совершенно необычно, не так, как все. Им, конечно, хотелось увидеть его мастерство своими глазами, и нашей героине это удалось. Вместе с подружкой она попала на операцию, которую проводил святитель Лука. В тот день они пришли в больницу заранее и долго ждали его приезда.

– Подъехала машина, он вышел. Вид у него был усталый. Он поклонился всем и пошел не останавливаясь. Ему по дороге стали рассказывать о больном, а он даже в палату не зашел, говорит: «Вы сразу мне его в операционную привезите, я знаю, о чем вы будете говорить». Мы видели, что он стоит в одежде священника, не снимает ее, только поверх ему набросили халатик и сверху шапочку. Потом он прочитал «Отче наш». Его помощники, наркотизаторы, нянечки, ассистент тоже прочитали «Отче наш». После этого он перекрестил больного, сделав ему большой крест йодом на теле, что-то еще пошептал и затем только начал оперировать. Во время операции я обратила внимание, что он делал очень большие разрезы, которые получили название лампасных как профилактика против вторичной гнойной инфекции. И здесь он сделал большой разрез и стал оперировать. И что интересно: он дважды к ране одним и тем же инструментом не прикасался. Если разрезал пинцетом, он его сразу отбрасывал и брал другой пинцет. И так до конца операции. Вот эта особенность мне запомнилась. Карташев нам потом объяснял, что он не снимает облачения во время операций. А делать большие разрезы он стал после событий в Порт-Артуре в 1904 году: там он как раз впервые встал у постели больного в Чите, туда с Порт-Артура привозили тяжелораненых. Гангрена не лечилась и многих приводила к смерти либо к ампутации конечностей. И он тогда разработал так называемый лампасный разрез: делал огромный, широкий, глубокий разрез, благодаря которому поступал кислород, гнилостная инфекция погибала и осложнений не было. Он сохранял людям конечности, и не было повторных осложнений. Он был убежден, что инфекция очень быстро распространяется. Полностью стерилизовать поверхность кожи невозможно, в воздухе тоже может быть инфекция. Если дважды прикоснуться – больше шансов, что эта инфекция будет внесена вглубь, поэтому он этот инструмент отбрасывал. Я поняла, что он хирург от Бога.

– Это была Ваша вторая встреча с Лукой Крымским. А каким образом произошла третья?

– Третья встреча произошла, когда проводилась научно-практическая конференция врачей Крыма. Она была посвящена специально Луке Крымскому, ему разрешили рассказать о своем научном пути, чтобы все врачи знали, что приехал в Крым ученый, чтобы знали о его трудах, потому что они очень нужны в практической работе врачей. Эта конференция проходила в Доме Красной Армии, рассчитанном человек на 400. Туда приезжали только по специальному приглашению. Нас, студентов, не допускали. И спасибо опять нашему ассистенту Карташеву. Он содействовал во всех мероприятиях своего шефа, организовывал и эту встречу, и он нас с Валей Терешенко, с этой девочкой (она от меня не отставала), провел на балкон, посадил на первый ряд. Нам оттуда все было прекрасно видно. Как раз под нами была дверь, через которую прошел профессор, чтобы сделать доклад. Ровно в 16 часов открываются широкие створки этой двери и входит величественный владыка, во всем одеянии архиепископа. Сзади него идут два священника в темных одеяниях, отступив шага на два. Когда он вошел, все присутствующие в зале встали: пожилые и молодые врачи, интерны. Все встали и склонили головы. Нам было прекрасно все видно. Было впечатление, что в зале стало светлее с его приходом; мне показалось, что у него нимб над головой. Все стояли, и мы встали, конечно. Хотелось не только стоять, хотелось перед ним пасть на колени, хотелось прикоснуться к нему хотя бы, но мы не имели такой возможности. Все стояли, пока он не сел на свое место на трибуне. Доклад его длился примерно час. Он подробно рассказал свой путь, как он разработал и впервые ввел местную анестезию. До этого больные оперировались под общим наркозом, было много осложнений от общего наркоза, люди погибали. И он, впервые узнав, что существует новокаин, разработал региональную методику, поступил в адъюнктуру и защитил докторскую диссертацию. Этот метод местной анестезии распространился всюду. Тогда мы называли людей, которые давали наркоз, наркотизаторами, а теперь наркоз общий не дается, и люди, которые занимаются анестезией, называются анестезиологами. Это первое достижение, о котором он рассказал всем врачам. А затем он перешел ко второй части своего доклада, ко второму разделу. Он не постеснялся, рассказал, что, когда он работал в земской больнице в Ардатове, к нему пришел на прием мужчина-извозчик с карбункулом на губе. Извозчик попросил его, чтобы он его прооперировал, ему нужно было ехать в извоз. И святитель ему пообещал: «Через неделю ты поедешь». Но больной на третий день скончался, и это святителя настолько шокировало! На вскрытии он увидел гнойники в головном мозге и гнойный менингит. Значит, инфекция непосредственно с губы сразу поступала в головной мозг. И он пришел к выводу, что инфекция распространяется не только контактно, но и каким-то другим путем, и тогда он занялся изучением гнойной хирургии. Он рассказал, что не мог издать свою книгу «Очерки гнойной хирургии» (она у него была готова в 1930-м году). Он был архиепископом, и власть настаивала: «Сан свой сними, тогда и книжку издадим». Он ее решил послать за границу. Его отец — поляк, поэтому у него были связи в Польше. Поляки проводили медицинские конференции, и он переслал свою работу за рубеж. Она была опубликована на английском языке, но в Россию этот экземпляр 1934-го года не поступил, потому что на английском языке здесь его никто не читал. Что это дало ему? У него появилась уверенность, что он делает то, что нужно, потому что его книга так быстро разошлась по западным странам и на нее появился такой восторженный отзыв: «Книга эта написана человеком с глубокими знаниями предмета, лаконично, грамотным медицинским языком и великолепно оформлена. Эта книга достойна бессмертия, и хирург, который ее имеет, будет ее держать у себя на столе. А сам человек, который написал ее, достоин звания ученого с мировым именем». Потому именно его называют «мировой ученый». У нас есть лауреаты Сталинской премии, заслуженные профессора и врачи, но никого не называют «ученый с мировым именем». Так его назвала мировая медицинская общественность. Он решил издать свой труд и в России. Книга попала министру здравоохранения, но тот ничего не мог решить и обратился лично к Сталину, который сказал: «Если эту книжку издадите, я этому священнику назначу премию первой степени». Издали ее в 1944-м году.

Автор программы:

– Напомню, что встречи Нины Ильиничны со святителем Лукой состоялись в середине прошлого века, когда она была еще студенткой медицинского института, и если для кого-то из ее сокурсников это были лишь мимолетные жизненные эпизоды, то для нашей собеседницы эти встречи стали судьбоносными не только в профессиональном плане, хотя и здесь все сложилось благополучно: Нина Ильинична защитила кандидатскую диссертацию, много лет преподавала в мединституте. Главное, что сегодня ее жизнь связана с храмом во имя святителя Луки Крымского, и когда находишься под таким небесным покровительством, то вспоминаются уже не научные, не профессиональные, а духовные достижения святителя. Он сподобился святости, как претерпевший до конца, спасся. Из воспоминаний современников, из личных воспоминаний, из многочисленных проповедей святителя мы можем увидеть, как именно происходило это спасение и соединение с Богом, что помогало ему, как поможет и любому другому человеку нести свой крест и исполнять заповеди Христовы, брать на себя Его иго. Легко ли это? В одной из проповедей владыка Лука говорит, что это на самом деле легко, и он сам убеждался в этом на протяжении всего своего жизненного пути. Господь всегда поддерживает человека, помогает и укрепляет его, если только сам человек желает спасения, если сам он берет крест свой и следует за Христом. А мы, выучив сегодняшний урок, лишь добавим: если сразу последовать за Христом человек не может, пусть он поначалу следует за святыми Его, пусть он подражает им в делах земных, в профессии, а святые угодники Божии непременно выведут человека на путь спасения.

 

Автор программы: Ольга Валентиновна Баталова
Ведущая: тележурналист информационного отдела Саранской епархии
Елена Степановна Кошелева
Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать